Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  615  616  617   ..

 

 

Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьников

Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьников

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Глава I. AkzentuiertePersonlichkeiten – Теория акцентуированных личностей (акцентуаций характера) К. Леонгарда

Глава II. Эмпирическое исследование

Описание эмпирической базы и психодиагностических методов исследования.

Эмпирическая база исследования:

Психодиагностическое исследование проводилось в декабре 2006-го года. В данном исследовании было опрошено 26 респондентов, учащихся 11-го А класса средней общеобразовательной школы № 1179 Южного административного округа города Москвы. Участие всех испытуемых в нашем исследовании было добровольным. Результаты шести человек, при обработке анкет испытуемых, полученных в ходе настоящего исследования, были исключены нами из общей выборки и не участвовали в дальнейшем анализе, так как данные респонденты неправильно истолковали инструкцию к тесту-опроснику, а, следовательно, достоверность полученных результатов весьма сомнительна и научной ценности не представляет. Таким образом в психологическом анализе приняло участие 20 респондентов.

Психодиагностические методики исследования.

Для выполнения поставленных задач мы использовали психодиагностическую тестовую методику определения акцентуаций характера К.Леонгарда[1] .

Опросник типологии характера, разработан известным немецким психиатром, неврологом и психологом К.Леонгардом, на основе его концепции акцентуированных личностей[2] . Теоретические воззрения К.Леонгарда, созданная им типология характеров послужила фундаментом при разработке таких методик как опросник К.Шмишека и Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко.

Характерологический опросник К.Леонгарда, предназначен для выявления акцентуаций, заострений характера. Данная психодиагностическая методика включает в себя 88 вопросов, сгруппированных в 10 шкал, соответствующих определенным, выделяемым К.Леонгардом, акцентуациям характера.

Выявляются следующие типы акцентуированных личностей:

1. Гипертимные,

2. Возбудимые,

3. Эмотивные,

4. Педантичные,

5. Тревожные,

6. Циклотимные,

7. Демонстративные,

8. Неуравновешенные,

9. Дистимные,

10. Экзальтированные.

Возможно, применение опросника как индивидуально, так и в группе.

При групповом обследовании каждый опрошенный должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов, однако, допускается и зачтение вопросов психологом. Опросник используется как в целях психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. Полный текст вышеописанной методики приведен в приложении № 1.

Ход проведения эмпирического исследования и его результаты.

Нами были подготовлены бланки для проведения психодиагностического тестирования респондентов с целью выявления акцентуированных личностей в общей выборке и получения общей характерологической «картины» группы. Исследование проводилось нами 21 декабря 2006-го года. Начало исследования – 8 часов 45 минут. Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 1179 Южного административного округа г. Москвы.

В ходе исследования нами было опрошено и протестировано 26 человек – 11А класс указанной выше школы. Проведение психодиагностического исследования в сумме заняло 45 минут, включая инструкцию, и было завершено в 9 часов 30 минут.

Результаты эмпирического исследования.

Для анализа полученных в ходе эмпирического исследования данных нами были использованы следующие программные средства:

А. «Анализатор опросника Леонгарда» - специально разработанное и реализованное нами приложение, позволяющее ускорить обработку тестовых бланков респондентов. (Подробнее описано в Приложении № 2).

Б. Microsoft «Exel» 2003 – электронные таблицы из пакета MicrosoftOffice.

В. SPSS версия 12,5 – пакет программных средств для обработки данных и визуализации результатов их анализа.

После получения «сырого» психодиагностического материала мы присвоили каждому испытуемому индивидуальный номер и занесли все результаты в Таблицу № 1, приведенную ниже.

Таблица № 1. Результаты тестирования общей выборки опрошенных.

№респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность
1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12
2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18
3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18
4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18
5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18
6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18
7 ж 18 10 15 8 12 12 22 0 9 12
8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18
9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24
10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18
11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18
12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12
13 м 21 12 9 10 0 6 14 6 12 12
14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12
15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18
16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12
17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18
18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12
19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12
20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18
Средние значения 17,7 12,25 15,75 9,9 8,25 15,9 16,2 10,35 9,6 15,9

В Таблице № 1 приведены результаты анализа ответов респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение выборки по каждой шкале (акцентуации).

