Золотые изделия после накаливания в огне (например, при паянии) теряют
свой натуральный цвет и делаются серовато-черными, благодаря окислению
меди, входящей в лигатуру золота. Чтобы придать изделиям нормальный
цвет, подвергают их отбеливанию, которое заключается в следующем.
Сначала вещь равномерно прокаливают в жару, чтобы она покрылась
однообразным слоем окиси во всех частях и не имела никаких пятен, после
этого ее берут щипчиками и погружают в нагретую слабую азотную кислоту
(крепкая водка), или в слабую серную (купоросное масло), или в соляную.
В кислоте вещь держат до тех пор, пока слой окиси меди растворится и
вещь приобретет нормальный цвет золота. Затем промывают несколько раз
вещь в чистой воде и высушивают в древесных опилках.
Для получения слабой кислоты берут крепкую азотную, серную или соляную
кислоту и разбавляют чистой водой (на 1 часть кислоты можно брать от 2
до 40 частей воды). Чем больше кислота разбавлена водой, т. е. чем она
слабее, тем больше времени нужно в ней держать вещи для получения отбела.
Для отбеливания лучше всего брать азотную кислоту, которая одинаково
хорошо отбеливает и красное, и бледное золото*.
Если вещи спаяны очень слабым. припоем, то их перед отбеливанием не
прокаливают, так как при этом мог бы расплавиться припой; такие вещи
погружают сначала минут на 10 в горячий крепкий раствор едкого калия или
едкого натрия в воде; после чего их вынимают, хорошо прополаскивают в
чистой воде и потом погружают в кислоту для отбеливания.
Если сразу приходится отбеливать большое количество мелких изделий, то
для удобства помещают их в особую проволочную сетку,
__________________________
*Надо иметь в виду, что обыкновенная продажная (нечистая) азотная
кислота слегка действует на золото (растворяет его), поэтому для
отбеливании лучше брать химически чистую азотную кислоту.
в которой и погружают в кислоту. Надо, вообще, иметь в виду, что вещи
перед погружением в кислоту не следует брать руками, так как иначе
получается отбел неровный (с пятнами); вещи надо держать и переносить
щипчиками или в проволочной медной сетке; это особенно нужно соблюдать,
когда за отбеливанием должно следовать открашивание изделий.
2. Отбеливание серебряных изделий
Серебряные изделия, подобно золотым, после прокаливания приобретают на
поверхности тонкий серовато-черного цвета взлет окиси меди. Равным
образом от механической обработки: опиливания, проковки и прокатки,
серебро также теряет свой красивый белый цвет. Для восстановления
нормального цвета серебряные изделия подвергают отбеливанию, причем
поступают следующим образом. Сначала изделия слегка прокаливают, дабы
они покрылись равномерным слоем окиси меди, и затем погружают в
отбеливающую жидкость; последняя составляется так: берут 1 ч. винного
камня, 2 ч. поваренной соли и растворяют их в 32 до 48 ч. чистой воды;
эту жидкость кипятят (в глиняном, фарфоровом или медном сосуде) и
погружают сюда на серебряной проволоке изделия, которые держат до тех
пор, пока они побелеют; приблизительно для этого требуется около 10 - 20
минут; продолжительность отбеливания зависит от крепости отбеливающеи
жидкости и от толщины слоя черного налета на изделиях.
Хорошо также отбеливает слабая серная кислота: на 1 ч. кислоты берут от
40 до 50 ч. чистой воды; жидкость нагревают в фарфоровом или стеклянном
сосуде и затем в нее погружают серебряные изделия. Те изделия, которые
почему-либо нельзя прокалить перед отбеливанием, сначала погружают минут
на 10 (подобно золотым) в горячий раствор едкого калия или едкого натрия
в воде, после чего изделия вынимаются, прополаскиваются и потом уже
погружаются в отбеливающую жидкость.
3. Матовое отбеливание серебряных изделий
Если желают получить на изделиях матовый отбел, то поступают таким
образом. Изделия слегка прокаливают и погружают в отбеливающую жидкость,
как описано в предыдущей статье; потом их вынимают, прополаскивают в
воде и смазывают кашицей, состоящеи из поташа (или обожженного винного
камня), смоченного водой; после чего изделия высушивают, прокаливают и
затем, промыв в воде, погружают в отбеливающую жидкость на несколько
минут. Отбеленные изделия обмывают в чистой воде и высушивают в
древесных опилках.
Для получения более густого мата вместо поташа или винного камня при
составлении кашицы берут селитру.