Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  507  508  509   ..

 

 

Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

Федеральное агентство по образованию


Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое изучение мотивационно-потребностной сферы супругов

1.1 Понятие мотивов и потребностей в психологии

1.2 Особенности мотивационно-потребностной сферы супругов

Определение Источник
(Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.:

Форма проявления интенциональной природы психики. Первично биологической формой потребности является нужда. Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных.

КондаковИ. Психологический словарь, 2000 [33].

(NEED VALUE) - относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей. Глоссарий по политической психологии. – М.: РУДН, 2003 [33].
Мужчины Женщины
Творчество Познание
Работа Друзья
Познание Равенство
Любовь Творчество
Друзья Свобода
Свобода Любовь
Удовольствие Семья
Материальная обеспеченность
Мужчины Женщины
20-23 года 30-33 года 20-23 года 30-33 года
Творчество Семья Творчество Семья
Интересная работа Здоровье Интересная работа Здоровье
Любовь Материальная обеспеченность Любовь Материальная обеспеченность
Семья Продуктивная жизнь Семья Продуктивная жизнь
Хорошие друзья Твердая воля Хорошие друзья Твердая воля
Свобода Жизнерадостность Свобода Жизнерадостность
Пол До 25 лет 26-40 лет 41-55 лет Старше 55 лет
Мужчины 4,1 3,5 3,1 3,6
Женщины 4,2 3,6 3,4 3,4
Пол До 25 лет 26-40 лет 41-55 лет Старше 55 лет
Мужчины 5,5 5,1 4,3 3,7
Женщины 5,0 4,4 4,0 3,5

1.3 Жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной сферы супругов

Глава 2. Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов

2.1 Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Женщины Мужчины
1. Служит опорой в трудную минуту. 1. Служит опорой в трудную минуту.
2. Избавляет от одиночества. 2. Избавляет от одиночества.
3. Приносит счастье материнства. 3. Налаживает быт, режим питания.
4. Упорядочивает интимную жизнь. 4. Приносит счастье отцовства.
5. Налаживает быт, режим питания. 5. Упорядочивает интимную жизнь.
Иерархия потребностей мужей Иерархия потребностей жен
1. Потребность в достижении. 27 1. Потребность в аффилиациях.
2. Потребность в независимости. 20 2. Потребность в демонстрации.
3. Потребность в демонстрации. 25 3. Потребность заботиться.
4. Потребность заботиться. 20 4. Потребность в достижении.
5. Потребность в аффилиациях. 20 5. Потребность играть.
6. Потребность доминировать. 22 6. Потребность чувствовать.
7. Потребность в противодействии. 16 7. Потребность в независимости.
8. Потребность играть. 13 8. Потребность в избегании.
9. Потребность в уважении. 20 9. Потребность в противодействии
10. Потребность в избегании. 16 10. Потребность в уважении.
11. Потребность чувствовать. 15 11. Потребность в агрессии.
12. Потребность в помощи. 18 12. Потребность доминировать.
13. Потребность в агрессии. 12 13. Потребность в отвержении.
14. Потребность в отвержении. 3 14. Потребность в помощи.
для мужей Для жен
1. Потребность в достижении 1. Потребность в аффилиациях
2. Потребность в независимости 2. Потребность в демонстрации
3. Потребность в демонстрации 3. Потребность заботиться
4. Потребность заботиться 4. Потребность в достижении.
5. Потребность в аффилиациях 5. Потребность играть
№ п/п Название сферы Пара №1 Пара №1 Пара №1
Ож Ом Ож Ом Ож Ом
1 Потребность в отвержении +1 -1 0 +1 0 1
2 Потребность в избегании +2 +1 +2 0 +1 +2
3 Потребность играть -2 -1 -1 0 -2 -1
4 Потребность чувствовать -1 -1 0 1 -1 0
5 Потребность в независимости -2 -2 2 2 0 2
6 Потребность в помощи -1 -2 1 -1 -2 1
7 Потребность в демонстрации -1 -2 -1 -1 -2 -1
8 Потребность в агрессии +1 0 -1 0 0 -1
9 Потребность в аффилиациях +1 +1 -1 2 +1 -1
10 Потребность доминировать -1 +2 2 1 +1 -1
11 Потребность в достижении +1 +2 0 1 +2 2
12 Потребность заботиться +1 +1 1 2 +1 1
13 Потребность в противодействии -1 +1 2 2 +1 2
14 Потребность в уважении -1 -2 1 -1 -2 1
№ пары Стаж совместного проживания, мес. Сумма баллов № пары Стаж совместного проживания, мес. Сумма баллов
1 11 -0,15 16 243 0,788
2 58 0,6 17 97 0,513
3 78 0,333 18 19 0,1
4 17 - 0,2 19 13 -0,15
5 79 0,314 20 108 0,634
6 82 0,524 21 111 0,598
7 14 0,143 22 59 0,233
8 174 0,84 23 46 0,378
9 82 0,433 24 300 0,932
10 88 0,767 25 234 0,778
11 49 0,125 26 256 0,674
12 92 0,543 27 209 0,617
13 48 0,315 28 57 0,507
14 51 0,743 29 289 0,713
15 168 0,457 30 274 0,690
961 5,787 2315 8,005
Интервал Стаж совместного проживания, мес. Величина индикатора

