Содержание
Приказ N ____
Приказ N
Приказ N ___
Приказ N
"__"________ 2007 г. г. Улан-Удэ
Настоящим удостоверяется, что администрация ЗАО____________________
(наименование)
в лице директора М.К. Котова предупредила __________________________
(Ф.И.О. работника)
о предстоящем (начиная с "__"________ 2007 г.) увольнении работников
"__"________2007 г. в нашем присутствии.
Однако______________________________________________________
(Ф.И.О. работника)
отказался расписаться в "Предупреждении" без объяснения причин.
__________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Обязанности организации (работодателя) не исчерпываются тем, что она своевременно и персонально предупреждает увольняемых работников. Она же должна сообщить за два месяца (а при массовом увольнении по Закону о занятости (ст. 21, 25) - за три месяца) до дня увольнения в местный орган занятости о предстоящем высвобождении конкретно каждого работника. Это необходимо для того, чтобы органы занятости могли иметь всю информацию о состоянии рынка рабочих мест, могли бы сообщить работникам о возможности их направления на работу по их специальности, квалификации, профессии, могли бы своевременно планировать процесс переподготовки и переобучения увольняемых и т.п.
Верховный Суд Российской Федерации требует, чтобы суды, рассматривая споры о восстановлении увольняемых, истребовали доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу, либо о том, что администрация не имела возможности перевести работника с его согласия на другую работу на том же предприятии[22]
. Нужно учесть, что в соответствии со ст. 20 Закона о приватизации в течение 6 мес., предшествующих дню принятия решения о преобразовании унитарного предприятия в ОАО, и до момента госрегистрации ОАО не допускается увольнение более 10% работников этого предприятия.
При массовом увольнении работодатель (с учетом мнения выборного профсоюзного органа, действующего в организации) принимает и другие необходимые меры, предусмотренные как в ТК, так и в других законах, иных правовых актах, коллективных договорах и соглашениях. В последних предусмотрены и некоторые другие льготы:
Так, лицам, увольняемым из организации, гарантируется в течение 2 лет после увольнения сохранение очереди на улучшение жилищных условий по прежнему месту работы, предоставляется возможность пользоваться детскими дошкольными учреждениями их детям[23]
. Кроме того, они сохраняют (если работали на муниципальном или государственном предприятии) права в области приватизации в соответствии с законодательством о приватизации.
Согласно Указу N 471 70% рабочих мест на предприятиях, образуемых на базе федеральных предприятий-банкротов, должно предоставляться их работникам. Если же работники предприятия-банкрота пожелают организовать на его базе собственное производство, то при прочих равных условиях они имеют преимущество перед другими покупателями (ст. 2 Указа). При переводе работников (в связи с ухудшением финансово-экономического положения федерального предприятия) на неполный рабочий день или на неполную рабочую неделю этим работникам выплачивается ежемесячная компенсация сверх зарплаты при работе в указанном режиме более 2 месяцев, но не более 6 месяцев (однако общая сумма выплат в месяц не должна превышать установленного законодательством минимума зарплаты, ст. 4 Указа). Может быть продлено время обучения в учебных заведениях студентов и учащихся, с финансированием связанных с этим расходов из бюджета (ст. 6 Указа). Предусмотрена возможность досрочного (но не более чем за 2 года до достижения пенсионного возраста) выхода на пенсию (ст. 9 Указа). Есть и другие льготы.
Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор без письменного предупреждения, упомянутого выше поскольку:
1) работник не возражает против такого увольнения;
2) работнику одновременно с увольнением выплачивается дополнительно (т.е. наряду, с компенсациями, указанными выше) денежная компенсация в размере 2-месячного среднего заработка.
2.4 Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации
Специфика правил ст. 181 ТК состоит в том, что:
1) они относятся лишь к расторжению трудового договора с руководителями (их заместителями) и главными бухгалтерами организаций (независимо от их организационно-правовой формы;
2) они подлежат применению лишь в случаях, когда основанием расторжения такого договора является смена собственника организации (налицо серьезное противоречие ст. 181 ТК с правилами ст. 48, 213 ГК).
Анализ правил ст. 75 ТК позволяет сделать ряд выводов:
1) они подлежат применению лишь в случаях, когда:
а) работодателем является именно организация, а не физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель);
б) происходит смена собственника имущества организации.
