Фундаментальная медицина (30.06.01). Направленность: Иммунология (03.03.03). Тесты (2018 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3    

 

 

 

 

Фундаментальная медицина (30.06.01). Направленность: Иммунология (03.03.03). Тесты (2018 год)

 

 

 

Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации аспирантов, обучающихся по программе высшего образования - программе подготовки научно педагогических

кадров в аспирантуре.

Направление подготовки: 30.06.01 Фундаментальная медицина. Направленность: Иммунология (03.03.03)

Присваиваемая квалификация:

«Исследователь. Преподаватель-исследователь»

Форма обучения: очная, заочная

 

 

 

7 Задания для тестирования

 

 

1 В состав иммунной системы не входит:

A. Костный мозг.

Б. Сердце.

B. Тимус.

Г. Кровь.

Д. Лимфатические узлы.


2 К периферическим органам иммунной системы не относится:

A. Лимфатические узлы.

Б. Костный мозг.

B. Пейеровы бляшки.

Г. Селезёнка.

Д. Кровь.

 


3 Укажите маркёр цитотоксических Т-клеток:

A. CD4.

Б. CD8.

B. CD80.

Г. CD25.

Д. CD20.


4 Функция В-лимфоцитов:

A. Реализация цитотоксической активности.

Б. Осуществление фагоцитоза.

B. Выработка антител.

Г. Высвобождение гистамина.

Д. Все перечисленное верно.


5 Основные субпопуляции Т-лимфоцитов:

А. Т-хелперы
Б. Т-цитотоксические лимфоциты

В. Т-регуляторные (супрессоры)
Г. ILC - лимфоциты без рецепторов для антигенов

 

6 Анатомический синоним «иммунной системы»

A. Кожа и слизистые

Б. Лимфоидная система

B. Все клетки тела

Г. Миелоидные ростки кроветворения

 

 

 

7 Специализированные клетки иммунной системы.
A. Фагоциты

Б. Лимфоциты
B. Эпителий

Г. Эндотелий

 

10 Под «врожденным иммунитетом» понимают:

A. Неспецифическте факторы резистентности к повреждению

Б. Материнские антитела, проникшие через плаценту в организм плода

B. Воспалительные реакции, запускаемые с TLR и других рецепторов для патогенов.

 

 

 

11 Определяющий принадлежность уникальный признак Т-и В-лимфоцитов:

A. Большое ядро, малый объем цитоплазмы

Б. Мобильная циркуляция по организму

B. Рецептор лимфоцита для антигенов

Г. Наличие рецепторов для патогенов

 

 

12 Какие клетки являются антиген- представляющими?
A. Дендритные

Б. Макрофаги
B. В-лимфоциты

Г. Эндотелиальные

 

 

13 Какие из антиген представляющих клеток способны инициировать первичный иммунный ответ?

A. Эндотелиальные

Б. Дендритные
B. Макрофаги Г.

В-лимфоциты

 

 

14 Какова физиологическая роль лимфоцитов печени в жизнедеятельности организма?

A. Никакой

Б. Обеспечивают иммунный ответ на пищевые антигены.

B. Обеспечивают иммунный ответ на кишечные микроорганизмы.

Г. Обеспечивают супрессию иммунного ответа на пищевые и микробные антигены.

 

 

15 Цитокинами называют:

A. Разновидность гормонов внутренней секреции.

Б. Разновидность нейромедиаторов.

B. Продукты распада биологически-активных макромолекул.

Г. Секретируемые или мембранные молекулы, действующие через рецептор и в межклеточном синапсе.

 

 

16 Провоспалительными цитокинами являются следующие:
A. IL-6

Б. IL-2
B. TNF

Г. IL-1

 

 

17 Имуносупрессорными цитокинами являются следующие:
A. TGF-β

Б. IL-10
B. IL-2

Г. IL-3

 

 

18 К гемопоэтическим цитокинам относят следующие:
A. IL-1

Б. IL-3
B. IL-7
Г. GM-CSF

Д. M-CSF

 

 

 

19 Какие клетки являются преимущественно продуцентами интерферонов I типа (а, β)?
A. Лимфоидные (плазмоцитоидные) дендритные клетки.

Б. Нейтрофилы.
B. Фибробласты

Г. Т-лимфоциты

 

 

20 Какие клетки являются продуцентами интерферона II типа у?

A. Лимфоидные (плазмоцитоидные) дендритные клетки.

Б. Нейтрофилы.
B. Фибробласты
Г. Лимфоциты (CD4+ Тh1; CD8+ CTL; ILC)

 

 

21 Концентрация иммуноглобулинов в периферической крови:
A. Является гомеостатическим показателем.
Б. В подавляющем большинстве случаев не изменяется при развитии инфекционных процессов.
B. Существенно зависит от наличия инфекционных заболеваний.
Г. Подвержена колебаниям согласно циркадным ритмам

 

 

22 Зрелые плазмоциты локализуются в организме:
A. В лимфоузлах

Б. В костном мозге
B. В слизистой кишечника

Г. В селезенке

 

 

23 Известные функции В-лимфоцитов:
А. Биосинтез иммуноглобулинов

Б. Продуция цитокинов, включая мембранные формы, необходимых для морфогенеза периферических лимфоидных органов.

 

 

24 Какой уникальный молекулярно-генетический процесс происходит в В-лимфоцитах, которого нет в Т-лимфоцитах:
A. Транскрипция матричных РНК

Б. Обратная транскрипция
B. Соматический гипермутагенез и, как его следствие, возрастание аффинности антител и повышенный риск лейкозной трансформации (поэтому 95% лимфолейкозов -В-клеточные).
Г. Переключение в ДНК С-генов

 

 

 

25 Анатомические «правила» расположения лимфоузлов в теле:
A. Диффузно
Б. По ходу сосудисто-нервных пучков
B. На путях лимфодренажа покровных тканей
 

 

26 Антигены - это:

А. Чужеродные вещества
Б. Любые вещества, связывающие рецепторы Т- и В-лимфоцитов для антигенов по вариабельному сайту

 

 

27 Чем иммуноген отличается от антигена:
А. Ничем, это синонимы
Б. Иммуноген - препарат, включающий в свой состав заданный антиген и способный при введении в организм индуцировать развитие иммунного ответа

 

 

28 Можно ли вызвать иммунный ответ на гаптены?

