РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК (2017 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Право     РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК - 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК (2017 год) - часть 12

 

 

7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.23. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ в 2010, 2014 гг.1)
GRADUATION OF MID-LEVEL SPECIALISTS FROM STATE AND MUNICIPAL VOCATIONAL
EDUCATION ESTABLISHMENTS, BY GROUPS OF SPECIALTIES in 2010, 2014 1)
(тысяч человек / thou. persons)
2010
2014
Выпущено специалистов - всего
535,7
418,0
Graduates - total
в том числе по группам специальностей:
including by specialties:
естественные науки
0,4
0,3
natural sciences
гуманитарные науки
40,2
26,6
humanitarian sciences
социальные науки
0,9
3,9
social sciences
образование и педагогика
45,3
25,5
education and pedagogy
здравоохранение
63,0
49,5
health care
культура и искусство
17,6
19,1
culture and art
экономика и управление
130,9
66,2
economics and management
информационная безопасность
0,4
0,6
information security
сфера обслуживания
12,5
14,9
service sector
сельское и рыбное хозяйство
17,6
18,2
agriculture and fisheries
геодезия и землеустройство
2,6
-
geodesy and land management
геология, разведка и разработка полезных
ископаемых2)
7,9
17,3
geology, exploration and mining 2)
энергетика, энергетическое машиностроение
energy industry, power engineering and electrical
и электротехника
16,5
15,5
technology
металлургия, машиностроение и материалообработка
22,6
22,6
metallurgy, machine building and material processing
авиационная и ракетно-космическая техника
2,0
1,7
aviation and space technology
морская техника
3,1
5,5
marine equipment
транспортные средства
43,9
39,5
means of transport
приборостроение и оптотехника
1,3
0,4
instrument and optical engineering
electronic engineering, radio engineering
электронная техника, радиотехника и связь
9,0
6,8
and communications
автоматика и управление
5,8
2,9
automatics and control
информатика и вычислительная техника
28,0
27,0
computer science and computer facilities
химическая и биотехнологии
3,8
2,9
chemical and biotechnology
технология продовольственных продуктов
и потребительских товаров
21,9
17,4
technology of food products and consumer goods
архитектура и строительство
31,6
28,8
architecture and construction
безопасность жизнедеятельности, природообустройство
и защита окружающей среды
2,3
2,8
safety life, environmental management and protection
1) Здесь и в табл. 7.25 в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 2003 г.
2) Здесь и в табл. 7.25 в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 14.05.2014 № 518 специальности «геодезия и землеустройство» и «геология, разведка и разработка
полезных ископаемых» объединены в специальность «прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия».
1) Here and in table 7.25 in accordance with the 2003 Russian Classification of Specialties of Education.
2) Here and in table 7.25 in accordance with the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 14, 2014 No. 518 specialties "geodesy and land
management" and "geology, exploration and mining " are combined into the specialty "applied geology, mining, oil and gas engineering and geodesy".
Российский статистический ежегодник. 2017
189
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.24. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
GRADUATION OF MID-LEVEL SPECIALISTS FROM STATE AND MUNICIPAL VOCATIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS,
BY GROUPS OF SPECIALTIES
(тысяч человек / thou. persons)
2015
2016
Выпущено специалистов - всего
410,9
429,6
Graduates - total
в том числе по группам специальностей:
including by specialties:
науки о земле
0,3
0,3
earth sciences
архитектура
1,7
1,7
architecture
техника и технологии строительства
25,5
26,2
engineering and technology of construction
информатика и вычислительная техника
27,8
26,3
computer science and computer facilities
информационная безопасность
1,1
1,6
Information security
электроника, радиотехника и системы связи
6,3
6,2
electronics, radio engineering and communication systems
фотоника, приборостроение, оптические и биотехниче-
photonics, instrumentation, optical and biotechnical sys-
ские системы и технологии
0,5
0,5
tems and technologies
электро- и теплоэнергетика
15,1
15,8
electric and thermal power engineering
ядерная энергетика и технологии
0,2
0,2
nuclear power and technology
машиностроение
17,1
17,6
mechanical engineering
химические технологии
2,9
3,0
chemical technologies
промышленная экология и биотехнологии
15,3
15,5
industrial ecology and biotechnology
техносферная безопасность и природообустройство
3,2
3,7
technospheric security and environmental management
прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело
applied geology, mining, oil and gas business and
и геодезия
16,3
17,4
geodesy
технологии материалов
4,4
5,0
technology of materials
техника и технологии наземного транспорта
40,1
41,5
engineering and technology of land transport
авиационная и ракетно-космическая техника
0,8
0,7
aviation and space technology
аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-
aeronavigation and operation of aviation and rocket and
космической техники
1,7
1,6
space technology
техника и технологии кораблестроения и водного
engineering and technology of shipbuilding and water
транспорта
4,6
5,1
transport
управление в технических системах
2,5
2,7
control in technical systems
технологии легкой промышленности
2,6
2,5
technology of light industry
клиническая медицина
16,2
17,2
clinical medicine
науки о здоровье и профилактическая медицина
0,1
0,1
health sciences and preventive medicine
фармация
6,7
7,2
pharmacy
сестринское дело
26,8
28,6
nursing
сельское, лесное и рыбное хозяйство
14,9
15,6
agriculture, forestry and fisheries
ветеринария и зоотехния
2,5
2,6
veterinary science and zootechny
экономика и управление
59,4
59,8
economics and management
социология и социальная работа
1,8
1,9
sociology and social work
юриспруденция
18,4
22,2
jurisprudence
средства массовой информации и информационно-
библиотечное дело
2,0
2,0
mass media and information and librarianship
сервис и туризм
16,0
18,6
service and tourism
образование и педагогические науки
27,0
29,0
education and pedagogical sciences
история и археология
3,3
3,8
history and archeology
физическая культура и спорт
5,9
6,8
physical culture and sport
культуроведение и социокультурные проекты
4,1
4,6
cultural studies and socio-cultural projects
сценические искусства и литературное творчество
0,7
0,7
stage arts and literary creativity
музыкальное искусство
6,5
6,3
musical art
изобразительное и прикладные виды искусств
8,2
7,5
fine and applied arts
экранные искусства
0,5
0,4
screen arts
1) Данные приведены в соответствии с Перечнем специальностей, утвержденным приказом Минобрнауки России с 29 октября 2013 г. № 1199.
1) In accordance to the list of specialties approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 29, 2013 No. 1199.
190
Российский статистический ежегодник. 2017
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.25. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ЧАСТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ в 2010, 2014 гг.
