Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  330  331  332   ..

 

 

История психологии как самостоятельная наука 2

История психологии как самостоятельная наука 2

История психологии

как самостоятельная наука

Предмет истории психологии - изучение станов-

ления представления о психической реальности на раз-

ных этапах развития научного знания. История психологии

имеет свой, отличный от предмета психологии предмет

изучения. В процессе развития науки истории психологии

выделялось три основных определения ее предмета:

душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе

объясняла ее как причину всего, т. е. душа определялась

как объяснительный принцип. Сознание как предмет ис-

тории психологии имело двойную функцию: оно являлось

и объектом изучения, и объяснительным принципом. С по-

явлением нового предмета изучения - поведения - был

преодолен субъективизм психологии сознания, однако

это повлекло за собой исчезновение самого объекта изуче-

ния - психики и сознания. На современном этапе разви-

тия науки возникает тесная связь между сознанием и по-

ведением, или деятельностью.

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития науч-

ных знаний о психике с точки зрения научного, а не жи-

тейского или религиозного подхода в изучении эволюции

представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей меж-

ду историей психологии и другими науками, раскрытие

тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психо-

логии.

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия

знаний от социальных, культурных и идеологических вли-

яний на научное творчество.

2. Методологические основы истории

Психологии Принципы историко-психологического анализа

Принцип историзма - рассмотрение определенного

отрезка развития науки в контексте социокультурных

условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це-

лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление

с предыдущими накопленными в изучаемой области зна-

Детерминизм - раскрытие способа причинного объ-

яснения психического как обусловленного порождающи-

ми его факторами.

Методы истории психологии

Теоретическая реконструкция (метод, заимство-

ванный из других наук) - предполагает описание и крити-

ческий анализ научных систем прошлого, конкретных

программ получения, обоснования и систематизации

психологического знания. Результатом этого исследова-

ния является ретроспективное воспроизведение научных

концепций, проблем, исследовательских методов в их

исторической последовательности в соответствии с логи-

кой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних

аспектов и особенностей той или иной школы, разрабо-

танных и используемых ею способов производства науч-

ных знаний, характера научного общения между самими

представителями школы, схожести и различия их мнений,

оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных

трудов и их комментирование, снабжение сносками и

примечаниями.

3. Представления о психике в первобытном

сознании и античности . Первобытные представления о психике возникли

в первобытных религиях и верованиях людей, в мифоло-

гии, в художественном народном творчестве. Душа рас-

сматривалась как что-то неземное, таинственное и непо-

знанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного

и человека, а смерть или сон объясняются соответствен-

но ее постоянным или временным отсутствием. В перво-

бытном мире царило мифологическое понимание жизни,

где тела заселяются душами, а человеческой жизнью пра-

вят боги, которые наделяются определенными стилями

поведения: коварством, мудростью, мстительностью и

завистью. С переходом на более высокую стадию разви-

тия общества пришло понимание себя как части окружаю-

щего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в исто-

рии человечества: культурный расцвет, возникновение

многочисленных философских школ, появление выдаю-

щихся исследователей и первые попытки подвести под

явления окружающего мира философскую, а часто и науч-

ную основу, были предприняты шаги понять и описать

психику человека. Начало науки психологии было поло-

жено именно в античности, а у истоков формирования

этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и

философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от лат. ат'та - душа) был одним из первых

мифологических учений о душе в античной философии и

рассматривал психику человека с точки зрения мифоло-

гии и психологии богов. Душа понималась как особый

признак, который не виден за конкретными повседневны-

4

4. Психологические идеи

Гераклита и Демокрита Гераклит (род. ок. 544 - умер ок. 483 до н. э.).

1. Представление о душе: душа (психея) является

искоркой космоса, который определялся как вечно жи-

вой огонь. Все окружающее человека и сам человек под-

вержены вечному изменению. Единым и для души, и для

космоса является закон, согласно которому нет беспри-

чинных явлений и все они являются неотвратимым ре-

зультатом столкновения атомов. Случайными же люди

называют те события, причин которых не знают. 2. Тео-

рия познания Гераклита: процесс познания означает

не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и

полное отречение от всего внешнего, а предполагает по-

знание закона Логоса, по которому явления переходят

друг в друга и малый мир отдельной души идентичен мак-

рокосму всего миропорядка; следовательно, постигать

свою душу - значит углубляться в закон (Логос).

Демокрит (родился ок. 460 - умер ок. 471 до н. э.).

1. Понятие о мире и душе: все сущее состоит из ато-

мов - мельчайших субстанций, которые неделимы и не-

доступны чувствам, а также различаются по форме, ве-

личине и подвижности. Душа является материальным

веществом, состоящим из самых мелких круглых, глад-

ких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему

телу. Душа движет телом посредством движения мелких

атомов огня. После распада тела атомы души выходят из

него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е.

душа также смертна, как и тело. 2. Учение о психиче-

ских процессах основано на понимании человека как

соединения определенных атомов друг с другом. Восприя-

Интервьюирование - беседа исследователя с уче-

ным, представителем той или иной школы с целью полу-

чения материалов в соответствии с конкретными задача-

ми исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический мето-

ды - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -

создателя теории, источников его духовного развития,

понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты

цитирования научных трудов с целью получения сведений

о связях между научными направлениями, об актуальном

состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии яв-

ляются материалы, в которых собран весь исторический

процесс психологических знаний, работы самих ученых,

философов, психологов, материалы других обществен-

ных наук.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути

в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического раз-

вития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной основой

эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и

законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые

предъявляются к научному познанию самой природой

изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные

особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый пери-

од, изучение открытий в других науках, заимствование

методологии.

От предмета

исходят определенные атомы, копии, которые

по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов

чувств направляются встречные потоки атомов души, ко-

торые улавливают образы, или эйдолы, от предметов.

Получается отпечаток, который отражается во влажной

части глаза. Видения у человека возникают в результате

вхождения в него образов. Образы могут восприниматься

любыми частями тела, только в этом случае восприятие

будет хуже, чем через органы чувств.

ми вещами и который покидает человеческое тело с его

последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал

революцию в античной научной мысли. В гилозоизме

весь мир, космос считался изначально живым; границы

между живым, неживым и психическим не проводилось -

все они рассматривались как порождения единой живой

материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые

подчинил душу (психику) общим законам природы. Психологические идеи Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими фи-

лософом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его уче-

ники Платон и Аристотель.

Учение о познании. Процесс познания основан на

познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра-

щение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему

миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению

действовать как разумное существо. Целью философских

учений Сократа было стремление помочь людям найти

самих себя. Сократ, ища ответы на вопросы о природе

человека, видел их не в отношении человека к природе,

а в наличии некоего внутреннего голоса, совести, кото-

рый он называл даймонионом и который был гарантией

постижения подлинной истины.

Сократический метод. Сократ был мастером устно-

го общения и анализа, цель которого - с помощью слова

обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая

определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику

приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впослед-

ствии стали называть сократическим методом. Этот ме-

тод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью

специальных вопросов вначале поставить под сомнение

истинность их знаний, а затем достичь этой истины обна-

ружением противоречий в утверждениях противника, их

сталкиванием и таким образом нахождением нового, бо-

лее надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего разви-

тия психологии как науки. Сократ в своем методе диа-

лога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыгра-

ли важнейшую роль в психологических исследованиях

t 6. Психологические идеи Платона

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) не-

разрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко-

торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит

от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-

бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в сво-

ем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их по-

добия, несовершенные слабые копии. Душа выступает

как связующее звено между миром идей и чувственных

вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии нахо-

дится в царстве идей и существует прежде, чем соеди-

ниться с каким-либо телом, поэтому природа души срод-

ни природе идей. Душа выше тела и потому может

властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция.

Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная

душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост-

ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра-

данию, а ее восстановление - к чувству удовольствия.

Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Процессы познания. Платон сделал акцент не на внеш-

нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред-

полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает

саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот

феномен известен современной психологии как внутрен-

няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней

(социальной) получил название интериоризации (от лат.