В ходе проведенного исследования, после обработки полученных на первом этапе психодиагностических данных и занесения их в таблицу (см. Таблицу № 1), нами были выявлены следующие результаты:

Нами был произведен количественный анализ совокупных результатов в общей выборке респондентов. Мы выделили следующие параметры:

1. Количество шкал с нулевым показателем (0 баллов).

2. Количество шкал с показателем 24 из 24 (24 балла – максимальное значение по каждой из шкал характерологического опросника К.Леонгарда, использованного нами для проведения данного исследования).

3. Количество шкал без акцентуаций (данный параметр характеризуется количеством таких шкал, результаты которых, в соответствии с инструкцией по анализу опросника К.Леонгарда, не выявили акцентуации характера у респондента).

4. Количество средневыраженных акцентуаций (количество шкал, показатели которых выявили наличие акцентуации характера средней степени выраженности).

5. Количество ярковыраженных акцентуаций (количество шкал, результаты которых указывают на наличие у респондента ярковыраженной акцентуации характера).

Полученную на данном этапе анализа информацию мы занесли в Таблицу № 2. В Т0аблице № 2 мы отразили результаты, так называемого, горизонтального анализа совокупных результатов по шкалам акцентуаций (по опроснику К.Леонгарда) для каждого респондента общей выборки.

Таблица № 2. Совокупные результаты шкал акцентуаций в общей выборке респондентов..

№ респондента Пол К-во ярковыраженных акцентуаций К-во средневыраженных акцентуаций К-во шкал без акцентуаций К-во шкал с показателем 24/24 Общее к-во акцентуаций К-во шкал с нулевым показателем
1 ж 2 7 1 0 9 0
2 ж 6 3 1 0 9 0
3 м 4 4 2 0 8 0
4 м 6 3 1 1 9 0
5 ж 9 1 0 0 10 0
6 ж 7 3 0 0 10 0
7 ж 3 6 1 0 9 1
8 ж 4 6 0 0 10 0
9 м 7 3 0 2 10 0
10 м 4 3 3 0 7 0
11 ж 4 3 3 0 7 0
12 м 1 8 1 0 9 0
13 м 2 5 3 0 7 1
14 ж 4 3 3 1 7 0
15 ж 6 2 2 0 8 0
16 ж 4 3 3 0 7 0
17 ж 9 1 0 2 10 0
18 м 2 5 3 0 7 0
19 ж 3 6 1 0 9 0
20 ж 5 4 1 1 9 0
Средние значения 4,6 3,95 1,45 0,35 8,55 0,1

В Таблице № 2 содержаться данные анализа характерологического опросника К.Леонгарда. Представленные параметры выраженности степени акцентуаций характера респондентов классифицированы в соответствии с ключом расшифровки результатов опросника К.Леонгарда. В Таблицу №2 введены параметры 24 из 24, то есть максимально возможный показатель по каждой из шкал опросника и показатель 0, то есть минимальное значение результатов по каждой из шкал опросника. Также в Таблице № 2 приведена информация об общем количестве подтвержденных ключом теста акцентуаций характера для каждого испытуемого и средние значения каждого из параметров для общей выборки респондента.

Вышеуказанные параметры отражены на Диаграмме № 1. Для построения графика Диаграммы № 1 использованы средние значения совокупных параметральных показателей шкал в общей выборке тестируемых (см. Таблицу № 2).

Как видно на графике Диаграммы № 1, количество ярковыраженных акцентуаций явно превалирует над количеством средневыраженных акцентуаций. Их суммарное количество по отношению к количеству шкал без акцентуаций мы отображаем в Диаграмме № 2:

Соотношения по вышеуказанным параметрам, отраженное на Диаграмме № 2, составляет 8,55 к 1,45. Таким образом, выходит, что количество шкал, подтверждающих наличие акцентуаций характера у среднестатистического тестируемого в 5,897 раз выше, нежели количество шкал опровергающих наличие акцентуаций.

