1. Понятие
т.е. термин ТГП
употребляется
в широком и
узком смысле.
В широком смысле
под ТГП подразумевается
вся юридическая
наука, в этом
значении данное
понятие употребляется
очень редко
т.к. вместо вместо
него обычно
используется
такие понятия
как Юрид-ая
наука, правоведение,
юриспруденция.
Под ТГП в узком
смысле подразумевается
одна из юрид-их
наук которую
традиционно
именуют ТГП.
В то же время
сущ-ют и некоторые
другие наименования
этой науки:
Общая теория
права, Теория
права, Общая
теория права
и гос-ва, Теория
права и гос-ва,
Общая теория
гос-ва. ТГП
как наука это
совокупность
знаний и представлений
о наиболее
общих закономерностях
возникновения,
развития, и
функционирования
Г и П. Основные
черты ТГП. 1)
ТГП – это гуманитарная
(общественная)
наука. Все науки
делятся на
естественные,
технические
и общественные.
2)Г и П – общественные
явлени, являются
определенными
элементами
общ-ва, они
непосредственно
связаны с
человеческими
общественными
отношениями.
По этому наука
изучающая Г
и П является
гуманитарной,
общ-ой наукой.
3) ТГП – политико-правовая
наука. Политико-правовой
характер определяется
тем, что она
изучает гос-во
т.е политическое
явление и право
которое является
правовым, юридическим
явлением. 4) ТГП
– это единая
наука о гос-ве
и праве. Хотя
гос-во и право
различные
явления тем
не менее они
очень тесно
связаны и находятся
в определенном
единстве друг
с другом. ТГП
изучает их в
этом единстве
и потому является
единой наукой
о гос-ве. 5) ТГП
– это наиболее
общая наука
о гос-ве и праве.
ТГП не единственная
наука изучающая
Г И П. Но в отличии
от других наук
в том числе и
юридических
ТГП изучает
самые общие
вопросы Г И П,
она изучает
наиболее общие
закономерности
возникновения
развития и
функционирования
Г и П. 6) ТГП – это
фундаментальная
юрид-ая наука,
она не занимается
изучением
прикладных
сугубо практических
вопросов. Её
задачей является
формирование
основополагающих
глубоко теоретических
фундаментальных
знаний о Г и
П-ве. 7) ТГП – это
методологическая
наука. К методологическим
наукам относятся
науки формирующие
мировоззрение
т.е. взгляд на
мир, на окружающие
нас явления
действительности.
К таким наукам
относятся
прежде всего
Философия
(учение о мудрости)
однако кроме
Философии
подобную т.е.
методологическая
роль выполняют
и некоторые
др. науки. В сис-ме
юрид-их наук
такой наукой
является ТГП.
10. Происхождение
права.
В совр-ой науке
нет однозначного
решения. Сущ-ет
3 точки зрения.
Согласно одной
право возникло
с появлением
человеческого
общ-ва т.е. те
нормы поведения,
которые сущ-ют
в первобытном
общ-ве это и
есть право.
Правом их называют
потому, что
первобытные
люди считали
эти нормы поведения
единственно
правильными
и справедливыми
(обычай - право).
Согласно др.
точки зрения
право возникло
не сразу с обществом,
а в период разложения
первобытнообщинного
стоя, но раньше
чем гос-во. Основной
причиной послужило
появление
частной собс-ти,
которая потребовала
правовых норм.
Появление этих
норм вызвало
появление
гос-ва, потому
что эти нормы
нуждались в
защите. Такую
защиту родоплеменная
организация
дать не могла,
это могло сделать
только гос-во
(аппарат принуждения).
Согласно 3ей
точки зрения
право возникло
одновременно
с гос-ом и причины
его возникновения
те же что причины
возникновения
гос-ва. Это упирается
в понимание
права. Говоря
о происхождении
права необходимо
различать
возникновение
права и возникновение
позитивного
права (позитивное
– нормы и правила
поведения
которые устан-ся
гос-ом). Право
возникает
раньше чем
гос-во возможно
одновременно
с общ-ом. И возникает
оно в виде норм
поведения
первобытного
общ-ва. Нормы
поведения
первобытного
общ-ва называют
обычай. В тоже
время некоторые
исследователи
полагают что
кроме обычаев
сущ-ют др. нормы
поведения в
первобытном
общ-ве (ритуалы,
обряды, мифы,
религиозные
и нравственные
нормы, нормы
этикета). В
первобытном
общ-ве действуют
самые разл-ые
нормы поведения,
которые регул-ют
общ-ые отношения.
