Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  895  896  897   ..

 

 

Курс лекций по Бухгалтерскому учету 7

Курс лекций по Бухгалтерскому учету 7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Имущество организации (активы) Хозяйственные процессы и составляющие их факты хозяйственной деятельности

Источники образования имущества

Доходы, расходы организации и финансовый результат (сопоставление доходов и расходов)

Учет ТМЗ в бухгалтерии.

Поступивши от материально ответственных лиц со склада документы передают на обработку предварительного укомплектовав их в пачки и имевшие сопроводительные ярлыки. Дальше документы группируются по установленным на предприятии учетным группам в накопительной ведомости, в этой ведомости по каждой группе материалов указывается в сумме остаток на начало месяца из прошлой ведомости, приход и расход материалов за месяц и находят остаток на начало отчетного периода. Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в карточках учета ТМЗ и книги остатков материалов. В конце месяца книга передается из бухгалтерии на склад, где кладовщик проставляет в ней остатки ТМЗ на конец отчетного месяца, заверяя их своей подписью. В целях осуществления материального контроля за сохранностью ТМЗ бухгалтерией должны проводится контрольно выборочные проверки, а также не менее важная задача организовывать контроль за использованием материалов в производстве. На основании данных текущего учета цеха должны представить в бухгалтерию рапорты и отчеты об использовании в производстве и об отклоненных от норм с указанием причин экономии или перерасхода. Движение материалов на счетах бухгалтерского учета отражается следующими бухгалтерскими записями.

Инвентаризация товарно – материальных ценностей (ТМЦ) – один из приемов контроля обеспечивающий сохранность собственности, качественное состояние ценностей, ведение их складского и бухгалтерского учета. Ее проводят все предприятия и организации независимо от форм собственности, вида деятельности и режима работы. Инвентаризационная комиссия составляет «инвентаризационную опись ТМЦ». До начальной инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы. ТМЦ заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта, количества. При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включать их в инвентаризационную опись. После оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. ТМЦ, поступающая во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. ТМЦ, принадлежащие другим предприятиям и находящиеся на ответственном хранении, инвентаризируется одновременно с собственными ТМЦ.

Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящаяся на складах других предприятий заключается в тщательной проверке обоснованности, числящихся на соответствующих счетах сумм. При длительной задержке в оплате покупателями или заказчиками отгруженных им товаров, за выполнение работ или оказание услуг. Выясняются причины этой задержки, которые фиксируются в протоколе инвентаризационной комиссии. При установлении фактов неоприходования поступивших ТМЦ должны быть затребованы объяснения лиц, получивших их. В описях на ТМЦ, находящихся в переработке на других предприятиях указываются наименования предприятия - переработчика, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номер и даты документов. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию.

Для определения результатов инвентаризации бухгалтера на основе инвентаризационных описей составляет «сличительные ведомости результатов инвентаризации ТМЦ». В них вносят только те ценности по которым установлены расхождения. В ведомости указывается наименование ТМЦ и их характеристика, результаты инвентаризации. Описи подписывает бухгалтер, материально ответственное лицо.

Раскрытие ТМЦ в отчетности.

В финансовой отчетности хозяйствующего субъекта следует раскрывать учетную политику, принятую для оценки ТМЗ расшифровать балансовую стоимость по классификации ТМЦ, раскрывать их существенное списание до чистой стоимости реализации с описанием причин, если себестоимость ТМЦ определяется по методу ЛИФО, то раскрытию подлежат разница между суммой ТМЦ по балансу и наименьшей из сумм полученной в результате использования метода ФИФО, или средневзвешенной и чистой стоимости реализации; раскрываются также себестоимость реализованных ТМЦ и балансовая стоимость ТМЦ, заложенных в качестве гарантии за обязательства на конец отчетного периода с описанием причин.

18.Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Поставщиками и подрядчиками торговой организации являются организации и предприятия, поставляющие ТМЗ (промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия) или оказывающие различные услуги (транспортные, коммунальные услуги, услуги связи и другие)

Для бесперебойного удовлетворения потребности покупателя в товарах народного потребления торговые организации заключают договоры с поставщиками и подрядчиками на поставку ТМЗ и оказания услуг, в которых предусматривается порядок расчетов между ними. Расчеты между торговыми организациями и поставщиками осуществляется, в основном, безналичным путем через учреждения банка в виде перечесления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные ТМЗ, потребление транспортные и коммунальные услуги и услуги связи предназначен 671 счет «счета к оплате». На этом счете торговые организации также учитывают расчеты с органами транспорта за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переработкам тарифа, а также расчеты за все виды услуги связи.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные ТМЗ и потребленные услуги, находят отражение на указанном счете независимо от того, одновременно или предварительно производилась оплата предъявленного счета.