GRADUATION OF MID-LEVEL SPECIALISTS FROM PRIVATE VOCATIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS, BY GROUPS OF
SPECIALTIES in 2010, 2014
(человек / persons)
2010
2014
Выпущено специалистов - всего
36480
33000
Graduates - total
в том числе по группам специальностей:
including by specialties:
гуманитарные науки
10384
9527
humanitarian sciences
социальные науки
40
259
social sciences
образование и педагогика
315
257
education and pedagogy
здравоохранение
307
892
health care
культура и искусство
582
520
culture and art
экономика и управление
17158
12916
economics and management
информационная безопасность
22
38
information security
сфера обслуживания
2142
2452
service sector
сельское и рыбное хозяйство
42
59
agriculture and fisheries
геодезия и землеустройство
19
-
geodesy and land management
геология, разведка и разработка полезных
ископаемых
528
1492
geology, exploration and mining
энергетика, энергетическое машиностроение
energy industry, power engineering
и электротехника
198
251
and electrical technology
металлургия, машиностроение и материалообработка
20
115
metallurgy, machine building and material processing
морская техника
110
189
marine equipment
транспортные средства
713
577
means of transport
приборостроение и оптотехника
25
-
instrument and optical engineering
electronic engineering, radio engineering and
электронная техника, радиотехника и связь
8
-
communications
автоматика и управление
84
25
automatics and control
информатика и вычислительная техника
3086
1534
computer science and computer facilities
химическая и биотехнологии
39
69
chemical and biotechnology
технология продовольственных продуктов и потреби-
тельских товаров
442
1540
technology of food products and consumer goods
архитектура и строительство
112
116
architecture and construction
безопасность жизнедеятельности, природообустройство
и защита окружающей среды
65
172
life safety, environmental management and protection
другое
-
-
other
Российский статистический ежегодник. 2017
191
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.26. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ЧАСТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
GRADUATION OF MID-LEVEL SPECIALISTS FROM PRIVATE VOCATIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS,
BY GROUPS OF SPECIALTIES
(тысяч человек / thou. persons)
2015
2016
Выпущено специалистов - всего
35,0
39,4
Graduates - total
в том числе по группам специальностей:
including by specialties:
науки о земле
-
-
earth sciences
архитектура
-
-
architecture
техника и технологии строительства
0,1
0,2
engineering and technology of construction
информатика и вычислительная техника
1,6
1,4
computer science and computer facilities
информационная безопасность
-
-
Information security
электроника, радиотехника и системы связи
-
-
electronics, radio engineering and communication systems
фотоника, приборостроение, оптические и биотехниче-
photonics, instrumentation, optical and biotechnical sys-
ские системы и технологии
-
-
tems and technologies
электро- и теплоэнергетика
0,2
0,2
electric and thermal power engineering
ядерная энергетика и технологии
-
-
nuclear power and technology
машиностроение
0,1
0,1
mechanical engineering
химические технологии
0,1
0,1
chemical technologies
промышленная экология и биотехнологии
1,5
1,3
industrial ecology and biotechnology
техносферная безопасность и природообустройство
0,2
0,2
technospheric security and environmental management
прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и
геодезия
1,2
1,4
applied geology, mining, oil and gas business and geodesy
технологии материалов
-
-
technology of materials
техника и технологии наземного транспорта
0,5
0,4
engineering and technology of land transport
авиационная и ракетно-космическая техника
-
-
aviation and space technology
аэронавигация и эксплуатация авиационной
aeronavigation and operation of aviation and rocket
и ракетно-космической техники
-
-
and space technology
техника и технологии кораблестроения и водного
engineering and technology of shipbuilding and water
транспорта
0,1
0,1
transport
управление в технических системах
-
-
control in technical systems
технологии легкой промышленности
-
-
technology of light industry
клиническая медицина
0,2
0,3
clinical medicine
науки о здоровье и профилактическая медицина
-
-
health sciences and preventive medicine
фармация
0,7
1,0
pharmacy
сестринское дело
0,2
0,3
nursing
сельское, лесное и рыбное хозяйство
0,1
0,1
agriculture, forestry and fisheries
ветеринария и зоотехния
-
-
veterinary science and zootechny
экономика и управление
13,0
14,0
economics and management
социология и социальная работа
-
-
sociology and social work
юриспруденция
11,6
14,1
jurisprudence
средства массовой информации и информационно-
библиотечное дело
0,3
0,3
mass media and information and librarianship
сервис и туризм
2,6
2,8
service and tourism
образование и педагогические науки
0,1
0,2
education and pedagogical sciences
история и археология
-
-
history and archeology
физическая культура и спорт
-
-
physical culture and sport
культуроведение и социокультурные проекты
-
-
cultural studies and socio-cultural projects
сценические искусства и литературное творчество
-
-
stage arts and literary creativity
музыкальное искусство
-
-
musical art
изобразительное и прикладные виды искусств
0,5
0,8
fine and applied arts
экранные искусства
-
-
screen arts
1) Данные приведены в соответствии с Перечнем специальностей, утвержденным приказом Минобрнауки России с 29 октября 2013 г. № 1199.
1) In accordance to the list of specialties approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 29, 2013 No. 1199.
192
Российский статистический ежегодник. 2017
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.27. ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ, ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА И ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
NUMBER OF STUDENTS, ADMISSION TO TRAINING PROGRAMS FOR MID-LEVEL SPECIALISTS AND GRADUATION
OF MID-LEVEL SPECIALISTS BY SOURCES OF FINANCING OF EDUCATION
(тысяч человек / thou. persons)
2000
2010
2014
2015
2016
Численность студентов
Number of students
(на начало учебного года) - всего
2308,6
2026,8
2103,1
2180,2
2304,8
(beginning of academic year) - total
в том числе обучающихся за счет
including studying at expense of budgetary
бюджетных ассигнований:
allocations of:
федерального бюджета
1145,4
889,8
364,2
326,9
269,7
federal budget
бюджетов субъектов
budgets of constituent entities
Российской Федерации
385,5
590,2
1137,1
1199,4
1307,3
of the Russian Federation
местных бюджетов
59,3
5,7
14,7
7,0
4,7
local budgets
по договорам об оказании платных
under contracts for provision of paid educational
образовательных услуг
718,5
541,2
587,2
646,9
723,1
services
Принято студентов - всего
842,4
671,8
672,8
699,3
727,0
Admitted students - total
в том числе на обучение за счет
including studying at budgetary
бюджетных ассигнований:
allocations of:
федерального бюджета
377,4
291,2
97,3
91,2
78,4
federal budget
бюджетов субъектов
budget of constituent entities
Российской Федерации
119,7
196,5
353,8
362,9
389,4
of the Russian Federation
местных бюджетов
19,4
2,1
4,3
1,3
1,5
local budgets
с полным возмещением стоимости обучения
325,9
182,1
217,5
243,9
257,7
with full refund of tuition fees
Выпущено специалистов - всего
567,7
535,7
451,0
446,0
469,1
Graduated specialists - total
в том числе обучавшихся за счет
including studying at budgetary
бюджетных ассигнований:
allocations of:
федерального бюджета
291,2
213,0
86,7
79,8
65,1
federal budget
бюджетов субъектов
budget of constituent entities
Российской Федерации
106,5
142,7
229,5
238,7
264,2
of the Russian Federation
местных бюджетов
16,5
1,0
3,2
1,6
1,1
local budgets
с полным возмещением стоимости обучения
153,5
178,9
131,6
125,9
138,6
with full refund of tuition fees
7.28. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ELECTRONIC MEANS OF VOCATIONAL ESTABLISHMENTS FOR MID-LEVEL SPECIALISTS
2010
2014
2015
2016
Число персональных компьютеров,
Personal computers used for learning goals,
используемых в учебных целях, тыс. шт.
216,5
254,5
274,0
308,4
thou. pcs.
из них:
of which:
в составе локальных вычислительных сетей
168,2
199,3
205,0
237,8
in local area networks (LAN)
имевшие доступ к сети Интернет
135,8
194,7
210,3
247,6
with Internet access
Число персональных компьютеров,
используемых в учебных целях,
Personal computers used for learning goals,
на 1000 студентов, шт.
