Муфты предназначены для соединения валов трансмиссии между собой и
передачи крутящего момента. Они бывают неуправляемые (рис. 38,а...д) и
управляемые (рис. 38,е, ж). По характеру соединения, назначению и
принципу работы муфты подразделяют на следующие типы.
Глухая поперечно-свертная муфта (рис.38,а) препятствует перекосу или
смещению соединяемых валов. Она состоит из двух полумуфт, выполненных в
виде фланцев со ступицами, устанавливаемых на валах на шпонках и
соединенных между собой болтами, установленными поперек плоскости
соединяемых полумуфт. При расположении болтов вдоль плоскости муфты она
называется продольно-свертной.
Цепная муфта (рис. 38, б) относится к разряду жестких муфт и состоит
также из двух полумуфт, только фланцы их
имеют венец в виде звездочек с одинаковым числом
зубьев. На звездочки надет цепной браслет 2 из однорядной
втулочно-роликовой цепи. Благодаря некоторому зазору между зубьями,
цепью и элементами самой цепи допускается некоторый перекос соединяемых
валов. Венцы звездочек и цепь помещаются в кожух со смазкой для
уменьшения износа.
Муфта с промежуточным металлическим подвижным элементом (рис. 38,в)
также является жесткой и состоит из двух полумуфт, имеющих торцовые пары
прямоугольного профиля, и промежуточного диска с выступами того же
профиля. Выступы расположены под прямым углом друг к другу. Конструкция
муфты допускает только радиальное смещение осей валов при сохранении их
параллельности.
Зубчатая муфта (рис. 38, г) состоит из двух зубчатых втулок (полумуфт) и
обоймы 3, входящей в зацепление со втулками. Она также относится к
разряду жестких. Чтобы обойма не вышла из зацепления со втулками, с
обеих сторон ее установлены кольца. Для уменьшения износа зубьев и
бесшумности работы внутренняя полость муфты заполнена смазкой. Зубчатые
муфты, допускающие небольшие поперечные, продольные и угловые смещения
соединяемых валов, наиболее широко применяют в конструкциях подъемников
и вышек. К этому же типу жестких муфт, допускающих некоторое перемещение
соединяемых валов, но жестко их соединяющих, относится кр есто во-ш а
рни р н а я или карданная муфта.
Упругодемпфирующие муфты также допускают незначительный относительный
поворот и перекос соединяемых валов, но за счет упругих элементов
резиновых втулок или резинокордных пластин.
Упругая втулочно-пальцевая муфта (рис. 38,5) состоит из двух полумуфт,
соединенных между собой пальцами. Пальцы жестко закреплены в одной из
полумуфт, а с другой соединены через резиновые втулки 4. Если пальцы
жестко закрепить через один в обеих полумуфтах, а затем попарно
соединить пластинами 5 из резинокордной ткани, то упругопластинчатая
муфта (рис. 38, е) также будет допускать некоторый поворот и перекос
соединяемых валов за счет упругой деформации пластин.
Управляемые кулачковые муфты (рис. 38, ж) предназначены для, включения,
как правило, трансмиссий приводов подъемников и вышек и устанавливают на
коробках отбора мощности или раздаточных коробках базовых машин. Их
нельзя включать во время вращения валов. Соединение или разъединение
кулачков 6 муфты возможно только когда валы неподвижны. Муфты включаются
различными системами (механической, электропневматической,
гидравлической).
Фрикционные муфты (рис. 38,з) соединяют валы
трансмиссии за счет силы трения. Они состоят из ведущих 7 и ведомых 8
дисков, сжатых пружинами 9, и позволяют плавно соединять валы отдельных
элементов трансмиссии, когда один из них вращается, а другой неподвижен.
Передаваемый муфтой крутящий момент зависит от нескольких факторов:
размеров площади контакта, коэффициента трения материалов дисков, числа
ведущих и ведомых дисков, усилия пружин, сжимающих диски.
В конструкциях подъемников и вышек применяется управляемая фрикционная
(рис. 38, з) муфта в качестве муфты сцепления базового автомобиля.
Неуправляемые фрикционные муфты служат для автоматической остановки
механизмов, предотвращающей их поломку, если крутящий момент в
трансмиссии превышает допустимый. Например, в механизме вращения
платформы муфта предохраняет трансмиссию от поломки, если что-то
препятствует повороту. При этом двигатель продолжает работу, а
исполнительный механизм останавливается из-за пробуксовки дисков муфты.
Продолжительное буксирование дисков муфты недопустимо, так как это
вызовет перегрев фрикционного материала и муфта выйдет из строя.
Большинство устанавливаемых фрикционных муфт в подъемниках и вышках
являются муфтами сухого трения. Попадание масла на поверхности трения
приводит к резкому уменьшению коэффициента трения и, как следствие,
уменьшает передаваемый крутящий момент.