Тема 12. Учет труда и заработной платы.

Задачи учета расчетов по оплате труда:

1. В установленные сроки производить расчеты с персоналом по заработной плате.

2. Своевременно и правильно относить себестоимость продукции, работ, услуг (ПРУ) суммы начисленной заработной платы и отчислений.

3. Группировать показатели по труду и заработной платы для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности.

4. Обеспечить контроль за количеством и качеством труда за использованием средств включаемых в фонд оплаты труда и выплат социального характера.

Учет личного состава

В процессе хозяйственной деятельности предприятия происходит прием увольнение работников, перемещение по работе, меняется численность персонала.

Учет личного состава ведет отдел кадров, который обеспечивает получение данных о численности персонала на предприятии в целом и его структурных подразделений. При приеме на работу работодатель и работник заключает между собой ИТД (индивидуальный трудовой договор).

Индивидуальный трудовой договор – это соглашение в письменной форме между работником и работодателем о месте работы, сроков действия договора, об условиях режима отдыха, труда, оплаты труда и иных вопросов социально бытового обеспечения работника, материальной ответственности сторон договоров. Индивидуальный трудовой договор – определяет индивидуальные условия для каждого работника, устанавливает взаимные права обязанности и ответственности между работником и работодателем как сторонами договора. Права на заключение ИТД возникают у граждан с шестнадцатилетнего возраста по согласованию с родителями (опекунами) могут приниматься на работу лица достигшие 15 лет (исключение 14 лет). Индивидуальный трудовой договор может быть заключен:

1. Неопределенный срок

2. Определенный срок

3. На время выполнения определенной работы

4. На время замещения отсутствующего работника

Для заключения индивидуального трудового договора работодатель вправе потребовать следующие документы:

1. Подтверждающее трудовую деятельность работника

2. Удостоверение личности

3. СИК

4. РНН

5. Пенсионный договор

6. Диплом, иные документы предусмотренные законодательством

После заключения ИТД работодатель обязан издать приказ о приеме на работу.

Подписанный руководителем приказ объявляют работнику под расписку. Отдел кадров на основании приказа заполняет личную карточку, дело, в трудовой книжке о зачислении работника на работу.

Между работодателем и работниками организованными в какой либо коллектив отношение регулируются договором.

При переводе работника из одного цеха в другой выписывают приказ о переводе на другую работу. Приказ подписывает начальник структурного подразделения прежнего и нового места работы и подписывает руководитель предприятия. На основании нового приказа отдел кадров делает отметку в личной карточке и трудовой книжке.

Для оформления ежегодных отпусков и других видов издают приказ о предоставлении отпуска на основании этого приказа отдел кадров делает отметку в личной карточке работника, а бухгалтерия производит расчет средней заработной платы причитающейся за время отпуска.

При увольнении работника составляют приказ о прекращении ИТД. На основании этого приказа бухгалтерия производит расчет с этим работником. Учет использованного рабочего времени всех категории работников ведут в табеле учета работников, для контроля за соблюдением рабочем и служащими установленного режима рабочего времени, получение данных об обработанном времени и расчета заработной платы. Отметки в табеле о причинах и не явок на работу или о работе не полный рабочий день, о работе в сверх урочное время и других отклонениях от нормальных условиях должны быть на основании документа

10. Формы и системы оплаты труда.

Заработная плата – это оплата труда за работу, выполненную работником в соответствии с объемом установленным трудовым договором и должностной инструкцией.

1. Повременная – это форма оплаты труда при которой заработную плату начисляют работнику по установленной ставке или окладу за практическое отработанное время.

· При простой повременной заработной плате работнику начисляют по присвоенной ему тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время

· Повременно – премиальная дополнительная премия за выполнение установленных, конкретных и качественных показателей или условий.

