Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  159  160  161   ..

 

 

Экологический аудит и перспективы его развития

Экологический аудит и перспективы его развития

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Основные положения аудита………………………………………….…5

1.1. История развития экологического аудита………………………..6

1.2. Цели, задачи и основные принципы экологического аудита…...10

1.3. Основные виды экологического аудита………………………….13

1.4. Процедура экологического аудита на предприятии…………..16

2. Перспективы развития экологического аудита в России……………..22

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………28


ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития рыночных отношений в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике. В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. В сложившейся ситуации данная работа, посвященная выявлению возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике, приобретает особую актуальность.

Актуальность проведения экологического аудита на российских предприятиях имеет экономический, экологический и социальный аспекты.

Устойчивое развитие Российской Федерации возможно при обеспечении сочетания экономических, экологических и социальных интересов общества.

Целью настоящей работы является выявление возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю развития экологического аудита в системе природопользования Российской Федерации.

2. Определить цели, задачи и основные принципы экологического аудита.

3. Рассмотреть возможность использования экологического аудита как средства снижения экологического риска предприятий и при выборе природоохранных мероприятий.

4. Изучить основы правового регулирования экологического аудита в Российской Федерации.

5. Определить перспективы развития экологического аудита в России.


1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧКЕСКОГО АУДИТА

Экологический аудит – сравнительно молодой вид деятельности и прежде чем рассматривать его особенности целесообразно остановиться на общих основах аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и иных финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию прочих аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с российским законодательством, специально уполномоченными на то государственными органами.

Экологический аудит необходим для проверки и оценки состояния деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям российского законодательства, проводимых для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными законными целями.

Экологический аудит – предпринимательская деятельность экологических аудиторов (организаций) по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на нее и здоровье населения.

Концепция проведения ревизии экологической деятельности (экологичности) компаний (экологического аудита), разработанная в конце 70-х гг. в США, впервые использовалась на практике для проверки соблюдения компаниями экологических требований законов, законодательных актов и нормативов.

1.1. История развития экологического аудита

Развитие промышленного производства привело к резкому увеличению мощностей предприятий, потребления энергии, ресурсов, что повлекло за собой возрастание количества отходов, загрязняющих окружающую среду. Ощутимость ущерба окружающей среде обусловила необходимость юридической ответственности предприятий. Это привело к дополнительным финансовым расходам и потерям, так как предприятия начали платить за наносимый ущерб.

Предприятия вынуждены были привести свою деятельность в соответствие нормам экологического законодательства. Такая деятельность соответствовала финансовому аудиту и получила название экологического аудита. Примерно пятнадцать лет назад экологический аудит стал использоваться в виде метода внутреннего административного управления для усиления контроля за деятельностью предприятия.

Экологический аудит получил распространение в Канаде, Великобритании, Швеции, США, Нидерландах и др. промышленно развитых странах.

Так, в 1984 г. Национальным Агентством по охране окружающей среды США была разработана концепция аудирования для федеральных агентств, на основе которой несколько десятков федеральных агентств разработали собственные программы экологического аудита.

В 1985 г. управление по экоаудиту и законодательству Министерства энергетики США провело аудирование своих основных объектов. При этом, например, NASA привлекал внешних консультантов.

После крупнейших аварий на химических предприятиях в Великобритании (1974 г.) и Италии (1976 г.) была принята директива ЕЭС (1982 г.) об экологическом аудировании.

Введение экологического аудита во Франции преследовало цели проверки безопасности производства и оказание помощи властям в принятии мер по изучению рисков и обеспечению безопасности.

В Норвегии целью аудита стало усиление экологической деятельности в государственном и частном секторах в дополнение к традиционным инспекционным проверкам промышленных предприятий. Экологический аудит стали проводить при приобретении или передаче недвижимости.

В США экологический аудит начали осуществлять в случаях возникновения конфликтов между предприятием-нарушителем и Национальным Агентством по охране окружающей среды при осуществлении экологической программы на предприятии или несоответствия ее экологическому законодательству. При повторном нарушении законодательства применяется обязательное аудирование.