≪интериор≫ - внутренний). Всякое знание есть воспоми-

нание душой тех идей, которые она познала во время

пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те-

лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать

надо свою душу, и в ней истинное знание.

7. Психологические идеи Аристотеля

Трактат О душе . Аристотель (384/383 - 322/321 до

н. э.) впервые систематизировал все знания о природе

человека от истории вопроса до анализа мнений предшест-

венников и построения на этой основе своей теории.

Главная функция души - это реализация биологического

существования организма, в котором телесное и духов-

ное образуют нераздельную целостность. Душа - это не

самостоятельная сущность, а форма, способ организации

живого тела. После смерти душа возвращается в эфир

пространства, т. е. имеет божественное начало, приходя-

щее в тело в момент рождения. Способности души рас-

сматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и

содержит в себе способности к движению в смысле пита-

ния, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах живот-

ных, и его главными способностями являются чувства и

ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь чело-

веку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности

души.

1. Восприятие - первичный источник познания, позна-

ет отдельное, частное, на основе которого человек позна-

ет общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое

для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение

ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая

ощущения в виде представлений; собственно память -

8. Проблема аффектов в античной психологии

Концепция аффектов у Аристотеля. Чувства со-

провождают любую деятельность и являются ее источни-

ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия

являются показателем нормального развития либо задержки

развития душевных и телесных функций. Аффект опреде-

ляется как страдательное состояние, вызванное в человеке

каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными из-

менениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни

добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения.

Типичными аффектами являются влечения, гнев, страх, т. е.

все то, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Концепция аффектов у стоиков. Школа стоиков воз-

никла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени

того места в Афинах (стоя - портик храма), где ее осно-

ватель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) пропо-

ведовал свое учение.

Аффекты понимаются как чрезмерные неразумные и

противоестественные движения души человека, связанные

с неправильными представлениями о вещах. Существуют

26 разновидностей аффектов. Основными являются разно-

видности аффектов удовольствия и неудовольствия, кото-

рые стоики считали ложными суждениями о настоящем, и

человеческие желания и страхи, определяемые ими как

ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от

любых эмоциональных потрясений, способен правильно

руководить поведением. Стоики изучали процесс протека-

ния аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания

аффектов:

1) первая стадия включает в себя нарастание физиоло-

гических изменений под влиянием внешних воздействий.

Чувственное познание отделено от рационального.

Чувственное познание, отражая материальный мир, дает

человеку лишь вторичное, несущественное знание, так

как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир

вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и

незнанием и является низшим видом знания. Поэтому

истинным может быть только то познание, которое про-

никает в саму суть, в мир идей.

мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила

характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависи-

мость от задач, создающих препятствие в ее привычном

течении. Именно с такими задачами ставились вопросы,

вынуждая собеседника обратиться к работе собственного

ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что

познание изначально социально, и детерминирующая

тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой

экспериментальной психологии мышления. 2) на второй стадии происходит непроизвольное появ-

ление мнения о ситуации и нужной реакции;

3) третья стадия характеризуется вмешательством

разума, которое может привести как к избеганию аффекта

(при правильной ценностной оценке происходящего), так

и к впаданию в сам аффект, т. е. именно разум ответствен

за возникновение аффекта.

Практическая методика борьбы с аффектами включает

в себя способность не давать аффектам внешнего выра-

жения, а также не преувеличивать их воображением и от-

влечься на воспоминания другого рода.

образ в соединении с временной характеристикой;

высшая память - процесс воспоминания путем установ-

ления каких-либо отношений настоящего с искомым про-

шлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, кото-

рое является энергией чувственного органа без соответ-

ствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в по-

нятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-

рое не исследует и не утверждает, это мнение или

предположение; и мышление высшее, которое познает

основы вещей и может быть рассуждающим (логиче-

ским), интуитивным, через которое можно находить по-

сылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим

видом мышления. 9.

Гиппократ (родился ок. 460 - умер ок. 377 до н. э.)

был знаменитым древнегреческим медиком. Главной

причиной различий между здоровым и больным челове-

ком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся

в организме различные соки(кровь, желчь, слизь); эти

пропорции он называл темпераментами. Им была разра-

ботана первая теория темпераментов, содержащая в себе

четыре типа темперамента, названия которых сохрани-

лись до наших дней: сангвинический, в котором преобла-

дает кровь; холерический, основой которого является

желтая желчь; меланхолический, где преобладает черная

желчь; и флегматический с преобладанием слизи. Теория

темпераментов Гиппократа имеет большое историческое

значение, так как, во-первых, бесчисленные различия

между людьми группировались по нескольким общим

признакам поведения и тем самым закладывались начала

научной типологии, лежащие в основе современных уче-

ний об индивидуальных различиях между людьми, и, во-

вторых, источник и причину различий Гиппократ искал

внутри организма, а не опирался на божественные прови-

дения, т. е. душевные качества ставились в зависимость

от телесных.

Гален (II в. до н. э.), римский врач, развивал учение

Гиппократа о темпераментах. Он выделил 13 темпера-

ментов, из которых лишь один признавал нормальным.

Также он утверждал, что первичными при аффектах являют-

ся изменения в организме (кипение крови), а субъектив-

ные, душевные переживания (например, гнев) вторичны.

Гален с помощью проводимых опытов по перерезанию

нервов описал зависимость жизнедеятельности целост-

10. Направления развития

античной психологии

В трудах древнегреческих мыслителей, направленных

на объяснение генезиса и структуры души, можно обна-

ружить три основных направления.

Первое направление объясняло психику, исходя из

законов движения и развития материального мира, из

идеи об определяющей зависимости душевных проявле-

ний от общего строя вещей, их физической природы, из

осмысления произвольности жизни души от физического

мира и их внутреннего родства.

Второе направление, созданное Аристотелем,

ориентировалось преимущественно на живую природу;

исходной точкой для него служило отличие свойств

органических тел от неорганических. Поскольку психи-

ка является формой жизни, выдвижение на передний

план психобиологической проблемы было крупным

шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не

обитающую в теле душу, имеющую пространственные

параметры и способную (по мнению как материалистов,

так и идеалистов) покидать организм, с которым она

внешне связана, а способ организации поведения жи-

вых систем.

Третье направление ставило душевную деятель-

ность индивида в зависимость от форм, которые созда-

ются не природой, а человеческой культурой, а именно от

понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, дей-

ствительно играющие огромную роль в структуре и дина-

мике психических процессов, были, однако, начиная от

пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального

мира, от реальной истории культуры и общества и пред-

11 . Этапы развития психологии

в период от античности до Нового времени

В своем развитии психология прошла несколько эта-

пов. Донаучный период заканчивается примерно в VII—VI вв.

до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследова-

ний психики, ее содержания и функций. В этот период

представления о душе основывались на многочисленных

мифах и легендах, на сказках и первоначальных религи-

озных верованиях, связывающих душу с определенными

живыми существами. Второй, научный период начинает-

ся на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда психология развива-

лась в рамках философии, а потому он получил название

философского периода и условно длился до появления

первой психологической школы (ассоцианизма) и опре-

деления собственной психологической терминологии,

примерно в конце XVIII - начале XIX в., когда утвердилось

понимание психологии как уникальной науки, имеющей

свой независимый предмет, являющейся наукой гумани-

тарной и естественной одновременно, изучающей и внут-

ренние, и внешние (поведенческие) проявления психики.

Временем возникновения экспериментальной психоло-

гии считается создание первой экспериментальной лабо-

ратории В. Вундта в 1879 г.

На протяжении длительного времени предметом пси-

хологии была душа, однако в разное время в это понятие

вкладывалось разное содержание. В эпоху античности

душа понималась как первооснова тела, по аналогии с пер-

воосновой мира, и ее главной функцией считалось прида-

ние телу активности и ее направление, так как тело явля-

ется инертной массой, т. е. душа руководит поведением

человека. Постепенно к функциям души добавилось по- 1

12. Развитие психологии

в Европе в эпоху Средневековья

Период Средневековья начинается с падения в V в.

