Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 14

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  726  727  728   ..

 

 

Право международных договоров понятие и источники

Право международных договоров понятие и источники

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре­делить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ­ного права и регулирующих отношения между государствами, наро­дами, борющимися за свою независимость, международными органи­зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото­рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

1.2. ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1.3. ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1.4. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

2.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

2.3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ

2.4. АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ И СОВЕЩАНИЙ

2.5. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗОЛЮЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных организаций в международном нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод создания международно-правовых норм — путем принятия резолюций между­народных органов и организаций.

Нужно сказать, что юридическая сила резолюций международ­ных организаций определяется их уставами. Согласно уставам боль­шинства организаций резолюции их органов имеет рекомендатель­ный характер. Однако можно выделить две группы нормативных резолюций:

1) устанавливающие обязательные для органов данной организа­ции правила (регламенты органов, резолюции о формировании бюд­жета организации, нормы, регулирующие порядок функционирова­ния этой организации, и др.). Эти международные нормы составляют часть внутреннего права данной организации;

2) приобретающие юридическую обязательность в силу отсылоч­ных норм международных договоров (стандарты ИКАО, рекоменда­ции МАГАТЭ и др.) и/или внутригосударственного законодательства.

Так, распоряжение Президента РФ «О мерах, связанных с выпол­нением резолюции Совета Безопасности ООН № 943 от 23 сентября 1994 г.» от 22 ноября 1994 г. установило ограничительные меры в отношении Союзной Республики Югославии; постановление Прави­тельства РФ «О мерах в связи с отменой санкций в отношении ЮАР. введенных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН» от 19 нояб­ря 1993 г. отменяло ряд ограничений на связи с ЮАР и т.д.

Таким образом, и в процессе создания нормативных резолюций международных организаций можно выделить два этапа создания международно-правовых норм: установление правила поведения и придание согласованному правилу юридической силы международ­но-правовой нормы. (МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - Бирюков П.Н.)

Международное право.Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. / Москва, 1994

Содержание

Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, ПОЛИТИКЕ И ДИПЛОМАТИИ
1.1. Возникновение и становление международного права

Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарожда-лись еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
Данные археологии показывают, что уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закре-пляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая.
Если же понятие "международное право" толковать как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности и безусловно оказывает влияние на этот процесс.
Межплеменные отношения не только предшествовали межгосударственным, но и сопутствовали им, являлись их составной частью. Рабовладельческие государства на протяжении двух с лишним тыся-челетий, то есть периода большего, чем "возраст" современного международного права, сосуществова-ли с окружающим их первобытнообщинным миром.
Международное право - результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяю-щимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на раз-витие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них.
Именно поэтому международное право имеет естественно-объективное значение. Общая предпо-сылка его становления - не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историче-ском развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, воз-никновение государств и т. д. Воля государства сама является общественным отношением.
Как и весь мир общественных идей, международное право - это часть окружающего нас мира и, следовательно, постоянно оказывает обратное воздействие на человека, народы, государства, что явля-ется одним из источников человеческого прогресса.
Каждое новое государство, вступая в международные отношения, соприкасается с тем, что было создано до него, включая международное право с его нормами и принципами. Это в значительной сте-пени предопределяет рамки его международной деятельности, накладывает отпечаток на правосозна-ние.
Международное право является надстроечной категорией. Однако вряд ли можно считать его надстройкой лишь над экономическим базисом (экономической системой государств или даже между-народными экономическими отношениями). Это - надстройка особого рода, вырастающая над между-народными отношениями в их полном объеме - экономическими, политическими, военными и пр.
Соответственно не представляется бесспорной периодизация истории международного права, соответствующая смене общественно-экономических формаций. Предпочтительнее представляется пе-риодизация, отражающая определенные этапы международных отношений.
Первоначально это был этап первобытно-общинных, локальных "международных отношений". Ему соответствовал период зарождения обычаев.
В древнем мире международные отношения характеризовались региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право.
Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право "цивилизо-ванных" и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике му-сульманских стран, недавние рассуждения о праве социалистических стран и т. п.).
Наука международного права зародилась в период средневековья. В ее развитие внесли свой вклад мыслители многих государств, включая Россию. Особенно большое значение российская наука международного права имела в конце XIX - начале XX столетия.