Специализированный экологический аудит проводится по проблемам оценки опасности производимого продукта, минимизации отходов, вопросам профессиональных заболеваний, промышленной гигиены, контроля загрязнения конкретных природных сред и др. Health, safety and environment audit – аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды – также получает широкое распространение.

Во многих странах с 1991 г. коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам. Это было вызвано тем, что часто предприятия-заемщики не выполняли требования природоохранного законодательства, что повышало риск наложения на них соответствующих санкций, в том числе и финансовых. Аудиторские проверки позволяли выявить такие риски.

В США аудит превратился не просто в инструмент контроля за соблюдением закона, но и в экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности предприятия, поскольку является основой для разработки мероприятий и мер превентивного характера. Экоаудит направлен на опережающее выявление экологического правонарушения, позволяя руководству предприятия принять соответствующие меры.

Экологическое законодательство в США относится к законам так называемого народного благосостояния, поэтому суды считают, что правительство не обязано доказывать преднамеренность в действиях правонарушителя (т.е. в любом случае компания должна нести ответственность независимо от того, знали или не знали ее сотрудники всех деталей нарушения закона). Добровольное выявление экологических нарушений, принятие мер к их устранению ставит компанию в более выгодное положение – это свидетельствует об ответственности и серьезности администрации, и санкции могут быть смягчены. Отсутствие искренности, наоборот, может привести к ужесточению санкций.

Систематические аудиторские проверки свидетельствуют об ответственности предприятия, реализации его экологической политики, направленной на следование законам. Если предприятие до правонарушения не имело программы экоаудита, но сразу же принимает ее и гарантирует исполнение, то это может смягчить вину и последующие санкции, а также привести к сокращению штрафов.

При этом программа не должна носить общего характера или быть частичной. Она должна включать в качестве начального этапа экологического аудита (экоаудита) такие позиции, как, например, «дополнительные расходы на охрану окружающей среды», «дополнительные экологические проекты» и т.п.

В 1990 г. в США принят закон об охране окружающей среды от загрязнений – в котором важные полномочия предоставлены Отделу по уголовному преследованию. Однако добровольно выявленные правонарушения или исправленные благодаря принятой программе экоаудита помогают избежать рассмотрения в уголовном порядке.

Международная финансовая корпорация в качестве цели экоаудита рассматривает определение характера и масштабов всех возможных экологических проблем, включая вопросы охраны здоровья и обеспечения безопасности на существующих объектах или в рамках корпоративной политики.

Всемирный банк рассматривает экологический аудит как методическое изучение экологической информации об организации, сооружении или объекте для выяснения степени соответствия критериям экоаудита. Экологический аудит становится своего рода «моментальной фотографией» экологической обстановки на аудируемом объекте.

Совет Европейского Сообщества экологическое аудирование рассматривает как средство управления, представляющее систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей среды, а также для контроля воздействия и оценки согласованности деятельности предприятия с экологической политикой.

Экоаудит призван способствовать получению населением объективной информации о степени опасности конкретного предприятия как источника техногенной угрозы.

Население, живущее в зоне воздействия аудируемого объекта, должно быть информировано о состоянии защищенности аудируемого предприятия от угроз со стороны загрязненных природных объектов.

Результаты аудиторской проверки могут быть использованы администрацией и владельцами предприятий при планировании природоохранной деятельности, выборе ресурсосберегающих технологий, организации системы экологически ориентированного управления, что в конечном итоге способствует повышению инвестиционной привлекательности.

1.2. Цели, задачи и основные принципы экологического аудита

В настоящее время рядом специалистов рассматриваются два понятия: экологическое аудирование и экологический аудит.

Экологическое аудирование – это вид предпринимательской деятельности, составная часть общего аудита в системе экологического менеджмента; организационно-управленческий инструмент обеспечения национальной безопасности в экологической сфере.

Экоаудит рассматривается как элемент экологического менеджмента и организационно-управленческого механизма обеспечения национальной безопасности в экологической сфере как инструмент гарантии экологических прав граждан на техногенно безопасную и экологически чистую окружающую среду.

