Стремление человека украшать себя появилось повидимому, раньше, чем
стремление одеваться, уже в самых древних археологических находках
встречаются предметы, служащие для украшения. На рисунках эпохи неолита
изображены обнаженные женщины с длинными висящими ожерельями и
нагрудными украшениями. Как одежда, так и украшения подвержены
изменениям моды, меняются также и материалы. Показное демонстрирование
украшений также диктуется модой; в эпоху Ренессанса и барокко не только
женщины, но и мужчины соперничали в этом друг перед другом.
Аграф (agrafe} - первоначально пряжка для скрепления отдельных частей
одежды, позднее так стали называться и другие украшения, которые
носились на одежде.
Бижутерия (из франц. bijou) — предметы украшения из менее дорогих
материалов, как напр., стекло, металл, камни, керамика, кожа и
пластмасса.
Браслет - тоже издревле являлся излюбленным украшением как мужчин, так и
женщин. Его носили или на запястье или выше локтя. У германских воинов
он был символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII
века браслет становится исключительно женским украшением.
Брелок — небольшое украшение из металла, фарфора, слоновой кости и под.,
которое вешалось на цепочку мужских часов. Брелки были в большой моде в
XVIII столетии и в период с 1850 по 1900 год. В эпоху рококо
позвякивание брелка у кавалера считалось признаком элегантности.
Брошь - украшение для дамских платьев или блузок, обычно прикрепляется у
декольте. Особенно модны были броши в XIX веке, в эпоху бидермейер
популярностью пользовались броши с полудрагоценными камнями, при
Наполеоне III (1852-1870 гг.) - золотые с эмалью, стиль модерн ввел в
моду пышные, декоративные образцы.
Венец - девичье головное украшение с XIV века, а также символ
целомудрия. Венцы делались просто из живых, бумажных или восковых
цветов, литые и резные, а также из жемчуга и драгоценных камней.
Жемчужные венцы обычно были двойные, на нижнем ободке висели золотые
подвески.
Галже (чеш.) - средневековое название цепи, которая носилась на шее.
Гема - полудрагоценный или драгоценный камень, на котором гравировался
рельефный или углубленный орнамент или изображение с фигурами.
Гранаты — минералы кристаллических сланцев и вулканических пород,
считающиеся драгоценными камнями. Особенно ценится огненно красный
чешский гранат (пироп). Гранаты вставляются в браслеты, перстни, серьги,
ожерелье и броши. Очень модны были в эпоху ампир и бидермейер.
Диадема - полоска материи или металла, которая носилась на голове или
лбу как мужчинами, так и женщинами уже в древности на Востоке. Она
служила символом владык; в Византийской империи с ее культом роскоши
диадема украшается все более пышно. При Юстиниане она получает вид
короны.
Драгоценные камни — это редкие минералы, отличающиеся твердостью,
блеском, цветом и прозрачностью. В настоящее время некоторые драгоценные
камни производятся искусственно. При оценке достоинства драгоценных
камней издревле значительную роль играла мода. В средние века и в эпоху
Ренессанса особенно популярны были рубин, сапфир, изумруд и хризолит; со
времен Людовика XIV (1638-1715 гг.) - алмаз, который является самым
дорогим камнем. Он встречается во всех цветах, наиболее ценится —
красный. Драгоценные камни долгое время использовались в своей
натуральной форме, в новое время они облагораживаются с помощью
шлифовки.
Жемчуг - белые непрозрачные зернышки с радужным блеском. Находят внутри
некоторых раковин, а именно, жемчужниц. Некоторые жемчужины имеют налет
синего, розового, желтого оттенка, а иногда бывают почти черные. В
Европе предпочтение отдается белому жемчугу, на Востоке-желтоватому. Их
ценность очень колеблется, она зависит от формы, цвета, блеска и
величины жемчужин. В Риме платили за жемчуг огромные суммы, и он
использовался не только для ювелирных украшений, но им вышивались
одежда, обувь и т. д. Эпоха Ренессанса заимствовала моду на жемчуг из
античности. На Востоке ему даже приписывалась особая сила.
Камея — это тема с выпуклым рельефом, сделанная из различных слоев
полудрагоценного или драгоценного камня. Самые темные слои используются
как фон, а более светлые как цвет рельефа.
