ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ КАПИТАН СУДНА

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ КАПИТАН СУДНА
 


Где флаг советский не полощет ветер!

Порой планету надо обогнуть,—

И звезды морякам не просто светят,

А к Родине показывают путь.

Степан Щипачев

 



Чтобы командовать современным судном, оборудованным сложными электрорадионавигационными и рыбопоисковыми приборами, энергетическими и рефрижераторными установками, успешно выполнять производственные задания вдали от родных берегов, от капитана требуются глубокие профессиональные знания в сочетании с высоким чувством личной ответственности.

Согласно квалификационной характеристики инженера-судоводителя выпускник высшего инженерного морского училища должен быть подготовлен для обеспечения безопасности судовождения, а также эксплуатационной, производственно-технологической и организационноуправленческой деятельности на судах морского и рыбопромыслового флота.

Инженер-судоводитель должен знать: основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения производственных задач;

общеинженерные дисциплины, включая инженерную графику, теоретическую механику, прикладную механику, электротехнику;

специальные дисциплины, включая теорию и устройство судов, навигацию, лоцию и промысловую навигацию, технику промышленного рыболовства, мореходную астрономию, управление судном и его техническую эксплуатацию, радиотехнику и электронику, технические средства судовождения и рыбопоисковые приборы, радионавигационные приборы и системы, автоматизацию судовождения, навигационную гидрометеорологию, морское и рыболовное право, национальные и международные нормативные документы по вопросам ведения промысла, основы автоматизации, судовые энергетические установки и электрооборудование судов, промихтиоло-гию, методы обработки рыбы и управление качеством продукции, географию и сырьевую базу рыбной промышленности и др.;

теорию и практику судовождения, теоретические основы и эксплуатацию технических средств судовождения;

национальные и международные нормативные документы, регламентирующие безопасность мореплавания; требования Регистра СССР и международные требования, предъявляемые к техническому состоянию корпуса судна, судовых устройств, систем и технических средств судовождения; иностранный язык в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей;

экономику отрасли, основы организации, планирования и управления производством; вопросы охраны труда и окружающей среды;

основы советского права, патентоведения и научной организации труда.

Инженер-судоводитель должен уметь: самостоятельно нести штурманскую вахту; вести прокладку пути и выбирать путь судна с учетом конкретной
навигационной и гидрометеорологической обстановки; определять место судна всеми навигационными, астрономическими и радиотехническими способами; корректировать карты и пособия;

пользоваться всеми техническими средствами судовождения, морской связи, аварийной радиостанцией; руководить действиями экипажа в борьбе за живучесть судна;

управлять шлюпкой на веслах и под парусами, моторным катером; пользоваться судовыми спасательными средствами;

выполнять расчеты, связанные с загрузкой судна и определением его мореходных качеств; руководить погрузкой судна и вести грузовую документацию;

производить расчет финансово-экономических показателей работы судна и анализ выполнения рейсовых заданий и годового плана;

обеспечить выполнение на судне советских законов; осуществлять хозяйственные функции;

выполнять задачи, связанные с промысловым маневрированием, выбором орудий лова и их использованием, а также с осуществлением технологического цикла по переработке рыбы;

использовать современную вычислительную технику; самостоятельно принимать решения; разрабатывать и вести техническую документацию; организовывать социалистические соревнования и повышение квалификации членов экипажа, способствовать развитию рационализаторского движения;

осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечивать соблюдение санитарных правил на судах;

владеть рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации.

В стенах морского учебного заведения курсанты судоводительской специальности получают профессиональные знания и навыки, которые совершенствуются и закрепляются по мере приобретения опыта работы. Учебные дисциплины, определяющие род трудовой деятельности инженера-судоводителя, составляют профилирующий цикл. Ведущее место среди них занимает навигация* лоция и промысловая навигация. Что же она изучает?
 

Перед выходом судна в море капитан вместе со своими помощникахми выбирает самый безопасный и наивыгоднейший путь. Важнейшим условием для правильного выбора его является знание основных элементов морской обстановки. В нее входят навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия плавания, а также вероятные изменения этих условий. Путь суд-яд должен быть кратчайшим, с достаточными глубинами, без подводных камней и мелей, с попутными течениями и благоприятными ветрами. Кроме того, на пути следования для безопасного и успешного плавания судов должно быть достаточное количество маяков, радиомаяков и других средств навигационного оборудования (буев, вех, бакенов). При плавании вблизи берегов должны быть известны географические и экономические характеристики приморских городов и портов, бухт и рейдовых стоянок.

Особенно большое значение имеет правильная подборка морских навигационных и специальных карт. На них ведется графическая прокладка направлений, по которым движется судно, откладываются пройденные расстояния, и по результатам наблюдений маяков, радиомаяков и небесных светил производятся графические построения для определения места судна.

Предварительный выбор пути судна с учетом перечисленных требований позволяет не только обеспечить безопасность плавания судна, но и произвести целый ряд предварительных эксплуатационных расчетов, необходимых как для транспортных, так и для промысловых целей.

Описание руководств и пособий для изучения района плавания, карт, выбора наивыгоднейшего пути судна, навигационного обеспечения судовождения дает лоция.

Плавание судна осуществляется по заранее выбранным направлениям. Фактическое перемещение судна под воздействием собственных движителей (винта, паруса), ветра и течения непрерывно учитывается судоводителем. Если для получения исходного места судна ведутся расчеты с использованием направления, скорости и продолжительности перемещения судна, то такие действия называются счислением места судна. Наряду с рассчитанным, или счислимым, местом судна во всех случаях, когда это возможно, определяют место судна специальными методами по наблюдениям маяков или других заметных береговых ориентиров, указанных на картах. Широко применяются и радиотехнические средства, а в последнее время — и спутниковые навигационные системы, работа которых практически не зависит от погодных условий.

Способам вождения судна в соответствии с заданной программой плавания, основанным на использовании навигационных пособий и технических средств для определения элементов движения судна и различных навигационных параметров, учит навигация.

Развитие активного морского рыболовства, гидроакустической техники, необходимость облова небольших по протяженности и подвижных косяков рыбы, освоение промысловых районов, опасных для орудий лова, поставили перед тактикой промысла такие задачи, которые могли быть решены только на основе использования достоверной гидроакустической информации о положении облавливаемого косяка, орудия лова и подводных опасностей относительно судна. Так возникла дисциплина промысловая навигация, которая учит решать задачу наведения трала на косяк в плоскости горизонта, маневрирования курсом судна.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..