1.2. Сущность международного права

При всем разнообразии существующих в отечественной и зарубежной литературе определений международного права можно выделить общее: большинство авторов рассматривают международное право как особую правовую систему, состоящую из принципов и норм, регулирующих отношения меж-ду его субъектами.
Существующие определения отмечают те или иные черты юридической природы международно-го права, но не раскрывают его сущности.
В современной отечественной литературе по международному праву вопрос о его сущности в недавнем прошлом, как правило, сводился к вопросу о его классовом характере. Следует взглянуть на международное право шире, попытаться увидеть созидательную роль этой сферы общественного созна-ния. Необходимо постоянно помнить, что международное право - не только совокупность принципов и норм, поскольку сама эта совокупность является нормативным отражением международной формы пра-восознания, возникшей не менее пяти тысяч лет назад как результат осознания людьми своего интереса.
В международно-правовых нормах находит отражение сложный процесс взаимодействия госу-дарств, постоянного преобразования общественных отношений. Складывающееся на их основе право-сознание находит отражение в международном праве, которое соответствует не субъективной воле на-родов, а объективным факторам общественного развития.
Если волю считать ключом к пониманию права, то легко перейти к его волюнтаристскому пони-манию. Ошибочно мнение, что всего можно достичь, заключив нужный договор. Объективные условия, а не позиция того или иного государства, определяют в конечном итоге содержание той или иной нор-мы права.
Появление права чаще всего связывают с разделением общества на классы и возникновением го-сударств даже те авторы, которые признают, что развитие международного права связано с закономер-ностями исторического развития. Кто, однако, доказал, что право появилось в результате разделения общества на классы и возникновения государств, а не в ходе этого огромного по времени исторического процесса?
Как всякая форма общественного сознания, международное право существует объективно и лишь постольку отражает борьбу (в том числе классовую), поскольку является сферой столкновения мировоззрений различных людей, групп, классов и т. д.
Дело не в признании или непризнании классового характера международного права, а в отказе от попыток рассматривать его лишь как полезный инструмент, но не как объективно существующую меж-дународную форму нашего правосознания. Не усмотрения юристов, научных учреждений или даже го-сударств, а действительные общественные потребности, сам объективный процесс мирового развития во всех его многообразных проявлениях являются причиной существования и развития международно-го права как объективной реальности.
Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомне-ния в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объек-тивной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международ-ного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более ши-рокому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного раз-вития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреп-лять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподава-нию, изучению, распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права, в течение которого должно произойти дальнейшее повыше-ние роли международно-правового регулирования в международных отношениях.
Закономерности развития международного права в принципе соответствуют закономерностям международных отношений. Формируясь под влиянием международных отношений, международное право само оказывает на них активное воздействие.
На международные отношения влияют разнообразные объективные и субъективные факторы: уровень экономического развития государств, общественная мораль и нравственность, национальные интересы, экология, появление глобальных проблем, научно-технический прогресс и т. д. Международ-ное право также относится к числу этих факторов. При этом роль международного права постоянно возрастает, и по необходимости оно выдвигается на первое место. Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права среди всех много-численных факторов, влияющих на международные отношения.
Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных об-ластях взаимоотношений.
Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определен-ным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная функция.
Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и инте-ресы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не суще-ствует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами кол-лективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

1.3. Соотношение международного права и внутригосударственного права

Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормо-образование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые на-ходят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.
Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию между-народного права), осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в нацио-нальные законы и правила.
Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся ча-стью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами пре-имущественную силу имеют международные обязательства.

1.4. Международное публичное и международное частное право

Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Проис-ходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций; они регулируются либо национальным пра-вом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.
Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях за-ключаются в развитие межгосударственных договоров.

