Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 14

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  630  631  632   ..

 

 

Государственное регулирование в коммерческой деятельности ГА

Государственное регулирование в коммерческой деятельности ГА

1. Государственное регулирование в коммерческой деятельности гражданской авиации

2. Правила перевозки пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях РФ и СНГ

2.1. Обеспечение безопасности пассажиров

В целях обеспечения безопасности пассажирам запрещается перевозить как при себе, так и в багаже опасные предметы и вещества: сжатые газы горючие и негорючие, ядовитые едкие вещества-кислоты, щелочи, ртуть, аккумуляторные батареи, взрывчатые вещества - боеприпасы, пиротехнические средства, сигнальные ракеты, легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества, радиоактивные материалы, портфели и аташе-кейсы с вмонтированным сигнальным устройством, окислители - отбеливатели и перекиси, яды - мышьяк, цианистые вещества, инсектициды и гербициды инфекционные материалы - бактерии, вирусные культуры другие опасные предметы и вещества.

Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа можно бесплатно перевезти в ручной клади следующие предметы: дамская сумочка или папка для бумаг, печатные издания, питание для ребенка и детская колыбелька, зонтик или трость, пальто или плащ, костыли или складная инвалидная коляска, если они необходимы пассажиру.

Ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также за утрату или повреждение багажа, регламентируется законодательством той страны, на чьей территории выполняется внутренняя перевозка, а при международной перевозке - правилами и нормами международного права.

Страховой сбор по обязательному страхованию включен в стоимость оплаты за перевозку.

Все претензии о нарушениях условий перевозки должны направляться непосредственно перевозчику или его представительству. Билет годен для вылета только на указанные в нем рейс и дату и только тому лицу, на, чье имя оформлен авиабилет.

26

Пассажир должен соблюдать государственные законы о передвижении, при регистрации и посадке иметь необходимые документы: паспорт или документ, его заменяющий (удостоверение члена Совета Федерации или депутата Госдумы Федерального собрания РФ); удостоверение личности для военнослужащих; справка об освобождении из мест лишения свободы; временное удостоверение личности, выдаваемое органами внутренних дел; военный билет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту); свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста).

Для иностранцев, лиц без гражданства и политэмигрантов: национальный паспорт, вид на жительство. Пассажиры, опоздавшие на регистрацию или посадку в самолет, к полету не допускаются. Регистрация в аэропорту прекращается, за 40 минут до отправления. Время отправления в билете указанно местное. При утрате авиабилета пассажир к полету не допускается, стоимость билета не возвращается, дубликат выдается по разрешению перевозчика.

2.2. Прекращение действия договора воздушной перевозки по инициативе пассажира

1. Пассажир воздушного судна имеем право отказаться от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправления воздушного судна (если перевозчиком не установлен льготный срок) и получить обратно уплаченную за перевозку сумму.

При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна пассажиру возвращается уплаченная за перевозку сумма с удержание сбора в размере:

- 10% - при отказе от перевозки менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 3 часа до отправления воздушного судна;

- 25% - при отказе от полета менее чем за 3 часа до отправления

-

26

воздушного судна.

2. При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна при групповых перевозках возвращается сумма с удержанием сбора в размере 25%.

2.3. Перечень документов, удостоверяющих личность пассажиров

Удостоверениями личности пассажира являются[6] :

1. Паспорт.

2. Удостоверение личности депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания (в течении срока действия).

3. Удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов).

4. Военный билет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту).

5. Временное удостоверение личности, выданное органами внутренних дел.

6. Справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

7. Свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 16 летнего возраста).

Для иностранцев, лиц без гражданства и политэмигрантов:

1. Национальный паспорт.

2. Вид на жительство.

2.4. Правила перевозки детей на внутренних и международных воздушных линиях

На внутренних воздушных линиях Пассажир имеет право провезти

26

бесплатно одного ребенка до 2 лет без предоставления места. Другие дети, следующие с Пассажиром, в возрасте до 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет, провозятся по билетам с предоставлением 50% скидки от тарифа для взрослых и отдельного места в салоне, при этом разрешается бесплатный провоз багажа по установленным нормам.

В билете должен быть указан год рождения ребенка. Сопровождающий ребенка Пассажир обязан предъявить Перевозчику при покупке билета и при регистрации документ, подтверждающий возраст ребенка (свидетельство о рождении). Возраст ребенка определяется на день начала перевозки от начального пункта отправления, указанного в билете. Перевозчик имеет право проверить возраст ребенка.

На международных линиях дети перевозятся с оплатой: до 2 лет - 10% применяемого тарифа взрослого Пассажира без предоставления места; от 2 до 12 лет - 50 % или 67% этого тарифа с предоставлением места. Перевозка несопровождаемых детей регулируется отдельной технологией.

Если с одним взрослым вместе летит более одного ребенка в возрасте до 2 лет, то им приобретается билет за 50% тарифа с предоставлением отдельного места. Норма бесплатного провоза багажа на детский билет по 10%-му тарифу не распространяется.

Несопровождаемыми могут перевозиться дети в возрасте от 5 до 12 лет, которые следуют без родителей и не доверены кому-либо из Пассажиров. По просьбе родителей или опекунов и с согласия Перевозчика такая перевозка может распространяться и на детей в возрасте до 16 лет. Несопровождаемые дети принимаются к перевозке только после заполнения и подписания родителями или опекунами соглашения с Перевозчиком о перевозке несопровождаемого ребенка.

