Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  167  168  169   ..

 

 

Нормативно-правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование

Содержание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Венчурный бизнес, зародившийся в середине 50-х годов, развился в мощную мировую индустрию и зарекомендовал себя как один из наиболее действенных инструментов поддержки и развития реального сектора экономики. В мировой экономике венчурный капитал оказал огромное влияние на развитие таких отраслей промышленности, как полупроводниковая электроника, вычислительная техника, информационные технологии, биотехнология.

Венчурное финансирование – явление в нашей стране не очень распространенное, хотя венчурные фонды и инвестиционные компании, которые заняты таким финансированием, существуют на российском рынке достаточно давно и демонстрируют весьма успешные результаты. Большинство таких венчурных фондов создано с использованием средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В связи с появлением у нас венчурного финансирования в 1997 г. была даже образована Российская ассоциация прямого и венчурного финансирования, которая объединила 43 компании, в той или иной степени связанные с этим бизнесом [34].

Основная цель венчурного финансирования – вложение средств в развитие малых и средних предприятий и наукоемких проектов. Поэтому задача развития этого направления была включена в государственные программы.

Становление любого бизнеса, а особенно средних и малых предприятий, является делом весьма трудным, тем более без достаточных средств на его развитие. Необходимые материальные ресурсы могут предоставить венчурные финансисты.

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с деятельностью, направленной на использование научных знаний с целью получения нового или улучшения производимого продукта либо способа его производства, приобретает особую актуальность в нашей стране в связи с проводимыми реформами. Традиционно научно-техническая политика в России всегда рассматривалась как основа экономического роста страны, поэтому значительная часть правового массива и научных исследований посвящалась вопросам внедрения достижений науки и техники и ускорению научно-технического прогресса.

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало выборочный характер регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Правовое регулирование венчурного бизнеса, которое должно было бы обеспечить эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере в настоящее время отсутствует. Меры государственной поддержки предприятий включенных в механизмы венчурной деятельности, практически не реализуются.

Цель данной работы – попытаться систематизировать нормативно-правовые акты, в той или иной степени регулирующие деятельность венчурных организаций в РФ.


ГЛАВА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕНЧУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. История возникновения венчурных организаций

Организационное оформление венчурного капитала датируется 1958 г., когда Конгресс США принял решение о начале реализации программы Small Business Investment Company (SBIC) [36]. В рамках этой программы правительство США через SBIC предоставляло доступ к государственному финансированию молодым растущим компаниям при условии одновременного привлечения средств со стороны частных инвесторов в соотношении 2:1 или 3:1, т.е. две или три части капитала должны были происходить из частных источников. Деятельность SBIC регулировалась Администрацией по малому бизнесу (SBA). В рамках программы SBIC были частными компаниями, но, принимая на себя обязательства по совершению ограниченных типов инвестирования, в обмен они получали правительственные субсидии, выпуская гарантированные SBA облигации. В процессе развития SBIC параллельно стали появляться независимые частные венчурные фонды и компании, со временем превратившиеся в то, что сегодня известно как источники венчурного капитала. По состоянию на конец сентября 2005 г., 336 компаний по программе SBIC имели в управлении 10 млрд дол. США. В 1972 г. Конгрессрасширилпрограмму SBIC, создав Minority Enterprise Small Business Investment Companies (MESBIC), позднеепереименованнуюв Specialized Small Business Investment Companies (SSBIC). Всего к настоящему времени существуют 59 компаний по программе SSBIC; средний размер капитала под управлением составляет 1,7 млн дол. США.

В Европе венчурный капитал, как альтернативный источник финансирования частного бизнеса, появился только в конце 70-х годов. До появления венчурного капитала в Европе, частные предприниматели попросту не имели свободного доступа к источникам финансирования акционерного капитала. С середины 80-х европейские вкладчики стали больше интересоваться возможностями инвестиций в акции, вкладывая меньше средств в традиционные для них активы с фиксированным доходом.

В России венчурные фонды стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРД) [31]. Региональные Венчурные Фонды (РВФ), число которых составляет 10, были образованы в 10 различных регионах России. Одновременно с ЕБРД другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. В 1997 году 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением в С-Петербурге.

1.2. Деятельность венчурных организаций

Легального определения венчурной деятельности на уровне закона РФ в настоящее время не существует. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [5], в котором предполагалось установить юридически значимое понятие венчурной деятельности, в принятом варианте, к сожалению, не содержит такого определения, хотя оно и присутствовало в законопроекте.