1.5. Нормообразование в международном праве

Исходя из того, что международное право - это особая система юридических норм, регулирую-щих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, особенность нормообразования данной правовой системы со-стоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный, координирующий характер.
Поскольку, кроме самих субъектов данной системы права, в процессе нормообразования не уча-ствуют какие-либо "внешние" по отношению к системе субъекты, за данной правовой системой отрица-ется субординарный характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной систе-мы вопреки их согласию. Соответственно неверно употреблять применительно к международному пра-ву такие понятия, как "законодательство", "международная законность" и т. п.
Нормообразование в международном праве Происходит через заключение международных дого-воров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения междуна-родных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах не-редко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2.1. Понятие нормы международного права

В переводе с латинского языка норма означает правило, руководящее начало, образец.
Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государ-ствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.
Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм ме-ждународной вежливости (международной морали), которые субъекты международного права соблю-дают во взаимных отношениях. Однако если международно-правовые нормы - это юридически обяза-тельные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечет. К нормам меж-дународной вежливости относится, например, большинство правил дипломатического этикета.
Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международ-но-правовыми нормами.
Исходя из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Тем самым международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.
Урегулированные Международно-правовыми нормами международные отношения приобретают характер международно-правовых. Вступая в те или иные международно-правовые отношения, субъек-ты международного права тем самым реализуют свои права и обязанности.
Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей зна-чимости и роли в международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принци-пы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и име-ют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного пра-вопорядка.
Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фун-дамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа мо-жет рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный право-порядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние де-ла, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.
Международные отношения характеризуются большим разнообразием, что обусловливает и раз-нообразие международно-правовых норм. И все же можно выделить группы и комплексы однородных международных отношений, что, в свою очередь, обусловливает существование групп и комплексов однородных международно-правовых норм, которые образуют институты и отрасли международного права.
Под международно-правовым институтом понимается группа правовых норм, которая регулиру-ет однородные международные отношения, тесно связанные между собой общим объектом таких отно-шений (например, институт международной ответственности за правонарушения).
Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрас-ли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием меж-дународных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (напри-мер, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно не-давно.
Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствую-щего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.
Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права.
В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы международного права. Междуна-родно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права.
Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам сво-его поведения качество юридической обязательности.
Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуж-дения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.
Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм мо-жет быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором - норм обычного права (обычаев).
В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами меж-дународного права, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание международно-правовых норм - это непрерыв-ный процесс.

2.2. Классификация норм международного права

По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подраз-деляются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников). Последние именуются также локальными или региональными нормами, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном ре-гионе, но и находящихся в различных частях мира.
Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и состав-ляют общее международное право.
По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные.
Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязательства в конкретных правоотношениях в за-висимости от обстоятельств.
К императивным относятся нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы опреде-ленного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.
Международная практика XX столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции о праве международных до-говоров 1969 года под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) пони-мается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообщест-вом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормы jus cogens должны соблюдаться и быть приме-нимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего меж-дународного права, его основные принципы.
Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содер-жание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружествен-ных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. Следует, однако, отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который пере-числял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.
Выделение норм jus cogens было вызвано признанием государствами наличия ряда международ-но-правовых норм, которые составляют основу международного правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право.
Наличие императивных норм ставит в повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им со-ответствовать. Выступая на международной арене, государства безусловно должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.
Имеется также определенная иерархия между универсальными и партикулярными нормами, ка-сающимися одних и тех же вопросов. Партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.
В силу ст. 103 Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимуществен-ную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-нибудь договору.

