Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  756  757  758   ..

 

 

Глобализация как социокультурный феномен и ее проявления в России

Глобализация как социокультурный феномен и ее проявления в России

ФГОУ СПО Ярославский градостроительный колледж

КОМПЛЕКСНАЯ

ПО ДИСЦИПЛИННАМ

«МУНИЦЫПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

НА ТЕМУ

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ»

Выполнил студент гр. ГМ 1-31:

Панюшов И.А.

Проверил преподаватель:

Гайдис А.С.

Дата сдачи___________

Дата защиты_________

Оценка______________

Ярославль 2010 год

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ

ПЛАН

Введение …………………………………………………...…..…………….стр. 3

1. Социокультурный феномен глобализации.…………..………….....................стр.4

1.1. Понятие глобализации....…….………………………..……...……..стр. 4

1.2. Глобализация как социальный феномен ...........................................стр. 9

1.3. Глобализация как культурный феномен …………………….….…стр14.

2. Проявление глобализации в России…………………………….……..…….стр. 20.

2.1. Язык - духовное достояние и святыня народа …..............................….стр.20.

2.2. Троянский конь ювенальной юстиции……………………………...….стр26.

2.3. ИНН и печать антихриста………………………………………….……стр31.

Заключение ......................................................................................................стр. 33.

Список использованной литературы ............................................................стр.34.

Примечания…………………………………………………………………...стр.35.


ВВЕДЕНИЕ

Целью работы является исследование глобализации как социокультурного феномена и проявлений глобализации в России.

Для осуществления поставленной цели необходимо было решить ряд задач. Во-первых, изучить литературу и различные источники по данной проблеме, во- вторых, определить значение исследуемого процесса, в-третьих, проанализировать последствия исследуемого процесса, подвести итоги исследования.

Объектом исследования является современное состояние человеческой цивилизации. Предметом курсовой работы выступает влияние глобализации на историю человека.

Актуальность данной работы является очевидной: исследование современных глобализационных процессов позволит лучше понимать суть и возможные последствия процессов, которые сейчас имеют место в разных сферах общественной деятельности мира и России. А знание современных проблем позволит создать необходимые условия для поиска оптимальных путей их решения и избежание в будущем критических и опасных ситуаций.

Все исследования связанные с процессом глобализации ведутся непосредственно нашими современниками, но многое было предсказано человечеству в достаточно древних письмах, в некоторых случаях появляется ощущение выполнения, заданной давно, программы. Книги, использованные в качестве литературы, являются моими настольными и полностью отражающими мое видение данной проблемы.

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI века, стала глобализация. Её суть – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей, как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности.

Таким образом, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки, в которых ее склонны трактовать многие исследователи этой темы, и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспечивающая техническую базу для создания глобальных информационных сетей, интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках, дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними, демографический взрыв, а также усиление техногенной нагрузки на природу и распределение оружия массового уничтожения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы. Указанные факты, не смотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие определяет сложный и противоречивый характер глобализационных процессов. Информационные технологии создают реальную возможность для резкого ускорения экономического, научного, культурного развития планеты, для объединения человечества в сообщество, осознающего свои интересы и ответственность за судьбу мира. Они же могут стать орудиями разделения мира и усиления конфронтации.

Глобализация затронула все страны мира, в том числе и Российскую Федерацию, которая с 1991 года встала на новый путь развития и построения отношений в обществе. Переход к рыночным отношениям, борьба с внутренними проблемами экономики и социального сектора не могли происходить в России обособленно от окружающего мира.

1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1. ПОНЯИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов

1.1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в эпоху античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило своё господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья.

Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации. В первой половине XX века процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада.

После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) — серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию. С тех пор 153 страны являются членами Всемирной торговой организации, и 29 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении.

Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших советских республик вступили после его распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.

1.1.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. Глобализация способствует изменению и сокращению суверенитета государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на дела внутри государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

1.1.2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:

- Развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;

- Растёт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;

- Тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям. Особое значение имеет аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся, который приводит к сокращению занятости в развитых странах и росту занятости и доходов в развивающихся странах;

- Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря интернету, тенденция к большей открытости предприятий;

- Большое значение фондовых бирж и тех «финансовых инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов;

- Влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;

- Увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;

- Мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание чётких различий между информацией и рекламой;

- Растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию;

- Стирание национальной принадлежности продукции;

- Усиление роли транснациональных компаний.

1.1.3. ГЛОБАДИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

1.1.4. АМЕРИКАНИЗАЦИЯ

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке значением США в мире. Американский Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, британский журнал The Economist даже анализирует покупательную способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

Однако другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.[1]

1.2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Обычно под глобализацией понимают объективный процесс возрастания и концентрации капитала, которому все теснее и теснее становится в рамках отдельных государств, ведущий в конечном счете к формированию единой всемирной экономики.

Действительно, глобализация связана и во многом обусловлена этими процессами. Однако при таком подходе учитывается лишь экономическая сторона этой проблемы и оставляется в тени более фундаментальная основа глобализации, из которой проистекают и ее экономические характеристики.

Прежде всего, следует отметить, что процесс глобализации и глобальные проблемы, вставшие перед человечеством, хотя и тесно между собой связаны, но это далеко не одно и то же. Если глобальные проблемы порождены противоречием между обществом и природой, то процесс глобализации касается, прежде всего, внутреннего состояния общества, его постоянного движения по пути единства во всемирном масштабе. Разумеется, и процесс глобализации, и глобальные проблемы во многом обусловлены состоянием и влиянием уровня развития материального производства, но это влияние в одном отношении ведет к углублению противоречия общества с природой, а во втором обеспечивает сближение и объединение народов и государств внутри самого сообщества. С одной стороны, глобальные проблемы, вставшие ныне перед человечеством, оказывают влияние на процесс глобализации мира и пути его развития. С другой же стороны, и глобальные проблемы, и процесс глобализации развиваются по присущим им специфическим законам.

Глобальные проблемы - результат относительной самостоятельности общества по отношению к природе, его обратного влияния на нее. Процесс же глобализации, в конечном счете, коренится в его естественном состоянии, в единстве и целостности человечества как своеобразном природно-социальном организме, который растет, развивается и в процессе развития усиливает свое единство и целостность. И это естественно, так как общество - это не некий конгломерат индивидов, племен, наций, народностей, а целостный социально-природный организм, которому объективно нужна не только организованность, но и гармоничность, и планомерность развития.

Глобализация - новый, более высокий этап на пути реализации естественноисторической тенденции к объединению человечества в условиях промышленной и постпромышленной цивилизации. Известно, что каждому способу производства общественной жизни соответствует не только определенная социально-экономическая и политическая структура внутри отдельных стран, но также и определенные этнические общности, а равно и отношения между ними. Так, период собирательства характеризовался первобытнообщинными отношениями внутри социальных общностей и наличием родов, племен и народностей, основанных на кровном родстве, между которыми велись беспрерывные столкновения и войны. Переход к земледельческой цивилизации был ознаменован не только утверждением рабовладельческих и феодальных отношений внутри государств, но и появлением народностей, других этнических образований, могущественных империй, основанных главным образом на силе. Промышленная цивилизация означала новый шаг на этом пути. Она привела к появлению капиталистических отношений, а в международных рамках - к образованию нации и преимущественно национальных государств и распаду империи. Постпромышленная цивилизация также приведет к изменению не только внутренних, но и международных отношений.