А. Нет
Б. В комбинации с иммуноадъювантами - да.

 

 

29 Что такое аллерген?
А. Это вещество, вызывающее развитие гиперчувствительности, запускаемой иммунологическими механизмами
Б. Это вещество, вызывающее клинические проявления аллергии у данного человека.

 

 

30 По химической природе антигены бывают:
A. Белками
Б. Углеводами
B. Липидами

 

 

31 Иммунный ответ - это нормальное физиологическое явление:
А. Да
Б. Нет. ИО - это всегда реакция на повреждение

 

 

32 Иммунный ответ - это любая защитная реакция организма:

А. Да
Б. Нет. ИО - это реакции с вовлечением лимфоцитов.

 

 

33 Является ли пролиферация лимфоцитов обязательной при любом ИО?
А. Да

Б. Нет

 

 

34 Иммунный ответ - это всегда защитная реакция:

А. Да

Б. Нет

 

 

35 После удаления антигена из организма имеет ли место продолжение иммунного ответа?
А. Да

Б. Нет

 

 

36 Иммунологическая память поддерживается так долго, как долго в организме сохраняется источник антигена (очаги латентной инфекции или перекресты с аутоантигенами)
А. Да
Б. Может поддерживаться и без антигена

 

 

37 Иммуноглобулины каких субпопуляций В-лимфоцитов преобладают в крови здоровых людей?
A. Всех имеющихся субпопуляций

Б. В-1а, В-1b, B-MZ
B. В-лимфоцитов памяти

 

 

38 Антитела первичного иммунного ответа - всегда изотипы:
A. IgM

Б. IgG
B.IgA

Г. IgE
Д- IgD

 

Наибольшей способностью связывать комплемент обладают антитела изотипов:
A. IgM

Б. IgG
B.IgA

Г. IgE
Д- IgD

 

 

40 Наименьшей аффинностью в отношении связывания антигена обладают антитела изотипов:
A. IgM

Б. IgG
B.IgA

Г. IgE
Д-
IgD

 

 

41  Наибольшей авидностью в отношении связывания антигенов обладают антитела изотипов:
A. IgM
Б. IgG

B.IgA

Г. IgE
Д- IgD

 

 

42 Полезными для выживания свойствами антител изотипа IgE являются:
A. Быстрая нейтрализация сильно действующих токсинов

Б. Противогельминтная защита
B. Поддержание необходимого уровня клиренса респираторной системы
Г. Поддержание нормального уровня перистальтики ЖЕСТ

Д. Обеспечение возможности развития иммунного ответа на малые количества растворимых антигенов

 

 

43 Плазмоциты - это:
А. Терминальная стадия дифференцировки В-лимфоцитов

Б. Отдельная субпопуляция клеток системы кроветворения

 

 

44 Зрелые плазмоциты локализуются в:
A. Костном мозге

Б. В лимфоузлах
B. В селезенке
Г. В неинкапсулированной лимфоидной ткани слизистых

 

 

 

45 Какие субпопуляции лимфоцитов являются основными клетками-эффекторами АЗКЦТ:
A. CD8+ Т

Б. CD4+ Т
B.NK-CD16+

 

 

46 Цитотоксические Т лимфоциты (CTL) вызывают лизис или апоптоз своих клеток-мишеней?
А. Лизис

Б. Апоптоз

 

 

 

47 Какие виды клеточной смерти описаны?
A. Некроз

Б. Апоптоз
B. Пироптоз

Г. Некроптоз

Д. Аутофагия

 

 

 

48 При каких видах клеточной смерти нет воспалительных процессов в окружающих тканях?

A. Некроз

Б. Апоптоз
B. Пироптоз

Г. Некроптоз

Д. Аутофагия

 

 

49 Перфорин-гранзимовый механизм разрушения клеток реализуется в отношении:

A. Вирус-инфицированных клеток (CTL, АЗКЦТ)

Б. Как составляющая при отторжении донорских органов

B. При развитии полиорганной недостаточности при болезнях иммунных комплексов

Г. При ГЗТ

 

 

 

50 ГЗТ развивается с участием:
A. Активированных лимфоцитов (CD4+-T, CD8+-T; NK; ILC-1), продуцируемого ими гамма-интерферона, активированных им макрофагов M1
Б. Активированных эозинофилов
B. Активированных тучных клеток

 

 

51 Для гранулематоза Вегенера характерно воспаление:

А. Нейтрофильное

Б. Эозинофильное

 

 

52  Супрессию иммунной системы/иммуиного ответа осуществляют:

A. Супрессорные субпопуляции лимфоцитов (Treg, Breg, В-10), миелоидные супрессорные клетки (MDSC)

Б. Глюкокортикоидные гормоны (ГГНО)

B. Адренергическая и норадренергическая вегетативные нервные подсистемы

Г. Опиоидные нейромедиаторы

 

 

 

53 Классические клинические примеры развития клеточных иммунных ответов:
A. Отторжение трансплантата

Б. РТПХ
B. ГЗТ
Г. Отек Квинке

 

 

 

54 Распространенность аллергического ринита в развитых странах
А. Менее 1 %

Б. Более 50%

В. 10-20%

 

 

55 Какие клетки непосредственно продуцируют иммуноглобулины класса А
A. Цитотоксические лимфоциты

Б. CD-4 лимфоциты
B. Плазматические клетки

Г. Макрофаги
Д. Дендритные клетки

 

 

 

56 Эффекторные молекулы гуморального иммунитета (антитела) вырабатываются:
A. Т-лимфоцитами

Б. Т-хелперами.
B. Плазматическими клетками.
Г. Моноцитами/макрофагами.
Д. Дендритными клетками.

