Управление парусным судном во время стихии

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54 

 

 


КАК УПРАВЛЯТЬ ПАРУСНЫМ СУДНОМ?

 

Управление парусным судном во время стихии

 

 

 

Стихия и парус. Безусловно, парусное судно более, чем механическое, беззащитно перед грозными явлениями природы. В частности, паруснику приходится быть на «Вы» с такими проявлениями стихии, как шквалы, смерчи и ураганы. Здесь как нельзя более разумно вспомнить старое морское правило — считать себя ближе к опасности, чем может быть на самом деле. Диапазон возможных скоростей ветра учитывает известная шкала Бофорта, изначально введенная в употребление английским адмиралом именно для парусных судов. Первые ее варианты (со шкалой 0—12 баллов) содержали в себе явную подсказку, при каком ветре — какие нести паруса.

Чаще всего паруснику «мешает» шквал — порыв ветра, внезапно налетающий на судно в том же направлении, по которому дует ветер, или против него. Шквал, дующий по направлению ветра, называется наветренным, дующий против ветра — подветренным. Любой шквал представляет определенную опасность, но подветренный шквал особенно опасен, так как угрожает не только рангоуту и парусам, но даже и остойчивости судна. Опытный моряк может не только угадать приближающийся шквал, но и предсказать возможную его силу, что уже значительно сложнее. Самое верное средство не прозевать приближение шквала — бдительно наблюдать за горизонтом и облачностью. Полезны для моря-ков-парусников старые правила: «Из-под каждой тучки ожидай шквала» и «Вовремя убери лишние верхние паруса». Нужно, однако, помнить, что бывают и «белые шквалы», не имеющие каких-либо внешних признаков, по которым моряк мог бы определить его характер.

С прогрессом в судостроении такие природные явления, как водяные смерчи, в какой-то мере утратили свое устрашающее воздействие, но для парусного судна встреча с ними может иметь катастрофические последствия. Смерчи даже средних размеров могут причинить повреждения парусам, такелажу и, конечно, вызвать сильные травмы людей, находящихся на открытой палубе.
 

 

Водяной смерч — это чрезвычайно быстро вращающаяся воздушноводяная воронка, поначалу как бы свисающая из кучевого дождевого облака. Своего полного развития смерч достигает, сблизившись с водной поверхностью. Скорость его движения может достигать 30—40 уз. Скорость движения воздушных масс во вращающейся воронке порой достигает фантастической скорости — 300 м/с. Как показывает статистика, водяные смерчи появляются при различных условиях, но чаще всего при теплой погоде, во время шторма или в тихую погоду, в любое время года. Смерчи на воде появляются почти всегда днем, что облегчает наблюдение за ними. Угадать направление движения вращающегося «хобота» очень трудно, поэтому желательно его заведомо обойти, памятуя, что жизненный цикл водяного смерча редко длится более одного часа.

Ураганы, тайфуны, «вилли-вилли» — все это названия одного и того же опаснейшего для моряков природного явления тропического возмущения, или вращающихся тропических штормов. Совсем не случайно на море сохраняется золотое правило: «При встрече с тропическим ураганом забудь, куда идешь, и думай лишь о том, как разойтись с его губительным центром». Средства радиоинформации современного парусного судна намного облегчили процедуру обнаружения центра урагана — «глаза бури», оценку его размеров. Но это не сделало корабль, тем более парусный, более защищенным от нравов урагана.

Зону действия тропического урагана условно делят на четыре четверти: передние, правая и левая, тыловые, правая и левая. В северном полушарии правая передняя четверть считается опасной, так как в ней ветры, вращаясь против часовой стрелки, «загоняют» судно в центр вращения урагана. Левая передняя четверть — безопасная, так как в ней ветер помогает судну удалиться от пути движения центра урагана. В южном полушарии ветры в урагане вращаются по часовой стрелке, и, следовательно, передняя левая четверть считается опасной и т. д.

Практически вблизи центра урагана трудно надежно определить, в какой четверти зоны его влияния оказалось судно. Всегда полезнее считать себя в худших условиях, т. е. в опасной четверти. Если такое предположение будет соответствовать действительности, то судно выйдет на наивыгоднейший курс, если же предположение не оправдается, то еще будет возможность лечь в бакштаг или даже на фордевинд для ухода с пути движения урагана.

Рекомендуется, находясь в передней опасной четверти зоны урагана: в северном полушарии — лечь на курс бейдевинд правого галса; в южном полушарии — лечь на курс бейдевинд левого галса. Хуже всего, если судно попало в «глаз бури», где зона временного затишья ветра диаметром около 20 миль заполнена сталкивающимися гороподобными бесформенными волнами непомерной высоты, беснующимися в беспорядке. Можно утверждать, что если парусное судно за это время не успели развернуть на обратный курс по компасу и перебрасопить реи на другой галс, то при выходе из этой зоны оставшиеся целыми штормовые паруса будут обстенены и судно опрокинуто. В то же время чрезвычайно трудно выполнить поворот почти неуправляемого судна в хаотическом нагромождении волн, готовых переломить его пополам. Но моряки всегда борются за живучесть судна до последнего. Их мужество, отвага и дисциплинированность, разумные действия капитана — залог того, что судно выйдет туда, где горизонт чист и небо ясно, а ветер опять готов стать помощником человеку. Морская история такие примеры знает.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54