Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 8

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  475  476  477   ..

 

 

Особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа

Особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа

Тема: Особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 0 0 0 0 17 чел. 85% 3 чел. 15% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию невербального поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье 0 0 2 чел. 10% 14 чел. 70% 4 чел. 20% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию вербального общения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 0 0 0 0 7 чел. 35% 13 чел. 65% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к анализу поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 0 0 0 0 9 чел. 45% 11 чел. 55% 0 0

Уровни

Уровень выраженности общих особенностей социального интеллекта
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 0 0 2 чел. 10% 10 чел. 50% 8 чел. 40% 0 0

Уровни

Уровень выраженности общих особенностей социального интеллекта
очень высокий высокий Нормаль-ный низкий очень низкий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 0 0 7 чел. 35% 10 чел. 50% 3 чел. 15% 0 0

Уровни

Выраженность самоконтроля
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 6 чел. 30 % 10 чел. 50 % 4 чел. 20 %

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 5 чел 10% 10 чел 50% 4 чел. 20% 1 чел. 5% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию невербального поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 2 чел. 10% 10 чел. 50% 8 чел. 40% 0 0 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию вербального общения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 6 чел 30% 10 50% 4 чел. 20% 0 0 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к анализу поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 2 чел 12% 12 чел 60% 6 чел. 30% 0 0 0 0

Уровни

Уровень выраженности общих особенностей социального интеллекта
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в учреждении интернатного типа 6 30% 11 чел. 55% 3 чел. 15% 0 0 0 0

Уровни

Уровень выраженности общих особенностей социального интеллекта
очень высокий высокий Нормаль-ный низкий очень низкий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 0 0 1 чел. 5% 5 чел. 25% 12 чел. 60% 2 10%

Уровни

Выраженность самоконтроля
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 2 чел. 10 % 4 чел. 20 % 14 чел. 70 %

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 0 0 0 0 17 чел. 85% 3 чел. 15% 0 0
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 5 чел 25% 10 чел 50 % 4 чел 20% 1 чел 5% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию невербального поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 2 чел. 10% 10 чел. 50% 8 чел. 40% 0 0 0 0
Младшие школьники, воспитывающиеся в семье 0 0 2 чел 10% 14 чел 70% 4 чел 20% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к познанию вербального общения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 6 чел 30% 10 50% 4 чел. 20% 0 0 0 0
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье 0 0 0 0 7 чел 35% 13 чел 65% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к анализу поведения
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 2 чел 12% 12 чел 60% 6 чел. 30% 0 0 0 0
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье 0 0 0 0 9 чел 45% 11чел 55% 0 0

Уровни

Уровень выраженности общих особенностей социального интеллекта
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в учреждении интернатного типа 6 30% 11 чел. 55% 3 чел. 15% 0 0 0 0
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье 0 0 2 чел 10% 10 чел 50% 8 чел 40% 0 0

Уровни

Уровень выраженности способности к эмпатии
очень высокий высокий Нормаль-ный низкий очень низкий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 0 0 1 чел. 5% 5 чел. 25% 12 чел. 60% 2 10%
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье 0 0 3 чел 15% 10 чел 50% 7 чел 35% 0 0

Уровни

Выраженность самоконтроля
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 2 чел. 10 % 4 чел. 20 % 14 чел. 70 %
Младшие школьники, воспитыва-ющиеся в семье 6 чел. 30% 10 чел 50% 4 чел 20%
1. Человек - своему товарищу: "Вы великолепны". 1. Довольный служащий - своему начальнику.
2. Благодарный ученик - своему преподавателю.
3. Недовольный человек - своему знакомому.

2 . Продавец - покупателю:

1. Улыбающийся преподаватель - студенту.
2. Врач - пациенту.
3. Рассерженный милиционер - канючащему пьянице.

3. Судья - победителю:

1. Отец - победителю.
2. Друг - победителю.
3. Проигравший - победителю.

4. Гордый отец - другу:

1. Ревнивая девушка - другу.
2. Обрадованный мальчик - другу.
3. Восхищенная девушка - другу.

5. Человек - своему другу:

1. Рассерженная мать - ребенку.
2. Заинтригованный прохожий - играющему ребенку.
3. Учитель - примерному ученику.
6. Врач - больному ребенку: "Прими-ка это". 1. Мать - сыну.
2. Боец - противнику.
3. Нагруженная жена - мужу.

7. Официантка - клиенту:

1. Психиатр - пациенту.
2. Прохожий - пострадавшему в аварии.
3. Гид - туристу.
8. Преподаватель - студенту: "Ты можешь сделать это лучше 1. Жена - мужу.
2. Мать - ребенку.
3. Тренер - спортсмену.