Носителем и выразителем господства и подчинения одних народов другим выступают США и государства так называемого "золотого миллиарда". Нынешняя политика империалистических кругов Запада есть продолжение и развитие агрессивного характера промышленной цивилизации. Промышленная цивилизация и возникший на ее основе капиталистический строй по самой своей сути носит агрессивный характер. Этот агрессивный характер и находит свое проявление в действиях НАТО. Агрессивность промышленной цивилизации начала проявляться еще в процессе Великих географических открытий, в результате которых не Восток открыл Запад и Америку, а Запад - Восток, хотя, как известно, в странах Востока - Китае и Индии существовали древние развитые цивилизации.

Особенно ярко агрессивная природа промышленной цивилизации нашла свое проявление в создании колониальной системы империализма, в нашествиях Наполеона и Гитлера на Россию, в двух мировых войнах, в утверждении фашизма в целом ряде стран Европы и т. д. Кстати, теперь некоторые пытаются доказать, что и в России могут возникнуть фашистские порядки. Но ведь фашизм - это теория и практика мирового господства, теория и практика ненависти и истребления других народов во имя якобы высшей расы. Ничего подобного в России не было и не может быть.

Агрессивность промышленной цивилизации и возникшего на ее основе капиталистического строя заложена в самой ее основе, так как она базируется не на природных, а на искусственных компонентах и поэтому, как никакая иная, нуждается для своего функционирования и развития в источниках сырья и рынках сбыта.

В последнее время агрессивность промышленной цивилизации и, прежде всего, стран НАТО усилилась в результате, по крайней мере, двух обстоятельств. Прежде всего, это произошло в результате распада СССР и ослабления России.

Второе обстоятельство связано с обострением глобальных проблем, которые особенно дают о себе знать в странах Запада. И если раньше агрессивность западной цивилизации обуславливалась необходимостью преодоления динамического равновесия между обществом в целом и природной средой, то теперь эта агрессивность усиливается необходимостью преодоления обострившегося неравновесия между искусственной средой, созданной самим человеком, и окружающей природой. Перед воспаленным взором западного предпринимателя светом зеленого светофора еще горят цифры: Россия сегодня - это 30% мировых запасов угля, 40% - нефти, 45% - газа, 44% - железных руд, 30% - мировой добычи драгоценных камней… [2]

После развала Советского Союза и так называемого социалистического лагеря США стремятся утвердить однополюсный мир под своим господством, подмяв под себя Китай, Индию, народы Африки и т. д., последние же стремятся отстоять свою независимость и строить многополюсный мир на демократических принципах, равенстве больших и малых народов. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами усиливает тенденции со стороны развитых стран к подчинению развивающихся, а последних - к противостоянию этим грабительским тенденциям. В результате подобной политики сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве привели к расчленению мира на "ядро" и "периферию". Причем за первыми все больше закрепляются контрольные функции, а за последними - производственные. Есть и другие проявления нового империализма. При этом водораздел между Севером и Югом происходит не только в силу углубляющегося экономического неравенства, но и стремления этих стран отгородиться от процветающей в Европе преступности. Схожие последствия имеет и страх перед неконтролируемой миграцией населения и экологическими опасностями.

США и страны "золотого миллиарда" исходят из того, что процесс глобализации мира может и должен осуществляться путем распространения и насаждения порядков Запада с его рыночной экономикой и буржуазными отношениями во все регионы и на все народы мира, невзирая на их региональные и исторические особенности. С этой целью США и их союзники используют не только транснациональные корпорации, подкупы, шантаж, но и прямое насилие. В последнее время в целях утверждения глобализма в соответствии с интересами США используется НАТО и его продвижение на Восток, а также борьба с терроризмом. Под видом борьбы с терроризмом США создают военные базы в Узбекистане, Киргизстане и т. д., создавая угрозу Китаю, Индии и другим странам.

Одним словом, при осуществлении глобализации человечество столкнулось со стремлением со стороны развитых стран мира превратить ее в новую, более завуалированную форму колониализма. Однако при этом забывают, что нынешние страны так называемого "третьего мира" - это не то, что было в них в XVII-XVIII вв., когда осуществлялась их колонизация.

Все это требует от прогрессивных сил планеты разработки своей концепции глобализации, которая исходила бы из ее объективных тенденций и в то же время учитывала бы: а) цивилизационные и формационные различия различных народов и государств, их менталитет, традиции, культуру и т. д.; б) осуществлялась бы не в интересах тех или иных стран и их корыстных интересов, а в интересах всего человечества; в) проводилась бы без применения мер насилия, а на путях взаимовыгодного экономического сотрудничества и взаимопомощи со стороны развитых стран странам слаборазвитым.

В современных условиях возникла острейшая потребность перераспределения материальных ресурсов в мировом масштабе. Такая потребность в конечном счете вытекает из закона обеспечения гармонического соответствия и равновесия всех частей социума как определенной целостной системы. Эта необходимость стала, может быть, сильнее и острее, чем это было накануне двух мировых войн и революционных преобразований. Тогда в перераспределении материальных ресурсов возникла необходимость в региональном масштабе, чем в рамках отдельных стран. Теперь такая необходимость так или иначе затрагивает все страны мира. И это естественно, так как, с одной стороны, произошло гигантское увеличение числа населения, выросли его производственный потенциал и материальные ресурсы, а с другой - уменьшились природные запасы. На этом фоне произошло резкое обострение неравномерностей между развитыми и развивающимися странами. Такая неравномерность в соответствии с законом динамического равновесия структур системы рано или поздно должна быть устранена, но только не путем насилия.

Процесс глобализации совершается в условиях, когда человечество переживает глобальный конфликт в рамках способа производства всей общественной жизни. Если в развитых странах мира углублялся конфликт между так называемой "второй" созданной природой и окружающей природной средой, а равно и самим человеком, то в развивающихся странах нарастает и углубляется конфликт между народонаселением и наличной материально-производительной основой, а также и природной средой, которая все больше и больше истощается.

К концу XX и начала XXI столетия мир оказался в состоянии гигантского глобального неравновесия. В одних регионах мира сосредоточены громадные запасы созданной человеком искусственной или так называемой "второй природы", а в других - громадные толщи населения. На одном полюсе сконцентрирован мир невиданного богатства, на другом - нищеты. В результате - огромное давление на человека, с одной стороны, его искусственной природы, с другой - нищеты и, как следствие всего этого, огромная нагрузка на природную среду обитания человека.

Таким образом, современное мировое развитие, с одной стороны, ведет к усилению взаимозависимости различных народов и государств, а с другой - обостряет противоречия между ними.

В современных условиях происходит не только обострение глобальных проблем, но и меняется их соотношение к коренным социальным проблемам. Если на первоначальных этапах развития промышленной цивилизации в связи с обострением внутреннего конфликта между способом производства материальных благ и способом производства собственной жизни на первый план выдвигались социальные проблемы и необходимость их решения, то в современных условиях происходят существенные изменения в этой области. Прежде всего, в связи с тем, что в развитых странах мира в результате развития промышленной цивилизации общество продвинулось далеко вперед на пути создания условий, достойных человеческой природы и адекватных ей, сужается удельный вес социальных проблем в общем балансе общественных проблем, стоящих перед народами этих стран.

До сих пор единое человечество воплощалось в многообразие племен, наций, рас, государств, цивилизаций и т. д. Именно в такой форме находил свое выражение закон единства и многообразия в рамках общества. Именно таким путем обеспечивалось взаимодополнение и взаимообогащение, как самих общностей, так и всего человечества как целого.

