АВАРИЙНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ ЗАБОЙНЫХ МАШИН

  Главная       Учебники - Горное дело       Справочник работника энергомеханической службы участка шахты (В. П. Колосюк, Л. А. Муфель, П. К. Кудренко)    

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

2.2. АВАРИЙНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ ЗАБОЙНЫХ МАШИН

Аварийное отключение одновременно всех машин угледобывающего комплекса производится при выходе из строя магнитных пускателей (фидеров станции управления), в случаях взаимного заклинивания комбайна и конвейера негабаритными предметами, возникновения пожара, внезапного выброса и загазирования забоя, забуривания комбайна и при других авариях и опасностях. Аварийное отключение забойных машин осуществляют аппаратами с принудительным разрывом силовых контактов и устройствами для ручного выключения. Предусмотрено дистанционное аварийное отключение забойных машин с пульта управления этими машинами и с пультов, установленных через 10 м по длине лавы.

Для дистанционного аварийного отключения применяют фидерные выключатели типов АФВД-2БК и АВ-320ДО. Выключатели такого назначения рассчитаны на разрыв суммарного тока, складывающегося из тока наиболее мощного двигателя при заторможенном роторе и номинальных рабочих токов остальных двигателей. Для машин, имеющих несколько двигателей, работающих на один жесткий вал или цепь, должен применяться выключат ель, рассчитанный на отключение суммарного тока всех одновременно заторможенных двигателей.

К устройствам с ручным отключением относятся выключатели типа ВРК-20, применяемые для отключения машин мощностью не более 130 кВт, и разъединитель типа Р1 -1140/250.

Аварийное отключение посредством ручных выключателей для забойных конвейеров, комбайнов, работающих на пластах крутого падения, и других машин, управляемых дистанционно или с вынесенных пультов, невозможно, поскольку в этих случаях пульт управления удален от машины. Для таких машин применяют выключатели с дистанционным отключением.
 

Своевременное отключение в аварийных режимах возможно только в том случае, если команда управления на выключение производится путем нажатия на один орган (независимо от того, сколько выключателей предусмотрено в системе), а пульты с таким органом размещены в рабочей зоне обслуживающего персонала. Аварийный выключатель с ручным управлением должен отключаться от одного движения рукоятки. Усилия, прилагаемые к рукоятке, не должны превышать 50 Н.

Использование выключателей с дистанционным отключением требует при каждом его отключении последующего ручного включения, что связано с необходимостью перемещения людей к месту установки такого выключателя. Надежность и эффективность использования выключателей с дистанционным отключением может быть повышена за счет применения кнопок Стоп, установленных по лаве и имеющих принудительную фиксацию в отключенном состоянии и двухстадийное отключение в аварийных режимах. Сущность в этом случае состоит в том, что на первой стадии отключение электроэнергии с токоприемников машин и кабелей производится аппаратами оперативного отключения (магнитные пускатели, фидеры станции управления), а на второй—с помощью фидерного включателя. Такой подход обеспечивает отключение с помощью фидерного выключателя исключительно в аварийных режимах и в тех случаях, когда произошел какой-либо отказ в аппаратуре оперативного отключения.

Выключатели типа ВРК-20 кроме аварийного отключения обеспечивают реверсирование двигателя машины при снятом напряжении, блокировку электрического соединителя с крышками электроблоков и с магнитным пускателем. Они используются также для отключения машины от сети при производстве ремонтных и наладочных работ. Таким образом, наряду с применением выключателей с дистанционным отключением обязательно оборудование выемочных машин ручными разъединителями. Назначение такого разъединителя — обеспечить надежный разрыв питающей машину электрической цепи при отключенном напряжении и тем самым создать безопасные условия при осмотре и ремонте машины.

Применение ручного разъединителя не требуется для струговых установок и очистных комбайнов, у которых предусмотрены устройства для проворачивания рабочих органов (цепей, барабанов, шнеков) без подачи напряжения (пневмоэнергии) на машину или обеспечено проворачивание исполнительных органов вручную. Кабели к этим машинам подсоединяются с помощью электрического соединителя, установленного в удобном для монтажа и демонтажа месте.

На машинах с многодвигательным приводом (погрузочные машины, проходческие комбайны, угольные комбайны 2ГШ68, 2КШЗ), имеющих штепсельное присоединение кабелей, станции управления и дистанционное управление подачей напряжения, применение средств для аварийного отключения не обязательно. Отсутствие выключателей для отключения в аварийных режимах компенсируется наличием в цепях питания каждого двигателя двух последовательно соединенных контакторов магнитного пускателя и станции управления машины. В этом случае контактор пускателя, как правило, работает без нагрузки, и поэтому он обеспечивает надежное отключение электроэнергии.

Требование об оснащении разъединителем не распространяется на машины с ручным управлением.

К очистным комбайнам нового поколения с повышенной энерговооружен-лостью, доходящей до 600 кВт, и системой подачи с электроприводом постоянного тока необходимо подключать силовые кабели с увеличенным числом (до десяти) вспомогательных жил или комбинированные кабели с жилами питания постоянного и переменного тока. Применение для таких систем электрических соединителей напряжения и ручных выключателей (разъединителей) технически нецелесообразно. Вместо таких средств применяются устройства для ручного закорачивания силовой цепи на землю и контроля такого состояния с помощью блока контроля изоляции (защиты типа БРУ) и устройства контроля утечки тока на землю.
Система блокирования включения электроэнергии на машину с помощью ручного короткозамыкателя в совокупности с двухстадийным аварийным отключением и съемным блокировочным ключом, действующим на одновременное размыкание цепей оперативного и аварийного выключения, обеспечивает безопасные условия эксплуатации забойных машин, в том числе и в режиме их обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..