Средний коэффициент согласованности

1. 0-5 лет 11 -0,15

1,794/9=

(0-71мес.) 17 - 0,2
14 0,343
49 0,325
48 0,415
19 0,230
13 -0,15
59 0,233
46 0,378
Итого 9 1,794
2. 6-14 лет 71 0,743 6,099/11 = 0,554
(72 -167мес.) 78 0,6
78 0,333
82 0,524
88 0,767
82 0,433
97 0,513
108 0,634
111 0,598
164 0,64
79 0,314
Итого 11 6,099
3. 15-25 лет 168 0,657 0,585
(180 -300мес.) 243 0,788
300 0,932
234 0,778
256 0,674
209 0,617
289 0,713
274 0,690
10 5,849
1 0-5 лет 9 3,48 0,387
2 6-14 лет 11 6,22 0,565
3 15-25лет 10 7,46 0,746

Заключение


Список использованных источников

1. Критический словарь психоанализа под ред. Ч. Райкрофта - http:// vocabulary.ru/dictionary

2. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. - СПб, 1994.

3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В.- М.: Олма-пресс, 2004.

4. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. – 1991, №4.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е изд. - Екатеринбург: 2000.

7. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1988.

8. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений.// Психол. журн. 1985, Т. 6, № 3.

9. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психол. журн. 1986. № 5.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.

11. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений// Вопросы психологии, 2001.№1.

12. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношения. Курс лекций. - М., 2000.

13. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости // Дисс. канд. психол. наук. - Л., 1979.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1989.

15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб, 2000.

16. Обозова А.Н., Штильбанс. Аксиомы супружества (психология супружеских отношений). - Л., 1984.

17. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996.

18. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. – М.: МГПУ, 2006 – 112 с.

19. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития // «Семья в России», 1999, № 1-2.

20. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. - М.: МГСУ «Союз», 2000.

21. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.

22. Карелин А.А. Психология изменений. – Саратов: «Научная книга», 2000. –352 с.

23. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты - Бахрах-М, 2005.

24. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. –Самара, БАХРАХ, 1997.

25. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.

26. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.

27. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии./Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 1999. - 224 с.

28. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.

29. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования -http://www.soclib.ru

30. Литвиненко И.Ю. Ценности: феномен и его аспектная структура // СМиПЛ, 2002 №2.

31. Психология. Конспект лекций. – Архангельск: официальный сайт Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2005.

32. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004.

33. Кондаков. И. Психологический словарь – М., 2000.

34. Глоссарий по политической психологии. – М.: РУДН, 2003.

35. Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. - М., 1999. - Т.1

36. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.

37. Красноярский И. Психология семейных отношений. - http://igkrasn. narod. ru/index.htm

38. Критический словарь психоанализа под ред. Ч. Райкрофта - http://vocabulary.ru/dictionary

39. Оксфордский толковый словарь по психологии/ Под ред. А. Ребера, 2002.

40. Марютина Т.М. Психофизиология. – М.: Изд-во МГППУ, 2001.

41. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – М., 1998.

42. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. М.: РГПУ им. Герцена, 2005.

43. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

44. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 1981.

45. Ильин Е.П. Общая психология. Учебное пособие. – М.: РГПУ им. Герцена, 2003.

46. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

47. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука. 1994.

48. Хорни К. Наши внутренние конфликты//Собр. соч. в 3 Т. - М., 1997

49. Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. - СПб: Питер, 2002.

50. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация // Социологические исследования, № 4, 1999

51. Харчев А.Г. О путях дальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. - М., 1965.- Вып. 1.

52. Харчев А.Г., Голод С.И. Молодежь и брак / Человек и общество. - ЛГУ, 1969.

53. Лисовский В.Т.. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. - Л., 1968.

54. Лисовский В.Т. Социология молодежи. – Л., 1976.

55. Кириллова М.А. О некоторых проблемах брака и семьи в современной американской социологии //Социальные исследования. - М., 1970.

56. Кутсар Д. Оценка и самооценка. Сравнительный анализ вступающих в брак, разводящихся и супружеских пар: Исследования по качеству брака. Тарту, 1982.

57. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Воронеж, 1996.

58. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение. 1990.

59. Аристотель Сочинения: в 4 Т. - М., 1976.

60. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2000.

61. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений// Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2.

62. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. - 1981. - № 6.

63. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

64. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977.

65. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969.

66. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака - http:/ /vince 2009. narod.ru / theme_1. html

67. Терехин В.А. Семья и общество. - Ростов-на-Дону: Знание, 1989.

68. Терехин В.А. Аппаратурные модели исследования совместной деятельности//Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М., 1989.

69. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

70. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании - М., Владос, 1995.

71. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М: Воронеж, 1995.


Приложение А

Программа исследования

Для исследования была выбрана парадигма выявления ведущих базовых потребностей потому, что другие компоненты мотивационной сферы (мотивы, ценностные ориентации, интересы, идеалы) во многом зависят от особенностей и успешности процесса социализации, больше подвластны волевому контролю со стороны личности и внешнему контролю со стороны общества. Базовые потребности, лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды.

Диагностическая методика выявления иерархии потребностей была разработанная на основе перечня базовых потребностей Г. Мюррея и в соответствии с методическими принципами, изложенными К.В. Вербовой, Г.В. Парамей при разработке диагностической методики выявления мотивов педагогической деятельности (1989).

Для разработки методики выявления иерархии потребностей был взят сокращенный перечень потребностей Г. Мюррея, состоящий из 14 пунктов.

1. Потребность в отвержении. Отталкивание неприятного и нежелательного, стремление уйти от негативных сторон действительности и не воспринимать их.

2. Потребность в избегании. Желание избежать вреда, физического ущерба.

3. Потребность играть. Стремление к игре, бесцельному поведению в целях расслабления и получения приятных ощущений.

4. Потребность чувствовать. Желание испытывать новые ощущения, стремление к разнообразию впечатлений.

5. Потребность в независимости. Стремление к автономии, преобладание бегства от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации.

6. Потребность в помощи. Желание получать непосредственную помощь от других в различных делах.

7. Потребность в демонстрации. Стремление проявляться, показывать себя, привлекать к себе внимание.

8. Потребность в агрессии. Стремление отыгрывать неприятные переживания с помощью физической силы.

9. Потребность в аффилиациях. Стремление к общению, к теплым и открытым взаимоотношениям с людьми, желание дружбы, любви.

10. Потребность доминировать. Стремление контролировать, оказывать влияние, направлять поведение, убеждать, лидировать, препятствовать.

11. Потребность в достижении. Стремление к успеху, желание сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным.

12. Потребность заботиться. Стремление помогать, заботиться об окружающих.

13. Потребность в противодействии. Стремление к преодолению препятствий, к достижению особо сложных целей.

14. Потребность в уважении. Желание признавать превосходство, авторитет, восхищаться, иметь идеал.

В соответствии с психологическим содержанием базовых потребностей каждая потребность была преобразована в мотивировку-фразу, аналогично мотивировкам, разработанным К.В. Вербовой, Г.В. Парамей (1989), которые, в свою очередь, взяли за основу метод, предложенный В. Хеннигом при разработке теста мотивов учебы у школьников (1977).

Мотивировки предлагается выбирать по принципу их максимальной важности и значимости в повседневной жизни испытуемого.