Тарификация работников производится по единым тарифно-квалифицированным справочникам (ЕТКС) и квалифицированным справочником (КС). Тарифные ставки и должностные оклады работников различных профессионально квалифицированных групп определяют, исходя из утвержденной на предприятии ставки первого разряда, при условии гарантированности работодателем минимального размера заработной платы (ставка может быть больше, но не меньше минимального размера заработной платы) и тарифно-квалификационных коэффициентов, установленных единой тарифной сеткой. Справочники необходимы для установления квалификационной комиссией квалификационного разряда работника. Они устанавливают и функциональные обязанности работников по их специальности, квалификации, который работник должен знать и выполнять. Предприятие, не зависимо от форм собственности, вопросы оплаты труда решают самостоятельно на основе коллективных договоров. Где это необходимо, применяют разработанные квалификационные справочники. Для этого создаются тарифно-квалификационные комиссии (ТКК), которые проводят аттестацию рабочих на соответствующий квалификационный разряд, с применением тарифно-квалификационных коэффициентов.

Тарифный коэффициент должностные оклады работникам определяются исходя из утверждении на предприятии ставки первого разряда. Тарифно-квалифицированный справочник работ и профессии предназначен для присвоения разрядов и представляет собой сборник тарифно-квалифицированных характеристик для всех профессии рабочих в сгруппированные разделы по производством и видом работ.

Квалифицированный справочник служащих обеспечивает разделение видов должностей по степени сложности работы и уровней квалификации. Кроме этого в справочнике устанавливает обязанности рабочих по специальности. Справочники принято делить на два вида: единые и отраслевые, может быть также разделены справочники местного назначения для работников. Предприятие не зависимо от форм собственности вопросов оплаты труда решаются на основе ИТД.

2. Сдельная заработная плата работнику начисляют за каждую единицу выполненной ПРУ.

· Прямая сдельная устанавливает оплату труда каждой единицы продукции по сдельной расценки.

· Сдельно – премиальная представляет выплату дополнительного вознаграждения премии за выполнение установленных показателей или условия.

· Сдельно – прогрессивная допускает на ограниченный срок. Оно представляет оплату труда в пределах исходной базовой нормы по обычным расценкам, а при выработке сверх, исходной базы – по повышенным прогрессивным расценкам.

· Косвенно – используют для оплаты труда вспомогательным рабочим. Она состоит в том, что их заработная плата определяется по сдельным расценкам за продукцию изготовленную рабочими обслуживающими основное производство

· Аккордная устанавливает размер заработной платы исходя из норм выработки (времени) и сдельных расценок за выполнение всего комплекса работ в целом в заданный срок.

Для усиления материальной заинтересованности работников в повышении эффектности производства качества работы могут быть введены системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год и другие формы материального поощрения.

Премирование- это выплата работникам денежных сумм в целях поощрения доступных успехов по работе и стимулирования дальнейшего их возрастания.

1.Текущее премирование- поощрения предусматриваемы системой оплаты труда.

2. Единовременное премирование- поощрение отличившихся работников вне системы оплаты труда.

Выплачивается на основании конкретных показателей и условий премирования, которые предусматриваются в индивидуально трудовом договоре.

Надбавки - дополнительные выплаты, связанные с особо сложными специфичными условиями работы. Выполнением особо сложной либо дополнительной работы, не предусмотренные трудовыми обязанностями, или стимулированием труда.

Вознаграждение - один из видов, материального поощрения условий выплаты и размера определяется в индивидуальном трудовом договоре.

Индивидуально трудовой договор (коллективным) и другими актами устанавливаются следующие виды надбавок: за выслугу лет ( стаж), за высокое качество работы, за особо сложные напряжения условия труда, за подвижный и разъездной характер, работы, за профессиональное мастерство, за классность (водители) за руководство (бригадирство) за обучение других работников персональная надбавка и др.

Доплаты при изменений условий труда.

- Доплату за совмещение должностей. (Расширение зоны обслуживания им выполнения обязанностей временно отсутствующего работника выполняет работник той же организации параллельно своей основной деятельности, доплата за совмещение должностей устанавливает работодателем по соглашению с работником в процентах месячному окладу (тарифной сетке) по основной работе).

