Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 6

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  808  809  810   ..

 

 

Психологические основы педагогической саморегуляции

Психологические основы педагогической саморегуляции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Фаза «резистенции»

Учитель осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1.Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Педагог неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному ученику или коллеге, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Учителю чаше всего кажется, что он поступает допустимым образом. Однако субъект общения (ученик) или сторонний человек(коллега) фиксируют иное – эмоциональнуючерствость, неучтивость, равнодушие.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с воспитанниками. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие ученики не заслуживают доброго отношения» «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. На работе педагог еще держится соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкается, не желая общаться с близкими.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной педагога, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «истощения».

Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональна защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита».

К педагогу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может продуктивно взаимодействовать с учениками. Он оказывается не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны его трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

Педагог полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.

Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности педагога и наносит ущерб субъекту общения.

3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Появляется в широком диапазоне умонастроений и поступков учителя в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к ученику – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности (в нашем случае – учеников), провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Многочисленные проявления «выгорания» можно свести к трем типам.

Первый - «упрощение», «притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все нормально, но скучно и просто на душе. Ослабли чувства к самым дорогим и близким людям. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

Второй – возникновение конфликтов с учениками и коллегами. Сначала они скрытые. В кругу своих друзей начавший «выгорать» педагог с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих учениках и коллегах. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. Сначала он сдерживает ее, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

Третий тип наиболее социально и экономически опасен для общества – это утрата смысла жизни, состояние, в котором «на все наплевать». Мир для него безразличен. Разрабатываемые за рубежом многочисленные методы профилактики «выгорания» направлены на ликвидацию «стресса жизни». Но они не учитывают, что в экстремальных условиях стрессовые отношения в общении возможны в обе стороны. Наряду с «выгоранием» встречается поразительный энтузиазм, питающийся сознанием того, что общество нуждается именно в тебе [№8 с. 99 – 105].

Работа изматывает тогда, когда нет осмысления, нет понимания того, «ради чего все это?». Вместе с тем успешная деятельность, напряженная осмысленная работа оставляет мало «рубцов» от стрессов. Учитель развивающийся имеет значительно меньше шансов эмоционально сгореть, получить профессиональную деформацию. Помощь учителю должна заключаться не только в создании условий для отдыха, но и в создании условий, активизирующих процесс саморазвития. А саморазвитие следует начинать с выработки устойчивого адекватного поведения, развитию которого способствует освоение навыков регуляции своего физического и эмоционального состояния. Навыки вырабатываются с помощью упражнений. Некоторые упражнения будут предложены в практической части нашей работы.


Глава 2 Практические советы по саморегуляции

2.1 Техники релаксации и специальные упражнения

Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. В этих условиях физические и психологические нагрузки приводят кперенапряжению. Оно имеет свойство быть протяженным во времени и накапливаться. Поскольку наши душа и тело – единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности.

Такой индивид, даже если он не занимается какой-либо активной деятельностью, не перестает ощущать усталость. Чем она выше, тем меньше он успевает сделать и тем чаще он размышляет о том, почему у него так мало сил и что именно его утомляет. Этим он постоянно взвинчивает себя, и день ото дня ему становится все хуже.

Техники релаксации и специальные упражнения помогают человеку, физиологически приспособленному к выживанию в дремучем лесу, прожить лучшую жизнь в условиях цивилизации. Несмотря на то, что за последние тысячелетия образ жизни человека в корне изменился, основные физиологические реакции организма остались на прежнем уровне. В природных условиях всё решается относительно просто: попадая в стрессовую ситуацию, индивид прибегает к тактике, свойственной всем млекопитающим: к бегству или агрессии. В обоих случаях физиологический настрой организма один: как бегство, так и акт агрессии требуют значительной физической активности и предполагают высвобождение энергоресурсов. Наше тело «умеет» это делать.

Что же происходит с запасами нашей энергии, если мы находимся не в дремучем лесу, а в классе, и причина нервного напряжения – плохо себя ведущий ученик или целый класс? В этом случае невозможно просто повернуться и убежать.