Далее, мы проанализировали количественные соотношения шкал акцентуаций в их качественном аспекте, то есть, в качестве параметра для анализа выступило не количественное соотношение результатов шкал акцентуаций, сгруппированных по тому или иному признаку, а непосредственно результаты (показатели) самих этих шкал акцентуаций.

На данном этапе обработки данных мы проанализировали соотношение средних значений числовых показателей каждой шкалы акцентуаций в общей выборке респондентов. Данное соотношение отображено в Диаграмме № 3.

Как видно на графике Диаграммы № 3, преобладающей над всеми акцентуацией в нашей выборке является гипертимность. По данной шкале ни один тестируемый не показал значений лежащих в пределах интервала «без акцентуаций». Однако, в интервал средневыраженных акцентуаций также вошло мало значений. Для иллюстрации этих данных, а также соотношений количественных интервалов внутри каждой шкалы обратимся к построенной нами Диаграмме № 4


Шкалы акцентуаций.

1. Гипертимность

2. Возбудимость

3. Эмотивность

4. Педантичность

5. Тревожность

6. Циклотимность

7. Демонстративность

8. Неуравновешенность

9. Дистимность

10. Экзальтированность


Диаграмма № 4 построена на основе таблицы вертикального, интрошкалированного анализа показателей каждой шкалы по параметрам выраженности (см. параметры выраженности акцентуаций в Таблице № 2). Значения результатов вышеупомянутого анализа представлены в Таблице № 3, приведенной ниже.

Таблица № 3. Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатов тестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня) выраженности акцентуаций.

Параметры

Выраженности

Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность
Показатель 24/24 1 0 1 0 0 3 1 0 0 1
показатель 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0
Ярко выраженные акцентуации 19 7 12 3 4 12 14 7 2 12
Средне выраженные акцентуации 1 12 7 13 6 6 6 7 13 8
Шкалы без акцентуаций 0 1 1 4 10 2 0 6 5 0

Диаграмма 4 также показывает крайне низкие показатели заострений характера тестируемых по шкале «тревожность». Показатели по шкале «дистимность» также невысоки, однако, они компенсируются наличием результатов, попадающих в интервал средневыраженных акцентуаций.

В целом же, данный график (Диаграмма № 4) представляет собой психологический профиль среднестатистического школьника выпускного класса, обучающегося в 11 классе общеобразовательной школы.

Также мы предположили, что у мужской и женской подгрупп общей выборки респондентов могут быть различные показатели по шкалам акцентуаций. Для проверки данного предположения мы условно разделили общую выборку респондентов. (см. Таблицу № 1) на мужскую и женскую подгруппы общей выборки, соответственно, дифференцировав таблицу общей выборки тестируемых по половому признаку.

Таким образом, данная информация приняла следующий вид ( см. Таблица № 4 и Таблица № 5).

Таблица № 4. Результаты тестирования женской подгруппы общей выборки респондентов.

№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность
1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12
2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18
5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18
6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18
7 ж 18 10 15 8 12 12 22 0 9 12
8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18
11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18
14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12
15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18
16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12
17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18
19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12
20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18
Средние значения 16,846 13 18,46 9,6923 9,461 16,615 16,9230 10,61 10,38 15,69

В Таблице № 4 приведены результаты анализа анкет респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда женской подгруппы общей выборки тестируемых. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборки по каждой шкале.

Таблица № 5. Результаты тестирования мужской подгруппы общей выборки респондентов.

№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность
3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18
4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18
9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24
10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18
12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12
13 м 21 12 9 10 0 6 14 6 12 12
18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12
Средние значения 19,28571 10,85714 10,71429 10,28571 6 14,57143 14,85714 9,857143 8,142857 16,28571

В Таблице № 5 приведены результаты анализа ответов респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда мужской подгруппы общей выборки респондентов. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборки по каждой шкале.

На основании средних результатов мужской и женской подгрупп общей выборки по каждой из шкал акцентуаций мы построили следующую Диаграмму № 5.

Шкалы акцентуаций.