Возникает вопрос: а следует ли преодолевать национальные и государственные различия между людьми? Не приведет ли это к сужению индивидуальных особенностей и многообразия процесса развития в рамках человеческой популяции в целом?

По всей вероятности, и в будущем единое человечество будет реализовываться в различных общностях, но и они будут основаны на иных принципах, чем до сих пор. Вероятнее всего, это будут общности, основанные на своеобразии исторических типов личности, на общности их интересов, на многообразии форм исторической деятельности людей, а не только на демографических принципах.[3]

1.3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В 2004году в приложении к журналу "Москва" сочли нужным перепечатать статью 1971 года ректора Эдинбургского университета доктора М, озаглавленную "Либералистское стремление к смерти". Тогда, в 70-е, она представлялась разоблачением загнивающего капитализма – ныне, видимо, и наше общество "дозрело" до взглядов доктора М. Напечатавший его статью публицист прямо пишет: "Я нашёл в лице автора полнейшего себе единомышленника". Каким же видят наш мир единомышленники шотландского профессора – люди сегодняшней России? В статье "Либералистское стремление к смерти" предстаёт поистине апокалиптическая картина современного духовного состояния общества, современной массовой культуры как конца всего сущего. Такая картина вряд ли может кого-нибудь оставить равнодушным. Меня она подвигла на размышления о соотношении массовой культуры и религии.

Кто из нас, вернувшись вечером домой — затурканный в переполненном транспорте, усталый, раздражённый, — не поспешит, добравшись до дивана, включить телевизор, этот символ второй половины ХХ века? Загорится голубой экран, и в мою комнату ворвётся, закричит тысячами голосов весь мир. События, отделённые от меня пространством и временем, люди, отстоящие за тысячи километров, станут частью моей жизни.

Ещё всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности — Церковь, её обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей.

Ныне они доступны всем — миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, интернет, газеты, журналы обрушивают в "массы" такую лавину впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вместить ни один человеческий мозг. Массовая информация стала синонимом массовой культуры, её главнейшим, если не единственным, проводником, воплощением на практике идеи глобализации мира.

Одинаковые во всех концах света вкусы, мода, стиль эстрадного исполнения; одинаковые — так что и не отличишь, из какой они страны, — сериалы, мультфильмы, викторины, шоу… Многие скажут, что такова закономерность нашего времени. Всё больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя "людьми мира" — без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них "есть спрос". Наука, техника, туризм, торговля, спорт — все эти сферы жизни современного человечества и впрямь теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством: находясь в Европе, я могу с помощью интернета общаться с людьми в Америке и Азии, сидя перед телевизором в Сибири, быть свидетелем Олимпийских игр в Афинах…

Но ошибётся тот, кто сочтёт, что средства массовой информации действительно в первую очередь средства информации — просвещения, расширения кругозора миллионов людей, приобщения их к важнейшим событиям мира. Телевидение, а в ещё большей степени компьютер, интернет — символ ХХI века — не дополнение, не сопровождение жизни, они сама жизнь — мировоззрение, мироощущение человека ХХ–ХХI веков. Каково же это мироощущение?

…Вот сейчас, сию минуту не тысячи, даже не миллионы — десятки миллионов людей сидят, уставясь в телевизор, где идёт увлекательный "боевик"; живут одними и теми же настроениями, чувствами. Кто-то власть имущий правит нами — заставляет меня и миллионы таких, как я, отрешившись от собственной жизни и её забот, впитывать некие единые впечатления, переживать некие единые эмоции. "Потребитель" (именно таково совокупное название массового зрителя, слушателя, читателя, пользователя) теряет себя как личность, растворяется в том, что психолог Карл Юнг называл "спасением от изоляции, восстановлением в целостности путём идентификации с группой". "Массой правит participation mistique (мистическая сопричастность), которая есть не что иное, как бессознательная идентификация. Все как будто вплетаются в невидимую сеть взаимного бессознательного родства. Если это состояние усиливается, то человек чувствует, как его буквально подхватывает волна идентификации с другими"[4]. Я, лёжа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру…

Но разве не таково воздействие всех мировых религий на умы и сердца миллионов "простых" людей? Разве во время мистерий, богослужений, паломнических странствий к святым местам, крестного хода, пасхальной заутрени люди не забывают себя, не живут единым порывом, едиными чувствами и настроениями? Не ощущают себя "мистически сопричастными", "идентифицированными с другими"? Да, конечно. Единение, создание "духовного родства" — именно такова сила воздействия религии на людей.

Средства массовой информации не только использовали религиозные методы воздействия на "массы" — они вторглись "на территорию" религии, заполонили то духовное пространство, которое веками занимала религия. "Духовная пища" массовой культуры не потеснила религию — она во многом подменила религию, присвоила её права. Об этом стоит задуматься, сопоставить такие, казалось бы, несопоставимые феномены, как религия и средства массовой информации.

"Идентификация" в религии — "идентификация" с Богом. Если и растворение, то растворение в Боге, "братство во Христе". Самый тёмный, безграмотный крестьянин в глухой, согласно расхожему русскому выражению — "Богом забытой" деревеньке не был "забыт Богом". Плыл над полями благостный колокольный звон; каким бы малограмотным, суетным, погрязшим в мирских заботах ни был деревенский "батюшка" — неслись с амвона мудрые, прекрасные слова пророков и апостолов, звучало величественное пение, полыхали костры свечей отсветом тех языков пламени, что сошли в Пятидесятницу на апостолов — таких же простых тружеников, как заполнившие церковь прихожане. "Бога ты не боишься!", "Побойся Бога!" — оставили нам наши деды свои мудрые увещевания… Они, эти тёмные, невежественные крестьяне, возводили сельские храмы, поражающие красотой и гармонией; исполняли в деревенском церковном хоре дивные древние песнопения не хуже профессиональных певчих. В нищете, грязи и суете человеческой жизни мерцала "искра Божия", которую с такой иступлённой страстью, всеми средствами стремились погасить высокообразованные атеисты.

Что пришло взамен — какое и в чём единение человечества? Профессор М. увидел в современном духовном состоянии человечества полную и окончательную победу воинствующего безбожия. "Прежние цивилизации, — писал он, — были разрушены извне, под напором варварских орд; наша цивилизация сама придумала себе конец — она растворится в умах своей интеллектуальной элиты… Эволюционисты, убеждённые в том, что человечество совершенствуется, надеялись на то, что рай земной будет достигнут благодаря науке и технике; а ведь эти-то два чудовища-близнеца и превратили мир в бесплодную пустыню, отравили моря, заразили планету и всё живое на ней… Воцарение евангелия прогресса неумолимо требовало дискредитировать Христово Евангелие и разрушить возведённое на нём, как на фундаменте, здание этики, законности, культуры… В конце концов, наша цивилизация возникла не с теорией эволюции, а с христианством и с ним погибнет… если ещё не погибла. Либералы набросились на христианство со злобой и яростью. В морально-этическом вакууме, образовавшемся благодаря тому, что христианство лишили духовного содержания, цветёт и благоденствует великое либералистское стремление к смерти".

Духовная пустота — "стремление к смерти", как именует эту страшную болезнь нашего времени доктор М, — следствие убеждения, поразившего отнюдь не одну "либеральную элиту", но, что куда страшнее, "среднего" человека цивилизованных стран: Бога нет. Нет в мироздании. Нет во мне. А коли Бога нет, всё в мире — хаос и случайность и сам я не более чем мошка, закинутая на какое-то мгновение в этот безумный мир. Что остаётся, как не получить у отпущенного мне мгновения всё, что оно способно дать, какую-то крупицу счастья?

