Правила организации технической службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (22.12.2009 № 162) - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     Приказ Об утверждении Правил организации технической службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (от 22.12.2009 № 162)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Правила организации технической службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (22.12.2009 № 162) - часть 2

 

 

(заместителем начальника по тылу или оперативно-тактической работе),
который сдается в бухгалтерию согласно приложению 17.
30. Ежеквартально областные (Минское городское) управления МЧС,
подразделения центрального подчинения МЧС, научные и учебные
учреждения МЧС составляют отчет о расходовании горюче-смазочных
материалов, представляют в управление материально-технического
обеспечения МЧС по форме согласно приложению 18.
ГЛАВА 9
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ, ПОРЯДОК
ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТ
31. Техническое обслуживание
(далее
- ТО)
- это комплекс
профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания
технических средств в постоянной готовности.
ТО технических средств должно обеспечивать:
постоянную ее готовность к использованию;
надежную работу технического средства, его агрегатов и систем в
течение установленного срока службы;
безопасность движения;
устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение
отказов и неисправностей;
установленный минимальный расход горюче-смазочных и других
эксплуатационных материалов;
уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду.
При проведении ТО технического средства уборочно-моечные,
смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы
выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и
ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов
контрольно-диагностических работ.
32.
Техническое обслуживание технических средств по
периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ
подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (далее - ЕТО) при приеме-
сдаче дежурств;
техническое обслуживание при работе в зонах чрезвычайных
ситуаций (учений);
техническое обслуживание после возвращения из зон чрезвычайных
ситуаций (учений);
техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега
(по спидометру) или обкатки нового автомобиля;
первое техническое обслуживание технического средства,
оборудования и инструмента (далее - ТО-1), проводится 1 раз в месяц;
второе техническое обслуживание
(далее
- ТО-2), проводится по
пробегу (с учетом приведенного);
сезонное техническое обслуживание (далее - СО), проводится 2 раза в
год.
Примерный перечень основных операций по видам технического
обслуживания приведен в приложении 19. Для новых типов шасси и
импортных технических средств могут устанавливаться дополнительные
виды ТО согласно инструкциям предприятий-изготовителей и
поставщиков.
33. ЕТО проводится в подразделении по чрезвычайным ситуациям
при приеме-сдаче дежурств сменами заступающим на дежурство
водителем и личным составом боевого расчета под руководством
командира отделения в объеме требований инструкции по эксплуатации и
настоящих Правил.
Перед приемом-сдачей дежурств все технические средства,
находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми,
полностью заправленными эксплуатационными материалами и
огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной
положенности. Водитель сменяющейся смены обязан внести все записи о
работе технических средств во время его боевого дежурства в
эксплуатационную карту (записи в эксплуатационную карту заносятся
непосредственно после каждого выезда технического средства) и
подготовить техническое средство к сдаче. Личный состав под
руководством командира отделения осуществляет подготовку
оборудования и инструмента к сдаче согласно обязанностям номеров
боевого расчета. Водитель, принимающий техническое средство, в
присутствии сдающего водителя должен проверить состояние
технического средства в объеме перечня работ ежедневного технического
обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной
карте. При этом время работы двигателя не должно превышать:
3 минуты - для основных технических средств общего применения с
карбюраторными двигателями;
5 минут - для основных технических средств целевого применения,
технических средств с дизельными двигателями и технических средств,
оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут - для специальных технических средств;
7 минут - для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников;
2 минуты - для оборудования с мотоприводом.
Проверка работоспособности технических средств и оборудования с
мотоприводом, находящихся в резерве, осуществляется один раз в неделю
- по пятницам. Проверка работоспособности двигателей инженерной
техники на шасси колесных и гусеничных технических средств (БТР, БАТ,
ИМР) осуществляется один раз в неделю в соответствии с требованиями
инструкции завода-изготовителя.
При обнаружении неисправностей технических средств,
оборудования и инструмента принимаются меры по их устранению
силами личного состава смены. В случае невозможности немедленного
устранения неисправностей оборудование и инструмент заменяются, а
техническое средство выводится из боевого расчета и заменяется
резервным, о чем уведомляется центр оперативного управления (далее -
ЦОУ) непосредственного подчинения. Решение о замене оборудования и
инструмента принимается начальником смены, а о замене технического
средства
- начальником подразделения по чрезвычайным ситуациям
(оперативным дежурным). При отсутствии или неисправности резервных
технических средств соответствующие должностные лица ставят в
известность ЦОУ для принятия мер по обеспечению безопасности района
выезда данного подразделения по чрезвычайным ситуациям за счет
других подразделений гарнизона.
Резервные технические средства перед постановкой на боевое
дежурство должны пройти ежедневное техническое обслуживание,
которое выполняется водителями заступающих и сменяющихся смен.
Неисправности, не требующие больших трудозатрат, устраняются
водителями заступающей и сменяющейся смены на посту ТО
подразделений по чрезвычайным ситуациям, а при значительных
дефектах (узел, агрегат) - по согласованию с заместителем начальника
областного
(Минского городского) управления МЧС техническое
средство направляется в подразделение технической службы, а
техническое средство, состоящее на балансе объектов, направляется для
устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.