26

2.5. Ответственность авиаперевозчика

Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, предусмотренный федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком требованиями воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, либо отказался от него, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.

Груз, не полученный в течение срока, предусмотренного федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком требованиями воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, считают невостребованным и реализуют в порядке, определенном федеральными авиационными нормами.

Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством России.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу, в случае если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие умысла пассажира либо обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не

26

явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; за воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимают дополнительную плату, размер которой установлен договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а при невозможности ее установления - в размере не более десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.[7]

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, в случае воздушных международных перевозок перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ. За опоздание с доставкой пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы,

26

если не докажет, что задержка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Перевозчик несет материальную ответственность перед организациями почтовой связи за утрату, повреждение (порчу) или доставку почты с опозданием по вине перевозчика в соответствии с законодательством РФ.

Перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с установленными кодексом или международными договорами РФ.

Порядок предъявления требований.

В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты следует предпринять следующие действия:

1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя. Коммерческий акт составляют при выдаче багажа или груза для подтверждения:

а) несоответствия фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;

б) повреждения (порчи) груза;

в) недостачи или повреждения (порчи) багажа;

г) обнаружения багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

26

2. До предъявления перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляют претензию.

3. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику подают заявление или предъявляют претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

4.Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.[8]

Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеет:

- пассажир или уполномоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также задержки его доставки;

- пассажир в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира.

Претензия перевозчику при воздушных внутренних перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

В случае повреждения (порчи) багажа или груза при воздушных международных перевозках лицо, имеющее право на его получение, должно уведомить перевозчика о причиненном вреде в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть

26

предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты багажа, груза или почты претензия перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик обязан в течение тридцати дней с момента поступления претензии рассмотреть ее и письменно уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

2.6. Условия договора внутренней воздушной перевозки

Перевозка по договору выполняется в соответствии с изложенными в билете положениями, а также правилами, установленными перевозчиком (правила перевозчика).

Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки.

Наименование перевозчика в билете может указываться в сокращенном виде (в виде кода), полное наименование перевозчика указывается в справочниках и расписании.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также за утрату, недостачу или повреждение багажа регламентируется законодательством той страны, на территории которой выполняется внутренняя воздушная перевозка.

Срок годности авиабилета устанавливается в один год с даты выдачи, если иное не предусмотрено правилами перевозчика.

Билет годен для полета только тому лицу, на чье имя оформлен билет.
При утрате билета пассажир к полету не допускается, провозная плата и

26

сборы не возвращаются, дубликат не выдается.

Претензии о нарушениях условий договора направляются непосредственно перевозчику в течение 6 месяцев со дня наступления события, если иной срок предъявления претензий не предусмотрен правилами перевозчика.

Возврат денег за неиспользованный билет производится в агентстве продажи билета либо по решению перевозчика в других агентствах.
За несвоевременный отказ от полета с пассажира может удерживаться сбор в установленном порядке.

Права и ответственность перевозчика и пассажира по другим правоотношениям, связанным с воздушной перевозкой по договору, определяются правилами перевозчика.

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Государственное регулирование - разработка специально уполномочен­ными федеральными органами исполнительной власти правил осуще­ствления гражданской авиационной деятельности и контроля за их вы­полнением.

Объемы перевозок современных авиационных предприятий продолжа­ют сокращаться, финансовое состояние авиакомпаний находится в тяжелом положении. Тому, правда, есть и объективные причины, связан­ные с общим состоянием экономики страны, а также недостатки, кото­рые имеются в деятельности авиакомпаний, в управлении самим авиаперевозочным процессом. Данный анализ, конечно же, не преду­сматривает каких-либо рекомендаций по выработке мер повышения эф­фективности работы гражданской авиации. Это лишь материал, позволяющий определить как положительные, так и отрицательные сто­роны ее деятельности. Сведения представлены, начиная с 1993 года - года перехода в гражданской авиации от государственного регулирова­ния тарифов к свободным, то есть к тарифам, устанавливаемым самими авиапредприятиями. Иначе говоря, с периода перехода гражданской авиации на работу в рыночных условиях.

Итак, подвижность населения, его потребность в перевозках находится практически в прямой зависимости от состояния экономики страны и платежеспособности населения. Спад пассажирских перевозок произо­шел на всех видах транспорта.

26

Литература

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 456с.

2. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное частное право. – М.: Международные отношения, 2004.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года Одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года (в ред. Федерального закона от 08.07.99 N 150-ФЗ)

4. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 1999. – 319 с.

5. Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. – М, 1999

6. Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях РФ.

7. Приказ ДВТ № 102 от 21.11.99г. Указание ФАС РФ № 27.1.8. - 3 от 12.01.99г.

8. Транспортное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003


[1] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 1997, стр. 148

[2] Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 1999, стр. 55

[3] Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 1999, стр. 49

[4] Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1998, стр. 29

[5] Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. – М, 1999, стр. 33

[6] Приказ ДВТ № 102 от 21.11.99г. Указание ФАС РФ № 27.1.8. - 3 от 12.01.99г.

[7] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное частное право. – М.: Международные отношения, 2004. – с.231.

[8]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  630  631  632   ..