Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  351  352  353   ..

 

 

Административные правонарушения 5

Административные правонарушения 5

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский Государственный Гуманитарный университет

Филиал в г.Кострома

По предмету: «Административное право»

На тему: «Административные правонарушения»

Выполнила:

Студентка 3 курса заочного

Отделения специальность 08507

Менеджмент организации

Дрозд О.Е.

Проверил:

Ермошин А.В.

Кострома 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

§1. Сущность и признаки административного правонарушения. 4

§2. Понятия и юридический состав административного правонарушения. 8

§3. Виды административных правонарушений. 12

§4. Отличие административных правонарушений от других правонарушений. 20

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России.

Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

Актуальность темы обусловлена тем, что правонарушение является основой любой законодательной системы и разобраться с данным понятием порой не так уж и просто.

Цель контрольной работы изучить понятие административное правонарушение, рассмотреть его значение, структуру и особенности.

§1. Сущность и признаки административного правонарушения

В зависимости от характера правонарушений государство устанавливает за их совершение различные виды юридической ответственности.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение[1] .

В настоящее время данное понятие с уточнением содержится в КоАП. Согласно ч. 1 ст. 2.1. Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Впервые в российском законодательстве сформулировано понятие административной ответственности юридического лица (ч. 2 ст. 2.1.). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Специфика правил ч. 2 ст. 2.1. состоит в том, что:

1. они посвящены только одному из субъектов административного правонарушения – юридическому лицу. При этом для правильного применения ч. 2 ст. 2.1. нужно учесть, что:

а) в соответствии со ст. 48 ГК РФ:

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении лил оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по свои обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

б) к административной ответственности привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации;

в соответствии с ними юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, т. к. все возможности для этого у него имелись. Бремя доказывания возлагается на судью, орган, должностное лицо, осуществляющих производство и рассмотрение дел по административному правонарушению: презумпция невиновности действует и в отношении юридического лица;

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП.

Если же принятие этих мер зависит от других юридических лиц (например, его учредителей), от государственных органов (например, нарушивших установленные сроки выдачи лицензии, сертификата), от физического лица (например, участников юридического лица), то нельзя говорить о виновности данного юридического лица[2] .

Характеризуя правила ч.3 ст. 2.1., которая гласит, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, нужно учесть, что:

1. назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности физических лиц, виновных в совершении данного административного правонарушения.

Иначе говоря, административное наказание назначается и юридическому, и физическому лицу, виновному в совершении этого же административного правонарушения (так, ст. 15.1. КоАП предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций как должностных лиц организаций, так и самих юридических лиц);

2. привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица – самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;

3. привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое – за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) – к административной ответственности.

Как видно из понятия административного правонарушения, оно характеризуется рядом правовых признаков.

Основные юридические признаки административного правонарушения[3] :

1. Прежде всего, это – деяние, то есть акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие или бездействие. Не может быть правонарушениями мысли, чувства и желания человека, если они не воплотились в определенный поступок и не регулируются правом. Деяние обусловлено сознанием и волей человека. Именно благодаря сознанию действие обретает характер человеческого поведения.

2. Противоправность – важный признак административного правонарушения. Противоправность представляет собой осознанное нарушение требований права. Деяние противоправно, считает И.С. Самощенко, если оно представляет собой неисполнение юридической обязанности или злоупотреблением права, то есть если оно правом запрещено и влечет за собой применение санкции правовых норм в случае его совершения.

3. Виновность – это сознательное, ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей деятельности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектов установленных правил влечет административную ответственность. То есть привлечение к административной ответственности без учета наличия вины не возможно.

4. Общественная опасность. Прямо в понятии этот признак законодатель не указал. Хотя в понятии предыдущего кодекса он был. Административное правонарушение, являясь противоправны деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям, как утверждает некоторые ученые - административисты, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений.

5. Наказуемость. Это применение юрисдикционными органами административного наказания. Она назначается в пределах, установленных законом, который предусматривает ответственность за данное административное правонарушения.

§2. Понятия и юридический состав административного правонарушения

Понятие о юридическом составе административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения.

Юридический состав административного правонарушения – это совокупность четырех элементов[4] :

- объект;

- объективная сторона;

- субъект;

- субъективная сторона.

Каждый из них представляет собой особенности, которые дополняют друг друга.