Водитель, приняв техническое средство, отвечает в установленном
порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.
Ответственность за содержание оборудования и инструмента в
технически исправном состоянии и чистоте возлагается на командиров
отделений, за которыми закреплены технические средства. Уход за
техническими
средствами,
оборудованием
и
инструментом
осуществляется личным составом боевого расчета смены в установленное
распорядком дня время. Исправность оборудования и инструмента,
предназначенных для работы на высотах и спасания людей (пожарные
лестницы, спасательные веревки, пояса, карабины), проверяется
командиром отделения. Личный состав заступающей смены и водители
докладывают командиру отделения об исправности технических средств,
оборудования и инструмента. Командир отделения обязан доложить
начальнику смены о технической готовности технических средств и
оборудования.
34. Техническое обслуживание в зонах чрезвычайных ситуаций
(учений) выполняется водителем технического средства под руководством
командира отделения в объеме требований инструкции по эксплуатации и
настоящих Правил.
35. Техническое обслуживание по возвращении из зоны чрезвычайной
ситуации
(учения) проводится водителем и личным составом под
руководством командира отделения в подразделении по чрезвычайным
ситуациям в объеме требований инструкции по эксплуатации и настоящих
Правил.
36. Техническое обслуживание после первой тысячи километров
пробега проводится закрепленными за техническим средством
водителями в служебное и свободное от дежурства время под
руководством старшего водителя на посту ТО подразделения по
чрезвычайным ситуациям в объеме требований инструкции по
эксплуатации.
37. ТО-1 проводится на участке ТО подразделения по чрезвычайным
ситуациям закрепленными за техническим средством водителями в
служебное и свободное от дежурства время под руководством начальника
подразделения по чрезвычайным ситуациям. При составлении графика
ТО-1 технических средств служебное и свободное от дежурства время
между водителями должно распределяться равномерно. Водителям,
привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная
оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха
по графику. Перед проведением ТО-1 начальник подразделения по
чрезвычайным ситуациям совместно со старшим водителем (водителем),
командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр
технического состояния технического средства, аварийно-спасательного,
пожарного оборудования и инструмента. По неисправностям, выявленным
в процессе эксплуатации технических средств, начальник подразделения
по чрезвычайным ситуациям с учетом замечаний начальника смены,
старшего водителя, водителей, составляет план проведения ТО согласно
рекомендуемому плану работ при выполнении ТО-1, приведенному в
приложении 20. После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается
в журнале учета ТО за фактически выполненные работы.
Начальник подразделения обязан подготовить необходимые для
проведения технического обслуживания расходные материалы,
инструмент, приспособления и запасные части.
В дни проведения технического обслуживания технического средства
практические занятия с выездом в закрепленный район не планируются.
Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы
занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих
дежурных суток.
38. Технические средства на ТО-2 представляются в подразделение
технической службы в срок, указанный в годовом плане-графике ТО-2,
начальником подразделения по чрезвычайным ситуациям (заместителем
по тылу или оперативно-тактической работе), а также водителем согласно
разработанному отделом техники и материального обеспечения и
утвержденному начальником областного
(Минского городского)
управления МЧС положению о порядке представления на ТО и ремонт
технических средств.
В положении должен быть отражен порядок:
представления и приема технических средств в подразделение
технической службы;
комплектации технических средств, наличия топлива, огнетушащих
веществ, технической документации;
представления информации о техническом состоянии технических
средств, их агрегатов и необходимости проведения ремонтных работ с
учетом работ по испытанию оборудования и инструмента;
выдачи технических средств и гарантии подразделения технической
службы;
представления рекламаций на выполненные работы.
ТО-2 проводится в ПТЦ или выездными бригадами с участием
старшего водителя (водителя), закрепленного за техническим средством
на основании годового плана-графика по форме согласно приложению 21.
Не реже одного раза в два года техническое средство должно
предоставляться для прохождения диагностики и ТО-2 непосредственно в
ПТЦ. В объектовых подразделениях по чрезвычайным ситуациям ТО-2
может проводиться на базе авторемонтных подразделений охраняемых
предприятий в соответствии с разработанными и согласованными
графиками. ТО-2 инженерной и специальной техники производится по
месту дислокации технических средств силами подразделений с
привлечением специалистов ПТЦ или сторонних организаций.
Прием технических средств на ТО-2 (ремонт), выполнение ТО-2
(ремонта) осуществляются в соответствии со схемой технологического
процесса
согласно
приложению
22.
Примерный перечень
производственных участков
(постов) в подразделении технической
службы приведен в приложении 23.
Для технических средств на большегрузных шасси, пожарных
автолестниц и автоподъемников с высотой подъема более 30 метров, а
также технических средств, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет,
допускается при ТО-2 увеличение времени пребывания до пяти дней. Для
каждого типа и модели данных технических средств отделом
материально-технического обеспечения и строительства областного
(Минского городского) управления МЧС при необходимости
разрабатывается и утверждается дополнительный перечень работ по ТО
на основании инструкций заводов-изготовителей.