135
167
176
167
per 1000 students, pcs.
Число персональных компьютеров, используе-
мых в учебных целях, имевших доступ к сети
Personal computers used for learning goals, with
Интернет, на 1000 студентов, шт.
112
127
135
134
Internet access, per 1000 students, pcs.
Российский статистический ежегодник. 2017
193
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ*)
HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION*)
7.29. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, СПЕЦИАЛИТЕТА, МАГИСТРАТУРЫ1)
на начало учебного года
HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS WITH BACHELOR’S,
SPECIALIST’S, MASTER’S PROGRAMS 1)
beginning of academic year
Годы
Число
Численность
в том числе по формам обучения
На 10 000 человек
организаций
студентов - всего,
населения приходи-
Year
including by modes of attendance
тыс.человек
лось студентов
Number of establish-
ments
Number of students -
очная
очно-заочная
заочная
Number of students
total, thou. persons
day-time
evening
extramural
per 10 000 population
1914
72
86,5
86,5
-
-
10
1917
150
149
149
-
-
16
1927
(на 15 декабря / as
of December,15)
90
114,2
114,2
-
-
1940/1941
481
478,1
335,1
15
128
43
1950/1951
516
796,7
502,6
17
277,1
77
1960/1961
430
1496,7
699,2
167,6
629,9
124
1970/1971
457
2671,7
1296,5
389,8
985,4
204
1980/1981
494
3045,7
1685,6
401
959,1
219
1990/1991
514
2824,5
1647,7
284,5
892,3
190
2000/2001
965
4741,4
2625,2
302,2
1761,8
324
2010/2011
1115
7049,8
3073,7
304,7
3557,2
493
2011/2012
1080
6490,0
2847,7
263,4
3289,7
454
2012/2013
1046
6075,4
2724,3
229,7
3051,4
424
2013/2014
969
5646,7
2618,8
189,2
2838,6
393
2014/2015
950
5209,0
2575,0
158,5
2475,5
356
2015/2016
896
4766,5
2379,6
149,1
2237,8
325
2016/2017
818
4399,5
2403,0
124,2
1872,3
300
1) До
2016/2017 учебного года - число образовательных организаций высшего образования; с 1 сентября 2013 г. понятие формы обучения «экстернат» упразднено.
До 2012/2013 учебного года - включая экстернат.
1) Before 2016/2017 academic year - number of higher professional education establishments; since September 1, 2013 the term «external studies» has been abolished. Before
2012/2013 academic year - including external studies.
7.30. ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, СПЕЦИАЛИТЕТА, МАГИСТРАТУРЫ1)
на начало учебного года
PROFESSORS AND TEACHERS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC
ORGANIZATIONS WITH BACHELOR’S, SPECIALIST’S, MASTER’S PROGRAMS 1)
beginning of academic year
(тысяч человек / thou. persons)
2000/2001
2010/2011
2014/2015
2015/2016
2016/2017
Численность профессорско-преподава-
тельского персонала2) - всего
279,6
356,8
299,8
279,8
261,0
Number of professors and teachers2) - total
в том числе имеют:
including those having:
ученую степень
academic degree of
доктора наук
29,7
44,0
44,1
42,4
40,3
Doctor of Science
кандидата наук
131,1
185,5
169,2
160,0
149,8
Candidate of Science
ученое звание
academic title
профессора
28,8
35,8
33,1
30,7
28,5
Professor
доцента
94,2
115,7
106,7
100,3
94,6
Associate professor
1) До 2016/2017 учебного года - в образовательных организациях высшего образования.
2) С 2010/2011 учебного года - без учета численности ректоров, проректоров, директоров филиалов.
1) Before 2016/2017 academic year - at higher professional education establishments.
2) Since 2010/2011 academic year - without taking into account number of rectors, vice-rectors, directors of affiliates.
————————
*) Начиная с 2013 г. - по данным Минобрнауки России.
*) Since 2013 - source: the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
194
Российский статистический ежегодник. 2017
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.31. ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, СПЕЦИАЛИТЕТА, МАГИСТРАТУРЫ ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ1)
ADMISSIONS AT HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS WITH
BACHELOR’S, SPECIALIST’S, MASTER’S PROGRAMS 1)
(тысяч человек / thou. persons)
Принято студентов - всего
в том числе по формам обучения / including by mode of attendance
Admitted students - total
очная
очно-заочная
заочная
day-time
evening
extramural
Организации, осуществляющие
образовательную деятельность
по программам бакалавриата,
специалитета, магистратуры -
всего
Establishments with bachelor’s,
specialist’s, master’s programs -
total
1940
154,5
91,5
3,0
60,0
1950
223,3
1960
377,3
157,6
52,3
167,4
1970
536,6
287,6
76,5
172,5
1980
613,5
359,8
86,1
167,6
1990
583,9
360,8
62,4
160,7
2000
1292,5
687,5
81,9
503,4
2010
1399,5
659,6
52,4
672,1
2011
1207,4
628,0
40,4
532,7
2012
1298,2
673,4
40,8
578,4
2013
1246,5
664,5
34,6
547,4
2014
1191,7
653,7
32,4
505,6
2015
1221,8
676,2
36,3
509,3
2016
1157,8
674,3
34,4
449,1
Государственные и муниципальные
организации, осуществляющие
образовательную деятельность
по программам бакалавриата,
специалитета, магистратуры -
всего
State and municipal establishments
with bachelor’s, specialist’s, master’s
programs - total
1940
154,5
91,5
3,0
60,0
1950
223,3
1960
377,3
157,6
52,3
167,4
1970
536,6
287,6
76,5
172,5
1980
613,5
359,8
86,1
167,6
1990
583,9
360,8
62,4
160,7
2000
1140,3
621,9
69,1
429,8
2010
1195,4
628,1
41,1
515,6
2011
1057,7
604,2
32,9
418,0
2012
1111,6
642,5
33,1
433,2
2013
1066,8
631,2
28,9
406,7
2014
1020,8
620,1
26,9
373,8
2015
1049,6
647,0
30,7
371,8
2016
1038,2
650,1
31,4
356,7
Частные организации, осуществ-
ляющие образовательную дея-
тельность по программам бакалав-
риата, специалитета,
магистратуры - всего
Private establishments with
bachelor’s, specialist’s, master’s
programs - total
2000
152,2
65,6
12,8
73,6
2010
204,0
31,5
11,3
156,5
2011
149,7
23,8
7,5
114,7
2012
186,6
30,9
7,7
145,2
2013
179,7
33,3
5,6
140,8
2014
170,9
33,6
5,5
131,7
2015
172,2
29,1
5,6
137,5
2016
119,6
24,2
2,9
92,4
1) С 1 сентября 2013 г. понятие формы обучения «экстернат» упразднено. До 2012 г. - включая экстернат.
1) Since September 1, 2013 the term «external studies» has been abolished. Before 2012 - including external studies.
