Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  301  302  303   ..

 

 

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

___________________________________________________________ Глава 5

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ -

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие, назначениеифункцииКонституции РеспубликиБеларусь

Понятие и сущность конституции

Слово "конституция" происходит от латинского constitutio- уста­новление, строение.

В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый консти­туцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.

Наиболее общим определением конституции будет следующее. Кон­ституция - это основной закон государства, закрепляющий организа­цию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами)48 .

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название - основной закон. Ранее предыдущие конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республи­ки Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее Преамбуле.

Однако для определения конституции чисто формальной констата­ции ее основополагающего значения как акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого формального значе­ния должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции, по мень­шей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму госу­дарства (форму правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению кото­рых должно стремиться общество и государство.

По мнению немецкого политического деятеля Ферденанда Ласса-ля, сущность конституции представляет собой "фактические отноше-

48 Сравнительное конституционное право. - М.: Манускрипт, 1996. С. 62.

82


ния, силы, существующие в данном обществе"49 . В современный пери­од также принято считать, что конституция имеет социально-полити­ческую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один под­ход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, харак­теризующий любое явление в обществе с классовых позиций; конститу­ция в этом случае также определялась как документ, выражающий клас­совые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции -это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

Современное общепринятое понимание сущности конституции со­стоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее пол­ной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов учте­ны интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и вы­ражаемых ими взглядах. Поэтому нередко конституция - это итог ком­промисса между ними, например, между правящими силами и оппози­цией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе50 .

Юридические , политические и идеологические свойства конституции

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств -юридических, политических и идеологических. Их соотношение и сте­пень выраженности в каждой стране имеют свою специфику. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В различные периоды развития отдельной страны свойства конститу­ции и соотношение между ними изменялись.

В силу того, что конституция - прежде всего, юридический документ, рассмотрим вначале ее юридические свойства. Это тем более важно, что право и политика взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция

49 Лассаль Ф. О сущности Конституции. Соч. Т.2 - М., 1925. С. 13

50 Арановский А.В. Государственное право зарубежных стран. - М., "Форум"-"Инфра-М".
1998. С. 119

83


государственных органов. Она - основной, первичный источник нацио­нального права. По этой причине конституцию нередко называют яд­ром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в ка­ких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положе­ний должны быть приняты законы. Например, в белорусской Консти­туции ссылка на закон имеется около ста раз.

Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конститу­ция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие пра­вила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном за­коне. Приоритет конституции по отношению к иным актам также под­крепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 года Декларации Верховного Совета Республики Бела­русь был придан статус конституционного закона, обладающего более вы­сокой юридической силой, нежели Конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их вер­ховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, т.е. необходимости базировать их на конституции, но и обязаннос­тью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обыч­но в переходных положениях конституции на это обращается внимание.

Так, сначала в Законе от 15 марта 1991 года "О порядке вступления в силу Конституции", а затем в разделе IXКонституции "Заключительные и переходные положения" предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в дей­ствие Конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь. Установить факт не­соответствия ранее принятого акта новой Конституции - это, прежде все­го, обязанность того органа, который его издал. Именно по этой причине в Постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 года "О первоочередных мерах по реализации Конститу­ции 1994 года" предусматривалась необходимость проанализировать ра­нее принятые акты на предмет соответствия их Конституции, и при выяв­лении расхождений внести соответствующие коррективы. Наряду с эти­ми органами определенной автономией обладают правоприменители, ко­торые могут применять лишь те нормы подконституционного акта, кото­рые не противоречат Конституции. Однако при неустранении противоре­чий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительны-

84


ми. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контро­ля (в Республике Беларусь - Конституционный Суд).

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от ста­бильности общественных отношений. Образцом стабильности являет­ся Конституция США, которая была принята в 1787 году и действует уже более двухсот лет; в нее внесено всего 27 поправок. В свою оче­редь, во Франции было принято полтора десятка конституций. В Бела­руси действует пятая по счету Конституция. Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий.

Стабильности конституции в юридическом плане содействует пре­дусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируется политический и социальный комп­ромисс политической борьбы между различными силами общества. Как отмечается часто в литературе, в этом смысле Конституция является "документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражаю­щим достигнутую степень развития общественных отношений, которые служат предметом ее регулирования. Конституция определяет участни­ков политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс"51 .

Конституция обладает учредительным характером, т.к. посредством ее норм, как справедливо пишет Е.И. Колюшин, создаются определен­ные базовые ценности либо меняются те, которые были до нее52 .

Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры раз­вития государства и общества. Конституция содержит нормы-цели, оп­ределяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все современные (демократические) конститу­ции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые являются осно­вой для реальных действий государственных институтов (органов пред­ставительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем.

Безусловно, признано, что конституция в силу ее свойств является идеологическим документом.

В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. "Идеологические установки пронизывают все содер­жание конституции, все ее части, идет ли речь о роли государства, его отношениях с обществом и индивидами, правах и свободах человека, организации государственной власти. В этом смысле любая конститу­ция - мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на

51 Сравнительное конституционное право. - М: Манускрипт, 1996. С. 119.

52 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М.: Изд-во Московского университета, 1999. С. 39.

85


духовную жизнь общества, способствующий распространению и утвер­ждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Но это идеологическое свойство, как свидетельствует миро­вой опыт, по-разному проявлялось в отдельных конституциях и на раз­личных этапах конституционного развития"53 .

Современные конституции, к которым относится и действующая Кон­ституция Республики Беларусь, свободна от явных идеологических "нагру­зок". Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в ст. 4 Кон­ституции, осуществляется на основе многообразия политических институ­тов, идеологий и мнений. При этом следует иметь в виду, что согласно части второй указанной статьи идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не могут устанавли­ваться в качестве обязательной для граждан. Пятая Конституция Белару­си лишена таких радикальных идеологических определений и установок, как "социалистическое государство", классового характера правового регу­лирования. Более того, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (см. ст. 33 Конституции).