Римской империи и утверждения христианства, культи-

вировавшего неприятие всякого знания, основанного на

опыте, греховность попытки понять устройство и пред-

назначение человеческой души, отличное от библейского

понимания природы и предназначения человека. Естествен-

но-научное исследование природы приостановилось,

наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием

этого мертвогодля психологии периода считается XV в.,

когда произошло возрождение искусства, светской науки,

открытие Америки.

Средневековая философия была тесно связана с хрис-

тианской религией, и это позволяло развиваться лишь

тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно

отражали и разделяли религиозные и светские позиции

христианства. Основные взгляды и концепции понимания

человеческой природы разрабатывались идеологами

христианства и носили отпечаток догматов христианской

религии.

Развитие психологии в этот период было связано с из-

менением ее предмета, так как официальной наукой

о душе стало богословие. Поэтому психология должна

была либо полностью уступить богословию исследование

психики, либо найти себе такую нишу для исследования,

которая не входила бы в противоречие с официальной

наукой " богословием. В связи с этим представления

о душе в психологии носили этико-религиозный характер

в течение всего средневекового периода. После началь-

ного этапа развития психология начала стремиться к тому,

ставлены в виде особых духовных сущностей, чувственно

воспринимаемых телом.

Античные ученые поставили проблемы, веками направ-

лявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые

попытались ответить на вопросы, как соотносятся в чело-

веке телесное и духовное, мышление и общение, личност-

ное и социокультурное, мотивационное и интеллектуаль-

ное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее

человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели

подняли на невиданную дотоле высоту культуру теорети-

ческой мысли, которая, преобразуя данные опыта, сры-

вала покровы с видимостей здравого смысла и религиоз-

но-мифологических образов.

кого организма от нервной системы. Он установил, что

нервы, идущие от органов чувств, обеспечивают наличие

у человека таких познавательных процессов, как ощуще-

ние и восприятие; нервы, идущие от мышц, ответственны

за произвольные движения, а остальные нервы иннерви-

руют другие (внутренние) органы. Особое значение Гален

придавал спинному мозгу. В нем он различал чувстви-

тельные и двигательные нервы.

чтобы найти свое место в исследовании души, опреде-

лить тот круг вопросов, который ей может быть отдан

богословием. Это привело частично к пересмотру пред-

мета психологии - в содержании души была выделена

особая категория, подлежащая научному исследованию.

В XII-XIII вв. в психологии возникло направление деизма,

которое утверждало, что существуют две души - духов-

ная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает

психология. Таким образом, появился предмет для науч-

ного изучения.

знание, и, таким образом, к исследованию активности

прибавилось изучение этапов познания.

В эпоху Средневековья душа изучалась в русле бого-

словия, что существенно сужало возможности ее научного

познания. Поэтому, хотя формально предмет психологи-

ческой науки не изменился, фактически в область иссле-

дования в то время входило изучение видов активности

тела и особенностей прежде всего чувственного позна-

ния. Регулятивная функция, волевое поведение, логиче-

ское мышление считались прерогативой божественной

воли, боговдохновленной, а не материальной души.

Психологические идеи

у философов Средневековья

Аврелия Августина и Фомы Аквинского

Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим хрис-

тианским мыслителем эпохи Средневековья. Его филосо-

фия представляла собой симбиоз христианских и древ-

них доктрин, главной из которых была идеалистическая

философия Платона. Предметом познания является Бог,

и в то же время он выступает и в качестве причины позна-

ния, помогая находить людям правду. Душа определяется

как самостоятельная субстанция, которая не является ни

телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души

не является что-то материальное, и она никак не связана

с биологическими функциями организма, а вмещает в себя

лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и

бессмертна. Человеческую сущность характеризует не

разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пас-

сивный характер, а второе тесно связано с активностью и

волей. Познание истины о Боге может осуществляться

только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось

преобладание веры над разумом и иррационально-воле-

вых факторов над рационально-логическими в процессе

познания.

Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою фи-

лософскую концепцию понимания души на аристоте-

левском понимании пассивной материи и активной формы.

Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и

независимой от всякой материи вообще и телесной обо-

лочки в частности. Душа - это формирующий принцип,

дающий основу всей человеческой жизни. Различаются

три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетатив-

%

14. Развитие психологии в эпоху Возрождения

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей

возрождение античных ценностей, очищение античной

картины мира от ≪средневековых варваров≫. Новые фи-

лософы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его

пониманию души в трактате ≪О душе≫, и здесь начинают-

ся споры и разногласия. Коренное различие касалось

вопроса о бессмертии души - главного вопроса в цер-

ковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разде-

лял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть

души, бессмертным, а вторая группа (александристы)

настаивала на целостности аристотелевского учения

и его тезисе о том, что все способности души начисто ис-

чезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения

развивались в Италии и Испании.

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал,

что человек может воплощать свои духовные силы в реаль-

ные ценности и преобразовывать природу своим творчест-

вом, а высшей ценностью является не божественный

разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в кни-

ге О душе и жизни≫ утверждал, что главным и единствен-

но верным способом познания природы человека явля-

ются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на

природу ребенка можно влиять, если правильно его вос-

питывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге

≪Исследование способностей к наукам≫ впервые в исто-

рии психологии поставил задачу изучить индивидуальные

различия между людьми с целью определения их пригод-

ности к различным профессиям.

15. Психология и ее предмет

в Новое время и в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения психология искала собственный

предмет исследования, конкретное определение области

своей деятельности. Эта область понималась как иссле-

дование путей становления у человека картины окружаю-

щего мира и самого себя, и главным здесь виделась

осознанность этого процесса. Происходит уточнение пред-

мета психологии как науки о сознании. Исследование содер-

жания и функций сознания подвело ученых к изучению

его роли в человеческой жизни, следовательно, и в пове-

дении человека. Наблюдается двойственность предмета

психологии того времени: изучение сознания и путей его

формирования, а также этапов развития образа мира и

себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих

сил и регуляции не только внутренней, но и внешней ак-

тивности индивида - с другой.

В связи с развитием механики и физики Ньютона

утвердился новый взгляд на природу как на гигантский

механизм, а человеческое тело виделось своеобразной

машиной-автоматом, функционирующей по принципу лю-

бого механизма по строгим законам физики.

В исследовании процессов познания наблюдались две

противоположные точки зрения.

Сенсуализм определял в качестве основы всех чело-

веческих знаний ощущения, процесс познания рас-

сматривался как единый, имеющий несколько ступеней -

от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного

восхождения от частного к общему.

Рационализм отдавал приоритет мышлению, выде-

лял в процессе познания два этапа: первый этап состо- i

i :— 4

9

16. Психологические идеи Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ,

основоположник современного английского эмпиризма,

утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих

вопросов, касающихся природы души, исключить органи-

ческие функции из ее состава и перейти к эмпирическому

описанию ее процессов.

Концепция души. Выделяются два типа души и свой-

ственные им способности.

1. Рациональная, божественная душа (или дух) облада-

ет памятью, разумом, рассудком, воображением, жела-

нием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способ-

ностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремле-

нием к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств

и возможностью совершать произвольные движения.

Теория познания. Чувства выделяются как первич-

ный элемент познания, однако они не дают всей полноты

и объективности картины мира. Объективное познание

заключается в применении рационального метода к чув-

ственным данным. Эмпирическое познание имеет огра-

ничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека.

Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

1) идолы рода, которые заложены в самой природе че-

ловека;

2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения от-

дельного человека;

3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу

взаимной связанности и сообщества людей;

4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных

догматов философии.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрожде-

ния можно охарактеризовать, с одной стороны, как воз-

вращение к традициям и ценностям античной философии

и психологии с их антропоцентризмом и определением

души как главного предмета изучения, но с другой -

и возникновением принципиально новых, неизвестных

античным философам и мыслителям особенностей по-

нимания человеческой природы, как, например, примат

творчества и творца над всеми остальными элементами

мироздания.

ная душа, отвечающая за физиологические функции и

присущая растениям; сенситивная душа, присущая жи-

вотным и ведающая чувственным восприятием, произ-

вольными движениями; разумная душа, присущая только

человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную

способность, и вмещает две предыдущие низшие души.

Источником познания считаются не божественные идеи,

но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь мате-

риал познания появляется из чувств, а интеллект, разум

обрабатывает этот материал дальше.