Трудоемкость ТО-2 технических средств определяется нормативными
техническими актами. Нормативы трудоемкости ТО новых типов
технических средств устанавливаются временно отделом техники и
материального обеспечения областного
(Минского городского)
управления МЧС на основании хронометража и принятых объемов работ
для технических средств данных типов, опыта эксплуатации и инструкций
заводов-изготовителей. При ТО технического средства могут выполняться
отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий текущий ремонт)
в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида
технического обслуживания. Если трудоемкость работ превышает
указанную величину, то перед проведением технического обслуживания
техническое средство подвергается текущему ремонту.
Технические средства, прошедшие ТО-2
(ремонт), получает
начальник (заместитель начальника по тылу или оперативно-тактической
работе) и старший водитель подразделения по чрезвычайным ситуациям
по акту сдачи (выдачи) технического средства (агрегата) на техническое
обслуживание и ремонт. Технические средства, прошедшие ТО, должны
быть исправными, заправленными эксплуатационными материалами,
чистыми, отрегулированными, смазанными и отвечать требованиям
эксплуатационной документации. Постановка на боевое дежурство
технических средств, не прошедших очередное обслуживание, запрещена.
39. ТО-1, ТО-2 выполняются после пробегов, устанавливаемых в
зависимости от видов технических средств, особенностей их конструкции
и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности
технического обслуживания согласно приложению
24. ТО-1 и ТО-2
технических средств проводятся в дни, установленные планом-графиком.
Годовой план-график ТО-2 составляется отделом материально-
технического обеспечения и строительства совместно с начальником
ПТЦ, согласовывается с отделом ликвидации чрезвычайных ситуаций и
утверждается начальником областного (Минского городского) управления
МЧС. Выписка из плана-графика ТО-2 направляется в каждое
подразделение по чрезвычайным ситуациям за
15 дней до начала
планируемого года. Аналогичные планы составляются в подразделениях
центрального подчинения, научных учреждениях и учебных заведениях.
Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом подразделении по
чрезвычайным ситуациям, согласовывается с отделом аварийно-
спасательных служб и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
утверждается начальником подразделения. Аналогичные планы-графики
составляются в подразделениях центрального подчинения, научных и
учебных учреждениях должностным лицом, отвечающим за техническую
готовность технических средств. Годовой план-график ТО-1 составляется
по форме, аналогичной плану-графику ТО-2. При составлении годового
плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода технических
средств из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-
график ТО-2 и другие особенности гарнизона. Выписки из плана-графика
ТО-1 направляются в каждое подразделение по чрезвычайным ситуациям,
имеющее на вооружении технические средства, за 5 дней до начала
планируемого года. Допускается составление единого плана-графика ТО-2
и ТО-1. Графики составляются на основании планируемых общих
пробегов технических средств, нормативов периодичности технического
обслуживания, равномерной загрузки постов технических обслуживаний.
В графики включаются все технические средства подразделений по
чрезвычайным ситуациям.
Для проведения ТО-1 и ТО-2 техническое средство снимается с
боевого дежурства и заменяется резервным. Порядок вывода из боевого
расчета на ТО технического средства и замены его резервным
определяется начальником подразделения по чрезвычайным ситуациям с
учетом складывающейся оперативной обстановки, наличия технических
средств.
Время пребывания транспортного средства на техническом
обслуживании не должно превышать:
двух дней для ТО-1;
трех дней для ТО-2.
40. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и
включает работы по подготовке технических средств к эксплуатации в
холодное и теплое время года. Сезонное обслуживание, как правило,
совмещается с очередным техническим обслуживанием. Нормативы
трудоемкости сезонного обслуживания составляют 20% от трудоемкости
ТО-2.
41. О проведении технического обслуживания составляется акт
технического состояния транспортного средства
(приложение
25),
делается запись в журнале учета ТО, формуляре технического средства.
Акт является учетным документом наличия инструмента
(в т.ч.
водительского) и оборудования находящегося на транспортном средстве.
Ответственность за своевременное и качественное техническое
обслуживание технических средств несут:
при проведении ТО в зонах чрезвычайной ситуации
(учения)
-
водитель транспортного средства;
при проведении ежедневного технического обслуживания и
технического обслуживания по возвращении из зон чрезвычайной
ситуации (учения) - начальник смены;
при проведении ТО после первой тысячи километров пробега (по
спидометру), ТО-1 - начальник (заместитель начальника по тылу или
оперативно-тактической работе) подразделения по чрезвычайным
ситуациям;
при проведении сезонного обслуживания и ТО-2
- начальник
(заместитель начальника по тылу или оперативно-тактической работе)
подразделения по чрезвычайным ситуациям, в котором проводится
обслуживание.
42. По решению начальника областного
(Минского городского)
управления МЧС, подразделения центрального подчинения МЧС,
научного или учебного учреждения с учетом технико-экономической
обоснованности техническое обслуживание и (или) ремонт разрешается, в
исключительных
случаях,
проводить
собственными
силами
подразделений по чрезвычайным ситуациям или в сторонних
организациях: на станциях технического обслуживания, в автохозяйствах
и на автотранспортных предприятиях других министерств и ведомств на
основании заключенных договоров. При этом в сторонних организациях
допускается проводить капитальный ремонт технических средств, их
основных узлов и агрегатов при условии отсутствия возможности
проведения работ в подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
ГЛАВА 10
УЧАСТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
43. Участок технического обеспечения
(далее
- участок ТО)
подразделения по чрезвычайным ситуациям предназначен для
выполнения технического обслуживания и ремонта технических средств,
оборудования и инструмента, а также для обучения водительского
состава.