Российский статистический ежегодник. 2017
195
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.32. ВЫПУСК БАКАЛАВРОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ, МАГИСТРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ1)
GRADUATES OF BACHELORS, SPECIALISTS AND MASTERS BY THE STATE AND MUNICIPAL
HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS
BY GROUPS OF SPECIALITIES AND FIELDS OF STUDY1)
(тысяч человек / thou. persons)
2010
2014
2015
2016
Выпущено бакалавров, специалистов,
Graduation of bachelors, specialists, masters
магистров - всего
1177,8
1017,7
1109,9
972,4
- total
в том числе:
including:
по группам специальностей2)
1084,7
1017,7
1109,9
972,5
by groups of specialties2)
физико-математические науки
9,7
15,4
19,6
15,3
physics and mathematics
естественные науки
13,0
17,6
22,9
19,5
natural sciences
гуманитарные науки
178,9
158,0
183,0
163,3
humanitarian sciences
социальные науки
16,4
16,8
18,5
13,7
social sciences
образование и педагогика
116,3
96,9
97,0
89,1
education and pedagogy
здравоохранение
33,3
35,9
35,0
37,8
health care
культура и искусство
18,7
20,6
24,5
22,2
culture and art
экономика и управление
386,7
331,0
325,4
267,3
economics and management
информационная безопасность
3,6
3,5
5,1
3,9
information security
сфера обслуживания
14,3
14,7
23,3
22,1
service sector
сельское, лесное и рыбное хозяйство
35,1
32,1
45,6
40,1
agriculture, forestry and fisheries
геодезия и землеустройство
5,3
6,4
8,9
8,0
geodesy and land management
геология, разведка и разработка полезных
ископаемых
14,0
17,5
17,5
15,0
geology, exploration and mining
энергетика, энергетическое машиностроение
energy industry, power engineering and
и электротехника
24,0
29,3
33,0
32,5
electrical technology
металлургия, машиностроение и материало-
metallurgy, machine building and material
обработка
24,0
23,3
26,2
25,4
processing
авиационная и ракетно-космическая техника
5,2
5,4
5,4
5,1
aviation and space technology
оружие и системы вооружения
0,6
0,4
0,3
0,2
weapons and weapons systems
морская техника
4,2
4,2
4,3
4,9
marine equipment
транспортные средства
34,7
33,8
36,4
32,8
means of transport
приборостроение и оптотехника
7,4
7,7
7,8
5,3
instrument and optical engineering
electronic engineering, radio engineering and
электронная техника, радиотехника и связь
14,7
15,2
16,6
13,5
communications
автоматика и управление
14,1
16,5
21,3
19,0
automatics and control
информатика и вычислительная техника
22,3
27,0
36,7
32,2
computer science and computer facilities
химическая и биотехнологии
11,0
10,2
13,4
11,6
chemical and biotechnology
воспроизводство и переработка лесных
reproduction and processing
ресурсов3)
6,2
5,5
of forest resources 3)
технология продовольственных продуктов
technology of food products and consumer
и потребительских товаров
18,3
16,0
16,8
14,1
goods
архитектура и строительство
39,5
43,0
49,6
45,4
architecture and construction
безопасность жизнедеятельности, природо-
life safety, environmental management and
обустройство и защита окружающей среды
13,0
11,6
15,7
13,2
environmental protection
по направлениям подготовки
93,1
-
-
-
by fields of study
физико-математические науки
6,8
-
-
-
physics and mathematics sciences
естественные науки
3,7
-
-
-
natural sciences
гуманитарные науки
13,6
-
-
-
humanitarian sciences
образование и педагогика
9,2
-
-
-
education and pedagogy
экономика и управление
22,1
-
-
-
economics and management
энергетика, энергетическое машиностроение
energy industry, power engineering and
и электротехника
5,4
-
-
-
electrical technology
металлургия, машиностроение и
metallurgy, machine building and material
материалообработка
4,4
-
-
-
processing
1) Здесь и в табл. 7.33 в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 2003 г.
2) Здесь и в табл. 7.33 с 2014 г. выпуск бакалавров, специалистов, магистров приводится объединенным итогом по группам специальностей и направлениям подготовки.
3) В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 18.11.2013 №1245 специальность «воспроизводство и переработка лесных ресурсов» входит в раздел «Сельское,
лесное и рыбное хозяйство».
1) Here and in table. 7.33 in accordance with the 2003 Russian Classification of Specialties of Education.
2) Here and in table. 7.33 since 2014, the graduation of bachelors, specialists, masters are given as combined result by groups of specialties and fields of study.
3) According to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 18, 2013 №1245 the specialty "reproduction and processing of forest re-
sources" is included in the section "Agriculture, Forestry and Fisheries”.
196
Российский статистический ежегодник. 2017
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.33. ВЫПУСК БАКАЛАВРОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ, МАГИСТРОВ ЧАСТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯМ
ПОДГОТОВКИ
GRADUATION OF BACHELOR’S, SPECIALISTS AND MASTER’S IN PRIVATE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS BY GROUPS OF SPECIALITIES AND FIELDS OF STUDY
(тысяч человек / thou. persons )
2010
2014
2015
2016
Выпущено бакалавров, специалистов,
Graduation of bachelors, specialists, masters -
магистров - всего
290,1
208,4
190,6
188,7
total
в том числе:
including:
по группам специальностей
229,2
208,4
190,6
188.6
by groups of specialties
физико-математические науки
0,3
0,1
0,1
0,1
physics and mathematics
естественные науки
0,3
0,1
0,1
0,1
natural sciences
гуманитарные науки
70,8
76,1
78,1
81,5
humanitarian sciences
социальные науки
0,8
0,7
0,5
0,6
social sciences
образование и педагогика
3,4
4,3
3,8
4,5
education and pedagogy
здравоохранение
0,2
0,4
0,4
0,6
health care
культура и искусство
3,3
2,9
3,1
3,0
culture and art
экономика и управление
140,8
112,4
93,8
88,9
economics and management
другие специальности
9,3
11,4
10,7
9,3
other specialties
по направлениям подготовки
60,9
-
-
-
by fields of study
гуманитарные науки
29,1
-
-
-
humanitarian sciences
экономика и управление
26,6
-
-
-
economics and management
информатика и вычислительная техника
4,1
-
-
-
computer science and computer facilities
7.34. ВЫПУСК БАКАЛАВРОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ, МАГИСТРОВ ПО УРОВНЮ ПОЛУЧЕННЫХ ДИПЛОМОВ
GRADUATION OF BACHELORS, SPECIALISTS AND MASTERS BY LEVEL OF DIPLOMAS
(тысяч человек / thou. persons)
2000
2010
2014
2015
2016
Выпушено организациями, осуществляющи-
ми образовательную деятельность по про-
граммам бакалавриата, специалитета, маги-
Graduation by establishments with bachelor’s,
стратуры - всего
635,1
1467,9
1226,2
1300,5
1161,1
specialist’s, master’s programs - total
из них по уровню полученных дипломов:
of them with level of diploma:
о неполном высшем профессиональном
образовании1)
2,3
8,0
-
-
-
incomplete higher professional education 1)
бакалавра
71,0
126,6
214,5
589,8
762,6
bachelor
специалиста
553,4
1306,9
936,4
633,3
316,0
specialist
магистра
8,4
26,3
75,4
77,4
82,5
master
Выпущено государственными и муници-
пальными организациями, осуществляющи-
ми образовательную деятельность по про-
Graduation by state and municipal establish-
граммам бакалавриата, специалитета, маги-
ments with bachelor’s, specialist’s, master’s
стратуры - всего
578,9
1177,8
1017,7
1110,0
972,4
programs - total
из них по уровню полученных дипломов:
of them with level of diploma:
о неполном высшем профессиональном
образовании1)
0,7
6,5
-
-
-
incomplete higher professional education 1)
бакалавра
48,8
67,3
163,8
485,9
626,2
bachelor
специалиста
521,2
1078,7
783,5
551,6
268,2
specialist
магистра
8,2
25,4
70,6
72,4
78,0
master
Выпущено частными организациями, осуще-
ствляющими образовательную деятельность
Graduation by private establishments with
по программам бакалавриата, специалитета,
bachelor’s, specialist’s, master’s programs -
магистратуры - всего
56,2
290,1
208,4
190,5
188,7
total
из них по уровню полученных дипломов:
of them with level of diploma:
о неполном высшем профессиональном
образовании1)
1,6
1,5
-
-
-
incomplete higher professional education1)
бакалавра
22,2
59,4
50,7
103,9
136,3
bachelor
специалиста
32,2
228,2
152,9
81,7
47,9
specialist
магистра
0,2
1,0
4,8
4,9
4,5
master
1) Диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдавали образовательные организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 232-ФЗ
от 24.10.2007 г. С 2014 г. понятие «неполное высшее образование» упразднено.