Вот уже миллионы лет старые физиологические механизмы работают вхолостую, и адреналин чуть ли не выплескивается из вас наружу. В большинстве случаев у вас нет возможности помочь себе посредством активной физической разрядки, например, поколоть дрова или сыграть в теннис. В лучшем случае вы посидите с коллегой за чашечкой кофе и пожалуетесь на непослушных детей. Это тоже определенная форма расслабления. Особенно, если при этом коллега проявляет с вами солидарность, и вы не забыли положить в кофе сахар, включающий парасимпатическую регуляцию нервов. Тем самым, однако, вы всего лишь подавляете повышенную активность симпатических нервов. В целом же этого катастрофически не хватает. В качестве действенных и безвредных способов можно порекомендовать сон или активные физические нагрузки.

Один из путей преодоления внутреннего напряжения состоит в том, чтобы научится расслабляться. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц. Расслабление доступно всякому, для некоторых техник не требуется ни каких-либо вспомогательных средств, ни особого времени. Умение расслабляться пригодится вам не только для рассасывания актуальных состояний напряженности. Без этого нельзя вести и речи о целом ряде техник, позволяющих глубже познать себя.

Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Поскольку человек - единое целое, о чем мы уже упоминали, и психическое напряжение ведет к повышенному мышечному напряжению, то справедливо и обратное. Если удается понизить мускульное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом, и некоторым индивидам этого бывает вполне достаточно. Тот, кто пожелает двигаться дальше, сможет пользоваться состоянием релаксации при выполнении последующих упражнений, способствующих углублению самопознания и улучшению психического (а тем самым и физического) состояния. В этом случае процесс также идет в двух направлениях, то есть не только «в здоровом теле – здоровый дух», но и «при здоровом духе – здоровое тело».

Релаксационным техникам лучше всего обучаться под руководством специалиста. Но это не является обязательным условием. Критерием правильного обучения может служить то, доставляют ли вам занятия удовольствие и продолжаете ли вы хорошо себя чувствовать даже спустя продолжительное время по их окончании, как если бы вычистились изнутри. Если подобные приятные ощущения не возникают, или быстро исчезают, попробуйте другие техники и упражнения (сейчас достаточно много книг, посвященных этой теме) [№6 с. 66 – 68].

Специальные упражнения с использованием методов позитивного представления, концентрации на положительных эмоциях и методов аутотренинга, а также дыхательные техники и упражнения на расслабление помогают снять напряжение с мышц и периферической нервной системы, а также снимают стресс. Специальные упражнения помогают в некоторой степени контролировать отрицательные эмоции.

Теоретически, вставая утром, мы должны чувствовать себя бодрыми и отдохнувшими, готовыми справиться с любой ситуацией, которую преподносит нам день. Увы, это не всегда так. Проблема в том, что мы далеко не всегда спим спокойно или достаточно долго. Физический дискомфорт, психическое напряжение препятствуют спокойному сну, который должен давать отдых и успокоение. В этом случае и помогают специальные упражнения в течение дня. Давая нашей нервной системе дополнительное время отдыха, мы компенсируем беспокойный ночной сон, и поэтому будем чувствовать себя отдохнувшими.

Успокаивающее действие упражнений, связано, прежде всего, со снижением активности мышления при выполнении этих упражнений. Мысли производят волны, которые регистрируются мозгом как электрическая активность. Если количество беспокоящих нас мыслей слишком велико, электрическая активность тоже становится чрезмерной и беспокоит мозг. Мы ощущаем это как напряжение, которое осознается, и называем это стрессом. Упражнения и расслабление намного понижают уровень электрической активности мозга. Мозг успокаивается, и мы ощущаем это как приятное умиротворение сознания [№3 с.50].

Расслабляются мускулы, нормализуется работа стенок кровеносных сосудов. Это значит, что больше крови проходит по сосудам, а сопротивление общему потоку – меньше, что, в свою очередь, означает понижение кровяного давления. Высокое кровяное давление – актуальная проблема для многих учителей, и основная причина, вызывающая сердечно-сосудистые заболевания и инфаркты.

Нормально работающие кровеносные сосуды позволяют повысить скорость доставки крови ко всем частям тела. Повышение скорости доставки крови к мозгу означает, что человек чувствует себя более свежим, сознание проясняется, легче преодолеваются трудности, сопровождающие педагогический процесс.

Расслабление снижает выработку гормонов, вызывающих стресс – адреналина и норадреналина.

2.2 Практические советы и упражнения на каждый день

Утром.

Постарайтесь найти время для выработки положительного настроя на весь день. Сядьте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка откройте рот. Дышите в обычном ритме и, какое-то время, наблюдайте за своим дыханием.