9. Отец - сыну:

1. Брат - сестре.
2. Молодой человек - подруге.
3. Племянник - тетке.

10. Начальник - рабочему:

1. Поклонник - артисту.
2. Преподаватель - студенту.
3. Разгневанный ребенок - побитому им сопернику.
11. Мать - бегущему ребенку: "Тише!" 1. Рассерженный отец - кричащему сыну.
2. Пассажир - водителю.
3. Прохожий - неосторожному ребенку.
12. Страховой агент - клиенту: "Распишитесь здесь, пожалуйста". 1. Администратор гостиницы - клиенту.
2. Коллекционер автографов - "звезде".
3. Кассир - вкладчику.
Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4
1 1 2 3 1 1 2 3 4 1 1 2 3 1 1 2 3 4
2 1 2 3 2 1 2 3 4 2 1 2 3 2 1 2 3 4
3 1 2 3 3 1 2 3 4 3 1 2 3 3 1 2 3 4
4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 1 2 3 4 1 2 3 4
5 1 2 3 5 1 2 3 4 5 1 2 3 5 1 2 3 4
6 1 2 3 6 1 2 3 4 6 1 2 3 6 1 2 3 4
7 1 2 3 7 1 2 3 4 7 1 2 3 7 1 2 3 4
8 1 2 3 8 1 2 3 4 8 1 2 3 8 1 2 3 4
9 1 2 3 9 1 2 3 4 9 1 2 3 9 1 2 3 4
10 1 2 3 10 1 2 3 4 10 1 2 3 10 1 2 3 4
11 1 2 3 11 1 2 3 4 11 1 2 3 11 1 2 3 4
12 1 2 3 12 1 2 3 4 12 1 2 3 12 1 2 3 4
13 1 2 3 13 1 2 3 4 13 1 2 3 4
14 1 2 3 14 1 2 3 4 14 1 2 3 4
15 1 2 3 4
N Cубтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 2 1 3 4
2 2 4 3 3
3 2 3 3 3
4 3 3 1 2
5 1 2 1 1
6 3 1 2 1
7 3 2 2 4
8 3 2 1 1
9 3 1 2 1
10 3 4 3 2
11 3 1 1 1
12 1 1 2 2
13 1 2 2
14 2 4 1
15 4

Исследование уровня эмпатийных тенденций

Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Тест опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии “Жизнь замечательных людей”.

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю “Современные ритмы”.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются долго (годами).

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей (воспитателей) влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к замечаниям в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи.

13. Я всегда прощаю все родителям (воспитателям), даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать (бить).

15. Когда я читаю о драматических (грустных. неприятных) событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители (воспитатели) относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей (воспитателей).

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, даже откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. Я могу привести домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь чем-то ему помочь.

26. Младшие по возрасту ходят за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев какое-либо происшествие на улице, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хочется разобраться, почему некоторые мои одноклассники (одногруппники) иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32.Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста

Если вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.


Приложение 3

Оценка самоконтроля в общении

Тест разработан американским психологом М. Снайдером.

Инструкция

Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н».

Тест

1. Мне кажется трудно подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое Я, мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов:

По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все

остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее.

Классификатор теста

0—3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас неудобным в общении по причине вашей прямолинейности.

4—6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7—10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.


Приложение 4

Результаты методики исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в семье.

Исследование проводилось в 3 «а» классе в феврале 2010 г. получены следующие результаты:

Стандзначения Субтесты Композитная оценка
1 2 3 4
1 0 - 2 0 - 2 0 - 2 0 - 1 0 - 12
2 3 - 5 3 - 5 3 - 5 2 - 4 13 - 26
3 6 - 9 6 - 9 6 - 9 5 - 8 27 - 37
4 10 - 12 10 - 12 10 - 11 9 - 11 38 - 46
5 13 - 14 13 - 15 12 12 - 14 47 -55

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  475  476  477   ..

 

№ п\п Испытуемый Субтесты Общая оценка
1 2 3 4 балл КО
балл КО балл КО балл КО балл КО
1 Дима П. 7 3 7 3 11 4 5 3 30 3
2 Юра Н. 6 3 7 3 10 4 5 3 28 3
3 Саша П. 8 3 8 3 11 4 8 3 35 3
4 Вадим В. 10 4 8 3 7 3 8 3 33 3
5 Наташа Л. 9 3 10 4 11 4 9 4 39 4
6 Оля Н. 8 3 11 4 10 4 9 4 38 4
7 Таня К. 11 4 10 4 10 4 8 3 39 4
8 Коля Ф. 9 3 8 3