СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА (2015 год) - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА (2015 год) - часть 3

 

 

Также основаниями для отсрочки от призыва на военную службу является наличие:
в) жены, двух или более детей либо жены-инвалида I или II группы.
В данном случае также возникают вопросы: а что, если призывник имеет двух или
более детей, но не имеет жены. Является ли обязательным критерием наличия
жены, ведь есть и отцы-одиночки?
Наличие жены и одного ребенка является основанием для прохождения альтерна-
тивной службы. Здесь также возникает вопрос относительно обязательного нали-
чия жены.
г) одного или более родных братьев и сестер в возрасте до восемнадцати лет либо
старше восемнадцати лет, но являющихся инвалидами I или II группы, при отсут-
ствии у них других лиц, которые могут взять их на содержание;
в) родного брата, проходящего срочную военную службу.
Отсрочка от призыва на военную службу для продолжения образования предо-
ставляется:32
а) студентам и аспирантам дневных (очных) форм обучения высших профессио-
нальных учебных заведений, имеющих лицензию или государственную аккредита-
цию (аттестацию), при условии, что они обучаются в учебном заведении с первого
курса и не получают второе высшее образование;
б) учащимся средних профессиональных и средних общеобразовательных учебных
заведений до их окончания, но не старше двадцати одного года.
Лица, отчисленные из высших и средних профессиональных учебных заведений за
плохую успеваемость, недисциплинированность или в связи с осуждением, теряют
право на повторную отсрочку от призыва для продолжения образования.
Лицам, ранее отчисленным из высших учебных заведений по различным основа-
ниям и вновь восстановленным в высшем учебном заведении или поступившим в
другое учебное заведение, отсрочка от призыва на военную или альтернативную
службу для продолжения образования не предоставляется.
Отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья33 предоставляет-
ся гражданам, признанным в установленном порядке временно не годными к воен-
ной службе, на срок до шести месяцев.
Граждане, утратившие основание для освобождения от призыва на военную служ-
бу, подлежат призыву на военную или альтернативную службу.
Необходимо добавить, что одним из оснований для получения права на про-
хождение альтернативной службы является семья, в которой, кроме призывни-
ка, имеютс четверо и более детей в возрасте до 18 лет и призывник является
старшим из детей.
Законодательство предусматривает возможность пройти военную и альтернатив-
ную службу гражданам, имеющим право на отсрочку от призыва по желанию граж-
данина на основании заявления.
32
Статья 33 Закона КР «О всеобщей воинской обязанности граждан КР, о военной и альтернативной служ-
бах».
33
Статья 33 Закона КР «О всеобщей воинской обязанности граждан КР, о военной и альтернативной служ-
бах».
42
6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗДЕЛУ.
Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных силах, других во-
инских формированиях и государственных органах КР, в которых законом предусмо-
трена военная служба (на мирное и военное время) установлено, что обеспечение
медицинским оборудованием и расходными материалами возложено на местные
органы государственного управления и медицинские учреждения. Однако с перехо-
дом в Кыргызской Республике на двухуровневое финансирование возникли серьез-
ные затруднения с обеспечением качественного проведения медицинского освиде-
тельствования лиц, подлежащих призыву в Вооруженные силы.
20 ноября 2015 года Постановлением правительства34 была утверждена Програм-
ма государственных гарантий по обеспечению граждан медико-санитарной по-
мощью, согласно которой граждане, подлежащие призыву на срочную военную
службу, при наличии направления военно-врачебной комиссии, необходимых ла-
бораторных и диагностических исследований, в том числе общего анализа крови
и мочи, флюрографии органов грудной клетки, ЭКГ получают, ее бесплатно в цен-
трах семейной медицины.35 Необходимо отметить, что данное положение предус-
матривает обязательное наличие направления военно-врачебной комиссии, что не
облегчает работу самих призывных комиссий.
Дополнительно для обеспечения процесса призыва принимается Постановление
правительства КР, во исполнение которого Министерством здравоохранения КР
принимается приказ о выделении квалифицированных врачей - специалистов и
среднего медицинского персонала - для проведения медицинского освидетель-
ствования призывников, а также обеспечения бесплатного и внеочередного стаци-
онарного (амбулаторного) медицинского обследования призывников.
Однако, как показывает результаты мониторинга, обеспечение достаточного ме-
дицинского освидетельствования, как того требует законодательство, на практи-
ке нет. Этому способствует недостаточное обеспечение медицинским оборудо-
ванием и расходными материалами врачей медицинских комиссий. Необходимо
отметить, что в настоящее время Государственным комитетом по делам обороны
Кыргызской Республики внесен проект закона в Жогорку Кенеш КР об обеспече-
нии финансирования призывных кампаний за счет республиканского бюджета, что
позволит военным комиссариатам самостоятельно обеспечивать призывные ме-
дицинские комиссии необходимым оборудованием, в том числе и расходными ме-
дицинскими материалами.
Кроме того, в ходе мониторинга выявлено:
а) ненадлежащее исполнение требований законодательства по обеспечению
процесса призыва в части медицинского обеспечения врачей медицинскими
инструментами, оборудованием и расходными материалами, мебелью, сани-
тарными и гигиеническими принадлежностями, не соблюдение регламента ра-
боты членов призывной комиссии;
б) самоустранение других органов и должностных лиц, ответственных за прове-
дение призыва, в частности органов внутренних дел, органов местного самоу-
правления, Министерства здравоохранения;
в) вместе с тем отмечается наличие желания и политической воли государствен-
ного органа по делам обороны, ответственного за призывной процесс, изме-
нить ситуацию в лучшую сторону.
