Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  976  977  978   ..

 

 

Организация бухгалтерского финансового учета на сельскохозяйственных предприятиях

Организация бухгалтерского финансового учета на сельскохозяйственных предприятиях

План курсового проекта "Организация бухгалтерского финансового учета на сельскохозяйственных предприятиях".

Введение.

1. Теоретические основы бухгалтерского учета.

1.1 Содержание объекта исследования.

1.2 Нормативная документация по организации бухгалтерского учета.

1.3 Обзор литературы по теме.

2.Краткая характеристика хозяйствующего субъекта и организация в нем учетной работы.

2. 1. Обязательные реквизиты и основные положения Устава.

2. 2. Природные и экономические условия и результаты деятельности учебно-опытного хозяйства ЗабАИ.

2. 2. 1. Природные и экономические условия, местонахождение учебно-опытного хозяйства ЗабАИ.

2. 2. 2. Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве.

2. 2. 3. Показатели, характеризующие размеры предприятия.

2. 2. 4. Товарная продукция, значение, состав и структура.

2. 2. 5. Состав и структура основных фондов.

2. 2. 6. Показатели эффективности использования основных фондов.

2. 2. 7. Состав трудовых ресурсов.

2. 2. 8. Финансовый результат хозяйственной деятельности.

2. 2. 9. Финансовое состояние хозяйства.

3. Организация бухгалтерского учета в учебно-опытном хозяйстве ЗабАИ.

3. 1. Задачи и общий порядок бухгалтерского учета.

3. 2. Организация учетной работы в учебно-опытном хозяйстве ЗабАИ

4. Совершенствование бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля.

Выводы и предложения.

Введение .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, которая наметила основные направления совершенствования российской системы бухгалтерского учета.

Изменение всей системы и правил бухгалтерского учета было предопределено переходом экономических отношений в Российской Федерации к рыночным, изменением гражданско-правовой среды, появлением группы пользователей, заинтересованных в учетной и отчетной финансовой информации.

В программе реформирования бухгалтерского учета были учтены результаты реформирования бухгалтерского учета, проводимые в Российской Федерации с 1992 года. Целью настоящей реформы является создание необходимых условий для получения достоверной и надежной финансовой информации, которая является неотъемлемым элементом рыночной инфраструктуры. Для этого необходимо создать приемлемые условия последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Основными направлениями реформы являются:

· Совершенствование нормативного правового регулирования;

· Формирование нормативной системы стандартов и отчетности;

· Методическая помощь организациям инструкциями, методическими указаниями, комментариями;

· Кадровое обеспечение;

· Вступление и активная работа в международных организациях;

· Увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.

Механизм выполнения этих правил разрабатывается самостоятельно каждым предприятием с учетом типа предприятия, условий его хозяйственной деятельности, квалификации персонала, технической базы управления и зависит от организации учетного процесса на предприятиях, именно этому вопросу посвящен курсовой проект.

Под организацией бухгалтерского учета понимается система условий и элементов построения учетного процесса в целях формирования полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Цель курсового проекта "Организация бухгалтерского финансового учета на сельскохозяйственных предприятиях" ознакомление с вариантами организации бухгалтерской работы на сельскохозяйственных предприятиях в процессе реформирования учета, условиями, которые влияют на установление организационной формы ведения учета, подробное изучение показателей хозяйственной деятельности сельхозпредприятия на основе бухгалтерской отчетности учебно-опытного хозяйства Забайкальского аграрного института.

Работа над курсовым проектом состояла из следующих этапов:

· подбор теоретического и практического материала по выбранной теме в соответствии с планом проекта, изучение нормативной документации по бухгалтерскому учету;

· расчет показателей, выполнение таблиц на основе данных годовой бухгалтерской отчетности учебно-опытного хозяйства ЗабАИ, анализ полученных показателей;

· завершающий этап связан с внесением предложений по теме курсового проекта.


1. Теоретические основы бухгалтерского учета .

1.1. Содержание объекта исследования.

Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему условий и средств оптимального построения учетного процесса в целях формирования полной, достоверной, полезной для управления информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

В соответствии с действующим законодательством ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законности при выполнении хозяйственных операций несет руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное соблюдение порядка оформления и представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.

В зависимости от вида организации, объема учетных работ и конкретных условий хозяйствования руководитель предприятия самостоятельно устанавливает организационную форму ведения учета.

Возможны четыре варианта организации бухгалтерской работы:

· бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· штатная должность бухгалтера;

· передача на договорных условиях ведения бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру – специалисту;

· ведение бухгалтерского учета лично руководителем предприятия.

На бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером, возлагаются обязанности по организации своевременного и достоверного бухгалтерского учета; формированию полной и достоверной информации о деятельности и имущественном положении предприятия, необходимой для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращению негативных явлений в деятельности предприятия.

Выполнение функций по учету и контролю предопределяет выделение бухгалтерии в самостоятельное структурное подразделение аппарата управления. Она не может быть включена в какой-либо другой орган управления независимо от размера предприятия и подчиняется непосредственно его руководителю.

Эффективность учетной работы зависит от правильного построения бухгалтерского аппарата.

Структура бухгалтерской службы и ее взаимоотношения с другими подразделениями на сельскохозяйственных предприятиях строятся на следующих основных принципах:

· централизации;

· децентрализации;

· частичной децентрализации.

При централизации учетного процесса весь учет сосредоточен в центральной бухгалтерии. Здесь осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основании первичных и сводных документов подразделений предприятия, которые ведут лишь первичную регистрацию хозяйственных операций. Такая организация учетного процесса характерна для небольших хозяйств. Вместе с тем, в связи с внедрением компьютеризации учета подобная организационная структура в последнее время становится все более распространенной.

Децентрализация учетного процесса на сельскохозяйственных предприятиях применяется очень редко. Она состоит в том, что учетный аппарат хозяйства рассредоточен по отдельным производственным подразделениям, где осуществляется полный цикл учетных работ: от заполнения первичных документов до оформления всех учетных регистров и составления баланса. В централизованной бухгалтерии лишь обобщаются отчеты и балансы подразделений, и составляется сводный баланс по предприятию в целом. Такая форма организации учета используется на крупных предприятиях, а также в производственных объединениях, где структурные единицы расположены на большом расстоянии от головного предприятия.