Когда вы почувствуете, что полностью расслабились, улыбнитесь и прислушайтесь к своим ощущениям. Попробуйте ощутить улыбку внутри себя, почувствовать спокойствие и умиротворение. Если вам это удастся, то вы почувствуете прилив сил и подъем настроения.

Почувствовав, что приятное ощущение улыбки (и вместе с ней хорошее настроение) уходит, постарайтесь снова вызвать ее. Со временем, вы научитесь вызывать внутреннюю улыбку в любое время, и она будет помогать вам преодолевать трудности.

Рабочий день.

Ниже приведен краткий список простых и даже банальных рекомендаций, которые помогут вам преобразовать психическое, физическое и эмоциональное напряжение в творческую энергию.

- Чаще дышите глубоко и медленно, это удобно делать сидя у телефона, в машине, в автобусе, в перерыве между уроками

- Используйте любую возможность, чтобы просто посидеть и расслабиться (на перемене, во время «окна» и т. д.).

- Изучите различные техники расслабления и используйте хотя бы одну из них регулярно (в домашних условиях).

- Если вы чувствуете, что в сложной педагогической ситуации вы испытываете негативные эмоции, спросите себя: «Какой урок я могу извлечь из данной ситуации?». Это поможет вам успокоиться, найти решение, а также будет способствовать повышению уровня вашего педагогического мастерства.

- Улыбайтесь, будьте дружелюбны, избегайте категоричности в общении с коллегами и учениками.

- Будьте терпимее к себе, к воспитанникам, к коллегам.

- Принимайте трудности и неудачи педагогического процесса, как возможность для совершенствования педагогического взаимодействия и внутреннего роста.

После работы.

Вы пришли с работы, закрыли входную дверь. Затем вы сразу принимаетесь за домашние дела, проверку тетрадей и т. д. О себе вспоминать некогда. Между тем, усталость постепенно накапливается, снижается психологическая устойчивость к влиянию стрессогенных факторов. Попробуйте сделать иначе: закрыв за собой входную дверь, представьте, что скинули с плеч тяжелый рюкзак – как бы избавились от всех забот и проблем, накопившихся за день. В этом «рюкзаке» были собраны все отрицательные эмоции, неприятности, конфликты и неудачи. Попросите ваших домашних не беспокоить вас в течение 20 минут.

Проветрите комнату, наденьте свободную одежду, расстелите на полу сложенное пополам одеяло или коврик. Лягте на спину, вытяните руки вдоль туловища, ноги вместе. Звуки, которые не несут информации и представляют собой более или менее одноплановый звуковой фон (ход часов, шум холодильника, гул проезжающих мимо трамваев и т. п.), как правило, не причиняют беспокойства. В том случае, если они беспокоят вас, достаточно в начале каждого упражнения сказать себе: «Окружающие звуки меня не интересуют, они мне безразличны, они не мешают мне» (фраза формулируется в индивидуальном порядке, по своему вкусу). При наличии проблем с позвоночником подкладывайте под голову, а в случае необходимости – и под поясницу, подушечку. Словом, располагайтесь таким образом, чтобы, лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками, чувствовать себя удобно. Ничто не должно давить на вас. Важна и температура: вам не должно быть ни жарко, ни холодно. В последнем случае следовало бы накрыться легким покрывалом.

С закрытыми глазами, лежа на спине, мысленно расслабляйте пальцы ног, ступни, икры, колени, бедра. Затем таким же образом – поясницу, живот, спину, грудь. Потом – шею, затылок, лоб, глаза, лицо. Почувствуйте, как глаза и лицо становятся мягкими, расслабленными, прохладными. Представьте, что вы молоды, веселы, прекрасны и беззаботны .

Данное упражнение помогает снимать нервное напряжение после рабочего дня, мышечные спазмы, восстанавливает равновесие в организме, его работоспобность.

При сильном нервном напряжении рекомендуется выполнять упражнение, которое называется «кувшин». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль туловища, глаза закрыты. Представьте, что вы стоите на горе. Сделайте медленный глубокий вдох через нос, одновременно поднимая руки над головой. Задержите дыхание и представьте, что в руках у вас кувшин со всеми нашими неприятностями, которые беспокоят и угнетают вас. Затем с резким выдохом бросьте воображаемый кувшин вниз. Представьте, как кувшин разбивается и его содержимое растворяется в воздухе. С медленным вдохом поднимите руки над головой и с медленным выдохом опустите руки вниз. Это упражнение помогает восстановить душевное равновесие после продолжительного нервного напряжения, которое часто появляется в процессе работы педагога.