34
Постановление правительства КР от 20 ноября 2015 года за № 790.
35
Источник: «Официальный ответ главного управления местных органов военного управления Государ-
ственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики» от 26 февраля 2016 года.
43
В связи с вышеизложенными данными рекомендуем:
1.
Премьер-министру Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Ре-
спублики, Министерству здравоохранения Кыргызской Республики обеспе-
чить исполнение Постановление правительства КР в части обеспечения де-
ятельности медицинских комиссий обеспечить врачами-специалистами,
необходимым медицинским оборудованием, обратить особое внимание на
вопрос полноценного обеспечения призывных комиссий и исполнение тре-
бований нормативно-правовых актов.
2.
Правительству Кыргызской Республики включить в состав призывных комис-
сий представителей системы образования, представителей гражданского
общества.
3.
Жогорку Кенешу Кыргызской Республики установить ответственность органов
местного самоуправления за недолжное обеспечение призывного процесса.
4.
Министерству внутренних дел Кыргызской Республики обеспечить полное
участие представителей территориальных подразделений органов внутрен-
них дел в призывном процессе.
5.
Правительству Кыргызской Республики и Министерству образования КР рас-
смотреть вопрос о восстановлении штатной должности военрука в средних
образовательных учреждениях с соответствующим окладом.
6.
Национальным и общественным средствам массовой информации обеспе-
чить широкое освещение Указа Президента КР о призыве в армию и ответ-
ственности граждан.
7.
Жогорку Кенешу Кыргызской Республики инициировать проект изменений и
дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие процесс призыва
по срокам вручения повесток призывникам, принять проект изменений и до-
полнений в Закон «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской
Республики, о военной и альтернативной службах» от Государственного ко-
митета по делам обороны КР в части статуса граждан от 16-18 лет.
8.
Военным комиссариатам Кыргызской Республики привлекать родителей при-
зывников и наблюдателей к процессу призыва.
9.
Органам прокуратуры Кыргызской Республики усилить надзор по исполне-
нию законодательства в части обеспечения призыва.
10.
Министерству здравоохранения Кыргызской Республики внести в норматив-
но-правовые акты КР дополнения об обязательном прохождении УЗИ-обсле-
дования и ЭКГ- (ЭХО) обследования призывников на бесплатной основе.
11.
Военным комиссариатам Кыргызской Республики, учитывая нагрузку меди-
цинских комиссий в областных сборных пунктах, планировать график работы
комиссий с учетом положения о проведении порядка призыва в части коли-
чества освидетельствуемых призывников (50 человек в день в мирное время).
12.
Министерству здравоохранения Кыргызской Республики, Министерству фи-
нансов Кыргызской Республики обратить внимание на выявленные потреб-
ности врачей медицинских комиссий сборных пунктов и своевременно обе-
спечить всеми необходимыми оборудованием и расходными медицинскими
материалами.
13.
Правительству Кыргызской Республики, Министерству здравоохранения
Кыргызской Республики, Министерству финансов Кыргызской Республики
44
рассмотреть вопрос о выплате командировочных расходов для врачей из от-
даленных регионов, а также оплату за сверхурочную работу.
14. Совету обороны Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республи-
ки усилить контроль над исполнением Положения о медицинском освидетель-
ствовании в Вооруженных силах, других воинских формированиях и государ-
ственных органах Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена
военная служба (на мирное и военное время), утвержденное Постановлением
правительства Кыргызской Республики от 18 декабря 2009 года № 771.
15. Министерству здравоохранения Кыргызской Республики усилить контроль за
исполнением приказа министра во исполнение Постановления правитель-
ства КР об очередном призыве граждан на срочную военную и альтернатив-
ную службы, издаваемое два раза в год перед призывом.
16. Общественным организациям, работающие по медицинской части, пригла-
шать врачей призывных комиссий на семинары и круглые столы.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ СРОЧНОЙ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Мониторинг прав и свобод военнослужащих при прохождении срочной военной
службы проводился с июля по октябрь 2015 года. Всего мониторингом было ох-
вачено 23 воинские части и подразделения, из них 6 - воинские части, подведом-
ственные Генеральному штабу ВС КР (далее - ГШ ВС КР), 7 - части Национальной
гвардии КР (далее - НГ КР), 7 подразделений Государственной пограничной службы
КР (далее - ГПС КР), 2 части департамента по охране исправительных учреждений
и конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу ГСИН КР (далее -
ДОК ГСИН КР) и 1 часть Министерства чрезвычайных ситуаций КР (далее - МЧС
КР). Большинство из частей и подразделений были выбраны специально, с учетом
результатов прошлого мониторинга, которые показали наличие дедовщины, вымо-
гательства и других незаконных действий в отношении солдат.
Всего было проведено анкетирование 532 военнослужащих срочной военной
службы, из них 166 - военнослужащие, проходящие срочную военную службу в ча-
стях ГШ ВС КР, 197 - в частях НГ КР, 86 - в подразделениях ГПС КР, 56 - в ДОК ГСИН
КР и 27 - в части МЧС КР.
Согласно законодательству, призыву на срочную военную службу подлежат граж-
дане мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет, не имеющие права на отсрочку от
призыва на военную службу, права на освобождение от призыва на военную служ-
бу либо утратившие право на отсрочку от призыва на военную службу.
45
Анкета содержала вопрос относительно образования военнослужащих срочной
военной службы, где вопрос был изложен следующим образом:
Сиздин билимиңиз?/Ваше образование?
1.
Башталгыч/начальное (8 классов)
†
2.
Толук эмес орто/неоконченное среднее (9 -10 классов)
†
3.
Орто/среднее (11 классов)
†
4.