Более других на предприятиях АПК используется частичная децентрализация. В этом случае в производственных подразделениях ведется документальное оформление хозяйственных операций, группировка и сводка документов вплоть до составления производственных отчетов. Отражение же совершенных операций в регистрах бухгалтерского учета проводится в централизованной бухгалтерии хозяйства на основании поступающих из подразделений материальных, производственных отчетов, иных сводных регистрах с приложенными первичными документами.

Организационная структура бухгалтерии предполагает три основных вида:

· функциональный;

· линейный;

· линейно-функциональный.

При функциональной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы (расчетный отдел по оплате труда, материальный отдел, расчетно-кассовый центр) или по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности (группа приема и регистрации первичных документов, отдел сводного учета, отдел составления отчетности и др.). Функциональная организация характерна для центральной бухгалтерии предприятия.

Линейный вид организации предполагает создание структурных подразделений бухгалтерии для обработки отдельных производственных и управленческих единиц.

При линейно-функциональной схеме учетный процесс в разрезе производственных и управленческих подразделений организуется по линейному принципу, а внутри бухгалтерских служб выделяются функциональные подслужбы по участкам учетной работы или по функциям в процессе обработки данных и составления отчетности.

Возглавляет бухгалтерскую службу предприятия главный бухгалтер, который призван обеспечить строгое соблюдение правил ведения учета, осуществить контроль за использованием различного рода ресурсов, а также своевременно предотвращать негативные явления в финансово-хозяйственной деятельности организации.

В то же время главный бухгалтер должен активно способствовать повышению эффективности производства и качества работы, выявлению и мобилизации имеющихся резервов, предупреждать непроизводительные расходы и потери, быть основным помощником руководителя предприятия в экономической работе.

Выполняемыми функциями определяется и служебное положение главного бухгалтера. Он непосредственно подчиняется руководителю хозяйства, который несет исключительное право назначать и освобождать от должности главного бухгалтера.

Основу работы главного бухгалтера составляет постановка бухгалтерского учета на предприятии:

· разработка организационно-распорядительных документов;

· составление графика документооборота;

· создание номенклатуры дел и организация хранения документов;

· создание технологии обработки полученной информации;

· составление проекта оперативного экономического контроля;

· формирование кадровой политики бухгалтерии.

Для выполнения своих функций главный бухгалтер наделен широкими правами. Он устанавливает требования по оформлению операций первичными документами и предоставлению в бухгалтерию необходимых для учета и контроля документов и сведений. При этом распоряжения главного бухгалтера обязательны для всех работников хозяйства. В то же время главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, нарушений правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

1.2. Нормативная документация по организации бухгалтерского учета .

Переход российской экономики на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.

При организации и ведении бухгалтерского учета, при составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих основных нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

· Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

· Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170);

· Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/00 (приказ Минфина России от 27 января 2000 года № 11н).

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации представляет собой нормативно-правовой акт II уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Положение состоит из 6 разделов. Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определены в разделе I "Общие положения" Положения, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ относится к нормативным актам I уровня, состоит из 4 глав и 19 статей. Глава I Закона определяет основные понятия, применяющиеся в бухгалтерском учете. Закон определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, права и обязанности главного бухгалтера. В заключительной главе отражена ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете.

1.3. Обзор литературы по теме.

Литература, посвященная бухгалтерскому учету в организациях, в большей или меньшей степени содержит аспекты организации бухгалтерского учета. Учебники и учебные пособия по теме, в основном, дублируют содержание нормативных документов.

Бычков М.Ф. в своем учебном пособии "Бухгалтерский учет в предприятиях АПК" дает определение понятия организация бухгалтерского учета: "Под организацией бухгалтерского учета понимается система условий и элементов построения учетного процесса в целях формирования полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия".

В.Э. Керимов посвящает вопросам организации бухгалтерского учета главу II учебного пособия "Бухгалтерский учет". Он считает, что организация бухгалтерского учета на производственных предприятиях зависит от технологии и организации производства, характера выпускаемой продукции, структуры управления и других факторов, которые предопределяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отражение.

Хорунжий Л.И. в пособии "Бухгалтерский учет" относит к основным предпосылкам рациональной организации бухгалтерского учета: "изучение законоположений и инструкций, других регламентирующих документов по учету и отчетности, установление рациональных взаимосвязей производственных участков предприятия с ее бухгалтерией, определение характера и объема бухгалтерской информации, рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата", отдавая приоритет нормативному регулированию бухгалтерского учета.

Васькин Ф.И. в издании "Бухгалтерский финансовый учет" уточняет, что рациональную организацию бухгалтерского учета обеспечивают: учетная политика организации, рабочий план счетов, система первичного учета и документооборота, план учетных работ, распределение обязанностей бухгалтеров и наличие должностных инструкций, план инвентаризации имущества и обязательств, применение прогрессивных форм учета, автоматизация учетно-вычислительных работ.

Пизенгольц М.З. в учебнике "Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве" обобщает цель организации бухгалтерского учета в следующем аспекте: "Служебные обязанности могут быть распределены в зависимости от конкретных условий. Однако цель при этом всегда одна – обеспечение достоверности, своевременности и высокого качества учетных данных для нужд управления сельскохозяйственным производством".

В курсовом проекте находит отражение организация бухгалтерского учета как системы элементов построения учетного процесса, рассмотрена организационная структура бухгалтерии.

2. Краткая характеристика хозяйствующего субъекта

и организация в нем учетной работы.

2.1. Обязательные реквизиты и основные положения Устава.