Доктора М. это "счастье" приводит в ужас:

"В отчаянной погоне за физическим и духовным благополучием, которое должно сопутствовать счастью, возрастает потребление наркотиков… Именно там, где счастье, казалось бы, всего ближе — в обетованных землях Скандинавии и Калифорнии, многие прыгают за ним из окон верхних этажей… Мистицизм великого либералистского стремления к смерти сосредоточен в сексе… Бетховена заглушили барабаны и истошные вопли джунглей. Прекратилась борьба за то, чтобы выделить смысл и порядок из путаницы и хаоса, даже литература ударилась в полнейшую бессвязность и в результате постепенно исчезает. Да здравствует пустота!"

"Мне часто снится страшный сон: каким-то образом в уединённой пещере сохранилась, наподобие рукописей Мёртвого моря, современная духовная пища: видеозапись телевизионных программ с сопутствующими рекламными объявлениями, запись поп-ансамблей и прочей какофонии, бестселлеры, кинофильмы и т. д. Спустя много веков археологи обнаружат эту пещеру, примутся сортировать её содержимое, и по нему попытаются представить себе нас, и наверняка придут к следующему выводу: никогда ещё ни одно поколение людей, стремящихся к счастью, не располагало такими возможностями стать счастливыми, однако это поколение — по-видимому, сознательно — стремилось к чему-то противоположному: не к порядку, а к хаосу, не к стабильности, а к краху, не к жизни, творчеству и свету, а к смерти, разрушению и тьме".

Нарисованная профессором М. безнадёжная картина, бесспорно, очень близка к тому, что несёт современная массовая культура, что насаждается средствами массовой информации. Дело не в том, что слишком часто и обильно Бетховена заглушают барабаны и малохудожественные вопли поп-ансамблей. О низком качестве подобной "культурной" продукции устали кричать и у нас, и за рубежом: пошлость, примитив, тенденциозность, подчас откровенная фальсификация, засилье рекламы…

Но главная беда не в этом.

…Мелькает на экране, ежеминутно трансформируется, как калейдоскоп, телевизионный зрительный ряд, представляя в беспрерывной смене "картинок", в какой-то невообразимой мешанине — трагедии и глупейшие "хохмы", величайшие достижения человеческого творчества и примитивную халтуру, мудрые, веские слова великих людей и рекламу стирального порошка… Всё смазано, уравнено, нивелировано; всё скользит по поверхности дремлющего сознания, не затрагивая души — глобальные катастрофы и рекламные "шоу", реальная гибель тысяч людей и примитивные ужасы коммерческого "боевика", истекающие кровью страницы истории вперемежку с памперсами. Воздействует не на мозг зрителя, не на разум, а на подсознательные, почти животные эмоции. Человек теряет ощущение себя как личности, растворяется… в чём? Идентифицирует себя… с кем? С многомиллионной толпой себе подобных "потребителей", осчастливленных возможностью пить пиво "Балтика", мыть голову шампунем "PANTENE PRO-V" и выиграть миллион в "Поле чудес"…

Телевидение, интернет и сопутствующие им журналы, рекламные проспекты вовлекают массового потребителя в призрачный "виртуальный" мир, искусственно взвинченный, приподнято-праздничный, несказанно благополучный, сказочно богатый…

"Групповой опыт, — утверждает Юнг, — предполагает более низкий уровень сознания по сравнению с индивидуальным. Общие эмоции, общая психика, проявляющаяся в группе, ниже уровня индивидуальной психики. Если это очень большая группа людей, коллективная психика будет подобна скорее психике животного".

Карл Юнг — глубоко верующий человек, имел в виду не религиозную идентификацию, но нечто совсем иное. "Присутствие большого количества людей вместе обнаруживает большую внушающую силу. В толпе индивид становится жертвой собственной внушаемости. Достаточно, чтобы что-либо, например какое-нибудь предложение, было поддержано большой массой людей, и мы тоже с ним полностью соглашаемся, даже если оно аморально. В толпе человек не чувствует ответственности. Психика массы неизбежно становится гипнотическим центром, подчиняющим всех влиянию своих чар. Вот почему массы всегда являются рассадником психических эпидемий, и события в Германии — классический тому пример…" [5] Книга Юнга вышла в 1941 год. Страшное напоминание, грозное предупреждение!

Опасны не сами средства массовой информации — величайшее достижение науки и техники, сблизившее страны и народы, давшее возможность миллионам людей приобщиться к высшим достижениям современной культуры. Опасность в том, что глобализация мира идёт рука об руку с нивелировкой и духовным падением масс, не с возвышением, а со снижением их интеллектуального уровня, принимающего подчас характер "психических эпидемий", наркомании, сексуальных извращений — прямого следствия потери Бога, хуже того — измены Богу.

Цивилизованное человечество встало на тот же путь, по которому на заре истории устремились наши пращуры, когда, сотворив своими руками золотого тельца, незамедлительно уверовали в него как в бога и с радостной готовностью рухнули покорными рабами к его подножию, забыв и предав Бога Истинного. Телевизор, компьютер — золотые тельцы ХХI века (золотые в самом прямом смысле слова, потому что правят бал на них прежде всего деньги), опасны тем, чем опасна всякая подмена Бога, всякое предательство Бога. Можно ли считать случайностью, что параллельно с научно-техническим прогрессом в христианских странах, более всего потрудившихся для этого самого прогресса, нарастает не просто равнодушие к христианству, но активный протест против него? Звучат слова о "постхристанской эре", европейцы страшатся признать свои страны странами христианской культуры; делаются попытки запретить христианские символы — в религии видят посягательство на свободу совести, на права личности. При этом стыдливо закрывают глаза на то, что средства массовой информации посягают не на свободу совести, а на саму совесть; не на права личности, а на саму личность. Как бы и не замечается, что телевидение, а ещё более компьютер, интернет становятся единственными "заполнителями" духовных потребностей "масс", фетишем для тысяч "компьютерных мальчиков". Суррогатом жизни. Суррогатом Бога.

Сумеет ли человечество когда-нибудь выбраться из "бесплодной пустыни" обезбоженной цивилизации — этого синонима "либералистского стремления к смерти" и вернуться на более высоком уровне на "праведный путь" — к Богу и с Богом? [6]

2. ПРОЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

2.1. ЯЗЫК – ДУХОВНОЕ ДОСТОЯНИЕ И СВЯТЫНЯ НАРОДА

2.1.1. ДУХОВНОСТЬ СЛОВА

Духовная сущность слова недостаточно осмысливается нами. Наше слово, справедливо считали многие учёные, принадлежит не нам. Оно создавалось с Божьей помощью в горниле житейского опыта предшествующих поколений через трудное обретение соприродных ему смыслов, чувств, на­строений и через внутреннее созерцание живых духовных истин…

Слово — признак человека как духовной твари: бездуховные животные бес­словесны…

Язык — не только орудие национального и межнационального общения, но сосредоточенный в слове духовный и практический опыт народа и как бы ключ к этому опыту. Язык также — форма и спо­соб телесно-духовной жизни народа и человека. В своих высших про­явлениях язык — это духовное достояние и святыня народа; в то же время он — способ человеческого освоения материального мира и духовной действительности. При этом необходимо различать язык мирской и язык обработанный, освящённый культурой, язык ду­ховный. Вместе с тем, язык — школа мысли и единственное сред­ство получить образование. Наконец, язык — форма духовной энер­гии, проявляющаяся нередко помимо сознания его носителя и ока­зывающая не только ожидаемые, но и непредвиденные говоря­щим влияния на окружающий мир…

Слово имеет и свою доселе неведомую нам энергию, которая освобождается и действует иногда помимо нашего сознания, ут­верждает учёный П..П.. Гаряев. Недаром религия свидетельствует, что светлые и добрые мысли лечат, а тёмные и злые — калечат. «Слово ли произнесённое или событие запечатлевается в любой точке Все­ленной навсегда» (Ф. Я. Шипунов).