Атайын орто/среднее специальное
†
5.
Толук эмес жогорку/не оконченное высшее
†
6.
Жогорку/высшее
†
На данный вопрос ответили 522 военнослужащих, из них 99 имеют неполное сред-
нее образование и 216 указали, что имеют среднее образование. Вместе с тем от-
мечается увеличение количества военнослужащих, имеющих не оконченное выс-
шее и высшее образование, а также среднееспециальное (39,1%).
В армии встречаются военнослужащие, не умеющие читать и писать при нали-
чии аттестата о среднем образовании. Тогда возникает вопрос, каким образом
они смогли получить документ об окончании 9 классов. Этот вопрос необходимо
адресовать органам образования, а также рассмотреть вопрос о включении их в
состав призывных комиссий для проверки соответствия образования представ-
ленному документу. Уровень образования является важным условием для про-
хождения службы, т. к. солдат должен учить уставы, военные правила, уметь чи-
тать и писать, без этих навыков невозможно добиться высокой боевой готовности
военнослужащего.
46
На вопрос, «имеете ли вы обоих родителей», 82 человека дали отрицательный от-
вет, а также уточнили причину и отметили, с кем проживают в настоящее время.
В отчете за 2014 год было отмечено, что более 70% опрошенных военнослужа-
щих являются детьми родителя, находящегося в миграции либо не работающего
родителя.
В этом году вопрос относительно деятельности родителя был поделен на два под-
пункта: «где/кем работает ваш отец» и «где/кем работает ваша мать». По резуль-
татам опроса из 333 военнослужащих срочной военной службы ответивших на
первый вопрос, 18,6% являются сыновьями неработающих отцов, 25,5% являются
детьми дыйканина, 12,9% дети отца-таксиста или водителя, 7,2% отца-строителя и
6,3% сыновья родителя, находящегося в России. На аналогичный вопрос в отноше-
нии матери из 453 солдат 61,6% ответили, что являются сыновьями неработающих
матерей, в том числе домохозяек, у 9,1% ответивших солдат мамы работают учи-
телями (в том числе преподаватели), у 5,3% матери являются работниками сферы
здравоохранения, 4,2% опрошенных ответили, что их матери находятся в России,
4% - являются детьми продавцов и 2,9% - дыйканина.
Ниже приведены более популярные ответы
Ответ на вопрос «кем
Количество от-
Ответ на вопрос «кем
Количество отве-
работает ваш отец?»
ветивших солдат
работает ваша мать?»
тивших солдат
Фермер/дыйканин
85
Не работает
279
Не работает
62
Учитель/преподаватель
41
Таксист/водитель/шофер
43
Работник в больнице
24
На стройке
24
В России
19
В России
21
Продавец
18
Ч/П/бизнесмен
15
Фермер/дыйканин
13
Учитель/преподаватель
11
Швея
11
47
Токой чарба
9
Госслужащая
7
Частная компания/ орга-
6
Повар
6
низация
Продавец
5
Детский сад
6
Сварщик
4
Ч\П/бизнесмен
5
Сотрудник правоохрани-
4
В Турции
4
тельных органов
Бухгалтер
4
На базаре/коммерсант
4
После обсуждения проекта данного отчета в средствах массовой информации по-
явилась новость о том, что в настоящее время в Вооруженных силах КР проходят
срочную службу около 100 военнослужащих, родители которых занимают раз-
личные государственные должности. Об этом источнику сообщили в Генеральном
штабе Вооруженных Сил КР. Среди военнослужащих есть и сын главы государства
Алмазбека Атамбаева, сын экс-мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова, второй сын
бывшего депутата Камчыбека Ташиева. Кроме того, проходят службу сыновья де-
путатов, судей, военнослужащих, милиционеров, прокуроров, акимов, директоров
школ и других.36
О том, что родители являются пенсионерами и/или инвалидами, отметил 41 сол-
дат, также о семейном положении в качестве «женат» указали 13 и уточнили о на-
личие детей 6 солдат.
По национальности военнослужащие, охваченные мониторингом, в 96,7% являют-
ся кыргызами, 2% - узбеками, также среди опрошенных имеются русские, 3 чело-
века, и по одному уйгуру, татарину и турок.
Военнослужащим был также задан вопрос относительно их отношения к службе в
армии, на который дали ответ 524 человека, из них 71,9% ответили «я очень хотел
идти в армию», 23,8% отметили, что им «нужен военный билет», и 4,2% указали, что
они не хотели идти в армию, но им пришлось это сделать.
36
48
2. ПРИЗЫВ НА СРОЧНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ.
Согласно законодательству, порядок доставки лиц, уклоняющихся от призыва на во-
енную службу, налагается на органы внутренних дел, в этом случае родители призыв-
ника оповещаются о том, что их сын задержан. После задержания призывник направ-
ляется в призывную комиссию, где должен пройти все соответствующие процедуры.
При определении годности призывника он направляется на службу в армию. Однако,
как показывает практика, существует и другой способ принуждения к прохождению
армии - когда лицо без уклонения задерживается, ему не разъясняются причины за-
держания. Часто в таких случаях родственники узнают об этом только после того, как
задержанное лицо уже находится в пункте для отправки в армию. Фактически про-
исходит незаконное лишение свободы. О том, что такая практика имеет место быть,
показывают и результаты мониторинга процесса призыва.
По результатам анкетирования: 1 военнослужащий указал, что он был призван в
армию в результате принудительного привода, 2 военнослужащих отметили, что
были направлены в армию после «облавы».
Из военнослужащих, указавших год призыва, 229 были призваны на службу в осен-
ний призыв 2014 года, 226 - в весенний призыв 2015 года.