Каждое предприятие или учреждение ведет свою деятельность на основе учредительных документов – обязательных, установленных законом документов, необходимых при создании организации – юридического лица. В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Устав организации утверждается его учредителями, является сложным и объемным документом. В соответствии с уставом разрабатывается структура организации, определяется штатная численность, устанавливаются основные правила, регулирующие деятельность организации. Устав содержит обязательные разделы:

· Общие положения (определяются цели и задачи организации);

· Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязь);

· Регламент организации (формы и методы управления, права и обязанности должностных лиц);

· Финансово-материальная база (определение размеров основных и оборотных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями);

· Отчетная и ревизионная деятельность;

· Порядок ликвидации организации.

Учебно-опытное хозяйство Забайкальского аграрного института действует на основе Устава федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия".

Устав утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 декабря 2006 года под № 700-У.

Устав содержит 12 разделов.

Пункт 1 "Общие положения" содержит сведения о создании Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц под номером 2023801536438, определено местонахождения юридического лица: Иркутская область, п. Молодежный. Учредителем образовательного учреждения является Минсельхоз России. Далее определена деятельность академии и ее основные задачи. Место Забайкальского аграрного института как филиала федерального государственного образовательного учреждения "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" определено в п.1.15.

Пункт 2 Устава содержит сведения о приеме в академию.

Пункт 3 Устава содержит сведения об образовательной деятельности академии.

Пункт 4 Устава оговаривает научную деятельность академии.

Пункт 5 Устава содержит сведения об управлении академией, состав и компетенции Ученого совета, права и обязанности Ректора, проректоров, деканов факультетов.

Права и обязанности студентов освещены в пункте 6 Устава.

Вопросы подготовки научно-педагогических и научных кадров и повышения квалификации научно-педагогических работников отражены в пункте 7 Устава.

Пункт 8 содержит сведения об имуществе, вещных правах, возможности предоставлять предусмотренные виды предпринимательской деятельности по договорам с физическими и юридическими лицами.

В пункте 9 находят отражение учет, отчетность и контроль в академии.

Пункт 10 ориентирован на международную и внешнеэкономическую деятельность.

Пункт 11 содержит перечень видов локальных актов академии, регламентирующих ее деятельность.

В пункте 12 предусмотрен порядок реорганизации и ликвидации академии.

2.2. Природные и экономические условия, местонахождение учебно-опытного хозяйства ЗабАИ .

Территория учебно-опытного хозяйства Забайкальского Аграрного института расположена в Читинском административном районе. Земельный участок 892 га закреплен за институтом постановлением мэра города Чита № 1725 от 29.10.00 г. в 2 км северо-восточнее с. Колочное. В районе п. Зыково с апреля 2002 года начато строительство собственной животноводческой стоянки. Расстояние до областного центра 20 км.

Климат территории определяет его удаленность от океанов, сложность рельефа и географическое положение на материке. Сочетание этих факторов обусловило формирование резко континентального климата вообще для Читинской области, для которого наиболее характерно небольшое количество атмосферных осадков, продолжительность безморозного периода 90-110 дней, существенные колебания температуры, как в течение суток, так и между холодным и теплыми сезонами года.

По природно-сельскохозяйственному районированию территория учебно-опытного хозяйства относится к лесостепной зоне, Ингодино-Читинской подзоне. Участок представляет собой плоскую, слабовсхолмленную равнину, перерезанную ручьями. Для подзоны характерно распространение двух типов почв: черноземы бескарбонатные (97%) и темно-серые лесные почвы (3%). Участок используется для выращивания зерновых культур и картофеля.

Учебно-опытное хозяйство занимается зерноводством, картофелеводством, разведением крупного рогатого скота мясного направления, овцеводством, пчеловодством, кролиководством. В хозяйстве возделываются высокоурожайные сорта пшеницы, адаптированные к местным условиям, такие как "Бурятская 79", "Новосибирская 89", "Иволгинская". В животноводстве предпочтение отдается высокопродуктивным плановым породам крупного рогатого скота: "Черно-белая", "Сементальская". В перспективе намечено преобразование хозяйства в полноценное сельскохозяйственное предприятие с полным циклом производства и переработки продукции. Хозяйство используется как экспериментальная площадка для разработки и внедрения инновационных технологий и прохождения студентами практики, здесь планируется проведение научных исследований в области агрономии, ветеринарии, зоотехнии.

2.2.1. Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве .

Земля является важнейшим условием существования человеческого общества. Она является незаменимым средством удовлетворения разносторонних потребностей человека – экономических, социально-бытовых, эстетических. Однако, говоря об использовании земли, прежде всего, подразумевают ее функционирование в сфере общественного производства.

Сельское хозяйство как отрасль материального производства характеризуется рядом особенностей, которые приобретает земля, используемая здесь. Она является главным средством производства в сельском хозяйстве, природные свойства, которого неразрывно связаны с климатическими условиями. Подвергая обработке землю, люди обеспечивают условия для роста и развития сельскохозяйственных культур. Земля, обладая определенными механическими, химическими и биологическими свойствами, воздействует на растение. Земля выступает и как предмет и как средство труда.

Земельные угодия учитывают в натуральных показателях (гектарах), дополнительные вложения в землю и покупные земли – в денежном выражении. Последние учитываются в составе основных средств с соответствующих объектах инвентарного или неинвентарного характера.

Рассмотрим состав и структуру земельных угодий на примере учхоза ЗабАИ по данным бухгалтерской отчетности за последние три года.

Таблица 1. Состав и структура земельных угодий

Виды земельных угодий 2006 2007 2008 Отклонение 2008 г. к 2006 г.
га % к итогу га % к итогу га % к итогу
Общая земельная площадь 892 100 892 100 892 100 0
Всего сельскохозяйственных угодий 892 100 892 100 892 100 0
В том числе: пашня 656 73,5 656 73,5 656 73,5 0
сенокосы 100 11,2 100 11,2 100 11,2 0
пастбища 136 15,3 136 15,3 136 15,3 0

По данным таблицы можно отметить, что общая земельная площадь учхоза составляет 892 гектара, вся указанная площадь используется в целях сельскохозяйственного производства. Под пашней занято 656 гектаров, что составляет 73,5 % от площади, занятой сельскохозяйственными угодиями; под сенокосами – 100 гектаров, что составляет 11,2 %, а пастбища занимают 136 гектаров, что составляет, соответственно 15,3 % от площади, занимаемой сельскохозяйственными угодиями. За три года, начиная с 2006 года, заканчивая 2008 годом, изменений в динамике и структуре земельных угодий не наблюдается.

