Разбор и анализ стихотворений «В Сибирь», «Арион» Пушкина А.С.

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Разбор и анализ стихотворений «В Сибирь», «Арион» Пушкина А.С.

 


Своим взглядам, идейно объединявшим поэта со всей передовой Россией, Пушкин не изменил ни в ссылке, ни после разгрома декабристов. Об этом говорят написанные в 1827 году стихи «В Сибирь» и «Арион».
С женой декабриста Муравьёва, уезжавшей в 1827 году к мужу, сосланному в числе других в Сибирь, Пушкин отправил послание своим опальным друзьям. Этот поступок был проявлением высокого мужества поэта, так как после жестокой расправы царя с декабристами даже самые близкие родные и друзья старались не поддерживать с ними сношений. В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль о великом историческом значении дела декабристов, призывал их к мужественному терпению и выражал надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей:
 

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут—и свобода
Вас примет радостно у входа...
 

 

 

Насколько для декабристов был дорог этот привет поэта, показывает их ответное стихотворение, написанное декабристом А. И. Одоевским:


Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли.
К мечу рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард, цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.
 

 

Одоевский в ответе Пушкину выразил твёрдую уверенность декабристов в том, что дело, начатое ими, не заглохнет: «из искры возгорится пламя».
 

В том же 1827 году, отправив своё послание «В Сибирь», Пушкин написал ещё одно стихотворение, посвящённое декабристам,— «Арион». Так как оно предназначалось для печати, то поэт прибегнул к аллегорической (иносказательной) форме.
 

Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. Арион плыл на корабле в открытом море. Корабельщики хотели убить его, чтобы завладеть его богатствами. Арион упросил их позволить ему спеть перед смертью песню. Закончив пение, он сам бросился в волны. Но дельфин, привлечённый его пением, вынес его на своей спине на берег.
 

Чудом спасшийся Арион — это Пушкин. Поэт говорит о себе как о певце декабризма, пропагандисте декабристских идей.
 

Пловцы в челне — это дружный коллектив декабристов, членом которого изображён и сам поэт.
В картине налетевшей бури и её последствий поэт рисует восстание декабристов, его разгром и трагическую судьбу его руководителей и участников. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу: «Я гимны прежние пою»,— заявляет о себе поэт.
В соответствии с содержанием стихотворения Пушкин применяет старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные: кормщик (кормчий — рулевой), лоно волн, гимны (торжественные песни), риза (вместо одежда]. Силу и сплочённость декабристов, их настойчивое стремление достичь своей цели подчёркивают такие словесные образы, как «иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёслы».
Герцен так писал о времени, наступившем после разгрома декабристов: «Душой всех мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящие и посылала свой голос отдалённому будущему».


Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все, прекрасного друзья,
Чем вялые, бездушные собранья...


Так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову. Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Такого типа дружба, выросшая на основе общих идейных интересов,— самая высокая и глубокая.
 

В стихотворном послании к Чаадаеву в 1821 году Пушкин посвящает ему такие строки:
Ты был целителем моих душевных сил...
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял её советом иль укором;
Твои жар воспламенил к высокому любовь...
 

 

 

*************************************************************************

 

 

Стихотворение “Арион”.

 

Стихотворение написано четырехстопным ямбом



Стихотворение “Арион” было написано А.С. Пушкиным в 1827 году. В 1828 году оно было напечатано в альманахе “Север­ные цветы”. Стихотворение было создано по случаю годовщины восстания декабристов.

Мы можем отнести его к вольнолюбивой лирике.

Рассказывая о судьбе декабристов, поэт обращается к аллего­рии. В основу сюжета ложится история о древнегреческом пев­це Арионе. Согласно одной из древнегреческих легенд, певец Арион на корабле возвращался из Тарента в Коринф. Он вез с собой большое богатство.
Но на него напали моряки, решив­шие завладеть его состоянием, и Арион бросился в море. Одна­ко дельфин, очарованный чудным пением, спас его, вынеся Ариона к Тенарскому мысу. Поэт же изменил легенду: в стихо­творении А.С.

Пушкина между певцом и корабельщиками нет вражды. Кроме того, согласно легенде, и певец, и корабельщики остаются живы. У Пушкина же спасся только Арион.

Смысл этой легенды – прославление силы искусства, поэзии.

В стихотворении мы можем выделить две части. Первая часть – это аллегорический рассказ о жизни героев до “бури” (подразу­мевается

расправа с восстанием декабристов). Во второй части обрисованы судьбы друзей и единомышленников поэта, загуб­ленные “вихрем шумным”: “Погиб и кормщик, и пловец!..”. Судьба хранит лишь самого певца:
Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою.

В финале поэт говорит о своей верности друзьям, их делу:

Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты (“беспечной веры”, “вихорь черный”, “таинствен­ный певец”), метафору (“лоно волн измял с налету вихорь шум­ный”), старинные слова и лексику высокого стиля (“кормщик”, “лоно волн”, “гимны”, “риза”), аллитерацию и ассонанс (“На берег выброшен грозою”, “Сушу на солнце под скалою”).

Тематически стихотворение примыкает к тем произведени­ям, в которых поэт утверждает идеалы декабристов, – оде “Вольность”, стихотворению “Анчар”, посланию “Чаадаеву”, посла­нию “В Сибирь”.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////