Вместе с тем Конституция Республики Беларусь, как и конститу­ции стран зрелой демократии, содержит политические и правовые кон­цепции, принципы функционирования государственно-правового меха­низма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Таким образом, в ней формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним мож­но отнести: правовое, демократическое, социальное государство; много­образие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоин­ство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и др.

§ 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ . Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя

Каждое государство обладает определенными чертами, отражающи­ми его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, фе­дерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.

Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела со­держит раздел "Основы конституционного строя". Уже сам факт нача-

53 Сравнительное конституционное право. - М.: Манускрипт. С. 121.

86


ла текста Конституции (помимо Преамбулы как вектора законотвор­ческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свиде­тельствует о его фундаментальном значении.

Что же собой представляют основы конституционного строя? Внача­ле выясним, что такое конституционный строй. В юридической литера­туре этот термин "конституционный строй" появился сравнительно не­давно, да и сейчас он используется не всеми учеными. В литературе (как это и было в Конституции 1978 года) нередко продолжают использовать и характеризовать понятия "общественный и государственный строй".

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

Строй - это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли конституция демократической, какие ценно­сти закрепляются ее нормами. Но, если под конституционным строем просто понимать закрепленный в конституции способ (систему) организа­ции государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государ­ство (коль скоро у него существует "конституционный строй") является конституционным. Однако не всякое государство является конституци­онным (правовым). Нам (гражданам) ведь важна природа, характер, со­держание отношений. Здесь нам очень важно обратиться ко второму ас­пекту - содержательному аспекту - определения понятия "конституци­онный строй". В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демокра­тизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

1) подчинение государства праву (причем не формально провозгла­
шенное, а реально воплощенное);

2) прежде всего признание и гарантированность неотъемлемых прав
человека; существование такого правового статуса личности, который
соответствует общепризнанным принципам и нормам международно­
го права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеоб­
щая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и
политических правах, Международный пакт об экономических, соци­
альных и культурных правах и др.);

3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важ­
нейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторита­
ризму и тирании;

4) многообразие форм собственности и реальные возможности для
существования и развития частной собственности как важнейшего ус­
ловия проявления свободы и автономии личности;

5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений
и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий,
придерживающихся различных идеологических установок, кроме эк­
стремистских;

6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных инсти­
тутов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечиваю-

87


щих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспек­те, а не формальном) - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основ­ным законом страны, и для которого в силу демократизма конститу­ции характерны указанные выше черты.

Конституционный строй определяется всем конституционным за­конодательством страны, конечно же, может иметь отдельные недо­статки, не деформирующие природу и характер отношений между госу­дарством, обществом и индивидом.

В отличие от в целом конституционного строя его основы (уже даже в силу значения слова "основы") представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, пра­вовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционно­го строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наибо­лее полно воплотить их в жизнь.

§ 3. Понятие и политико - правовое значение суверенитета

Суверенитет государства , народа , нации . Их взаимосвязь

Особенности государственного строительства в современных условиях обусловливаются обретением республикой государственного суверенитета.

В литературе проблеме суверенитета и его видов в прошлом уделено много внимания54 . В то же время эта проблема приобрела новые очертания

54 Дорогин ВЛ. Суверенитет в советском государственном праве. - М., 1948; Левин ИД. Суверенитет. - М., 1948; Buxapee СР. Суверенитет Белорусской ССР в составе Союза ССР; Лепешкин А.И'., Ким ЛИ., Мишин Н.Г., Романов П.И. Курс советского государственного права. Т. 2. М., 1962.; Лепешкин А.И. Советкий федерализм (теория и практика). - М., 1977; Шафир МЛ. Компетенция СССР и союзной республики. - М., 1968; Уманский Я.Н. Советское государственное право. - М., 1970; Курс Советского государственного права. М., 1971; Советское государственное право. - М., 1980; Конституция СССР: политико-правовой комментарий. -М., 1982; Конституционное регулирование национального суверенитета и государственности в СССР. Свердловск, 1982; Садыков УЛ. Конституционный статус союзной республики. - Таш­кент, 1983; Советское государственное строительство и право. - М., 1984; Скуратов Ю.И. Система социалистического самоуправления советского народа. - Свердловск., 1987.

88


и ожесточенные в этой связи споры в 90-е годы, когда дискуссия шла о соотношении прав СССР и союзных республик, об их праве на выход из состава СССР, о пересмотре содержания Конституции СССР и т.д.

Различают несколько видов суверенитета. Однако, по мнению Г.Х. Шахназарова, "понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства. У народа не существует другого способа реализовать свою суверенную волю, как через государственный механизм; единственное исключение составляет революционное ниспровержение власти"55 . Особо хотелось подчеркнуть позицию А.И. Лепешкина, который подчеркивает неделимость суверенитета народа, а о суверенитете национальном и государственном говорит лишь как о формах его проявления56 . Однако, на наш взгляд, прав М.А. Биндер, который отмечает, что между различными видами суверенитета существует связь, и поэтому они находятся в единстве, но в то же время нельзя отрицать и существование большого числа специфических черт, следовательно справедливо, выделение трех видов суверенитета - народного, национального и государственного57 .

Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутрен­нюю и внешнюю политику58 . Изначально само понятие "суверенитет" возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суве­ренитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Причем и содержание суверенитета, и учение о суверенитете всегда имели конкретную направленность, были связаны с решением насущных вопросов общественной жизни. Если говорить о государственном суве­ренитете, то это понятие возникло и широко использовалось в борьбе за освобождение светской, государственной власти из подчинения церк­ви"59 . Как отмечал русский юрист Н.И. Палиенко, "суверенитет являет­ся не только исторической категорией, но характеризует собой и ныне юридическую природу государственного властвования и является тем нобходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств"60 .

55 Советское государство и право. 1972. № 10. С. 137.

56 Лепешкин А.И. Суверенитет в Советском союзном государстве и его укрепление в период
развитого социализма // Советское государство и право. 1976. № 7.

57 Верховный Совет союзной республики и его конституционные полномочия. - Алма-Ата,
1979. С. 63.

58 Лепешкин АЛ. Курс советского государственного права. Т.1. - М., 1961. С. 260; Дорогин В А.
Суверенитет в советском государственном праве. - Мн, 1948; Шевцов B . C . Суверенитет советского
государства. - М., 1972. С. 7; 29 - 31.

