Искусство бригадира осветителей проявляется, в частности, в умении
расположить источники света. Лампы основного освещения, поднятые слишком
высоко, создают нежелательные теневые эффекты, подчеркивающие все
неровности вашего лица (удлиняющие, в частности, тени под носом и
бровями). Если же опустить их слишком низко, вы станете призрачным. На
дежурстве я, бывало, потехи ради занимался предсказанием судьбы. В таких
случаях бригадир осветителей всегда устанавливал небольшую лампу пониже
моего подбородка, чтобы создать атмосферу загадочности.
Заполняющий свет, помещенный низко, ярко освещает глаза и тем самым
ликвидирует тень вокруг них. По этой причине его устанавливают ниже
основного света или фоновой подсветки.
Фоновый свет бывает обычно несколько интенсивнее, чем основной. Одно
время пропорция основного света к фоновому составляла примерно два к
одному. Теперь такое соотношение считается слишком большим, и тем не
менее интенсивность фонового света — дело личного вкуса бригадира
осветителей.
Выбор освещения диктора с учетом фоновой подсветки определяется в
основном оттенком его волос. Для брюнета требуется свет большей
интенсивности, чем для блондина, в то время как лысый создает особые
проблемы для осветителя из-за возникающих бликов.
Во время киносъемки оператор ставит свет заново для каждого плана, так
как съемка обычно ведется единственной камерой. Телевизионное освещение,
с другой стороны, должно устанавливаться так, чтобы оно обеспечивало
продолжительную передачу, в которой занято несколько камер, снимающих
под различными углами. Разрабатывая схему освещения, бригадир
осветителей размещает приборы таким образом, что во время съемки с
противо- наложной стороны основной свет становится фоновым, и наоборот.
При сложном телевизионном шоу требуются сложные перестановки источников
света.
На полу в телестудии (в отличие от киностудии) пет сплетающихся кабелей,
что дает свободу передвижения работающим подвижным камерам. Большинство
осветительных приборов подвешено к потолку
Управление освещением
В большинстве студий во время передачи бригадир осветителей работает за
пультом, который напоминает орган, со множеством разноцветных
выключателей, похожих на клавиши и педали Во время репетиции бригадир
осветителей «играет» светом, отрабатывая световые эффекты для
предстоящей «живой» передачи.