Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  638  639  640   ..

 

 

Основные понятия о государстве

Основные понятия о государстве

Содержание

Глава 3. Типы и формы государства

Глава 3. Типы и формы государства

§ 3.1 Подходы к типологии государств

В многовековой истории человечества существовало и существует сейчас, сменяя друг друга, огромное количество государств. В этой связи возникла огромная проблема их научной квалификации.

Впервые такая попытка была предпринята Аристотелем и Полибием. Так, Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств на том или ином историческом этапе их развития являются:

· количество властвующих в государстве (в этой связи он различал правление одного, немногих либо правление большинства);

· осуществляемая государством цель (по данному критерию все государства делились на правильные, т.е. достигались общие для всех блага и неправильные - достигались частные цели отдельных индивидов).

При этом Аристотель основное внимание обращал на место и роль человека, которое он занимает в государстве и защиту его права и свободы.

Несколько иной позиции придерживается Полибий, отмечая, что развитие государства, смена его типов - естественный процесс, определяемый природой, который включает в себя фазу зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Главное он видел в тех изменениях, которые были связаны с отношениями государственной власти и человека, при этом государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости в обществе.

Из указанных выше научных положений исходила и современная политико-правовая мысль при рассмотрении вопросов, связанных с типологией государств.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественноисторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права[8] .

Таким образом, говоря о типологии государств, следует отметить, что она содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критериев - типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя[9] .

Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся в научной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция данного определения. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, исторический тип государства всегда связан с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.

В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность.

До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.

Марксистский подход в исследовании исторического процесса (известная «триада» К. Маркса) предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formationdelasociete»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.

Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациями К. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации.

Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства. В этом случае вполне можно считать, что макроформации идентичны делению на доклассовое, классовое и бесклассовое общества. Термин «экономическая общественная формация» – наиболее дискуссионный в марксовой формационной концепции, имеющий огромное методологическое значение. В предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс отмечал, что «в общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». Следовательно, государственно-организованное общество есть элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие исторические периоды, расположенные внутри нее, так называемые: азиатский, античный, феодальный, буржуазный способы производства.

Понятие «экономическая общественная формация» свидетельствует о том, что главной чертой, свойственной всем включенным в нее периодам, К. Маркс считал экономический характер жизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членами социума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, иными словами, период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации.

При формационном подходе в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественной формации другой. Первичная (архаичная) общественная формация заменяется вторичной (экономической), охватывающей ряд обществ, с присущими ей способами производства, уступающей затем место третичной (коммунистической), которая характеризуется воспроизведением основных черт общинной организации на качественно новом уровне и является более высоким типом архаической общественной формации.

Каждая новая общественная формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что выражается обычно в его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, это вызывает формирование «новых» производственных отношений, постепенно складывающихся внутри этого общества, все более и более становящихся доминирующими в процессе производства. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп с противоположными интересами, а это, в свою очередь, требует их последующего государственного и правового оформления[10] .

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры.

Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.

1. Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.

2. Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др.

3. Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.

4. Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.

Цивилизационный подход . Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.

При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что в своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций. Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических религиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:

· локальные цивилизации , т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

· особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская)

· современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).

В научной литературе выделяют государства первичной цивилизации (для государств данного вида характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки - древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская и др.) и государства вторичной цивилизации (они не так всесильны, как в первичных цивилизациях, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс - это западноевропейская, восточно-европейская, североамериканская и др.).

В юридической литературе выделяют и другие виды классификации государств: демократические и недемократические (например, государства западной и восточной цивилизаций и др.); светские, теократические, клериальные и атеистические; государства переходного периода (Монголия, государства Средней Азии и Севера, современной России и др.).

§ 3.2 Понятие формы государства и ее основные элементы

Говоря о форме государства, следует заметить, что в научной литературе под формой понимают организацию политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

При этом следует заметить, что в силу экономических, социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялось представление о формах государства. Так, Платон считал, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может превратиться в тимократию - господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, в олигархию - строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность - тиранию - самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.

Аристотель же, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму - тиранию, олигархию, охлократию.

Следует отметить, что значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формы государства можно сформулировать следующим образом:

Форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.

Рассмотрим более подробно каждый из трех элементов формы государства.

Понятие и виды форм правления

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы проявления.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству”.[11]

В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления:

· древневосточную (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя);

· феодальную (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии);

· конституционную, включающую в себя парламентарную и дуалистическую монархии.

Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок”.[12]

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.

Понятие и разновидности форм государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти”.[13]

Традиционно выделяют 3 формы государственного устройства.

Унитарное государство - это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.

Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).

Федеративное государство - это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.

Выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.

Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.

Понятие и виды форм государственно-политического режима

Один из критериев определения вида политического режима является правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти. Имеет ли место этот процесс государственного властвования в имеющейся правовой форме или царит сплошной произвол, направлена ли эта правовая форма на охрану ведущих социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной ответственности органов государства и граждан, или служит лишь прикрытием зловещих, в угоду себе, злоупотреблений властей, которые, зачастую, осуществляются за этой ширмой благодетеля фактически, в интересах руководителей самого аппарата государства или даже одного лидера.

Политический режим, зачастую является политико-правовым режимом и этот факт нельзя оставлять без внимания. Определение политического режима тесно взаимосвязано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед наукой. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках дает возможность достаточно точно определять вид политического режима.

Заключение о тесной взаимосвязи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическими размышлениями в пределах современного социального знания, имеет научную и практическую значимость. По виду политического режима в отдельных случаях обозначают и само государство, его сущность, Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его суть, так как политический режим олицетворяет самые главн6ые черты государственного властвования.

Итак, изучение политического режима, т.е. методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, является также необходимым для познания устройства формы государства.