Клипсы — украшение на уши. В XX веке, благодаря своей простой застежке,
стали более популярными, чем серьги.
Коралл — морской полип, коралл красный (corralium rubrum), живущий
обычно большими колониями в теплых морях. Он выделяет известковую массу,
окрашенную в красный, розовый или оранжевый цвет. Коралловые колонии
ломают, членят и шлифуют. Римляне и галлы использовали кораллы для
декоративных целей. В средние века коралловое ожерелье считалось
средством защиты от заразных болезней, в это время из него делали,
прежде всего, четки. Самые искусные изделия из коралла в XX веке
производятся в Италии и Японии.
Кордельер (cordeliere) - длинная цепь, по большей части золотая, которая
свисала с пояса. Украшение XVI столетия.
Медальон - небольшое овальное украшение, подвешенное на ленте или
цепочке, чаще всего из золота или серебра. В медальоны вкладывались
фотографии, волосы близких людей и т. д. Особенно были распространены в
эпоху романтизма.
Ожерелье — относится, как следует из находок, к самым древним и к самым
излюбленным украшениям. Ожерелья делали из самых различных материалов:
металла, ракушек, зубов, жемчужин и т. л Самые дорогие ожерелья делаются
из дорогих металлов с инкрустацией из драгоценных камней (бриллиантов,
гранатов и под.). Популярность материалов диктуется модой. Египтяне
носили золотые амулеты со «святым» жуком скарабеем; в Рище были модны
ожерелья с миниатюрными выгравированными рельефами; более примитивные
галлы делали ожерелья из ракушек и камней. Готика ввела моду на ожерелья
из цветов, а Ренессанс - из жемчуга.
Патержичек (чеш.) - декоративные четки на ленте часто украшенные
драгоценными камнями. Носили их женщины в XIV веке.
Пекторал - 1) пышно декорированная нагрудная пряжка плаща, позднее
вообще дорогое украшение, которое носилось на груди, отсюда и название
pectoralis- грудной (лат.). 2) В средние века -также декоративная деталь
конской сбруи. 3) С XIII века золотой или серебряный наперсный крест
католического высшего духовенства со святыми мощами.
Серьги — украшение, подвешенное в проколотые ушные мочки. Чаще всего
серьги делаются из золота, серебра и др. металлов, а также кости и
ценных пород дерева.
Первоначально они были преимущественно мужским украшением, которые позже
сохранились только у пиратов и моряков. Позднее серьги стали важным
элементом дамской моды. Фибула (из лат.) - один из самых древних
предметов украшения, декоративная булавка самых различных видов,
служащая для скрепления одежды. Использовалась, в первую очередь,
греками и римлянами. Цепь — излюбленное мужское украшение в XVI веке. На
тяжелые массивные цепи часто вешались ордена. Часы. Запись о Петре
Генлейне, который изготовил маленькие часики, относится к 1511 году; она
гласит: «Из железа он делает маленькие часы с многими колесиками,
которые можно заводить, ходят они сорок часов и бьют; их можно носить на
груди или в сумке». В XVI веке часы носили большей частью на цепи,
повешенной на шею, и зачастую они были очень дорогими. Мода сразу же
начала предъявлять им свои требования, делая акцент на как можно меньшие
размеры. Действительно плоскими стали часы начиная только с XVIII века.
С этого времени их уже не носят напоказ, а прячут в сумку. В настоящее
время обычным типом часов являются часы с браслетом, хотя иногда еще
встречаются часы, которые носятся на шейной цепочке и являются
одновременно украшением.
Шателэн {франц. Chatelaine) — 1} короткая широкая цепочка к часам,
которая носилась к фраку. 2) В XIII-XVI веках означал дамский пояс из
металлических звеньев для подвешивания ключей, вееров, кошельков и под.
Янтарь — смола ископаемых хвойных деревьев, аморфная, обычно желтого
цвета различных оттенков: зеленоватого, коричневого, голубого, белого, а
также и бесцветная. Встречается, прежде всего, на побережьи Балтийского
и Северного морей. Начиная с первобытных времен его использовали для
изготовления украшений, в последние столетия из янтаря делались также
курительные принадлежности.