Содержание
|
Учитывая вышеизложенное, международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
1.2. ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.3. ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.4. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР
2.3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ
2.4. АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ И СОВЕЩАНИЙ
2.5. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗОЛЮЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных организаций в международном нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод создания международно-правовых норм — путем принятия резолюций международных органов и организаций.
Нужно сказать, что юридическая сила резолюций международных организаций определяется их уставами. Согласно уставам большинства организаций резолюции их органов имеет рекомендательный характер. Однако можно выделить две группы нормативных резолюций:
1) устанавливающие обязательные для органов данной организации правила (регламенты органов, резолюции о формировании бюджета организации, нормы, регулирующие порядок функционирования этой организации, и др.). Эти международные нормы составляют часть внутреннего права данной организации;
2) приобретающие юридическую обязательность в силу отсылочных норм международных договоров (стандарты ИКАО, рекомендации МАГАТЭ и др.) и/или внутригосударственного законодательства.
Так, распоряжение Президента РФ «О мерах, связанных с выполнением резолюции Совета Безопасности ООН № 943 от 23 сентября 1994 г.» от 22 ноября 1994 г. установило ограничительные меры в отношении Союзной Республики Югославии; постановление Правительства РФ «О мерах в связи с отменой санкций в отношении ЮАР. введенных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН» от 19 ноября 1993 г. отменяло ряд ограничений на связи с ЮАР и т.д.
Таким образом, и в процессе создания нормативных резолюций международных организаций можно выделить два этапа создания международно-правовых норм: установление правила поведения и придание согласованному правилу юридической силы международно-правовой нормы.
(МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - Бирюков П.Н.)
Международное право.Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. / Москва, 1994
Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, ПОЛИТИКЕ И ДИПЛОМАТИИ |
|
1.1. Возникновение и становление международного права |
|
Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарожда-лись еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
Данные археологии показывают, что уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закре-пляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая.
Если же понятие "международное право" толковать как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности и безусловно оказывает влияние на этот процесс.
Межплеменные отношения не только предшествовали межгосударственным, но и сопутствовали им, являлись их составной частью. Рабовладельческие государства на протяжении двух с лишним тыся-челетий, то есть периода большего, чем "возраст" современного международного права, сосуществова-ли с окружающим их первобытнообщинным миром.
Международное право - результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяю-щимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на раз-витие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них.
Именно поэтому международное право имеет естественно-объективное значение. Общая предпо-сылка его становления - не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историче-ском развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, воз-никновение государств и т. д. Воля государства сама является общественным отношением.
Как и весь мир общественных идей, международное право - это часть окружающего нас мира и, следовательно, постоянно оказывает обратное воздействие на человека, народы, государства, что явля-ется одним из источников человеческого прогресса.
Каждое новое государство, вступая в международные отношения, соприкасается с тем, что было создано до него, включая международное право с его нормами и принципами. Это в значительной сте-пени предопределяет рамки его международной деятельности, накладывает отпечаток на правосозна-ние.
Международное право является надстроечной категорией. Однако вряд ли можно считать его надстройкой лишь над экономическим базисом (экономической системой государств или даже между-народными экономическими отношениями). Это - надстройка особого рода, вырастающая над между-народными отношениями в их полном объеме - экономическими, политическими, военными и пр.
Соответственно не представляется бесспорной периодизация истории международного права, соответствующая смене общественно-экономических формаций. Предпочтительнее представляется пе-риодизация, отражающая определенные этапы международных отношений.
Первоначально это был этап первобытно-общинных, локальных "международных отношений". Ему соответствовал период зарождения обычаев.
В древнем мире международные отношения характеризовались региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право.
Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право "цивилизо-ванных" и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике му-сульманских стран, недавние рассуждения о праве социалистических стран и т. п.).
Наука международного права зародилась в период средневековья. В ее развитие внесли свой вклад мыслители многих государств, включая Россию. Особенно большое значение российская наука международного права имела в конце XIX - начале XX столетия.
|
1.2. Сущность международного права |
|
При всем разнообразии существующих в отечественной и зарубежной литературе определений международного права можно выделить общее: большинство авторов рассматривают международное право как особую правовую систему, состоящую из принципов и норм, регулирующих отношения меж-ду его субъектами.
Существующие определения отмечают те или иные черты юридической природы международно-го права, но не раскрывают его сущности.
В современной отечественной литературе по международному праву вопрос о его сущности в недавнем прошлом, как правило, сводился к вопросу о его классовом характере. Следует взглянуть на международное право шире, попытаться увидеть созидательную роль этой сферы общественного созна-ния. Необходимо постоянно помнить, что международное право - не только совокупность принципов и норм, поскольку сама эта совокупность является нормативным отражением международной формы пра-восознания, возникшей не менее пяти тысяч лет назад как результат осознания людьми своего интереса.
В международно-правовых нормах находит отражение сложный процесс взаимодействия госу-дарств, постоянного преобразования общественных отношений. Складывающееся на их основе право-сознание находит отражение в международном праве, которое соответствует не субъективной воле на-родов, а объективным факторам общественного развития.
