ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЭТИКИ

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12 

 

 

 

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЭТИКИ



Большое значение для усвоения учащимися курса этики имеет использование краеведческого материала. Этот материал становится понятнее и доступнее подросткам в том случае, если они сами проводят поисковую работу, если задания, которые дает учитель на уроке, носят творческий, исследовательский характер.

Любанский район, расположенный на юге Минской области, имеет славные боевые и трудовые традиции. В прошлом «край лесов и болот», голода и нищеты сегодня славится высокой продуктивностью сельского хозяйства. В районе ведется большое строительство. Лю-банщина дала стране 16 Героев Социалистического Труда. А за ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны комсомольская организация Любанщины удостоена высокой награды — ордена Отечественной войны

I степени.

В зависимости от темы урока краеведческий материал может быть иллюстрацией к тому или иному вопросу или полностью пронизывать весь урок.

Уже на первых уроках этики при изучении темы «Наш советский образ жизни» даю ученикам задание написать небольшое сочинение на тему «Герой нашего време-

ни». Заранее знаю, что многие ребята напишут о Герое Социалистического Труда депутате Верховного Совета БССР делегате XXV съезда КПСС К. И. Шаплыко, который с 1945 г. является председателем колхоза «Чыр-воная змена». Напишут о том, как неузнаваемо изменилась Любанщина за годы Советской власти, какие здесь строятся жилые дома, магазины, столовые, рестораны, дома быта, клубы, детские учреждения — разве это не характерные приметы нашего образа жизни?

Я стараюсь побудить учащихся вдумываться в то, что они видят вокруг себя, чтобы ребята с первых же уроков привыкали подходить к оценке реальных событий с позиций нравственных законов советского общества. Поэтому, когда обсуждаем содержание ученических сочинений, обязательно предлагаю ответить на вопрос «Какие закономерности советского образа жизни отразились в тех конкретных фактах, о которых вы рассказываете в своих сочинениях?». И если в домашних сочинениях ученики написали о людях, которые являются для них примером, то при обсуждении в классе этих сочинений ребята пытаются выявить, почему именно при советском образе жизни ярко проявляются все лучшие качества человека, что этому помогает. Учитель этики обязан способствовать всестороннему развитию мышления учащихся, воспитывать активных, творчески мыслящих граждан, для которых выполнение норм коммунистической морали становится внутренней потребностью.

В этой работе очень помогает школьный кабинет этики. В нем накоплен значительный краеведческий материал. Есть альбом «История Коммуны на Любанщине», два альбома о борьбе словацких партизан против фашизма, стенды, рассказывающие о партизанском движении в Любанском районе, фотографии Героев Социалистического Труда.

Краеведческий материал в процессе изучения курса этики стараюсь использовать как можно шире. Например, перед изучением темы «Коммунистическое отношение к труду, общественному достоянию и природе» даю учащимся задание подробнее узнать и рассказать о трудовых достижениях коллективов, где работают их родители. Задание формулируют так: «Укажите, какие ростки коммунистического труда встречаются на предприятиях, где трудятся ваши родители. Какие хорошие трудовые традиции там сложились?»
 

Двум ученикам заранее предлагаю подобрать из местной печати сведения об успехах сельского хозяйства и промышленных предприятий района, подготовить небольшие сообщения.

С большим интересом выступают ученики со своими сообщениями, чувствуется, что многие из них серьезно взглянули на работу, которую выполняют родители. И это очень важно. Ведь молодой человек выбирает себе профессию и вырабатывает свое отношение к труду, к коллективу, к обществу, обдумывает свои жизненные планы. Ученики вспоминают статьи Конституции СССР и сами определяют сущность социалистического коллективизма.

Важно, чтобы ребята поняли, что нравственные нормы складывались и завоевывались в борьбе, и история Любанщины служит тому ярким примером.