Речь русской классики в её высоких образцах и литургическая речь представляют вершины ценностной духовной иерархии са­мовыражения и выражения народа. Они по существу своему — свя­тыня, т. е. предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттес­няется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным.

Понятие о слове-святыне, о речи-святыне неотделимо от спо­собности иметь человеческий облик и, безусловно, предполагает здоровое чувство национального достоинства, а значит — верность исторических представлений о прошлом своего народа и возмож­ностях его языка…

Так называемый плюрализм дал возможность многим бесстыд­но разрушать сложившиеся речевые и культурные традиции, что, в частности, выражается в открытом употреблении непечатных слов даже в массовых изданиях. Разрушительные последствия та­кой языковой беспринципности ощущаются не сразу. Но как толь­ко «черное слово» становится в ряд с остальными словами, начинается отравление языка; словесная неразборчивость неизбеж­но ведет к нравственному безразличию и смешению добра и зла. Дав права «чёрному слову», мы облегчаем путь черным делам и постепенно уродуем свой духовный мир. Кроме того, негативная энергия подобных слов непредсказуемо отражается на нашем состоянии (в том числе на состоянии здоровья) и состоянии ок­ружающих. «У нас крадут великое слово наших пращуров, после­днее наше богатство! — с болью писал журналист В. Бахревский. — Вот почему матерное слово, слетевшее с твоих губ, дорогой мой мальчик или тем более девочка, — не хулиганство, а клятва на верность врагам русского народа»...

Информационно-психологическая война ведётся через средства массовой информации, аудио- и видеопродукцию, через мас­совую печать. Последствия повреждающего, зомбирующего языко­вого воздействия на массовое сознание катастрофически сказыва­ются на состоянии интеллекта, нравственного здоровья, влияют на уровень духовной жизни личности. Ведь состояние речи — это со­стояние мысли, состояние мысли — это состояние сознания, состоя­ние сознания — это предпосылки поступков. Поступки — сущность поведения людей. Сущность поведения людей — это судьба народа…

Мы обязаны знать: одухотворённый русский язык – душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в сло­вах, нами произносимых. [7]

2.1.2. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ СЛОВО БЕЗ КОРНЕЙ

Не приходилось ли вам задумываться о том, почему нам так больно, именно больно, смотреть на избитое, обезображенное лицо другого человека? Несколько лет назад, оказавшись в паломнической поездке в Никольском женском монастыре города Арзамас, с болью в сердце припал к иконе Пресвятой Богородицы, над которой глумились, в бесовском опьянении, безбожники, изрубив топором изображение глаз Пречистой. Но, свершилось Божье чудо и над шрамами заново проявились очи Приснодевы, как вечное напоминание всем нам о том, что святыня поругаема не бывает. А разве ж человек – не святыня? И разве ж допустимо для нас, православных, называть несчастных обездоленных людей, все равно несущих на себе, пусть замутненный, но отпечаток Бога, постыдной аббревиатурой бомж, позабыв, что подобных людей на Руси всегда называли бродягами, бедолагами, горемыками, бездомными, босяками, что – помимо простой человечности самого слова – очень точно отражало их состояние. Не будем, следуя заветам мудрых предков, зарекаться: ни от сумы, ни от тюрьмы.

Вспомним, однако, что все эти уродливые наросты на нашем языке: «бомж», «зэк», «комбед», «наркомпрос», «наркомпром», «эсэсэсэр» и им подобные появились в нашем языке сразу же после воцарения безбожной власти. А потому напоенные христианской поэтикой сестра милосердия и брат милосердия преобразились в медсестру и медбрата. Смешно сказать, но этой печальной участи не избегло даже жалованье, превратившись в зарплату. Хоть и не худшее из всех «новоязовских» слов, но насколько оно неуклюже по сравнению с его благородным предшественником! И все это случилось неспроста, а как одно из позорных свидетельств отпадения русского человека от Бога, когда человек попросту перестал рассматриваться власть предержащими как творение Божие, Его образ. Так, и именно так, могло появиться позорящее этот самый образ выражение, столь печально укоренившееся среди, так называемого, «простого народа», когда спиртным и снедью запасаются в расчете не на человека, а на рыло. Почти по Гоголю!

Вспоминаю, как три десятилетия назад в одной южной республике тогдашнего СССР отец семейства, дождавшийся, наконец, после трех дочерей рождения вожделенного сына, назвал его… Нэрд, именем, которого нет, как оказалось, ни у одного народа. Так что и в ЗАГСе отказались поначалу записывать малыша. Но отец проявил-таки настойчивость, испоганив на целые шестнадцать лет (когда у парня появилась законная возможность взять самостоятельно нормальное благозвучное имя) жизнь своего единственного наследника и сделав его объектом многочисленных насмешек и издевок сверстников. Дальше – хуже. Оказалось, это аббревиатура, позволившая ее автору хоть как-то выразить свою оригинальность, не пожалев собственное чадо. Ибо Нэрд было задумано и осуществлено как научный эксперимент Рагима Джавадова (вот как!).

На нашей приличной, в общем-то, улице жили два брата-близнеца, оба отъявленные хулиганы, одного из которых звали Маркс, а другого Комиссар. Помню, как сокрушались тогдашние взрослые по поводу того, что, дескать, позорят они такие высокие имена. Я же ныне понимаю, что именно носители таких имен имели больше шансов стать бандитами и головорезами.

А эти уродливые прозвища-монстры взамен благозвучных имен из святцев, которыми стали во множестве одарять новорожденных, все эти Даздрапермы (да здравствует первое мая), Вилены (Владимир Ильич Ленин), Марлены (Маркс и Ленин), Сталины, Урюрвкосы (ура, Юра в космосе). Их много теперь этих беспартийных “Коммунаров Калыгиных”»...

Но даже малое дитя знает ныне, что «как вы судно назовете, так оно и поплывет». Вот и приплыли.[8]

2.1.3. СМЕРДЯКОВЫ ОТ ЯЗЫКА

Тем не менее, терпимость ныне обернулась толерантностью, разномыслие – плюрализмом, соглашение – консенсусом. Русскому человеку предписывают отныне испытывать не кураж, задор или азарт, а драйв. Музыка к кинофильму теперь саундтрек, да и фильмы «ударились оземь и обернулись» блокбастерами, римейками, актеров же подбирают не через привычные фото- и кинопробы, а кастинг. Удачный экшн обеспечат промоушном и прокрутят по тиви в прайм-тайм. С крутым хедлайнером это – нон проблем. Как услышишь иной раз: «Классный тюнинг у тачки! Фарэва! Это бой-френда той бизнес-вумен? Вау! Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг? Хочешь построить коттедж? Определись с бизнес-планом, сайдингом… Ты геймер? Хакер или юзер? Фифти-фифти? О, кэй! Как насчет шопинга в уикэнд? Или пати? А может, махнем на биеннале? Скажи, прикольно?…». Ныне же на телевидении появилась адресованная молодежи очередная развлекательная передача, название которой и вовсе пишется не по-русски, хотя легко можно было бы, при желании, подыскать русский аналог – «Comedyclub». И все бы ничего, да уж больно отдает каким-то холуйством. Ну что, продолжим? Не знаю как вы, а меня увольте. Погано.