В процессе аудиторской проверки выделяется достоверная информация о состоянии финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, соблюдении налогового режима и т.п.

Необходимость экоаудита определяется требованиями законодательства, в частности:

– об охране окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, самой эксплуатации, модернизации, реконструкции, консервации, утилизации предприятий;

– о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера при различных видах деятельности;

– о безопасности при использовании атомной энергии, при осуществлении оборонной деятельности;

– при финансовой отчетности, ведении платежно-расчетных операций, выплате налогов и т.п.

Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

– выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

– определение уровня экологичности компании (проводится в случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области окружающей среды);

– функционирование системы экологического управления;

– получение экологического сертификата;

– выполнение финансовых обязательств и выплата долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;

– составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах. Международные стандарты ИСО по экологическому аудиту включают методические материалы по принципам экологического аудита, процедуре аудита систем экологического управления и квалификационные требования к специалистам по экологическому аудиту.

Основные принципы экологического аудита:

– объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при ее проведении;

– профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

– достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

– планирование работ по его проведению;

– комплексность (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

– конфиденциальность информации, полученной в результате проведения аудита;

– ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Проведение экологического аудирования в России регулируется Указами Президента РФ от 22 декабря 1993г. И от 24 декабря 1994 г., приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и включает проверку системы внутреннего финансового контроля объекта, соблюдение законодательства и соответствия ему документации, проверку бухгалтерского учета и отчетности.

Экологический аудит проводится:

– в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

– при реализации процедуры банкротства;

– при проведении обязательного экологического страхования;

– при подготовке инвестиционных проектов и программ;

– когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Задачами экологического аудита являются:

– обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

– определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

– проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

– повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

– снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

1.3. Основные виды экологического аудита

В связи с огромным разнообразием путей антропогенного воздействия на окружающую среду сформировался целый ряд видов экологического аудита в отечественной и международной практике, каждый из которых ориентирован на достижение определенных целей. Назовем некоторые из них:

– Определение соответствия хозяйственной деятельности предприятия природоохранному законодательству (аудит соответствия);

– Оценка эффективности управления, соответствия сформированной внутренней системы управления и корпоративной политики, установление степени экологического риска, связанного с деятельностью предприятия (аудит управления);

– Оценка экологической безопасности сырья, материалов и оборудования, используемых при производстве продукции; выявление альтернативных ресурсосберегающих технологий, способствующих, кроме того, снижению себестоимости производимого товара или услуг (аудит снабжения);

– Оценка прошлого экономического ущерба от загрязнения, а также потенциальной экологической ответственности при осуществлении приватизационной стоимости предприятия или земельных участков с расположенными на них объектами (аудит недвижимости);

– Оценка опасности отходов производства путем их рекуперации, утилизации, размещения и захоронения (аудит обращения с отходами);

– Оценка рационального использования территории под различные объекты с целью создания оптимальной экологической ситуации (аудит территорий);

– Оценка энергопотребления и возможных путей его снижения (аудит энергосбережения);

– Оценка риска и размера ущерба в результате возможных техногенных аварий, технологических сбоев, стихийных природных процессов и т.п. для обоснования и осуществления экологического страхования (страховой экологический аудит);

– Оценка необходимых затрат на экологические аспекты деятельности при инвестировании реконструкции, расширения, перепрофилирования, закрытии предприятия (инвестиционный экологический аудит);

– И другие.

Процедура экологического аудита должна обеспечивать возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным для него критериям экологического аудита. Процедура проведения экологического аудита должна быть по возможности простой и доступной в управлении и исполнении. Перед проведением аудита необходимо:

– идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или при производственном процессе объекта аудирования;

– четко установить целевую направленность политики и планов предприятия;

– определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;

– разработать процедуры, устанавливающие порядок проведения аудита.

Основными этапами процедуры экологического аудита являются:

– проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятельности;

– сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;

– визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;

– инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;

– выработка рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.