Значение психологических идей Бэкона

1. Завершил этап развития психологии, где предметом

изучения являлась душа, и дал начало развитию нового

этапа, где главным предметом изучения становится со-

знание.

2. Предложил конкретные способы практического изуче-

ния предмета: опыт, эксперимент.

3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой

является психология: философия рассматривает челове-

ка как такового, гражданская философия изучает его во

взаимодействии с другими людьми, заложил принцип

междисциплинарное™ наук.

4. Способствовал разделению наук о человеке на уче-

ние о личности и учение о связи души и тела, разделение

их предметов и задач, что повлекло за собой разделе-

ние предмета психологии в соответствии с конкретными

задачами.

ял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуа-

лизме, в восхождении от частного к общему при переходе

от восприятия к логическому мышлению, но понятие, ко-

торое формировалось таким образом, не является окон-

чательным и объективным. Поэтому выделялся второй

этап познания - интуитивное мышление, которое черпает

знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия,

осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Решение проблемы эмоций и свободы человека осно-

вывалось на позиции ученых античности, которые счита-

ли, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и

вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возмож-

ностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельность.

Концепция тела и души,

дуализм в философии Р. Декарта

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень

важное разделение души и тела, сделав их совершенно

независимыми друг от друга субстанциями через исполь-

зование механистической теории человеческого организ-

ма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятель-

но функционировать и обрабатывать весь психический

материал без помощи души. Способностью тела является

только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е.

отражение мозгом внешних воздействий. Способность

души - это мышление, а принцип ее работы - рефлек-

сия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей,

ощущений, которые видны только ей. Предметом изуче-

ния психологии становится сознание.

Объяснение сосуществования в организме души и тела

как независимых субстанций основано на принципе пси-

хофизического взаимодействия: тело влияет на душу,

пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий,

эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воз-

действует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на

тело, но и тело способно существенным образом влиять

на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправлен-

ном воздействии души на тело, как было принято раньше,

а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоре-

чивость) во взаимодействии души и тела означает, что,

с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -

тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно

от тела, но в действительности существует только в связи

18. Пс рационализма

и мышления в философии Р. Декарта

Понятие рационализма у Декарта тесно связано

с изучением содержаний сознания, в которое включено

три типа идей:

1) идеи, порожденные самим человеком:

ются из чувственного опыта человека и являются обобще-

нием данных от органов чувств. Функция этих идей в том,

чтобы давать знания об отдельных предметах или явлени-

ях, но они не могут помочь человеку объективно познать

законы окружающей действительности;

2) идеи приобретенные, основанные на опыте не од-

ного человека, а обобщающие опыт и представления раз-

ных людей, но дают знания об отдельных вещах и облас-

тях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании

окружающего мира;

3) идеи врожденные, которые могут дать человеку

объективные познания об окружающем мире, так как до-

ступны только разуму и не нуждаются в дополнительной

информации, получаемой от органов чувств. Способ по-

лучения знаний называется рациональной интуицией, а та-

кой подход к познанию окружающей действительности -

рационализмом.

Понятие мышления. Мышление - это единственный

атрибут души, что обусловливает постоянность мысли-

тельных процессов, происходящих в душе, т. е. она всегда

знает о том, что происходит внутри нее. Это означает,

что нет никакой бессознательной психики. Душа - это

мыслящая субстанция, природа которой состоит в одном

мышлении. Психика понимается как внутренний мир че-

ловека, доступный самонаблюдению, имеющий особое,

19. Теория познания

и теория аффектов Б. Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский фило-

соф.

Теория познания. Существует четыре способа позна-

ния: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного

опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное вос-

приятие сущности через познание ее ближайшей причи-

ны. На основе этих четырех способов познания Спиноза

выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и вообра-

жение, которые существуют в виде образов. Эти позна-

ния являются смутными и искаженными, а также дают

лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о сущест-

венных свойствах вещей. Они составляют основание для

наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуаль-

ных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание

сущности вещей, в котором конкретное и индивидуаль-

ное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естест-

венные проявления природы, и их необходимо рас-

сматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышле-

ния аффекты - это ложная, внушенная окружающими

вещами идея, в которой утверждается неадекватная

реальной способность тела существовать и действовать,

а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния

тела, в которых вследствие воздействия других тел пре-

увеличивается или преуменьшается действительная воз-

можность этих тел существовать и действовать.

20. Представления

о психике и сознании у Лейбница

Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - немецкий

философ и известнейший математик; так же как и Спиноза,

рассматривал человека как целостное существо, но при

этом имел свое понимание единства телесного и психи-

ческого, которое получило название психофизического

параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое

и совершают свои операции самостоятельно и автома-

тически, но в основе их единства лежит духовное нача-

ло, некая божественная мудрость, которая сказывается

в том, что между ними существует предустановленная

гармония.

В душе, помимо осознанных действий, непрерывно про-

исходит незаметная деятельность малых перцепций -

неосознаваемых восприятий. Осознание этих малых

перцепций происходит благодаря тому, что к простой

перцепции (восприятию) присоединяется особый акт -

апперцепция, она включает внимание и память.

Душа имеет три области - область отчетливого знания,

смутного знания и бессознательного, которые наделены

разной степенью осознанности. Субъективность челове-

ческих знаний тесно связана с познавательной активно-

стью: человеке процессе познания любого предмета вно-

сит собственное представление о нем, основанное на

своем жизненном опыте, и поэтбму уже на начальной стадии

познания невозможно отграничить истинность, объектив-

ность предмета от субъективного понимания его челове-

ком. Но это не означает, что человеческое познание реаль-

ности не может быть объективным, так как восприятие и

понимание основных качеств предмета или явления

11

духовное бытие. Это самонаблюдение похоже на так на-

зываемое внутреннее зрение (впоследствии получило

название интроспекции, т. е. умение понимать суть раз-

личных внутрипсихических объектов - образов, умствен-

ных действий, волевых актов и т. д.).

Методом познания является систематическое сомне-

ние: следует сомневаться во всем, независимо от того,

представляется ли оно естественным или сверхъестествен-

ным. Этот метод стоит использовать только в том случае,

если необходимо получить научную истину, так как в жизни

часто для понимания сути вещей и явлений достаточно

использовать правдоподобные, или вероятные, знания.

В желании познать объективную реальность не стоит

опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда

правильно ее отражают.

Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел

понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следую-

щему: внешний импульс приводит в движение частицы,

называемые животными духами. Далее посредством

этого внешнего импульса животные духи заносятся

в мозг по трубкам, из которых складывается перифери-

ческая нервная система, а оттуда автоматически перехо-

дят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную

природу поведения, не прибегая для этого к понятию

души, которой до появления теории рефлекса приписы-

валась основная причина движений и поведения челове-

ческого организма.

у большинства людей совпадают и поэтому отражают

объективную картину мира.

Значение представлений Лейбница о психике челове-

ка заключается в том, что они изменили и расширили

представление о психическом, выявив его важнейший

компонент - бессознательную психику, идея которой

впоследствии очень широко разрабатывалась в глубин-

ной психологии, в частности в психоанализе 3. Фрейда.

Выделяются три первичных аффекта: желание (влече-

ние), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль).

Все многообразие прочих аффектов образуется на основе

этих трех по следующим принципам: путем изменения

нашего представления о предмете, через сопереживание

или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как ос-

новную причину несвободы человека, так как поглощен-

ность ими не дает возможности понять их причины. Толь-

ко отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу

и дает представление об истинной силе и возможностях,

показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сло-

жившихся обстоятельств. При этом свобода понимается

не как возможность следовать своим аффектам, а как

возможность познания необходимости и подчинение этой

необходимости. Свобода - это освобождение человека

от влияния на него инстинктов, или страстей.

Эмпирическая психология Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679), как и Спиноза и Лейбниц,

критиковал дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс вы-

строил свою, отличную от предыдущих критиков теорию

о природе человека.