Весной 1929 г. приехали из Минска на обширные Марьинские болота, на остров Заболотье первые коммунары. Это были демобилизованные красноармейцы из Чонгарской и 2-й Белорусской дивизий и кавалерийского полка «Красный астраханец». Так образовалась первая в Белоруссии красноармейская Коммуна имени Белорусского военного округа (теперь колхоз им. БВО), которую возглавил Э. Н. Модин. Заместителем его был избран Т. Д. Анисимов.

Вскоре к коммунарам присоединились местные комсомольцы. Дел было очень много. Надо было рыть каналы и осушать болота, строить жилье и заготавливать корм для скота. Работали коммунары, не считаясь со временем, от темна до темна.

Предлагаю ученикам рассмотреть фотографии альбома. Вот повариха Дора Кустанович готовит еду на костре. А вот коммунары, стоя по колени в воде, специальными лопатами-грабарками выбрасывают землю, роют канал.

В музее народной славы ученики уже видели эти фотографии, но на уроке они как бы по-новому их осмысливают. Ребята говорят: «Почти без техники осушить болота, построить на песчаном островке среди болот поселок — это подвиг. На это были способны только сильные духом люди! Они преодолели громадные трудности».

Да, коммунарам действительно было нелегко. Жили вначале в палатках, которые командование БВО отдало коммунарам. Рядом — сарайчик, крытый дырявой толью.

Под навесом — кони и коровы. В сарае — минеральные удобрения, семена для сева, продукты. Тут же рядом, под навесом,— столовая.

Вначале коммунаров было всего 7 человек, затем около 40. 18 октября 1929 г. приехала основная масса коммунаров, около 200 человек. Была создана большая плотницкая бригада. Главным строителем стал Федор Коврик, который хорошо знал плотницкое дело.

К ноябрю 1929 г. в поселке построили 2 восьмиквартирных дома. Приобрели локомобиль, и вечером 7 ноября впервые в Любанском районе зажглось электричество. Крестьяне из окрестных сел, увидев яркий свет в Коммуне, подумали, что в поселке пожар и прибежали помочь тушить его. Удивлению их не было конца, когда увидели электрический свет.

Зато кулаки Коммуну ненавидели. В 1930 г. они подожгли сарай, в котором сгорело 18 коров, а также торфяное болото и стог сена. После этих поджогов коммунары удвоили бдительность.

Коммуне нужны были женские руки, а вчерашние бойцы еще не были женаты. Зимой 1929—1930 гг. многие коммунары ездили каждый на свою родину, чтобы жениться. С одеждой тогда было очень трудно. Военное обмундирование, в котором коммунары приехали и которое стало их рабочей спецовкой, от частых стирок, дождя и солнца выгорело добела. Ехать в такой одежде было неудобно. Единственный приличный костюм и кожаная куртка были у Э. Н. Модина. Коммунары надевали этот костюм, куртку и по очереди уезжали в краткие отпуски. Возвращались с женами. Зато сколько радости было у коммунаров, когда через некоторое время первые из них были премированы костюмами!

В Коммуне был «сухой закон». Не пили даже на свадьбах. Зато запрягали лучшую тройку лошадей, и молодоженов несколько раз провозили по площади.

Когда ученики-следопыты записывали воспоминания первых коммунаров, они узнали любопытную историю про старого боевого коня по кличке «Воробей». Это был неказистый, невысокий конь, но стоило ему услышать «Ура!», как он несся со всех ног. На этом коне однажды спасся от волков председатель Коммуны Э. Н. Модин, возвращавшийся ночью из Любани.

В Коммуне быстрыми темпами велось строительство. К 1 января 1930 г. был построен третий восьмиквартир-

 

 

ный дом. Было начато строительство кирпичного завода, а в купленой за 2 тыс. р. мельнице поставлена сукновалка и циркулярная пила для резки леса.

В домах кухонь не было. Все питались в столовой. Для малышей открыли ясли и детский сад. Пеленки были общие, их стирали в прачечной.

