Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  768  769  770   ..

 

 

Профессиональная безопасность как педагогическая проблема

Профессиональная безопасность как педагогическая проблема

Н.С Ефимова

Актуальность проблемы профессиональной безопасности обусловлена обострившимися на современном этапе взаимосвязанными противоречиями: между требованиями к обеспечению безопасности на рабочем месте как фактору национальной безопасности и неготовностью молодых специалистов к безопасной профессиональной деятельности; между опытом модернизации системы высшего образования и недостаточной изученностью структуры, содержания, условий становления безопасности личности в профессии и пр. Указанные противоречия являются основанием для выделения профессиональной безопасности как педагогической проблемы. Однако пока в педагогике не смоделирован учебно-методический блок с учетом формирования готовности выпускников к безопасной профессиональной деятельности.

Современные исследования в области философии, социологии, психологии позволяют определить некоторые позиции обучения студентов на основе требований профессиональной безопасности. Так, например, в области философии (В.С. Поликарпов и др.) предпринята попытка оформления направления философии безопасности, в рамках которого обсуждается безопасность общественного сознания и человеческой нравственности. Безопасность человеческой нравственности и профессиональная безопасность взаимосвязаны, особенно в сочетании с принятием стратегических управленческих решений, где стоит выбор между собственной выгодой и полезностью для общества.

В конце ХХ в. выделилась как новая отрасль социологического знания социология безопасности. Она ориентирована на теоретические и эмпирические исследования проблем безопасности личности, общества и государства, которые нашли отражение в трудах российских социологов В.И. Добренько- ва, В.Н. Ковалева, В.Н. Кузнецова, В.К. Левашова, Г.В. Осипова, А.А. Прохо- жева, В.В. Серебрянникова, Р.Г. Яновского и др.

В психологии сформировалось несколько направлений в изучении безопасности.

Психология деятельностной безопасности. Исследования отечественных психологов К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Бодрова, А.В. Брушлинско- го, В.Г. Зазыкина, Г.М. Зараковского, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, М.А. Котика,

В.А. Петровского, К.К. Платонова, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова и других имеют большое значение для теории и практики изучения психологической безопасности человека как субъекта профессиональной деятельности. В последнее десятилетие появились работы по психологии безопасности следующих профессий: моряков-подводников (А.Н. Костров), железнодорожников (А.С. Донду- ков, Л.Ю. Субботина), сотрудников правоохранительных органов (О.П. Кондау- рова), сотрудников государственной противопожарной службы МЧС (А.В. Бухвостов), инженеров-химиков (Н.С. Ефимова), строителей (Л.Ю. Субботина) и др.

Психология безопасности среды. Новым направлением третьего тысячелетия стала психологическая безопасность информационной среды и исследования, посвященные изучению способов защиты (А.К. Гливаковский, Г.В. Грачев, С.Э. Некляев, И.Н. Семенов, Р.Г. Яновский и др.). В последнее десятилетие активно обсуждается проблема психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, Н.В. Дашкова, Н.С. Ефимова, С.Н. Илларионов, Г.М. Коджаспирова, Н.Г. Рассоха и др.).

Психология безопасности личности. В рамках данного направления, одного из самых малоисследованных в психологии, есть работы, посвященные виктимности личности (предрасположенности к несчастному случаю) (Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий и др.).

В педагогике внедрение достижений смежных наук еще не стало достаточно распространенным явлением. В последнее десятилетие появились педагогические исследования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека (Л.Н. Горина, В.А. Девисилов, П.И. Кайгородов и др.); безопасности образовательной среды с позиций деятельности педагогов, администрации, детей и родителей (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи- ров); управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности (Т.Ю. Давыдова) и др.

Таким образом, накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, требующий осмысления, систематизации знаний и целесообразности их использования в образовательном процессе подготовки специалистов к безопасной профессиональной деятельности. В этой связи представляется важным рассмотреть общие понятия и категории безопасности, определить содержание модели профессиональной безопасности.

