Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  296  297  298   ..

 

 

Косвенные методы государственного регулирпования

Косвенные методы государственного регулирпования

Содержание

1. Теоретические аспекты изучение косвенных методов государственного регулирования

1.1. Цели и задачи государственного регулирования

Экономика страны — это сотни миллионов различных компо­нентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материа­лы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодей­ствии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным ме­ханизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уров­нями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют меж­государственные правила. Поэтому укрепляются те государствен­ные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями про­дукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые струк­туры нуждаются в поддержке государства.

Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Главная задача хозяйственного законодательства и государствен­ных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупот­реблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться цент­рализованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое мно­гообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а так­же вводят отдельные ограничения на их действия, способные на­нести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает про­граммы развития экономики и добивается безусловного выполне­ния этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.

Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современ­ным условиям хозяйствования.

1.2. Различия методов государственного регулирования

В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного госу­дарства. В России с ее огромным пространством, разнообразием природно-климатических условий и народных традиций, очевид­но, допустимы некоторые различия управления даже в рамках от­дельных территорий. По отдельным видам продукции и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынужде­ны сотрудничать с крупнейшими корпорациями. Такое сотрудни­чество установилось и в России, в частности, между государствен­ными органами всех уровней и крупнейшими объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.

Исполняя регулирующую роль, последние десятилетия государ­ственные органы Японии и США также действуют в основном совместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они опре­деляют:

а) объем необходимых инвестиций, их направление и структуру;

б) технический уровень, а также объем и пропорции выпуска
важнейших видов продукции, ее конкурентоспособность;

в) уровень заработной платы и некоторые другие виды деятельности предприятий.

Намеченные общенациональные задачи решаются в основном с помощью экономических регуляторов: налогов, кредитов, субси­дий, программ, квот и др.

Например, в странах Западной Европы, а также африканского и азиатского континентов, нередко наблюдается прямое вме­шательство государственных органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.

1.3. Косвенные методы государственного регулирования экономики

Косвенные методы государственного регулирования цен включают использование средств налоговой политики, финансирование научно-исследовательских работ, дифференцированную кредитную политику, прямое установление цен на продукцию, создаваемую в государственном секторе и в дальнейшем используемую частным сектором, государственные заказы частным компаниям. Повышение таможенных пошлин на импортируемые товары ведет к росту цен на внутреннем рынке, так как приводит к удорожанию сырья и основных фондов и снижает конкуренцию. Наоборот, либерализация торгового режима удешевляет импорт и ведет к понижению общего уровня цен в стране. На общий уровень цен в стране влияют также изменения курса валюты, оказывающие воздействие на динамику экспорта и импорта.

Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия и Великобрита­ния не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные па­латы (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществ­ляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой.

В Великобритании, как и в Германии, нет закона, который предпи­сывает ТПП те или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать. Торгово-промышленные палаты не по­лучают финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает реше­ние о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия и степени участия государственных органов между системами организации ТПП в Германии и Великобритании, между ними много общего.

Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевро­пейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для миро­вого бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, ока­зывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов. Очевидно, что структуры, аналогичные ТПП, нужны и в Рос­сии.

Таким образом, рассмотрев основные теоретические аспекты по косвенным методам государственного регулирования, далее необходимо проанализировать аспекты данных положений на примере деятельности розничного торгового предприятия ОАО «Рамстор».


2. Косвенные методы государственного регулирования на предприятии ОАО «Рамстор»

Косвенные методы в торговом предприятии — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств в ОАО «Рамстор» являются налоги. Они в государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль: с одной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

Областной Думой муниципального образования город Набережные Челны принят Закон «О налоге с продаж», которым устанавливается и вводится налог на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории области, за исключением перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% — в местный бюджет и 2% — в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) торговое предприятие ОАО «Рамстор» (налогоплательщик) включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета в ОАО «Рамстор», определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Налог на имущество организаций(с первого января 2004г.) устанавливается на территории Республики Татарстан Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 №49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», в редакции изменений и дополнений (далее по тексту Закон № 49-ЗРТ).

Закон от 28.11.2003 №49-ЗРТ в соответствии с Налоговым кодексом РФ определяет налоговую ставку, порядок уплаты, форму отчетности по налогу, а также налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками. В соответствии со статьей 2 Закон № 49-ЗРТ налоговая ставка устанавливается в размере 2,2%. Таким образом, согласно данному законодательству ОАО «Рамстор» платит данный вид налоговых платежей, т.к. имеет в своем распоряжении имущество.

В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Татарстана». Со дня введения единого налога на территории не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19—21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица, т.е. ОАО «Рамстор». Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет области за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

Далее необходимо отметить, что торговое предприятие ОАО «Рамстор» работает в соответствии с Постановлением администрации от 03.09.98г. №858 «О стабилизации цен на отдельные социально-значимые товары и защите прав потребителей» установлено регулирование цен на отдельные социально-значимые товары повседневного спроса отечественного производства, поставляемые на региональный рынок.

Кроме этого, разработан проект Закона республики Татарстан «О государственном регулировании цен и тарифов», определяющий организационные и правовые основы государственного регулирования в этой сфере, а также контроля за соблюдением государственной дисциплины цен на территории области, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, полномочия органов государственной власти в вопросах ценообразования.

В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии. Деятельность магазина ОАО «Рамстор» полностью подчиняется требованиям данного законодательства.

Вместе с тем, механизм экономического регулирования необходимо постоянно совершенствовать, независимо от того, ориентируется правительство на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования.


Заключение

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.

Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

Косвенные методы в торговом предприятии — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.


Библиографический список

1. Ельников, Д.Э. Малый бизнес и крупные предприятия: аспекты государственного регулирования: [Текст] / Ельников, Д.Э. // Вопросы статистики. – 2005 - № 7. – С. 3 –8.

2. Качканов, В. П. Система государственного регулирования в России: проблемы и перспективы: [Текст] / Качканов, В. П. – М., 2006. – 127 с.

3. Предпринимательство: Учеб. для студентов вузов: [Текст] // Под ред. В.Я. Горфинкеля. М., ЮНИТИ, 2006. – 475 с.

4. Слепокуров, А. Малые предприятия и их отношения с крупными фирмами: сравнительная эффективность: [Текст] / Слепокуров, А. // Экономист. – 2006. - № 7. – С. 55-65

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  296  297  298   ..

 

Введение 2
1. Теоретические аспекты изучение косвенных методов государственного регулирования 4
1.1. Цели и задачи государственного регулирования 4
1.2. Различия методов государственного регулирования 6
1.3. Косвенные методы государственного регулирования экономики 7
2. Косвенные методы государственного регулирования на предприятии ОАО «Рамстор» 9
Заключение 13
Библиографический список