Известно много критериев, по которым принято оценивать ту или иную власть. Досадно, что они, как правило, не затрагивают изменений, происшедших в духовной сфере, в том числе, общенациональном языке. Возможно, это происходит еще и потому, что материя эта тонкая и не укладывается в привычные для чиновнического разумения схемы и графики. Но ведь от этого она не становится для нации и страны менее значимой, чем количество добываемой нефти или произведенной электроэнергии. Убежден, что о любой власти люди, даже далекие от политики, ничего не смыслящие в ней, тем не менее, могут и вправе судить еще и потому, как ее деятельность отразилась на русском языке, что эта власть сделала (или не сделала) для его сохранения и умножения. Пока же остается констатировать тот весьма прискорбный факт, что серьезные дефекты в произношении первого (и последнего) президента Советского Союза больно отдаются и поныне, когда то и дело слышишь от должностных лиц, что работу надо углу бить, а некое уголовное дело возбу ждено, кто-то же осу жден – и все это с совершенно диким ударением на втором слоге.

И не будем забывать, что исполненная холодного цинизма фраза «Пипл все схавает!» прозвучала в свое время из уст главы администрации бывшего президента страны. Это он, между прочим, о нас с вами.

Ситуация вовсе не безобидна, как может показаться иным. Вспомним, уже случалось в нашем Отечестве, когда войско Наполеона, которого народное русское сознание жестко идентифицировало как предтечу антихриста, катилось лавиной по русской земле, творя беззаконие и оскверняя православные храмы, а в великосветских салонах продолжали общаться на языке своего врага, демонстрируя этим свою «элитарность». Именно по этому поводу были сказаны гневные слова А.С. Шишкова: «Иноземцы часто жалуют нас именами desbarbares (варвары), deseslaves (рабы). Они врут, но мы подаем им к тому повод. Может ли тот иметь ко мне уважение, кто меня учит, одевает, убирает, или лучше сказать, обирает, и без чьего руководства не могу ступить я шагу?… Будьте всегда нашими учителями, наряжателями, обувателями, потешниками, даже и тогда, когда соотечественники ваши идут нас жечь и губить!».

Даже Пушкин, как известно, в младенчестве куда более сносно изъяснялся на французском, нежели на своем национальном языке. И еще неизвестно, как сложились бы судьбы отечественной словесности, если бы милостью Божией не оказалась рядом с маленьким Сашенькой Арина Родионовна. Ведь не секрет, что детство его, увы, не было окрашено родительской любовью. Наделенная же от Бога самым большим и главным талантом – любовью – простая русская женщина сумела согреть его сердечко искренним теплом, освятить душу.

Позже, в повести «Капитанская дочка», Александр Сергеевич устами своего героя Петра Гринева выведет образ типичного французского гувернера того времени: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главной его слабостью была страсть к прекрасному полу… К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, т.е. (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнего… и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом». Для успевших подзабыть содержание, напомню, что мсье Бопре, в конце концов, прогнали со двора за аморальное поведение, выразившееся в обольщении двух неопытных дворовых девок.

Как же скорбел об этой моде на французский А.С. Шишков, обращаясь к современникам: «Посмотрите: маленький сын ваш, чтоб лучше и скорее научиться, иначе не говорит, как со всеми и везде по-французски: с учителем, с вами, с матушкою, с братцем, с сестрицею, с мадамою, с гостями, дома, на улице, в карете, за столом, во время играния, учения и ложась спать. Не знаю, на каком языке молится он Богу, может быть, ни на каком».

К счастью, именно народ, не растерявший здорового национального чувства, а потому не испытывающий благоговения, в отличие от многих своих господ, к «французишкам», как носителям некоей образцовой культуры, с присущим ему здоровым природным юмором обозвал агрессоров беспощадным шаромыга. Именно так услышало русское ухо жалобное «шер ами» тех, кто позорно отступая теперь на запад, клянчил по ограбленным им же еще недавно деревням хлебушко, а потому и надменное «шевалье» с тех славных лет и по сей день припечатано языком нашим как шваль.[9]

2.2. ТРОЯНСКИЙ КОНЬ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

2.2.1. ПОДЗУЧИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

’’И восстанут дети на родителей’’. Матф. 10:21

Ювенальная юстиция — путь к разрушению семьи, развалу образования, расцвету коррупции, разгулу преступности. Введение ювенальной юстиции можно рассматривать, как противодействие демографической политике Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, наступление на демократические права и свободы граждан России.

С середины 90-х гг. в России не прекращаются попытки внедрить систему ювенальной юстиции. Она определяется ее сторонниками как «система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних), общественные организации». С введением в действие Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина№942 от 14.09.1995 г., утвердившего «Национальный план действий в интересах детей», в соответствии с которым, в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции (далее — ЮЮ), данный процесс был запущен. В частности, в Ростовской области в том же 1995 г. Началась обкатка региональной модели ЮЮ и в экспериментальном порядке, еще до введения соответствующих законов, был создан первый в России ювенальный суд. На сегодняшний день пилотных регионов, в которых идут те или иные программы в области ЮЮ, уже более 20. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Саратовская, Самарская, Брянская, Волгоградская, Кемеровская, Пермская, Костромская и Нижегородская области, Ставропольский, Красноярский и Краснодарский край, Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ. На сегодняшний день в Ростовской области уже действуют 15 ювенальных судов. В феврале 2002 г. Государственная Дума РФ приняла в 1 чтении Федеральный Конституционный Закон РФ О внесении изменений в Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации», предусматривающий создание специализированных ювенальных судов в системе федеральных судов общее юрисдикции. Ювенальные суды, как гласит законопроект, в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, хотя бы одним из участников которых является несовершеннолетний. Однако окончательное решение по данному вопросу не принято до сих пор.

В октябре 2004 г. законопроект, в предварительном порядке, рассматривался в Управлении делами Президента и поддержан не был. К слову сказать, деятельность основных лоббистов ЮЮ в России на протяжении многих лет координируется Российской Ассоциацией «Планирование семьи», чья деятельность в значительной степени финансируется из-за рубежа и направлена на подрыв демографической политики в России.

В принятии Россией ЮЮ чрезвычайно заинтересованы иностранные и международные организации, такие как ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Департамент международного развития Великобритании (DFID), Human Right Watch , американские, канадские, французские и прочие «правозащитные организации». Они не скупятся на выделение средств и пытаются оказывать политическое давление на российскую власть, требуя соблюдения Конвенции о правах ребенка и как бы укрепления демократии. Также в продвижении ЮЮ принимает участие закрытая международная организация ПРООН, замешанная в организации «цветных» революций на территории стран бывшего СНГ.[10]

Для чего же на самом деле в мире внедряется ювенальная юстиция? Для чего последовательно выстраивается юридически защищенная система растления несовершеннолетних, потакания их буйству и агрессивности? Зачем между ними и здравомыслящими взрослыми воздвигается стена отчуждения и неприязни?

Мы уже не раз писали, что подогревание конфликта отцов и детей одна из приоритетных задач глобалистского проекта, т.к. для насаждения "новых", так называемых постхристианских (а на самом деле сатанинских) ценностей необходимо перекрыть каналы передачи культурных традиций. А важнейший из этих каналов - канал семейного воспитания. Если дети перестают доверять родителям, перестают их слушаться, они становятся легкой добычей совсем других "воспитателей".