1) Diplomas of incomplete higher professional education were issued by educational establishments in accordance with cl. 4 of the Federal Law No. 232-FZ of 24.10.2007. Since 2014 the
concept of "incomplete higher education" has been abolished.
Российский статистический ежегодник. 2017
197
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.35. ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ, ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, СПЕЦИАЛИТЕТА,
МАГИСТРАТУРЫ И ВЫПУСК БАКАЛАВРОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ, МАГИСТРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ1)
NUMBER OF STUDENTS AND ADMITTED STUDENTS IN BACHELOR’S, SPECIALIST’S, MASTER’S PROGRAMS AND
NUMBER OF BACHELOR’S, SPECIALIST’S, MASTER’S DEGREE GRADUATES BY STATE AND MUNICIPAL HIGHER
PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS BY SOURCES OF FINANCING1)
(тысяч человек / thou. persons)
2000
2010
2014
2015
2016
Численность студентов
Studying students
(на начало учебного года) - всего
4270,8
5848,7
4405,5
4061,4
3873,8
(beginning of year) - total
в том числе обучающихся за счет
бюджетных ассигнований
including studying at expense of:
федерального бюджета
2754,6
2541,8
1990,5
1859,9
1838,5
federal budget
бюджетов субъектов
budget of constituent entities
Российской Федерации
36,8
71,8
65,8
62,7
61,9
of the Russian Federation
местных бюджетов
10,6
5,7
4,7
1,0
0,8
local budgets
по договорам об оказании платных
under contracts for the provision
образовательных услуг
1468,8
3229,5
2344,5
2137,9
1972,6
of paid educational services
Принято студентов - всего
1140,3
1195,4
1020,8
1049,6
1038,2
Admitted students - total
в том числе на обучение за счет средств:
including studying at expense of:
федерального бюджета
572,2
501,7
469,9
504,0
499,9
federal budget
бюджетов субъектов
budget of constituent entities
Российской Федерации
11,5
16,2
14,3
16,5
16,5
of the Russian Federation
местных бюджетов
3,1
1,1
1,7
0,2
0,2
local budgets
по договорам об оказании платных
under contracts for the provision
образовательных услуг
553,5
676,4
535,0
528,8
521,7
of paid educational services
Выпущено специалистов - всего
578,9
1177,9
1017,9
1109,9
972,4
Graduated specialists - total
в том числе обучавшихся за счет средств:
including studying at expense of:
федерального бюджета
445,1
532,3
437,3
515,8
416,7
federal budget
бюджетов субъектов
budget of constituent entities
Российской Федерации
5,3
13,0
13,7
19,3
15,4
of the Russian Federation
местных бюджетов
1,4
1,3
1,3
0,4
0,2
local budgets
по договорам об оказании платных
under contracts for the provision
образовательных услуг
127,1
631,2
565,6
574,4
540,1
of paid educational services
1) До 2016 г. - образовательными организациями высшего образования.
1) Before 2016 - by higher professional education establishments.
198
Российский статистический ежегодник. 2017
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.36. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ
БАКАЛАВРИАТА, СПЕЦИАЛИТЕТА, МАГИСТРАТУРЫ1)
ELECTRONIC MEANS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC
ORGANIZATIONS FOR BACHELOR’S, SPECIALIST’S, MASTER’S EDUCATIONAL PROGRAMS1)
2010
2014
2015
2016
Число персональных компьютеров,
Personal computers used for learning goals,
используемых в учебных целях, тыс. шт.
643,3
744,0
712,4
696,0
thou. pcs.
из них:
of which:
в составе локальных вычислительных
сетей
548,0
674,0
631,1
626,9
in local area networks (LAN)
имевшие доступ к сети Интернет
504,2
668,9
639,3
628,9
with Internet access
Число персональных компьютеров,
используемых в учебных целях,
Personal computers used for learning goals
на 1000 студентов, шт.
177
222
273
269
per 1000 students, pcs.
Число персональных компьютеров,
используемых в учебных целях, имевших
Personal computers used for learning goals, with
доступ к сети Интернет, на 1000 студентов, шт.
138
199
245
243
Internet access, per 1000 students, pcs.
1) До 2016 г. - образовательными организациями высшего образования.
1) Before 2016. - by higher professional education establishments.
7.37. ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН СНГ, ОБУЧАВШИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, СПЕЦИАЛИТЕТА,
МАГИСТРАТУРЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ НА УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ПРИЕМА1)
на начало учебного года
STUDENTS FROM THE CIS COUNTRIES IN BACHELOR’S, SPECIALIST’S AND MASTER’S PROGRAMS AT STATE AND
MUNICIPAL HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS OF RUSSIA WITH
GENERAL CONDITIONS OF ADMISSION 1)
beginning of academic year
(тысяч человек / thou. persons)
2000/2001
2010/2011
2014/2015
2015/2016
2016/2017
Всего2)
34,4
73,1
109,9
124,0
132,7
Total2)
в том числе из стран:
including from countries:
Азербайджан
1,2
7,5
9,0
9,6
8,9
Azerbaijan
Армения
1,1
2,3
2,4
2,3
2,2
Armenia
Беларусь
3,4
21,0
10,0
8,3
7,3
Belarus
Грузия3)
0,8
Georgia3)
Казахстан
16,7
19,8
38,8
46,4
50,7
Kazakhstan
Киргизия
1,2
1,1
2,8
3,8
4,6
Kyrgyzstan
Республика Молдова
1,0
1,6
2,1
2,2
2,2
Republic of Moldova
Таджикистан
0,3
2,8
6,6
9,4
12,0
Tajikistan
Туркмения
0,5
3,6
12,3
13,4
15,9
Turkmenistan
Узбекистан
3,2
7,3
11,1
14,0
16,8
Uzbekistan
Украина
5,0
6,1
12,3
12,3
12,1
Ukraine
1) До 2016/2017 учебного года - образовательными организациями высшего образования.
2) С 2010/2011 учебного года данные приведены без учета Грузии.
3) Грузия вышла из состава СНГ в августе 2009 г.
1) Before 2016/2017 academic year - by higher professional education establishments.
2) Since 2010/2011 academic year data are presented without taking into account data on Georgia.
3) Georgia withdrew from the CIS in August 2009.