59 Атаманчук Г. Суверенитет: чей и для чего? // Союз. 1991. № 8. С. 8.

60 Палиенко Н.И. Суверенитет - историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое
значение. - Ярославль, 1903. С. 556.

89


Совершенно справедливо Г. Атаманчук критиковал взгляды тех авторов, которые необоснованно суверенитет из сферы политики, из сферы государственно-правовой жизни стали трансформировать в сфе­ру экономики61 , для которой характерно действие совсем иных законов, основывающихся на форме собственности, существующем механизме хозяйствования62 . Эта тенденция особенно ярко проявилась во второй половине 80-х годов. Более того, суверенитет из государственно-правового "переместился на административно-территориальный уровень, когда уже области, районы, города, поселки и даже отдельные села ста­ли провозглашать свой суверенитет"63 .

По мнению Г. Атаманчука, государственный суверенитет имеет точное содержание, источники и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты: "...суверенитет только и исключительно ха­рактеризует государственность, выделяя и подчеркивая ее отличие от других общественных явлений; суверенитет связан с волей народов, населения государственно оформленной территории и содержит ее в собственных элементах; суверенитет является объективной реальностью, не требующей чьего-либо утверждения, но предполагающей использование его в качестве основы любых иных государственно-правовых явлений"64 .

Затрагивая проблему суверенитета, М.Г. Мойсеенко утверждает, что "абсолютного государственного суверенитета нет и быть не может, ибо на современном уровне цивилизации, в условиях единого мирового хозяйства, неустранимой взаимозависимости государств по экономической, экологической, гуманитарной и многим другим линиям государственный суверенитет по своим свойствам (законам) может быть только в чем-то ограниченным. Во всяком случае, не абсолютным, а таким, когда он сочетается с суверенитетом других государств, с возрастающим влияни­ем мировых и региональных сообществ государств"65 .

Суверенитет государства - это важнейшее, основное свойство госу­дарства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой.

Обладание государственным суверенитетом - это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики. Однако и здесь возможны ограничения. Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами, которых они долж-

61 Бухвальд Е., Валентей С, Одинцова А. Экономический суверенитет, самоуправление и
демократизация // Общественные науки и современность. 1917. № 2; Сурилов А. Централь­
ная проблема - суверенитет // Под знаменем ленинизма. 1990. № 3. С. 51.

62 Атаманчук Г. Суверенитет: чей и для чего? // Союз. 1991. № 8. С.8.

63 Атаманчук Г. Указ.работа; см. также Сурилов А. Указ.работа.

64 Атаманчук Г. Указ.работа; см. также Сурилов А. Указ.работа

65 Мойсеенко М.Г. Союзный договор и суверенитет: теория, практика, противоречие // В кн.:
Конституционная реформа: поиски и решения. 1991. С. 143-144.

90


ны придерживаться (см., например, ст. 18 Конституции РБ, а также Декларацию о принципах международного права, касающихся друже­ственных отношений и сотрудничества между государствами в соответ­ствии с Уставом ООН, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 24 де­кабря 1970 года; Декларацию о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 14 февраля 1992 года; Декларацию о соблюдении сувере­нитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ го­сударств - участников СНГ от 15 апреля 1994 года). Общепризнано также, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве также может быть предметом международной защиты.

Верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, это, прежде всего, ее нео­граниченность (с известными, безусловно, оговорками) ничем, кроме по­ложений демократической конституции и естественного права. Верхо­венство власти означает ее единство в том смысле, что нет "двоевлас­тия", другой конкурирующей власти, посягающей на представитель­ство воли народа.

Независимость государственной власти означает ее самостоятель­ность, ее исключительное право издавать нормативные акты, опреде­лять и поддерживать конституционный порядок.

Государственный суверенитет - основное условие международной правосубъектности.

Государственная власть, обладая полнотой и верховенством, небез­гранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой влас­ти. Государство не может признаваться тем субъектом, границы дея­тельности которого безмерны, и что оно может делать все, что ему заб­лагорассудится. Интересный пример такой возможной "безграничнос­ти" власти приводил выдающийся русский юрист Г.Ф. Шершеневич, который писал следующее: "Гипотетически государственная власть может установить законом социалистический строй или восстановить крепостное право; издать акт о национализации всей земли; взять по­ловину всех имеющихся у граждан средств; обратить всех живущих в стране иудеев в христианство; запретить все церкви; отказаться от своих долговых обязательств; ввести всеобщее обязательное обучение или запретить всякое обучение, уничтожить брак и т.п."66 .

Исторический опыт показал, что иногда государство стремится дей­ствовать именно таким образом, как писал Г.Ф. Шершеневич. Однако подобного рода "зигзаги" в развитии государства, в отношениях между ним и гражданами дорого обходятся обществу. Для того чтобы проти­водействовать сползанию государства к тоталитаризму, сохранению де­мократического развития и внедряется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. О степени цивилизованности госу­дарства судят по его отношению к правам и свободам граждан, на-

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. - М., 1910. С. 217.

91


сколько они реально гарантированы. Прошлое свидетельствует, что в фашистских государствах Германии и Италии, абсолютизировалась роль государства, успех решения всех задач виделся в его могуществе, при­нижении роли общественных институтов, гражданского общества.

Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непос­редственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией (ст. 3). Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

Именно народ конституирует (обязует, узаконивает) государствен­ную власть (органы государства) и осуществляет контроль за их дея­тельностью. Для этого используются различные формы, в том числе перевыборы должностных лиц, которые получают от народа свой ман­дат на пребывание в должности; отзыв депутатов и др.

Народный суверенитет по отношению к государственному являет­ся первичным, однако первый может быть реализован лишь при усло­вии существования государственного суверенитета.

Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжать­ся своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.

Нацией является историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, культуры. Нация формируется из различных племен и народностей.

В условиях общего признания на международном уровне неруши­мости государственных границ попытка отдельных наций на формиро­вание собственного государства (суверенного) встречает серьезный от­пор, нередко и с применением силы со стороны государства, в рамках которого существует нация.