Первое, что отличало Гоббса от коллег-философов, -

это его отрицание особой сущности души. Так как Гоббс

был ярым последователем механики Галилея, то считал,

что мир наполнен только материальными телами, кото-

рые существуют и двигаются по законам механики. На

основании этого Гоббс делает вывод, что и все психиче-

ские явления, существующие в природе, материальны и

подчинены этим законам.

Создавая на основе такого понимания природы свою

теорию познания, Гоббс описывает и ощущения, кото-

рые, по его мнению, возникают только благодаря воздей-

ствию на них внешнего материального объекта. Вслед за

ощущением возникает представление, которое, будучи

произведенным по закону инерции и являясь ослаблен-

ным следом самого ощущения, образует за собой цепь

мыслей, а они, в свою очередь, следуют друг за другом

в таком порядке, в котором возникали первичные образы,

т. е. ощущения. Этот процесс впоследствии стал назы-

ваться ассоциацией. Проблема ассоциации рассматрива-

лась еще в античной психологии Платоном и Аристоте-

лем, однако Гоббс первым придал ассоциации статус

универсального закона психологии, дал начало практи-

ческому изучению этого явления.

Очень важной для дальнейшего развития психологи-

ческой мысли является критика Гоббсом понятия ≪врож-

денных идей≫ Декарта, так как ведущим в познании, по

22. Понятия сознания и опыта,

души и ассоциаций у Дж. Локка

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-

1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом

Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой по-

ложил Ф. Бэкон.

Понятия сознания и опыта. Основой формирования

сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Де-

карта), а источником опыта всегда являются ощущения и

рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, до-

ставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внут-

ренние ощущения) доставляются до сознания с помощью

рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размыш-

лений ума. Этот процесс получил название интроспекции

и стал основным методом практического изучения содер-

жаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие души. Принцип наблюдения применялся и

к изучению души. Душа, как и все в сознании человека,

является ≪чистым листом≫, и все содержания души воз-

никают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, бо-

жественных идей. Душа рассматривается как пассивная,

но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное

соединение идей, которые, будучи изначально никак

между собой не связаны, в сознании некоторых людей

соединяются и начинают работать как единое целое, со-

провождая друг друга. Примером такой связи, т. е. ме-

ханизма ассоциации, могут являться симпатии и антипа-

тии, вызванные теми или иными людьми. Причиной

установления такой связи может являться сила воспита-

ния и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че-

23. Основные направления развития

психологической мысли в эпоху Просвещения

В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, опре-

деляемая как период безграничной веры в человеческий

разум и способности, позволяющие перестроить общество,

как эра торжества науки над Средневековьем. Предста-

вители этого движения считали главной задачей про-

светление общества и как следствие поднятие его на бо-

лее высокую ступень эволюционного развития. Суть этого

процесса они видели в избавлении общества от древних

суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного

фанатизма. Взамен устаревших идей просветители пред-

лагали ориентироваться только на разум, на первона-

чальную природу человека, на его опыт. Идеи просвети-

телей носили революционный характер.

В психологической мысли в эпоху Просвещения сущест-

вовали следующие направления:

1) эмпиризм, родоначальником которого считается анг-

лийский философ Дж. Локк, определял опыт как осново-

полагающий фактор развития человека и изучал механиз-

мы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта

над разумом;

2) сенсуализм представлял собой учение о домини-

ровании чувственного познания над рациональным.

Оба направления отрицали существование врожденных и

неизменных идей и способностей, доказывали их опытное

происхождение и возможность прижизненного развития;

3) ассоцианизм как направление в идеалистическом

учении о душе. Единицей признана ассоциация как меха-

низм формирования и приобретения опыта. В своем раз-

витии ассоцианизм прошел несколько этапов:

24. Ассоциативная психология Давида Гартли

Теория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к клас-

сическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью тео-

рии Гартли было установить точные законы поведения

людей и на основе этого знания научиться управлять ими,

создав твердые морально-этические и религиозные убеж-

дения, для того чтобы создать идеальное общество.

Учение о психике основано на ньютоновском пони-

мании человека: психика есть продукт активности орга-

низма как машины, работающей на основе взаимодействий

с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схе-

ма работы организма, где ключевым понятием является

вибрация. В психике выделяются два круга вибраций -

большой и малый.

Работа большого круга вибрации: вибрации в окружаю-

щей среде приводят в движение нервы, по которым вы-

зываются вибрации в мозговом веществе, а они, в свою

очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу

возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические

спутники вибраций - от чувствования до абстрактного

мышления и произвольных действий. Все это происходит

на основе закона ассоциаций. Психический мир человека

складывается постепенно в результате усложнения пер-

вичных сенсорных элементов через формирование ассо-

циаций во времени. Функцией большого круга вибрации

является регулирование поведения.

Между вибрациями большого и малого кругов сущест-

вует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вы-

зывают вибрации в малом, оставляя там следы разной

силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше чело-

век их помнит. В психике существуют неосознаваемые

13

рез сознание, а способом избавления от ассоциации -

Теория идей. Под идеями понимается элемент всяко-

го знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость,

мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источни-

ком идеи является как внешний опыт, обеспечиваемый

ощущениями, так и внутренний - производимый рефлек-

сией. Выделяются два вида идей: простые, которые со-

держат только одно представление или восприятие и при-

обретаются посредством ощущения или рефлексии, и

сложные, представляющие собой сочетание простых

идей через механизм ассоциации.

мнению Гоббса, является не рацио, или разум, а эмпи-

рио, или опыт, а разум является лишь продуктом ассо-

циации, которая, как мы знаем, возникает в результате

взаимодействия организма с материальным миром. А это,

по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен.

Такое противопоставленное рационализму понимание

основы познания впоследствии стало называться эмпи-

ризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпири-

ческой психологии, получившей в XIX—XX вв. серьезное

развитие.

представления и идеи, т. е. границы сферы душевной

жизни расширились и включают в себя не только созна-

тельные идеи и представления, но и бессознательные

следы и образы. Объектом объяснения является поведе-

ние целостного организма, а не его отдельных органов

или частей.

Душевная жизнь человека строится через механизм ас-

социации на основе трех простейших элементов:

1) ощущений, формирующихся на основе вибрации ор-

ганов чувств;

2) представлений (идеи ощущений), основанных на виб-

рации следов предмета в малом круге, происходящих

в отсутствие самого предмета;

3} чувств, отражающих силу вибрации.

~ на первом этапе ассоциация выделилась как объясни-

тельный принцип отдельных психических явлений, прежде

всего процессов припоминания;

- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма -

были созданы целостные концепции психики и сформи-

ровано понимание психики как источника формирования

механических связей, или ассоциаций, между психически-

ми элементами, в качестве которых рассматривались ощу-

щения и представления;

- третий этап включал в себя экспериментальное и

практическое изучение сформированных на предыдущих

этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основ-

ную концепцию фактор активности субъекта.

Понятие способностей у Гартли

Все способности человека объясняются через меха-

низм ассоциаций.

Мышление не существует в системе психики человека

как самостоятельный процесс, а обусловлено механиз-

мом ассоциации, в процессе которого создается связь

между образом предмета и словом. Процесс понимания

слова рассматривался как образование ассоциации между

словом и значением, и этот процесс устанавливается

в детстве из опыта. Возникновение представлений и мне-

ний основано на пассивном отражении сознанием идей

через механизм ассоциаций, а новые мысли и представ-

ления являются комбинацией или разложением старых

идей.

Память вмещает в себя два понятия - собственно па-

мять, которая является воспроизведением ощущений по

ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были

получены, и воображение, которое появляется только в том

случае, когда этот порядок нарушается. Способность па-

мяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних

воздействий является основой обучаемости.

Эмоции, воля. Эмоции отождествляются со страстя-

ми и являются движущей силой поведения. Достигая

определенного порога, силы, они могут определяться как

желание или, наоборот, отвращение. Волевая активность

происходит в том случае, если страсть, или эмоция, на-

столько сильна, что приводит к какому-либо действию.