В случае временного исполнения обязанностей по должности отсутствующего работника, работнику на которого возложены эти обязанности выплачивают разницу между его фактическим окладом (должностным, персональным или индивидуальном) и должностным окладом отсутствующего ( без доплаты и добавок ) при условии что он не является штатным заменителем. Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не считается исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, такое назначение является переводом на другую работу с согласия работника в соответствии с трудовым законодательством.

- Оплата труда за работу в ночное время (ночным считается время с 22.00 до 6.00 утра) производится не ниже чем в полуторном размере исходя из ставки (оклада) устоновленного работнику.

- Оплата труда за работу сверх норм. Производят не ниже чем полуторном размере исходя из ставки (оклада) установленного работнику

Сверх урочные работы не должны превышать для каждого работника 2 часа (на тяжелой и вредной работе 1 час) в течении одного календарного дня.

При шестидневной рабочей недели продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной норме 36 часов, и 4 часа при недельной норме 24 часа. Поэтому сверхурочной в таком случае является время работы превышающего времени рабочего дня. При суммированном учете переработка сверх нормы в учетном периоде не может быть конпенсированна сокращением времени ежедневной работы или дополнительными днями отдыха. Работодатель обязан вести точный учет за сверх урочных работ, выполненных каждым работником.

- Оплата труда в праздничные дни и выходные дни. Оплата производится не ниже чем в двойном размере часовой (дневной) ставки или заменена дополнительным днем отдыха.(по желанию работника).

- Оплата труда в особых условиях. Дополнительная оплата в особых местах с тяжелыми климатическими условиями на тяжелых физических работах и за работу во вредных и опасных условиях труда. За интенсивность труда устанавливает работодатель с согласия работника.

- Оплата времени простоя. Простой – это временная приостановка работы по причинам производственного характера (вследствие отсутствия сырья, материалов и т.д) при этом простой следует отличать от случаев отстранения от работников от работы. Во время простоя работника могут перевести на другую работу с учетом его специальности и квалификации без его согласия, на срок не более одного месяца без вреда его здоровью. При этом заработная плата работника производится за выполнение фактической работы, но не ниже средней заработной платы прошлой работы. Если простой произошел по вене работника, то время простоя не оплачивается.

- Оплата труда при временном переводе на другую работу. Такой перевод осуществляется без согласия работника при стихийных бедствиях, авариях для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества. Работники при выполнении нескольких различных по квалификации работ могут получать заработную плату за всю полученную им работу, исходя из размера должностного оклада (тарифной сетки).

- Оплата труда в связи с ухудшением здоровья. Трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, полученным в связи с исполнением трудовых обязанностей работодатель обязан до восстановления трудоспособности или установления инвалидности перевести работника на более легкую работу с доплатой разницей между прежней заработной платой и заработной платы на новой работе.

- Беременных женщин, в соответствии с медицинским заключением переводят на другую работу без тяжелых и не благоприятных факторов с сохранением среднемесячной заработной платы по прежней работе.

Удержания из начисленной заработной платы.

В соответствии с действующим законодательством с заработной платы работникам учитывают:

1. Обязательные пенсионные взносы (10% от заработной платы)

2. Индивидуальный подоходный налог (ИПН) – заработная плата, а также любые доходы работников, выплачиваемые работником в денежной или натуральной форме подлежат налогообложению. Исчисление и удержание ИПН производится ежемесячно с нарастающим итогом в установленном законом порядке. (10%)

3.Социальный налог

4. Удержание по использованным листам, выдаваемые в соответствии с решением судов, а также постановлениями, принимаемыми административными органами о производстве взыскания. При этом алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка равно 25% от заработной платы; два ребенка равно 1/3 от заработной платы; на трех и более - 50% от заработной платы. Необходимо учитывать, что если на лицо, обязанное уплатить алименты приходит несколько исполнительных листов по уплате алиментов, то сумма выплат не должна превышать 50% от заработной платы.

5. Выплаты из заработной платы профсоюзных взносов осуществляют по письменному заявлению работника. Удержанные из оплат труда работников предприятия перечисляют на банковские счета ответствующих профсоюзных организации.

6. Прочие выплаты.

Свод данных по расчетам с персоналам по оплате труда.

