Смазывание и заправка автомобильных подъемников
и вышек
Смазывание. Работоспособность машин зависит от того, насколько
правильно подобраны сорта смазочных материалов, рабочих жидкостей,
топлива; своевременно заменены масла и рабочие жидкости.
Основные функции смазочного материала — снижение потерь мощности за счет
изменения вида трения соприкасающихся деталей и отвода от них
возникающей в процессе работы теплоты, устранение заедания трущихся
поверхностей, защита поверхности деталей от коррозии, повышение
компрессии и обеспечение амортизации при ударных нагрузках за счет
выдавливания смазки из зазоров между деталями.
В гидроподъемниках и вышках в основном применяют смазочные материалы
минерального происхождения, имеющие по сравнению с другими смазочными
материалами меньшую стоимость и лучшие смазочные свойства. Смазочные
материалы должны отвечать следующим основным требованиям: обладать
хорошей смазочной способностью, не изменять физико-химических свойств
при нормальной работе машины (не образовывать смол); защищать детали от
коррозии даже при продолжительной остановке машины; не застывать при
низких температурах; не содержать воды и механических примесей; не
менять состава при продолжительном хранении. Сорта смазочных материалов
(табл. 4) выбирают в зависимости от условий работы трущихся поверхностей
машины. Места смазывания указывают в смазочной таблице, содержащейся в
инструкции по эксплуатации машины.
Несвоевременное смазывание приводит к быстрому износу машин и
повышенному расходу энергии. Обильное смазывание так же вредно, как и
недостаточное. Новую машину смазывают обильнее, чем бывшую в работе.
Например, масленки, заправляемые один раз в сутки при последующей
работе, в первые 10... 15 дней работы заправляют два раза в смену. При
проведении смазывания соблюдают следующие правила:
тщательно удаляют грязь с масленок и пробок; следят за тем, чтобы в
масло не попала вода или грязь; заливают масло в картеры редукторов
через заливную воронку с предварительно уложенной в нее чистой сеткой;
после слива отработанного масла в картеры редукторов заливают свежее
подогретое масло и на холостом ходу прокручивают механизмы в течение
5... 10 мин, после чего сливают это масло и заливают свежее сразу после
остановки (особенно зи-мой), пока трущиеся детали нагреты; в холодное
время года ; масло для ускорения заправки подогревают (не на открытом [
огне);
при подаче смазочного материала в сборочные единицы I шприцем следят за
тем, чтобы свежий материал дошел до поверхности трения и выдавил старую
смазку;
жидкий смазочный материал подают с помощью шприца или масленок, заливают
в корпус редуктора или подают под давлением насосом; густой смазочный
материал подают под давлением шприцем, намазывают на открытые передачи
или вручную набирают в корпуса подшипников шпателем;
в подшипники смазочный материал подают до тех пор, пока через уплотнения
не выйдет вся старая смазка и не покажется свежая, более светлая.
Рабочие жидкости, предназначенные для передачи энергии от насоса к
гидромоторам рабочих механизмов, одновременно выполняют функции смазки и
охлаждения. Рабочую жидкость выбирают в зависимости от температуры
окружающе-го воздуха, давления гидросистемы, конструкции подвижных
частей гидрооборудования. В качестве рабочей жидкости применяют
различные масла (см. табл. I).
Таблица 4. Основные смазочные материалы и способы
смазывания
Эксплуатационные свойства рабочей жидкости
определяются вязкостью, плотностью и температурой применения.
Вязкость характеризует силы внутреннего трения при работе гидросистемы
во всем диапазоне рабочих температур. С повышением температуры вязкость
понижается в результате уменьшения сопротивления движению элементов
гидрооборудования, но в то же время возрастают внутренние утечки рабочей
жидкости. При низких температурах вязкость рабочей жидкости повышается,
что ухудшает ее прокачиваемость. Работа гидрооборудования обеспечивается
при вязкости рабочей жидкости
10... 33 мм2/с.