Участок ТО должен состоять из следующих постов и помещений:
мастерская;
кабинет (уголок) безопасности движения;
пост технического обслуживания и ремонта с осмотровой канавой;
кладовая;
склад горюче-смазочных материалов с заправочным пунктом;
склад пенообразователя;
пост мойки и уборки.
Весь комплекс помещений участка ТО может примыкать
непосредственно к гаражу или размещаться отдельно.
Мастерская предназначена для проведения слесарно-механических
работ при выполнении мелкого текущего ремонта технических средств,
оборудования и инструмента, а также их технического обслуживания.
Мастерская оснащается оборудованием, приспособлениями и
инструментом согласно перечню, рекомендуемому в приложении
26,
стендами, на которых должны размещаться график ТО, технология ТО
технических средств, оборудования и инструмента, инструкции по охране
труда, распределение работ среди водителей и личного состава, наглядные
пособия по техническому обслуживанию и другая документация.
Кабинет (уголок) безопасности движения предназначен для обучения
работников. Оборудуется в специально выделенном помещении в каждой
пожарной аварийно-спасательной части. Наглядные пособия, экспонаты,
технические средства и другое оборудование кабинетов
(уголков)
безопасности движения содержат:
план мероприятий по укреплению транспортной дисциплины и
предупреждению дорожно-транспортных происшествий на текущий год;
анализ дорожно-транспортных происшествий (в том числе в МЧС),
фотоматериалы совершенных ДТП с кратким описанием;
информация о мерах принятых к виновникам ДТП, работникам МЧС
задержанным за управление в состоянии алкогольного опьянения;
выписки из Кодекса административных правонарушения Республики
Беларусь;
техническое характеристики транспортных средств: узлы и агрегаты,
влияющие на безопасность движения и безопасность работы на месте
чрезвычайной ситуации.
Перечень оборудования и приборов приведен в приложении 27.
Пост технического обслуживания и ремонта с осмотровой канавой
предназначен для ремонта технических средств. Может располагаться как
в гараже-стоянке, так и в отдельном боксе. Осмотровая канава должна
выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов,
правил
пожарной безопасности,
техники
безопасности
и
производственной санитарии. Поддержание порядка на посту
технического обслуживания и организация его работы возлагаются на
старшего водителя.
Кладовая предназначена для хранения запасных частей к техническим
средствам, запасного оборудования, приспособлений и эксплуатационных
материалов. Кладовая оборудуется стеллажами и шкафами для
раздельного хранения запасных частей, слесарного инструмента и
эксплуатационных материалов.
Склад горюче-смазочных материалов с заправочным пунктом
предназначен для хранения ГСМ. Устройство и оборудование складов
ГСМ и заправочных пунктов в подразделениях по чрезвычайным
ситуациям должны соответствовать действующим нормативам,
техническим условиям с обеспечением:
длительной сохранности ГСМ и эксплуатационных материалов;
быстрой и правильной приемки, а также отпуска топлива и смазочных
материалов;
пожарной безопасности.
Склад для хранения пенообразователя необходимо размещать в
отапливаемом помещении в емкостях с надежной антикоррозионной
защитой внутренней поверхности. Склад должен соответствовать
требованиям пожарной безопасности, техники безопасности и
производственной санитарии.
Пост мойки и уборки предназначен для уборки, мойки, сушки и
обтирки технических средств, оборудования и инструмента,
возвратившихся с зон чрезвычайной ситуации или учений. Пост мойки и
уборки размещается как в отдельном помещении, так и на специально
оборудованной площадке. Пост мойки и уборки обеспечивается моечной
установкой и другим необходимым оборудованием и инвентарем.
Осмотровая канава в зависимости от способа расстановки
технических средств в гараже или технологического процесса ТО может
выполняться тупиковой или прямоточной. Оборудование осмотровых
канав должно осуществляться в соответствии с типовыми проектами депо
и отвечать требованиям правил по охране труда в подразделениях по
чрезвычайным ситуациям.
ГЛАВА 11
РЕМОНТ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
44. Ремонт технических средств
- комплекс операций по
восстановлению работоспособного состояния технических средств и
обеспечению безотказной их работы. Он может выполняться по
потребности или после определенного пробега. Ремонт, связанный с
разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться, как
правило, по результатам предварительного диагностирования. В
соответствии с назначением, характером выполняемых работ ремонт
технических средств подразделяется на следующие виды:
для технических средств: текущий, средний, капитальный;
для агрегатов: текущий, капитальный.