Российский статистический ежегодник. 2017
199
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
7.38. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ, ОБУЧАВШИЕСЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, СПЕЦИАЛИТЕТА, МАГИСТРАТУРЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ
на начало учебного года
FOREIGN STUDENTS IN BACHELOR’S, SPECIALIST’S AND MASTER’S PROGRAMS AT HIGHER PROFESSIONAL
EDUCATION ESTABLISHMENTS AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS OF RUSSIA
beginning of academic year
2010/2011
2014/2015
2015/2016
2016/2017
Принято
Числен-
Выпуще-
Принято
Числен-
Выпуще-
Принято
Числен-
Выпуще-
Принято
Числен-
Выпуще-
на обуче-
ность
но1)
на обуче-
ность
но1)
на обуче-
ность
но1)
на обуче-
ность
но1)
ние1)
студентов
Gradu-
ние1)
студентов
Gradu-
ние1)
студентов
Gradu-
ние1)
студентов
Gradu-
Admitted
Number
ates1)
Admitted
Number
ates1)
Admitted
Number
ates1)
Admitted
Number
ates1)
to train-
of
to train-
of
to train-
of
to train-
of
ing1)
students
ing1)
students
ing1)
students
ing1)
students
Иностранные студенты -
всего, тыс. человек
Foreign students -
total, thou. persons
37,3
153,8
24,1
71,9
224,6
34,9
88,7
242,5
42,3
86,1
244,0
39,2
из них граждане стран:
of them citizens
of countries:
СНГ, Балтии и Грузии / the
CIS, Baltic
and Georgia
27,9
116,7
15,8
56,6
175,5
25,5
70,3
188,1
31,2
61,1
186,8
29,4
Европы / Europe
0,3
1,3
0,3
0,7
1,8
0,3
0,9
2,5
0,4
0,9
2,5
0,5
Азии / Asia
7,3
28,1
6,8
10,1
31,7
6,7
11,8
34,5
7,0
12,9
37,5
6,6
из них: / of which:
Вьетнама / Viet Nam
0,7
2,4
0,8
0,8
3,1
0,5
0,9
3,1
0,7
0,9
3,3
0,7
Индии / India
0,5
3,4
0,8
1,3
4,4
0,6
1,5
5,3
0,4
2,1
6,6
0,5
Китая / China
3,0
9,8
2,6
4,2
10,9
3,1
4,8
12,0
3,0
5,5
13,5
3,1
Корейской Народно-
Демократической
Республики /Democratic
People's Republic of
Korea
0,1
0,2
0,0
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
0,0
0,0
0,1
0,0
Малайзии / Malaysia
0,5
2,8
0,4
0,4
2,5
0,5
0,3
2,0
0,5
0,2
1,8
0,4
Монголии / Mongolia
0,5
1,8
0,3
0,6
2,2
0,4
0,7
2,2
0,5
0,6
2,2
0,4
Республики
Корея/Republic of Korea
0,1
0,5
0,1
0,2
0,4
0,1
0,2
0,5
0,1
0,2
0,6
0,1
Сирийской Арабской
Республики/Syrian Arab
Republic
0,2
0,9
0,2
0,4
1,2
0,1
0,5
1,3
0,2
0,4
1,2
0,2
Центральной и Южной
Америки / Central and South
America
0,2
0,9
0,1
0,5
1,3
0,2
0,7
1,6
0,2
0,7
1,8
0,2
Северной Америки
(США и Канады) / North
America (USA and Canada)
0,1
0,1
0,0
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
0,2
0,4
0,1
Африки / Africa
1,4
6,7
1,0
2,5
9,4
1,4
3,4
10,6
1,8
4,4
12,6
1,8
из них / of which:
Замбии / Zambia
0,1
0,4
0,1
0,1
0,6
0,1
0,2
0,6
0,1
0,1
0,6
0,1
Камеруна / Cameroons
0,1
0,3
0,0
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
0,1
0,3
0,0
Кении / Kenya
0,0
0,4
0,0
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
0,0
0,2
0,0
Марокко / Morocco
0,2
0,9
0,1
0,3
1,1
0,1
0,3
1,4
0,2
0,6
1,7
0,2
Нигерии / Nigeria
0,2
0,7
0,2
0,4
1,5
0,1
0,4
1,5
0,3
0,4
1,5
0,3
Удельный вес численности
иностранных студентов
в общей численности
студентов, процентов / Share
of foreign students in total
number of students, percent
-
2,2
-
-
4,3
-
-
5,1
-
-
5,5
-
Лица без гражданства,
тыс. человек / Stateless
persons, thou. persons
1,8
7,2
1,3
1,4
4,5
0,8
1,3
5,0
1,7
0,2
0,6
0,2
1) Соответственно в 2010, 2014, 2015, 2016 гг.
1) Accordingly in
2010, 2014, 2015, 2016.
200
Российский статистический ежегодник. 2017
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Табл. 7.1. Охват детей общим образованием определяется как отношение численности обучающихся 1-11(12) классов органи-
заций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего обще-
го образования и обучающихся (студентов), осваивающих программы среднего общего образования в профессиональных образо-
вательных организациях, осуществляющих деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и по
программам подготовки специалистов среднего звена к численности детей в возрасте 7-17 лет.
Коэффициент приема на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена определяется как отношение
численности принятых на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена к численности населения в возрасте
15 лет.
Коэффициент выпуска по программам подготовки специалистов среднего звена определяется как отношение численности вы-
пуска специалистов среднего звена к численности населения в возрасте 18 лет.
Коэффициент приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры определяется как отношение
численности принятых на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры к численности населения в возрас-
те 17 лет.
Коэффициент выпуска по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры определяется как отношение численности
выпуска бакалавров, специалистов, магистров к численности населения в возрасте 22 лет.
Охват молодежи программами среднего профессионального образования (по программам подготовки квалифицированных ра-
бочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования определяется как отношение
численности студентов (обучающихся) профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифи-
цированных рабочих, служащих, профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов
среднего звена и образовательных организаций высшего образования, аспирантов и докторантов к численности населения в воз-
расте 15-34 года.
Для расчета показателей в таблицах 7.1 и 7.4 используется численность детей (населения) определенного возраста, по со-
стоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по годовой оценке возрастно-полового состава населения на основе переписи
населения и текущего учета рождений, смертей и миграции населения.
Табл. 7.4, 7.5. Дошкольное образование может быть получено - в организациях, осуществляющих образовательную дея-
тельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми:
- дошкольных образовательных организациях;
- общеобразовательных организациях;
- профессиональных образовательных организациях;
- организациях высшего образования;
- организациях дополнительного образования детей;
- иных организациях (организациях здравоохранения, социального обслуживания, науки, культуры и др., осуществляющих об-
разовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в ка-
честве дополнительной к своей основной деятельности).
К воспитанникам относятся лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, а также лица, в отно-
шении которых установлен только присмотр и уход.
Охват детей дошкольным образованием определяется как отношение численности детей, посещающих организации, осуще-
ствляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за деть-
ми, к численности детей в возрасте 1-6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеоб-
разовательных организациях.
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятель-
ность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, определяется как отноше-
ние общего числа мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошко-
льного образования, присмотр и уход за детьми, к общей численности детей в возрасте 1-6 лет, скорректированной на численность
детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, и умноженное на 1000.
Табл. 7.6. Показана численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в интер-
натных учреждениях.