Плотность рабочей жидкости характеризует ее смазывающие свойства. При
оптимальной плотности в рабочей жидкости образуется прочная масляная
пленка, отсутствуют противозадирные и противоизносные присадки,
уменьшается трение между элементами гидрооборудования.
Среди эксплуатационных свойств рабочей жидкости важнейшим является
температура окружающего воздуха, при которой она применяется. Диапазон
температур должен обеспечивать работоспособность гидрооборудования в
различных климатических зонах.
Температура застывания рабочей жидкости — температура, при которой
жидкость теряет подвижность и загустевает настолько, что при наклоне
пробирки с нею под углом 45° уровень ее остается неизменным в течение 1
мин.
Рабочую жидкость заливают в масляный бак через заливной фильтр с помощью
заливной воронки с фильтром. Путем последовательного включения рабочих
органов заполняют гидросистему рабочей жидкостью. При заполнении удаляют
из гидросистемы воздух, отвинчивая штуцера в наивысших точках
заполняемых участков. После заполнения рабочей жидкостью всей
гидросистемы бак дозаправляют.
Заменяют рабочую жидкость в среднем первый раз через 100 ч с начала
эксплуатации, затем через 1500 ч работы. Конкретные сроки замены указаны
в инструкции по эксплуатации. Внеочередную смену рабочей жидкости
производят при попадании в нее пыли, грязи, влаги, а также при нагреве
рабочей жидкости до температуры выше допустимого предела для данной
марки масла, указанного в инструкции по эксплуатации насосов и
гидромоторов. Перед сливом отработанной рабочей жидкости из гидросистемы
рекомендуется на несколько минут включить насос, чтобы примеси были во
взвешенном состоянии. Масло сливают в тару с биркой «Отработанное
масло». Для слива масла из бака отвертывают спускной кран, а для слива
из трубопроводов — разъединяют линии нагнетания и
слива в наиболее низких точках гидросистемы.
Рабочую жидкость получают в чистой опломбированной таре и хранят в
закрытом отапливаемом помещении или предварительно разогревают
трубчатыми подогревателями. На складе рабочую жидкость переливают на
сливной площадке, оборудование которой обеспечивает удобство и быстроту
работы без потерь материала и пожарную безопасность. При техническом
обслуживании масло подают к подъемнику в бидонах, канистрах и банках, а
также с помощью механизированных установок.
Заправка. Подъемники и вышки, монтируемые на шасси автомобилей ГАЭ-53А,
53-12, ЗИЛ-130, 131, заправляют бензином марки А-76 (ГОСТ 2084—77*). Для
машин остальных моделей при заправке используют дизельные топлива (ГОСТ
305—82*).
Охлаждающей жидкостью для силовых установок двигате-i лей машин служит
чистая и мягкая вода, не содержащая механических примесей и растворимых
солей. Из трех разновидностей воды (атмосферная, подземная,
поверхностная) лучше всего систему охлаждения заправлять атмосферной
водой — она наиболее чистая. Не содержит больших примесей и загрязнений
и используется для заправки кипяченая вода, а также вода, бывшая в
системе охлаждения двигателей. Вместо воды зимой ! систему охлаждения
можно заправлять антифризом, приготовленным из незамерзающей технической
жидкости этиленглико-ля, разбавленной наполовину водой. Антифриз ядовит,
поэтому с ним надо обращаться осторожно. Категорически запрещается
переливать его шлангом, засасывая ртом.
Необходимо вести борьбу с потерями топлива, рабочей жидкости и смазочных
материалов. Потери топливно-смазочных материалов и рабочей жидкости
можно предупредить, наливая заправочные баки закрытой струей,
герметизацией емкостей, содержанием в исправном состоянии средств
перекачки, применением специализированного заправочного оборудования
станций, обеспечивая чистоту гидросистемы в условиях эксплуатационных
баз, исключив холостую работу двигателя, совершенствуя управление и
работу машины.
Выданные топливно-смазочные материалы и рабочую жидкость необходимо
замерять и учитывать в соответствии с индивидуальными нормами их
расхода, установленными в организациях и на предприятиях для каждой
модели подъемника или вышки.