Текущий ремонт технического средства или отдельного агрегата
выполняется
для
обеспечения
работоспособного
состояния
восстановлением или заменой отдельных агрегатов, узлов и деталей
(кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных,
крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных
работ. Проводится по потребности, выявленной при эксплуатации или
контрольных осмотрах
(по рапортам) начальника
(заместителя
начальника) подразделения. Заключается в частичной разборке агрегата,
замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов,
деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных,
крепежных и других ремонтных работ. Должен обеспечивать безотказную
работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до проведения
очередного ТО-2.
Средний ремонт технического средства предназначен для
восстановления работоспособного состояния выполнением более сложных
и трудоемких операций. При этом предусматриваются, как правило,
замена двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замена
отдельных агрегатов (в том числе двух-четырех основных), окраска кузова
и проведение других ремонтных работ.
Капитальный ремонт технического средства (допускается с заменой
надстройки автомобильной пожарной цистерны) или отдельного агрегата
заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте
большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей,
сборке и испытании технического средства. Капитальный ремонт
технического средства назначается в том случае, если:
кузов, кабина, цистерна, пожарный насос и не менее двух основных
агрегатов базового шасси требуют капитального ремонта;
его
техническое
состояние,
оцененное по результатам
диагностирования, неудовлетворительное
(установлено снижение
динамических качеств, мощности, увеличение расхода горюче-смазочных
материалов и запасных частей).
Агрегат направляется на капитальный ремонт, если:
базовые и основные детали требуют ремонта с полной разборкой
агрегата;
работоспособность агрегата не может быть восстановлена или его
восстановление экономически нецелесообразно при текущем ремонте.
45. Необходимость в капитальном или среднем ремонте определяется
на основании общего пробега технического средства и его технического
состояния комиссией. В состав комиссии входят представители отдела
материально-технического обеспечения и строительства областного
(Минского городского) управления МЧС, подразделения технической
службы, начальник (заместители начальника по тылу или оперативно-
тактической работе), старший водитель
(водитель) подразделения по
чрезвычайным ситуациям, из которого представляется транспортное
средство. Постановка транспортного средства в ремонт оформляется
актом сдачи, выдачи согласно приложению 28.
Планирование ремонта транспортных средств осуществляет отдел
материально-технического обеспечения и строительства областного
(Минского городского) управления МЧС. При этом планируются их
количество и затраты труда. План-график ремонта технических средств и
агрегатов согласно приложению 29 составляется за один месяц до начала
планируемого года, подписывается начальником отдела техники и
материального обеспечения и утверждается начальником областного
(Минского городского) управления МЧС. Допускается составление
единого плана-графика технического обслуживания и ремонта. Выписка
из плана-графика направляется в подразделения по чрезвычайным
ситуациям, технические средства которых подлежат ремонту. Перед
разработкой плана-графика ремонта необходимо подготовить данные по
пробегу, времени проведения последнего ремонта или ТО, техническому
состоянию технических средств. Нормы пробега технических средств и
моторесурс их основных агрегатов до капитального ремонта приведены в
приложении 30.
46. Основным методом ремонта является агрегатный метод, при
котором неисправные агрегаты и механизмы на ремонтируемом
техническом средстве заменяются новыми или отремонтированными,
взятыми из оборотного фонда. Агрегатный метод применяется в случаях,
когда трудоемкость работ по устранению неисправности превышает
трудоемкость работ по снятию агрегата, требующего ремонта, и установке
отремонтированного или нового агрегата. При отсутствии агрегата в
оборотном фонде допускается применять индивидуальный метод ремонта,
при котором неисправный агрегат снимается, ремонтируется и
устанавливается на то же техническое средство. Детали ремонтируемого
агрегата не обезличиваются и устанавливаются на тот же агрегат.
Примерный перечень основных деталей технического средства и
агрегатов, рекомендуемых для включения в оборотный фонд, приведен в
приложении 31.
47. Технические средства
(агрегаты), сдаваемые в ремонт в
подразделение технической службы, по своему техническому состоянию и
комплектности должны соответствовать требованиям нормативно-
технической документации на ремонт технических средств. Независимо
от способа доставки должны быть в состоянии, обеспечивающем их
передвижение своим ходом (кроме аварийных), при условии, что их
техническое
состояние
обеспечивает
безопасность
движения.
Разукомплектовывать технические средства (агрегаты) или заменять их
составные части и детали негодными запрещается. За некомплектность,
несоответствие технического состояния технических средств (агрегатов),
сдаваемых
в
ремонт,
требованиям
нормативно-технической
документации, а также за несвоевременность их поставки ответственность
несет начальник подразделения по чрезвычайным ситуациям. Время
простоя технических средств при текущем ремонте не должно превышать
10 календарных дней, при среднем - 20 дней, при капитальном (в том
числе с заменой надстройки автомобильной пожарной цистерны) - 30
дней. При обнаружении в ходе ремонта скрытых
(неисправностей)
дефектов допускается продлить время не более чем на 10 дней.
Если в течение установленного срока выдача технического средства
(агрегата) заказчику не будет произведена, начальник подразделения ТС
докладывает об этом в отдел материально-технического обеспечения и
строительства областного (Минского городского) управления МЧС для
принятия решения.
48.
Отремонтированное техническое средство подвергается
диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям:
техническое средство - пробегом 2 - 5 км;
агрегат - работой продолжительностью до 0,5 часа.