Согласно законодательству КР, регулируемомупроцесс призыва, медицинское
освидетельствование призывников проводится врачами: хирургом, терапевтом,
49
невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, дерматологом-вене-
рологом и стоматологом. Из 500 военнослужащих, ответивших, что они проходили
медицинское освидетельствование, уточнили врачей, проводивших освидетель-
ствование. Согласно ответам военнослужащих, они не прошли должного освиде-
тельствования у всех положенных законодательством врачей-специалистов.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в Республи-
канскую призывную комиссию. Решение Республиканской призывной комиссии
может быть обжаловано в суд.37 Так, по результатам анкетирования 6 военнослу-
жащих были не согласны с решением о годности к срочной военной службе, а 5
пытались обжаловать данное решение.
Отправка призывников к месту прохождения службы производится только через
сборные пункты. После отправки личные дела призывников возвращаются из сбор-
ных пунктов в районные (городские) военные комиссариаты. Паспорта у призывни-
ков, отправляемых на службу, не изымаются.38
В отчете за 2014 год, несмотря на то что законодательство запрещает изымать па-
спорта, отмечались факты, когда паспорта военнослужащих находились «у коман-
диров».
Результаты мониторинга за 2015 год показывают, что ситуация не изменилась. Так,
132 военнослужащих отметили, что паспорта находятся у их командира, 48 отме-
тили, что их паспорта находятся в военкомате.
Это связано с тем, что в 2015 году в октябре месяце проходили выборы в Жогорку
Кенеш КР. Согласно новым требованиям, гражданин мог проголосовать только при
наличии биометрических данных. В ходе мониторинга поступала информация, что
командованиям частей и подразделений приходится запрашивать паспорта воен-
нослужащих из дома с тем, чтобы они, во-первых, сдали биометрические данные
и, во-вторых, проголосовали. Ранее законодательство разрешало голосовать на
выборах для военнослужащих при наличии военного билета. С введением новых
требований военнослужащие смогут реализовать свое избирательное право лишь
на основании паспортных и биометрических данных.
Чтобы понять, с какими трудностями будут сталкиваться командиры частей и под-
разделений при обеспечении прохождения процедуры сдачи биометрических дан-
ных, было задано несколько вопросов командирам.
На вопрос, «каким образом происходит биометрическая регистрация военнослу-
жащих срочной военной службы, не прошедших до службы биометрическую реги-
страцию», 10 командиров ответили, что биометрическую регистрацию обеспечи-
вает командование части.
На вопрос, «каким образом доставляются паспорта военнослужащих срочной во-
енной службы», ответили, что паспорта доставляются родственниками или же на-
правляются факсом.
6 командиров отметили, что были факты утери паспортов, и на сегодняшний день
эта основная проблема, т.к. держать у себя паспорта не имеют права, а отправить в
другой регион - ответственность.
37
Пункт 3 статьи 16 Закона КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о во-
енной и альтернативной службах».
38
Статьи 111-115 Положения о подготовке и проведении призыва граждан КР, утверждено правительством
КР от 18 декабря 2009 года за № 770.
50
3. УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СРОЧНОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
Забота командира о здоровье подчиненных является одной из его основных обя-
занностей в деятельности по обеспечению постоянной боевой готовности воин-
ской части.
Повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осу-
ществляться с соблюдением требований воинских уставов и наставлений об оздо-
ровлении условий их службы и быта. При этом учитываются специфика выполняе-
мых задач, климатические условия, экологическая обстановка в районе дислокации
воинской части, состояние материального обеспечения и казарменно-жилищного
фонда.
Основными направлениями деятельности командиров по оздоровлению условий
службы и быта военнослужащих являются:39
∞∞
установление и своевременное доведение до военнослужащих необходимых
требований безопасности, обеспечение их выполнения;
∞∞
строгое выполнение санитарных норм и требований воинских уставов по раз-
мещению военнослужащих, организации их питания, водоснабжению и другим
видам материального и бытового обслуживания;
∞∞
организация точного выполнения распорядка дня и регламента служебного
времени;
∞∞
своевременное и полное доведение до каждого военнослужащего положен-
ных норм довольствия;
∞∞
устранение или снижение до установленных пределов влияния вредных факто-
ров на здоровье военнослужащих, проведение мероприятий по оздоровлению
экологической обстановки в районе расположения воинской части.
3.1. Условия казарм/спального помещения.
Опросники военнослужащих срочной военной службы максимально включали во-
просы касательно условий прохождения службы, санитарных условий и медицин-
ского обеспечения, эти же вопросы были под наблюдением мониторинговой груп-
пы, а также задавались командирам.
Так, на вопрос, «как вы оцениваете условия жизни в казарме», из ответившего
531 военнослужащего срочной военной службы 78,5% оценили, как «хорошие»,
18,8% - как «удовлетворительные» и 2,6% - как «плохие».
39
Глава 8 Устава внутренней службы ВС КР.
51
О том, что в разных помещениях воинской части есть насекомые и грызуны отмети-
ли 99 военнослужащих, которые уточнили, о каких насекомых и грызунах идет речь.
Некоторые военнослужащие уточнили места нахождения грызунов и насекомых. Так,
военнослужащие воинской части, расположенной в Кой-Таше, отметили казарму и
столовую. О том, что комары ночью не дают спать, отметили в части, расположенной
в городе Балыкчы. Наличие крыс в подвале отметили военнослужащие 2-го батальо-
на ДОК ГСИН, о наличии тараканов в столовой сказали солдаты части МЧС в городе
Таш-Кумыре, наличие крыс и мышей в столовой, санчасти, МТО и казарме отметили
военнослужащие воинских частей Нацио-
нальной гвардии в городах Джалал-Абад и
Ош, аналогичные грызуны были отмечены
солдатами пограничных застав в Кара-Суу,
Шамалдуу-Сай и отряде в городе Оше.