В основе формирования воли лежит ассоциативная связь

слова и движения, соединение сенсомоторных реакций

с речью: слово (его физический базис - вибрация) при-

соединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлени-

27. Понятие сознания у Джорджа Беркли

Джордж Беркли (1685-1753), также как и Локк, ориен-

тировался в своих трудах на Ньютоновы представления,

но стремился доказать производность физического про-

странства от сознания. Сознание есть то, что человек вос-

принимает. При объяснении факта того, что разные люди

одинаково воспринимают некоторые внешние объекты,

используется категория особого божественного сознания,

которым обладают все люди, и именно оно дает одинаковое

представление о каком-либо объекте разным людям.

Источником знания служит образуемый ассоциациями

чувственный опыт, который состоит из непосредственно

испытываемых субъектом ощущений - зрительных, дви-

гательных, мышечных, осязательных. Например, про-

странственные характеристики вещей человек оценивает

с помощью мышечных ощущений, возникающих от пово-

рота глаз, от напряжения глазных мышц. Реальность, по-

стигаемая посредством ощущений, отождествлялась

с самими этими ощущениями. Свою теорию познания,

изложенную в книге Опыт новой теории зрения (1709),

Беркли назвал теорией зрительного восприятия про-

странства. Согласно этой теории Беркли представлял

зрительное восприятие как комбинацию зрительных и

осязательных ощущений, происходящих от движений

глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и

тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем

конкретно-психологическом анализе зрительного вос-

приятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав,

в частности, на участие осязательных ощущений в по-

строении образа трехмерного пространства (при двух-

мерности образа на сетчатке).

26. Понятие ассоциации у Дэвида Юма

Дэвид Юм (1711-1776) считал, что источником знания

служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Все

человеческое познание есть ассоциация идей. Един-

ственным источником познания является опыт. Рефлексия

же не дает истинного знания, так как в процессе самонаб-

людения человек видит лишь комплексы перцепций, по-

следовательно сменяющих друг друга, а не впечатления

о субстанции или причинности возникших объектов. Струк-

тура опыта, а следовательно, и сознания такова: опыт

состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и

эмоции (или страсти), и из идей, которые являются ко-

пиями этих впечатлений.

Внутри сознания существуют два класса феноменов.

К первому классу принадлежат впечатления и идеи, кото-

рые, в свою очередь, делятся по субъективным призна-

кам - живости, силе и другим качествам - и информацию

о которых сознание получает только через интроспекцию.

Ко второму классу принадлежат идеи, или факты созна-

ния, которые зависят от впечатлений (других фактов со-

знания) и следуют друг за другом по определенным пра-

вилам. Это течение обусловлено лишь стереотипами,

привычками самого человека, т. е. знание о причинности

не рассматривается как изначально данное, а появляется

у индивида опытным путем. Механизм формирования

этого знания следующий: два последовательно или па-

раллельно появившихся объекта в сознании человека

могут иметь некую связь, например, удовлетворение

чувства голода с помощью хлеба дает индивиду мне-

ние о том, что в будущем хлеб также поможет удовле-

творить его чувство голода. На формирование вывода

- * -

28. Становление французской эмпирической

психологии в XVIII в.

В эпоху Просвещения активно развивалась француз-

ская эмпирическая психология, отличительными чертами

которой стали внимание к проблемам активности челове-

ческого сознания и зависимость ее от общественных

условий. Французские сенсуалисты выступали против лю-

бых учений, рассматривающих человека и природу как

субъект, на который могут влиять некие силы, не выводи-

мые из опыта и разума. Развитие психологической мысли

и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом

направлении, представителями которого являются Кон-

дильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как

функция высокоорганизованной материи - головного

мозга, что способствовало экспериментальному изуче-

нию тех явлений, которые ранее определялись как созда-

ния души, имеющей бестелесную, божественную приро-

ду. Второе направление, представленное теориями

Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индиви-

дуальную психику как результат влияния социальных

условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которы-

ми движет собственная энергия культурного творчества.

Теории французских материалистов эпохи Просвеще-

ния оказали существенное влияние и подготовили почву

для дальнейшего развития психологии, физиологии, ней-

рофизиологии и других наук о природе человека. В своих

теориях они утвердили принцип целостности человека,

выражавшийся в нераздельности психических явлений и

мозга, который их производит, а также отстаивали не-

раздельную связь человека с социальной и культурной

средой. В учениях французских материалистов впервые

15

о том, что два явления связаны между собой, влияет прин-

цип ассоциации.

Понятие ассоциации в теории Юма является ключевым

в развенчании популярного в то время представления

о душе как особой божественной сущности, отвечающей за

соединение отдельных психических феноменов. Соглас-

но Юму, душа представляет собой экран, на котором по-

следовательно отражаются все идеи и впечатления чело-

веческого существования.

ям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начи-

нает вызывать тот же мышечный акт, который некогда

вызвали только они. Способность к волевому действию

закладывается у человека в детстве, так как связь между

словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а за-

тем ребенок сам совершает этот поступок по собственной

команде. Но в организме имеется набор неких врожденных

первичных автоматизмов, из которых образуются произ-

вольные движения, побуждаемые внешними стимулами.

среда и наследственность рассматривались как основные

факторы, определяющие психическое развитие ребенка

и влияющие на формирование всех его способностей.

Французский сенсуализм провозгласил чувственный

опыт единственным источником рационального знания об

окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение

связей внутри психики, а не умозрительные теоретизиро-

вания по этому поводу являются единственно верным ис-

точником получения научного знания.

Анализ чувственных признаков, участвующих в построе-

нии образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал

мало изученные в прежних теориях особенности вос-

приятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его

субъективно-идеалистической доктрины о том, что созна-

ние есть то, что попадает туда посредством восприятия.

29. Учение об ощущениях Э. Кондильяка

Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк

(1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощу-

щение, а первичным ощущением, на котором основано

все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, яв-

ляется обоняние. Существует следующая схема форми-

рования всех психических способностей через первич-

ность обоняния:

1) этап первый - возникает ощущение запаха и, не-

однократно повторяясь, трактуется как опыт, который

включает в работу память. Внимание появляется при

определенном, более сильном по сравнению с другими

ощущении. С возникновением памяти формируются два

ощущения - прошлое и наличное;

2) этап второй - возникает суждение, также основан-

ное на ощущении, так как внимание по отношению к двум

ощущениям дает сравнение;

3) этап третий - возникновение потребности на основе

сравнения двух ощущений - удовольствия и неудоволь-

ствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без позна-

ния второго невозможно понимание первого. Однако по-

нять разницу между ними человек может, только сравнив

их, а сравнение есть результат ощущения;

4) далее на основе потребности возникает воображе-

ние, задача которого сводится к восстановлению образа,

соответствующего потребности;

5) на основе потребности создаются воля и желание;

6) взаимодействие организма со средой также осуществ-

ляется с помощью ощущения, которым на этот раз яв-

ляется осязание. Именно через силу воздействия орга-

низма на предмет или, наоборот, предмета на организм

%

30. Причины различия

умственных способностей человека

по К. Гельвецию

К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей вы-

явление причин различий в умах людей. Теория Гельве-

ция имеет следующие положения.

1. Способность к ощущению и сохранению этих ощуще-

ний, т. е. к памяти, является у человека врожденной.

2. Ощущения являются базой для всех остальных чело-

веческих способностей.

3. Внимание является основой для выполнения любых ум-

ственных операций, так как обусловливает сравнение идей.

4. Внимание основано на усилии, которое, в свою оче-

редь, вытекает из интереса человека к чему-либо.

5. Интерес является движущей силой и формирует

стремление человека к счастью, которое определяется

как физическое удовольствие.

6. Физические потребности обусловливают и опреде-

ляют все человеческие поступки, действия и мысли, а так-

же некоторые эмоции, например дружбы и любви.

7. Качество и совершенство органов чувств, через кото-

рые реализуется врожденная способность к ощущению,

не влияет на разницу в мышлении людей, так как люди

имеют одинаковый изначальный уровень способностей

к восприятию ощущений.

8. Неравенство умов не заключается и в различиях куль-

туры, географии, национальностей, пищи и темперамента.

9. Причиной различий не являются ни врожденные фе-

номены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая

среда, а есть что-то субъективно приобретенное, и имен-

но оно и обусловливает эти различия.

-X

3 1 . Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712-1780) - мыслитель, философ,

писатель, создал первую в истории психологии целост-

ную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем

сочинении Эмиль, или О воспитании все существующие

до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал

следующие принципы развития и воспитания ребенка.

