Главная Учебники - География Абхазо-адыгские народы
|
|
содержание .. 20 21 22 23
За рубежом этноним Черкес продолжает употребляться в отношении потомков черкесских(адыгских) мухаджиров,а также потомков черкесских(адыгских) мамлюков правивших Египтом и Сирией с (1390 по 1517),проживающих в адыгской диаспоре.Этноним черке́сы и топоним Черкесия начиная с XIII века применяется для обозначения адыгского народа и его страны на Северном Кавказе.В результате последствий Русско-Кавказской войны, административных преобразований в Российской империи в XIX веке, а позже и в СССР черкесский (адыгский) народ на своей родине представлен множеством анклавов, большинство из которых административно и территориально объединены в четыре массива, именуемые шапсуги, адыгейцы, черкесы (жители Карачаево-Черкесии), кабардинцы. Коренное население Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. Часто к адыгам (черкесам) относят и убыхов (самоназвание «пёх», «бʼёхъ»[Комм 1]), в том числе, издававшаяся в конце XIX − начале XX вв. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, правда, оговаривая, что это «одно из черкесских племен», «весьма смешанное по своему составу». Однако, некоторые исследователи, в частности, известный этнограф, лингвист, кавказовед Л. Я. Люлье, в совершенстве знавший черкесский язык и составивший в 1820-е годы первый адыгский алфавит на основе кириллицы, считали, что «Убыхи говорят особым языком, не имеющим сходства ни с черкесским, ни с абхасским». Однако, большинство убыхов говорило на абадзехском диалекте черкесского (адыгского) языка. Многие авторы XIX столетия отмечали, что, находясь среди убыхов, даже не слышали их языка ввиду «всеобщего употребления черкесского». Советские источники определяют убыхов, как народ родственный по языку, культуре и быту абхазам, адыгам, абазинам и относят убыхский язык к абхазско-адыгским языкам. В заключении об этнониме «черкес» и топониме «Черкесия», сделанном в 2010 году заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН, членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, профессором С. А. Арутюновым отмечается, что «нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (которых зафиксировала перепись 2002 г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции и идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа». ЭтнонимыПрежние этнонимыНачиная с античных времён, адыги (черкесы) стали известны под различными наименованиями (этнонимами), такими как керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы, меоты, синды, дандарии, досхи, каски и др. В частности, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, писала:
ЧеркесыС XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом — черкесы. С этого же времени для обозначения и страны проживания данного народа на Северном Кавказе употребляется топоним Черкесия. При употреблении этнонима черкесы следует иметь в виду следующее:
О самоназвании «адыг (адыгэ)»Точное происхождение этнонима «адыг (адыге, адыгэ)» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал:
В указанном выше заключении Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, отмечается, что все черкесы (адыги) неизменно называли себя адыгэ, и, хотя при этом, по-видимому, имели значение «локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования — натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др.», но, «несмотря на некоторые различия социального и культурного характера, с историко-этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ». Современная этнонимия и этнографияНесмотря на общее наименование и самоназвание адыгэ (черкесы, адыги), в советской и современной российской литературе (в том числе, в современной российской этнографии) в отношении адыгских субэтносов, используются 4 основных этнонима:
С эпохи позднего Средневековья у адыгов начали складываться ряд этнографических групп, в основном имевших территориально-политическое происхождение, в то время как их культура, традиция и быт мало чем отличались. По окончании Кавказской войны жанеевцы, хегайки, хетуки, чебсин и гоайе больше не встречаются. Большинство адыгов было выселено в Османскую империю, и ныне на Кавказе не осталось убыхов, натухайцев, егерукайцев, хатукайцев, махошевцев.
ЧисленностьВ настоящее время в России адыги (черкесы) исторически проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Ставропольский край, Северная Осетия (Моздокский район). В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесии, т.н.адыгейцы в Адыгее, т.н. кабардинцы в Кабардино-Балкарии.