Всем коммунарам выдавали бесплатную одежду, жилье, пищу и на индивидуальные расходы — 1 р. 50 к. в месяц на человека.

На осушенных болотах получали высокие урожаи. Особенно хорошо росла капуста, кочаны были массой до пуда.

Коммунары очень страдали от бездорожья, даже бочки с горючим приходилось зачастую перетаскивать на себе. Решили построить узкоколейную железную дорогу. Руководил строительством Прокоп Адериха, которому это дело было знакомо. Почти всю дорогу построили женщины-коммунарки, мужчины строили только мосты. К весне 1932 г. проложили около 10 км дороги — от совхоза «10 лет БССР» до Коммуны, затем довели ее до деревни Нежин. Дорога очень помогала в перевозке грузов. Так рельсы узкоколейки заходили на самое капустное поле.

В первое время существования Коммуны 80 процентов коммунаров были неграмотными, поэтому открыли вечернюю школу. Через два года все коммунары умели читать и писать. Работали курсы по зоотехнии, изучались трактора, была открыта семилетняя школа с интернатом для детей и квартирами для учителей. Работал драмкружок, в клубе ставили спектакли.

Хозяйство Коммуны было всесторонне развито. В конце 1932 г. Коммуну преобразовали в колхоз имени Белорусского военного округа. Каждой семье дали по корове, помогли завести личное хозяйство. На трудодень получали по 5 и более рублей, 18 кг картофеля, 4—5 кг зерна и другие продукты. Средний урожай составлял 22,9 ц с гектара. На счету колхоза было около 1 млн. р.

Частыми гостями в Коммуне были писатели и поэты: Янка Купала, Платон Головач, Владимир Хадыка. Свои впечатления о Коммуне Янка Купала ярко отобразил в поэме «Над ракой Арэсай».

В 1939 г. колхоз был награжден орденом Ленина. Коммунары первыми прокладывали путь к новой жизни. У них учились, им подражали.

 

 

Но грянула Великая Отечественная война. Фашистам было ненавистно само слово «Коммуна». Они бомбили поселок с воздуха, а" затем, когда оккупировали район, сожгли его дотла. Но коммунары не смирились перед фашизмом: Они героически сражались, а после войны восстановили разрушенное хозяйство.

Материал о Коммуне собрала поисковая группа школы. Ученики воспринимают его с большим интересом, охотно совершают летом походы в Коммуну (это около 35 км от Любани). Когда ребята бывают там, они с огромным интересом встречаются с оставшимися в живых ветеранами Коммуны Каленченко, Росиным и записывают их воспоминания. Учащиеся как бы соприкасаются с подвигом коммунаров. Потом эти записи широко используются и на уроках этики и во внеклассной работе.

Материал о Коммуне многазначен и становится основой при изучении ряда тем. Например, когда мы обсуждаем проблему нравственного совершенствования личности, я говорю ребятам, что человек становится нравственно красивым тогда, когда его жизнь, его судьба вобрала в себя судьбу народа.

Рассказываю о том, что недалеко от школы живут Анисимовы, пенсионеры, люди с чистой совестью, скромные и простые. Предлагаю ребятам подумать, почему люди меряют по ним свои дела, свою жизнь.

Ребята расспрашивают близких, знакомятся с материалами Любанского музея народной славы, перечитывают «Над ракой Арэсай». Жизнь Анисимовых настолько заинтересовала учеников, что они встречаются с Т. Д. Анисимовым, приглашают его на уроки, посвящают ему и первым коммунарам Любанщины комсомольское собрание «Берем с коммунистов пример». И действительно, жизнь Т. Д. Анисимова, кавалера ордена Ленина, одного из первых коммунаров, бывшего секретаря РК КПБ — пример беззаветной преданности Родине.

Ученики начинают это хорошо понимать и с большим уважением относиться к людям старшего поколения, прожившим большую, интересную жизнь. Школьники оказывают помощь ветеранам, причем делают это по собственной инициативе, по велению своей совести.

