ОПЕРАЦИЯ ДИПФРИЗ 3 (АМЕРИКАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1957—1958 ГОДА)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Глава 32 ОПЕРАЦИЯ ДИПФРИЗ 3 (АМЕРИКАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1957—1958 ГОДА)
 


Воздушные операции


Антарктические весенние операции американского военно-морского флота начались 1 октября 1957 года. В этот день из Новой Зеландии в Мак-Мёрдо совершили перелет три разнотипных самолета: «Скаймастер», «Нептун» и «Дакота Скайтрейн». Как и в прежние годы, дл.я обеспечения перелетов погодой и радиопеленгами между Новой Зеландией и Антарктидой, примерно на 60° южной широты, был поставлен эсминец «Брау». «Скаймастер» доставил обратно в Новую Зеландию больных.

3 октября из Новой Зе/\.андии в Мак-Мёрдо перелетел первый транспортный самолет «Глобмастер», 11 октября туда прибыл второй.

Руководитель экспедиции Дюфек прилетел в Мак-Мёрдо \2 октября. С ним на борту самолета находился и старейший полярный лечтик Хуберт Уилкинс. Ему было 69 лет.

15 октября в Мак-Мёрдо прилетел воздушный лайнер (американцы называют его стратокрейсер) пан-американской компании, зафрахтованный экспедицией. Он доставил 36 десантников-строителей.

12 октября прилетел первый самолет в Литл-Америку. На нем были доставлены почта, свежие овощи и фрукты.

В октябре—декабре 1957 года транспортные самолеты с авиабазы Мак-Мёрдо сбросили с парашютами на станциях Амундсен-Скотт и Берд примерно по 350 тонн груза. На станцию Амундсен-Скотт был сброшен семитонный трактор.

Морские операции
 

В доставке грузов на американские береговые базы антарктическим летом участвовали пять военных транспортов и пять ледоколов.

Первые суда с грузом прибыли в район Литл-Америки V

I декабря 1957 года. Они привезли груз для станции Берд. После этого из Литл-Америки к этой станции по проложенной в прошлом году трассе было совершено два санно-тракторных похода. В каждом походе участвовало семь тракторов. Станция Берд в этот сезон была значительно расширена, и каждый научный работник получил для жилья отдельную комнату.

Станцию Халлет снабжало транспортное судно «Арнеб». С его борта было выгружено 900 тонн груза. Научным руково-

 

дителем на зимовку 1958 года был оставлен новозеландский ученый Кеннет Салмон — по специальности электроник. Джеймс Шир, американский географ, руководивший научными работами на станции Халлет в прошедшую зиму, после смены перешел на борт ледокола «Бертон Айленд». Этот ледокол потом сменил персонал станции Уилкс.

В конце января 1958 года «Бертон Айленд» посетил советскую обсерваторию Мирный. На его борту находились Джеймс Шир и сменившийся персонал станции Уилкс во главе с Карлом Эклундом. Американские военные моряки и ученые высаживались в Мирном и ознакомились с научными работами и жизнью советских полярников.

На ледоколе «Глетчер» в летний сезон 1957—1958 года в антарктических водах и в районе плавучих льдов производился запуск ракет системы «Рокун». Руководил запусками создатель этой системы Ван-Аллен. Ракеты при помощи воздушных шаров поднимались на высоту 22 километров и оттуда запускались уже до 125 километров. Ракеты имели приборы для регистрации интенсивности космической радиации, а также электрических токов в ионосфере.

Навигация 1957—1958 года в ледовом отношении в ряде мест антарктических вод была сложной. Как сообщали американцы, из 10 судов, принимавших участие в снабжении антарктических баз, шесть было повреждено — в том числе ледоколы «Глетчер», «Атка», «Истз'инд».

Ледокол «Истуинд» в начале 1958 года плавал в море Беллинсгаузена. Берег Антарктиды к югу от этого моря остается еще неизвестным. До сих пор на картах он рисуется пунктирной линией.

28 января 1958 года «Истуинд» пытался пробиться к югу на 74-м западном меридиане, но, войдя в плотный мощный лед, вынужден был отступить.

Вторая попытка проникнуть к югу на 81-м западном меридиане кончилась тем, что ледокол зажало во льдах и была погнута лопасть винта. Только 5 февраля ему удалось вырваться из ледового плена.

7 февраля ледокол снова был направлен к югу, чтобы пробиться сквозь пояс плавучих льдов к полуострову Терстона Но 9 февраля, когда продвижение к югу шло более или менее успешно, на широте 69° 20/ было поручено распоряжение высшего военного командования прекратить форсирование льда pi идти в один из портов Южной Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..