Аудит отличается самостоятельностью определения форм и методов аудиторской проверки на основе требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом. А также независимостью от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможностью организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

При необходимости аудирование может сопровождаться инспектированием предприятия в целом или его отдельных подразделений, объектов, сооружений, оборудования, аппаратуры, мест складирования отходов и т.п. При этом выясняется пригодность и работоспособность оборудования.

Экологическое аудирование как вид деятельности осуществляется в экологической сфере деятельности общества и государства. Правоотношения возникают по поводу конкретных, имеющих правовой статус объектов охраны окружающий среды.

Природный объект может рассматриваться как объект экологических правоотношений и объект, на который негативно влияет аудируемое предприятие, в следующих случаях:

– если объект или часть его выделены в натуре;

– с требуемой точностью (для земельного участка – до 10 см) установлены его границы, площади (объем) с топогеодезической привязкой на местности;

– установлены характерные признаки его природного режима (сезонные изменения объема, площади и т.п.);

– выявлены связи его с сопряженными компонентами экосистем;

– если объект имеет государственную регистрацию с установленным юридическим статусом.

Объектами экологических (гражданско-правовых и др.) правоотношений могут быть водные объекты, объекты животного мира, участки: земельные, лесного фонда или не входящие в лесной фонд, недр, континента, шельфа, внутренних морских вод, прилежащих зон, территориального моря.

В полной мере этими признаками не обладают атмосферный воздух, генетический фонд, озонный слой атмосферы, микроорганизмы.

1.4. Процедура экологического аудита на предприятии

В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Объектами экологического аудита являются:

– имущество;

– текущие операции предприятия;

– система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;

– программы окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и т.д.


Часто аудит предназначен для первичного анализа с целью выявления возможностей использования малоотходных производств и применения новейших технологий. Результаты такого аудирования могут служить отправной точкой для формирования системы управления окружающей средой на предприятии. Аудит отходов может также инициировать разработку плана действий по охране окружающей среды для проектов, предполагающих постепенное развитие природоохранных мероприятий.

Процесс аудита может быть разбит на шесть этапов (рис. 1):

При проведении аудита, в том числе с целью внедрения малоотходных производств, аудитору следует приступать к работе только после заключения контракта с аудируемой компанией. Как минимум в контракте должна быть подчёркнута конфиденциальность отношений аудитора и компании, но также возможно провозглашение и других условий.

Аудиторская группа собирает общую информацию по процессам, используемым на предприятии. Ещё до планирования первого посещения предприятия туда посылается анкета специальной формы. Могут использоваться характеристики предприятия в особом формате. Одновременно с направлением анкеты целесообразно запросить копии имеющихся официальных документов, таких как лицензии, разрешения и согласования, включая лицензии на пользование различными видами природных ресурсов.

Отправной точкой для подготовки собственно аудита являются сведения о местоположении предприятия, его транспортных связях, предшествующем развитии, текущих производственных мощностях, юридическом статусе, имеющихся планах на будущее. Они используются и при подготовке отчёта по итогам аудита.

Необходимо, чтобы ещё до первого посещения предприятия была доступна информация о видах продукции, производственных процессах, технологиях и оборудовании, используемых для переработки образующихся отходов.

Во время первого посещения аудиторской группой составляется «схема потоков» путём осмотра на месте и выявлении реальных «входов» и «выходов». Схема потоков предназначена для иллюстрации производственного процесса и должна быть дополнена таблицами данных, характеризующих экологические аспекты.

Важнейший элемент оценки – подготовка подробной схемы потоков, которая является основой разработки балансов потребления материалов и энергии. Эта схема может быть разработана в виде блок-схемы, увязывающей между собой отдельные производственные операции. После подготовки её можно дополнить основными входными и выходными потоками ресурсов.