Поисковая работа не ограничивается темой урока. В процессе ее школьники знакомятся с впечатляющими фактами партизанского движения в наших краях.

 

 

Обширный краеведческий материал использую при изучении темы «Советский патриотизм и социалистический интернационализм». Любанщина — край партизанской славы. С первых дней фашистской оккупации здесь были организованы партизанские отряды, значительная часть района была партизанской зоной.

Народная память бережно хранит имена и дела тех, кто отстаивал свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. В Любанй поставлен памятник А. Ф. Брагину — секретарю Минского подпольного обкома партии и бесстрашной партизанской разведчице Фене Кононовой. Именем партизанских вожаков — Е. Д. Горбачева и Т. Д. Гуляева названы два колхоза. Пионерская дружина нашей школы носит имя юной партизанки Риммы Шершневой. В каждом колхозе и совхозе района установлены мемориальные доски с именами земляков, не вернувшихся с войны. В Любанском городском сквере и на острове Зыслов созданы мемориальные комплексы.

Остров Зыслов расположен среди ранее непроходимых болот. Здесь в годы фашистской оккупации находились Минский подпольный обком партии, которым руководил В. И. Козлов, а также Любанский, Старобинский и Слуцкий райкомы партии, штабы многих партизанских соединений, редакции подпольных газет «Звязда», «Чыр-воная змена», районной газеты «Клiч Радзiмы». На острове Зыслове был сооружен аэродром, где приземлялись самолеты, которые доставляли оружие, боеприпасы, одежду, медикаменты; сюда отправляли раненых и детей. Теперь на Зыслове сооружен мемориальный комплекс. Там находится братская могила партизан. Не все погибшие известны. Внимание людей привлекла надпись «Чех Юра». Члены школьной группы «Поиск» решили установить фамилию погибшего, разыскать его родных.

Следопыты установили, что словацкие партизаны сражались в партизанском отряде им. Громова бригады им. Чкалова. Удалось узнать их фамилии: Юзеф Андра-шик, Марцел Крупчик, Юрий Дюриш, Антон Выбох, Юзеф Дорчик. Написали им по их довоенным адресам. Ответил лишь Марцел Крупчик, который прислал фотокопию некоторых партизанских документов, свои фотографии, но о погибшем чехе Юре ничего не мог сообщить. Поиск продолжался. Ученики вели большую переписку, встречались со многими партизанами, записывали

их воспоминания, узнали, что партизаны-словаки сражались в бригаде им. Пономаренко. Встретившись с бывшим партизаном-разведчиком Н. С. Ахрамейко, ребята узнали, что он был вместе с чехом Юрой в разведке у деревни Шипиловичи Любанского района, где располагался вражеский гарнизон. Они нарвались на фашистскую засаду. В этом бою и погиб Юра, а похоронили его в деревне Старые Юрковичи Любанского района, затем перехоронили на Зыслове. Удалось установить и фамилию Юры — Богумел. Разыскать родных Юры и установить с ними переписку помог словак, бывший партизан отряда им. Островского — А. С. Кровина, который воевал на Случчине.

Когда Антон Степанович Кровина впервые 10 мая 1976 г. посетил нашу школу, надо было видеть, какими сияющими глазами смотрели школьники на стройного седого мужчину с советскими и чехословацкими наградами на груди. А его письма! Он всегда подписывается «Антон Кровина, островец». Ездила в Шепетовку на открытие музея Николая Островского, у него в Праге гостила жена Н. Островского — Раиса Порфирьевна. С большим интересом ребята переписываются и встречаются с ним, считают его своим старшим другом. Благодаря помощи Антона Кровины мы установили связь с сестрой Юры (настоящее его имя было Юлиус) — Павлиной Кисвертовой.