Для более полного и эффективного использования земли в сельском хозяйстве необходимо проведения ряда мер, предусматривающих включение в производственное использование каждого гектара земли, закрепленной за хозяйством, повышение экономического плодородия почв, его рациональное использование, в частности применение, более урожайных сортов, улучшение семеноводства, борьба с болезнями растений, вредителями и сорняками, соблюдение оптимальных сроков проведения сельскохозяйственных работ, охрана почв, совершенствование организационных мероприятий по использованию земли.

2.2.2. Показатели, характеризующие размеры предприятия .

На эффективность сельскохозяйственного производства влияет размер предприятия. Наиболее распространенными показателями, характеризующими размеры предприятия, являются: стоимость валовой и товарной продукции, площадь сельскохозяйственных угодий, поголовье скота, стоимость основных производственных фондов, среднегодовая численность работников.

Основным показателем размера сельскохозяйственного предприятия следует считать стоимость валовой продукции. Он позволяет сравнить все хозяйства по размеру независимо от их специализации, расположения, уровня интенсивности производства.

Важнейшей характеристикой размера хозяйства и его подразделений является площадь сельхозугодий, так как она оказывает непосредственное влияние на объем производимой продукции. На основе этого показателя определяется потребность предприятия в трудовых ресурсах, основных и оборотных средствах, капитальных вложениях; он также учитывается при обосновании величины поголовья скота. С земельной площадью тесно связан объем работ в отраслях растениеводства, и поэтому с ее учетом разрабатывают рациональные формы организации труда и производства.

Определенное представление о размерах предприятия дает стоимость основных производственных фондов. Достаточно тесно связана с размером предприятия и численность работников. В сельском хозяйстве к малым предприятиям относятся хозяйства, имеющие до 60 работников, причем уровень рентабельности их деятельности, как правило, отрицательный[1] .

Рассмотрим показатели размера предприятия на примере учхоза ЗабАИ в следующей таблице.

Таблица 2 Динамика показателей размера.

Показатель

2006 г. 2007 г. 2008 г. В среднем за три года Отклонение % в среднем к 2006 г.
Валовая продукция по себестоимости, тыс. руб. 1670 2634 3041 2448 146,6
Товарная продукция в ценах реализации, тыс. руб. 81 721 729 510 142,9
Площадь сельскохозяйственных угодий, га 892 892 892 892 100,0

Среднегодовая

стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

5006 6107 7017 6043 120,7
Количество энергетических мощностей, л.с. 585 585 800 657 112,7
Среднегодовая численность работников, чел. 22 21 20 21 95,5

Поголовье скота

усл. гол.

47 72 126 82 153,7
Финансовый результат -126 145 0 6 -

По данным таблицы можно сделать вывод, что учебно-опытное хозяйство ЗабАИ можно отнести к малым предприятиям, что и характерно для подобного рода хозяйств. По показателям таблицы отмечается рост по валовой продукции по себестоимости на 146,6 % от средних показателей за три года, также значительный рост товарной продукции в ценах реализации (142,9 %), что говорит о расширении объемов хозяйственной деятельности в хозяйстве, так как такое увеличение не может быть вызвано простым ростом цен на сельхозпродукцию, ни на материальные запасы, вложенные в производство. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов возросла на 120,7 % за счет увеличения их стоимости по всем видам и группам основных средств по причине поступления, приобретения или нового строительства. Среднегодовая численность работников снизилась на 2 человека, в то время как поголовье скота ежегодно увеличивается. Возросло количество энергетических мощностей на 112,3 %, что говорит об улучшении состояния материально-технической базы хозяйства. Финансовый результат нестабилен, в 2007 году отмечается чистая прибыль в размере 145 тысяч рублей за счет получения внереализационных доходов, в том числе субсидий из бюджетов всех уровней в сумме 198 тыс. руб.

2.2.3. Товарная продукция, значение, состав и структура.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства представляет собой совокупность продукции растениеводства и животноводства в стоимостной оценке по фактическим ценам отчетного года.

Под товарной продукцией понимают часть валовой продукции предприятия, предназначенную для реализации. Часть товарной продукции, фактически переданная покупателю и оплаченная им, называется реализованной продукцией. Однако на практике, в частности также и в курсовой работе, под товарной понимается реализованную продукцию, представленную выручкой. Товарная часть валовой продукции оценивается по ценам реализации.

Важным показателем является уровень товарности – отношение реализованной продукции к валовой, выраженное в %.

Основным источником информации для показателей производства продукции растениеводства является годовая бухгалтерская отчетность, отчет "Производство и себестоимость продукции растениеводства", в котором приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и ее себестоимости. Данные по продукции животноводства находят отражение в отчете "Производство и себестоимость продукции животноводства". Показатели товарной продукции отражаются в отчете о реализации сельскохозяйственной продукции

Рассмотрим структуру и динамику товарной продукции на примере учебно-опытного хозяйства ЗабАИ.

Таблица 3. Товарная продукция в ценах реализации.

Виды продукции 2006 2007 2008 Отклоне-ние 2008 г. к 2006 г %
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Продукция растениеводства 68,4 84,0 422 58,5 368 50,5 538,0
В том числе Зерновые 66,7 81,9 350 48,5 220 30,2 329,8
Картофель 1,7 2,1 72 10,0 23 3,2 1352,9
Прочая 0 0,0 0 0,0 125 17,1 -
Продукция животноводства 13 16,0 299 41,5 352 48,3 2707,7
В том числе КРС 3,7 4,5 35 4,9 160 21,9 4324,3
Прочая 9,3 11,4 264 36,6 192 26,3 2064,5
Всего 81,4 100,0 721 100,0 729 100,0 895,6

В структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимает продукция растениеводства – 50,5 %, хотя объемы товарной продукции животноводства растут более быстрыми темпами с 16% в 2006 году до 48,3 % в 2008 году. Практически по всем видам деятельности наблюдается положительная динамика развития, рост объемов товарной продукции по ценам реализации от 81,4 тысяч рублей в 2006 году до 729 тысяч рублей в 2008 году. Хозяйство наращивает объемы продаж, расширяет виды деятельности.