1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные раз-

личия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать

особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адек-

ватно применять это знание в процессе воспитания.

2. Помимо индивидуальных различий, существуют и об-

щие для всех детей особенности, связанные с тем или

иным возрастным этапом, и эти особенности также долж-

ны быть хорошо известны воспитателю.

Руссо создал первую возрастную периодизацию, вклю-

чающую в себя 4 этапа.

1. Первый этап - от 0 до 2 лет, главной задачей здесь

является физическое развитие ребенка.

2. Второй этап - с 2 до 12 лет, задача - развитие сен-

сорных способностей ребенка, и в первую очередь спо-

собности к ощущению, так как именно ощущение являет-

ся основой формирования у ребенка мышления.

3. Третий период - с 12 до 15 лет - необходимо посвя-

тить обучению ребенка, так как основа мышления - ощу-

щение - уже сформирована.

4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершен-

нолетия, является основой для закладывания главных

ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ре-

бенка начинает активно формироваться чувственная сфе-

ра, что обусловлено накоплением определенного жизнен-

32. Отечественная психологическая мысль

в эпоху Просвещения

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась

под влиянием господствующего феодально-крепостни-

ческого строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу

с государственной идеологией крепостничества и важ-

нейшей задачей ставили изучение человека в гуманисти-

ческом, научном ключе, стремясь искоренить из недр об-

щества всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависи-

мости умственного развития ребенка от просвещения и

обучения. Источником индивидуального ума он считал

опыт других людей, который передается посредством

языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге Наука о душе, ставшей

первой в России книгой по психологии, систематизиро-

вал весь багаж психологических знаний, опираясь на эм-

пиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся

опытному изучению явления человеческой психики -

ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную тео-

рию цветового зрения, объясняющую ощущения с мате-

риалистической точки зрения как результат воздействия

на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал

следующие психологические идеи.

1. Человек - это целостный организм, имеющий в со-

вокупности различные, порой противоположные друг

другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств,

мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно

I

17

10. Субъективно приобретенным феноменом челове-

ческой психики являются страсти, которые и есть движу-

щая сила мышления, и случайные необъективно происхо-

дящие внешние воздействия, т. е. случай.

11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е.

развитию своих мыслительных способностей, является

стремление к славе. При этом страсть есть продукт и ре-

зультат воспитания и, более того, является сублимацией

физического наслаждения.

12. Таким образом, воспитание и случай есть две причи-

ны различия в умственных способностях разных людей.

вначале появляется внутреннее проживание этого воз-

действия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью

проекции этих внутренних ощущений появляется пони-

мание и осмысление этого предмета как части окружаю-

щей среды.

Понимание Кондильяком мышления опирается на пози-

ции материалистического сенсуализма, и не делается

различия между мышлением и ощущением. Более того,

мышление не только основывается на ощущении, но пред-

ставляет собой разновидность самого ощущения.

важных органов. важных органов - мозга и нервов, не может быть само-

стоятельной, так как ее существование невозможно без

этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется благодаря

ведущей роли языка и речи.

4. Развитие способностей обусловлено не только вос-

питанием, но и влиянием природы. При этом каждый че-

ловек неограничен в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием, которое является вы-

ражением мышления, и помогает человеку справляться

со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее

способность к ≪мысленное™≫ неразрушима, вечна.

ного опыта. Важнейшей задачей является формирование

правильных, добрых чувств и суждений, а также способ-

ности к волевому действию.

Историческое значение теории Руссо заключается

в том, что в ней впервые была произведена попытка с на-

учной точки зрения объяснить психическую природу ре-

бенка и дана первая в истории психологии возрастная пе-

риодизация психического развития. И хотя теория Руссо

не учитывала многих факторов, влияющих на становление

личности ребенка, она явилась основой для дальнейших

разработок в области возрастной психологии.

Немецкая эмпирическая психология

в XIX в. Концепция И. Ф. Гербарта

И. Ф. Гербарт (1776-1841), основоположник немецкой

эмпирической психологии, выдвигает следующие поло-

жения о природе человека.

1. Предметом любого психологического исследования

являются факты сознания, а методами их изучения - наб-

людение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов

деятельности, но не эксперимент. Для получения досто-

верных фактов необходимо использование методов мате-

матики.

2. Простейшими элементами психики являются пред-

ставления, определяемые как возникающие под влияни-

ем внешних объектов образы восприятий.

3. Выделяются три уровня сознания, каждый из которых

вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности

представления:

а) ясное сознание (апперцепция), содержанием

которого являются представления с максимальной степенью

ясности;

б) сознание (перцепция), вмещающее в себя менее

ясные представления и образы;

в) бессознательное, т. е. область сознания, имею-

щая в своем составе представления, подавленные содер-

жаниями двух других уровней.

4. Каждое, находящееся на определенном уровне со-

знания представление может перемещаться с одного

уровня на другой в разные моменты времени.

5. Сознание человека находится в постоянной динами-

ке, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или

менее осознаваемые представления.

34. Английская

ассоцианистическая психология в XIX в.

Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влияни-

ем естествознания, физики, химии и биологии, а также

имел тесную связь с философией позитивизма. В своем

развитии ассоцианистическая психология прошла три

этапа.

1. Первый этап - начало XIX в. - расцвет ассоцианизма,

когда были созданы классические теории и разработаны ос-

новные положения этой концепции. Главными представите-

лями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Ми л ль.

2. Второй этап - середина XIX в. - переломный период,

когда происходил пересмотр основных взглядов класси-

ческого ассоцианизма на предмет и методы исследова-

ния, что способствовало началу его кризиса. Это прояви-

лось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэна.

3. Третий этап - конец XIX в. - кризис классического ас-

социанизма, обусловленный произошедшими на предыду-

щем этапе изменениями во взглядах, в область психоло-

гического исследования вводится метод эксперимента.

Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз,

Т. Циген, Г. Э. Спенсер.

Заслугами ассоцианистов являются:

- введение в область психологического знания и даль-

нейшее развитие понятия опытного, прижизненного фор-

мирования содержаний сознания, что стимулировало

развитие педагогики и формирование многих законов

обучения и развития;

- введение понятия и теории ассоциации, которые так-

же оказали существенное влияние на изучение законов

приобретения знаний и научения;

35. Учение об ассоциациях Т. Брауна

Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду

в развитии ассоцианизма XIX в., в ней содержатся основ-

ные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдви-

гает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышле-

нии, ощущениях.

1. На появление в сознании той или иной ассоциации

влияют физиологические особенности индивида, напри-

мер природные задатки, состояние его здоровья, а также

особенности производимого внешним объектом воздей-

ствия на органы чувств (а именно их сила и новизна), ко-

торые, в свою очередь, продуцируют ощущения.

2. Процесс мышления определяется как выдвижение из

множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных

ассоциаций той, которая максимально соответствует ре-

шению поставленной задачи.

3. Душевные явления не подчинены материальным суб-

станциям организма, в частности мозгу, а существуют по

собственным, внутренним законам, которые открываются

только в самонаблюдении.

4. Все душевные операции делятся на два вида: первый

вид - ассоциации, или простые внушения, и их основания

локализуются в различных участках мозга, второй вид - от-

носительные внушения - это все остальные связи.

5. Метод самонаблюдения является единственно вер-

ным методом исследования сознания.

6. Механистическое объяснение всех душевных явле-

ний: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме

составляющих его более простых.

7. Биологизированное понимание человеческих по-

требностей, т, е. признание первичности жизненно важ-

36. Ас еская

А-

19

концепция Дж. Ст. Милля

Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и эко-

номист, является представителем классического ассо-

цианизма. Им утверждаются следующие законы функ-

ционирования и особенности психики человека.

1. Рассмотрение сознания с механистической точки

зрения, как машины, функционирующей на основе зако-

нов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а толь-

ко идеи и представления, полученные опытным путем и

сформированные из простейших ощущений.

2. Все идеи и представления формируются лишь на

основе ощущений по законам ассоциации, которые по-

зволяют идеям и представлениям изменяться, соединять-

ся и группироваться друг с другом.