В различных научных трудах и научно-исследовательских работах по безопасности в числе основных понятий рассматриваются: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «система безопасности», «методы обеспечения безопасности» и др.

Безопасность — явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации [7].

Доктор психологических наук, профессор М.А. Котик считает, что понятия «“защищенность” и “безопасность” не должны рассматриваться как синонимы» [6: с. 38]. Понятие «защищенность» определяет потенциальные возможности человека противостоять опасностям, а «безопасность» — результат практической реализации этих возможностей. Защищенность чаще всего рассматривают как один из возможных вариантов реагирования на опасность или особенность восприятия окружающей действительности самим человеком, или внешних условий, формирующих данное чувство у человека.

Н.Д. Казаков отмечает, что безопасность — «динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельности по защите от внутренних и внешних угроз, по обеспечению таких внутренних и внешних условий существования государства, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан» [4: с. 68]. Характеристики «динамически устойчивое состояние», «возможность стабильного, всестороннего прогресса» можно отнести не только к общественной системе, но конкретно к каждому человеку как представителю данной системы.

Однако основная трудность в исследовании безопасности состоит в том, что опасность имеет не только объективный, но и субъективный характер (то есть зависит от восприятия человека, от его умений противостоять опасности и пр.), не только сиюминутный, но и отсроченный во времени. При этом возможность опасности обнаруживается тогда, когда уже произошел несчастный случай, катастрофа, утечка важной информации, травматизм, суицид и пр.

В юридической литературе в зависимости от направленности угрозы для человека выделяют:

а) физическую опасность — угрозу физическому состоянию организма, его нормальному функционированию;

б) психологическую опасность — угрозу, ведущую к возможным психологическим потрясениям и выражающуюся либо в виде угроз, оскорблений, унижений, преследования со стороны криминальных элементов, либо в виде обостренного восприятия ужасающих картин действительности [8].

В инженерно-технической научной литературе (Л.К. Маринина, А.Я. Васин, Н.И. Торопов и др.) безопасность рассматривается в двух аспектах: во-первых, как состояние системы в комплексе с ее инфраструктурой, другими системами такого же уровня и внешними связями, при которых обеспечивается защищенность объектов безопасности (населения, территорий); во-вторых, как некое свойство или способность данной системы сохранять определенное устойчивое состояние. Первый аспект характерен для социально-экономических систем, а второй — для организационно-технических систем (взрыво-, пожаро-, химически- и радиационно-опасных объектов). Поскольку человек является частью данной системы, с одной стороны, он может поддерживать и сохранять устойчивость ее параметров, а с другой, — спровоцировать ее неустойчивость и привести к непредсказуемым последствиям.

Доктор политических наук М.Ю. Зеленков полагает, что «безопасность как состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным взаимодействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих специально для этого созданных органов или механизмов» [3: с. 33]. Он рассматривает безопасность «как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Система обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью — совокупность устойчивостей к длительно действующим, возмущающим факторам, а под живучестью — способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия» [3: с. 34].

Безопасность можно рассматривать в разных масштабах: индивидуальная безопасность человека, безопасность общества и семьи (как ячейки общества), национальная, государственная, планетарная безопасность. При этом важно помнить, что человек как субъект безопасности может стать и организатором, и разрушителем одновременно и собственной, и общественной, и государственной безопасности, и даже планетарной безопасности. Кроме «внешних факторов» безопасности разных систем психологи обращают внимание на «внутренние обстоятельства»: на особенности психических процессов, состояний и свойств личности — то есть на «человеческий фактор».

Обобщив приведенные точки зрения, можно дать следующее определение предмету нашего изучения: безопасность — это сочетание внутренних и внешних факторов, способствующих сохранению полноценной способности человека, общества, государства устойчиво функционировать и развиваться.

Современный анализ техногенных катастроф выделил глобальные причины усиления влияния «человеческого фактора»:

снижение физических способностей человека противостоять опасностям;

развитие техники, опережающее выработку мероприятий по защите человека;

рост «цены и ошибки» одного человека;

адаптация человека к опасности и пр.