 

 

57 IgG в сыворотке крови здорового взрослого человека составляет от общего содержания иммуноглобулинов:

A. 30%

Б. 55%

B. 75%

Г. 90%

 

 

 

59  К периферическим органам иммунной системы не относится:
A. Лимфатические узлы.

Б. Костный мозг.
B. Пейеровы бляшки.
Г. Селезёнка.
Д. Кровь.

 

 

60 Что составляет понятие иммунитет:
А.Способ защиты организма от живых тел и веществ, не входящих в структуру его тканей.
Б. Способ сохранения жизнедеятельности субъекта при воздействии на него патогенных микроорганизмов.

В. Способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности.

Г. Способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки молекулярной чужеродности.

 

 

 

 

8 Билеты для сдачи экзамена кандидатского экзамена (промежуточная аттестация)

Билет №1.

1. Исторические этапы развития инфекционной и неинфекционной иммунологии. Возникновение иммунологии как науки. Пастер. Общебиологическое значение иммунологии в открытиях Нобелевских лауреатов. Формирование неинфекционной иммунологии в России. Организация преподавания иммунологии в ВУЗах страны.

2. Главный комплекс гистосовместимости человека и животных. Строение, полиморфизм, функции генов классов I, II и III, общебиологическое значение.

3. Количественная оценка клеточных взаимодействий в продуктивный период иммунного ответа (метод Р.В. Петрова и А.А. Михайловой). Миелопептиды и их открытие, лекарственные формы, иммунотропность.
 


Билет №2.

1. Структурно-функциональное строение системы иммунитета. Инкапсулированные органы и неинкапсулированная лимфоидная ткань слизистых. Центральные и периферические органы иммунной системы -локализация, строение, функции. Основные популяции и субпопуляции иммуноцитов.

2. Генетический контроль продукции антител. Открытие, феноменология, доказательства, значение для профилактической медицины. Оппозитность реагирования и гибридологический анализ. Роль главного комплекса гистосовместимости. Фенотипическая коррекция генного контроля иммунитета. Значение для профилактической медицины.

3. Количественная оценка клеточных взаимодействий в латентный период иммунного ответа. Открытие, феноменология, значение для фундаментальной и прикладной иммунологии.
 


Билет №3.

1. Клетки миелоидной линии дифференцировки (гранулоциты, клетки системы мононуклеарных фагоцитов, дендритные и тучные клетки). Происхождение,

созревание, функции. Эффекторное и регуляторное действие в иммунологических реакциях.

2. Генетический контроль клеточного иммунитета и главный комплекс гистосовместимости. Антигены гистосовместимости, открытие, подбор пар донор-реципиент. Понятия генотип, гаплотип, фенотип. Иммунотоксины и регуляция реакций трансплантационного иммунитета.

3. Современные подходы к испытанию иммуномодуляторов. Модельные системы для количественной оценки действия препаратов на процессы миграции стволовых клеток, Т- и В-лимфоцитов.



Билет №4.

1. Эндоцитоз. Механизмы, значение в защитных реакциях врожденного и адаптивного иммунитета. Трискелионы. Роль актина, клатрина, динаминов и других белков в фаго- и пиноцитозе. Фагосомы и фаголизосомы. Представление антигена. Клетки, обладающие антигенпредставляющими свойствами.

2. HLA и репродукция. Роль HLA-полиморфизма в регуляторной роли системы HLA. Факторы, способствующие формированию иммунопатологий. Роль экспрессии антигенов локусов HLA-G и HLA-Е на трофобласте в активности естественных киллеров и в активации пусковых механизмов патологии беременности.

3. Современные подходы к испытанию иммуномодуляторов. Модельные системы для количественной оценки действия препаратов на взаимодействие Т- и В-лимфоцитов.



Билет №5.

1. Тимусзависимый путь созревания лимфоцитов. Стадии дифференцировки Т-клеток в тимусе. V(D)J-рекомбинация зародышевых генов и формирование антигенраспознающего репертуара. Позитивная и негативная селекция тимоцитов. Образование фенотипически различных тимических популяций клеток - CD4+CD8-, CD4CD8+.

2. Главный комплекс гистосовместимости и болезни. Оценка предрасположенности или устойчивости к заболеваниям. Критерий относительного риска заболевания. Генетические маркеры предрасположенности к заболеваниям.

3. Современные подходы к испытанию иммуномодуляторов. Модельные системы для количественной оценки действия препаратов на антителообразующую функцию В-клеток (продукция антител in vitro классов IgM и IgG.



Билет №6.

1. Антигеннезависимые стадии созревания В-лимфоцитов в костном мозгу.

V(D)J-рекомбинация зародышевых генов и формирование антигенраспознающего рецептора. Позитивная и негативная селекция. Клональная делеция. Редактирование рецептора.

2. Антигены. Классификация. Понятие о чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности. Факторы, влияющие на иммуногенность антигенов. Тимусзависимые и тимуснезависимые (TI-1 и TI-2) антигены. Гаптены.

3. Современные подходы к испытанию иммуномодуляторов. Модельные системы для количественной оценки in vivo действия препаратов на эффекторную функцию Т-лимфоцитов.

 

 

 

Билет №7.

1. Иммунологическая толерантность. Открытие. Факторы, обусловливающие формирование центральной и периферической толерантности. Значение Т- и В- лимфоцитов в установлении и поддержании толерантности к растворимым и клеточным антигенам. Установление толерантности in vivo и in vitro. Расщепленная, лекарственно индуцированная, оральная толерантность. Роль формы и количества антигена в установлении толерантности.