Декларация о государственном суверенитете

Республики Беларусь . Иные акты , направленные

на закрепление государственной самостоятельности

Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверени­тета республики было Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 июня 1990 года "О подготовке Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь"67 (тогда еще Бе­лорусской Советской Социалистической Республики), в котором вьфажено согласие с предложением Председателя Верховного Совета республики о включении в повестку дня первой сессии Верховного Совета

67 СЗ БССР. 1990. Н 18. Ст. 267.

92


двенадцатого созыва вопроса о Декларации, о государственном сувере­нитете республики. Было заявлено о необходимости рассмотреть этот вопрос как первоочередной по мере его готовности. Из 35 депутатов была образована Комиссия Верховного Совета по подготовке проекта Декла­рации (из них - 24 члена Президиума Верховного Совета). Надо заме­тить, что проект такого важнейшего документа был подготовлен в рекордные сроки (конечно, это не могло не сказаться на качестве этого документа). Хотя следует признать, что уже имелась определенная база для этого не только в виде идей у отдельной части депутатов (прежде всего, представителей БНФ), но и в виде соответствующих деклараций других союзных республик. К этому времени были приняты Деклара­ции о государственном суверенитете Эстонии (16.11.88), Латвии (28.07.89), Литвы (26.05.90), Грузии (26.05.90), России (12.06.90), Молдовы (23.06.90), Украины (16.07.90). Несколько позднее были приняты Декларации Туркменистаном (22.08.90), Арменией (23.08.90), Таджикистаном (24.08.90), Кыргызстаном (31.08.90), Казахстаном (25.10.90), Узбекистаном (31.09.91), Азербайджаном (18.10.91).

До рассмотрения проекта Декларации Верховный Совет 22 июня 1990 года решил еще один важнейший вопрос, без которого нельзя было двигаться к суверенитету, а именно: образовал Конституционную комиссию (о процессе подготовки и принятии действующей Конституции см. главу II). Непосредственно сама Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверени­тете была принята 27 июля 1990 года.

Декларация хотя и не имела тогда, по нашему мнению, юридического значения, в плане ее соотношения с другими актами носила рекомендательный характер, однако стимулировала принятие других законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных актов. На это, в принципе, нацеливала и сама Деклара­ция, в статье 12 которой сказано, что положения настоящей Деклара­ции реализуются Верховным Советом путем принятия новой Конституции (Основного Закона) и законов Республики Беларусь.

Государственный суверенитет, как было заявлено в Декларации, утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Именно осознание этой ответственности Верховного Совета за судьбу народа привело к тому, что он провозгласил "полный государственный сувере­нитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях" и заявил о стремлении создать правовое государство.

Значение Декларации огромно. Декларация определила соотношение властных полномочий Союза и республики. Ранее

93


существовавшая пирамида была перевернута: не Конституция и законы СССР имели верховенство, а объявлялось, что на территории Республи­ки Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов рес­публики. Эта запись явилась в будущем юридической основой для решения судьбы о федеративном государстве, в котором не может не быть определенного круга вопросов, по которым федерация имеет прерогативу. Для усиления этой формулы в Декларации было подчеркнуто, что все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, находящиеся и действу­ющие на территории республики, обязаны исполнять законодательство республики. Идея Декларации заключалась и в том, чтобы подчеркнуть самостоятельность республики в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Более того, вовсе не отвергалось нахождение в составе СССР, так как Республика Беларусь предлагала безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

Неотъемлемым признаком государственного суверенитета (в Дек­ларации не совсем точно указано - в качестве неотъемлемой части суверенитета) является гражданство. Это всегда подчеркивалось уче­ными68 . Действительно, без этого нельзя говорить о самостоятельности государства. Республика согласно Декларации принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы всех граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь (ст. 4).

Необходимым атрибутом государственности является право иметь собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету республики. Причем это подкрепляется правом определять порядок и условия прохождения гражданами республики воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности; решать вопросы размещения войск и вооружений на ее территории.

Что же касается воинских формирований других стран, их военных баз и сооружений, то они не могут быть размещены на территории рес­публики без согласия ее Верховного Совета. Представляется, что в данном случае речь шла, прежде всего, о воинских формированиях и военных объектах других союзных республик СССР, так как не имелось в виду давать согласие на размещение тех из них, которые принадле­жат иным странам. Была определена тенденция развития государства в этом направлении - ставилась цель сделать территорию республики безъядерной зоной, а государство - нейтральным. По поводу реализа-

68 Головко АЛ. Суверенитет союзной республики // В кн.: Советское многонациональное государство. - Свердловск, 1983. С. 68; Шабайлов BJi . Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство // В кн.: В союзе равных и суверенных. - Мн., 1968. С. 67.

94


ции этой концепции государственного строительства особенно ожесточенные споры возникли при решении вопроса о присоединении к Договору о коллективной безопасности.

Государственный суверенитет предполагает независимость государства в проведении внутренней политики. Это возможно тогда, когда власть его распространяется на всю территорию. В этих целях в Декларации было закреплено, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Республика самостоятельно устанавливает порядок организации на своей территории охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу экономическую безопасность. Республика самостоятельна в определении правового режима всех видов имущества.

Суверенитет возможен тогда, когда государство самостоятельно ре­шает территориальные вопросы. В истории белорусского государства были случаи, когда ее граница в период вхождения в состав Союза изменялась без ее ведома. Это подрывало принципы государственности. Декларация закрепила статус территории республики как единой и неделимой, она не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь. Все вопросы о границах должны решаться на основе международных договоров, которые подлежат ратификации высшим представительным органом.

Одним из признаков суверенности государства является право иметь свою финансово-кредитную денежную систему, собственную налоговую и таможенную службы. Поэтому в Декларации было закреплено исключительное право на учреждение указанных собственных систем. Вместе с тем стремление к размежеванию, которое наметилось уже ранее, проявилось в том, что в Декларации было закреплено право республики на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа, было подчеркнуто, что как республика - основательница Союза ССР она имеет право на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР.