Объект – это то, на что правонарушитель посягает.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые охраняются нормами законодательства об административных правонарушениях.

Виды объекта:

- общий;

- родовой;

- видовой.

Общим объектом признаются общественные отношения, которые регулируется различными отраслями права (конституционным, трудовым, финансовым и другим), а охраняется административными наказаниями.

Общим профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений. Родовой объект – совокупность однородных общественных отношений, на которые посягают административные правонарушения. Он составляет самостоятельную часть общего объекта.

Родовые объекты подразделяются на административные правонарушения, которые посягают на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, собственность (главы 5 – 7 КоАП). Различают по внутреннему содержанию охраняемых правовыми средствами общественных отношений: охрана окружающей природной среды и природопользования; промышленность, строительство и энергетика; сельское хозяйство, ветеринария; мелиорация земель (главы 8 – 10 КоАП)[5] .

Объективная сторона – совокупность установленных норм права признаков, которые характеризуют административных правонарушений. То есть это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательными является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме. К примеру, в статье 8.18 КоАП указывается на место совершения правонарушения: «нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации». А в статье 15.16. закрепляется время совершения правонарушения: «не перечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

Субъект – это тот, кто совершил административное правонарушение – физические и юридические лица.

Основным условием является деликтоспособность, то есть способность нести ответственность.

В рамках общего субъекта – физических лиц - Кодекс Российской Федерации выделяет и специальный субъект. К ним относятся:

- несовершеннолетние, лица в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и их родители (замещающие лица);

- должностные лица;

- военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

- иностранные лица и лица без гражданства.

Субъективная сторона – это совокупность признаков, которые характеризуют отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям.

Одним из субъективных оснований является вина. Это основание самое важное. Без него административная ответственность не может состояться.

Вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию и возможным их последствиям.

Она может быть выражена в двух формах:

1. Умышленная. Ее разновидности:

- прямой умысел;

- косвенный умысел.

2. Неосторожность. Она подразделяется:

- легкомыслие;

- небрежность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилась к ним безразлично.

Административное правонарушений признается по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Приведенные выше примеры могут совершаться и умышленно. Значит, независимо от того, умышленно или неосторожно совершено административное правонарушение, виновное лицо в конкретных правонарушениях несет административную ответственность.

При отсутствии вины отсутствует состав правонарушения. То есть это обязательный признак субъективной стороны.

Наряду с ним могут быть факультативные признаки. К ним относятся: мотив и цель. То есть они необходимы для наступления административной ответственности только в отдельных случаях, а не для всех административных правонарушениях. К примеру, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоение или растраты обязателен корыстный мотив. А такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества другому лицу, присуща цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу.

При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности.

В этом вопросе рассмотрена характеристика административного правонарушения, которая включает в себя юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и состав, который включает в себя предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Оно является единственным основание наступления административной ответственности.

§3. Виды административных правонарушений

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами: нарушения земельного законодательства; экологические правонарушения; нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов; нарушения таможенных правил; нарушения налогового законодательства; незаконное осуществление банковской деятельности; нарушения антимонопольного законодательства: нарушения пожарной безопасности; нарушения санитарных и природоохранных правил; нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ); валютные правонарушения[6] .

Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод регулирования (власти и подчинения).

К административной ответственности применимо классическое определение форм вины. Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало антисоциальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

Косвенный умысел будет налицо, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его обществен­но опасные последствия, но, хотя и не желало, но сознательно допускало их наступление.

Неосторожность в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления пос­ледствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить. Когда же лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.

Если лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии административного правона­рушения.

Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит административные правонарушения:

- против личности,

- против государства,

- против общест­венной жизни,

- административные правонарушения, со­держащиеся в специ­альных актах и пося­гающие на отдельные сферы общественных отношений,

- административные правонарушения, пре­дусмотренные актами органов субъектов РФ и муниципальных ор­ганов.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оно представляет собой карательную санкцию за противоправное поведение. Кара – это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Это означает, что лицо, которое подверглось административному наказанию, претерпевает определенные неблагоприятные для себя последствия. Например, лишается части своих денежных средств, уплачивая административный штраф. То есть ему причиняются определенные страдания, лишения. Но это не является самоцелью. Просто это необходимое средство воспитания и предупреждения новых правонарушений.