Перед сном.

Роль сна в жизни человека очень велика. Во время сна происходит своеобразный текущий ремонт наших биоструктур: усиленная нейтрализация токсических веществ, а также нормализация таких важных процессов, как обмен веществ и энергетический обмен.

Известно, что принцип психосоматического взаимодействия осуществляется в организме не только во время бодрствования, но и во время сна. Поэтому для максимальной эффективности сна засыпание должно происходить на фоне смелой настройки сознания, чувства спокойствия, оптимизма и уверенности в себе.

Для того чтобы сон был максимально эффективным, необходимо придерживаться следующих правил:

- Ужин следует принимать за 2 – 3 часа до отхода ко сну. Самое оптимальное время для отхода ко сну – 22:00 - 23:00.

- Примерно за час до сна рекомендуется воздержаться от просмотра фильмов и телевизионных передач, не рекомендуется чтение остросюжетных романов и детективов. Послушайте спокойную музыку, она поможет вам расслабиться и обрести душевное равновесие.

- С целью самосовершенствования, педагогу очень полезно проводить самоанализ (примерно за полчаса до отхода ко сну). Проанализируйте свои мысли, слова и действия, имевшие место в течение прожитого дня. Возможно, вначале потребуется некоторое напряжение для того, чтобы вспомнить весь свой трудовой день и провести анализ. Но постепенно, в результате тренировки, это можно будет сделать намного легче и быстрее.

- Перед сном желательно выпить стакан теплого молока или теплой воды с медом.

- Непосредственно перед засыпанием следует привести психику в пассивное состояние. Отрешитесь от окружающей обстановки, от житейских забот с помощью следующих мысленных формул:

«Мир, добро, покой во всем теле. Мир, добро, покой вокруг меня. Мир, добро, покой во всем мире».

Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующим их расслаблении.

Упражнение 1. Расслабление и напряжение мышц руки.

Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3 - 4 с). Затем расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.

Упражнение 2. Использование слова для релаксации. Концентрируем внимание и отдаем самоприказы: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены… Мои пальцы и кисти расслаблены… Мои предплечья и плечи расслаблены… Мое лицо спокойно и неподвижно…»

Нужно знать, напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Например, при эмоции страха или волнения в наибольшей мере напрягаются артикулярные и затылочные мышцы, поэтому на их расслабление и следует обратить особое внимание.

Упражнение 3. Использование представлений для расслабления.

Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма. Например, раздражение можно снять, если представить себя (желательно несколько раз) спокойным, умиротворенным человеком, уверенно справляющимся с трудностями.

Упражнение 4. Контроль тонуса мимических мышц.

Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть следующим: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. На губах – легкая улыбка». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле.

Упражнение 5. Контроль и регуляция дыхания.

Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого, могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое у задумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.

Расслаблению способствует так называемое «полное дыхание». Вдох и выдох выполняются через нос. Вначале воздухом наполняются нижние отделы легких (за счет движения диафрагмы), живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи, ключица. Это стабилизирует эмоциональное состояние [№5 с. 93 – 96].

Упражнение 6. Самовнушение. При составлении личной программы самовнушения, следует руководствоваться следующими правилами:

· Формула должна быть четкой и лаконичной;

· Формула не должна содержать частицы «не»;

· Обязательно соблюдение последовательности формул: «хочу – могу – буду – есть». (Я хочу быть спокойным и уверенным, я могу быть спокойным и уверенным, я буду спокойным и уверенным, я спокоен и уверен!).

Рекомендуемые программы самовнушения.

1) для оптимизации настроения: «я собран и уравновешен; у меня приподнятое, радостное настроение; я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил, я оптимист».

2) для отдыха: «я спокоен; я совершенно спокоен; я хорошо отдыхаю и набираюсь сил; отдыхает каждая клеточка моего организма; отдыхает каждый мускул; отдыхает каждый нерв; свежесть и бодрость наполняют меня; я отдыхаю».