1. Гипертимность

2. Возбудимость

3. Эмотивность

4. Педантичность

5. Тревожность

6. Циклотимность

7. Демонстративность

8. Неуравновешенность

9. Дистимность

10. Экзальтированность

Порядковые номера шкал акцентуаций на Диаграмме № 5 соответствуют ключу шкал Диаграммы № 4. Значения шкал представлены в виде среднего значения обеих подгрупп общей выборки по каждой шкале.

Несмотря на то, что показатели шкал у разных подгрупп общей выборки респондентов расходятся, причем, местами весьма значительно, какой-либо четкой закономерности мы не выявили.

Однако, следует отметить, что по нашему мнению, все же возможно найти определенные закономерности между результатами мужской и женской подгруппами общей выборки, однако, для этого необходимо провести более масштабное исследование с большим количеством испытуемых и с примерно равным соотношением мужчин и женщин в общей выборке испытуемых.

Вернувшись к анализу результатов по шкалам, мы подвергли таблицу результатов тестирования (Таблица № 1) анализу на предмет выявления шкал с показателями 0 и 24 из 24. Однако, в данном случае анализ проводился в вертикальной плоскости (вертикальный анализ таблицы), с подсчетом количества максимальных и минимальных показателей для каждой шкалы, в отличие от описанных выше результатов горизонтального анализа показателей для каждого опрошенного.

Данный анализ не выявил каких-либо закономерностей, но показал, что чаще всего в нашей выборке респондентов (3 случая из 20) максимальный результат встречается в результатах по шкале «циклотимность».

Таким образом, из проведенного нами эмпирического психодиагностического исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. На современном этапе развития системы образования и других социальных институтов Российской федерации, влияние этой системы на психику школьников приводит к тому, что среднестатистический учащийся выпускного класса общеобразовательной школы имеет 46% ярковыраженных акцентуаций характера, 39,5% средневыраженных акцентуаций и лишь 14,5% тестовых шкал характерологического опросника К.Леонгарда не выявило наличия акцентуаций характера. Таким образом, выходит, что отечественный выпускник, к моменту вступления во взрослую жизнь, акцентуирован на 85,5%. При этом 3,5% показателей по шкалам имеют максимальное значение. Мы считаем, что данная проблематика очень важна, так как вышеизложенные показатели могут отражать не только дефекты в структуре российской системы образования, но и иные общественные факторы, такие как уровень культуры воспитания в семье, психологический климат в классе, семье и дошкольных учебных заведениях. Следовательно, проблема акцентуированности подростков является общенациональной и должна разрабатываться соответствующим образом.

2. Основной доминирующей акцентуацией характера у выпускников школы является гипертимность. Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборки испытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженной форме и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальный показатель по данной шкале. Выборка респондентов в целом показала очень низкие результаты по шкале тревожности: 23% яркая степень выраженности, 32% средняя степень (в большинстве своем ближе к нижней границе интервала) и у 50% испытуемых исследование вовсе не выявило такой акцентуации, как тревожность.

3. Несмотря на то, что шкала циклотимности находится во второй по интенсивности выраженности группе шкал, по данной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальных результатов (24 из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных нами выпускников.


Заключение

В настоящее время в Российской федерации очень малое количество людей уделяют должное внимание своему психологическому здоровью. Данная тенденция также наблюдается и у родителей по отношению к собственным детям. Психологическая неграмотность родителей и педагогов приводит к неправильному выбору стилей и методов воспитания детей. Следствием данного фактора являются стрессы, депривации и прочие психологические травмы у детей. Во множестве случаев четко не осознаваемые эти травмы накапливаются и, не находя выхода с возрастом приводят к деформации личности ребенка.

По результатам нашего эмпирического исследования можно судить, что каждый выпускник общеобразовательной школы имеет минимум одну, ярковыраженную акцентуацию характера, что полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале настоящей работы.