Помогает ювенальная юстиция решить и другую задачу глобалистского проекта - задачу депопуляции. Как известно, идеологи глобализма очень обеспокоены ростом мирового народонаселения и всячески стараются его (рост) прекратить. Та же ООН заявляет об этом вполне открыто. А ювенальная юстиция не только дает широкую дорогу антидетородной пропаганде под видом "планирования семьи" и АНТИ-СПИДа, но и провоцирует нежелание иметь детей. Зачем мучиться, рожать, не спать ночей, тратить столько сил и средств? Чтобы, едва научившись говорить, твое дитя тебе безнаказанно хамило и чуть что - грозилось упечь за решетку?

Безуспешность попыток в некоторых западных странах экономически простимулировать рост рождаемости среди коренных жителей связана не только с их излишней приверженностью к комфорту. Слишком больно жить под одной крышей с юным шантажистом, доносчиком или, в лучшем случае, наглым квартирантом и понимать, что это твой собственный ребенок и что ты с ним ничего не можешь поделать.

Но все это, по правде сказать, людям, обладающим минимальным воображением, должно быть более или менее ясно. Однако есть нечто пока не столь проясненное. Христианам известно, что в последние времена будут страшные войны, разрушения, всеобщий хаос. И антихрист явится именно на этой волне как великий миротворец, как гарант безопасности. Нам, конечно, не дано знать времена и сроки. Но все меньше сомнений, что адепты глобализма с какой-то подозрительной методичностью готовят почву для воцарения князя тьмы, стараясь заставить всех нас жить в системе перевернутых координат. Спрятавшись за фасадом Америки, они безжалостно разжигают войны по всему миру, стравливают народы, лицемерно предрекая "столкновение цивилизаций", на самом деле старательно ими организуемое, и даже придумали термин "управляемый хаос", который, заметьте, постепенно вытесняет выражение "новый мировой порядок". Наверное, потому, что новый мировой порядок воцарится потом, когда тот, кого многие примут за Мессию, покончит с хаосом?

Причем опять-таки заметьте, во всех этих конфликтах, войнах, “оранжевых” и прочих революциях, как мы уже отмечали, задействовано очень много детей и подростков. В ряде случаев (напр., в Африке) они составляют существенную часть армии. Это новое явление, последствия которого наше общество пока совершенно не осмыслило. Хотя уже известно, что дети, прошедшие специальную психологическую обработку, становятся более жестокими и беспощадными, чем взрослые.

Но и в самых спокойных, сытых, с виду благополучных странах зреет тектонический взрыв детско-подростковой агрессии. То тут, то там сквозь тонкую пленку западной политкорректности прорываются шекспировские "пузыри земли" - сатанинские духи злобы и озверения. То в старой доброй Англии школьники расстреливают одноклассников и учителей. Самому младшему массовому убийце было, если не ошибаемся, пять лет. Он палил по детсадовским друзьям, предварительно хорошенько натренировавшись на убийстве компьютерных человечков.

Агрессия закачивается в подрастающее поколение лошадиными дозами. И поколение пузырится. Несколько лет назад по Европе прокатилась целая волна школьных погромов, в которых ученики жестоко избивали учителей и директоров.

Дальше - больше. Вы думаете, почему полицейские сходили с ума во время наводнения в Новом Орлеане? Они что, никогда не видели, как мародеры грабят магазины, дерутся и даже убивают? Нет, они и не такое видали. Но вот к тому, чтобы вошедшие в раж юнцы, глумливо хохоча, выпускали из живых людей кишки на глазах у парализованной ужасом толпы - к этому американские стражи порядка пока не привыкли.

А бесчинства в Париже, продолжавшиеся больше месяца? Не все, наверное, в курсе, что в них принимала участие шпана от 10 (!) до 25 лет. А до массовых поджогов машин охамевшие подростки года полтора регулярно тренировались на стариках и инвалидах, избивая их на улице средь бела дня. Опять-таки на глазах у изумленной публики, поскольку в нынешней подростковой субкультуре именно прилюдное безобразие считается признаком геройства. А чего им бояться? Ведь и в Америке, и во Франции их права надежно защищены ювенальной юстицией. Франция - вообще ветеран этого дела, там ювенальная юстиция введена с 1949 года. Что ж, плоды налицо.

Как не вспомнить тут провидческие слова Паисия Святогорца: "Детей отравляют, заражают различными теориями, расшатывают их веру. Им препятствуют в добром, чтобы сделать их не годными ни на что. Их разрушают с малых лет. И естественно, что из ягняток дети превращаются в юных козлищ. Потом они начинают ужасать своими выходками родителей, учителей и тех, по чьей указке они так себя ведут. Дети переворачивают все вверх дном - митингуют, захватывают школы, отказываются посещать занятия. Но в конце концов, придут в разум и те, кто подталкивает детей ко злу, - когда развращенные ими дети начнут вспарывать своим злым учителям животы"

Сейчас модно говорить про российскую специфику. Так вот, учитывая оную, не стоит дожидаться, пока придут в разум "злые учителя". А стоит осознать, что при угрозе "оранжевых революций" попытки внедрить ювенальное законодательство должны быть квалифицированы как подрыв государственной безопасности. Ведь основная массовка этих революционно-политических спектаклей - отвязанные дети, подростки и молодежь. Так что, слушая причитания правозащитников о бедных детках, полезно вспомнить о вкладе правозащитных организаций в постановку "оранжевых" шоу и не идти на поводу у разрушителей государства.

А теперь оценим ювенальную юстицию с православной точки зрения. Что такое наделение детей правом подавать на родителей в суд как не законодательное разрешение преступать пятую заповедь? ("Чти отца своего и матерь свою...") Пожалуй, впервые за постсоветский период делается попытка принять закон, который так откровенно противоречит Божьим установлениям. И если ювенальная система заработает, верующие люди окажутся перед трагическим выбором. Ювенальная юстиция будет провоцировать их детей к нарушению пятой заповеди, а у них, если они хотят остаться законопослушными гражданами, будут связаны руки. В результате они не смогут выполнить основной родительский долг - печься о спасении детских душ. И даже станут соучастниками тех, "кто соблазнит малых сих и кому лучше бы сразу надеть на шею мельничный жернов" (Мф. 18:6, Лк. 17:2).

Поэтому Церковь, пока не поздно, должна сделать все возможное, чтобы не дать свершиться беззаконию.

Ну, а тем, кому пятая заповедь не указ - у нас ведь плюрализм мнений - стоит задуматься хотя бы о личной безопасности. В России детки, обогащенные знаниями о правах ребенка, раскрепостятся с истинно русским размахом. Правозащитники, может, получат за это от своих спонсоров такую щедрую мзду, что у них хватит денег на круглосуточную охрану. Но хватит ли у остальных граждан?

"That is the question", - как сказал когда-то Гамлет. Правда, по другому поводу.[11]

2.3. ИНН И ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Внедрение в общество идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) является достаточно острой проблемой. Не в техническом, конечно, смысле, а в духовном. Об этом свидетельствует, например, семилетняя борьба Греческой Православной Церкви с электронной системой, основанной на кодовом числе «666», которое в христианской догматике ассоциируется с печатью антихриста. Активное сопротивление наблюдалось и на Украине и даже завершилась поправкой к закону, которая аннулировала обязательность электронных паспортов.