2.2.4. Состав и структура основных фондов.

Непременным условием процесса производства являются средства производства, которые состоят из средств труда и предметов труда. В своей стоимостной форме средства производства являются производственными фондами и подразделяются на основные и оборотные. Главным определяющим признаком основных фондов является способ перенесения стоимости на создаваемый продукт – постепенно в течение ряда производственных циклов, по мере их износа.

Критерии отнесения объекта к основным средствам для целей бухгалтерского учета определены ПБУ 6/01. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве объектов основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

· Использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

· Использование в течение длительного времени свыше 1 года;

· Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

· Способность приносить экономические выгоды в будущем.

В настоящее время практически все активы, срок службы которых превышает 12 месяцев, удовлетворяющие требованиям ПБУ 6/01, относятся к основным средствам.

Основные фонды классифицируют по ряду признаков. По функциональному назначению они делятся на производственные и непроизводственные. В свою очередь производственные фонды подразделяются на фонды сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

По вещественно-натуральному составу основные средства подразделяются на следующие группы:

1. здания;

2. сооружения;

3. передаточные устройства;

4. машины и оборудование;

5. транспортные средства;

6. производственный и хозяйственный инвентарь;

7. рабочий скот;

8. продуктивный скот;

9. многолетние насаждения;

10. капитальные вложения по улучшению земель;

11. инструмент и прочие основные фонды.

Именно подразделение по вещественно-натуральному признаку основных фондов находит свое отражение в бухгалтерской отчетности.

На предприятиях всех отраслей применяется единый принцип оценки основных фондов. Согласно действующему положению основные средства учитываются в первоначальной оценке на протяжении всего периода их нахождения в хозяйствах.

Рассмотрим состав и структуру основных средств учебно-опытного хозяйства ЗабАИ.

Таблица 4 Состав и структура основных фондов.

Виды и группы основных фондов 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отклонения 2008 г. к 2006 г., %
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Здания 580 11,6 858,5 14,1 890 12,7 153,4
Сооружения 139 2,8 498 8,2 857 12,2 616,5
Машины и оборудование 504,6 10,0 600,8 9,8 697 9,9 138,1
Транспортные средства 3560,6 71,1 3656,5 59,9 3931 56,0 110,4
Рабочий скот 0 0,0 5 0,1 112 1,6 -
Продуктивный скот 221,9 4,5 488,5 8,0 530 7,6 238,9
Итого: 5006,1 100,0 6107,3 100,0 7017 100,0 140,2

В среднем по сельскохозяйственным предприятиям России наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимает пассивная часть основных фондов – здания, сооружения – 72,6 %, машины и оборудование – 17,4 %, транспортные средства – 4,1 %, рабочий и продуктивный скот – 35%, прочих фондов – 2,3 %.[2] Состав и структура основных фондов учхоза отличны от среднероссийских: наибольший удельный вес занимает активная часть основных фондов – транспортные средства. За 2008 год их удельный вес составил – 56%, здания и сооружения в совокупности составили около 10 %, машины и оборудование – 9,9 %, рабочий и продуктивный скот – 9,2 %. В целом по таблице отмечается рост среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 140,2 %, за счет ее увеличения по всем видам основных средств. Наиболее значительно возросла среднегодовая стоимость сооружений (616,5 %) в 2008 году по отношению к 2006 году, а также стоимость продуктивного и рабочего скота (238,9 %). Это объясняется тем, что в 2006 году начато строительство животноводческой стоянки, в каждом из последних трех лет – ввод новых объектов основных средств и, соответственно, принятие к учету поступившего крупного рогатого скота, лошадей. Размеры основных производственных фондов соответствуют малым предприятиям, к примеру, в ОАО "Черновский овощевод" стоимость основных производственных фондов на начало 2009 г. составляет 38162 тыс. руб., что в более чем 5 раз больше.

2.2.5. Показатели эффективности использования основных фондов

Эффективность производства на сельскохозяйственных предприятиях в значительной степени определяется уровнем его оснащенности основными средствами производства, которая характеризуется показателями фондообеспеченности и фондовооруженности труда.

Фондообеспеченность – это отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения к площади сельскохозяйственных угодий.

Фондовооруженность труда определяется путем деления среднегодовой стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения к среднегодовой численности работников, занятых в сельском хозяйстве.

Экономическая эффективность использования основных производственных фондов определяется путем сопоставления результатов производства с их стоимостью. При этом используется система показателей, основными из которых являются фондоотдача и фондоемкость.

Фондоотдача определяется как соотношение стоимости валовой продукции сельского хозяйства к среднегодовой стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения.

Обратным показателем по отношению к фондоотдаче является фондоемкость продукции. Причем для анализа эффективности использования основных производственных фондов предприятия значение имеют не сами уровни фондоотдачи или фондоемкости, а их динамика за ряд лет.

Рассмотрим показатели эффективности использования основных фондов на примере учебно-опытного хозяйства ЗабАИ.

Таблица 5. Показатели эффективности и использования основных производственных фондов.

Показатели 2006 2007 2008 Отклонение +/- 2008 г. к 2006 г.
Фондоотдача, тыс. руб. 0,34 0,43 0,43 +0,09
Фондоемкость, тыс. руб. 2,9 2,3 2,3 -0,6
Фондовооруженность, тыс. руб. 226,05 290,8 350,9 +124,8
Фондообеспеченность, тыс. руб. на 100 га 557,5 786,7 786,7 +229,1

По данным таблицы наблюдается положительная динамика фондоотдачи. В 2008 году, по сравнению с 2006 годом, отдача в виде валовой продукции с каждой тысячи стоимости, авансированной в основные производственные фонды, возросла на 90 рублей. Соответственно фондоемкость снизилась на 0,6 тыс. руб. Увеличилась фондовооруженность на 124,8 тыс. руб., также возросла фондовооруженность каждой сотни гектаров на 229,1 тыс. руб. С каждым годом эффективность использования основных фондов в хозяйстве улучшается.

