Разбор стихотворения «Послушайте!», Владимира Владимировича Маяковского

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1         

 

 

Разбор стихотворения «Послушайте!», Владимира Владимировича Маяковского

 

 

 

·         Размер, рифма и рифмовка: стих написан в характерной манере Маяковского «лесенкой», тоническим стихом (яркая черта поэзии Маяковского).

 

 

·         Историческая справка: Произведение было написано осенью-зимой 1913 г., а в марте 1914 г. опубликовано в «Первом журнале русских футуристов», спустя год, после издания первого сборника «Нате!». Стихотворение относится к раннему периоду творчества В. Маяковского, который характеризуется единой смысловой линией: лирический персонаж осознает бесполезность попыток, и начинает открыто декларировать собственную идентичность.

·         Жанровые особенности: написан в жанре элегия, имеет элементы письма-исповеди.

·         Тема: готовность пожертвовать собой ради близкого человека.

·         Основная мысль: любому человеку важно любить кого-то, и ради этой любви он готов на подвиг, чтобы показать, что его любимый человек ему важен, нужен, его ценят; автор пытается показать, что человек готов на великие свершения во имя и ради любви, пусть даже придётся идти ради этого к богу, просить зажигать звезды, что для одного «плевочки», а для других - «жемчужины»

·         Образы: «тройственность» повествование ведётся от лица лирического героя, виден образ читателя, как лицо, которому заданы риторические вопросы, и герой второго плана (но не меньший по важности, являющийся близким человеком лирического героя, ради которого он готов на подвиги), которому «необходима звезда»

·         Художественные средства: восклицание в самом начале привлекает внимание; монологический характер, передаваемый от лица лирического героя; циклическая композиция: стихотворение начинается с вопроса, и заканчивается им же, но уже не в вопросительной, а в утвердительной форме; произведение не делится на строфы; путем обилия знаков препинания, которые «дробят» стих, расставляются акценты; смешение возвышенного и земного: «жилистую руку» - принадлежащую самому Богу. Создаётся ощущение перехода в «белый» стих.

Присутствуют метафоры: «звезды зажигают», кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к Богу»,

Присутствуют эпитеты: «полуденная пыль», «жилистая рука»

Присутствует антитеза: «ходит тревожный, но спокойный»

Присутствуют сравнения: «звезды-плевочки-жемчужины»

 

 

 

·         Впечатления от прочитанного стихотворения: с этим стихом я познакомилась ещё во времена школы, и тогда, если быть честной, совершенно не поняла ни идеи, ни смысла, да и обрывочное, будто бы рваное, повествование тогда сильно резало глаза. Сейчас же, перечитывая его в осознанном возрасте, вижу особую, слегка грубоватую нежность, с которой Маяковский подходит к своему лирическому герою (он будто бы и сам достал звезду для своего читателя, но сделал это, как умеет, в своей привычной манере, слегка суховатого и громогласного мужчины), и это греет душу и сердце, когда я обращаюсь к данному стихотворению. Ведь он для меня, как читателя, и есть та звезда, за которой Владимир Маяковский «в метелях полу́денной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал…». Кажется именно за эту настоящую сторону Маяковского, «сухого, но живого», как автора, мне и нравятся его произведения.

Движение стихотворения настолько динамичны, что это движение будто бы даже чувствуется, а риторические вопросы, направленные к читателю, и близкому человеку лирического героя, невольно вызывают у меня желание ответить так же ярко и утвердительно: «Да!». Вне зависимости от того, что риторические вопросы не требуют ответа. Данное стихотворение вызывает во мне бурю нежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////