Эти правила
поведения,
некоторые
совр-ые исследователи
называют правом.
Что же касается
позитивного
права оно возникает
одновременно
с гос-ом т.к.
позитивное
право это нормы
правила поведения
которые устан-ся
или санкционируются
гос-ом. Первоначальной
формой позитивного
права стали
первобытные
обычаи, которые
органами гос-ва
(судами) санкционировались
в качестве
правовых норм.
Значительно
позднее гос-во
само стало
создавать нормы
права.
100.
Романо-германская
правовая система.
Происхождение
романо-германской
правовой сис-мы.
Романо-германское
право возникло
в XII—XIII вв. в результате
рецепции римского
права странами
континентальной
Европы. Сегодня
можно говорить
о новом этапе
его развития:
этапе сближения
и унификации
законодательных
комплексов
континентально-европейских
стран и построения
общеевропейской
правовой системы.
Особенности
норм романо-германского
права.
Романо-германская
норма права
- общее правило
поведения,
сформулированное
законодателем
либо уполномоченными
им органами.
Главной особенностью
этой нормы по
сравнению с
англосаксонской
прецедентной
выступает
обобщенный,
абстрактный
характер.
Законодатель
обычно формулирует
ее как социальную
модель поведения,
как общий масштаб,
границу дозволенного
("от" и "до"), не
прибегая к
перечислению
частных случаев,
вариантов
поведения.
Романо-германские
нормы имеют
системно-иерархический
характер, образуют
взаимосвязанные
комплексы
соподчиненных
с точки зрения
юридической
силы и социальной
значимости
положений,
среди которых
выделяются
"главные" и
второстепенные,
менее значимые
правила. Вместе
с тем обобщенный
характер придает
нормам и негативные
черты: чем более
общей является
норма, тем труднее
ее применять
на практике,
Возникает
серьезная
проблема ее
конкретизации
и толкования.
Для этого
используется
множество
приемов, способов
толкования,
позволяющих
уточнить волю
законодателя.
В результате
судебными,
арбитражными,
другими органами
вырабатывается
множество
вторичных норм,
положений,
разъясняющих,
конкретизирующих
положения
законов. Источники
романо-германского
права.
Важнейшим
источником
романо-германского
права выступает
закон. Законы
принимаются
парламентами
стран системы,
обладают высшей
юридической
силой и распространяются
на всю территорию
государства,
на всех его
граждан. Закон
имеет приоритет
по отношению
ко всем остальным
источникам
права. Он может
запретить или
легализовать
обычай, отдельные"
положения
судебной практики,
внутригосударственные
договоры. При
закреплении
обычая или
доктрины в
тексте закона
они становятся
его частью,-
содержанием.
Согласно
романо-германской
доктрине законы
подразделяются
на конституционные
и обычные. Во
всех странах
системы закреплен
принцип приоритета
конституционных
законов по
отношению к
обычным. Верховенство
их обеспечивается
специальными
конституционными
судами либо
верховными
судебными
органами. Предметом
регулирования
законов являются
наиболее важные
вопросы общественного
устройства,
права и свободы
граждан, структура,
организация
государственной
власти. Важное
место среди
текущих законов
занимают
кодифицированные
акты (кодексы).
Романо-германское
право в отличие
от права англосаксонского
стремится не
к внешнему
объединению,
систематизации
нормативного
материала
(инкорпорации),
а к объединению
содержательному,
внутреннему,
основанному
на существенной
переработке
нормативного
материала,
"разделении
труда" между
отдельными
нормами, их
кодификации.
Кодексы обычно
носят отраслевой
характер
(гражданско-правовые,
уголовные,
торговые; семейные
и т.д.) и выступают
своего рода
"центрами
притяжения"
для др норм
данных отраслей.
Кроме законов
в странах
романо-германской
сис-мы. принимается
множество
подзаконных
актов: декреты,
регламенты,
инструкции,
и др документы,
издаваемые
исполнительной
властью. Часть
из них имеет
делегированную
природу, и их
значение, роль
в правовом
регулировании
определяются
полномочиями
издавших их
органов. Др.
решения принимаются
по инициативе
самих исполнительно-распорядительных
органов. Они
с точки зрения
своей юридической
силы уступают
актам первой
категории,
однако их число
весьма велико
и поэтому, особенно
в тех странах,
где нет жесткой
системы контроля
за их принятием,
они оказывают
существенное
воздействие
не только на
организационные
отношения,
складывающиеся
внутри исполнительной
власти, но и на
деятельность
граждан, учреждений,
предприятий.
