Растворяют в стеклянной колбе 1 ч. чистого золота в царской водке,
составленной из 2 ? ч. азотной кислоты (36'), 2 1/2 ч. соляной кислоты и
2 1/2 ч. воды. Когда все золото растворится, прибавляют в раствор
понемногу 30 ч. двууглекислого калия или очищенного поташа*** (при этом
происходит сильное вскипание от выделения углекислой кислоты). В это же
время в чугунном котле в 200 ч. воды растворяют 30 ч. двууглекислого
калия (или поташа). Раствор хлор-
____________________________________
* Промывание водой делается, чтобы отмыть от хлористого серебра соляную
кислоту (или поваренную соль), которую приливали для его осаждения.
**Изделия перед серебрением, конечно, должны быть очищены от грязи и
жира
***Для получения очищенного поташа обыкновенный (продажный) поташ
обливают равным по весу количеством холодной воды, дают постоять
несколько часов, фильтруют полученный раствор и выпаривают досуха.
Остающийся после выпаривания сухой поташ еще горячим перекладывают в
стеклянную банку и хорошо закупоривают. В продаже имеется готовый
очищенный поташ.
ного золота из колбы выливают в чугунный котел и кипятят жидкость около
2 часов; на место испаряющейся воды в котел доливают столько же свежей
горячей воды. После такого кипячения на дне образуется черный осадок;
тогда снимают котел с огня, дают жидкости отстояться, сливают ее
осторожно с осадка и, удалив осадок, переливают в тот же котел.
Раствор снова нагревают до кипения, и ванна золочения готова; в нее
погружают подвешенные на медных проволоках очищенные и подортученные*
вещи. Для золочения достаточно держать вещи в растворе около 1 минуты.
После чего их промывают в воде и высушивают в древесных опилках.
Раствором пользуются до его истощения, т. е. пока из него перестанет
выделяться золото. После золочения вещи полируются**.
Описанныи способ золоченая предложен физиком Реньо и преимущественно
применяется для золочения мелких изделий.
Чтобы придать позолоте приятный цвет, больший блеск и возможную
прочность, погружают изделия, после того как они вынуты из ванны
золочения, промыты в воде и высушены в древесных опилках, в особый
горячий раствор, приготовленный следующим образом: смесь из 6 ч.
селитры, 2 ч, железного купороса и 1 ч. цинкового купороса обливают
таким количеством кипящей воды, какое требуется для ее растворения
(насыщенный раствор)***. Вынув из этого раствора, изделия сушат,
поворачивая их над жаровней до тех пор, пока они не примут легкий
буроватый оттенок, после чего их снова промывают в воде, высушивают в
опилках и полируют замшей.
Иногда серебряные изделия золотят не сплошь, а только некоторые части
их. В этом случае те места, которые должны остаться серебряными,
покрывают непроницаемым лаком (например, спиртным лаком из гуммилака);
тогда на эти места при погружении изделия в ванну золочения золото не
будет осаждаться. По вынимании изделия из ванны золочения лак стирают.
___________________________________
*Для лучшего приставания золота после очистки вещи подортучивают
погружением в раствор азотнокислой ртути, потом промывают в воде, после
чего уже погружают в ванну золочения. **При золочении погружением на
изделиях отлагается очень тонкий слой золота, так что в ванне, в которой
растворено 1 золотник золота, можно позолотить несколько фунтов мелких
изделий. ***Этот способ отделки изделий применяется парижскими
фабрикантами
2. Золочение погружением с соприкосновением цинком
По этому способу золочение получается более прочное, чем по предыдущему.
Лангбейн рекомендует применять такую ванну:
чистого золота (в виде хлорного золота) 3 1/2 части
желтой кровяной соли 30
поташа 30
поваренной соли 30
воды 1000
Сначала нужно приготовить хлорное золото.
Приготовление хлорного золота Чистое золото (3 1/2 ч.) помещают в
фарфоровую чашку или стеклянную колбу* и наливают столько царской водки
(смесь 3 ч. соляной кислоты и 1 ч. азотной), чтобы все золото в ней
растворилось (при нагревании жидкости растворение идет скорее). Тогда
жидкость выпаривают (лучше это делать на водяной бане) досуха, при этом
получается темно-желтого цвета кристаллы хлорного золота* *. Хлорное
золото растворяют в воде и полученный раствор применяют для ванны
золочения.
Работа золочения. Для получения ванны золочения растворяют поташ,
поваренную соль и желтую соль в воде и затем прибавляют сюда раствор
хлорного золота и нагревают жидкость до кипения.
Очищенные изделия погружают в ванну и кладут туда же кусочки чистого
цинка (в листиках или палочках), так чтобы цинк прикасался к изделиям.
Точки прикосновения цинка надо почаще менять, иначе отложение золота
будет неровное. При этом цинк также покрывается золотом и его надо время
от времени очищать наждачной бумагой. Иногда удобнее цинк брать в виде
длинной палочки и от руки прикасаться им к разным точкам предмета; в
этом случае можно цинковую палочку покрыть лаком, за исключением
кончика, которым производится прикосновение.
3. Серебрение погружением
В 400 ч. воды, налитои в чугунный эмалированный котел, растворяют 15 ч.
едкого калия, 10 ч. поташа и 6 ч. цианистого калия; в то же время в
стеклянной банке растворяют в 100 ч. воды 2 ч. ляписа. Оба раствора
смешивают и кипятят. Очищенные и амальгамированные вещи погружают в
ванну на несколько минут для серебрения.
__________________________________-
*Колба имеет вид графина.
**Водяные бани имеются в продаже. Можно пользоваться кастрюлей, в
которую наливают воды и кипятят, на кастрюлю ставят фарфоровую чашку с
кислотой. Хлорное золото нельзя перегревать, потому что при нагревании
свыше 150' оно разлагается.
4. Серебрение погружением с соприкосновением цинком
Лангбейн рекомендует такую ванну:
азотнокислого серебра (ляписа) 16 частей
цианистого калия 25
чистой воды 1000
Ляпис растворяют в 500 ч. воды и цианистый калий в таком же количестве
воды; оба раствора смешивают и нагревают*.
Очищенные и амальгамированные вещи погружают в горячую ванну и
прикасаются к ним в разных точках палочкой цинка.
Требуемый для составления вышеозначенной ванны ляпис не трудно
приготовить.
Приготовление азотнокислого серебра (ляписа). Чистое серебро помещают в
фарфоровую чашку или стеклянную колбу и наливают химически чистой
азотной кислоты; тотчас же серебро начинает растворяться (при нагревании
растворение идет скорее). Если кислоты было взято достаточно, то через
некоторое время все серебро растворится и получится раствор
азотнокислого серебра (ляписа) **. Этот раствор выпаривают досуха, при
этом свободная азотная кислота удаляется, и получают таким образом
чистое азотнокислое серебро (ляпис); его остается только растворить в
воде для составления ванны серебрения.
Если для приготовления ляписа было взято не чистое серебро, например, 84
пробы, то при растворении в азотной кислоте вместе с серебром
растворится и медь, входящая в лигатуру, и при выпаривании раствора
получится смесь азотнокислого серебра и азотнокислой меди (т. е. не
чистыи ляпис, негодный для серебрения).