В первой статье Декларации предусмотрено, что Республика Беларусь -суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенство народа в определении своей судьбы, а также государственности белорусского языка. На наш взгляд, государственность языка не является неотъемлемым признаком суверенности государства. В большинстве государств в конституциях не закрепляется статус государственности языка, однако несмотря на это нельзя усомниться в их суверенности. Если встать на противоположную точку зрения, а именно: отсутствие статуса государственного у белорусского языка, - то нельзя говорить о суверени­тете государства. Такой подход не исключает необходимости обеспечения функционирования белорусского языка во всех сферах общественной жизни,

95


сохранения национальных традиций и исторической символики. Хотелось бы заметить, что закон о статусе белорусского языка был принят Верховным Советом одиннадцатого созыва, в котором предусмотрено его поэтапное введение в действие. Вообще же надо заметить, что к 1992 году законы о языках приняли все республики бывшего СССР, закрепив в них статус государственного языка. Исключение составили лишь Грузия, Армения и Азербайджан, где принципы языковой политики были сформулированы ранее в их конституциях.

Как и любое иное суверенное государство, Республика Беларусь согласно Декларации имеет свой герб, флаг и гимн.

Демократичной явилась запись в Декларации о том, что важней­шим принципом существования Республики Беларусь как правового государства является разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство может функционировать и не основываясь на этом положении, однако оно имеет фундаментальное значение для государственного строительства на началах демократии, уважения прав личности, равенства всех перед законом.

Придавая историческую важность принятию Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, Верховный Совет постановлением от 27 июля 1990 года решил считать день 27 июля Днем провозглашения Декларации о государственном суверенитете (Днем независимости) и отмечать его впредь как национальный праз­дник Беларуси. После референдума, проведенного 24 ноября 1996 года, этот день празднуется ежегодно 3 июля.

Как мы уже отмечали, принятие Декларации являлось лишь провозглашением, на наш взгляд, тех идей, на основе которых имелось в виду обеспечивать государственное строительство, однако они (идеи) не были облечены в ту юридическую форму, которая бы превращала их из рекомендаций в неукоснительные для соблюдения правила. Главное для этого средство - закрепление положений Декларации в Конституции и законах.

§ 4. Характеристика основ конституционного строя Человек , его права и свободы как высшая ценность

Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Че­ловек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются выс­шей ценностью и целью общества и государства.

Ранее (в советский период) государство всегда доминировало в от­ношениях "человек - государство". Оно выступало в роли "патера", покровителя, жесткого диктатора, вершителя судеб людей.

В настоящее время на конституционном уровне закреплено поло­жение об ответственности государства перед гражданином за создание

96


условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполне­ние обязанностей, возложенных на него Конституцией (см. ст. 2 Конститу­ции). Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. Это может выражаться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обя­занностей перед другими гражданами, обществом и государством.

Следует обратить внимание на то, что образ жизни определяет сам гражданин. Он решает, какую ему приобрести профессию, к чему стре­миться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство лишь обя­зано создавать условия для свободного и достойного развития личнос­ти, которыми вправе (но не обязан) воспользоваться конкретный чело­век. Если он по объективным причинам (возраст, пол, инвалидность и др.) не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ стремится сгладить эти проблемы.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации рассматрива­ются в качестве высшей ценности и цели государства не только тогда, когда человек выступает только в личном качестве. Во многих случа­ях защита интересов общества и государства в целом позволяет мак­симально обеспечить и права отдельного индивида.

Не следует гипертрофировать права и свободы отдельного челове­ка. Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция позволяет (см. ст. 23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями развития демократическо­го государства.

Весь конституционный текст изложен таким образом, чтобы вопло­тить известный принцип - не народ для правительства, а правитель­ство для народа.

Демократическое государство

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь - демократи­ческое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (мно­гообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком го­сударстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Демократия означает многообразие политических институтов, иде­ологий, мнений.

Демократия - власть народа - не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом - важная и трудная задача любого демократического государства.

4 Зак. 131597


Демократия развивается на основе политического и идеологичес­кого плюрализма.

Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепле­ние в законодательстве демократического государства обязательной (офи­циальной) идеологии. Единственно допустимая "идеология", закрепляе­мая в Конституции, - это человек, его права и свободы как высшая цен­ность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолют­ном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявле­нию и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информа­ции в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а рав­но других общественных объединений, имеющих целью насильствен­ное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду вой­ны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Партии и другие общественные объединения являются важней­шим элементом политической системы.

В отличие от иных общественных объединений, включая и профсою­зы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде все­го, посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживают­ся определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не мо­жет быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

Более многочисленными и разнообразными по видам являются об­щественные объединения, в которые объединяются граждане. К обще­ственным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, бла­готворительные фонды и т.п.

Общественные объединения в отличие от партий не ставят полити­ческие цели в качестве основы своей деятельности.

Порядок организации и деятельности партий, других обществен­ных объединений определяется законодательством - Законом от 5 октября 1994 года "О политических партиях", Законом от 4 октября 1994 года "Об общественных объединениях" и др.

Правовое государство

Одной из насущных проблем организации общества является уста­новление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство чело­века, его права, а с другой - устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту

98


двуединую задачу. При этом добавим, что в правовом государстве обес­печивается свобода и достоинство человека как в отношениях его с государством, так и с другими людьми.

Термин "правовое государство" в Конституции упоминается лишь дважды: в Преамбуле Основного Закона указывается на желание обес­печить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указа­но, что Республика Беларусь - правовое государство. Однако в после­днем случае мы считаем, что имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а про­цессом становления его, переходом от одного этапа к другому.

Мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важ­но обеспечить "содержательную сторону" такого государства, для кото­рого характерно наличие определенных элементов, и их реализация (внедрение) на практике.

В юридической литературе называют различные признаки правового государства, но неизменно среди них называют: 1) признание прав и сво­бод человека; 2) верховенство (господство) права; 3) разделение властей.