2. Молекулы адгезии (селектины, адрессины, интегрины, кадгерины, адгезивные Ig-подобные белки), их характеристика. Значение в миграции и рециркуляции иммуноцитов, хоминге, в межклеточных взаимодействиях и др. Роль в формировании иммунологического синапса и в индукции реакций иммунитета, C-SMAC и P-SMAC.

3. Современные подходы к испытанию иммуномодуляторов. Модельные системы для количественной оценки действия препаратов на процессы пролиферации и дифференцировки кроветворных стволовых клеток.
 


Билет №8.

1. Цитокины и цитокиновая сеть. Классификации цитокинов. Особенности их действия (аутокринное, паракринное, эндокринное, плейотропное, синергичное, каскадное и др.). Клетки-продуценты и клетки-мишени (основные примеры). Роль цитокинов в созревании клеток иммунной системы и в функционировании гуморального и клеточного иммунитета.

2. Субпопуляции В-лимфоцитов (B1, В2, MzB, В-хелперы, В-супрессоры), характеристика, их эффекторная и регуляторная роль в реакциях иммунитета и кроветворении. Тесты для функциональной оценки В-системы иммунитета.

3. Современные подходы к испытанию иммуномодуляторов. Модельные системы для одновременной количественной оценки in vivo митостатического и лимфотоксического действия препаратов.
 

 

Билет №9.

 

1. Клетки лимфоидной линии дифференцировки (yδT- аβТ-, В-, NK- и NKT-лимфоциты, дендритные клетки). Происхождение и созревание, субпопуляции, маркерные структуры, антигенраспознающие рецепторы. Эффекторное и регуляторное действие в иммунологических реакциях.

2. Линейные животные - эффективный инструмент иммунологических исследований. Принципы получения и способы поддержания, общая характеристика линий, области использования и моделирования реакций. Понятия аутологичности, сингенности, аллогенности и ксеногенности. Коизогенные, конгенные и конгенно-резистентные линии. Трансгенные животные и животные с нокаутом генов.

3. Проточная цитометрия. Принципы и области применения.

 

 

Билет №10.

1. Трансплантационный иммунитет. Генетические законы трансплантаций. Иммунная природа отторжения трансплантата. Особенности отторжения первичного и вторичного трансплантата, отторжение по типу белого трансплантата. Реакции трансплантационного иммунитета и главный комплекс гистосовместимости. Условия формирования реакций «трансплантат против хозяина», «хозяин против трансплантата» и «трансплантат против трансплантата». Рант-болезнь, феномен Симонсена. Моделирование реакций трансплантационного иммунитета, пути воздействия на их проявление.

2. Гнотобионты. Общая характеристика конвенциональных (голоксенных), микробиологически стерильных (аксенных) и контаминированных животных. Гнотофоры и беспатогенные (ассоциированные) животные. Методы получения и поддержания безмикробных животных, области их применения.

3. Радиоиммунологический и иммуноферментный методы анализа. Чувствительность. Принципы постановки и области применения.
 


Билет №11.

1. Иммуноглобулины млекопитающих и птиц. Классы и субклассы, общая характеристика. Строение иммуноглобулинов - легкие и тяжелые цепи, домены, активный центр, шарнирная, константные, вариабельные, гипервариабельные и каркасные области. Характеристика фрагментов иммуноглобулинов. Роль фрагментов, активного центра и шарнирной области в функциях антител.

2. Теории иммунитета - боковых цепей, прямой и непрямой матриц. Селективная теория Ерне. Клонально-селекционная теория Бернета. Значение теорий иммунитета для развития иммунологии.

3. Полимеразная цепная реакция. Принципы и области применения.
 


Билет №12.

1. Антитела и их функции. Изотипы, аллотипы, идиотипы. Аффинность и авидность антител, их специфичность, эффекторное и регуляторное действие. Моноклональные и гуманизированные антитела, характеристика, свойства, получение. Использование антител и их фрагментов в создании иммунобиотехнологических продуктов (иммунотоксины, респекрины, эбзаймы, бифункциональные молекулы и др.).

2. Иммуноциты (стволовые клетки, макрофаги, Т- и В-лимфоциты) при старении. Возрастные особенности формирования иммунодефицитов и аутоиммунных поражений. Моделирование возрастных особенностей иммунологического реагирования.

3. Серологические реакции (агглютинация, преципитация,

иммунофлуоресценция и др.), варианты, чувствительность, применение.
Билет №13.

1. Гуморальные факторы врожденного иммунитета - цитокины, белки острой фазы, пептиды-антибиотики и др. Система комплемента, пути ее активации, характеристика опсонинов, анафилатоксинов, мембраноатакующего комплекса. Роль в формировании защитных реакций..

2. Эритроциты и их роль в иммунитете. Антигены эритроцитов (системы, коллекции и серии групп крови). Иммунологические реакции при переливании крови, особенности их развития у разных видов животных, профилактика.

3. Тесты для функциональной оценки лимфоцитов Т-системы иммунитета -реакция бласттрансформации in vitro, гиперчувствительности замедленного типа in vivo, инактивации стволовых кроветворных клеток и др.

 

 

 



Билет №14.

1. Клеточные факторы естественной резистентности (фагоциты, NK-клетки, В1 и уδ

Т-лимфоциты и др.). Маркеры, особенности функционирования, роль в защитных реакциях.

2. Субпопуляции Т-лимфоцитов (Т-эффекторы, Т-хелперы, Т-супрессоры, Т-дифференцирующие лимфоциты), маркирующие структуры, функциональная активность в реакциях иммунитета и кроветворении.

3. Иммунотерапия и иммунокоррекция. Иммуномодуляторы, классификация,

принципы действия, области применения. Требования, предъявляемые к иммуномодуляторам (иммунотропность, полифункциональность,
безвредность, деградируемость и др.).
 


Билет №15.

1. PRR-рецепторы (Toll, NOD, рецепторы для уборки мусора и др.) и РАМР-лиганды (липопротеины, липопептиды, пептидогликаны, липотейхоевые кислоты, липополисарид, двунитевая РНК и др.). Роль в защитных реакциях иммунитета, значение для вакцинопрофилактики.