2.2.6. Состав трудовых ресурсов.

Основным источником богатства общества и непременным условием его существования и развития является труд. Труд людей приводит в действие материально-производственные элементы производства, создает продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли, тем самым содействует реализации цели общества.

Трудовые ресурсы как главная и производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства сельскохозяйственной продукции и его экономической эффективности. Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется производительностью труда.

Производительность труда в сельском хозяйстве находится под влиянием разнообразных природных и экономических факторов:

1. Организационно-экономические факторы: углубление специализации и усиление кооперации, совершенствование организации производства, улучшение нормирования труда, ликвидация простоев по организационным причинам, сокращение численности обслуживающего персонала.

2. Технико-экономические факторы: совершенствование технологии и комплекса механизации производства, ликвидация простоев по техническим причинам.

3. Социально-экономические факторы: совершенствование материального и морального стимулирования труда, совершенствование трудовой дисциплины повышение квалификации работников, ликвидация текучести кадров, улучшение условий труда, быта и отдыха работников.

4. Природные факторы: климат, плодородие почв и другие.

Рассмотрим состав трудовых ресурсов и динамику производительности труда в учебно-опытном хозяйстве.

Таблица 6. Трудовые ресурсы хозяйства.

Показатели 2006 2007 2008 Отклонение % 2008 г. к 2006 г.
Всего работников 22 21 20 90,9
Работники сельского хозяйства 17 21 20 117,6
В том числе: постоянные 7 13 13 185,7
Трактористы 5 5 5 100,0
Скотники 0 2 3 -
Свиноводы 1 3 2 200,0
Овцеводы 1 3 3 300,0
Сезонные и временные 4 0 0 0
Служащие 6 8 7 116,7
В т.ч. специалисты 4 6 5 125,0
руководители 2 2 2 100,0
Работники, занятые прочими видами деятельности 5 0 0 -
Затраты труда, чел.час. 34,1 47 39 114,4
Фонд оплаты труда 720,9 1049 1108 153,7
Среднегодовая заработная плата одного работника 32,8 50,0 55,4 169,1
Произведено валовой продукции на одного работника 75,9 125,4 152,1 200,3
Произведено валовой продукции на 1 чел. час. 0,049 0,056 0,078 159,2

Согласно годовым отчетам учхоза ЗабАИ среднегодовая численность работников хозяйства за три последних года сократилась на 9,1 % и составила 20 человек, хотя среднегодовая численность работников занятых в сельском хозяйстве увеличилась на 117,6 % в 2008 году, по сравнению с 2006 годом и достигла 20 человек. В 2007 году приняты работники овцеводства и свиноводства, здесь можно сделать предположение о появлении новых отраслей деятельности учебно-опытного хозяйства, хотя и в сравнительно небольших объемах. По данным таблицы отмечается рост фонда заработной платы на 153,7 % , на фоне превосходящего роста производительности труда на 200,3 %, что можно отнести к положительным тенденциям в развитии хозяйства, так как заработная плата вообще в сельском хозяйстве невелика, по сравнению с другими отраслями, а рост производительности труда относят к интенсивным факторам развития.

2.2.7. Финансовый результат хозяйственной деятельности.

Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от его продаж превышает себестоимость от реализованной продукции (работ, услуг).

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

· характеризующую функцию, как показатель, определяющий финансовые результаты хозяйственной деятельности.

· стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

· как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли содержится в "Отчете о прибылях и убытках".

Рассмотрим финансовый результат от реализации продукции на примере учебно-опытного хозяйства ЗабАИ.

Таблица 7. Финансовый результат от реализации продукции за 2008 год.

Наименование продукции Полная себестоимость продукции в тыс. руб. Всего реализовано по ценам реализации, тыс. руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. Уровень убыточности, %
Продукция растениеводства собственного производства 619 368 -251 40,5
В том числе зерновые 396 220 -176 44,4
Картофель 26 23 -3 11,5
Продукция животноводства собственного производства 445 352 -93 20,9
В том числе КРС 183 160 -23 12,6
Свиньи 65 74 -9 13,8
Козы 113 91 -22 19,5
Шерсть 80 19 -61 76,3

По данным таблицы можно сделать вывод, что производство и реализация продукции растениеводства и животноводства в учебно-опытном хозяйстве ЗабАИ убыточны, причем растениеводство более убыточно, чем животноводство. Уровень убыточности животноводства составляет 20,9 %, тогда как уровень убыточности растениеводства – 40,5 %. Из подотраслей животноводства наиболее убыточно производство шерсти (76,3 %), наименее убыточно разведение КРС (12,6 %). В растениеводстве наиболее убыточная подотрасль – зерноводство (44,4 % убыточности), менее убыточно – картофелеводство (11,5 %).

2.2.8. Финансовое состояние хозяйства.

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение.

Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников его формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться в изменяющейся внешней и внутренней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность свидетельствуют о платежеспособности предприятия, и наоборот.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Для оценки результативности финансовой деятельности используется система показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса, причем с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой стороны – успешного их применения. Основными источниками информационного обеспечения анализа финансового состояния на предприятии являются данные бухгалтерского учета, а также все виды отчетности. Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств служат солидной информационной основой экономического анализа финансового состояния предприятий.

Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

1. общая стоимость имущества организации;

2. стоимость иммобилизованных активов;

3. стоимость мобильных средств;

4. стоимость материальных оборотных средств;

5. величина собственных средств организации;

6. величина заемных средств;

7. величина собственных средств в обороте;

8. чистый оборотный капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами.

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд выводов, необходимых как для осуществления текущей хозяйственно-финансовой деятельности, так и для принятия управленческих решений. Уменьшение валюты баланса за отчетный период свидетельствует о сокращении хозяйственного оборота организации. Анализируя увеличение валюты баланса за данный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда рост их стоимости не связан с развитием производственной деятельности, а также влияние инфляционных процессов. В общих чертах признаками хорошего баланса являются:

- валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом периода;

- темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

- собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

- темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.