3. Выделение трех основных законов формирования

ассоциаций:

- процесс зарождения и порядок идей через ассоциа-

цию их с исходными ощущениями зависят от состояния и

порядка существования оригиналов этих идей - самих

ощущений;

- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем

сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления

за ним каких-либо идей;

- частота повторения ощущения прямо пропорцио-

нальна формированию идеи: чем чаще повторяется одно

и то же исходное ощущение, тем более вероятно закреп-

ление за ним соответствующей идеи.

4. Описание интеллектуальной деятельности, в част-

ности памяти, как поэтапного процесса припоминания

через ассоциацию:

- ≪узаконивание≫ самонаблюдения и эксперимента как

основных методов исследования в психологии.

У данной концепции существуют следующие недостат-

ки и заблуждения:

- признание только опытных, прижизненно сформиро-

ванных феноменов и содержаний сознания, выведение их

.-.г чувств и ощущений, отрицание врожденных особенно-

стей человека как имеющих достаточное влияние на его

развитие;

- описательность самой концепции, отсутствие средств

для объяснения процессов и явлений душевной жизни;

- отказ от изучения мышления, способностей, особен-

ностей поведения личности без привязывания их к фено-

мену ассоциации или области чувств и ощущений.

6. Выделяются следующие причины, обусловливающие

степень интенсивности, ясности представления и нахож-

дение его ка одном из трех уровней сознания:

- сила впечатления, обусловленная уровнем его значи-

мости для суСлл а;

- отсутствие препятствий (например, более сильных

впечатлений);

- прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления,

слияние которых с новым поступившим в сознание впе-

чатлением называлось ≪апперцепцией≫.

7. Чувства и воля как отдельные феномены в сознании

не присутствуют, а являются результатом взаимодейст-

вия представлений между собой через стеснение в созна-

нии одного или нескольких из них, и это вызывает чув-

ство неудовольствия, а также чувство удовольствия, если

происходит устранение этого стеснения.

- первый этап - появление некоторого эмоционально-

го представления, трактуемого индивидом как задача

вспомнить что-либо;

- второй этап - активное продуцирование ассоциаций

различного характера и содержания, следующих друг за

другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет

соответствия исходному представлению;

- третий этап - нахождение уже имеющейся в созна-

нии идеи, которая соответствует или ассоциируется с ис-

ходным, требующим припоминания представлением, и,

следовательно, припоминание этого представления на

основе найденной идеи.

ных потребностей во сне, отдыхе, пище, и отнесение их

к области чувственных процессов сознания на основании

определения потребности как ассоциации между двумя

чувствами - чувством неудовольствия как реакции на го-

лод или иной стимул и желанием удовлетворить это чув-

ство посредством какого-либо предмета или объекта.

В результате взаимодействия этих двух чувств возникает

ассоциация и, следовательно, потребность определенно-

го рода.

Ассоциативная психология А. Бэна

А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего,

завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его тео-

рии наблюдается ряд отступлений от положений преды-

дущего этапа, в частности понимание ассоциации как

творческого процесса, учение о накоплении опыта с по-

мощью метода проб и ошибок и др. А. Бэн выдвигает сле-

дующие идеи ассоциативной психологии.

1. Рассмотрение процессов сознания через их связь

с телесной организацией и изучение тех явлений и уров-

ней психической жизни, которые имеют непосредствен-

ную и очевидную связь с физиологической составляющей

организма и минимально зависят от сознания. Такими

феноменами человеческой психики являются рефлексы,

навыки и инстинкты. Раньше этим феноменам не прида-

валось столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна в том,

что он сделал эти явления предметом глубокого изуче-

ния, расширив тем самым область изучения психологии,

которая раньше сводилась исключительно к изучению

феноменов сознания.

2. Метод исследования - наблюдение и на его основе

описание фактов.

3. Произвольные движения рассматриваются как спон-

танные и имеют причину происхождения в активности нерв-

ной системы. С введением в область изучения понятия

спонтанности возникает понятие творческой активности.

4. Путь образования навыка лежит через ассоциацию

между каким-либо движением, совершенным организ-

мом, и чувством, вызванным этим движением. Механизм

формирования навыка сводится к возникновению ассо-

циации и ее закреплению с помощью селекции ощуще-

38. Теория эволюционного ассоцианизма

Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ,

в своей теории сближает психологию и биологию, исполь-

зуя для объяснения процессов и феноменов психики и по-

ведения учение о биологической эволюции. Предметом

изучения в психологии должно стать не только сознание,

но и поведение, рассматриваемое как связь сознания

с окружающей средой. Задача психологии - изучение со-

отношения и ассоциаций поведения с сознанием. Учение

Спенсера о психике содержит следующие основные поло-

жения.

1. Возникновение психики обусловлено спецификой

окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика яв-

ляется механизмом адаптации организма к изменяющим-

ся условиям окружающей среды, ее задача - приспособ-

ление внутренних отношений к внешним.

2. Психика является высшей ступенью психического

развития человека, так как возникает не сразу, а посте-

пенно, и механизмом ее возникновения являются все бо-

лее усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной

условия жизни.

3. Исходным этапом развития психики является воз-

никновение ощущения, обусловленного раздражимостью,

и на его основе формируется любое другое, более слож-

ное средство психической жизни.

4. Все средства приспособления индивида к окружаю-

щей среде располагаются в поле двух субъектов психики:

ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся

в сознании и являются высшими формами приспособле-

ния, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении и

39. Влияние эволюционной теории

Ч. Дарвина на развитие психологии

Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе

следующие основные положения.

1. Главным фактором выживания организмов в постоянно

угрожающей их существованию внешней среде является ес-

тественный отбор, который вынуждает особь приспосабли-

ваться и одновременно с этим безжалостно истребляет все,

чему не удалось справиться с трудностями среды.

2. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее

эффективно приспособиться; при этом выжившие в борь-

бе за существование передают свои свойства потомству.

3. Поскольку естественный отбор отсекает все ненуж-

ное для жизни, то он истребляет и психические функции,

не способствующие приспособлению, т. е. психика рас-

сматривается как элемент адаптации организма к внеш-

ней среде.

Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на разви-

тие психологии и явилась одной из предпосылок станов-

ления психологии как самостоятельной науки.

1. Изменение предмета психологии на основе

принципа соотношения ≪организм - среда≫ с изучения со-

знания индивида на изучение его поведения во внешней

среде, которая является фактором, детерминирующим

его психическую жизнь.

2. Введение фактора изменчивости организма под

действием внешней среды: организм рассматривает-

ся не как пассивная неизменная машина со сформиро-

ванными физическими и психологическими функциями,

а как активная, постоянно меняющаяся под действием

внешних факторов сущность.

40. Развитие психофизики и психометрии.

Закон Вебера-Фехнера

Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофи-

зики и психометрии. Он исследовал зависимость ощуще-

ний от вызывающих их внешних физических стимулов,

используя экспериментальный метод и математические

расчеты, показал, что индивид начинает различать изме-

нение силы ощущения в первую очередь из-за разницы

между силой первого и второго раздражителей, причем

у каждого вида раздражителя может быть свой порог раз-

личия ощущения, и эта величина постоянна для каждого

из видов.

В дальнейшем Густав Теодор Фехнер (1801-1887)

разрабатывал законы зависимости ощущений от силы

вызывающих их раздражителей и выдвинул следующие

идеи:

1. Различие между ощущениями, вызванными двумя

одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной ве-

личины этих раздражителей.

2. Введение термина ≪порог ощущений и разностный

порог≫, означающего ту минимальную разницу, которую

испытывает в своих ощущениях индивид при изменении

силы и качества раздражителя.

3. Введение закона Вебера-Фехнера, суть которого

заключается в том, что интенсивность ощущения пропор-

циональна логарифму интенсивности раздражителя: для

того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения

в арифметической прогрессии, необходим рост величины

стимула в геометрической прогрессии.

Благодаря разработанным в недрах психофизики и

психометрии теориям и используемым методам исследо-

21

понимаются как автоматизмы, т. е. низшие формы приспо-

собления.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  330  331  332   ..