В характеристике административного наказания важно то, что его целью не являются унижение достоинства физического лица, причинение физических страданий. под этим подразумевается нанесение побоев, причинение боли, пыток, насилия над личностью.

Так как все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

Административное наказание подчеркивают юридический факт административной ответственности.

Их виды содержатся в статье 3.2 КоАП[7] :

1. Предупреждение – официальное порицание лица. Оно выносится только в письменной форме. Это отличает его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. А в предыдущем законодательстве предусматривалось, что оформляется и иным установленным способом.

Это наказание морального характера. Его назначение осуществляется в порядке упрощенного производства, то есть без составления протокола.

2. Административный штраф – денежное взыскание. Он представляет собой административное наказание имущественного характера и отличается от гражданско-правового штрафа тем, что не выполняет компенсационной функции.

Административный штраф может выражаться в величине кратной:

- Минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов).

Под минимальным размером оплаты труда понимается размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, который гарантируется федеральным законом. Он устанавливается на всей территории российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В соответствии со статей пять данного закона базовый размер штрафа равен сто рублей.

- Стоимости предмета административного правонарушения.

- Стоимости неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Эти варианты определения размера штрафа устанавливаются на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Он является величиной переменной и зависящий от условий развития экономической жизни. Так как с учетом темпов инфляции минимальный размер оплаты труда постоянно корректируется и соответственно меняется размер штрафа.

Его размер не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда, а максимальный – зависит от порядка исчисления, от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Так, для граждан он не может быть более двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; для должностных лиц – пятидесяти; для юридических – тысячи минимальных размеров оплаты труда. Исходя из стоимости предмета административного правонарушений, суммы неуплаченных налогов и сборов его размер не может превышать трехкратный размер стоимости предмета, суммы неуплаченных налогов и сборов. А, исходя из стоимости валютной операции, штраф исчисляется в рублях по официальному курсу банка России на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

В некоторых случаях для должностных и юридических лиц может быть установлен повышенный размер штрафа, но который не может превышать двести минимальных размеров оплаты труда и пять тысяч минимальных размеров оплаты труда соответственно. Эти случаи установлены административным законодательством об административных правонарушениях.

Поскольку административное наказание является мерой ответственности, установленной государством за совершение административного правонарушения, и относится к мерам государственного принуждения, то штрафные суммы должны подлежать зачислению в бюджет в полном объеме. Это новелла законодательства об административных правонарушениях.

Штраф наиболее распространенное наказание, так как предусмотрен почти за все виды административных правонарушений.

Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Он в соответствии со статьей 3.2 КоАП должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки или рассрочки, предусмотренных статей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Его характерные черты:

- является принудительным изъятием;

- в последующем уничтожению не подлежит, а направляется на реализацию;

- вырученная сумма с вычетом расходов на реализацию изъятого предмета передается лицу, у которого эти предметы изъяты;

- назначение и применение указанной меры указания осуществляется в судебном порядке.

Составов административных правонарушений, в которых установлено наказание данного вида немного.

Однако возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

При конфискации в административном порядке в собственность государства обращается лишь предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а не вообще имущество нарушителя.

Она назначается только судом. Была учтена правовая позиция Конституционного суда, которая состоит, что конфискация имущества возможна только на основании судебного решения, а не во внесудебном порядке.

Специфика данной меры наказания состоит в том, что она не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основными источниками средств к существованию. Но распространяется на случаи конфискации не любых орудий и предметов административного правонарушения, а только на охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства.

К конфискации не относят изъятие орудия или предмета из незаконного владения лица, которое совершило административное правонарушение. В этом случае оно подлежит либо возврату законному владельцу в соответствии с нормами федерального закона, либо обращению в собственность государства или уничтожению в установленном порядке, если изъяты из оборота (например, взрывчатые вещества) либо находятся в противоправном владении по иным основаниям.

5. Лишение специального права. Данный вид применяется только к физическим лицам. Не касается специальных разрешений, лицензий, которые выдаются юридическим лицам.

Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Это не только указывает на объективную сторону административного правонарушения, но и на применение его в исключительных случаях.

Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер. Назначается в пределах санкций статей Особенной части. Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более шестьдесят километров в час может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев. Законодателем определены минимальные и максимальные временные границы: минимальный срок не может быть меньше одного месяца, а максимальный - более двух лет.