В разработке методики «межличностного семейных отношений» (МСО) мы исходили из того, что супружеская пара объединяется в браке для совместного удовлетворения ряда потребностей. Эти потребности не идентичны у супругов, а во многом и противоречивы. Противоречия в потребностной сфере приводят к нарушению взаимоотношений между супругами, к возникновению конфликтов. Рассматривая взаимодействия внутри супружеской пары, можно выделить объект и условия взаимодействия. Под объектом мы понимали совместное удовлетворение супругами таких потребностей, как потребность в исполнении определенных семейных ролей (мать — отец, хозяин — хозяйка, женщина — мужчина, глава семьи), потребность в общении друг с другом и с друзьями, потребность в духовном росте и самоусовершенствовании, материальные потребности, потребность в защите «Я-концепции».

В качестве условий взаимодействия супругов были включены культура общения, уровень взаимной информированности о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера, уровень моральной мотивации, При возникновении супружеских конфликтов существенным является как противоречивость потребностей, так и ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту вступления в брак.

Методика МСО-МСК дает возможность выявить специфику супружеских затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.

Супруги независимо друг от друга отвечают на вопросы анкеты.

Процедура опроса занимает 30—40 мин.

Каждому варианту ответа соответствует оценка в баллах от —2 (совершенно не согласен) до +2 (абсолютно согласен).

Инструкция для заполнения теста-опросника

«Прочитайте внимательно следующие утверждения и оцените их справедливость по следующей шкале:

а) совершенно не согласен (-2),

б) не согласен (-1),

в) трудно сказать (0),

г) согласен (+1),

д) абсолютно согласен (+2).

В бланке ответа отметьте выбранный Вами вариант ответа на каждый вопрос. Старайтесь избегать ответа «трудно сказать».

Таблица А 1 - Тест- опросник

1 0-5 лет 9 3,589 0,399
2 6-14 лет 11 6,034 0,549
3 15-25лет 10 8,145 0,815
Потребность Фраза-мотивировка
Потребность в отвержении «Я готов на все что угодно, лишь бы не видеть и не чувствовать того, что мне неприятно»
Потребность в избегании «Если мне грозит боль, телесные повреждения, я любым способом стараюсь этого избежать»
Потребность играть «Мне нужно, чтобы расслабиться, делать что-либо без всякой цели, просто для удовольствия»
Потребность чувствовать «Мои поступки связаны с желанием получить новые неизведанные ощущения»
Потребность в независимости «Для меня очень важно быть независимым, «хозяином себе самому»
Потребность в помощи «Чтобы хорошо сделать что-то, мне необходима помощь других людей»
Потребность в демонстрации «Для меня важно, чтобы люди видели, кто я такой, мои достижения, мои чувства, отношение к другим»
Потребность в агрессии «Чтобы разрядиться, мне требуется «сорвать зло» на ком-нибудь или на чем-нибудь»
Потребность в аффилиациях «Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, мне необходимо теплое отношение ко мне других людей»
Потребность доминировать «Я считаю, что способен быть лидером и руководить людьми и стремлюсь к этому»
Потребность в достижении «Успехи, которых я достигаю – важнейший стимул жизни для меня»
Потребность заботиться «Для меня важно быть нужным людям, помогать им»
Потребность в противодействии «Необходимость борьбы и преодоления препятствий придает мне сил»
Потребность в уважении «Для меня важно в качестве образца иметь очень успешного и уважаемого человека»

Приложение Б

Анкета «Семейные ценности» (методика № 1)

(для каждого супруга, индекс семьи.....)

Вашему вниманию представляется перечень семейных ценностей (по пять в каждой группе), соответствующих основным функциям жизнедеятельности семьи. Определите, пожалуйста, в каждой группе отдельно ранг желанных лично для Вас семейных ценностей и ранг реально существующих в Вашей семье.

Таблица Б 1 - Регистрационный бланк методики № 1.

Функции,

ценности семьи

Ранг семейных ценностей

Функции,

ценности семьи

Ранг семейных ценностей
желание реально желание реально
1

Воспитательная

функция:

Личный пример

4

Функция интеллек-туальн. общения:

Интерес к собеседнику

Диктат Уваж. мнен. другого
Опека Компромисс
Невмешательство Информативн.общения
Сотрудничество Стремл. понять друг.
Другие Другие
2

Функция хоз.-быт. отношений:

Семейные обеды

5

Функция психологич.

