Главная     Учебники - География      Абхазо-адыгские народы 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

close

Синды

Синды
Синдский воин. Известняковая скульптура, I век н. э., Керченский историко-археологический музей
Этрусские терракотовые сосуды, найденные в синдском некрополе близ Фанагории.

Синды (греч. Σινδοί) — одно из многочисленных племён, обитавшее в 1-м тыс. до н. э. — первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска.

  

Общие сведения

В VI в. до н. э. о синдах впервые и кратко упомянул Псевдо-Скилак, в частности он написал :

Синды. После же меотов живут синды; но достигают они и областей вовне залива; и у них существуют такие греческие полисы: полис Фанагория, Кепы, Синдская Гавань, Питиунт.

Затем, в V в. до н. э. о синдах пишет Геродот и позже другие греческие и римские историки - Псевдо-Скимн, Страбон и т.д.. Согласно их сообщениям, основными занятиями синдов были земледелие, рыболовство, ремёсла и торговля (в ранний период — с Урарту, с VI в. до н. э. — с греками), как через свои порты — Синдскую гавань, Корокондаму, так и через греческие города, основанные на территории Синдики.

Войны со скифами привели к усилению у синдов власти военачальников. В V в. до н. э. возникло синдское (меотское) государство, которая также именовалось Синдика.

Из всех причерноморских племён синды были наиболее эллинизированы: они заимствовали у греков язык и письменность, имена и обычаи, торговые и финансовые инструменты, участвовали в греческих состязаниях и религиозных культах, носили греческие украшения.

В II в. до н. э. Аполлоний Родосский, ссылаясь на других античных авторов, писал :

У равнины синдов разделяется река Истр и одним рукавом изливается в Адриатическое море, а другим в Эвксинский Понт.

Гиппонакт (вторая пол. VI в. до н. э.) также упоминает о «синдской расщелине».

Гелланик Митиленский (V в. до н. э.) в сочинении «О народах» говорит:

«Когда проплывешь Боспор, будут синды, а выше их - меоты-скифы».

Цари, правители

Первый известный истории царь синдов — Гекатэй (родом грек). По мнению большинства нумизматов, возможно ещё при нём синдское государство Синдика выпускались собственные деньги в обращение, а именно были выпущены синдские серебряные монеты (трех видов).

Примерно в 480 до н. э. синды потеряли свою политическую самостоятельность и вошли в состав Боспорского царства, а синдская знать вошла в состав правящей боспорской аристократии.

Второй известный истории царь синдов — Горгипп, брат Левкона I Боспорского.

Следующими царями синдов были цари Боспорского государства, что отразилось в их каменных титуларах.

Столица и города

Страбон, автор I в. до н. э., упоминает Горгиппию как столицу Синдики:

«В Синдской области есть место Горгиппия — царская столица синдов, недалеко от моря, а также Аборака»

Археологически известны синдские города (Семибратнее городище близ Кубани и Раевское городище около Анапы). Многие курганы Таманского полуострова и Прикубанья (Курган Карагодеуашх, Большая Близница, Мерджаны и др.) — погребения синдской знати.

Оружие

Синды самостоятельно производили и использовали мечи, именуемые ныне археологами как синдо-меотские мечи.

Этническая принадлежность

Лингвистика, ономастика, топонимика

Первоночально, лингвоэтническая принадлежность синдов не была надежно идентифицирована: синдские надписи на территории Синдики не были обнаружены, синды были наиболее эллинизированы, единственным доступным материалом являются топонимика Синдики, дошедшая в виде скифских глосс в греческих текстах.

О. Н. Трубачёв в своей работе «О синдах и их языке» делал предположение, что синды были «местными праиндоевропейцами, в отличие от соседних индоиранцев. Язык синдо-меотский — это индоарийский, с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов)»..

Н.В. Анфимов же критически относится к мнению Трубачёва, считая, что данные выводы спорны и предлагает относить синдов к кавказским народам, отмечая участие синдов как части меотских племён в этногенезе адыгов.

Антропология

По данным антропологов население Синдики несколько отличалось от большинства меотов, так как характеризовалось невысоким и широким лицом с широким носом.

Войны со скифами

Согласно сообщения Геродота (IV.28) имели место зимние военные походы скифов в V в. до н. э. в земли синдов. Археологами выявлено несколько групп археологических находок, свидетельствующих о проникновении отдельных элементов материальной культуры скифов в культуру населения Синдики и соседних с нею районов именно в то время, о котором сообщает Геродот.

Примерно через 500 лет, после того как синды вошли в состав Боспорского государства, греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский, в своем Сочинении (в форме диалога) «ТОКСАРИД, ИЛИ ДРУЖБА», мельком упоминает синдов. В частности один участник диалога сообщает, что аланы обязались перед скифами подчинить им синдов, «которые давно отложились» (то есть вышли из-под контроля). На что другой участник отвечает: — Очень уж это … похоже на миф.

Обычаи, традиции синдов

Николай Дамасский (64 г. до н. э. — 4 г. н. э.) писал :

Синды бросают на могилу столько рыб, сколько врагов убил погребаемый.

Последние упоминания синдов

К IV в. н. э. относится одно из последних упоминаний синдов, которое сделал Руф Фест Авиен, в своем произведении «Описание земного круга», где он писал:

Узнай, наконец, какие народы окружают Тавр. Меоты первые окружили соленое болото. Встречается также свирепый сармат… Ближайшие местности населяют киммерийцы и синды. Вблизи живёт племя керкетское и род торетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..