При обсуждении вопроса проведения и
обеспечения санитарно-эпидемиологиче-
ских мер, в том числе дезинфекционных,
представители Вооруженных сил отметили,
что по этому вопросу воинскими частями
заключается договор с центрами государ-
ственного санитарно-эпидемиологическо-
го надзора Министерства здравоохранения КР на местах о предоставлении услуг
по борьбе с грызунами, профилактике инфекций и т.д.40 Также для уничтожения
грызунов на территории частей ГПС организовано взаимодействие с Департамен-
том профилактики заболеваний и разработан план, на основании которого во всех
частях будет проведена оценка эпидемио-
логической ситуации по определению чис-
ленности грызунов и дезинфекционные ме-
роприятия (дератизация) по уничтожению
грызунов и насекомых41.
Вопрос о соблюдении санитарно-эпидеми-
ологических норм в местах пребывания во-
еннослужащих, а также состояния указан-
ных солдатами мест пребывания грызунов
должен оставаться объектом тщательного
мониторинга и оценки.
40
Источник: официальные данные представлены Национальной гвардией КР.
41
Источник: «Официальный ответ Государственной пограничной службы КР» от 29 февраля 2016 года, за №
6/119.
52
Из наблюдения: необходимо отметить воинскую часть НГ, расположенную в Баткене.
Со слов командования, здесь нуждались в постройке новой казармы, в связи с чем
было заключено соглашение с Центром ОБСЕ, которая составила смету и обещала
построить казарму до осени. Однако по каким-то причинам строительство было от-
ложено, и на момент мониторинга наблюдателями было отмечено, что военнослу-
жащие собственными усилиями готовились к зиме, солдаты проживали весь период
в палатках. Здесь также важно отметить, что посещение части было в сентябре ме-
сяце и ночью в горах Баткенской области было уже довольно прохладно. В связи с
этим просьба к правительству КР обратить внимание на положение данной части и
военнослужащих.
3.2. Гигиена (банные дни, стирка).
Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных сил КР,42 солдаты и сержанты
должны мыться в бане не реже 1 раза в неделю, а лица, чья работа связана с приго-
товлением еды, кроме еженедельной помывки в бане, должны ежедневно прини-
мать душ. Это минимальные стандарты помывки военнослужащих.
Однако необходимо отметить, что большинство военнослужащих контрактной
службы и офицеры направляются на службу из других регионов. В новом месте,
если есть возможность, они проживают в военных городках, если нет, то аренду-
ют жилье. В горной и сельской местности трудно требовать принимать душ каж-
дый день, так как остро стоит вопрос наличия душа и горячей воды. Летом проще,
так как военнослужащие сооружают легкие
постройки в виде душа, где вода нагрева-
ется под солнцем, однако зимой помыться
возможно лишь в бане. Наблюдатели также
отмечают, что в новых казармах есть душе-
вые кабинки и аристоны, однако не везде
имеется вода, ее возят в бачках издалека, и,
соответственно, военнослужащие не могут
позволить себе мыться каждый день.
По результатам анкетирования военнослу-
жащих срочной военной службы были по-
лучены такие данные: раз в неделю они хо-
дят в баню, 38,3% военнослужащих имеют возможность принять душ ежедневно.
Как уже было отмечено, возможность принять душ зависит от сезона - в летнее
время сооружаются конструкции на улице в виде «летнего душа».
97,1% военнослужащих срочной военной службы, охваченных мониторингом, от-
метили, что имеют возможность стирать личные вещи, а 29,5% отметили, что стал-
киваются с перебоями воды.
Наблюдателями отмечается, что практиче-
ски во всех частях и подразделениях, ох-
ваченных мониторингом, нет обеспечения
горячей водой. Большинство банных поме-
щений нуждаются в ремонте, душевые сет-
ки и краники подлежат замене, необходимо
также обеспечение железными тазиками и
ковшиками, так как китайские пластмассо-
вые тазы и ковши быстро трескаются. В ре-
зультате на десятки военнослужащих оста-
ется несколько тазов.
42
Глава 8 Устава внутренней службы ВС КР.
53
Например, пограничная застава, расположенная в Кербене, новая, имеет все не-
обходимое оборудование, такое как душ, умывальники, унитазы, однако из-за
отсутствия воды в самой части военнослужащим приходится привозить воду в
специальной машине, однако ее все равно не хватает для полного удовлетворе-
ния нужд и тщательной помывки. После посещения наблюдателями было направ-
лено обращение на имя директора ГАМСУ и МО при Правительстве КР с просьбой
оказать содействие в разрешении данного вопроса. Из официального ответа, по-
лученного нами, стало известно, что на заставе был установлен новый насос43,
который вскоре забился, и подача воды была прекращена. Местное население
собрало денежные средства на ремонт двигателя и произвело ремонт, и в насто-
ящий момент вода на заставу поступает из скважины. Руководство пограничного
отряда ведет переговоры с главой местного самоуправления о передаче скважи-
ны на баланс отряда.44
Проблемы с обеспечением водой наблюдается и в части Национальной гвардии,
расположенной в городе Баткене. Это также было обсуждено на предварительной
встрече по проекту настоящего отчета. Согласно утвержденному плану команду-
ющим НГ КР, запланированы мероприятия по проведению водопроводной сети в
данную часть и утверждена смета, а на 25 февраля 2016 года объявлен электронный
тендерный торг.45
При помывке в бане военнослужащие обеспечиваются мылом, полотенцем, мочал-
ками. Все нательное белье сдается при входе в баню, при выходе военнослужащие
получают чистое белье. Также в день помывки в бане меняется и постельное белье.