разрядки:

Чувство юмора

Благоустр. жилья Психол. поддержка
Береж. отн. к одежде Эмоц. удовлетворен.
Новая покупка Совм. семейн. отдых
Забота о близких Любовь к животным.
Другие Другие
3

Функция социального контроля:

Ответств. за поступки

6 Секс.-эротическая функция (деторожд.) Эмоцион. уравновеш.
Взаимн. контроль Равная любовь
Аккуратн., пунктуальн. Привлекательность
Самоконтр., самооцен. Дети, любовь к ним
Подч. мнению. больш. Супружеск. верность
Другие Другие

Ваша роль в семье: муж, жена -подчеркните.

(подчеркните пожалуйста).

Стаж семьи ______ лет.


Приложение В

Методика № 2 – «Функционально-ролевая согласованность»

Опросник представляет собой дифференцированный инструментарий для изучения функционально-ролевой согласованности в семье, как составной части ее психологического здоровья.

Респонденту, отвечающему на вопросы, следует дать утвердительный ответ "да" или "нет". Опросник включает три шкалы: шкалу "адекватность", шкалу "согласованность" и шкалу "предупредительность".

Шкала "адекватность" показывает, что насколько точно среагировал респондент на опросник в целом и в какой мере его данные по основной шкале могут быть приняты как достоверные. Для определения уровня функционально-ролевой согласованности избраны две шкалы - основная (шкала согласованности) и дополнительная (шкала предупредительности). Некоторые вопросы этих шкал близки по смыслу, но несколько иной вариации и играют роль уточняющего механизма согласованности в многофункциональной деятельности членов семьи. Шкала "согласованность" отражает суть и уровень развития социально-психологических механизмов во внутрисемейной деятельности (взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодоверия и т.п. членов семьи). Шкала "предупредительность" отражает преобладающие тенденции, психологические предпосылки внутрисемейной согласованности, как бы потенцию семьи в этом вопросе.

Для удобства использования опросника разработан одинаковый для каждой из его частей код. Совпадение ответа респондента на поставленный вопрос равнозначно выражению в 1 балл.

Код опросника.

Шкала "адекватности": ответы "да" на вопросы 4,11,15;

ответы "нет" на вопросы 2,6.


Таблица В 1 - Интерпретация показателей по шкале "Адекватность"

Численный показатель Интерпретация
4-5 точный
2-3 случайный
0-1 тенденциозный

Шкала «согласованности»: ответы "да" на вопросы 1,7,19;

ответы "нет" на вопросы 3,8,9,13,17,18,20

Сумма сырых баллов от 0 до 10 показывает уровень готовности испытуемого к согласованию (ГС) своих действий с действиями других членов семьи и обозначается ГСм , ГСж , ГСп и т.п., что соответственно означает показатель готовности мужа, жены, подростка и т.п. к согласованию действий.

Шкала «предупредительности»: ответы "да" на вопросы 5,10,12,14,16

Сумма сырых баллов от 0 до 5 отражает уровень потенциальных возможностей испытуемого в развитии функционально-ролевой согласованности в семье, а также степень его тактичности и контактности с другими членами семьи и заботливости об их эмоциональном состоянии. Для обозначения потенциальных возможностей мужа, жены, подростка в развитии внутрисемейной согласованности избраны индексы ПВСм , ПВСж , ПВСп и т.п. соответственно.

Таблица В 2 -Регистрационный бланк методики № 2

Ответы «да» – «нет» Ответы «да» – «нет»
1 11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10 20

Образование _______________________ лет

Супружеский стаж___________ лет (для супругов)

Таблица В 3 - Аналитическая таблица методики № 2

Шкала

№ 1.