Табл. 7.7. Отражена вся численность детей, проживающих в интернатных учреждениях.
Табл. 7.8, 7.16, 7.20, 7.21, 7.29. Общее образование может быть получено в общеобразовательных организациях, профессио-
нальных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, иных организациях. К иным орга-
низациям относятся организации, осуществляющие обучение по образовательным программам начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования в качестве дополнительной к своей основной деятельности. В соот-
ветствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены
следующие уровни общего образования: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образова-
нии), среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
Табл. 7.9. Расчет наполняемости классов по уровням общего образования производится следующим образом: в числителе -
численность обучающихся по всем классам, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в знаме-
нателе - число классов по всем классам, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Табл. 7.10. До 2016/2017 учебного года информация приведена без учета отдельных общеобразовательных организаций и
классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; специальных учебно-воспитательных учреждений для
обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением; санаторных образовательных организаций для обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении; организаций для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи; без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций.
За 2016/2017 учебный год информация приведена только по классам очного обучения без учета отдельных организаций и
классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам
подготовки специалистов среднего звена может быть получено в профессиональных образовательных организациях и образова-
тельных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам
среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подго-
товки специалистов среднего звена.
Высшее образование по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры может быть получено в образовательных
организациях высшего образования и научных организациях по программам магистратуры; высшее образование по подготовке
Российский статистический ежегодник. 2017
201
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре - в образовательных орга-
низациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (инфор-
мация размещена в разделе 23 «Наука и инновации»).
Информация о числе организаций приведена без учета обособленных структурных подразделений (филиалов), а также образо-
вательных организаций, имеющих в своем составе структурные подразделения (группы, отделения, факультеты), осуществляющие
соответствующие образовательные программы.
Табл. 7.34. В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-
рации» «Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтвержда-
ет получение высшего образования: “высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образо-
вание - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом
магистра)».
Табл. 7.37. Численность студентов - граждан стран СНГ, обучавшихся на условиях общего приема, входит в общую числен-
ность студентов российских образовательных организаций высшего образования.
Табл. 7.38. Приведены данные о приеме, численности студентов и выпуске специалистов - граждан иностранных государств,
обучавшихся как на условиях общего приема, так и по международным соглашениям.
METHODOLOGICAL NOTES
Table 7.1.
Coverage of children with general education is defined as the ratio of the number of pupils from grades 1-11 (12) in primary,
basic and secondary general education, along with pupils
(students) studying secondary general education programs in vocational educa-
tion establishments for training skilled workers and mid-level specialists.
Admission ratio on training programs of mid-level specialists is defined as the ratio of number of students admitted for training pro-grams
of mid-level specialists to the population aged 15 years.
Graduation rate for training programs of mid-level specialists is defined as the ratio of the number of graduates of mid-level specialists
to the population aged 18 years.
Admission ratio on training programs of bachelors, specialists and masters is defined as the ratio of the number students admitted for
training programs of bachelors, specialists and masters to the population aged 17 years.
Graduation rate for training programs of bachelors, specialists and masters is defined as the ratio of the number of graduates of bache-
lors, specialists and masters to the population aged 22 years.
Coverage of young people with secondary vocational education programs (according to programs for the training of skilled workers, em-
ployees and programs for training mid-level specialists) and higher professional education is defined as the ratio of the number of students
(pupils) of professional education establishments that train skilled workers, employees, professional education establishments that train mid-
level specialists and education establishments of higher professional education, postgraduate and doctoral students to the population aged
15-34.
To calculate the indicators in Tables 7.1 and 7.4, the number of children (population) of a certain age is used, as of January 1 of the
year following the reporting year, according to the annual estimate of the age and sex composition of the population based on the population
census and the current registration of births, deaths and migration of population
Tables 7.4, 7.5. Preschool education can be obtained - in establishments that carry out education activities on education programs of
preschool education, and childcare:
- preschool education establishments;
- general education establishments;
- vocational education establishments;
- higher professional education establishments;
- establishments of additional education for children;
- other establishments (organizations of health care, social services, science, culture, etc., carrying out education activities on education
programs of preschool education, supervision and childcare as additional activity to their main activity).
Pupils are those who study the education program of preschool education, as well as persons in respect of whom only supervision and
care is established.
Coverage of children with preschool education is defined as the ratio of number of children attending establishments that carry out
education activities on education programs of preschool education, supervision and care of children, to number of children aged 1-6 years,
adjusted for number of children aged 5-6 years, studying at general education establishments.
Provision of preschool children at preschool, supervision and child care establishments is defined as the ratio of total number of
places at establishments that carry out education activities on education programs of preschool education, supervision and care of children,
to total number of children aged 1-6 years, adjusted for number of children aged 5-6 years, studying at general education establishments,
and multiplied by 1000.
Table 7.6. Number of orphans and children without parental care is shown, who are brought up at boarding establishments.
Table 7.7. Total number of children residing at boarding establishments is reflected.
Tables 7.8, 7.16, 7.20, 7.21, 7.29. General education can be obtained in general education establishments, vocational educational es-
tablishments, professional higher education establishments, and other establishments. Other establishments include establishments carry-
ing out education activities on education programs of primary general education, basic general education, secondary general education as
an additional to their core activities. In accordance with the Law of the Russian Federation No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education
in the Russian Federation", the following levels of general education are established: basic general education (confirmed by the certificate of
basic general education), secondary general education (confirmed by the certificate of secondary general education).
Table 7.9. The calculation of number of pupils per class by levels of general education is conducted as follows: in the numerator is the
number of pupils in all classes, except classes for pupils with disabilities, in the denominator is number of classes of all classes, except
classes for pupils with disabilities.
Table 7.10. Before 2016/2017 academic year information is provided without taking into account certain general education establish-
ments and classes for pupils with limited health abilities, special education establishments for pupils with deviant (socially dangerous) be-
havior, sanatorium educational establishments for pupils in need of long-term treatment; establishments for pupils requiring psychological,
pedagogical, medical and social assistance; without evening general education establishments.
For the 2016/2017 academic year, information is provided only for day-time study classes, excluding certain establishments and classes
for pupils with limited health abilities.
202
Российский статистический ежегодник. 2017
7. ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
Secondary vocational education according to the programs for training skilled workers, employees and programs for training mid-level
specialists can be obtained in vocational education establishments and professional higher education establishments carrying out educa-
tion activities on education programs of secondary vocational education - programs for training skilled workers, employees and programs for
training mid-level specialists.
Higher professional education on bachelor’s, specialist’s and master’s programs can be obtained at education establishments of higher
professional education and scientific organizations on master's programs; higher professional education for training of highly qualified personnel
on program of training scientific and pedagogical staff at post-graduate facilities - at education establishments of higher professional education,
establishments of additional vocational education and scientific organizations (information is available in section 23, Science and Innovations).
Information on the number of establishments is given without taking into account isolated structural units (branches), as well as educa-
tional establishments that have structural divisions (groups, departments, faculties) that implement the relevant educational programs.
Table 7.34. In accordance with the Law of the Russian Federation No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian
Federation", "The education certificate issued to persons who successfully passed the state final certification confirms the receipt of higher
professional education:" higher professional education - bachelor's degree (confirmed by diploma of bachelor); higher professional educa-
tion - specialist's degree (confirmed by diploma of specialist); higher professional education - master's degree (confirmed by diploma of mas-
ter)".