ДиаспораЗа рубежом самая многочисленная диаспора адыгов представлена в Турции, где их численность составляет около 6.5 млн. человек. Также проживают во всех странах Ближнего Востока. В частности, наиболее крупные диаспоры проживают в Иордании, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и т.д. В Израиле почти всё черкесское население страны проживают в селениях Кфар-Кама и Рихания. В Северной Африке проживают в Египте. В Ливии, Тунисе и Судане, большинство черкесов являются потомками черкесских мамлюков, покинувших Кавказ еще в эпоху Позднего Средневековья и на данный момент являются сильно арабизированными. Диаспора также представлена в некоторых странах Европы (в основном в Германии, Франции, и некоторых Балканских странах), в Северной Америке и Австралии. ИсторияЭтногенезПредки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т. д., вошли в историю начиная с VI века до нашей эры, так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур. XIV векВ XIV веке, в период военного соперничества в Золотой Орде между Тохтамышем и Тамерланом, черкесы выступили на стороне Тохтамыша. Однако, выбор оказался неудачным. Тамерлан разгромил Тохтамыша и отомстил черкесам. Как отмечал персидский историк Низам ад-Дин Шами, посланные Тамерланом войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса. Борьба с Крымским ханствомРегулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье, которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах. Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых — православие — сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов. В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например имел место Крымский поход на Москву (1521). Войска хана ушли из Москвы только когда Царь Василий официально подтвердил что являеется данником хана и будет и впредь платить дань. Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу. Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских субэтносов было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом Северо-Западного Кавказа был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с Северо-Западного Кавказа: в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Покровительство им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации встретили благосклонный прием и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу великому князю-царю. В 1556 году адыги и русские нанесли двойной удар по тюркской этносфере: адыги по Крыму, а русские по Астрахани. Заручившись поддержкой грозного русского царя, адыги осуществили в 1556 году ряд смелых военных операций на Северо-Западном Кавказе, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала захвату русскими Астрахани, которая не могла теперь рассчитывать на поддержку с крымско-османских баз на Таманском полуострове. После взятия русскими Астрахани появилась реальная возможность совместных действий русских и адыгов: «В 1556 году начинаются походы московских армий на нижний Днепр и на нижний Дон, смененных вскоре запорожцами и донскими казаками вместе с черкесами». В 1561 году Иван Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова. После крещения в Москве она стала царицей Марией. Это был дипломатический ход, чтобы мирным путем воздействовать на ход событий на Кавказе. Прорусски настроенный Темрюк Идаров, сын которого уже служил Ивану Грозному, а дочь была за ним замужем, пытался объединить всех адыгов, но потерпел неудачу. Более того, он вынужден был призвать на помощь русские войска для борьбы с антимосковски настроенными бигменами. Дважды, в 1562—1563 и 1565—1566 годах, русские войска отправлялись в Кабарду. В 1569 году Мария Темрюковна (в возрасте 24 лет) умерла 6 сентября в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду (царь говорил, что её отравили). В конце-концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. В сражении на левом притоке Кубани Ахуже Темрюк был смертельно ранен, а два его сына попали в плен. Также при Иване Грозном имел второй Крымский поход на Москву (1571), в результате которого войска хана разбили русские войска, опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен для продажи в рабство. Третий Крымский поход на Москву состоялся в 1572, при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой, в результате Молодинского сражения, закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства. В 1570-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными. Русские ушли с Северного Кавказа, но закрепились в Поволжье. Кавказская войнаОтечественная войнаСписок адыгов (черкесов) — Героев Советского Союза Вопрос о геноциде черкесов7 февраля 1992 года Верховный совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны», которое объявляло гибель адыгов в 1760−1864 гг. «геноцидом» и провозглашало 21 мая «Днём памяти адыгов (черкесов) — жертв Русско-Кавказской войны». В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из разных стран обратились в Европарламент с просьбой «о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны XVIII−XIX столетий». В обращении к Европарламенту было сказано, что «Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение либо выселение коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе». Спустя месяц общественные объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать геноцид черкесов, а в 2010 году с аналогичной просьбой черкесские делегаты обратились к Грузии. 20 мая 2011 года парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны. Новое времяОфициальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть, после окончания Кавказской войны. Для улучшения контроля территорий новые власти были вынуждены переселить адыгов в наиболее равнинные земли Прикубанья. В 1998 году около Майкопа в ауле Мафэхабль были поселены сто семьдесят пять человек адыгов-репатриантов из Косово. КультураАдыгская культура — малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами, турками , русскими и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения. Культура, изменяясь, в основе своей всё же сохранилась и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский определяет её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей. Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ, выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь. Адыгский этикет (Адыгэ Хабзэ) занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте. Почтительность имеет статус отдельной ценности, это пограничная ценность нравственного самосознания и, как таковая, она проявляет себя как суть подлинной самоценности. РелигияПредки современных адыгов (зихи, меоты, керкеты и т. д.) последовательно прошли через исповедование различных религий — монотеизм, его синкретизм с христианством, затем ислам. Ислам среди адыгов начал распространятся с XIII века, с нашествием монголо-татаров на Северный Кавказ. С падением Византийской империи и усилением Османской империи и Крымского ханства, Ислам в адыгской среде получил большее распространение и к концу XVII века укоренился как национальное вероисповедание. Во время Кавказской войны, Ислам был ядром консолидации адыгов, в их борьбе против царских войск. В советский период — как и у всех народов Советского Союза, адыгам насаждался атеизм. В настоящее время возрождается Ислам. Адыги, как в России так и за рубежом являются мусульманами-суннитами и придерживаются ханафитской правовой школы Ислама. Часть моздокских кабардинцев (кабардинцы, проживающие в районе Моздока) — считаются православными христианами. ФольклорВ фольклоре основное место занимают нартские сказания (Нарт пшыналъэ), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гъыбзэ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши). Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы). Музыкальные инструменты: смычковый шикlэпщын, щипковый апепшин, духовой къамыл, или бжами, деревянная трещетка пхачич. Со 2-й пол. XIX в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный фольклор сохранился, во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев. Традиционная одеждаОсновные занятия адыговТеофил Лапинский в 1857 году записал следующее:
содержание .. 20 21 22 23
|