ОТЛИВКА ЗОЛОТА И СЕРЕБРА

  Главная       Учебники - Металлургия      Руководство золотых и серебряных дел мастера

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ОТЛИВКА ЗОЛОТА И СЕРЕБРА


1. Отливка в изложницы

Для получения слитков расплавленный металл выливается в особые сосуды, называемые изложницами или ингусами. Изложницы имеются в продаже, они делаются из железа или чугуна и имеют разную форму, смотря по тому, какого вида желают получить слитки.
Если изложница велика, а металла мало, то ее укорачивают вставкой пробки из глины, Изложница перед отливкой металла нагревается и смазывается деревянным маслом, салом или воском.

2. Отливка в песчаные формы

Многие золотые и серебряные изделия приготовляются путем отливки. Такой способ выделки изделий стоит много дешевле ручной работы, потому что раз у нас приготовлена модель, то по этой модели можно отлить сколько угодно тождественных изделий. Для получения формы изделия модель оттискивается в особом формовочном песке. Так как редко случается, чтобы натуральный песок годился для формовки, то обыкновенно песок приготовляется искусственно: берут на 80 - 93 частей кварца 4 - 11 1/2 частей глины, 1 1/2 - 11 частей окиси железа и от 20 до 30 частей кирпичнои муки; означенные вещества смешивают, толкут в ступке и затем просеивают через мелкое сито. Полученный порошок смешивают с угольной пылью, сажей или ржаной мукой (на 3 части порошка - 1 часть).
Таким образом приготовленный формовочный песок смачивают какой-нибудь пенистой жидкостью (пивом или сахарным сиропом) и применяют в дело. Бывший в употреблении песок не выбрасывается, а смешивается с новым и опять идет для формовки. Если песок хорошо составлен, то при надавливании пальцем получается столь нежный оттиск, что заметны мельчайшие морщинки кожи.
Кроме формовочного песка применяют еще так называемый формовочный шпат, который приготовляют следующим образом.
Берут гипс, прокаливают его в закрытом тигле, потом охлаждают, измельчают и просеивают через мелкое сито; полученный порошок смачивают пивом, к которому прибавлено немного нашатыря (на 100 частей пива 1 часть нашатыря), хорошо замешивают, потом высушивают и обжигают. Иногда эти операции повторяют два или три раза. Перед употреблением формовочный шпат смачивается пивом (без прибавления нашатыря).
Для отливки очень нежных предметов вместо формовочного песка берут мелкий порошок трепела. Модели, по которым производится отливка, приготовляются из дерева или из мягкого сплава (на 3 части свинца - 1 часть сурьмы, иногда с незначительной примесью олова). Чистый свинец для моделей не годится, так как слишком мягок, и модель, приготовленная из него, скоро бы стерлась. Формовочный песок помещается в особые ящики, называемые опоками; опоки делаются из латуни, железа или чугуна. На фиг. б табл 1 показан вид опоки сверху, на фиг. 7 вид сбоку; на фиг. 8 и 9 в вертикальном разрезе. На фиг. 7 показаны две опоки А и Б, наложенные одна на другую; чтобы опоки не могли сдвинуться, в одной имеется кольцо б, а в другой крючок в, д- отверстие для вливания металла; ж - формовочные доски, служащие для того, чтобы песок не вываливался из опок. Если предмет, подлежащий отливке, имеет одну сторону выпуклую, а противоположную плоскую, то формовка производится следующим образом.
Положим, нужно отлить вещь, модель которой изображена на фиг. 10, 11 и 12 (вид спереди, сзади и сбоку). Кладут на формовочную доску опоку А (фиг. 8), внутрь вставляют модель так, чтобы она плоской стороной лежала на доске, и наполняют опоку формовочным песком доверху, причем его плотно утрамбовывают; накладывают сверху другую формовочную доску и опоку переворачивают; верхнюю доску снимают; накладывают на опоку А другую опоку,Б; присыпают поверхность песка, находящегося в опоке А, угольным порошком (тончайшим слоем) и наполняют верхнюю опоку формовочным песком (фиг. 9) и хорошо утрамбовывают; накладывают сверху доску, верхнюю опоку снимают и вынимают модель из нижней опоки; затем делают в песке канал "литник". Чтобы металл возможно скорее наполнял форму, литник разветвляют, так что одна часть его идет к середине формы, а ветви - к бокам; кроме того, к частям формы, изображающим цветочек, также проводят маленькие каналы. Когда модель удалена, опоки снова складывают, хорошо просушивают и затем приступают к отливке металла. Отлитое изделие получается с приливами металла в том месте, где были литники; эти приливы удаляются отпиливанием. Обратим еще внимание на то, что, кроме литников, в формовочном песке необходимо делать в нескольких местах так называемые воздушные каналы, которые служат для выхода воздуха из формы, когда последняя наполняется металлом. Если воздушных каналов не будет сделано, то воздух, находящийся в форме, не позволит жидкому металлу наполнить все ее части и литье выйдет неполное и с пузырями.
Воздушные каналы получают, вставляя в массу песка палочки и затем их удаляя. Если предмет, подлежащии отливке, имеет обе стороны выпуклые, то поступают следующим образом: наполняют нижнюю опоку формовочным песком и втискивают в него модель до половины, так чтобы одна выпуклая сторона была погружена в песок, для образования литников и воздушных каналов вставляют в песок в соответствующих местах кусочки дерева; затем припудривают опоку угольной пылью, накладывают верхнюю опоку, наполняют ее формовочным песком и плотно последний утрамбовывают. Наконец опоки разнимают, вынимают модель и кусочки дерева и опоки снова складывают.
При отливке изделий, имеющих сложную форму, устраивают или несколько литников, или один, но таким образом, чтобы металл наполнял форму одновременно с разных сторон, например: металл поступает сперва в круглый канал, откуда радиальными канальцами входит в форму со всех сторон. При таком способе наполнение формы идет гораздо скорее, металл не успевает охладиться и хорошо заполняет самые тонкие части формы, отливка выходит нежная и отчетливая.
Многие изделия требуют для формовки три опоки. При отливке пустотелых предметов формовка производится по-прежнему, с тою только разницей, что в форму для образования полости вставляется глиняный вкладыш, или "керн", который должен иметь форму полости предмета; перед вставлением в форму вкладыш обжигается.
При отливке мелких изделий нет надобности брать для каждого из них особые опоки: несколько изделии можно формовать вместе, причем от главного литейного канала делают ответвления к отдельным формочкам разных изделий.