Схема потоков выполняется с учетом так называемых экологических аспектов, участвующих в производственном процессе. Всего существует 14 различных категорий экологических аспектов. К ним относятся:

– Сырьевые материалы (составляющие и объёмы сырья, а также поставщики и торговые марки);

– Вспомогательные материалы (материалы, используемые в качестве добавок (присадок) в процессе производства, для очистки сточных вод и т.д.);

– Производимая продукция (объёмы по каждому типу производимой продукции);

– Топливо (все виды топлива и масел, используемых на предприятии);

– Электричество (общий объём потребления электроэнергии, количество и тип счётчиков электроэнергии);

– Вода (потребление, наличие и тип счётчиков);

– Выбросы в атмосферный воздух (любые загрязняющие выбросы с указанием, образуются ли они в процессе производства или в результате работы вентиляции, действующей на предприятии, состав и объёмы выбросов, количество выводящих труб на предприятии, устройства очистки выбросов);

– Сточные воды (все точки отведения сточных вод, образующихся как в процессе производства, так и из умывальных и душевых комнат, их состав и объём, наличие и состав очистных сооружений);

– Отходы (регистрируются отдельно все существующие отходы – производства, бытовые, опасные, указываются имеющиеся на территории места хранения отходов, описание методов утилизации отходов и процедур взятия проб);

– Запахи (регистрируются все запахи, образующиеся в результате работы предприятия);

– Шум (наиболее значительные источники шума с указанием оборудования, от которого исходит шум);

– Вибрация;

– Риски (все основные риски, например, от хранения опасных отходов, совместного хранения несовместимых химических веществ и все складские помещения на территории предприятия);

– Сбои в работе предприятия (непосредственно сбои в работе и их последствия, вид загрязняющих веществ и их объём).

При осмотре предприятия следует проследить весь процесс от склада сырья до тех точек, где готовая продукция, отходы, сбросы, выбросы покидают производственную зону. При этом желательно получить информацию от тех, кто непосредственно занят на рабочих местах. Такие работники часто располагают информацией о реализуемых процессах, используемых методах производства и обращения с материалами и отходами.

Важно собрать информацию о количествах используемых ресурсов, образующихся отходах, сбросах и выбросах. Эти данные должны быть соотнесены с объёмами производства, например потребление электроэнергии на единицу производимой продукции.

Целью подготовки баланса масс является подсчёт объёмов сырья, вспомогательных материалов и энергии, потребляемых в процессе производства, и материальных и энергетических потоков, образующихся на выходе из него. Материальный баланс основан на принципе:

Входной поток – Выходной поток = Потери

Однако, если потери меньше 5%, метод баланса масс вряд ли позволит определить источник потерь.

Баланс масс позволяет выявить и количественно оценить до этого не учитывавшиеся потери, выбросы и сбросы. Основой расчёта баланса масс является схема процесса. Баланс даёт картину источников и причин образования отходов, выбросов и сбросов, которая необходима для выработки альтернатив малоотходного производства. Материальный баланс используется не только для выявления входных материально-энергетических потоков, но также и для расчёта затрат, связанных с движением этих потоков.

В ходе второго посещения составляется список возможных альтернатив, направленных на улучшение или стабилизацию ситуации на конкретном предприятии, в ходе дальнейшей работы этот список корректируется, тщательно прорабатывается каждая из предложенных альтернатив и выбираются наилучшие.

Цель технической оценки заключается в определении технической целесообразности альтернатив малоотходного производства. Здесь для принятия решений о реализации сложных капиталоемких проектов следует оценить воздействие предлагаемых мер на производственный процесс, выпускаемую продукцию, объёмы и степень безопасности производства и т.д. Кроме того, если предполагаемая альтернатива предусматривает серьёзные изменения в действующих процессах, могут потребоваться лабораторные исследования или пробные пуски оборудования.

Далее необходимо просчитать экономическую эффективность той или иной альтернативы. Экономическая обоснованность является нередко основным соображением при оценке того, будет или не будет использована данная альтернатива. При проведении экономической оценки должны учитываться различные затраты и экономия.

Таким образом, в ходе проведения аудиторской проверки, рассматривается полный жизненный цикл продукта от сырья до готового изделия, включая побочные продукты.