Форма государственного режима - совокупность способов и методов осуществления власти государством”.[14]

В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др.

Основными признаками демократического режима являются: господство закона, разделение властей, наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность, наличие свободно формируемых политических партий, существование оппозиции, плюрализм и др.

Для антидемократического режима характерно: господство беззакония и террора, отсутствие политического плюрализма, запрещение деятельности оппозиционных партий, отсутствие демократических прав и свобод граждан, отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.

Тоталитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массовый террор.

Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.

Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоев населения, опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Кроме того, в научной литературе, кроме указанных выше, выделяют и такие режимы, как деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.

Главное, определяющее в государстве - его сущность. Это то основополагающее начало, которое характеризует природу государства, его назначение и функции. Сущность государства двуедина по своей природе. С момента возникновения и на протяжении довольно длительного исторического времени государства (рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные) в основе своей деятельности имели насилие. Сущность современных государств - общесоциальный компромисс, управление обществом в целях его гармонии и всестороннего развития.

Сущность государства определяет и его форму, которая показывает, как организована и осуществляется государственная власть, какие методы она использует в своей деятельности, каково национально-территориальное устройство государства. Форма государства включает в себя: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

После того, как раскрыты основные характеристики такого сложного социального института, как государство представляется возможным ответить на не менее интересующий вопрос. Изменяется ли сущность государства? Всемирный исторический опыт знает немало примеров (начиная с древних времен), когда в пределах одного исторического типа, одной исторической эпохи, краткого промежутка времени в несколько лет порой координально меняются форма государства, государственный режим, состав и структура государственного аппарата, содержание функций государства, изменяются так же идеологические ориентиры, социальные и экономические основы государства.


Заключение

Завершая исследование такого сложного и многогранного института, как государство, подведем некоторые итоги.

Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Наиболее распространенной точкой зрения по вопросу происхождения государства является та, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Ведущими теориями происхождения государства до XVII века являлись теологическая и патриархальная теория. В XVII-XIX вв. наибольшее распространение получили теория договорного происхождения государства и учение о государстве Гегеля. В настоящее время наибольшее признание получили социально-экономическия (марксистская) теория происхождения государства, теория насилия, органическая теория, психологическая теория.

Как уже говорилось ранее, на определенной ступени развития первобытного общества возникает государство.

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Государство руководит обществом, осуществляет политичес­кую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, от­делен от него. Для содержания этого аппарата государство исполь­зует налоги, собираемые с населения.

Что касается исторического типа и формы государства, то можно сказать следующее. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Нет четкого соотношения между типом и формой государства:

С одной стороны в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти.

С другой стороны – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму.

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.


Библиография

1. Бабаев, В.К. Общая теория права [Текст] : Курс лекций / В.К. Бабаев. - М., 2004. – 512 с.

2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст] / А. Б. Венгеров. - М.: Юристъ, 2006. – 620 с.

3. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. вузов [Текст]/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 740с.

4. Общая теория права и государства [Текст]: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е издание., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 472 с.

5. Теория государства и права [Текст] / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Юристъ, 2001. – 624с.

6. Теория государства и права [Текст] / Под редакцией М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 560 с.

7. Теория государства и права [Текст] / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый юрист, 2006. – 612 с.

8. Теория государства и права [Текст]: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2004. – 580 с.

9. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. [Текст] / В. Н. Хропанюк. - М., 2005. – 562 с.

10. Алексеев С.С. Теория права: 2-е изд., перер. и допол. [Текст] / С.С Алексеев.- М.: Юридическая литература, 1998, - 360 с.

11. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. [Текст] / В.К. Бабаев. – Н.Новгород: Юрист, 1998, - 246 с..

12. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки [Текст] / А.П. Бутенко // Государство и право. - 1993. - №7. - С.15-18.

13. Дюги Л. Общество, личность, государство [Текст] / Л. Дюги. - СПб., 1909. – 216с.

14. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2005. – 994 с.

15. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы [Текст] / Т.В. Кашанина. - М.: Норма, 1999. – 257с.

16. Критика новейших буржуазных учений о государстве [Текст] / Под ред. В.А. Туманова, А.К. Куликова. - М.1982. – 146с.

17. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности[Текст] / В.С. Нерсесянц. - М.: Гардарика, 1993. – 124с.

18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права[Текст] / под ред. В.Г. Стрекозова.- М..: Интерстиль, 2000. – 377с.

19. Теория государства и права [Текст]: Учебник для юридических факультетов и вузов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005. – 544 с.


[1] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки [Текст] / А.П. Бутенко // Государство и право. - 1993. - №7. - С.16.

[2] Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. вузов[Текст] / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - С. 157.

[3] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Юристъ, 2001. - С. 129.

[4] Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]/ под ред. В.Г.Стрекозова- М.: Интерстиль, 2001. - С.54.

[5] Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности [Текст]/ В.С. Нерсесянц. - М.: Гардарика, 1993. - С.7.

[6] Теория государства и права [Текст] / Под редакцией М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 129.

[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст] / Под редакцией Стрекозова В.Г. – М.: Интерстиль,2000.- С.67

[8] Марченко, Н.М. Теория государства и права [Текст] / Н. М. Марченко. – М.: Право, 2007. – С. 122.

[9] Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства [Текст] / В. Г. Графский. - М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2006. – С. 59

[10] Теория государства и права [Текст] : Учебник для юридических факультетов и вузов. / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005. – С. 284.

[11] Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст] / Под редакцией Стрекозова В.Г. – М.: Интерстиль,2000.- С. 101.

[12] Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст] / Под редакцией Стрекозова В.Г. – М.: Интерстиль,2000.- С.107.

[13] Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст] / Под редакцией Стрекозова В.Г. – М.: Интерстиль,2000.- С..117.

[14]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  638  639  640   ..