Необходимо отметить качество постельного белья, которое выполнено из син-
тетического материала цвета хаки. Во время обсуждения проекта отчета по во-
просу обеспечения постельным бельем представитель Государственного коми-
тета по делам обороны КР предоставил информацию о том, что по поставке
постельного белья был заключен договор с китайской фирмой, и первоначально
она предоставила более качественное белье, однако в последующем качество
сильно изменилось.46
3.3. Питание и обмундирование.
Согласно законодательству, государство создает военнослужащим материальные
и иные условия для исполнения ими обязанностей военной службы с учетом ее
основного характера.47
Военнослужащие срочной военной службы получают за счет государства денеж-
ное и натуральное довольствие по нормам, устанавливаемым Правительством КР.48
Согласно результатам мониторинга, военнослужащим выдается денежное доволь-
ствие в размере около 300 сомов. Часть денег (100-150) собирается в «общую казну»
взамен на средства гигиены - мыло, зубную пасту, бритвенные принадлежности.
43
Источник: «Официальный ответ Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэт-
нических отношений при Правительстве КР» от 3 февраля 2016 года за № 01-33/29.
44
Источник: «Официальный ответ Государственной пограничной службы КР» от 29 февраля 2016 года за
№6/119.
45
Источник: данные представлены Национальной гвардией КР от 26 февраля 2016 года.
46
Озвучено в ходе обсуждения проекта отчета от 25 февраля 2016 года, отель «Smart Hotel».
47
Статья 10 Закона КР «О статусе военнослужащих».
48
Постановление правительства КР «О нормах продовольственного пайка военнослужащих Вооруженных
Сил КР, других воинских формирований и государственных органов КР, в которых законом предусмотре-
на военная служба» от 17 октября 2002 года за № 706.
54
Наблюдателями отмечается, что военнослужащие не всегда знают, кто ответствен
за выдачу и оформление денежного довольствия. На вопрос, «кто выдает вам де-
нежное довольствие», военнослужащие разных частей ответили по-разному. На-
пример, в частях Генерального штаба ВС КР ответы были такие: «кассир», «бух-
галтер», «делопроизводитель», «финансовая служба», «полковник Жаныбеков»,
«старший лейтенант Кыдыралиева», «жена капитана», при чем последние два отве-
та были озвучены в одной части. Разные ответы были отмечены и в частях Департа-
мента по охране исправительных учреждений и конвоированию осужденных и лиц,
заключенных под стражу ГСИН, например, «командир», «старшина», «бухгалтер»,
«кассир», «прапорщик» и т. д. Согласно анализу ответов, преобладают такие отве-
ты, как «бухгалтер», «кассир», «финслужбы». Возможно, что эти должности при-
надлежат одному и тому же человеку.
Часто на территории воинской части имеется чайная или даже торговый магазин
(павильон), где военнослужащий может что-то купить. Наблюдатели при посеще-
нии проводят также мониторинг данных точек на наличие спиртных напитков.
Наличие в частях торговых точек - спорный вопрос, с одной стороны, не жела-
тельно нахождение таких торговых мест на территории воинской части, так как,
по мнению некоторых родителей умерших военнослужащих, они являются причи-
ной дедовщины и вымогательства со стороны старослужащих и военнослужащих
контрактной службы. С другой стороны, как быть частям и подразделениям, нахо-
дящимся в отдаленных от центральной части города или села районах. Например,
в прошлом году на территории одной из частей Иссык-Кульской области был за-
фиксирован торговый павильон. Командир искренне ответил, что он нарушает все
предписания со стороны Военной прокуратуры, однако от военной части только
до дороги надо идти более часа, а чтобы добраться до торгового места, необходим
транспорт. Поэтому он разрешил торговать на территории части с условием, что
торговля будет осуществляться только для военнослужащих контрактной службы
и офицеров.
На вопрос, «имеете ли вы возможность купить что-либо на территории части», из
ответивших 369 военнослужащих 32% ответили положительно. Некоторые уточни-
ли, что у них есть чайная и они там могут купить себе продукты, некоторые даже
уточнили, «что могут купить себе что-нибудь в чайной, но, когда там сидят коман-
диры, они не заходят».
На вопрос, «как вы оцениваете качество еды в столовой», ответили 527 военнос-
лужащих срочной военной службы, из них 389 отметили как «хорошее», 117 - как
«удовлетворительное» и 21 - «как плохое или неудовлетворительное». 40 воен-
нослужащих не удовлетворяет размер порций.
С учетом результатов мониторинга прошлого года военнослужащим был предло-
жен вопрос «чтобы вы порекомендовали добавить в рацион питания». Так, к при-
меру, большинство военнослужащих, проходящих службу в частях Генерального
штаба ВС, отметили молочные продукты - айран, молоко. Аналогичное количество
55
военнослужащих указали на молочные продукты и в частях Национальной гвардии,
однако они также указали и 9-ю норму питания. Военнослужащим Национальной
гвардии и так положена эта норма. Такой ответ связан с тем, что Внутренние вой-
ска при МВД были переданы Национальной гвардии, и вопросы полного снабжения
при проведении мониторинга только разрешались. После проведения мониторинга
была получена информация, что все части Национальной гвардии полностью обе-
спечены нормой № 9.
В большинстве случаев, отмечается, что солдаты хотели бы молочные продукты и
сладкое. Однако были и ответы, которые вызывают озабоченность, например, ответы
как «добавочный чай, увеличить воду в жару».