Вторым источником
романо-германского
права является
обычай. Исторически
многие обычные
нормы получили
закрепление
в законах, стали
их содержанием.
Но как самостоятельный
источник права
обычай сегодня
выполняет
второстепенную
роль в правовой
системе, выступая
в качестве
дополнения
к закону. Обычай
также осуществляет
функцию "амортизатора",
сглаживателя
противоречий,
несправедливости
законодательных
решений. С этой
точки зрения
роль обычая
до конца не
исчерпана.
Третьим источником
романо-германского
права с определенными
оговорками
может быть
признана судебнал
практика.
Структура
романо-германского
права.
В странах
романо-германской
правовой сис-мы
используется
известное со
времен римской
империи ставшее
классическим
деление права
на публичное
и частное. Публичное
право регулирует
отношения
субординационные,
базирующиеся
на власти и
подчинении,
на механизме
принуждения
обязанных
лиц. В нем доминируют
императивные
(категоричные)
нормы, которые
не могут быть
изменены, дополнены
участниками
правоотношений.
К сфере публичного
права традиционно
относят конституционное,
уголовное,
административное,
финансовое,
международное
публичное
право, процессуальные
отрасли, основные
институты
трудового
права и т.д.
Частное право
опосредствует
отношения
"горизонтального"
типа, отношения
между равноправными
независимыми
субъектами.
Здесь преобладают
диспозитивные
нормы, действующие
лишь в той части,
в которой они
не изменены,
не отменены
их участниками.
В сферу частного
права входят:
гражданское,
семейное, торговое,
международное
частное право,
отдельные
институты
трудового права
и некоторые
другие. Др
структурной
особенностью
романо-германского
права является
последовательное
отраслевое
деление норм,
их привязка
к конкретным
отраслям права
и правовым
институтам.
В соответствии
с юр-ой доктриной
все принимаемые
нормативные
положения
получают
соответствующую
отраслевую
"прописку"
с учетом предмета
их регулирования
и особенностей
приемов и средств
(методов) воздействия
на субъектов
права.
101.
Англосаксонская
правовая система.
В
англосаксонском
праве сущ-ет
2 вида норм:
законодат-ые
и прецедентные.
Законодат-ые
представляют
собой правила
поведения
общего характера.
Прецедентные
- определенная
часть суд-го
решения по
конкретному
делу. Английские
юристы относят
к прецедентной
норме , во-1ых,
юридическое
заключение
по делу и, во-2ых,
аргументацию,
мотивировку
решения. Эти
2 элемента составляют
сущность
решения. Остальная
его часть есть
"попутно сказанное"
. В отличие от
континентальных
юристов их тип
правового
сознания скорее
индуктивный,
чем дедуктивный.
В основе суждений,
заключений
по делу лежит
анализ частного
случая, казуса.
Судья "примеривает"
конкретный
случай не к уже
готовой норме,
а к ранее происшедшему
казусу, имеющему
правовое значение
случаю, и устанавливает
их сходство,
подобие, после
чего выносит
заключение
об относи мости
прецедента
к рассматриваемому
им делу или их
несовпадении.
Такой механизм
лишь с большой
натяжкой можно
назвать
нормоприменительным.
Описание
прецедентного
урегулирования
через модель
"норма - ее
реализация"
является данью
романо-германской
правовой традиции,
которая в
нормативности
видит обязательный
элемент права.
Источники
англосаксонского
права. Наиболее
важным источником
англосаксонского
права является,
как уже отмечалось,
судебный
прецедент.
Именно он долгое
время был главной
формой выражения
и закрепления
английского
права, которое
поэтому было
и остается
прецедентным.
Прецеденты
создаются в
Англии только
высшими суд-ми
инстанциями:
Палатой лордов,
Судебным комитетом
Тайного Совета
, Апелляционным
судом и Высоким
судом. Нижестоящие
суды прецеденты
не создают.
Английское
правило прецедента
гласит: решать
так, как было
решено ранее.
Оно имеет
императивный
характер, т.е.
каждая суд-ая
инстанция
обязана следовать
прецедентам,
выработанным
вышестоящим
судом, а также
созданным ею
самой. Исключение
из жесткого
правила прецедента
все же существует.
В 1966 г. Палата
лордов сделала
заявление по
вопросам практики,
в котором допускала
возможность
отступить от
ранее созданных
ею прецедентов
в случае установленной
необходимости.
Полномочие
Палаты лордов
отвергать
свои прежние
решения было
закреплено
Парламентом
в Законе 1966 г. об
отправлении
правосудия.