В связи с этим в практике возник ряд вопросов:
- о какой смене собственника идет речь в ст. 75 ТК и нет ли противоречий между ст. 48, 213 ГК и ст. 75 ТК? Противоречия (причем существенны) - налицо. Дело в том, что в соответствии со ст. 213 ГК коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения) благотворительные фонды и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право собственности на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В связи с этим, по существу, право собственности на имущество организации принадлежит самой этой организации. А о "смене собственника имущества организации" можно говорить лишь применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Если законодатель имел в виду и АО, ООО, хозяйственные товарищества и др., то нужно было это прямо оговорить. Примером "смены собственника имущества" может служить приватизация государственного или муниципального предприятия;
- нормами какого закона (т.е. ст. 213 ГК или ст. 75 ТК) необходимо руководствоваться в данном случае? Безусловный приоритет имеют в данном случае положения ст. 213 ГК. Это прямо предусмотрено в ст. 3 ГК[24]
. Законодателю срочно следует вернуться к вопросу об уточнении редакции ст. 75 ТК (иначе неизбежны ошибки, в том числе и в судебной практике). Наверное, Верховному Суду Российской Федерации нужно разъяснить применение ст. 75 ТК;
2) "новый собственник" (далее следует все время иметь в виду изложенное выше) лишь вправе (но вовсе не обязан!):
а) расторгнуть (в соответствии с п. 4 ст. 81 ТК) трудовой договор с руководителем (его заместителями) и главным бухгалтером. При этом им выплачивается компенсация, предусмотренная в ст. 279 ТК;
б) осуществить такое расторжение не позднее 3 календарных месяцев со дня возникновения у него права собственности (сроки и в данном случае исчисляются в соответствии со ст. 14 ТК);
3) трудовой договор с иными работниками (например, инженером, рабочим, водителем и т.д.):
а) новый собственник не вправе расторгнуть;
б) прекращается лишь в той мере, в какой сами также работники отказались от продолжения работы в связи со сменой собственника организации. Отказ должен быть заявлен в письменной форме.
Применяя правила ст. 75 ТК нужно также учесть следующие обстоятельства:
1) сама по себе смена собственника организации не лишает работодателя права на осуществление мероприятий по сокращению численности или штата работников. Однако осуществления этих мероприятий допускается только после государственной регистрации (в соответствии с Законом о недвижимости и Законом о регистрации ЮЛ) перехода права собственности;
2) трудовые отношения (с согласия работника, либо в случаях, когда он прямо не заявляет о расторжении трудового договора, об отказе в продолжении работы) продолжаются и в случаях:
а) изменения подведомственности (подчиненности) организации. Например, если государственное унитарное предприятие передано из одного министерства в другое;
б) при реорганизации (в любой форме) организации. Однако, если она ликвидирована- трудовые отношения прекращаются по правилам ст. 81 ТК;
3) если при реорганизации организации или изменении подведомственности (подчиненности) организации работник отказывается от продолжения трудовых отношений, то трудовые отношения прекращаются в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК;
Для правильного применения норм ст. 75 ТК нужно также учесть:
1) правила ст. 178-181 ТК (о гарантиях и компенсациях, выплачиваемых работникам при прекращении с ними трудового договора);
2) ст. 57, 67 ТК (о внесении изменений и дополнений в текст трудового договора, вызванных обстоятельствами, указанными в ст. 75).
Применяя правила ст. 181 ТК, нужно учесть, что:
1) расторжение трудового договора в данном случае производится по правилам п.6 ст. 77, п.4 ст. 81ТК.
2) новый собственник организации обязан выплатить руководителю (его заместителям) и главному бухгалтеру организации компенсацию не ниже трех средних заработков (хотя он вправе выплатить и большую сумму).
Заключение
Сегодня российское общество постепенно приходит к пониманию права как средства достижения согласия и компромисса. Участники трудовых отношений начинают постепенно поворачиваться в сторону переговорного процесса. Государство с помощью права создаёт механизм, нацеленный на взаимный учёт интересов сторон - участников трудовых отношений. Тем не менее, нельзя переоценивать роль права, которое само по себе не в состоянии решить политические и экономические проблемы. Поэтому крайне важно наличие в правовой системе норм, гарантирующих механизм рассмотрения конфликтов, их справедливого разрешения и реализации вынесенных решений.
Те гарантии и компенсации, которые предусмотрены в ст. 178-181 (гл. 27 разд. VII ТК), предоставляются не всем работникам, с которыми расторгаются трудовые договоры, а только при увольнении по инициативе работодателя по пп. 1, 2 ст. 81, пп. 1, 2 ст. 83, п. 9 ст. 77 ТК. По существу в них сосредоточены те льготы и компенсационные выплаты, о которых ранее шла речь в ст. 34, 36, 40.2, 40.3 КЗоТ с некоторым дополнением.
Более всего внимания уделено расторжению трудового договора в связи с ликвидацией работодателя и сокращением численности или штата работников. Применительно к работникам, уволенным по этим основаниям, речь идет о выходном пособии, о производстве гарантийных выплат в течение определенного срока в период поиска новой работы, о преимущественном праве оставления на работе.