Установления той или иной нормы питания
зависит от расположения части (горное, вы-
сокогорное), а также от нагрузки службы.
Однако наблюдателями отмечается, что если
исходить из нагрузки службы, то тогда воен-
нослужащие ДОК ГСИН КР должны были пи-
таться как минимум по 9-норме.
По результатам мониторинга в 2014 году
наблюдателями отмечалось, что большую
56
Отдельный вопрос необходимо поднять относительно питания военнослужащих,
находящихся на службе в городе Майлуу-Суу. Несмотря на то что Майлуу-Суу яв-
ляется одним из самых загрязненных мест на всей земле по радиации, норма пи-
тания военнослужащих остается общевойсковой. В 2013 году американский эко-
логический фонд Blacksmith Institute составил список 35 городов планеты с самой
неблагоприятной экологической обстановкой. Город Майлуу-Суу, находящийся в
Джалал-Абадской области, занял в этом перечне седьмое место, то есть попал в
десятку самых загрязненных населенных пунктов мира. В городе и окрестностях
располагаются 23 хвостохранилища и 13 горных отвалов. К типам загрязнений, вы-
явленных в Майлуу-Суу, отнесены радиоактивный уран, шахтные отходы, тяжелые
металлы и цианиды. Общий объем захороненных отходов составляет 2,9 миллиона
кубометров.
В связи с этим отмечается необходимость изучения практики питания в зоне ради-
оактивных излучений, и следует добавить необходимые продукты в норму питания
части, расположенной в городе Майлуу-Суу.
озабоченность вызывает качество военной формы, так как она была из синтетиче-
ского материала, в жару не пропускала воздух и прилипала к телу, в холод же, нао-
борот, примерзала к телу.
В ходе опроса в 2015 году практически все военнослужащие срочной военной
службы, охваченные мониторингом, указали, что военная форма предоставляет-
ся им воинской частью. На вопрос, «удовлетворяет ли вас качество формы», из
521 ответившего военнослужащего 160 ответили «не удовлетворяет». На вопрос,
«приобретали ли вы дополнительную форму», 99 военнослужащих ответили поло-
жительно.
Некоторые части имеют швейного мастера, который латает военную форму, ушивает
и т.д. Возможно, имеет смысл ввести в штат воинских частей и подразделений
швейного мастера с определенным окладом.
Вопрос обеспечения военнослужащих срочной военной службы спортивной
формой является актуальным, так как, несмотря на то, что обеспечение матери-
альными и иными условиями является
обязательством государства, вопрос
обеспечения спортивной формой
остался вне этих обязательств.
Так на вопрос, «каким образом при-
обретается спортивная форма»,
97
военнослужащих ответили, что при-
обретают ее сами (родители), 15 во-
еннослужащих отметили, что ее
подарили. Для уточнения 12 человек от-
метили, что, когда уходят в увольнение,
57
приносят ее из дома, 6 человек отметили,
что копят деньги из денежного доволь-
ствия и покупают спортивную форму на
них, также были ответы: «подарила Рос-
сия».
Командование частей и подразделений
своими силами старается поддерживать
и проводить спортивные мероприятия,
однако при отсутствии должного внима-
ния со стороны государства к вопросу
обеспечения спортивной формой сол-
дат, спортивным снаряжением и оборудованием воинских частей добиться высо-
кой боевой подготовки невозможно.
Из наблюдения: необходимо отметить, что не везде части имеют возможность про-
водить спортивные мероприятия, так, к примеру, в части Национальной гвардии в
городе Оше и во второй части этого же ведомства в Бишкеке нет оборудованно-
го помещения со спортивным инвентарем. Дело в том, что эти части были ранее
подведомственны Министерству внутренних дел КР. С переходом в под ведомство
Национальной гвардии принадлежавшие ранее внутренним войскам спортивные
комплексы остались на балансе МВД КР.
Отдельно хотелось бы отметить часть МЧС КР в Таш-Кумыре, где на момент по-
сещения не было даже минимальных условий для спортивной подготовки. Коман-
дование части самостоятельно устанавливало старые конструкции, которые бо-
лее-менее подходили под спортивное оборудование. Сама часть имеет большое
помещение, которое можно было бы обустроить под спортивный зал, однако этот
вопрос требует финансового подкрепления.
3.4. Отдых и увольнительные.
Военнослужащим срочной военной службы предоставляется не менее одних су-
ток отдыха еженедельно.
Военнослужащий срочной военной службы, если на него не наложено дисципли-
нарное взыскание - лишение очередного увольнения, имеет право на одно уволь-
нение в неделю. С разрешения командира военнослужащему может быть предо-
ставлено увольнение по уважительной причине.
На вопрос, «как часто вы ходили в увольнение», ответили 395 военнослужащих
срочной военной службы, из них 23,3% ходили в увольнение реже одного раза
в месяц, из них 9 уточнили, что вообще не ходили, 3 отметили, что не ходили со
дня присяги.
58
Во всех частях имеются комнаты досуга, где обычно имеется телевизор, подшивка
газет, если есть в наличии, то настольные игры. Чтобы узнать, имеются ли в наличии
книги, журналы и газеты, и пользуются ли они ими, военнослужащим был задан ряд
вопросов. Конечно, для пользования устанавливаются порядок и время. Например,
телевизор можно посмотреть чаще всего вечером - с 19 до 21часа.