Одним из существенных проявлений правового государства явля­ется уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и граж­данина. В правовом государстве права и свободы человека рассматри­ваются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Ориентиром в области обеспечения прав и свобод человека являются современные международные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах, и, прежде всего, тех, которые со­ставляют Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических пра­вах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданс­ких и политических правах). Среди важнейших региональных документов, которые являются обязательными для стран - членов Совета Европы, а также ориентиром для развития законодательства в других странах, явля­ется Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Республики Беларусь содержит основные положения указанных документов, что обеспечивает надлежащее развитие теку­щего законодательства. Важно также учитывать, что провозглашенные и закрепленные в Основном Законе права и свободы могут быть огра­ничены лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Так, в ст. 23 Основного Закона предусмотрено, что ограничение прав и свобод личности допускается: 1) только в случаях, предусмотренных законом; 2) прямо предусмотренных Конституцией целях:

а)в интересах национальной безопасности;

б)общественного порядка;

в)защиты нравственности, здоровья населения;

г)прав и свобод других лиц.


4*


99


Права и свободы человека являются ограничителем и противове­сом государственной власти.

Приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод. К мерам ответственности (в некоторых случаях конституционно-правовой ответственности) можно отнести: ответственность палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции; ответственность Правительства перед Парламентом; ответственность Президента перед народом (избирате­лями); применение к нему процедуры импичмента; ответственность граждан за совершение правонарушений и др.

Опыт становления правового государства свидетельствует, что име­ется много трудностей в деле обеспечения прав и свобод как на законо­дательном уровне, так и в процессе реализации принятых норматив­ных актов. Направить этот процесс в правовые рамки призваны, в час­тности, государственные органы - Президент Республики Беларусь как Глава государства, Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля, Прокуратура как орган, надзирающий за соблюдением законов, декретов, указов.

Господство права означает также связанность государства и его орга­нов правовыми нормами. Связанность государства правом означает пред­сказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те органы, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии. При этом следует иметь в виду, что в случае противоречия между различными актами должны действо­вать нормы акта, обладающего более высокой юридической силой. Выс­шей юридической силой обладает Конституция. Именно на основе и во исполнение демократической конституции должна развиваться право­вая система. В этой связи для правового государства характерно уста­новление практики прямого, непосредственного действия конституци­онных норм, а также норм тех международных договоров, ставших обя­зательными для государства, которые являются самоисполнимыми, т.е. не требуют принятия в свое развитие актов текущего законодательства.

Отличительным признаком правового государства является раз­деление власти, внедрение оптимальной системы сдержек и противо­весов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-пра­вового механизма, позволяют удерживать ветви единой государствен­ной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В ст. 6 Кон­ституции закреплено, что государственная власть в Республике Бела­русь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, ис­полнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдер­живают и уравновешивают друг друга.

100


Социальное государство

В литературе отмечаются следующие признаки социального госу­дарства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем ин­дивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Одной из основных характеристик социального государства явля­ется гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотре­но право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (см. часть вторую ст. 21).

Полагаем, что употребление термина "каждый" в данном случае не совсем удачно. Он явно нуждается в уточнении. С одной стороны, он позволяет предположить, что нормы Конституции в данном случае распространяют свое действие как на граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан, лиц без гражданства, по крайней мере, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. С дру­гой - для нас очевидно, что речь может идти о "каждом", кто не в силах самостоятельно обеспечить свое существование. В немецком законодательстве предусмотрено, что только тот, кто не в силах само­стоятельно добыть себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и матери­альную поддержку, которая соответствует его специфическим потребно­стям, побуждает к самопомощи, обеспечивает участие в общественной жизни и гарантирует достойное человека существование (§ 9 Общей ча­сти Кодекса социальных законов ФРГ). Таким образом, обеспечивается сбалансированный подход государства и отдельного индивидуума к ре­шению вопроса об обеспечении достойного существования, устанавлива­ется грань, за пределами которой начинается иждивенчество; первична активность самого человека и только затем уже возможна помощь государства, задача которого создать такую нормативную базу, которая способствует развитию личности, ее потенциала, использованию своих возможностей на практике.

Достойное развитие личности, безусловно, возможно, когда госу­дарство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономи­ческим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. На государстве лежит обязанность устра­нять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан. Для их преодоления должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, мате­рей и лиц преклонного возраста, предотвращения загрязнения окру­жающей среды и т.д.

101


Право на здоровые условия должно быть обеспечено всем: и законопос­лушным гражданам, и тем, кто в силу различных причин совершил право­нарушение (преступление) и по этой причине лишен личной свободы.

Основным источником к существованию является труд. В статье 41 Конституции Республики Беларусь труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека. Подобная фор­мулировка в сочетании с другими нормами Конституции означает и право не заниматься трудовой деятельностью: незанятость не может служить основанием для привлечения гражданина к какой-либо юри­дической ответственности (административной, уголовной или иной). По существу, мы можем говорить о свободе труда.

Для социального государства характерна политика, предполагаю­щая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства - правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции); закрепляется установление партнерских отно­шений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13,14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47) и др.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, однако, как видим, суть социаль­ного государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан, за счет которых она формируется.

Затрагивая различные грани проявления государством своих ка­честв как государства социального, конечно же, нам следует иметь в виду, что решить стоящие задачи можно при условии развитой эконо­мики. Уровень развития социального государства зависит от объема тех средств, которые государство может перераспределить (за счет по­лученных налогов и иных средств) в пользу тех категорий граждан, которые в силу возрастных, половых, физических, семейных и иных причин не в состоянии на равных конкурировать на рынке труда, в сфере предпринимательства с "преуспевающими" гражданами.

В отличие от требований международного сообщества в области гарантированности неотъемлемых прав и свобод человека оно более "снисходительно" к обеспечению социально-экономических прав.

Согласно статье 2 Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке между­народной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и тех­нической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ре­сурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление

102


признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способа­ми, включая, в частности, принятие законодательных мер. Таким обра­зом, государство может распорядиться только имеющимися ресурсами. Их размер зависит от многих факторов, например, от собираемости нало­гов, системы налогообложения, насколько она эффективна и стимулиру­ет рост производства, совершенствование экономических отношений.

Выполнение государством функции социальной защиты не долж­но носить стихийный, вспомогательный хаотичный характер. Велика здесь роль права.