Большое значение имеет знание финансового положения предприятия в каждый конкретный момент. С этой целью используются разнообразные коэффициенты: коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности, коэффициент отношения заемного капитала к собственному, коэффициент чистой прибыли на 1 руб. реализации, коэффициент оборачиваемости активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и другие.

Рассмотрим финансовое состояние учебно-опытного хозяйства ЗабАИ по диаграмме, отражающей бухгалтерский баланс за 2008 год.

Валюта баланса на конец 2008 года не изменилась. Темп роста оборотных активов (1416/619=2,3) превысил темп роста внеоборотных активов (6022/6611=0,91).Собственный капитал организации составляет 7230 тыс. руб. Предприятие не имеет дебиторской задолженности, так же как кредиторской. Активы формируются только за счет собственных источников, поэтому нет возможности рассчитать по балансу коэффициенты финансового состояния.

2.2.9. Задачи и общий порядок бухгалтерского учета .

Для нормального функционирования сельскохозяйственной организации необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация, источником которой являются данные содержащиеся в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет формирует информацию об изменениях в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, дает необходимые сведения о кругообороте средств и процессе расширенного воспроизводства сельскохозяйственного предприятия. Эти изменения регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы организации через принятие правильных управленческих решений. К тому же бухгалтерский учет выполняет функцию обеспечения контроля за сохранностью собственности организации.

Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и отчетности способствовало выделению из системы бухгалтерского учета двух подсистем: финансового и управленческого учета.

В финансовом учете формируется информация о деятельности организации в целом: доходах и расходах, состоянии денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, прочих видах расчетов, о финансовых вложениях, финансовых результатах, капитале и т.д. Данные финансового учета отражают информацию по общим показателям деятельности коммерческой организации и не являются коммерческой тайной.

Управленческий учет формирует информацию для конкретных нужд управления предприятием: о затратах на производство по конкретным видам производимой продукции, подразделениям, статьям затрат, центрам ответственности, поэтому его данные составляют коммерческую тайну.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям информации;

· обеспечение информацией, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения их устойчивости.

3. Организация учетной работы в учебно-опытном хозяйстве ЗабАИ.

3.1. Задачи и общий порядок бухгалтерского учета.

Организация финансового учета на сельскохозяйственных предприятиях слагается из ряда элементов: системы документирования хозяйственных операций, документооборота в сочетании с графиком выполнения учетных работ, рабочего плана счетов, применяемой формы бухгалтерского учета, организационной структуры учетного процесса и распределения служебных обязанностей в бухгалтерии, организации хранения бухгалтерской документации и регистров.

Забайкальский аграрный институт является обособленным структурным подразделением без образования юридического лица, действует на основании доверенности, составляет баланс и все формы отчетности, ведет расчеты по налогам и сборам самостоятельно (кроме НДС).

3.2. Организация учетной работы в учебно-опытном хозяйстве ЗабАИ

Учетная политика по ведению бухгалтерского учета в Иркутской государственной сельскохозяйственной академии принята в 2002 году и распространяется на ведение бухгалтерского учета в Забайкальском аграрном институте, и соответственно на учебно-опытное хозяйство. Ежегодно, в связи с изменениями нормативной базы, в учетную политику вносятся изменения. Последнее изменение внесено в 2005 году приказом от 10.01.2005.

Права и обязанности главного бухгалтера определены в разделе III "положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" и в статье 7 Закона о бухгалтерском учете.

Учетная работа по учебно-опытному хозяйству организована в централизованной бухгалтерии Забайкальского аграрного института, являющейся ее самостоятельным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером, и распределена по участкам.

Бухгалтерский учет ведется по счетам бюджетной классификации, отличной от счетов учета коммерческих предприятий.

Основным нормативным документом, регулирующим единые принципы ведения и организации бухгалтерского учета во всех организациях, в том числе бюджетных, является Федеральный закон от 21.11.96 г. "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ В нем закрепляются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Бюджетный учет регламентируется Инструкцией 70н от 26.08.2004 г., которая реализует государственную учетную политику, а также инструкцией 107 от 30.12.1999 г. Инструкцией 70н установлены формы первичных документов, регистры, необходимые для ведения бухгалтерского учета, предусмотрена журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, план счетов, имеющий принципиально новую структуру, которая обеспечивает взаимосвязь учетной информации и кодов бюджетной классификации.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств, в следующие сроки:

· Основные фонды, здания, сооружения, передаточные устройства и другие основные средства – 1 раз в три года на 1 ноября;

· Библиотечные фонды – 1 раз в 5 лет;

· Материальные запасы, продукты питания в столовых – 1 раз в 3 месяца;

· Кассы – ежемесячно;

· Финансовые вложения, незавершенное производство, расчеты – 1 раз в год на 1 января.

В составе основных средств учитываются предметы стоимостью свыше 1000 рублей за единицу. Основные средства учитываются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим расходам на приобретение, сооружение, изготовление. Расходы по капитальному ремонту не увеличивают стоимость основных средств. Производится начисление амортизации основных средств за месяц в порядке, определенном годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР от 11.11.73 № 824 с учетом изменений изложенных в письме МФ СССР от 11.08.88 № 41-08, Постановлением о единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР № 1072 от 22.10.90 года.

Стоимость израсходованных материалов списывается в зависимости от цели их использования по единому методу, как для целей бухгалтерского, так и налогового учета – по средней цене.

Стоимость реализационных покупных товаров списывается по единому методу – по цене за единицу.

Командировочные, представительские, на рекламу, переподготовку кадров относятся на расходы в пределах установленных норм.

4. Совершенствование бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля.

В настоящее время актуальной проблемой бухгалтерского учета является реализация концепции его реформирования. Концепция определяет основу построения и нормативного регулирования системы национального бухгалтерского учета организаций всех организационно-правовых форм собственности и должна отвечать международным признанным стандартам бухгалтерского учета и отчетности. На ее основе разрабатываются принципы и нормы организации и ведения бухгалтерского учета с использованием достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта в области теории и практики бухгалтерского учета. Концепция призвана обеспечить руководителей и специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета, о поэтапной разработке новых и пересмотре действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету, принятии решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными документами, ориентировать внутренних и внешних пользователей учетной информации на содержание бухгалтерской отчетности.