3) для настройки на профессиональный стиль поведения на уроке, преодоления неуверенности, скованности в общении с классом: «я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; чувствую себя на уроке свободно и раскованно;

владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я хорошо проведу урок; настроение бодрое; мне интересно учить ребят; я спокоен и уверен в себе».


Заключение

В век научно-технического прогресса и информационного взрыва возросли нервные нагрузки, «помолодели» многие болезни, участились нервно-психические и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе и среди учителей.

Г.К. Зайцев в 1995 году провел обследование 82 учителей петербургских школ. Он выявил, что лишь 9,6% педагогов чувствуют себя достаточно здоровыми. У них поддерживается высокий уровень работоспособности и нет хронических заболеваний. У 34,6% учителей в здоровье преобладают только негативные тенденции. Наиболее типичны для них нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, а также сердечно-сосудистые заболевания и аллергические состояния. 80% обследованных страдают хроническими заболеваниями, из которых на первом месте – психические расстройства и болезни нервной системы [№4 с. 38].

В наше время, на фоне социально-экономической напряженности в обществе количество учителей, страдающих неврозами, по некоторым данным достигает 60% и более. Данные многих исследований подтверждают тот факт, что современному педагогу очень важно научиться управлять не только ходом педагогического процесса, но и своим здоровьем. Под здоровьем, в данном случае, понимается не только нормальное функционирование всех органов и систем человека, но и возможность полноценного эффективного труда, всестороннего развития. Здоровье – это энергия, бодрость, оптимизм, правильное восприятие жизни, ощущение гармонии, творческого настроя.

Учителю важно научиться самому и научить ребят расслабляться, снимать напряжение путем психомышечной тренировки – этого упрощенного варианта аутотренинга. В нужные моменты прибегать к физическим упражнениям, позволяющим тренировать мышцы и психику, предотвращать кислородное голодание, укреплять нервно-психическую сферу.

Умение управлять своим здоровьем, эмоциональным состоянием, освоение навыков стрессоустойчивого поведения – это первая и очень важная ступень самопознания.

Самопознание дает возможность педагогу лучше узнать свои особенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования.

В курсовой работе сделано следующее:

· Найдена необходимая литература.

· Изучены различные подходы к данной теме.

· Рассмотрены понятия: «саморегуляция», «психологические защиты», «стресс», «эмоциональное выгорание».

· Рассмотрена взаимосвязь физического и эмоционального состояния, и доказана необходимость освоения навыков саморегуляции.

· Подобраны упражнения и разработаны советы, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения и на профилактику стрессов и эмоционального выгорания.

Достоинства работы: четкость структуры курсовой работы, строгая последовательность в рассмотрении понятий, достаточно полное раскрытие каждого из рассматриваемых понятий; в практической части предложены советы и подобраны упражнения, призванные помочь педагогу справиться с влиянием дезадаптирующих факторов педагогического процесса.

Недостатки: взаимосвязь саморегуляции и саморазвития рассмотрена не достаточно подробно, что объясняется ограниченным объемом курсовой работы.

В целом, цель работы была достигнута, задачи решены, но ограниченный объем работы не позволил рассмотреть ряд вопросов по данной теме: связь мотивации педагогической деятельности с саморегуляцией и саморазвитием; особенности личности педагога и саморегуляция, стили педагогического общения и саморазвитие педагога, возможности психологического и педагогического тренинга. Они могут быть рассмотрены в дальнейшем при более глубоком изучении проблемы.


Литература

1. Беребин М.А. Факторы риска развития пограничных нервно-психических расстройств у педагогов общеобразовательных школ // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1994. Т. 133. 188 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ. 1984. – 200 с.

3. Востоков В.Ф. Секреты целителей востока. Т.: Узбекистан. – 304 с.

4. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей: опыт валеологического исследования. СПб, 1995. – 53 с.

5. Зязюн. И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н., и др. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение. 1989. – 302 с.

6. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

7. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 320 с.

8. Миронова М.Н., Варфоломеев С.А. Психология развития личности педагога в системе профессионального образования: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. Калуга, КОИПКРО. 2004. – 128 с.

9. Радугин А.А., Кротков Е.А. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 1996. – 306 с.

10. Раченко И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение. 1982. – 208 с.

11. Селье. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс. 1982.

12. Форманюк. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель эмоциональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57 – 63.


Приложение 1

«Структура теоретической части работы»


Приложение 2

«Связь физического и психологического состояния человека»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  808  809  810   ..