Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  757  758  759   ..

 

 

Социализация подростков в сфере досуга

Социализация подростков в сфере досуга

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ (11-15 ЛЕТ).

3. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Заключение.

Резюмируя вышесказанное, социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

Включение в уровни (биологический, психологический, социально- педагогический) обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреев В.И. диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988 г.

2. Анищук В.В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса. 1989г.

3. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 1982г.

4. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976г.

5. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991г.

6. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984г.

7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968г.

8. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991г.

9. Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., 1981г.

10.В мире подростка. М., 1980г.

11.Внешкольные учреждения. М., 1978г.

12.Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М., 1978г.

13.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 1971г.

14.Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991г.

15.Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М., 1982г.

16.Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991г.

17.Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. М., 1987г.

18.Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка – учителю. М., 1986г.

19.Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г.

20.Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970г.

21.Махов Ф. С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М., 1986г.

22.Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г.

23.Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.

24.Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.

25.Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.

26.Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г.

27.Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г.

28.Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991г.

стр

Введение.

3