Техническое
средство
после
проведенного
ремонта
и
диагностирования выдается начальником
(заместителем начальника)
подразделения технической службы начальнику (заместителю начальника
по тылу или оперативно-тактической работе) подразделения по
чрезвычайным ситуациям, прибывшему с водителем
(старшим
водителем). Выдача технического средства
(агрегата) из ремонта
осуществляется по акту сдачи (выдачи) технических средств (агрегата).
При замене в процессе ремонта номерных агрегатов их номера
указываются в акте сдачи (выдачи), в формуляре технического средства. О
проведенном техническом обслуживании и ремонте технического
средства в их формуляр вносится соответствующая запись, которая
заверяется подписью руководителя подразделения технической службы.
49. Подразделение технической службы заправляет выдаваемое
техническое средство смазочными материалами и специальными
жидкостями по установленным нормам.
50. Техническое состояние технического средства, агрегатов или
узлов, сдаваемых в капитальный ремонт, и качество его выполнения
должны соответствовать требованиям государственных стандартов и
другой нормативной документации на капитальный ремонт. Начальник
производственно-технической центра областного (Минского городского)
УМЧС) несет ответственность за сроки проведения и качество
выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту. В случае
выхода технических средств из строя начальником подразделения
назначается служебное расследование с привлечением специалистов ПТЦ
(по необходимости могут привлекаться специалисты сторонних
организаций) для установления причин выхода. По результатам
принимаются меры к виновным лицам.
51. Перед постановкой на боевое дежурство техническое средство
должно пройти обкатку:
после капитального ремонта
- пробегом
200 км и работой
специальных агрегатов продолжительностью не менее 1 часа;
после среднего и текущего ремонта (с заменой или капитальным
ремонтом одного из основных агрегатов) - пробегом 100 км и работой
специального агрегата продолжительностью не менее 1 часа.
ГЛАВА 12
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН,
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И СПИДОМЕТРОВОГО
ОБОРУДОВАНИЯ
52. При организации эксплуатации шин в подразделениях по
чрезвычайным ситуациям необходимо руководствоваться Правилами
эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением
Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21
декабря 2000 г. №52 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2001 г., №27, 8/5171).
53. Эксплуатация шин включает:
правильную комплектацию технических средств шинами;
правильный монтаж и демонтаж шин;
соблюдение норм давления воздуха в шинах;
своевременную перестановку колес согласно инструкции по
эксплуатации технических средств;
исключение условий перегрева и повышенного износа шин;
своевременный ремонт поврежденных шин;
правильное вождение технических средств.
Шиномонтажные работы должны проводиться только с
использованием специальных съемников, в предназначенном для этого
месте, оборудованном предохранительной металлической решеткой, с
соблюдением правил по охране труда. Нормативное давление в шинах
должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах
технических средств. Проверку давления в шинах необходимо проводить
не реже одного 1 раза в 10 дней. Давление должно соответствовать норме.
Результаты проверки заносятся в журнал ТО-1 технического средства.
При ежедневном техническом обслуживании следует проверять состояние
шин внешним осмотром. При работе в зонах чрезвычайных ситуаций не
допускается перегрев автомобильных шин, в случае необходимости
водители обязаны принять меры по их тепловой защите. Не допускается
снижать давление в шинах, если оно повышается вследствие нагрева.
Необходимо предохранять шины от попадания на них бензина, керосина и
масла. При попадании указанных жидкостей на шины следует протереть
их досуха. Во избежание повышенного износа шин не допускать рывков и
пробуксовки колес при движении с места и переходе с низших передач на
высшие. Перестановку шин производить при технической необходимости,
но не реже одного раза в год по схеме, рекомендуемой инструкцией по
эксплуатации шасси.
Мелкий ремонт автомобильных шин организуется в подразделениях
технической службы на специальных постах, оборудованных
необходимым инструментом и починочным материалом.
Списание автомобильных шин и их сдача производятся в
установленном порядке с учетом норм эксплуатационных пробегов по
акту на списание согласно приложению 32.
54. При организации эксплуатации аккумуляторных батарей в
подразделениях
по
чрезвычайным
ситуациям
необходимо
руководствоваться Правилами эксплуатации стартерных аккумуляторных
батарей, утвержденными постановлением Министерства транспорта и
коммуникаций Республики Беларусь от
4 июня
2002 г.
№16
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,
№112, 8/8599).
Эксплуатация аккумуляторных батарей включает:
приведение батарей в рабочее состояние;
использование и уход за ними на технических средствах;
хранение и ремонт.
При эксплуатации аккумуляторных батарей, установленных на
технических средствах, необходимо систематически следить за чистотой
поверхности батарей и выходных зажимов, уровнем электролита,
степенью заряженности. Проверку зарядки аккумуляторной батареи,
уровня и плотности электролита необходимо проводить не реже одного
раза в
10 дней. Результаты проверки заносятся в карточку учета
эксплуатации аккумуляторной батареи.
Списание аккумуляторных батарей и их сдача производятся в
установленном порядке с учетом сроков эксплуатации, регламентируемых
нормативными документами Республики Беларусь. Форма акта на
списание приведена в приложении 32.
