Сидеть можно по-разному, но в телевидении используются лишь несколько
сидячих поз. Не надо откидываться на спинку стула, хотя, может быть, это
и удобно.
Когда вы отклоняетесь назад, ваши ноги почти всегда вытягиваются к
камере, и кажется, что они огромной длины, а ступни гигантские.
Когда в этом положении вас показывают сбоку, ваше лицо в профиль
выглядит самодовольно-небрежным. Пиджак поднимается на плечах и вокруг
шеи, линия подбородка теряется под воротником.
Сядьте прямо, слегка наклонившись вперед к камере. Если вы ведете
интервью, подайтесь немного к своему собеседнику. Это свидетельствует о
вашей заинтересованности и живости.
Держите ноги ближе к стулу, немного отставив одну. Проверьте, чтобы ваши
руки не были разведены слишком широко и чтобы кисти лежали
непринужденно.
Если па вас нет жилета, застегните пиджак, но проверьте, чтобы воротник
не слишком отставал от шеи.
Чтобы сохранить собранную, но свободную позу, многие дикторы
предпочитают сидеть на стуле. Важно выбрать такой стул, чтобы он был
удобен по высоте и подходил по размеру. Высокие стулья становятся все
более и более популярными в телевизионных передачах. Проверьте, чтобы
горизонтальные перекладины между ножками находились на соответствующем
расстоянии от пола, потому что вы, может быть, захотите поставить па них
ноги. Дикторы, читающие новости, обычно пользуются вращающимися стульями
или креслами, высоту которых можно менять. Это позволяет им найти и
зафиксировать свою естественную позицию по отношению к пульту и заднику
студии. Этот задник (фон) может представлять собой увеличенную
фотографию, сюжетный рисунок или эмблему. Создавая нужную композицию,
режиссер делает все необходимое, чтобы правильно соотносились ракурсы
ведущего и фона.
За время своей работы в телевидении вам придется сидеть на самых
разнообразных предметах, совершенно непохожих на стулья или кресла.
Многие любят непринужденно сидеть на краю стола. Когда вы ведете
внестудийный репортаж, вы, несомненно, найдете уместным сесть иногда на
перила или па ступеньки, крыло машины или даже телегу с сеном.
Единственное, о чем нельзя забывать,— это четкость позы. Несобранность,
разболтанность уже сами по себе отвлекают зрителя и, уж конечно, не
помогают вам эффективно передать сообщение. Аккуратность,
уравновешенность указывают па профессиональный подход к делу.
Как надо стоять диктора?
Казалось бы, несложно стоя вести передачу—мы каждый день разговариваем
стоя. Однако, чтобы правильно стоять на сцене или перед камерой,
требуется большое умение.
Любитель почти всегда беспокойно дергается в показывающей раздражение
манере, перенося свою тяжесть с одной ноги па другую. Вдруг он с
беспокойством вспоминает о своих руках. Он никогда не помнит о них в
повседневной жизни, теперь же они приводят его в полное замешательство.
Куда их пи положи, они выглядят неуклюже и неестественно. Пытаясь
преодолеть неловкость, он привлекает к себе внимание.
Многие ньюзкастеры, ведя «живую» передачу, работают стоя. Но когда эта
поза сочетается с остановившимся взглядом и с монотонностью (голос то
повышается, то падает) сообщения воспринимаются плохо и возникает скука.
Неподвижная поза может производить впечатление в некоторых случаях, но
ею нужно пользоваться профессионально, сочетая ее с другими.
Когда вы бросаете взгляд за пределы кадра, чтобы сообщить о том, чего
зритель не может видеть, самое время оставаться неподвижным. Как только
вы намеренно задержите взгляд на объекте, находящемся за рамкой экрана,
режиссер покажет его зрителям. В отснятом на кинопленку репортаже
использование этого приема полезно для монтажера, соединяющего воедино
разрозненные куски.
Неподвижность можно с успехом использовать н тогда, когда вы играете
вспомогательную роль перед камерой — например, в коротком интервью, где
все внимание должно сосредоточиться на интервьюируемом. В этом случае
чем меньше вы отвлекаете телезрителей, тем лучше.
Когда вы представляете студийную программу, стойте прямо, одну ногу чуть
выставьте вперед и тяжесть тела перенесите на ту, что позади. Это дает
возможность податься вперед, переместив тяжесть на стоящую впереди йогу,
когда вы пожелаете сделать дополнительное ударение па том, о чем
говорите. Однако пользуйтесь этим движением осторожно— не качайтесь взад
и вперед, как молодое деревце в бурю.
Жесты - такие же, что и сидя. Правила, ограничивающие движения в сторону
камеры, конечно, остаются в силе.
Во время передышки руки могут занимать ряд положений; чуть-чуть впереди
тела приблизительно на уровне пояса; заложены за спину; либо одна, либо
обе руки засунуты в карманы пиджака; одна рука — в кармане брюк; на
бедрах; подбоченясь (допустимо очень ненадолго— только для того, чтобы
подчеркнуть уверенность в себе или бодрость); руки скрещены на груди
{избегайте этой позы, если не хотите наделать неприятностей
звукорежиссеру— см. главу XII). Проще всего свободно опустить руки.
Возможные варианты: одна рука в кармане, другая — на уровне талии. И т.
д.
Не меняйте часто положение рук и не махайте ими, словно регулировщик
уличного движения. Жест допустим, когда меняется настроение, атмосфера
или когда вы хотите подчеркнуть паузой или остановкой то, о чем
говорили. Когда текст для ведущего в обычной получасовой программе на
три-четыре минуты длиннее, чем надо, а на индивидуальные связки
отводится по тридцать секунд или даже меньше, вы не станете думать о
том, какие жесты выбрать — их и так хватит.
Конечно, пет необходимости использовать все варианты, оставшиеся нам в
наследство пт ораторов: обе руки в карманах брюк; одна рука или обе
сжимают лацканы; большие пальцы обеих рук засунуты за прорези жилетки;
одна рука спрятана па груди под пиджак (наполеоновская поза); обе руки
опущены вдоль тела, кисти сцеплены; одна рука упирается в бок, а локоть
торчит я сторону (это может выглядеть очень претенциозно).