Шкала «согласованности»

Шкала

№ 2

Шкала «предупредительности»
Ответы респондентов Ответы респондентов «да»
1 2 3 4 1 2 3 4
да нет да нет да нет да нет

Вопросы

Кода

1

7

19

3

8

9

13

17

18

20

1

7

19

3

8

9

13

17

18

20

1

7

19

3

8

9

13

17

18

20

1

7

19

3

8

9

13

17

18

20

Вопросы

кода

5

10

12

14

16

5

10

12

14

16

5

10

12

14

16

5

10

12

14

16

∑ ГСинд ∑ ПВСинд
∑ ГСчс ∑ ПВСчс

Для определения коэффициента функционально-ролевой согласованности в семье и выявления тенденций его изменения применен метод сравнительного анализа данных, полученных по каждому испытуемому из состава семьи. На основе их математической обработки, а также апробации динамической модели семьи выведена формула коэффициента функционально-ролевой согласованности

(Кфрс): Кфрс = 1/15n • (ГСчс + ПВСчс);

где ГСчс - показатель совокупной готовности членов семьи к согласованию своих действий;

ПВСчс - показатель совокупных потенциальных возможностей членов семьи к согласованию своих действий;

n - количество испытуемых членов семьи;

15 - эмпирический коэффициент

В свою очередь

ГСчс = ГСм + ГСж + ГСп, а

ПВСчс = ПВСм + ПВСж + ПВОп.

Таким образом, общая формула коэффициента функционально-ролевой согласованности семьи будет выглядеть следующим образом:

Кфрс = 1/15n • [(ГСм + ГСж + ГСп) + (ПВСм + ПВСж + ПВСп)];


Приложение Г

Таблица Г 1- Тест-опросник по Мюррею (на согласованность базовых потребностей)

№ п/п Название сферы Вопрос Ож Ом Исм
1 Потребность в отвержении «Я готов на все что угодно, лишь бы не видеть и не чувствовать того, что мне неприятно» +1 -1 К.С.
2 Потребность в избегании «Если мне грозит боль, телесные повреждения, я любым способом стараюсь этого избежать» +2 +1
3 Потребность играть «Мне нужно, чтобы расслабиться, делать что-либо без всякой цели, просто для удовольствия» -2 -1
4 Потребность чувствовать «Мои поступки связаны с желанием получить новые неизведанные ощущения» -1 -1 П.С.
5 Потребность в независимости «Для меня очень важно быть независимым, «хозяином себе самому» -2 -2 П.С.
6 Потребность в помощи «Чтобы хорошо сделать что-то, мне необходима помощь других людей» -1 -2
7 Потребность в демонстрации «Для меня важно, чтобы люди видели, кто я такой, мои достижения, мои чувства, отношение к другим» -1 -2
8 Потребность в агрессии «Чтобы разрядиться, мне требуется «сорвать зло» на ком-нибудь или на чем-нибудь» +1 0
9 Потребность в аффилиациях «Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, мне необходимо теплое отношение ко мне других людей» +1 +1 П.С.
10 Потребность доминировать «Я считаю, что способен быть лидером и руководить людьми и стремлюсь к этому» -1 +2 К.С.
11 Потребность в достижении «Успехи, которых я достигаю – важнейший стимул жизни для меня» +1 +2 П.С.
12 Потребность заботиться «Для меня важно быть нужным людям, помогать им» +1 +1 П.С.
13 Потребность в противодействии «Необходимость борьбы и преодоления препятствий придает мне сил» -1 +1 К.С.
14 Потребность в уважении «Для меня важно в качестве образца иметь очень успешного и уважаемого человека» -1 -2

Ож — оценка жены Ом — оценка мужа


Приложение Д

Таблица Д 1 - Регистрационный бланк методики № 1- 24.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  507  508  509   ..

 

Функции,

ценности семьи

Ранг семейных ценностей

Функции,

ценности семьи

Ранг семейных ценностей
желание реально желание реально
1

Воспитательная

функция:

Личный пример

2 2 4

Функция интеллек-туальн. общения:

Интерес к собеседнику

2 2
Диктат 3 4 Уваж. мнен. другого 1 3
Опека 4 3 Компромисс 3 1
Невмешательство 5 5 Информативн.общения 5 5
Сотрудничество 1 1 Стремл. понять друг. 4 4
Другие Другие
2

Функция хоз.-быт. отношений:

Семейные обеды

3 2 5

Функция психологич.

разрядки:

Чувство юмора

2 5
Благоустр. жилья 4 3 Психол. поддержка 1 4
Береж. отн. к одежде 2 4 Эмоц. удовлетворен. 3 3
Новая покупка 5 5 Совм. семейн. отдых 5 1
Забота о близких 1 1 Любовь к животным.