2. Активация лимфоцитов. Условия индукции, механизмы активации, сигнальные пути, последствия.

3. Роль Т-лимфоцитов фенотипа CD4 (ThO, Thl, Th2, Thl7) в иммунном ответе, маркеры и рецепторы, спектр вырабатываемых цитокинов.



Билет №16.

1. Апоптоз (рецепторный, митохондриальный), механизмы, роль в формировании и функционировании системы иммунитета.

2. Дендритные клетки. Разновидности (фолликулярные, миелоидные и др.), характеристика, функции, особенности функционирования в процессе индукции иммунологического ответа.

3. Эпитопы антигена. Характеристика. Иммуногенность и адъювантность антигенов. Использование эпитопов в современной вакцинологии. Консервативные антигены и вакцины нового поколения.



Билет №17.

1. Иммунный статус, цитокиновый статус, аллергический статус - синонимы?

2. Гуморальный иммунный ответ. Основные этапы и их механизмы. Антигенраспознающий рецептор, его строение, взаимодействие рецептор-лиганд и его последствия. Улавливание лимфоцитов и феномен двойного распознавания. Лимфоидные фолликулы и зародышевые центры - роль в формировании иммунного ответа.

3. Иммуно- и нано биотехнология. Основной спектр решаемых проблем.



Билет №18.

1. Современные представления об иммунопоэзе. Понятие о стволовой кроветворной клетке (локализация, дифференцировка, маркеры, пластичность) и формируемых ею предшественниках миелоидного и лимфоидного ряда. Регуляция функций стволовых кроветворных клеток системой иммунитета - клеточная и органная. Методы культивирования и тестирования стволовых клеток.

2. Иммунная система слизистых - желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей и др. Особенности и механизмы функционирования.

3. Методы иммуноанализа.



Билет №19.

1. Клеточный иммунный ответ. Основные этапы и их механизмы. Антигенраспознающий рецептор, его строение, взаимодействие рецептор-лиганд и его последствия. Прямое и непрямое представление антигена, роль в этих процессах антигенов МНС.

2. Экологическая иммунология. Основные решаемые проблемы, научно-практические и научно-организационные задачи.

3. Антигенпредставляющие клетки, разновидности, особенности маркирования и функциональной активности. Роль во врожденном и адаптивном иммунитете.
 


Билет №20.

1. Иммунологическая память, формирование в процессе иммунного ответа.

Иммуноциты, формирующие иммунологическую память и особенности, отличающие их от неиммунных лимфоцитов.

2. Реакции повышенной чувствительности немедленного и замедленного типов. Особенности их воспроизведения и проявления. Значение реакций для практической медицины.

3. Система CD. Значение для иммунологии.



Билет №21.

1. Иммунодефициты. Классификация, их формирование и проявление. Особенности диагностики. Прогнозирование и принципы иммунотерапии.

2. Действие ионизирующих излучений на иммунитет.

3. Современные подходы к конструированию вакцин с повышенными иммунизирующими свойствами.



Билет №22.

1 Иммуно дефициты. Классификация, их формирование и проявление. Особенности диагностики. Прогнозирование и принципы иммунотерапии.

2. Действие ионизирующих излучений на иммунитет.

3. Современные подходы к конструированию вакцин с повышенными иммунизирующими свойствами.



Билет № 23.

1. Презентация антигена. Роль миграции дендритных клеток и Т-лимфоцитов. Улавливание специфических клонов лимфоцитов в региональном лимфатическом узле. Различия условий презентации антигена при первичном и вторичном иммунном ответе.

2. Иммунная система кожи. Условия миграции эффекторных Т-лимфоцитов в кожу. Отличия состава популяций лимфоцитов в эпидермисе и дерме.

3. Механизмы поддержания постоянства численности лимфоцитов в разных популяциях. Роль цитокинов и молекул главного комплекса гистосовместимости. Гомеостатическая пролиферация Т-лимфоцитов и ее последствия.Особенности гомеостатического контроля популяций наивных лимфоцитов и клеток памяти.



Билет № 24.

1. Механизмы дискриминации патогенов и комменсалов в слизистых оболочках. Роль распознавания РАМР-содержащих структур, цитокинов. Особенности реакции дендритных клеток на распознавание патогенов и комменсалов. Понятие о системе DAMP (Danger-associated molecular patterns) и аларминах.

2. Рециркуляция лимфоцитов. Роль молекул адгезии и хемокинов в осуществлении хоминга. Изменение путей рециркуляции лимфоцитов под влиянием активации антигенами.

3. Полимеразная цепная реакция. Ее варианты. Области применения ПЦР в иммунологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные вопросы для собеседования (текущий контроль знаний)

1. Антигены. Определение.

2. Антигены. Чужеродность, антигенность, иммуногенность, толерогенность, специфичность.

3.Гаптены.

4. Суперантигены.

5.Тиму с- зависимые и тимус- независимые антигены.

6. Конъюгированные антигены.

7. Искусственные антигены.

8. Изо- и трансплантационные антигены.

9. Аллергены и их разновидности, аллергоиды.

10. Современные методы определения антигенов и аллергенов.

11. Антитела, определение, свойства, роль в иммунитете.

12. Классы, субклассы, изотипы, аллотипы и идиотипы.

13. Реагиновые и блокирующие антитела.

14. Специфичность и аффинность антител.

15. Гибридомы.

16. Суперсемейство и строение иммуноглобулинов.

17. Поликлональные и моноклональные антитела, принципы получения, области применения.

18. Современные методы определения антител.

19. Гуморальный иммунитет.

20. Первичный и вторичный иммунный ответ, продуцируемые антитела, характеристика; латентная, продуктивная и эффекторная фазы; особенности, эндогенная регуляция.

 

21. Секреторный иммунный ответ в слизистых.

22. Повышенная чувствительность немедленного типа, местные реакции анафилаксии.