55. Все имеющиеся на вооружении подразделения по чрезвычайным
ситуациям технические средства должны быть оснащены исправным и
опломбированным
спидометровым
оборудованием.
Порядок
опломбирования спидометрового оборудования осуществляется в
соответствии с требованиями в соответствии с требованиями СТБ 1745-
2007
«Спидометры автомобильные. Требования к эксплуатации и
пломбированиюª. Эксплуатация технических средств с неисправным
спидометровым оборудованием, нарушенной или неправильной
пломбировкой запрещается.
Начальником подразделения должны быть определены лица,
ответственные за порядок пломбирования спидометрового оборудования:
областных
(Минского городского) управлений МЧС
- из числа
начальников ремонтно-восстановительной части; подразделения,
непосредственно подчиненного МЧС, научного или учебного учреждения
- из числа заместителей начальников, ответственных за техническую
службу. В свою очередь, непосредственно в каждом подразделении по
чрезвычайным ситуациям приказом начальника назначаются
ответственные лица за эксплуатацию спидометрового оборудования.
Осмотр спидометрового оборудования технических средств проводится
ответственным за эксплуатацию спидометрового оборудования в
подразделении в присутствии водителя не реже одного раза в квартал с
записью в журнале проверки и пломбировки спидометрового
оборудования.
При технической неисправности спидометрового оборудования, а
также в случаях, вызывающих необходимость нарушения пломбирования
(ремонт технических средств, спидометрового оборудования),
ответственным лицом за пломбирование в присутствии водителя
составляется акт о распломбировке спидометрового оборудования по
форме согласно приложению
33, в котором указывается причина
распломбировки. Акт составляется в одном экземпляре. В журнале учета
ремонта, осмотров и пломбирования спидометров и датчиков вносятся
номер акта, число, причины перепломбировки. В случае
перепломбирования спидометра, связанного с изменением показаний
счетчика, акт составляется в трех экземплярах, один из которых
направляется в отдел техники и материального обеспечения областного
(Минского городского) управления МЧС, второй - в финансовую службу,
третий - в подразделение по чрезвычайным ситуациям. Регистрация актов
распломбировки
спидометрового
оборудования,
результаты
государственных поверок, осмотров пломбирования спидометров, гибких
валов, датчиков и приводов к ним учитываются в журнале учета ремонта,
осмотров и пломбирования спидометров и датчиков. Пломбирование
спидометров, приводов к ним, электродатчиков, штекерных соединений
производится с таким расчетом, чтобы исключить доступ к счетному
механизму спидометров, приводу, электродатчику с целью произвольного
изменения показания спидометра. Клеймо на пломбе должно иметь
четкий оттиск обозначения наименования подразделения технической
службы на одной стороне, а на другой - номер клейма и квартал года.
Пломба должна быть механически прочной, надежно обеспечивать зажим
проволоки, исключающий снятие и перемещение ее по проволоке.
Запрещается применять для пломбирования проволоку из цветных
металлов.
Новые технические средства в период действия гарантии должны
эксплуатироваться со спидометрами, опломбированными заводом-
изготовителем. В случае нарушения заводской пломбировки
(или ее
отсутствия) в гарантийный период составляется акт совместно с
представителем незаинтересованной организации, в котором должны быть
указаны причины перепломбировки, дата и показание спидометра.
В случаях необоснованной распломбировки либо повреждения или
отсутствия пломб на спидометровом оборудовании, выявленных при
осуществлении проверки, начальником областного (Минского городского)
управления МЧС, подразделения центрального подчинения МЧС, научно-
исследовательского и учебного учреждения МЧС назначается служебное
расследование.
ГЛАВА 13
ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
В ЛЕТНИЙ И ЗИМНИЙ ПЕРИОДЫ
56. Подготовка транспортных средств к эксплуатации в летний (с
1 по 30 апреля) и зимний периоды (с 1 по 31 октября) осуществляется по
приказу начальника областного (Минского городского) управления МЧС,
подразделений центрального подчинения МЧС, учебных учреждений
МЧС.
Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями и
личным составом организуются занятия, на которых изучаются:
особенности обслуживания и содержания технических средств;
способы и средства повышения их проходимости;
особенности вождения;
эксплуатационные материалы и нормы их расходования.
При подготовке к эксплуатации в зимний период дополнительно
изучаются:
порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре;
средства, облегчающие пуск холодного двигателя;
средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя
в движении и на стоянках;
меры безопасности при прогреве двигателя и при обращении с
токсичными охлаждающими низкозамерзающими жидкостями;
особенности работы в зонах чрезвычайных ситуаций при низких
температурах.
К обучению водителей привлекаются руководители подразделений по
чрезвычайным ситуациям, старшие водители и наиболее подготовленные
водители.
При подготовке технических средств к эксплуатации в летний и
зимний периоды проводится сезонное техническое обслуживание.
Эксплуатация технических средств в зимний и летний периоды
осуществляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в
приложении 34.
ГЛАВА 14
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
57. Диагностирование
- это процесс определения технического
состояния технических средств, их агрегатов, узлов, механизмов,
приборов и систем без их разборки с определенной точностью и
прогнозированием их работоспособности на конкретный период времени.