2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В РОССИИ

В настоящее время существуют необходимые предпосылки и основа для развития экологического аудита в России. Приняты государственные стандарты в этой области, существует большой положительный опыт функционирования на различных предприятиях России систем качества производства и продукции, созданных в соответствии со стандартами ISO серии 9000, явившихся основой для создания систем экологического управления.

Очевидная государственная поддержка внедрения систем качества выразилась в принятии постановления Правительства РФ от 02.02.1998 г. № 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг".

В постановлении в качестве важнейшей задачи органов федеральной исполнительной власти определяется осуществление поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано также оказывать поддержку указанным субъектам хозяйственной деятельности.

Для широкого внедрения в России экологического менеджмента и экологически ориентированных систем управления, обеспечивающих эффективное эколого-экономическое развитие, необходима организация и государственная поддержка следующих основных направлений:

– обучение представителей деловых кругов требованиям и рекомендациям по созданию систем управления;

– ознакомление широких кругов потребителей, общественности и других заинтересованных сторон с результатами эффективного функционирования экологически ориентированных систем управления зарубежными и отечественными достижениями в области охраны окружающей среды;

– обучение и подготовка специалистов, внедряющих на предприятиях экологические системы управления, а также аудиторов, проверяющих соответствие систем управления требованиям стандартов и их эффективность;

– создание отечественных структур, необходимых для аттестации специалистов, органов аккредитации и сертификации (регистрации), признаваемых соответствующими зарубежными и, в первую очередь, европейскими структурами и органами;

– подготовка рекомендаций и руководств для предприятий, внедряющих системы управления;

– принятие стимулирующих мер. обеспечение определенных льгот в отношении предприятий, сертифицированных на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 14(ХХ) и др.

Развитие экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает также развитие международного сотрудничества в этой области, обмен опытом и информацией, поддержку отечественных и зарубежных финансовых структур и инвестиции, а также позволит решить ряд задач, определенных Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Среди подобных задач можно назвать следующие:

– стабилизация экологической ситуации;

– коренное улучшение экологическою состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

– ведение хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Итак, можно назвать ряд аргументов в пользу того, зачем предприятию нужен экологический аудит:

Во-первых, быстрое развитие правовой базы в сфере экологического менеджмента и экологическою аудита заставит администрацию предприятий-природопользователей ввести и сертифицировать собственную службу по охране окружающей среды, разработать природоохранную политику и систему управления природопользованием.

Во-вторых, ужесточение санкций и применение экономических механизмов природопользования делает все более накладными нарушения экологических требований, высокую материалоемкость, энергоемкость и экологическую опасность продукции. Перенос бремени налогообложения на потребляемые природные и иные ресурсы заставит переходить на молоотходные. маловодные технологии, стремиться к получению экологического сертификата. Последнее - также условие конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В-третьих, выпускать экологически чистую продукцию с использованием аналогичных технологий будет престижно и экономически выгодно. Уже сейчас невозможно получить кредит в зарубежных банках без прохождения процедуры экологического аудита и сертификации продукции. Кстати, и российские банки стали применять это условие. Российским производителям не надо объяснять, что без иностранных инвестиций стране экономику не поднять. Кроме того, ЕС устанавливает ограничения по поступлению на европейский рынок товаров, не имеющих экологического сертификата.

В-четвертых, наведение должного порядка на предприятии в системе управления охраной окружающей среды и ресурсопользованием позволит оптимизировать отношения администрации предприятия с природоохранными органами, органами власти и населением, упорядочить технологические процессы и в итоге снизит антропогенную нагрузку на природную среду и на степень влияния этой нагрузки на здоровье персонала предприятия и населения.

В-пятых, инициативным аудитом администрация предприятия заслужит имидж новаторства и доброй воли, что немаловажно в достижении политических целей его руководителей.

В-шестых, лучше провести аудит добровольно, получив от аудиторов конфиденциальную информацию и использовав ее в профилактических целях, чем ждать комплексной проверки (или обязательного аудита), что неизбежно приведет к применению санкций. Конфиденциальность добровольного аудита позволит устранить имеющиеся нарушения и избежать штрафов и пени, взыскиваемых налоговой инспекцией только при обнаружении нарушений госорганами. При добровольном заявлении о нарушениях санкции не применяются.