Расторжение трудового договора в связи с восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность, несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе упоминается лишь в связи с выплатой выходного пособия.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во Эксмо.- 48 с. – (Российское законодательство).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 2-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 13 января 1997 г., N 2, ст. 198.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
6. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте". // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 ноября 1996 г. N 48, ст. 5369.
7. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 14, ст. 1401.
8. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17, ст. 1915.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 11-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рогова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации". // Система "Гарант", 2004.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". // "Российская газета", 8 апреля 2004 г., № 72.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 (с изменениями на 6 февраля 2004 года) «О трудовых книжках» // "Российская газета" от 22 апреля 2003 г. N 77.
12. Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" // Собрание Постановлений Правительства СССР, 1984 г, N 8, ст. 46
13. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек», зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 ноября 2003 года, регистрационный N 5219 // "Российская газета" от 19 ноября 2003 г. N 235.
14. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" // Библиотечка Российской газеты, 2002 г., выпуск N 24.
Специальная литература
15. Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). - "За права военнослужащих", 2004 г.. Комментарий к ст. 80.
16. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - "Дело", 2006 г.
17. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]; под ред. К. Н. Гусова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
18. Маврин С.Н., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. - М.: Юристъ, 2003.
19. Тихомиров М.Ю. Увольнение с работы: учебно-практическое пособие. Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.
20. Цыпкина И.С., Циндяйкина Е.Н. Трудовой договор. – М., Проспект, 2001.
21. Васильева О. Ответы на вопросы // "Кадровое дело". 2004, N 10
22. Давыдова Е.. Неправильная восьмидесятая. // "Расчёт", 2004, N 6.
23. Коршунов Ю.Н.. Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. // "Гражданин и право", 2004, N 3.
24. Кузьмичев Л.И. Увольнение по собственному желанию. // "Кадровое дело", 2006, N 1.
25. Митрофанова В.. Ответы на вопросы. // "Кадровое дело", 2007, N 9.
26. Мирзоян Г. Как уволить материально ответственное лицо // "Кадровое дело", 2004, N 5
27. Никитин Е. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. // "Служба кадров". 2006, № 12.
28. Паршина Т. Отказ в увольнении // "Кадровое дело", 2006, N 9.
29. Порваткин Г. Ответы на вопросы. // "Кадровое дело", 2007, N 2.
30. Прохорычева Е. Расплата за "безответное" заявление. // "Кадровое дело", 2007, N 2.
31. Прохорычева Е. Уволен по собственному... незнанию. //"Кадровое дело", 2007, N 9.
32. Сенаторова Н. Консультация юриста. // "Кадровое дело", 2006, N 9.
33. Шарова С.В. Порядок прекращения трудового договора. // "Российский налоговый курьер". 2007, N 16.
34. Шеломов Б.А. Расторжение трудового договора по инициативе работника. // "Справочник кадровика", 2006, № 16.
[1]
Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во Эксмо. Ст.1.
[2]
Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во Эксмо. Ст.37.
[3]
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3. Ст. 2, ч. 1, абз. 2
[4]
п. 14 Постановления Верховного Суда Российской Федерации N 16
[5]
ст. 12, 13 Закона об обороне
[6]
см. главу 2 Закона о статусе военнослужащих ст. 49 Закона о внутренних войсках, Указ Президента Российской Федерации N 1056 от 7 февраля 1992 г. "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций и др.
[7]
п.12 Постановления Верховного Суда РФ N 16
[8]
п.14-1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации N 16, в ред. от 15 января 1998 г
[9]
см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к ч. 1 ГК РФ (изд. 3) М., Инфра-М., 2002
[10]
п. 21 постановления Верховного Суда РФ N 16
[11]
последний абзац п. 23 постановления Верховного Суда РФ N 16
[12]
БВС СССР. 1961. N 5. С.13. О судебной практике см. также БВС. 1999. N 8. С.13.
[13]
БГКТ. 1988. N 6
[14]
п.3 Постановления Верховного Суда Российской Федерации N 16
[15]
ст. 12 Закона о профсоюзах
[16]
ст. 21 Закона о занятости
[17]
п.21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации N 16
[18]
БВС РСФСР. 1980. N 12. С.8
[19]
ст. 25 Закона о занятости
[20]
п.23 Постановления Верховного Суда Российской Федерации N 16; БВС Российской Федерации. 1994. N 10. С.2
[21]
БВС Российской Федерации. 1995. N 10. С.1
[22]
п.23 постановления Верховного Суда Российской Федерации N 16
[23]
ст. 13 Закона о занятости
[24]
Гуев А.Н., Постатейный комментарий к части первой ГК Российской Федерации (изд. 3) М., Инфра, М., 2002
|