3. Отливка в осса-сепии

Осса-сепия представляет собою известковую раковину моллюска каракатицы; она весьма часто применяется мастерами для отливки мелких изделий: колец, перстней, брелоков и проч.
В этом случае формовка идет проще, чем в предыдущем, так как сама масса осса-сепии заменяет собою формовочный песок, она достаточно плотна и в то же время нежна. Берут два куска осса-сепии; опиливают их со всех сторон, так чтобы получились гладкие и плоские поверхности; затем в один из таких кусков вдавливают наполовину модель того предмета, который надо отлить (например, кольца); накладывают второй кусок осса-сепии и нажимают его на первый, так чтобы оба куска пришли в соприкосновение; делают на боковых сторонах ножиком несколько меток (царапин) и затем разнимают куски; модель удаляют, вырезают ножиком каналы - литник и воздушный и снова складывают тем же порядком оба куска осса-се-

_____________________________________
*Осса-сепия продается в аптекарских магазинах.



пии, наблюдая, чтобы метки на боковых сторонах совпали. После этого куски скрепляют между собой железной проволокой, и форма для отливки готова. Вообще, при отливке в оссасепии соблюдаются те же правила, как и при отливке в песчаные формы.
Так как в осса-сепии отливаются лишь мелкие предметы, то необходимое для этой цели золото расплавляется обыкновенно на угле с помощью паяльной трубки. По расплавлении дают золоту несколько охладиться и затем отливают его в форму; слишком горячее золото не следует отливать, так как литье при этом получается с ноздринами.

1. Отливка с натуральных предметов (без модели)

При отливке изделий, имеющих вид насекомого, цветка или листка, особой модели не делают, а формовку производят, пользуясь натуральными предметами. Положим, нужно отлить изделие, имеющее вид жука. Берут насекомое (оно должно быть предварительно умерщвлено), расправляют его, ставят ножками на овальный кружочек из воска и прикрепляют их к воску. Затем жучок подвешивается с помощью тонких проволочек в середине деревянного или картонного сверху открытого ящика.
В ящик помещают одну или несколько толстых проволок, которыми соединяют жучка со стенками ящика; эти проволоки кладутся для образования воздушных каналов. Над жучком укрепляют еще кусочек дерева формы усеченного конуса; этот конус впоследствии удаляется для образования литника. После этого все свободное пространство в ящике наполняется массой, состоящей из 3 частей обожженного гипса и 1 части тонкой кирпичной муки; масса эта предварительно должна быть хорошо перемешана и настолько смочена водой, в которой растворены в равных частях квасцы и нашатырь, чтобы имела вид кашицы. Сначала смазывают кашицей жучка, а затем уже осторожно наполняют ею весь ящик доверху.
Когда масса затвердеет, ящик разбирают, стенки его удаля- ют, массу хорошо просушивают и прокаливают, при этом находящийся внутри массы жучок сгорит, и вместо него образуется пустота- "форма" жучка. Прокаливание массы и затем охлаждение надо производить постепенно, потому что иначе она может дать трещины. Оставшуюся в форме от сгоревшего жучка золу удаляют таким образом: наливают в форму ртути и хорошо ее встряхивают, при этом зола всплывает наверх; тогда ртуть выливают; эту операцию повторяют несколько раз, пока вся зола не будет удалена. Перед отливкой проволоки, вложенные для образования воздушных каналов, вынимают; затем форму слегка прокаливают, потому что иначе металл быстро охладился бы и тонкие части, например ножки жучка, не вышли бы. После отливки охлаждают форму в воде и осторожно отбивают массу от металла. Наконец, остается отпилить с помощью лобзика лишний металл на месте литника, около ножек и воздушного канала и отшлифовать изделие.

2. Отливка мелких шариков

Иногда для украшения изделий напаивают на их поверхности друг подле друга ряд мелких шариков по известному рисунку. Такие шарики отливаются без модели следующим образом. Разрезают бляшу золотую или серебряную на очень маленькие квадратные кусочки или разрезают проволоку на короткие части; полученные кусочки помещают в плавильный тигель между угольным порошком так, чтобы они не соприкасались между собою (угольный порошок должен быть самый нежный).
Тигель помещают в плавильный горн и накаливают, при этом кусочки металла расплавляются и образуют маленькие шарики (капли). По охлаждении тигля отделяют угольный порошок от шариков; неправильной формы шарики выбирают, а правильные сортируют по величине просеиванием через металлическое сито.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..