2.3. Понятие источников международного права

Термин "источники права" употребляется в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источ-ники права - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные ис-точники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права. Под источниками международного права можно также понимать и результаты процесса нормообразования.
Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним отно-сятся:
a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, опре-деленно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве право-вой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего международного сообщества, то есть нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.
Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое пра-вило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.
Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Но международное пра-во не устанавливает, какой период необходим для формирования обычая. При современных средствах транспорта и связи государства могут быстро узнавать о действиях друг друга и, соответственно на них реагируя, выбирают тот или иной образ поведения. Это привело к тому, что
фактор времени уже не играет, как прежде, важную роль в процессе рождения обычая.
Решения международных организаций, выражающие согласованные позиции государств, могут явиться отправным моментом для образования обычая.
С возникновением правила поведения процесс образования обычая не завершается. Только при-знание государствами в качестве правовой нормы превращает то или иное правило поведения госу-дарств в обычай.
Обычные нормы имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.
Квалификация правила поведения в качестве обычая является сложным вопросом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Ме-ждународного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.
Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать реше-ние Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в ка-честве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.
В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.
В прошлом труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя исключать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях способствует уяснению отдельных ме-ждународно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в международные судебные органы, использу-ют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.
Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного прави-ла поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние за-конодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения су-ществования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.
Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, а также делегаций на международных конференциях также могут служить по-добным доказательством.
Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления го-сударств (например, коммюнике по итогам переговоров).
Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение обычая в ме-ждународной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других - обычными.

2.4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только приве-дение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формули-ровку, отражение в договорной форме международных обычаев.
Однако кодификация международного права не ограничивается этим и связана с необходимо-стью изменения либо обновления действующих норм, а также выработки новых норм. Иными словами, кодификация сопровождается прогрессивным развитием международного права.
Кодификация может быть официальной и неофициальной.
Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в ко-дификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного ор-гана для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия со-стоит из 34 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что канди-датуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирую-щие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене - конвенции о дипломатических и кон-сульских сношениях.
В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права вы-полняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по исполь-зованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.
Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительст-венными организациями. Среди последних выделяются Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное раз-витие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений. Ассоциация международного права существует с 1873 года (штаб-квартира находится в Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 году, а его местонахождение - Брюссель.

Темы контрольных работ для студентов заочного отделения

по курсу «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

2010-2011 гг.

139. Право международных договоров: понятие и источники.

Литература

  1. "Международное право" под ред. Г.И.Тункина. М., 1994 г.; И.И.Лукашук “Международное право". Общая часть. М., 1996 г.; И.И.Лукашук “Международное право”. Особенная часть. М., 1997 г.; “Международное публичное право” под ред. К.А.Бекяшева. М., 1998 г.; Бирюков П.Н. “Международное право”. М., 1998 г.; "Международное право" отв. ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. М., 1998 г.; ,,Международное право,, отв. ред. Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунов. М., 2001. Курс международного права. В 7 томах. М., 1989 - 1993.
  2. Международное право: Учебник / Под ред. Г.И.Тункина. М., 1994.
  3. Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А.Бекяшева. М., 1998.
  4. Броунли Я. Международное право. В 2 томах. М., 1977.
  5. Де Аречага Э.Х. Современное международное право. М., 1983.
  6. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М., 1995.
  7. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. М., 1996.
  8. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. М., 1997.
  9. Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. М., 1998.
  10. Международное право. Учебник. / Отв. ред. Г.В.Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2001.
  11. Международное право в документах: Учебное пособие. / Сост. Н.Т.Блатова. М., 1982.
  12. Словарь международного права. М., 1986.
  13. Панов В.П. Международное право. Учебные материалы. М., 1997.
  14. Филимонова М.В. Сборник важнейших документов по международному праву. Общая часть. М., 1996.
  15. Филимонова М.В. Сборник важнейших документов по международному праву. Особенная часть. М., 1997.
  16. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М., 1993.
  17. Кузнецов Ю.А. Краткий курс международного публичного права. Альбом схем и определений. СПб., 1996.
  18. Кузнецов Ю.А., Устьянцев В.Г. Международное публичное право: категории и понятия. СПб, 1994.
  19. Тарханов И.Е., Ермолович Г.П. Альбом схем курса "Международное право". СПб., 1993.
  20.  

     

     

     

     

     

     

    содержание   ..  726  727  728   ..