Из газет военнослужащие, проходящие службу в частях ГШ ВС, отдают предпочте-
ние газетам «Ыйык милдет», «Ала-Тоо», «Суперинфо», «Кыргыз Туу». Военнослу-
жащие ДОК отметили две газеты - «Кужурмон кузот» и «Аскердик таалим». Во-
еннослужащие МЧС отметили только одну газету - «Эркин Тоо», что наталкивает
на мысль, что других просто нет. Военнослужащие НГ отдают предпочтение газе-
там «Ыйык милдет», «Аскердик таалим», «Суперинфо» и «Шоокум». Погранични-
ки выбирают газеты, которые ближе им по пограничной тематике, это - «Чегара»,
«Баткен таны». А также отдают предпочтение «Суперинфо» и «Аскердик таалим».
Наблюдателями отмечается высокий интерес военнослужащих к газете «Суперин-
фо», которую покупают в основном женщины-военнослужащие в 1-2 экземплярах
и отдают в библиотечный фонд, чтобы военнослужащие могли по очереди читать.
Возможно, имеет смысл обратиться в редакцию данной газеты с тем, чтобы там
поддержали бесплатную подписку на их газету.
59
Во многих частях имеются библиотеки,
где на военнослужащего заводится кар-
точка, по которой он может приходить и
читать книги.
В большинстве библиотек не обновляется
библиотечный фонд, например, есть би-
блиотеки, где много книг на русском язы-
ке, а есть, где больше книг на кыргызском
языке. Можно было бы провести инвента-
ризацию и обменять книги, этот вопрос
поднимали и библиотекари частей. Чте-
ние положительно сказывается на поведении военнослужащего, а также на росте
его личных качеств и уровне образования.
Из наблюдения: необходимо отметить, что в большинстве случаев командование
воинский частей и подразделений старается улучшить условия для досуга соб-
ственными силами. Правительству необходимо обратить внимание на условия от-
дыха и досуга в военных учреждениях, достаточное обеспечение необходимыми
предметами досуга, например, настольными играми, такими, как шахматы, шашки,
тогуз коргоол.
4. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ.
Служба каждого военнослужащего в любой воинской части должна начинаться с
углубленного медицинского обследования. Врач части обязан внимательно изу-
чить амбулаторную медицинскую карту новобранца, выслушать жалобы на состо-
яние здоровья и завести медицинскую карту, в которой делаются все заметки по
результатам обследования в части.
Мониторинг медицинского обеспечения в воинских частях охватывал осмотр ме-
дицинских частей на соответствие их минимальным условиям, таким как наличие
кабинета для осмотра, наличие оборудования и медицинского инвентаря, наличие
оборудования для стерилизации инструментов, соответствие медикаментов их
сроку годности, а также опрос солдат срочной военной службы и представителей
медицинских частей (санчастей).
Согласно Закону КР «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих граж-
дане приобретают со дня призыва (поступления в добровольном порядке и по кон-
тракту) на военную службу или призыва на сборы. Соответственно, уже с момента
призыва граждан в армию у государства появляются позитивные обязательства по
обеспечению охраны здоровья и жизни военнослужащих.
Медицинский контроль состояния здоровья военнослужащих осуществляется пу-
тем проведения:49
∞∞
ежедневного медицинского наблюдения за личным составом;
∞∞
медицинских осмотров военнослужащих;
∞∞
углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих.
Во время мониторинга солдатам были заданы вопросы с тем, чтобы оценить каче-
ство и доступ к медицинскому обслуживанию.
49
Глава 8 Устава внутренней службы Вооруженных сил КР.
60
Согласно Уставу внутренней службы ВС КР, все солдаты подвергаются медицин-
скому осмотру в бане перед помывкой. Так, на вопрос, «проводится ли осмотр
в бане перед помывкой», из ответивших 500 военнослужащих срочной военной
службы 13,6% ответили, что нет.
Медицинский контроль состояния здоровья военнослужащих осуществляется
путем проведения ежедневного медицинского наблюдения за личным составом.
На вопрос, «как часто проводится ежедневный осмотр личного состава части на
предмет наличия телесных повреждений», из 519 ответивших 78 ответили «раз в
неделю», 12 дали ответ «раз в месяц»50.
На вопрос, «обращались ли вы за медицинской помощью в вашей части», положи-
тельно ответили 311 военнослужащих. 84,2% ответили, что получили медицинскую
помощь немедленно, 5,1% - в течение нескольких часов, 7,1% - в течение суток и
3,6% - более суток. 54 военнослужащих отметили, что были случаи отказа в ме-
дицинской помощи, 79 военнослужащих указали, что их не устраивает качество
медицинской помощи.
Необходимо отметить, что, согласно официальному ответу государственного органа по
делам обороны, «имеется практика, когда многие военнослужащие обращаются за ме-
дицинской помощью, однако при осмотре и предварительном обследовании устанав-
ливается диагноз: «здоров». В этом случае солдаты считают, что им ответили отказом.
Врачи и фельдшеры в воинских частях каждый случай обращения документируют, за-
писывают в амбулаторный журнал результатов осмотра с предварительным диагнозом.
Необходимо отметить, что возможности медицинских пунктов соединений, частей и
учреждений ГШ ВС и ГКДО КР ограничиваются оказанием доврачебной, первой врачеб-
ной медицинской помощи, учитывая вопрос оснащенности медицинской аппаратурой
и возможностью оказания медицинской помощи в медицинских пунктах частей».51
50
11 солдат из частей ГШ ВС КР - из части в Кой-Таше - 5 чел.; из части в г. Ош (36806) - 1 чел.; из части в
Бужуме - 1 чел.; из части в Балыкчы - 4 чел.; 1 солдат из части ДОК ГСИН.
51
Источник: «Официальный ответ Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики»
от 27 февраля 2016 года.
61

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..