Сторонники принятия ИНН апеллируют к тому же Апокалипсису, где говорится, что «печать зверя» будет ставиться на правую руку и лоб, а отнюдь не на пластиковую карточку. Дескать, акция эта направлена сугубо на улучшение собираемости налогов и к религии отношения не имеет. Да и сам Иисус Христос разве не призывал исправно платить налоги, отдавая «кесарю – кесарево»? К тому же, духовенство всегда убеждало прихожан быть законопослушными гражданами. А что касается трех шестерок, то это еще доказать надо. Штрих – код есть почти на каждом товаре, но никакого «числа зверя» в нем и под микроскопом не увидеть. Оно если и существует, то лишь в распаленном воображении «мракобесов».

Теперь обратимся к противоположным аргументам. И начнем с трех шестерок. Чтобы прочесть шифровку, надо знать код, в данном случае, компьютерный. Программисты и на скрывают, что в обеих системах штрих – кодов – 11Р5 (США и Канада), БАМ (Европа) защитными символами служат именно эти цифры. Почему именно эти? А потому, что Запад уже давно очарован сатанинской символикой. Три шестерки можно встретить повсюду: в коде Мирового банка и на кредитных карточках различных финансовых учреждений, в Шенгенской системе информации, объединяющей более десятка стран, даже на израильских лотерейных билетах. Цивилизованные государства шарахаются от цифры «13», но все украшено комбинацией «666». Зачем?

Архимандрит Тихон, настоятель Сретенского монастыря, был поражен, когда по приезде в Нью-Йорк обнаружил три гигантские светящиеся шестерки на небоскребе, поменьше – на крышах такси, на телефоне, в гостинице…

При вступлении Греции в Шенгенское соглашение греки пытались добиться, чтобы эти цифры заменили на любые другие. Афонские программисты, изучая проблему, выяснили, что при внедрении шестерок были проблемы с компьютерной логикой. Немало усилий понадобилось, прежде чем были внедрены именно эти цифры. Зачем? А затем, чтобы каждый, кто принимает эту систему, видел, откуда растут её сатанинские ноги. Кроме опознавательного знака эти цифры не могут нести никакой другой нагрузки. Символику трех шестерок знает практически каждый человек планеты. Знает, но уже не боится. Привык. Ведь к ним нас приучают много лет штрих – кодами на товарах. Три пары тонких и удлиненных линий в начале, середине и конце кода как раз и соответствуют шестеркам. Они и образуют то самое «число зверя».

Пройдет год – полтора и мы привыкнем к карточке ИНН, как привыкли к проездным карточкам в метро. На руках у каждого человека окажется несколько карточек: ИНН, кредитка, медицинская страховка, коммунальных платежей, водительское удостоверение… Запутаться можно! Поэтому планируется все их заменить одной «карточкой москвича». Но основой всему будет служить именно ИНН – «электронная фамилия». Первыми вкусят эти прелести сотрудники мэрии, потом жители западного округа Москвы. Позже – из Выхина, Жулебина и Зеленограда. Она будет рассчитана на все случаи жизни – станет и паспортом, и кошельком, и проездным, и правами… И человек окажется перед выбором: либо бежать от трех шестерок из Москвы, либо отрекаться от Бога. Нетрудно понять, что утрата столь жизнеобеспечивающей карточки - смерти подобна. Останется лишь одна возможность избежать трагедии – самому стать картой. То есть совершится именно то, о чем предупреждал Апостол в Апокалипсисе (Откр.13,16-18). Пометив таким образом всех граждан от мала до велика, устроители «нового мирового порядка» получают такой контроль над подданными, о котором и не мечтали и средневековые деспоты. Известно будет, с кем он встречался, обменивался средствами, кого приглашает домой… Человек утрачивает свободу, тайну личной жизни, свою самобытность. Как вам это? Если не пугает, а религиозные мотивы кажутся надуманными, то смело идите навстречу трем шестеркам. Они для вас будут так же не опасны, как и яд для покойника. Не надо обольщаться и тем, кто считает, что речь пока идет всего лишь о пластиковой карточке, которая давно прописалась в мире. А когда дело дойдет до печати на лоб и руку, тут они откажутся, проявят несокрушимую верность Христу. А до этого стоит ли усложнять себе жизнь, не зная, сколько еще десятилетий продлится время до пришествия антихриста. Не надо обманываться. Когда дело дойдет до печати, вы вдруг осознаете, что по уши увязли в сатанинской системе и сожгли за собой все мосты. Стоит ли уподобляться осужденному, который утешает себя: что возведение эшафота и заточка топора – это еще не казнь и, может быть, к самому отсечению головы отношения не имеет. Впрочем, топор – это легкий выход для тех, для кого «число зверя» станет «человеческим» - второй фамилией. Итак, принимая ИНН, знайте, что свое богоотступничество вы совершаете осознанно. Вы предупреждены: ИНН смертельно опасен. [12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак рассмотрены основные аспекты именно социокултурного феномена глобализации без касания глобальных проблем, которые безусловно станут решающими в судьбе человечества – это перенаселение планеты, экологическая обстановка и истощение основных энергетических ресурсов. Так же отражена некоторая социальная и культурная часть влияния глобализации на Россию. Можно предложить выход из сложившейся ситуации, из этого подобия осады государства, путем установления железного занавеса и лечения, нанесенных глобализацией ран, но это потребовало бы смены строя и политики государства, что представляется мало возможным и практически неосуществимым на сегодняшний день. При этом стоит говорить о своевременности, каких – либо перемен.

Проблема глобализации не стоит в ряду других проблем, но заключает в себе все остальные, являясь первопричиной и источником их. Поэтому только лишь сход состава под названием «Российская Федерация» с рельс «нового мирового порядка» явится решением множества и множества проблем и задач, укоренившихся подобно сорняку на нашей земле.

«Радуйся, царство Русское! Всемирный враг богатырской твоей силой истребляется. Он пришел, как алчный лев, хотел все пожрать. Теперь бежит, как голодный волк – только озирается и зубами пощелкивает. Не щади зверя лютого, тебе слава и венец, ему срам и конец. Ура, русские! Победа пред вами, Бог с вами, Россия за вами».

(Мысли вслух на Красном крыльце графа Ф.В. Ростопчина)

Остается, надеется на возрождение национального самосознания русского народа, и молить Бога о прощении грехов с самого 1917 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеволод Троицкий «Духовность слова»

2. Василий Ирзабеков. О тайне русского слова – М.: Даниловский благовестник, 2007 г

3. Газета Движения «Народный Собор»

4. ИНН и печать антихриста – буклет, Москва 2000

5. И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова «Родители и дети конфликт или союз» Даниловский благовестник, 2009 г.

6. Карл Густав Юнг. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев. 1996

7. Славянорусский корнеслов. Санкт-Петербург. 2009г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Библиотека антиглобализма http://www.imperativ.net/news/library.htm

2. Православная энциклопедия "Азбука веры" http://pravkniga.ru

3. http://www.imperativ.net/news/library.htm

4. http://spkurdyumov.narod.ru/Start1N.htm

5. http://www. Wikipedia . ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Википедия. Статья «Глобализация»

2) Там же, Статья «Природные ископаемые».

3) М.Ковалев«Синергетика»

4) Карл Густав Юнг. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев. 1996. С. 264–267

5) Там же, кн.1, т.1/2, с.58.

6) Империя книгъ. №7/2004

7)Всеволод Троицкий «Духовность слова»

8) Василий Ирзабеков. О тайне русского слова – М.: Даниловский благовестник, 2007 г. – 20 с.

9) Там же. с. 21.

10) Газета Движения «Народный Собор» Спецвыпуск № 5(12) 2009 г. с. 1-5.

11) И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова «Родители и дети конфликт или союз» Даниловский благовестник, 2009 г. с. 105.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  756  757  758   ..