Table 7.37. Number of students - citizens of the CIS countries training under general conditions of admission is included in total number
of students of Russian education establishments of higher professional education.
Table 7.38. Data are given on admission, number of studying students and graduates
- citizens of foreign states training both under
general conditions of admission and under international agreements.
Российский статистический ежегодник. 2017
203
8. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
PUBLIC HEALTH
Раздел содержит статистические данные, разрабатываемые Росстатом, Минздравом России, Роспотребнадзором и Минтрудом
России. Более подробная статистическая информация о состоянии здравоохранения представлена в сборнике Росстата «Здраво-
The section contains statistics developed by Rosstat, Ministry of Health of the Russian Federation (Minzdrav), Federal Service on Cus-
tomer Rights Protection and Human Well-being Surveillance (Rospotrebnadzor) and Ministry of Labour of the Russian Federation (Min-
troud). More detailed statistical information on public health is presented in the statistical handbook of the Federal State Statistics Service
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ
MEDICAL AND PROPHYLACTIC ASSISTANCE TO POPULATION
8.1. МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
на конец года
MEDICAL ORGANIZATIONS
end of year
Годы
Число больничных
Число больничных коек1)
Число амбулаторно-
Мощность амбулаторно-поликлинических
Year
организаций, тыс.
Hospital beds1)
поликлинических
организаций, посещений в смену
Hospitals, thou.
организаций, тыс.
Capacity of medical organizations with out-patient
Medical organizations
services, patient visits per shift
with out-patient ser-
всего, тыс.
на 10 000 человек
всего, тыс.
на 10 000 человек
total, thou. beds
населения
vices, thou. units
total, thou. beds
населения
per 10 000 population
per 10 000 population
1940
8,5
482,0
43,3
20,5
1950
10,5
609,8
59,2
20,4
1960
14,3
990,9
82,1
21,9
1980
12,5
1801,9
129,8
18,7
1990
12,8
2037,6
137,4
21,5
3221,7
217,3
2000
10,7
1671,6
115,0
21,3
3533,7
243,2
2010
6,3
1339,5
93,8
15,7
3685,1
257,9
2012
6,2
1332,3
92,9
16,5
3780,4
263,7
2013
5,9
1301,9
90,6
16,5
3799,4
264,5
2014
5,6
1266,8
86,6
17,1
3858,5
263,8
2015
5,4
1222,0
83,4
18,6
3861,0
263,5
2016
5,4
1197,2
81,6
19,1
3914,2
266,6
1) С 2010 г. - койки круглосуточных стационаров (без коек в дневных стационарах).
1) Since 2010 - beds in full-time hospitals (excluding beds in day hospitals).
8.2. ЧИСЛО КОЕК В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ
В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ, ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ1)
HOSPITAL BEDS BY SELECTED MEDICAL SPECIALTIES1)
2000
2010
2014
2015
2016
Всего, тыс. коек / Total, thou. beds
Число больничных коек
1671,6
1339,5
1266,8
1222,0
1197,2
Hospital beds
из них:
of which:
терапевтического профиля
394,8
296,1
280,3
266,2
258,9
therapeutic
хирургического профиля
306,0
257,2
241,8
231,7
227,0
surgical
онкологических
38,2
39,7
44,3
44,4
44,5
oncological
гинекологических
98,1
68,8
57,5
53,2
51,0
gynaecological
туберкулезных
89,3
84,0
86,5
82,1
79,9
tuberculosis
инфекционных
103,4
70,5
65,3
62,7
61,0
iinfectious diseases
офтальмологических
29,2
25,8
22,1
20,6
20,3
ophthalmology
отоларингологических
29,6
20,3
18,7
18,0
17,5
otorhinolaryngologic
дермато-венерологических
30,0
16,4
13,9
13,0
12,3
dermatology and venereology
психиатрических
173,3
153,4
142,9
141,7
138,1
psychiatric
наркологических
29,6
26,3
23,5
23,2
22,2
narcological
неврологических
91,5
83,5
81,6
77,7
76,0
neurological
для беременных, рожениц и родильниц
90,7
80,3
72,4
69,4
67,0
for pregnant, maternity and puerperant women
204
Российский статистический ежегодник. 2017
8. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH
Продолжение табл. / Continued table 8.2
2000
2010
2014
2015
2016
На 10 000 человек населения2)
Per 10 000 population2)
Число больничных коек
115,0
93,8
86,6
83,4
81,6
Hospital beds
из них:
of which:
терапевтического профиля
27,2
20,7
19,2
18,2
17,6
therapeutic
хирургического профиля
21,1
18,0
16,5
15,8
15,5
surgical
онкологических
2,6
2,8
3,0
3,0
3,0
oncological
гинекологических
14,3
9,0
7,3
6,8
6,5
gynaecological
туберкулезных
6,1
5,9
5,9
5,6
5,4
tuberculosis
инфекционных
7,1
4,9
4,5
4,3
4,2
infectious diseases
офтальмологических
2,0
1,8
1,5
1,4
1,4
ophthalmology
отоларингологических
2,0
1,4
1,3
1,2
1,2
otorhinolaryngologic
дермато-венерологических
2,1
1,1
1,0
0,9
0,8
dermatology and venereology
психиатрических
11,9
10,7
9,8
9,7
9,4
psychiatric
наркологических
2,0
1,8
1,6
1,6
1,5
narcological
неврологических
6,3
5,8
5,6
5,3
5,2
neurological
для беременных, рожениц и родильниц
23,1
21,6
20,3
19,6
19,1
for pregnant, maternity and puerperant women
1) С 2010 г. - койки круглосуточных стационаров (без коек в дневных стационарах).
2) Число коек для гинекологических пациентов рассчитано на 10 000 женщин, для беременных, рожениц и родильниц - на 10 000 женщин в возрасте 15-49 лет.
1) Since 2010 - beds in full-time hospitals
(excluding beds in day hospitals).
2) The number of beds for gynecologic patients is estimated per 10 000 female, the number of beds for pregnant, maternity and puerperant women - per 10 000 female age 15-49.
8.3.ЧИСЛЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
на конец года
MEDICAL PERSONNEL
end of year
Годы
Численность врачей1)
Численность среднего
Годы
Численность врачей1)
Численность среднего
Year
Doctors (physicians)1)
медицинского персонала
Year
Doctors (physicians)1)
медицинского персонала
Nursing personnel
Nursing personnel
всего,
на 10 000
всего,
на 10 000
всего,
на 10 000
всего,
на 10 000
тыс. человек
человек
тыс. человек
человек
тыс. человек
человек
тыс. человек
человек
total,
населения
total,
населения
total,
населения
total,
населения
thou. persons
per 10 000
thou. persons
per 10 000
thou. persons
per 10 000
thou. persons
per 10 000
population
population
population
population
1940
82,2
7,4
299,1
26,9
2010
715,8
50,1
1508,7
105,6
1950
148,9
14,5
461,8
44,9
2011
732,8
51,2
1530,4
107,0
1960
233,2
19,3
835,3
69,2
2012
703,2
49,1
1520,3
106,1
1980
531,5
38,3
1614,1
116,3
2013
702,6
48,9
1518,5
105,7
1985
620,7
43,2
1756,7
122,4
2014
709,4
48,5
1525,1
104,3
1990
667,3
45,0

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..