Для социального государства характерен баланс интересов челове­ка, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Светское государство

Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечива­ется свобода вероисповедания.

Для светского государства характерно невмешательство государства в дела религиозных организаций, и, в свою очередь, последних в дела государства. Отношения между ними регулируются законом. В Консти­туции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отде­лении церкви от государства, как впрочем и не подчеркивается специ­ально, что наше государство является светским. Непосредственно рели­гиозным организациям посвящены несколько статей Конституции.

Так, согласно ст. 16 религии и вероисповедания равны перед зако­ном. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регу­лируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запре­щается деятельность религиозных организаций, их органов и предста­вителей, которая направлена против суверенитета Республики Бела­русь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопря­жена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует ис­полнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Согласно ст. 4 Конституции идеология религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной. В свою очередь, законодательством устанавливается ответственность за какое-либо прямое или косвенное ограничение прав граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как за разжигание вражды и ненависти либо оскорбления граждан в связи с их религиозными убеждениями.

В новой редакции Конституции (см. часть вторую ст. 16) появилась запись о том, что взаимоотношения государства и религиозных органи­заций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и нравственных традиций белорусского народа.

103


В этой связи закон "О свободе вероисповеданий и религиозных органи­заций" нуждается в определенных уточнениях (см. ст. 6 закона).

Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций.

Экономические основы конституционного строя

Экономические основы конституционного строя Республики Бела­русь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по суще­ству, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Про­изводство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйство­вания осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственно­сти. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Действующая Конституция определяет формы собственности и по­литику государства в области отношений по поводу собственности.

Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует рав­ную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного ис­пользования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятель­ности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составля­ют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяй­ственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находят­ся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключитель­ное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-эконо­мического уровня жизни.

Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государствен­ной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конку­ренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным фор­мам собственности, можно создать эффективную экономику.

104


Базовым правовым актом, определяющим основания возникнове­ния и порядок осуществления права собственности, является Граждан­ский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъекта­ми права государственной собственности являются Республика Бела­русь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юри­дические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной соб­ственности (собственность административно-территориальных единиц).

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, кото­рое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исклю­чением случаев, когда такие ограничения установлены законом в ин­тересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законо­дательными актами.

Конституционные основы деятельности политических партий и общественных объединений

Согласно ст. 5 Конституции политические партии, другие обществен­ные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республи­ки Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информа­ции в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а рав­но других общественных объединений, имеющих целью насильствен­ное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду вой­ны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Партии и другие общественные объединения являются важней­шим элементом политической системы.

В отличие от иных общественных объединений, включая и проф­союзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, преж­де всего, посредством участия в выборах, формировании общественно­го мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

4а Зак. 1315105


Более многочисленными и разнообразными по видам являются об­щественные объединения, в которые объединяются граждане. К обще­ственным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, бла­готворительные фонды и т.п.

Общественные объединения в отличие от партий не ставят полити­ческие цели в качестве основы своей деятельности.

Порядок организации и деятельности партий, других обществен­ных объединений определяется законодательством - Законом от 5 октября 1994 года "О политических партиях", Законом от 4 октября 1994 года "Об общественных объединениях" и др.

Регулирование отношений между социальными , национальными и другими общностями

Согласно ст. 14 Конституции государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере между органами государствен­ного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

По существу, идет речь о равноправии общностей, под которыми понимают совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например: социальная группа, профессия, место проживания, религиоз­ная принадлежность и т.п.

Ряд принятых нормативных актов направлен на создание и разви­тие общностей с учетом их особенностей, требующих особой поддерж­ки и защиты со стороны государства. К таким актам можно отнести законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "О национальных меньшинствах" и др.

Например, в законе "О правах ребенка" определяются задачи госу­дарства, его органов по защите детства, семьи и материнства. Деятель­ность в этой сфере обусловливается интересами как нынешнего, так и будущих поколений.

В основу закона положены нормы Конвенции о правах ребенка, а также действовавшей в тот момент Конституции Республики Бела­русь 1978 года с последующими изменениями и дополнениями. Это обстоятельство обусловливает необходимость критического анализа по­ложений закона: в случае расхождения норм закона с действующей Конституцией приоритет и непосредственное действие имеют положе­ния Основного Закона.

Закон определяет правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) с целью его гармоничного развития. При этом до­полнительными гарантиями пользуются дети с определенными осо­бенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных (эк­стремальных) ситуациях.

106


Закон "О правах ребенка" является, по существу, базовым по отно­шению не только к ведомственным нормативным актам, но и к дру­гим законодательным актам, касающимся прав и интересов ребенка.

Согласно закону "О национальных меньшинствах в Республике Бе­ларусь" принадлежность гражданина Республики Беларусь к нацио­нальному меньшинству является делом его личного свободного выбо­ра, из-за осуществления которого не могут возникать никакие небла­гоприятные последствия. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Бела­русь за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли. Никто не вправе требовать от гражданина Республики Беларусь указания его национальной принад­лежности ни устно, ни письменно. Более того, Республика Беларусь гарантирует национальным меньшинствам равные политические, эко­номические и социальные права и свободы, в том числе: право на полу­чение помощи со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования; право на изучение и пользование родным языком; право на сохранение национальных традиций; развитие про­фессионального и самодеятельного искусства; право занимать любые должности в государственных органах и др.

В ст. 15 Конституции закреплена ответственность государства за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное раз­витие культур всех национальных общностей, проживающих в Респуб­лике Беларусь.

Историко-культурное наследие народа Республики Беларусь, создан­ное им, является его достоянием, неотъемлемой частью достижения ми­ровой цивилизации. Ее духовные, художественные и документальные ценности создают необходимые условия духовного, интеллектуального и экономического развития общества. Идентификация, охрана, сохранение, популяризация, передача поколениям историко-культурных ценностей является святой обязанностью государства, делом чести ее гражданина (преамбула закона "Об охране историко-культурного наследия).

Историко-культурными ценностями являются наиболее отличитель­ные материальные объекты и нематериальные проявления человеческо­го творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и до­кументальные достоинства и взяты под охрану государства (ст. 2 закона).