Др. источником
англосаксонского
права является
закон
(статут). Он появился
гораздо позднее
прецедента,
но постепенно
приобрел весьма
важное значение
в правовом
регулировании
общ-ых отношений.
Английские
законодательные
акты классифицируются
по разным основаниям.
По сфере действия
они делятся
на публичные,
распространяющиеся
на неопределенный
круг субъектов
и действующие
на всей территории
Великобритании,
и частные,
распространяющиеся
на отдельных
лиц и территории.
Нередко Парламент
делегирует
свои полномочия
по принятию
НАктов другим
субъектам
(королеве,
правительству,
министерствам).
Совокупность
этих актов
составляет
"делегированное
законодательство".
Юридическая
сила такого
рода актов
определяется
передачей части
законотворческих
функций Парламента
соответствующему
органу. Поэтому
их решения
считаются
частью закона
и обязательны
к исполнению
всеми гражданами.
Высшей формой
осуществления
делегированного
правотворчества
является "приказ
в Совете", формально
представляющий
собой приказ
Тайного совета
, а фактически
- правительства.
Кроме того,
выделяется
автономное
законодательство
- акты местных
органов власти,
действующие
на соответствующей
территории,
некоторых
учреждений,
организаций.
Они принимают
решения, которые
обязательны
для их членов,
пользователей
их услуг. Юр-ая
сила таких
актов уступает
силе актов
Парламента
и делегированного
законодательства.
По иерархии
они приближаются
к актам правоприменительных
органов. Статут
имеет приоритет
перед прецедентом
в том смысле,
что может отменить
его. Однако это
не означает,
что прецедент
произведен
от закона, вторичен
по характеру.
Своеобразие
англосаксонского
права состоит
в том, что закон
в нем реализуется
не самостоятельно,
а через прецеденты,
посредством
их. Прежде чем
стать действующим
актом, он должен
"обрасти"
конкретизирующими
его обязательными
суд-ми решениями.
Английская
судебная практика
знает немало
случаев, когда
принятые статуты
оставались
мертворожденными,
игнорировались
судами либо
их смысл и значение
интерпретировались
иначе. Отсюда
английский
статут нельзя
рассматривать
как источник,
разрушающий
или инвелирующий
систему прецедентов,
как инородную
форму права,
скорее, наоборот,
он сам стал
придатком
этой сис-мы,
дополняющим
и совершенствующим
ее. Древним
источником
англосаксонского
права является
обычай.
Сегодня его
роль среди др
источников
права непрерывно
уменьшается.
Однако в содержательном
плане, для
становления
и развития
англосаксонского
права обычай
имел весьма
важное значение.
Дело в том, что
присяжные
заседатели
по сравнению
с профес-ми
судьями не
обладают теми
знаниями о
нормах, ранее
принятых суд-ых
решениях, которые
необходимы
для точной
юр-ой квалификации
поступков. Для
них ориентиром
при оценке
конкретных
событий, фактов
выступают те
традиции, обычаи,
нормы поведения,
которые сложились
в Англии, отдельных
графствах. С
учетом этих
норм и вырабатывается
общее мнение,
позиция присяжных
по конкретному
делу. Что касается
древних обычаев,
то они попали
в ткань английского
права более
прямым путем.
По действующему
правилу старинные
обычаи (до XIII в.)
должны учитываться
при решении
судьями конкретных
дел. Так, в Англии
испокон веков
существовал
обычай, допускающий
развешивание
рыбацких сетей
на чужом берегу
вне зависимости
от согласия
собственника,
береговой
полосы. Он до
сих пор юридически
значим и признается
судами. Многие
вопросы парламентской
процедуры,
взаимоотношений
высших гос
должностных
лиц, ритуально-этические
нормы поведения
монарха, членов
его семьи также
регулируются
в обычно-правовом
порядке. Здесь
обычай заполняет
ниши в праве,
которые образовались
из-за отсутствия
писаной конституции
и др. конституционных
актов. Особое
место среди
источников
англосаксонского
права занимает
юр-ая
доктрина (наука).
Если в романо-германской
правовой системе
она не является
самостоятельной
формой выражения
и закрепления
юр-их норм, хотя
и играет в ней
определяющую
роль, то в англосаксонском
праве некоторые
литер-ые источники
имеют повсеместное
признание и
используются
при решении
конкретных
дел. К таким
источникам
относятся
старинные
руководства
по общему праву,
написанные
наиболее
авторитетными
английскими
юристами, чаще
всего судьями.
|