В западных странах методология «человеческого фактора» широко используется при обеспечении безопасности труда в промышленности. Так,

Ж. Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули считают, что «выявление аварийных людей не является продуктивным способом уменьшения количества ошибок... и что поиск аварийных людей экономически менее эффективен, чем улучшение условий труда и ликвидация возможности создания аварийных рабочих ситуаций» [9: с. 338]. Далее ученые отмечают, что основными причинами ошибок человека являются: слабая профессиональная подготовка, недостаток опыта; отношение к выполняемой работе; эмоциональное и физическое состояние; социальные факторы и пр.

Проблема безопасности человека в профессии многогранна и многоаспектна, в ее основе лежат как общие принципы, основанные на нравственно-ценностных аспектах, так и специфически профессиональные.

Безопасность человека в профессии — это свободный выбор профессии и места работы в соответствии со своими способностями; возможность самореализации в профессии; способность решать профессиональные задачи без ущерба для себя, других людей и окружающей среды.

Существуют две основные парадигмы соотношения личности и профессии. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность, то есть, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций. Так, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о своих способностях, требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Выбор завершается установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности. Такой подход демонстрировал упрощенный взгляд на личность и профессию: под личностью понимался «комплекс способностей и черт», а профессия воспринималась как «механическая сумма заданий и трудовых функций».

Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных и отечественных исследователей (К.А. Абуль- ханова-Славская, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шад- риков и др.). Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности квалифицированного специалиста получил в отечественной психологии название профессионализации. Г.М. Коджаспирова дает следующее определение профессионализации: «...процесс становления профессионала, приближающий человека к эталону специалиста; выявление профессиональных наклонностей личности, углубление интереса к избранной специальности, формирование умений и навыков в ней, совершенствование личности будущего профессионала; процесс активной работы над собой, профессионально направленного самообразования и самовоспитания» [4: с. 127]. Этой же точки зрения придерживается и автор данной статьи.

Профессиональное развитие имеет сложный циклический характер, при этом человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но и испытывает в той или иной степени отрицательное воздействие этого процесса. К опасным факторам влияния профессии на личность можно отнести: профессиональные деформации; профессиональные стереотипы и установки; феномен психического выгорания. Таким образом, профессия может существенным образом оказывать влияние на человека и даже менять его характер, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Профессионалам очень важно знать о возможных последствиях влияния профессии на их личность, более объективно относиться к собственным недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни, быть способными к их преодолению. Тем самым обеспечивается безопасность личности в профессии и сохранение здоровья.

Другим аспектом безопасности человека в профессии является охрана труда. Понятие «охрана труда» включает в себя снижение производственного травматизма; контроль факторов, вредно отражающихся на здоровье работников; факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации. Рассматривая проблемы охраны труда, можно выделить два аспекта, требующих анализа:

научное обоснование мероприятий по технике безопасности;

особенности и состояния человека, влияющие на безопасность его работы.

Таким образом, трудовая деятельность требует сформированной профессиональной модели, обеспечивающей безопасность человека в профессии (рис. 1).

Рис. 1. Модель профессиональной безопасности

Формирование профессиональной безопасности следует строить с учетом модели безопасной деятельности, которая включает личностный и знаниево- информационный блоки. Оба блока взаимосвязаны и взаимообогащаются в процессе профессионального обучения и воспитания при ведущей роли самопознания, самообучения и самовоспитания.

Психологическая безопасность личности — субъективная оценка человеком благоприятности условий окружающей среды для его жизнедеятельности, сохранения здоровья, развития, эффективности личности в соответствии с его личностными характеристиками. «Одним из основных психологических условий развития личности безопасного типа является развитие самосознания личности, включающее самопознание (опасный/безопасный тип личности), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляция (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние). Повышение уровня самосознания, при ведущей роли процесса самопознания, способствует формированию психологической безопасности личности» [2: с. 147].