Преобладающей акцентуацией характера у 100 % наших респондентов является гипертимность. Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборки испытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженной форме и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальный показатель по данной шкале. Это очень тревожный результат, так как он характеризует общую направленность личности среднего школьника-выпускника. Такие индивиды не разборчивы в контактах, их интересы неустойчивы и весьма поверхностны, они не могут долго заниматься одним делом и достигать намеченных целей, постоянно переходя от одного вида деятельности к другой. Часто попадают в «плохие» компании, склонны к различного рода девиациям и аддиктивным формам поведения, такими как наркомания, алкоголизм, табакокурение и так далее. Эти подростки легко внушаемы и часто попадают под влияние различного рода религиозных и оккультных сект, а также организаций экстремистского и анархического толка. Данные тенденции развития современной молодежи чреваты весьма неблагоприятными последствиями в ближайшем будущем и требуют тщательно продуманного системного вмешательства на самом высоком уровне.

Выборка респондентов в целом показала очень низкие результаты по шкале тревожности: 23% яркая степень выраженности, 32% средняя степень (в большинстве своем ближе к нижней границе интервала) и у 50% испытуемых исследование вовсе не выявило такой акцентуации, как тревожность. На данный момент мы не можем доподлинно точно установить причину подобного рода показателей по данной шкале, однако мы предполагаем, что данный феномен вызван возрастными особенностями испытуемых (средний возраст респондентов составляет 16,2 года). Опять таки общественно неблагоприятный результат: подростки с низким уровнем тревожности расторможены, плохо поддаются контролю, в сочетании с повышенной гипертимностью низкий результат по шкале тревожности с большой долей вероятности может создать делинквентную личность, не думающую о последствиях своих действий и не страшащуюся наказания. Эти так называемые «борзые» подростки составляют основной контингент детских исправительных учреждений, спецприемников, и трудовых интернатов закрытого типа.

Несмотря на то, что шкала циклотимности находится во второй по интенсивности выраженности группе шкал, по данной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальных результатов (24 из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных нами выпускников.. У 60% испытуемых выявлена ярковыраженная циклотимическая акцентуация. Этот факт мы связываем с повышенными физическими и психологическими нагрузками, которые испытывают на себе школьники во время обучения в российской системе образования. Большое количество лиц с циклотимической акцентуаций среди выпускников школ – очень тревожный фактор для общества в целом, так как данная акцентуация дают благотворную почву для развития маниакально депрессивного психоза, а в максимальной степени выраженности составляет пограничное психопатологическое состояние с этим психозом.

Данные, полученные нами в ходе настоящего исследования позволяют нам составить психохарактерологический профиль среднего учащегося выпускного класса общеобразовательной школы. Данный психохарактерологический профиль отображен на Диаграмме № 4.

Шкалы акцентуаций.

1. Гипертимность

2. Возбудимость

3. Эмотивность

4. Педантичность

5. Тревожность

6. Циклотимность

7. Демонстративность

8. Неуравновешенность

9. Дистимность

10. Экзальтированность

График Диаграммы № 4 наглядно иллюстрирует соотношение акцентуаций характера в классе. Также данный график является психохарактерологическим профилем среднего школьника выпускного класса, поскольку Диаграмма № 4 построена на основе средних значений таблицы результатов тестирования общей выборки наших респондентов (Таблица № 1).

На основании полученных нами результатов можно с уверенностью заключить, что личность ребенка, к моменту окончания им средней школы, испытывает огромное деструктивное влияние, приводящее к появлению ярковыраженных акцентуации. Первопричинность же этого влияния, способы и методы по его нивелированию и нейтрализации результатов этого влияния являются в настоящее время крайне актуальной темой и требуют серьезнейшей научной и практической разработки и последующего внедрения в российскую систему образования.


Библиографический список

1. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Вопросы философии. 1969, № 2.

2. Бассин Ф.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь / Вопросы философии. 1971, № 9.

3. Бассин Ф.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь / Вопросы философии. 1971, № 9.

4. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты / Психологический журнал. 1988, № 3.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., «Прогресс», 1986.

6. Бьюдженталь Дж. Ф. Т. Наука быть живым. М., «Класс», 1998

7. Бьюдженталь Дж. Ф. Т. Искусство психотерапевта.

8. Санкт-Петербург, «Питер», 2003Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Вопросы философии. 1969, № 2.

9. Воловик В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией / Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Ред. М.М. Кабанов, Л., 1976.

10. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса / Вопросы психологии. 1990. № 4.