Законодательством предусматривается классификация историко-культурных ценностей, учет и охрана историко-культурного наследия.

В Конституции (ст. 50) предусмотрено, что каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной при­надлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

4а*107


Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности.

Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граж­дане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

Проблема обеспечения национального равноправия является одной из самых сложных. История свидетельствует, что многие конфликты между людьми вызывались противоречиями на национальной и религиозной по­чве. Вот почему в современных условиях национальные отношения, осо­бенно положение национальных меньшинств, являются объектом присталь­ного внимания международных организаций, включая и европейские.

Сейчас в мире наблюдаются две тенденции - интеграция и стрем­ление к национальному (государственному) суверенитету. Свидетель­ством тому является, с одной стороны, общеевропейская интеграция, а с другой - "дробление" государств (СССР, Югославия, Чехословакия), конфликты в Приднестровье, Закавказье, на Северном Кавказе, пробле­мы (сепаратизм) в Канаде, Испании и др.

На фоне этнонациональных противоречий, существующих в других странах, Беларусь в целом выглядит вполне благополучно. Конститу­ция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по нацио­нальному признаку. В ст. 50 Конституции закреплены гарантии права каждого на сохранение своей национальной принадлежности, недопус­тимости принуждения к определению и указанию национальной при­надлежности. Более того, оскорбление национального достоинства пре­следуется согласно закону.

На территории Республики Беларусь проживает 130 национально­стей.

На 16 февраля 1999 года, по данным проведенной переписи, белору­сы составляют 81,2% от всего населения, русские - 11,4, поляки - 3,9, украинцы - 2,4, евреи - 0,3, все другие - 0,8%.

Таким образом, можно говорить о том, что Беларусь - полиэтничное государство.

Анализ показывает, что помимо титульной нации (белорусов) в на­шей республике две основные группы - те, кто уже продолжительное время проживает на ее территории (например, татары и евреи более 600 лет), и те, кто прибыл на ее территорию после распада СССР, в том числе и по причине возникших по месту прежнего жительства межна­циональных конфликтов. Большинство представителей нетитульных этносов имеют свои государства (вьетнамцы, евреи, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы), некоторые нет (например, цыгане).

В Республике Беларусь нет проблем с трудоустройством лиц, при­надлежащих к национальному меньшинству.

У нас преобладает динамика получения белорусского гражданства, нежели выхода из него.

Конституция Республики Беларусь (ст. 11) провозглашает равен­ство прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без граж-

108


данства и граждан Республики Беларусь. Гражданам Республики Бе­ларусь гарантируется гражданство, защита и покровительство государ­ства (ст. 10).

Несмотря на в целом благополучную картину и у нас в Беларуси есть проблемы в сфере межнациональных отношений. По данным со­циологических опросов, больше 10% опрошенных опасаются возникно­вения межнациональных конфликтов. Меняется картина отчужден­ности между представителями национальных групп. Так, в последние годы чеченцы, азербайджанцы у белорусов, русских и украинцев вызы­вают неприязненные отношения в четыре раза больше, чем евреи, и почти в три раза больше, чем цыгане. Еще 10 лет назад картина была иная (Беларуская думка. 1998. № 2. С. 33).

На практике существуют проблемы с использованием государствен­ных и национальных языков. В Конституции в качестве государствен­ных закреплены два языка - белорусский и русский (ст. 17). Более того, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ст. 50).

Закон "О языках в Республике Беларусь" закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которы­ми пользуется население республики (ст. 21), провозглашается защита языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на нацио­нальном языке (ст. 21). Это подтверждает и закон Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" (ст. 6) - воспитание и обучение возможно на языке национального меньшинства. К сожалению, не всегда нормативные акты публикуются на обоих государственных языках.

Иногда проявляется не совсем корректное отношение к одному из государственных языков. В целях изменения ситуации по предложению Конституционного Суда Республики Беларусь 12 ноября 1998 года за пуб­личное порочение, создание препятствий и ограничение в пользовании языками была введена административная ответственность (ст. 1722).

Нуждается в совершенствовании законодательство об определении национальной принадлежности, о возможности изменить национальность. Ориентиром здесь, безусловно, должны быть международные акты.

Оптимальной работе государственных органов содействовало бы, на наш взгляд, определение в международных актах, национальном законо­дательстве понятия "национальные меньшинства", которого, к сожале­нию, нет даже в Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств.

Проявляя заботу о национальных меньшинствах, государство дол­жно помнить и о проблемах титульной нации, чтобы она по своему статусу не превратилась в субъекта, который только несет определен­ные обязанности и не имеет прав. Подход к регулированию отношений между национальными общностями должен быть сбалансированным. Дальновидность политики в этом вопросе определяет, как будет разви­ваться государство: в мире или в постоянных конфликтах.

109


Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность Конституции? Назовите ее свой­
ства и характер действия конституционных норм?

2. Можно ли говорить о существовании конституционного строя
исходя при этом из чисто формального признака - наличия в государ­
стве Конституции?

3. Назовите виды суверенитета. Назовите особенности развития
Беларуси, которые способствовали обретению ее независимости в нача­
ле 90-х годов XXстолетия. Какие акты содействовали становлению
государственного суверенитета Беларуси?

4. Почему человек, его права и свободы рассматриваются как выс­
шая ценность и цель общества и государства?

5. Назовите характерные черты демократического правового соци­
ального государства?

6. Какие в Основном Законе сформулированы экономические ос­
новы конституционного строя?

7. Назовите конституционные основы деятельности политических
партий и общественных объединений.

8. Какие требования предъявляются правовому регулированию от­
ношений между социальными, национальными и иными общностями?

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и
дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября
1996 года. -Мн.: Беларусь, 2000.

2. Василевич ГА Конституционное право Республики Беларусь. -
Мн.: Интерпрессервис, 2003.

3. Василевич ГА Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к
независимости в конце XXстолетия. - Мн.: 2002. Молодежное науч­
ное общество.

4. Василевич ГА Конституция Республики Беларусь. Научно-прак­
тический комментарий. - Мн.: Право и экономика, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  301  302  303   ..