23.Моделирование иммунного ответа in vitro и в культуре in vivo.

24. .Аллергические заболевания - анафилактический шок, пищевая, лекарственная, инсектная, латексная аллергия, поллиноз, аллергические заболевания кожи, глаз, носа и придаточных пазух, легких.

25. Иммунофармакотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

1 Пояснительная записка
1.1 В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 3 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки российской федерации от 19 ноября 2013 г. N 1259 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», система оценки качества освоения обучающимся по образовательной программы регламентируются Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации аспирантов в ФГБУ «ГНЦ Институт Иммунологии» ФМБА России (утвержден приказом от 26 ноября 2015 года №99).

1.2 Для детализации оценки результатов обучения по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицина ( далее - программа аспирантуры) создан Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации аспирантов (далее - ФОС).

1.3 Текущий контроль успеваемости осуществляется на лекциях, семинарах, во время прохождения практик, в процессе выполнения научных исследований.

1.4 Формы проведения текущего контроля успеваемости: устная беседа на лекциях, семинарах и практических занятиях знаний; выступление с докладами или сообщениями, написание научных статей, подготовка тезисов докладов на конференциях; тестирование контроль посещаемости занятий; контроль выполнения программ практик; контроль выполнения научных исследований по теме научно-квалификационной работы.

1.5 Конкретные формы текущего контроля успеваемости и способы учета результатов текущего контроля выбираются преподавателем самостоятельно.

1.6 Промежуточная аттестация являются формой оценивания промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам, прохождения практик, выполнения научных исследований.

Во время промежуточной аттестации происходит соотнесения полученных результатов обучения с требованиями к результатам освоения с дисциплин и других видов учебной деятельности, установленными федеральным государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой.

1.7 ФОС разработан в соответствии с:

• Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»,

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка

 

организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры.

• Приказом Министерства образования и науки РФ от 3.09.2014 № 1198 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицин (уровень подготовки кадров высшей квалификации) ( далее - ФГОС).



2 Цели, задачи и принципы создания фонда оценочных

средств

2.1 Целью создания ФОС является установление соответствия уровня подготовки ординаторов компетенциям установленным ФГОС.

2.2 Задачи создания ФОС:

• контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускников;

• оценка достижений аспирантов в процессе обучения с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование соответствующих предупреждающих/корректирующих мероприятий;

2.3 ФОС по дисциплине основывается на ключевых принципах оценивания:

объективность;

валидность;

комплексность и систематичность;

открытость.

Принцип объективности оценивания заключается в научнообоснованном содержании контрольных заданий и вопросов, а также доброжелательном и справедливом отношении преподавателя ко всем ординаторам, а также в организации адекватной установленным критериям процедуре оценивания.

Принцип валидности, т.е. действенности, ориентирует процедуру оценивания на четкое соответствие контрольных вопросов и заданий содержанию изучаемой дисциплины.

Принцип комплексности и систематичности предполагает, что различные формы, методы и средства контроля, проверки и оценивания знаний используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели и реализуются на всех этапах процесса обучения.

Принцип открытости требует доведения до обучающихся требований к контролю и критериев оценивания в начале изучения дисциплины, что позволяет ориентироваться на результаты обучения. Принцип открытости предполагает гласность процедур оценивания и мотивации оценки.

 

 

 

3 Перечень оценочных средств для промежуточной аттестации и критерии оценки

 

 

 

Наименование

оценочного

средства

Краткая характеристика оценочного средства

Вид оценочного средства

Контроль

знаний

Тестирование

Система

стандарт изированных заданий, позволяющая авт омат изироват ь процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий для различных дисциплин.

Собеседование

Специальная беседа преподавателя с аспирантами на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний аспиранта по определенному разделу, теме, проблеме и т.д.

Вопросы для собеседования по различным дисциплинам.

Контроль умений и навыков

Отчет

аспиранта о выполнении научных исследований.

Отчет

предоставляется два раза в год на промежуточную аттестацию. В отчете фиксируются выполненная экспериментальная работа,

подготовленные главы диссертации, напечатанные статьи.

Форма отчета о выполнении индивидуальног о плана.

Портфолио

Целевая подборка работ аспиранта, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения.

Требования к портфолио, структура портфолио.

 

 

 

Доклад,

сообщение,

реферат

Результат самостоятельной работы аспиранта, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных

результатов решения определенной учебной или научной задачи.

Рецензия на доклад, сообщение, реферат

Практическая работа на лабораторных установках или приборах

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных аспирантом профессиональных навыков в процессе научно-

исследовательской

практики.

Проверка

практических

навыков.

 

 

 

 

Приложения
Фонды оценочных средств, для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы по различным дисциплинам и практикам.

 

 


Приложение 1

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «История и философия науки»


1 Пояснительная записка



1.1 Формируемые компетенции.

• способность к критическому анализу и оценке современных

научных достижений, генерированию новых идей при решении

исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

• способность проектировать и осуществлять комплексные

исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

• способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);

• способность планировать и решать задачи собственного

профессионального и личного развития (УК-6).
 


1.2 Текущая проверка знаний - зачет в форме тестирования после
изучения отдельных разделов. Тестирование проводится с помощью
дистанционных технологий после регистрации на портале НП

«Открытое образование».

1.3 Промежуточная аттестация: кандидатский экзамен.

2 Программа кандидатского экзамена


2.1 В основу программы кандидатского экзамена положена программа кандидатского экзамена Томского государственного университета.

2.2 Вопросы к кандидатскому экзамену:

2.2.1. История и философия науки (общие проблемы)

1. Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки.

 

 

 

2. Наука в культуре современной цивилизации.

3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

4. Наука и ненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

5. Социально-культурные предпосылки возникновения экспериментального метода.

6. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).

7. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.

8. Позитивизм как теория познания: этапы развития позитивизма.

9. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.

10. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.

11. Теоретический уровень научного знания: гипотеза, теория, законы науки.

12. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.

13. Понятие НКМ и научной парадигмы.

14. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

15. Кумулятивная модель науки. Критерии научности.

16. Основные черты классической науки. Стандартная концепция науки
(СКН)
17. Критический реализм К. Поппера.
18. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд)
19. Школа историков науки (С. Тулмин, М. Поланьи).
20. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.
21. Типы научной рациональности, ее исторические формы.
22. Неклассическая наука. Принцип дополнительности.
23. Объяснение и понимание в научном познании.
24. Постнеклассическая наука: ее основные принципы, идеи, теории.
25. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро
постнеклассической науки.
26. Истина в научном познании. Проблема объективности научного
знания.
27. Наука как социальный институт. Наука и власть.
28. Наука в контексте техногенной цивилизации.
29. Наука и ценности. Этос науки.
30. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности
(демокритовская, платоновская, аристотелевская).

31. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.

 

 

32. История науки как смена концептуальных каркасов (классическая, неклассическая, постнеклассическая научная рациональность).

33. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

34. Становление научного метода (Г. Галилей, И. Кеплер).

35. Становление объекта науки Нового времени (Н. Коперник, И.

Ньютон).

36. Когнитивные практики, как основание научных парадигм.

37. Проблема объективности в научном познании.

38. Проблема релятивизации в современной науке.

39. Реализм как установка научного мировоззрения. Проблема реализма в философии науки.

40. Проблема научной рациональности.

2.2.2 Философия и история биологии и медицины.

1. Взаимосвязь философии и естествознания.

2. Особенности живого как объекта биологии.

3. Проблема биологической «реальности».

4. Специфика познания живых объектов.

5. Редукционизм в биологии.

6. Антиредукционизм и биология.

7. Этапы развития эволюционных идей в биологии.

8. Идея глобального эволюционизма, коэволюция.

9. Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции Ч. Дарвина и генетики.

10. Экологическая проблема и современный цивилизационный кризис.

11. Принципы развития и системности в биологии.

12. Историзм и органицизм.

13. Проблема детерминизма в биологии.

14. Специфика законов в биологии.

15. Проблема соотношения биологического и социального.

16. Философский анализ проблем социобиологии.

17. Биотехнологии и этика.

18. Этические проблемы применения генетических знаний.

19. Концепции генно-культурной коэволюции.

20. Проблема целостности в познании живого. Критика холизма, витализма.

21. Основные направления теоретического мышления в биологии.

22. Эволюция жизни как процесс познания.

23. Эволюционная эпистемология.

24. Экология биологическая и экология человека. Экологический императив.

25. Понятие метода. Предмет методологии науки.

2.2.3 Рекомендации по подготовке реферата для кандидатского экзамена.

 

 

 

Выбор темы реферата В качестве темы реферата можно взять любой аспект истории науки, в которой вы специализируетесь. В частности, реферат может быть посвящен истории проблемы, которую планируется рассмотреть в кандидатской диссертации (в этом случае реферат полностью или частично может быть включен в диссертацию). При этом реферат должен иллюстрировать какую-либо закономерность развития научного знания или какое-либо понятие или положение из курса философии науки. Например, реферат по теме «Витализм и механицизм в истории биологии» может иллюстрировать понятие научной парадигмы.

Тема реферата выбирается самостоятельно.

Оформление реферата

Реферат предоставляется в электронном виде (в формате Microsoft Word) и должен иметь объем 20-30 тысяч знаков (с учетом пробелов и примечаний), содержать введение, основную часть, заключение и список литературы. Ссылки на литерат уру и список литературы должны быть оформлены в соответствии с требованиями академического письма. Все рефераты будут проверяться на некорректные заимствования.

2.3 Зачет кандидатского экзамена, сданного дистанционно в Томском государственном университете происходит в соответствии с Порядком зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ, изученных в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программы ординатуры, утвержденным приказом от 23.03.2017 № 69 и Положением об использовании онлайн - курсов ассоциации «Национальная платформа открытого образования» при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр «Институт иммунологии» Федерального медико-биологического агентства, утвержденным приказом от 11.09.2018 №74.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Иностранный (английский) язык» 1 Пояснительная записка


1.1 Формируемые компетенции.

готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научнообразовательных задач (УК-3);

готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

способность планировать и решать задачи собственного

профессионального и личностного развития (УК-6);

способность и готовность к организации проведения фундаментальных научных исследований в области биологии и медицины (ОПК-1);

способность и готовность к проведению фундаментальных научных исследований в области биологии и медицины (ОПК-2).

1.2 Текущий контроль знаний и умений оценивает учебную активность на аудиторных занятиях, проводится в ходе семинарских занятий. В процессе текущего контроля знаний оценивается:

посещаемость, активность на занятиях,

своевременность выполнения различных видов заданий, оценка участия аспирантов в обсуждения по темам иммунологии на английском языке.

1.3 Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме кандидатского экзамена.

2 Структура и содержание кандидатского экзамена

2.1 Для допуска к экзамену аспирант представляет письменный перевод текста объемом 15 000 знаков для проверки преподавателем. Текст должен быть актуален для научной работы аспиранта. Перевод сопровождается копией оригинала и проверяется преподавателем.

Успешное выполнение письменного перевода является условием допуска ко второму этапу экзамена. Качество перевода оценивается по зачетной системе.

2.2 Экзамен проводится в устной форме и включает в себя три задания:

2.2.1. Изучающее чтение оригинального текста по специальности. Объем

2500-3000 печатных знаков. Время выполнения работы - 45-60 минут.

 

Форма проверки: передача извлеченной информации осуществляется на английском языке.

2.2.2. Беглое (просмотровое) чтение оригинального текста по специальности.

Объем - 1000-1500 печатных знаков. Время выполнения - 2-3 минуты. Форма проверки - передача извлеченной информации на языке обучения.