Сейчас остро стоят проблемы разработки и принятия международных стандартов отечественного бухгалтерского учета, национальной концепции управленческого и финансового учета, совершенствования модели подготовки и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита.

В мировой практике используются различные модели международных стандартов бухгалтерского учета - англо-американская, континентальная (европейская), латиноамериканская. При выборе страной соответствующей модели учета, как показали исследования, следует учитывать социально-экономические, политические, законодательные, образовательные, международные факторы. Для бухгалтерского учета в России наиболее приемлемой является исторически сложившаяся европейская модель. В ее основу положены французские и немецкие принципы и правила ведения бухгалтерского учета. Эту модель следует использовать с учетом специфических особенностей российской экономики, национальных традиций, достижений в области теории и практики бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность должна основываться на большей информированности, сопоставимости, должна воплощать в себе все полезное из ранее действующих форм национальной бухгалтерской отчетности, передовой опыт международной практики, нормативные документы.

Широкое использование в финансовом учете автоматизации вычислительных работ позволит расширить область их применения, использовать однократную запись в памяти электронных машин хозяйственных операций для любых последующих экономических расчетов, упростить алгоритм составления и анализа бухгалтерской отчетности, повысит качество и оперативность учетной и другой экономической информации в их взаимосвязи, анализе экономических процессов и явлений, мобилизации резервов достижения лучших конечных результатов.

Современная модель подготовки и переподготовки отечественных специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту должна отвечать адекватным требованиям рыночной экономики и региональным потребностям. Система высшего учетного образования должна обеспечить разностороннюю и глубокую подготовку специалистов, обладающих стратегическим мышлением, умеющим прогнозировать события, стремящихся к постоянному обновлению знаний. Профессиональная подготовка и переподготовка бухгалтеров и аудиторов связана с использованием качественной учебной литературы. Необходимо разработать издание учебников и учебных пособий, имеющих отраслевую направленность, а также учебной и методической литературы по переподготовке бухгалтеров и аудиторов.


Выводы и предложения.

Забайкальский аграрный институт является обособленным структурным подразделением без образования юридического лица, действует на основании доверенности, составляет баланс и все формы отчетности, ведет расчеты по налогам и сборам самостоятельно.

Учебно-опытное хозяйство является структурным подразделением Забайкальского аграрного института, не выделенным на отдельный баланс. Хозяйство занимается зерноводством, картофелеводством, семеноводством, разведением крупного рогатого скота мясного направления, овцеводством, пчеловодством, кролиководством. Общая земельная площадь учхоза составляет 892 гектара, вся указанная площадь используется в целях сельскохозяйственного производства. В хозяйстве с каждым годом эффективность использования основных фондов улучшается.

Производство и реализация продукции растениеводства и животноводства в учебно-опытном хозяйстве убыточны. Валюта баланса на конец 2006 года не изменилась. Хозяйство не имеет дебиторской задолженности, так же как кредиторской. Активы формируются только за счет собственных источников.

Учетная работа по учебно-опытному хозяйству организована в централизованной бухгалтерии Забайкальского аграрного института и распределена по участкам с автоматизированным способом обработки данных. Бухгалтерский учет ведется по счетам бюджетной классификации, отличной от счетов бухгалтерского учета коммерческих предприятий. При ведении бухгалтерского учета грамотно используются нормативные документы по учету.

Организацию бухгалтерского учета в ЗабАИ можно отнести к прогрессивным, автоматизация учетного процесса позволяет минимизировать численность бухгалтерского аппарата, исключить ошибки, относимые к человеческому фактору, повысить качество выходной информации, оперативность учета.


Список использованной литературы:

1. Об утверждении Федерального закона "О бухгалтерском учете": Приказ Министерства финансов РФ № 129-ФЗ от 21.10.96.

2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 09.12.98 № 60-н.

3. Блинова Т.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие./ Т.В. Блинова, Журавлев В.Н., – Москва: Инфра-М, 2005.-272 с.

4. Бычков М.Ф. Бухгалтерский учет в предприятиях АПК: Учебное пособие./ М.Ф. Бычков. – Москва: Финансы и статистика,2004. - 208с.

5. Васькин Ф.И.Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие./ Ф.И. Васькин, Л.Ф. Дятлова М: КолосС, 2004. - 560 с.

6. Волков В.Д. Экономика предприятия: Курс лекций./ В.Д. Волков, В.К. Скляренко. – М.: Инфра-М, 2005. –280 с.

7. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие./ В.Д Грибов В.П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2004. –336с.

8. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебное пособие./В.Э. Керимов. – М.: Эксмо, 2006.-688 с.

9. Минаков И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия: Учебное пособие./ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под редакцией И.А. Минакова– М.: КолосС, 2003. – 528с.

10. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учебное пособие./М.З. Пизенгольц. – М.: Финансы и статистика, 2002. –488с.

11. Хорунжий Л.И. Бухгалтерский учет: Учебное пособие./ Л.И. Хорунжий, Р.Н. Расторгуева, Р.А.Алборов, Л.В. Постникова.- М.: КолосС, 2004.-511 с.

Забайкальский аграрный институт- филиал ФГОУ ВПО

«Иркутская Государственная сельхозакадемия»

Тема: «Организация бухгалтерского финансового учета в сельскохозяйственных предприятиях»

По предмету: Бухгалтерский финансовый учет

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Шифр: 0870108

Курс: 2

Преподаватель: Загузина Алла Юрьевна

Фамилия, имя, отчество студентки: Миронова Людмила Николаевна

г. Чита - 2009


[1] Экономика сельскохозяйственного предприятия. Минаков И. А.Москва. КолосС.-2003. стр. 115.

[2] Экономика сельскохозяйственного предприятия. Минаков И. А.Москва. КолосС.-2003. стр155.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  976  977  978   ..