6. Административный арест. Его сущность заключается в содержании правонарушителя в условиях изоляции от общества под стражей.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Законодателем установлены сроки содержания. Они не могут быть более пятнадцати суток, а за нарушения требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористических операций до тридцати суток.

Арест назначается судьей в исключительных случаях, если будет установлено что применение других мер воздействия на правонарушителя нецелесообразно. В любом случае он не назначается: беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, которым нее восемнадцати лет, инвалидам первой и второй группы.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

7. Административное выдворение за пределы Российской федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Оно состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через государственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в контролируемом выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Назначается судьей, а в случаях совершения административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами. Например, должностными лицами Федеральной пограничной службы.

8. Дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской федерации.

§4. Отличие административных правонарушений от других правонарушений

По существу, административное правонарушение есть общественно-опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяния. Об этом же свидетельствует привлечение к уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.

Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред правоохранительным общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяется объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и т.п. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуализации наказания[8] .

По признаку антисоциальности деяние, совершенное в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости не подпадает под состав конкретного административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения могут быть (в отличие от уголовного права) как физические так и юридические лица.

Административное правонарушение, в отличие, например от преступления не обладает уголовной противоправностью и характеризуется административной противоправностью, то есть нарушает нормы административного права.

Отличие административного правонарушения от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость и характеризуется личным характером. И не могут быть подвергнуты уголовному наказанию, например, юридические лица. В отличие от этого, административному наказанию могут быть подвергнуты не только физические, но и юридические лица.

Таблица 1.

Сравнивая административный проступок с другими видами правонарушений

Вид правонарушения Степень общественной опасности Форма противоправности Вид юридической ответственности
Преступление Значительная степень опасности Уголовная Строгие меры государственного принуждения
Административное правонарушение Незначительная степень опасности Административная Менее строгие меры государственного принуждения
Дисциплинарный проступок Нет Трудовая Дисциплинарные взыскания

Заключение

В последние годы в России было принято множество законов и других нормативных актов по организации и деятельности органов исполнительной власти. Однако порядок их функционирования, вопросы процедуры еще не нашли необходимого правового закрепления.

Процессуальные нормы общего характера содержатся по существу лишь в Кодексе об административных правонарушениях РФ, в котором административная процедура лишь частично урегулирована. Рассмотрение органами исполнительной власти заявлений граждан по их индивидуальным делам, не носящим характера административных правонарушений, и в особенности нормотворческая процедура, не получило еще должного нормативного регулирования.

Административное право приобрело современную цивилизованную форму главным образом вследствие решающего участия в административном процессе судов. Уберите контроль судов над администрацией, и мы получим не административное право, а административный произвол. В правовом государстве политический процесс, включая административный, если возникает спор о праве, заканчивается в суде. Одна угроза отмены судом незаконного решения администрации заставляет ее в большинстве случае действовать в рамках закона.

При возникновении спора между частным лицом и администрацией встает вопрос: кто, учреждение или суд, должен разрешить этот спор, т.е. кто из них имеет так называемую первичную юрисдикцию. Согласно доктрине первичной административной юрисдикции, учреждение имеет приоритет перед судом при разрешении вопросов факта в сфере, в которой оно является специалистом. Однако первоначальная юрисдикция исключительно по вопросам права, т.е. того, насколько верно учреждение истолковывает и применяет норму права, принадлежит судам.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД РФ 20.12.2001) редакция от 18.10.2007.

2. Комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях РФ. - М.: «Юридическая литература», 2007.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 2002.

4. Козловский А.М. Административное право. М., 2006.

5. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: «Юридическая литература», 2005.

6. Ноздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс. - М., 2004.

7. Пономарев С. Кодекс или основы законодательства об административных правонарушениях // Российская юстиция. - 2004. - № 11.

8. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. - 2005. - № 5.


[1] Комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях РФ. - М.: «Юридическая литература», 2007.

[2] Козловский А.М. Административное право. М., 2006.

[3] Ноздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс. - М., 2004.

[4] Козловский А.М. Административное право. М., 2006.

[5] Козловский А.М. Административное право. М., 2006.

[6] Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: «Юридическая литература», 2005.

[7] Комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях РФ. - М.: «Юридическая литература», 2007.

[8] Ноздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс. - М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  351  352  353   ..