В целом, экологический менеджмент и экологический аудит , несмотря на все их преимущества, реализованные в других промышленно развитых странах, в Российской Федерации находятся на начальном этапе развития. Необходимость их широкого внедрения обусловлена прежде всего тем, что экологические показатели становятся все более весомым фактором конкурентной борьбы, а также тем, что усиливаются административные и экономические санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов.

Развивающиеся в России процессы перехода к рыночным экономическим отношениям, рост заинтересованности в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требуют применения общепринятых в мировой практике экологических процедур.

Особую роль деятельность в области экологического менеджмента может сыграть в развитии инвестиционных процессов. Уже сегодня западные инвесторы начинают требовать от российских предприятий подтверждения не только экономической, но и экологической состоятельности. Эффективная деятельность предприятия в сфере экологического менеджмента рассматривается как основная гарантия экологической безопасности и возможности управления экологическими рисками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов.

Все перечисленные преимущества и возможности экологического менеджмента могут быть реализованы любым российским предприятием при условии открытости деятельности и демонстрации всем заинтересованным лицам и сторонам собственной экологической политики, целей и задач; соответствия достигнутых результатов поставленным целям и задачам; последовательного (из года в год) улучшения во всех приоритетных экологических аспектах деятельности, где это практически достижимо.

В целом, развитие деятельности в области экологического менеджмента позволит не только решать конкретные экономические и природоохранные задачи, стоящие перед отдельными предприятиями и страной в целом, но и вовлечь неиспользуемый потенциал России (в том числе культурный, интеллектуальный, предпринимательский) в решение национальных и мировых экологических проблем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе исследована политика охраны окружающей среды в России, а именно: экологический аудит как средство повышения эффективности использования экономических инструментов для снижения экологического риска и выбора природоохранных мероприятий.

Показана роль экологического аудита в системе природопользования РФ и его необходимость. Тем самым экологический аудит становится важным инструментом обеспечения экологической безопасности и устойчивости развития.

Выявлена возможность использования экологического аудита как средства снижения экологического риска предприятий и при выборе природоохранных мероприятий.

Для реформирования экономики в экологически безопасную систему необходимо в первую очередь осуществить экологическую инвентаризацию каждого предприятия и в особенности тех, которые приватизируются. Опыт показывает, что без проведения предварительного и далее периодического экологического осмотра (оценки) предприятия невозможно принятие эффективных мер по улучшению состояния окружающей среды, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах экономической деятельности предприятия. Инвесторы не заинтересованы вкладывать свой капитал в определенный инвестиционный проект, так как это может быть сопряжено с возможными потерями и убытками в будущем. В международной и отечественной практике такая экологическая инвентаризация, осмотр, оценка получила название экологического аудирования (аудита).

Исследовано правовое регулирование экологического аудита в России, а так же перспективы развития экоадуита в Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. – М.: Экзамен, 2008. – 448 с.

2. Эриашвили Н.Д., Тунцевский Ю.В, Гучков В.В. Экологическое право: Учеб. для вузов/ Под ред. В.В. Гучкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 415 с.

3. Шевчук А.В., Шибаева И.Н. Экологический аудит и охрана окружающей среды в Российской Федерации//Экология и промышленность России. – 2007. – №7. – С. 33-35.

4. Потравный И.М. Экологический аудит: проблемы становления и развития// Бухгалтерский учет и аудит. – 2007. – №10. –С. 15-20.

5. ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. – М.: Госстандарт, 1999. – 8 с.

6. Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудита. – СПб.: Экополис и культура, 2006. – 352 с.

7. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент. Учеб. пособие/ Владим. гос. ун-т, Владимир, 2003. – 291 с.

8. ГОСТ Р ИСО 14040-98. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура. – М.: Госстандарт, 1999. – 20 с.

9. ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии. – М.: Госстандарт, 1999. – 38 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  159  160  161   ..