Профессиональная безопасность понимается в широком смысле как обеспечение безопасности человека в профессии, включающая всю систему характеристик внешних и внутренних составляющих «человеческого фактора».

В узком смысле под профессиональной безопасностью следует понимать сформированность безопасных личностных характеристик и знаниево-ин- формационных основ.

Период обучения в вузе является определяющим в профессиональном становлении квалифицированного специалиста, способного к проявлению творческого отношения к деятельности и осуществляющего непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Обзор современной «социальной ситуации развития» высшего образования доказывает необходимость комплексного изучения вопроса профессиональной подготовки студентов, основой которой должно стать развитие личностных свойств, детерминирующих процесс становления будущих профессионалов и обеспечивающих безопасность в трудовой деятельности.

Реализация замыслов личностного и профессионального развития студента в процессе обучения оказывается возможной при опоре на методологические подходы:

системно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, А.В. Хуторской и др.), позволяющий определить основные психолого-педагогические условия и механизмы процесса обучения профессиональной безопасности; структуру учебной деятельности обучающихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося высшего образования;

личностно-ориентированный, полагающий, что: а) источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке (К. Роджерс); б) системное построение учения, обучения необходимо для обеспечения развития учащихся (И.С. Якиманский); в) образование создает условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др. (В.В. Сериков); г) образование должно быть направлено на развитие самобытного личностного образа и человека, способного к диалогическому взаимодействию с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В. Бондаревская) и др.;

антропологический (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, Г.М. Коджаспирова и др.), ориентирующий на построение образовательной системы с учетом биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности;

компетентностный (В. Болотов, Е.Я. Коган, В.А. Кальней, А.М. Новиков, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.), реализуемый в программах подготовки специалистов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Современное вузовское обучение приобретает следующие новые черты:

становится воспитывающим, развивающим творческую активность студентов, направленным на формирование научного мышления студентов;

предполагает творческий характер совместной деятельности преподавателя и студентов;

ориентирует будущего специалиста на исследование себя, своих возможностей и способностей и пр.

Реализация целей высшего образования происходит посредством их уточнения через формулировку задач, детерминированных основными функциями учебного процесса и спецификой различных научных областей, сфер профессиональной деятельности студента как будущего специалиста. В соответствии с целью формирования профессиональной безопасности необходимо решить следующие задачи:

образовательную, определяющую необходимость дать студенту фундаментальные, системные, логично выстроенные научные знания как общекультурного, так и специального, профессионально ориентированного характера в избранной предметной области по определенному профилю, обеспечивающие достижение трудовой цели безопасными средствами;

воспитательную, обусловленную гуманистическим смыслом профессиональной деятельности, посредством развития универсальных общечеловеческих гуманистических ценностей;

развивающую, связанную со всесторонним развитием физической и духовной составляющей личности студента, формированием потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании за счет становления его творческой индивидуальности, овладения нравственными императивами, профессиональным развитием.

В современных условиях вузовского обучения назрела потребность обновления существующей практики обучения студентов с позиции формирования профессиональной безопасности. Образовательная среда, с одной стороны, должна обеспечить условия для безопасного развития и функционирования личности, с другой стороны, — формировать специалиста, способного обеспечивать личностную и профессиональную безопасность.

Список литературы

Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А Кандыбович. - Мн.: Харвест, 2004. - 576 с.

Ефимова Н.С. Профессиональная безопасность как психолого-педагогическая проблема подготовки специалистов / Н.С. Ефимова // Научно-технические ведомости СПб ПГУ: Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 4. - С. 145-150.

Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке: монография / М.Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИТа, 2002. - 209 с.

Казаков Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) / Н.Д. Казаков // Безопасность. Информационный сборник. - 1994. - № 4. -

С.61-65.

Коджаспирова Г.М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды / М.Г. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2010. - 208 с.

Котик М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. - Таллин: Валгус, 1987. - 440 с.

Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001. - 478 с.

Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности: практ. пособие / А.И. Папкин. - М.: ГУК МВД РФ, 1996. - 244 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  768  769  770   ..