2.2.3. Беседа с экзаменаторами на английском языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта.

2.3 Критерии оценивания знаний на кандидатском экзамене.

 

Оценка

Требования к знаниям и критерии выставления оценок

неудовлетворительн

о

Аспирант при ответе демонстрирует плохое знание английского языка, не имеет основных навыком говорения, аудирования, перевода.

удовлетворительно

Аспирант при ответе демонстрирует знания только основного материала дисциплины, медленно переводит английский текст, допускает грамматические ошибки в процессе английской речи.

хорошо

Аспирант при ответе демонстрирует хорошее владение знаниями материала дисциплины, обладает необходимым лексическим набором. грамотно излагает текст на английском языке, не допуская существенных грамматических или лексических ошибок. Недостаточный лексический набор слов по специальности.

отлично

Аспирант при ответе демонстрирует глубокое владение знаниями материала дисциплины. Умеет свободно говорить на английском языке





2.4 . Комплект заданий для перевода включает в себя:
10 текстов для изучающего чтения оригинального текста по специальности. Объем 2500-3000 печатных знаков
10 текстов для беглого (просмотрового) чтения оригинального текста по специальности. Объем - 1000-1500 печатных знаков.

 

 

 

 

Приложение 3

Фонд оценочных средств учебной дисциплине «Иммунология»


1 Пояснительная записка

 

 

 

1.1 Формируемые компетенции:

способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);

способность и готовность к организации проведения фундаментальных научных исследований в области биологии и медицины (ОПК-1);

способность и готовность к проведению фундаментальных научных исследований в области биологии и медицины (ОПК-2);

способность и готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований (ОПК-3);

готовность к внедрению разработанных методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ОПК-4);

способность и готовность к использованию лабораторной и инструментальной базы для получения научных данных (ОПК-5);

готовность и способность к фундаментальным научным исследованиям в области изучения иммунитета (системы защиты организма от биологической агрессии), структуры иммунной системы, клеточных и молекулярных основ ее функционирования. (ПК-1);

готовность и способность к изучению механизмов развития нарушений, лежащих в основе иммунопатологии, разработке принципов их коррекции. (ПК-2).

1.2 Проверка знаний по дисциплине состоит из текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

1.2.1 Текущий контроль знаний и умений оценивает учебную активность, проводится в ходе семинарских и/или практических занятий и состоит из:

контроля посещаемости обсуждения темы при ответе на вопрос (собеседование), решении клинической ситуационной задачи, выполнения манипуляции на муляже и/или пациенте согласно алгоритму действий.

1.2.2 Промежуточная аттестация проводится по основным разделам

 

дисциплины и по дисциплине в целом.

Промежуточная аттестация включает в себя тестирование после отдельных разделов дисциплины и кандидатского экзамена после изучения дисциплины в целом.

2 Паспорт Фонда оценочных средств

Наименование дисциплины или раздела

Код

контролируемо й компетенции

Вид

оценочног

о

средства.

Количество

Время проведения текущей или промежуточно й аттестации.

Определение понятия «иммунитет». История развития иммунологии. Строение и функции иммунной системы.

Доиммунные

механизмы

воспалительных

реакций

Антигены

Дифференцировка Т- лимфоцитов в тимусе

Врожденный

иммунитет

УК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 ОПК-5, ПК-1, ПК-2.

тестовые

задания.

60 заданий; билеты (по 10 заданий в каждом билете.)

Текущий контроль: собеседование на семинарах.

Тестирование.

Главный комплекс

гистосовместимости -

МНС

Цитокины

Иммунный ответ in

vivo.

Общие вопросы

аллергологии.

Иммуноформакология.

Лекарственная

аллергия

Противоинфекционны й иммунный ответ. Методы иммунологии и

иммунобиотехнологии

УК-1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 ОПК-5, ПК-1, ПК-2.

вопросы к собеседова нию

 

Собеседование на семинарах.

 

 

5.2 Критерии оценивания.

5.2.1 Тестирование.

«Зачтено» - 70%-100% правильных ответов.

«не зачтено» - меньше 70% правильных ответов.

5.2.2 Кандидатский экзамен. Допуском к кандидатскому экзамену является наличие реферата по теме научно-квалификационной работы.

5.2.3 Критерии оценки ответа на вопросы билета.

«отлично» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений.

«хорошо» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно- следственные связи. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные экзаменуемым с помощью преподавателя.

«Удовлетворительно» - дан недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Экзаменуемый не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано.

«Неудовлетворительно» - ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Экзаменуемый не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента. Либо ответ на вопрос полностью отсутствует.

5.2.4 Критерии оценки реферата:

Отлично - выставляется аспиранту, если аспирант выразил своё мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его, точно определив ее содержание и составляющие. Приведены данные отечественной и зарубежной литературы, статистические сведения, информация нормативноправового характера. Аспирант знает и владеет навыком самостоятельной исследовательской работы по теме исследования; методами и приемами анализа теоретических и/или практических аспектов изучаемой области. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, нет; графически работа оформлена правильно
 

 

Хорошо - работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения; допущено не более 1 ошибки при объяснении смысла или содержания проблемы. Для аргументации приводятся данные отечественных и зарубежных авторов. Продемонстрированы исследовательские умения и навыки. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, нет. Допущены одна-две ошибки в оформлении работы.

Удовлетворительно - аспирант проводит достаточно самостоятельный анализ основных этапов и смысловых составляющих проблемы; понимает базовые основы и теоретическое обоснование выбранной темы. Привлечены основные источники по рассматриваемой теме. Допущено не более 2 ошибок в смысле или содержании проблемы, оформлении работы

Неудовлетворительно - выставляется аспиранту, если работа представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, анализа. Не раскрыта структура и теоретическая составляющая темы. Допущено три или более трех ошибок в смысловом содержании раскрываемой проблемы и в оформлении работы.

 

 

 

 

 

////////////////////////////