В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в венчурном процессе, возникают дополнительные трудности и при определении фигуры, обладающей статусом субъекта венчурной деятельности.

В венчурном процессе могут участвовать как юридические, так и физические лица.

Для того чтобы стать участником венчурной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует и лицензирования, по крайней мере, в настоящее время. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации венчурной деятельности в РФ, и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в венчурном процессе, но и обеспечивающих этот процесс.

К лицам, обеспечивающим условия осуществления деятельности венчурных организаций, в первую очередь следует отнести органы государственной власти, которые устанавливают общие направления инновационной деятельности, утверждают инновационные проекты и программы, вырабатывают основные принципы развития инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания, утверждают формы государственной отчетности, учреждают и регистрируют организации, реализующие инновационные проекты и т.п.

Целями создания Инновационного совета являются координация работ и выработка основных направлений, наиболее эффективного развития инновационной деятельности высшей школы в сфере науки и научного образования. Совет выполняет функции совещательного органа и его основной задачей является разработка рекомендаций по формированию и реализации инновационной политики высшей школы России в сфере науки и научного обслуживания.

Субъекты, принимающие непосредственное (частичное либо полное) участие в венчурной деятельности, весьма многообразны.


ГЛАВА II . РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕНЧУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Предпринимательские риски венчурных организаций

В гражданском законодательстве «предпринимательский риск» является видовым понятием по отношению к категории «риск». Дефиниция «риск» используется в законодательстве и в научной литературе применительно к отдельным видам отношений и сферам профессиональной деятельности. В рамках объективной категории риска выделяют такие его виды, как служебный, производственный, научно-технический, творческий, врачебный, спортивный, журналистский, страховой, коммерческий и др.

Чаще всего категория «риск» употребляется в гражданском законодательстве. Эта категория употребляется в нормах ГК РФ 89 раз, где риск соотносится с убытками, случайной гибелью или повреждением имущества, случайной невозможностью исполнения, отнесением затрат и убытков, последствиями (неблагоприятными, непредъявлением требования, отсутствием сведений, гибелью или повреждением, невыполнением обязанностей), утратой (гибелью), недостачей или повреждением, неполучением ожидаемых доходов, ответственностью, выплатами.

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что предпринимательский риск представляет собой сложную категорию, включающую, в том числе, несение гражданско-правовой ответственности без вины, иных неблагоприятных последствий технологического, инновационного, информационного и т.д. характера. Таким образом, согласно п.3 ст.401 ГК РФ под предпринимательским риском следует понимать несение неблагоприятных последствий (имущественных в виде убытков, возникших при ведении бизнеса, технологических, инновационных, информационных и т.д.), а также самостоятельной имущественной безвиновной ответственности (единственное основание освобождения от ответственности – наличие непреодолимой силы, если иное не предусмотрено законом или договором [2].

Риски, сопутствующие ведению предпринимательской деятельности, традиционно делят на две большие группы:

1. Чистые риски (возникают под воздействием объективных факторов).

2. Спекулятивные риски.

2.2. Риски, влекущие банкротство венчурных организаций

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление до­судебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия (организации).

История законодательства о банкротстве в современной России началась с принятия Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – Закон о банкротстве 1992 г.). С учетом более чем семидесятилетнего отсутствия в правовой практике, в частности, и в общественной жизни страны, в целом, такой категории, как бан­кротство, несомненно, Закон о банкротстве 1992 г. сыграл важную роль, «при­учив» участников предпринимательской деятельности к ее сущест­вованию как неотъемлемого элемента рыночных отношений, дав воз­можность арбитражным судам, даже при относительно небольшом количестве дел этой категории, выработать определенные правила их рассмотрения.

Первая попытка реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) предпринята в 1995 г., когда был подготовлен первый проект нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Однако затем работа над этим проектом была приостановлена и лишь 19 июня 1997 г. новый закон был принят Государственной Думой в первом, а затем во втором и третьем чтениях.

Однако практика применения принятого Закона позволила выявить многочисленные пробелы в его нормах, что послужило причиной разработки нового, третьего по счету, Закона о несостоятельности (банкротстве). В результате с 3 декабря 2002 г. вступил в силу новый Закон о банкротстве, который внес много существенных изменений в правовое регулирование порядка банкротства должника в Российской Федерации.

К числу наиболее характерных для современных венчурных организаций проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, можно отнести:

1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, ….

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.

4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

2.3. Рисковые операции

Риск присущ любым видам вложения капитала, однако венчурные операции по своему определению являются рисковыми, поскольку связаны с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений.

Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на довольно быструю окупаемость вложенных средств.

Рисковые операции, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставлением ему ссуд, в том числе с правом конверсии этих ссуд в акции.

Рисковые операции обусловлены необходимостью финансирования мелких инновационных форм в области новых технологий.


ГЛАВА III . Законодательное регулирование венчурных организаций

3.1. Государственное регулирование венчурных организаций

Рассматривая признаки венчурной деятельности и анализируя ее особенности, можно убедиться в том, что доведение до промышленной реализации инновационных проектов с высоким уровнем риска требует участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого венчурного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкретный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с венчурной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому.

3.2. Нормотворчество как необходимый элемент развития венчурных организаций

Как уже было отмечено выше, венчурная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие и порядок осуществления венчурной деятельности, пока нет. Федеральный закон «О науке и научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, принципы ее регулирования, формирование и порядок реализации государственной научно-технической политики.

Правовой базой инновационного процесса в целом в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

3.3. Совершенствование законодательства в области венчурной деятельности

Венчурное инвестирование, как один из важнейших способов решения проблемы нехватки средств для малых, в первую очередь инновационных, предприятий, сегодня является законодательно неурегулированным.

Многие ученые сходятся во мнении, что основные проблемы развития венчурного бизнеса и инвестирования в нашей стране связаны в первую очередь с отсутствием комплексного правового регулирования венчурной и инновационной деятельности [….]. Те нормативно-правовые акты, которые в определенной степени регулируют венчурное инвестирование (по большей части нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, некоторые акты субъектов РФ) не обеспечивают потребности реальных экономических отношений.

С точки зрения анализа проблемы необходимо отметить, что комплексный нормативно-правовой акт, о котором идет речь, в обязательном порядке должен содержать четкое определение понятий венчурной деятельности, венчурного капитала и венчурного финансирования. Закрепление определений понятий в законе внесет определенную ясность в теоретическую науку.

Законодательно необходимо решить вопрос об объекте венчурного инвестирования. Считается, что объектами венчурного инвестирования являются малые инновационные компании, ориентированные на разработку и вывод на рынок наукоемкой продукции на базе высоких технологий [27, с.110].

Анализируя федеральное, а также региональное законодательство можно сделать вывод о том, что за последние несколько достигнут значительный прогресс в правовом регулировании таких финансово-кредитных механизмов поддержки малого предпринимательства, как кредитование и микрокредитование субъектов малого бизнеса. Со стороны государственных органов обеспечено увеличение суммы кредита, по которой государством субсидируется процентная ставка, упрощены процедуры кредитования.

И все же необходимо отметить, что наибольшее количество вопросов связанных с функционированием рассматриваемых финансово-кредитных механизмов поддержки малого предпринимательства завязано на практике применения норм банковского законодательства, которое создает как экономические (большие проценты по кредитам), так и организационные (сбор необходимой документации) проблемы для таких субъектов рынка, как индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия.


Заключение

В настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система финансирования инновационной деятельности. В связи с этим нетрадиционные источники инвестиций, одним из которых является венчурный капитал, начинают привлекать все большее внимание.

Функциональная задача венчурного инвестирования состоит в том, чтобы способствовать росту конкретного бизнеса или реализации инновационного проекта путем предоставления определенной суммы денежных средств.

Венчурный капитал обладает рядом особенностей по сравнению с обычными видами финансирования.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что венчурный капитал потенциально является одним из эффективных источников финансирования инновационной деятельности.

В связи с этим здесь возникает проблема активизации рискового инвестирования, на пути которого возникают значительные препятствия в виде отсутствия необходимой нормативно-правовой базы.

Как показало проведенное исследование, отсутствие комплексного правового регулирования венчурной и инновационной деятельности является одной из основных проблем развития венчурного бизнеса и инвестирования в нашей стране. Существующие на настоящий момент нормативно-правовые акты, которые в определенной степени регулируют венчурное инвестирование не обеспечивают потребности реальных экономических отношений, поэтому в сложившейся ситуации требуется ряд законодательных инициатив, которые должны быть следующими:

- создание правовой основы для деятельности венчурных фондов,

- создание законодательной базы для венчурного инвестирования отечественными пенсионными фондами, страховыми компаниями и банками;

- правовое регулирование бухучета, позволяющего предприятию относить на себестоимость продукции затраты на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, внутренние инвестиции и т.д.;

- поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы, которые являются первоочередными реципиентами венчурного капитала,

- прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения;

- разработка мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования.


Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  167  168  169   ..