Если волю считать ключом к пониманию права, то легко перейти к его волюнтаристскому пони-манию. Ошибочно мнение, что всего можно достичь, заключив нужный договор. Объективные условия, а не позиция того или иного государства, определяют в конечном итоге содержание той или иной нор-мы права.
Появление права чаще всего связывают с разделением общества на классы и возникновением го-сударств даже те авторы, которые признают, что развитие международного права связано с закономер-ностями исторического развития. Кто, однако, доказал, что право появилось в результате разделения общества на классы и возникновения государств, а не в ходе этого огромного по времени исторического процесса?
Как всякая форма общественного сознания, международное право существует объективно и лишь постольку отражает борьбу (в том числе классовую), поскольку является сферой столкновения мировоззрений различных людей, групп, классов и т. д.
Дело не в признании или непризнании классового характера международного права, а в отказе от попыток рассматривать его лишь как полезный инструмент, но не как объективно существующую меж-дународную форму нашего правосознания. Не усмотрения юристов, научных учреждений или даже го-сударств, а действительные общественные потребности, сам объективный процесс мирового развития во всех его многообразных проявлениях являются причиной существования и развития международно-го права как объективной реальности.
Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомне-ния в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объек-тивной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международ-ного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более ши-рокому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного раз-вития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреп-лять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподава-нию, изучению, распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права, в течение которого должно произойти дальнейшее повыше-ние роли международно-правового регулирования в международных отношениях.
Закономерности развития международного права в принципе соответствуют закономерностям международных отношений. Формируясь под влиянием международных отношений, международное право само оказывает на них активное воздействие.
На международные отношения влияют разнообразные объективные и субъективные факторы: уровень экономического развития государств, общественная мораль и нравственность, национальные интересы, экология, появление глобальных проблем, научно-технический прогресс и т. д. Международ-ное право также относится к числу этих факторов. При этом роль международного права постоянно возрастает, и по необходимости оно выдвигается на первое место. Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права среди всех много-численных факторов, влияющих на международные отношения.
Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных об-ластях взаимоотношений.
Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определен-ным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная функция.
Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и инте-ресы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не суще-ствует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами кол-лективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
1.3. Соотношение международного права и внутригосударственного права |
|
Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормо-образование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые на-ходят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.
Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию между-народного права), осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в нацио-нальные законы и правила.
Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся ча-стью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами пре-имущественную силу имеют международные обязательства.
1.4. Международное публичное и международное частное право |
|
Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Проис-ходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций; они регулируются либо национальным пра-вом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.
Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях за-ключаются в развитие межгосударственных договоров.
1.5. Нормообразование в международном праве |
|
Исходя из того, что международное право - это особая система юридических норм, регулирую-щих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, особенность нормообразования данной правовой системы со-стоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный, координирующий характер.
Поскольку, кроме самих субъектов данной системы права, в процессе нормообразования не уча-ствуют какие-либо "внешние" по отношению к системе субъекты, за данной правовой системой отрица-ется субординарный характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной систе-мы вопреки их согласию. Соответственно неверно употреблять применительно к международному пра-ву такие понятия, как "законодательство", "международная законность" и т. п.
Нормообразование в международном праве Происходит через заключение международных дого-воров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения междуна-родных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах не-редко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.
Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА |
|
2.1. Понятие нормы международного права |
|
В переводе с латинского языка норма означает правило, руководящее начало, образец.
Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государ-ствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.
Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм ме-ждународной вежливости (международной морали), которые субъекты международного права соблю-дают во взаимных отношениях. Однако если международно-правовые нормы - это юридически обяза-тельные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечет. К нормам меж-дународной вежливости относится, например, большинство правил дипломатического этикета.
Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международ-но-правовыми нормами.
Исходя из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Тем самым международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.
Урегулированные Международно-правовыми нормами международные отношения приобретают характер международно-правовых. Вступая в те или иные международно-правовые отношения, субъек-ты международного права тем самым реализуют свои права и обязанности.
Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей зна-чимости и роли в международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принци-пы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и име-ют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного пра-вопорядка.
Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фун-дамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа мо-жет рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный право-порядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние де-ла, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.
Международные отношения характеризуются большим разнообразием, что обусловливает и раз-нообразие международно-правовых норм. И все же можно выделить группы и комплексы однородных международных отношений, что, в свою очередь, обусловливает существование групп и комплексов однородных международно-правовых норм, которые образуют институты и отрасли международного права.
Под международно-правовым институтом понимается группа правовых норм, которая регулиру-ет однородные международные отношения, тесно связанные между собой общим объектом таких отно-шений (например, институт международной ответственности за правонарушения).
Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрас-ли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием меж-дународных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (напри-мер, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно не-давно.
Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствую-щего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.
Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права.
В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы международного права. Междуна-родно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права.
Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам сво-его поведения качество юридической обязательности.
Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуж-дения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.
Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм мо-жет быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором - норм обычного права (обычаев).
В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами меж-дународного права, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание международно-правовых норм - это непрерыв-ный процесс.
2.2. Классификация норм международного права |
|
По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подраз-деляются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников). Последние именуются также локальными или региональными нормами, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном ре-гионе, но и находящихся в различных частях мира.
Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и состав-ляют общее международное право.
По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные.
Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязательства в конкретных правоотношениях в за-висимости от обстоятельств.
К императивным относятся нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы опреде-ленного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.
Международная практика XX столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции о праве международных до-говоров 1969 года под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) пони-мается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообщест-вом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормы jus cogens должны соблюдаться и быть приме-нимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего меж-дународного права, его основные принципы.
Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содер-жание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружествен-ных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. Следует, однако, отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который пере-числял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.
Выделение норм jus cogens было вызвано признанием государствами наличия ряда международ-но-правовых норм, которые составляют основу международного правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право.
Наличие императивных норм ставит в повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им со-ответствовать. Выступая на международной арене, государства безусловно должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.
Имеется также определенная иерархия между универсальными и партикулярными нормами, ка-сающимися одних и тех же вопросов. Партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.
В силу ст. 103 Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимуществен-ную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-нибудь договору.
2.3. Понятие источников международного права |
|
Термин "источники права" употребляется в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источ-ники права - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные ис-точники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права. Под источниками международного права можно также понимать и результаты процесса нормообразования.
Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним отно-сятся:
a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, опре-деленно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве право-вой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего международного сообщества, то есть нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.
Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое пра-вило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.
Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Но международное пра-во не устанавливает, какой период необходим для формирования обычая. При современных средствах транспорта и связи государства могут быстро узнавать о действиях друг друга и, соответственно на них реагируя, выбирают тот или иной образ поведения. Это привело к тому, что
фактор времени уже не играет, как прежде, важную роль в процессе рождения обычая.
Решения международных организаций, выражающие согласованные позиции государств, могут явиться отправным моментом для образования обычая.
С возникновением правила поведения процесс образования обычая не завершается. Только при-знание государствами в качестве правовой нормы превращает то или иное правило поведения госу-дарств в обычай.
Обычные нормы имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.
Квалификация правила поведения в качестве обычая является сложным вопросом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Ме-ждународного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.
Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать реше-ние Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в ка-честве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.
В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.
В прошлом труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя исключать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях способствует уяснению отдельных ме-ждународно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в международные судебные органы, использу-ют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.
Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного прави-ла поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние за-конодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения су-ществования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.
Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, а также делегаций на международных конференциях также могут служить по-добным доказательством.
Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления го-сударств (например, коммюнике по итогам переговоров).
Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение обычая в ме-ждународной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других - обычными.
2.4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права |
|
Под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только приве-дение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формули-ровку, отражение в договорной форме международных обычаев.
Однако кодификация международного права не ограничивается этим и связана с необходимо-стью изменения либо обновления действующих норм, а также выработки новых норм. Иными словами, кодификация сопровождается прогрессивным развитием международного права.
Кодификация может быть официальной и неофициальной.
Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в ко-дификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного ор-гана для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия со-стоит из 34 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что канди-датуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирую-щие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене - конвенции о дипломатических и кон-сульских сношениях.
В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права вы-полняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по исполь-зованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.
Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительст-венными организациями. Среди последних выделяются Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное раз-витие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений. Ассоциация международного права существует с 1873 года (штаб-квартира находится в Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 году, а его местонахождение - Брюссель.
Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
по курсу «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»
2010-2011 гг.
139. Право международных договоров: понятие и источники.
Литература
- "Международное право" под ред. Г.И.Тункина. М., 1994 г.; И.И.Лукашук “Международное право". Общая часть. М., 1996 г.; И.И.Лукашук “Международное право”. Особенная часть. М., 1997 г.; “Международное публичное право” под ред. К.А.Бекяшева. М., 1998 г.; Бирюков П.Н. “Международное право”. М., 1998 г.; "Международное право" отв. ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. М., 1998 г.; ,,Международное право,, отв. ред. Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунов. М., 2001. Курс международного права. В 7 томах. М., 1989 - 1993.
- Международное право: Учебник / Под ред. Г.И.Тункина. М., 1994.
- Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А.Бекяшева. М., 1998.
- Броунли Я. Международное право. В 2 томах. М., 1977.
- Де Аречага Э.Х. Современное международное право. М., 1983.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М., 1995.
- Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. М., 1996.
- Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. М., 1997.
- Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. М., 1998.
- Международное право. Учебник. / Отв. ред. Г.В.Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2001.
- Международное право в документах: Учебное пособие. / Сост. Н.Т.Блатова. М., 1982.
- Словарь международного права. М., 1986.
- Панов В.П. Международное право. Учебные материалы. М., 1997.
- Филимонова М.В. Сборник важнейших документов по международному праву. Общая часть. М., 1996.
- Филимонова М.В. Сборник важнейших документов по международному праву. Особенная часть. М., 1997.
- Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М., 1993.
- Кузнецов Ю.А. Краткий курс международного публичного права. Альбом схем и определений. СПб., 1996.
- Кузнецов Ю.А., Устьянцев В.Г. Международное публичное право: категории и понятия. СПб, 1994.
- Тарханов И.Е., Ермолович Г.П. Альбом схем курса "Международное право". СПб., 1993.
содержание ..
726
727
728 ..
|
|