Цель диагностирования при проведении ТО технического средства
заключается в потребности определения отдельных операций
технического обслуживания, прогнозирования момента неисправного
состояния и оценке качества выполнения работ.
Цель диагностирования при ремонте заключается в выявлении
неисправного состояния, причин его возникновения и установлении
наиболее эффективного способа устранения.
Диагностирование
является
обязательным
технологическим
элементом технического обслуживания или ремонта технического
средства и агрегатов с проверкой параметров. Оно может быть общим и
поэлементным.
Общее диагностирование производится для определения
работоспособности технического средства, агрегатов, узла, механизма и
системы в целом по обобщенным диагностическим параметрам.
Поэлементное
(углубленное) диагностирование производится для
определения конкретной неисправности по частным диагностическим
параметрам.
58. Для определения потребности технического средства, агрегата,
механизма или прибора в обслуживании или ремонте применяют
нормативные значения диагностических параметров согласно
приложению 35. При диагностировании измеряют фактическое значение
параметра технического состояния технического средства или его
агрегата, сравнивают с допускаемым или предельным значением
параметра и выносят решение о необходимости регулировки или ремонта
механизма. Регулировочные работы, не требующие значительных
трудозатрат, выполняются при диагностировании.
59.
Диагностирование технических средств и оборудования
производят на посту технического диагностирования в подразделении
технической службы, на постах технического обслуживания в
подразделениях по чрезвычайным ситуациям или с применением
автомобилей диагностики. Примерный перечень диагностического
оборудования для постов технического диагностирования приведен в
приложении
36.
По результатам диагностирования заполняется
диагностическая карта по форме согласно приложению 37, дефектовочная
ведомость согласно приложению
38 и приема-передачи технического
средства (агрегата) на техническое обслуживание и ремонт.
ГЛАВА 15
КОНСЕРВАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
60. Под консервацией понимается содержание технически исправных,
полностью
укомплектованных,
заправленных
и
специально
подготовленных
технических
средств,
аварийно-спасательного,
пожарного оборудования и инструмента в состоянии, обеспечивающем их
длительную сохранность и приведение в техническую готовность в
кратчайший срок.
61. Постановке на консервацию подлежат все сверхштатные
технические средства до передачи их в другие подразделения по
чрезвычайным ситуациям или использование которых не планируется на
период более трех месяцев. Консервация может быть кратковременной (до
одного года) и длительной (более одного года). Постановка технических
средств на консервацию и снятие с консервации осуществляются в
соответствии с приказом начальника областного (Минского городского)
управления МЧС, подразделений центрального подчинения, научных
учреждений и учебных заведений МЧС. В приказе оговариваются вид
консервации и количество технических средств по маркам и номерам,
порядок материального обеспечения, лица, ответственные за проведение
работ по подготовке к консервации, и порядок контроля за качеством
подготовленных к консервации технических средств. На основании
приказа начальника подразделения по чрезвычайным ситуациям
заместитель начальника по тылу или оперативно-тактической работе
составляет план организации работ по подготовке технических средств к
кратковременной или длительной консервации согласно приложению 39,
в котором предусматривается:
подготовка персонала, необходимого для выполнения работ по
консервации технических средств;
распределение и оборудование помещений для постановки
технических средств на консервацию;
обеспечение подразделения эксплуатационными материалами,
необходимыми для консервации технических средств;
порядок оформления документации на технические средства,
предназначенные к консервации;
лицо, ответственное за сохранность технических средств, если
постановка на консервацию производится за пределами подразделения по
чрезвычайным ситуациям.
При постановке и снятии технических средств с консервации
производится запись в их формулярах, а для прицепов и грузовых
автомобилей - в техническом паспорте (в разделе "Технические осмотры
машин").
Консервация технических средств производится в соответствии с
инструкцией по эксплуатации технического средства, руководством по
эксплуатации шасси и рекомендациями по консервации технического
средства согласно приложению 40.
ГЛАВА 16
ПЕРЕДАЧА И СПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
62. Передача технических средств в пределах областного (Минского
городского) управления МЧС (без изменения источника финансирования)
из одного подразделения по чрезвычайным ситуациям в другое (кроме
объектовых) производится согласно штатной положенности по решению
начальника областного (Минского городского) управления МЧС.
Передача технических средств в пределах областного
(Минского
городского) управления МЧС с изменением источника финансирования,
между областными (Минским городским) управлениями МЧС или в
другие организации осуществляется по решению МЧС Республики
Беларусь на основании соответствующих нормативных актов.
63. Списание технических средств производится в соответствии с
приказом МЧС Республики Беларусь от 27.03.2006 №43 «Об утверждении
инструкции о порядке списания имущества, относящегося к основным
средствам, авиационно-технического и другого имущества в
Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь,
подчиненных ему органов, подразделениях и организацияхª. Документы
на списание в центральную комиссию МЧС по списанию основных
средств представляются ежегодно до 1 октября.
64. Списание технических средств, содержащихся за счет средств
местного бюджета, производится самостоятельно по согласованию с МЧС
и областным (Минским городским) исполкомом.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..