На братской могиле к словам «Чех Юра» дописали фамилию — Богумел. Сфотографировали и фото послали в Чехословакию его родным. С нетерпением ребята ждали ответа. Сестра Юлиуса написала нам, что, конечно, очень грустно получать такие письма и фотографии, где говорится о подробностях гибели близкого человека, но в то же время она весьма признательна, что стало известно все о брате (более 30 лет родные ничего не знали о Юлиусе).

В одном отряде с Богумелом сражались словаки Карол Форгач, Штефан Тучек, Иосиф Марко, Иван Гога, Иожи Бернар. С особой теплотой вспоминают партизаны-о Штефане Тучеке. Он был мастер на все руки. В отряде Штефан выплавлял тол из неразорвавшихся немецких бомб, сам мастерил мины и ходил на диверсии. На его счету немало подорванных вражеских эшелонов.

Нам удалось разыскать сестру Штефана Тучека — Зузанну Полтарску. В письмах она рассказала нам о

детстве и юности своего брата, прислала его фотографию. Дальнейшая судьба Штефана Тучека такова: летом 1943 г. с партизанского аэродрома на. острове Зы-слове он улетел в Москву и выступал на Всеславянском конгрессе. Его выступление было напечатано в «Правде», транслировалось по радио. Его сестра писала, что односельчане Штефана слушали выступление земляка. Оно вдохновило их на дальнейшую борьбу против фашизма.

10 августа 1943 г. Штефан вступил в армию генерала Людвика Свободы, в ноябре 1943 г. Штефан погиб на Украине у деревни Черняхов Кагарлыкского района. Ему присвоено звание Героя Словацкого национального восстания. Ребята, которые вели этот поиск, перед окончанием школы передали свою переписку группе шестиклассников, поисковая работа учащихся продолжается.

Использование краеведческого материала, поисковая работа учеников способствуют более глубокому осознанию ими патриотизма советских людей, неразрывного его единства с принципами социалистического интернационализма. Они сами делают вывод, что на земле Белоруссии словацкие партизаны сражались за свободу и независимость Чехословакии и приводят примеры совместной борьбы против фашистов советских людей с французами, поляками и др. Дома ученики расспрашивают своих родственников, знакомых, соседей о проявлениях интернациональной дружбы. Называют имена замечательных партизан: грузина Тенгиза Шевгулидзе, по специальности инженера-железнодорожника, который делал самодельные пушки; русского Новокшонова, который мастерил мины, автоматы; 17-летнего белоруса Володи Ременчика, который по заданию партизан пошел на службу в полицию и показал себя бесстрашным разведчиком.

Как правило, после этих уроков к моему столу подходят ученики и говорят: «А у нас сосед освобождал

Польшу!», «А у меня бабушка была партизанкой!» Посылаю группу учащихся к этим людям, записываем воспоминания, которых накопилось в школе уже немало. Так ученики принимают посильное участие в написании летописи народной славы.

Краеведческий материал, встречи с ветеранами партии, войны и труда дают возможность наглядно убеждать учащихся в том, что любовь к Родине, чувства

патриотизма, интернационализма и гуманизма, скромность, товарищество, коллективизм, трудолюбие и взаимная поддержка всегда были присущи советским людям. Краеведческий материал на уроках этики учит воспринимать накопленный боевой и трудовой опыт людей своего края.

Краеведческая работа помогает проводить уроки при очень высокой активности класса. Нередко моей задачей на уроке становится не столько изложить материал, сколько направить, обобщить то, что было найдено и осмыслено ребятами в их поисковой работе.

Краеведческая деятельность самих школьников располагает неиссякаемыми возможностями воспитания коммунистических идеалов, способствует, формированию нравственных отношений в детских коллективах, содействует формированию характера, высших нравственных качеств каждого ученика.

Опыт преподавания истории и этики убедил меня в том, что изучение ребятами краеведческого материала имеет очень важное значение для становления их личности. Истории той местности, где родился и вырос человек, становятся неотделимыми от его духовного развития, определяют направленность личности, заставляют активно участвовать в борьбе за идеалы народа.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12