11. Ильин Г.А. Причины неприятия психоанализа // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, т. 14. 1985.

12. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. Санкт-Петербург, 1999.

13. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. Л., 1987.

14. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Ивчука и др., М., 1981.

15. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища шк., 1989.

16. Личко А.Е. Типологическая модель. Эл. Версия, источник – www.myword.ru.

17. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Пенза, 1994.

18. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, 1999.

19. Насиновская Е.Е., Якубовская М.Я. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. М. Изд. Моск. ун-та, 1984.

20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

21. Общая психология. Выпуск 2. Субъект деятельности. Под ред. В.В. Петухова, Москва, 1998.

22. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1996.

23. Психология. Словарь – справочник. Авторы-составители М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Минск, «Хэлтон», 1998.

24. Психология личности. Т. 2. Под ред. Д.Я. Райгородского, Самара, «Бахрах», 1999.

25. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1998.

26. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М, 1982.

27. Прошкина В.М. Особенности психологической защиты при нравственных девиациях у студентов: дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1990.

28. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М., «Экспо», 2002.

29. Роджерс К. Психотерапия и изменение личности. М., «Прогресс», 1999.

30. Роджерс К. Становление личности взгляд психотерапевта. М., «Класс», 1997.

31. Роджерс К. Способ бытия. Санкт-Петербург, «Питер», 2004.

32. Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. М., «Геотар - мед», 2002

33. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., «Прогресс», 1991

34. Фрейд З. «Я» и «Оно» в двух томах. Тбилиси, «МеРани», 1991


Приложение № 1. Таблицы и диаграммы

1. Таблицы

Таблица № 1. Результаты тестирования общей выборки опрошенных.

№респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность
1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12
2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18
3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18
4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18
5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18
6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18
7 ж 18 10 15 8 12 12 22 0 9 12
8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18
9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24
10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18
11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18
12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12
13 м 21 12 9 10 0 6 14 6 12 12
14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12
15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18
16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12
17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18
18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12
19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12
20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18
Средние значения 17,7 12,25 15,75 9,9 8,25 15,9 16,2 10,35 9,6 15,9

Таблица № 2. Совокупные результаты шкал акцентуаций в общей выборке респондентов..

№ респондента Пол К-во ярковыраженных акцентуаций К-во средневыраженных акцентуаций К-во шкал без акцентуаций К-во шкал с показателем 24/24 Общее к-во акцентуаций К-во шкал с нулевым показателем
1 ж 2 7 1 0 9 0
2 ж 6 3 1 0 9 0
3 м 4 4 2 0 8 0
4 м 6 3 1 1 9 0
5 ж 9 1 0 0 10 0
6 ж 7 3 0 0 10 0
7 ж 3 6 1 0 9 1
8 ж 4 6 0 0 10 0
9 м 7 3 0 2 10 0
10 м 4 3 3 0 7 0
11 ж 4 3 3 0 7 0
12 м 1 8 1 0 9 0
13 м 2 5 3 0 7 1
14 ж 4 3 3 1 7 0
15 ж 6 2 2 0 8 0
16 ж 4 3 3 0 7 0
17 ж 9 1 0 2 10 0
18 м 2 5 3 0 7 0
19 ж 3 6 1 0 9 0
20 ж 5 4 1 1 9 0
Средние значения 4,6 3,95 1,45 0,35 8,55 0,1

Таблица № 3. Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатов тестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня) выраженности акцентуаций.

Параметры

Выраженности

Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность
Показатель 24/24 1 0 1 0 0 3 1 0 0 1
показатель 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0
Ярко выраженные акцентуации 19 7 12 3 4 12 14 7 2 12
Средне выраженные акцентуации 1 12 7 13 6 6 6 7 13 8
Шкалы без акцентуаций 0 1 1 4 10 2 0 6 5 0

Таблица № 4. Результаты тестирования женской подгруппы общей выборки респондентов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  615  616  617   ..

 

№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность
1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12
2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18
5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18
6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18
7 ж 18 10 15 8 12 12 22 0 9 12
8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18
11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18
14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12
15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18
16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12
17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18
19