Ежемесячно на каждом предприятии составляют несколько расчет – платежных ведомостей (по цехам, отделам и службам предприятии), которые сводят в разработочную таблицу «сводка данных по расчетам с персоналом по оплате труда». В ней показывают остатки по расчетам с персоналом на начало месяца, суммы начисленные, выданные, перечисленные, зачтенные, внесенные и удержанные, а также остаток задолженности на конец месяца. Сводку используют для: получения развернутого остатка по счетам 681 и 682, который записывают в главную книгу; получение итоговых данных по удержаниям из оплаты труда; контроля за полнотой и своевременным депонированием заработной платы; сводка данных по расчетам; составление отчетов по индивидуальному подоходному налогу; удерживаемому у источника выплат; составление расчетной ведомости по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды; декларации по социальному налогу.

Тема 13. Учет затрат на производство.

Для управления производственно – хозяйственной деятельностью предприятия необходимо знать затраты не только по предприятию его подразделениям и видам продукции, но и на единицу изделия. Калькуляция представляет собой расчеты по определению себестоимости единицы изделия или полуфабриката, всей продукции, по объекту учета затрат на производство или себестоимости первого вида изделия продукции.

Виды калькуляции:

1. Предварительная - составляется до изготовления продукции и характеризует минимально необходимые затраты на ее производство.

2. Последующие калькуляции – составляются по данным бухгалтерского учета после выпуска ПРУ, они отражают фактические затраты.

Отчетная калькуляция характеризуется фактическими затратами, которые могут отклоняться от плановых по причинам зависящим от предприятия. Калькуляция готовится на основании учетных данных о фактических затратах.

Провизорная составляется на основании фактических затрат и полученной продукции за отчетный период, расчетов по затратам и ожидаемому производству объектами калькуляции являются те виды продукции, которые предприятия калькулирует.

Кроме объектов учета необходимо установить перечень калькуляционных единиц.

На практике выделяют следующие виды калькуляционных единиц:

1. Натуральные единицы

2. Укрупненные (обезличенные) единицы

3. Условно – натуральные единицы

4. Стоимостные единицы

5. Трудовые единицы

6. Единицы выполненных ПРУ

7. Единицы полезного эффекта

Под методом затрат на производство понимается совокупность приемов по сбору, группировки, учете о производственных затратах и исчислению фактической себестоимости продукции для контроля за издержками предприятия. В качестве основных факторов, которые влияют на прием того или иного метода можно выделить:

1. Тип производства

2. Сложность производства

3. Характер и номенклатура, вырабатываемой продукции.

4. Длительность производственного цикла

5. Наличие, состав и объем незавершенного производства

В соответствии с СБУ 7 предусмотрены следующие методы учета затрат и калькуляция себестоимости П,Р,У.

1.Простой (попроцессный) метод учета затрат и калькулирования себестоимости ПРУ. Применяется на предприятиях, выпускающих однородную продукцию у них нет, как правило, незавершенного производства и полуфабрикатов. Себестоимость единицы продукции исчисляются прямым расчетом т. е делением затрат на объем производства, выпущенной ПРУ. Различают четыре варианта простого метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции:

1. Прямые и косвенные расходы учитывают по установленным статьям затрат на весь выпуск ПРУ. Себестоимость единицы ПРУ определяется делением всех производственных затрат на количество готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов

2. Применяется на предприятиях, имеющих незавершенное производство. Здесь возникает необходимость в распределении затрат между готовой продукцией и незавершенным производством. Незавершенное производство здесь обычно оценивают пользуясь инвентарным методом

3. Применяется на предприятиях одновременно вырабатывающих или добывающих несколько видов ПРУ. Затраты в этих случаях учитывают в целом по производству, а калькулируют себестоимость продукции комбинированным способом

4. Применяют на предприятиях в которых учет затрат ведут по процессам или переделам без определения себестоимости полуфабрикатов. Здесь сочетаются простой и попередельный методы учета затрат

2.Позаказный – применяется на предприятиях с мелко серийным производством, на ремонтных предприятиях и экспериментальных цехах. Все прямые затраты учитывают в размере установленной номенклатуры составленной по отдельным заказам. Заказы отражают в производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цеха для исполнения заказа. Каждому заказу присваивается код, который представляется в карточке учета затрат на производство и на всех документах. По расходу материалов себестоимость заказа состоит из суммы затрат, связанных с его изготовлением. Фактическая себестоимость при позаказном методе будет определена после окончания заказа. В этом случае когда в заказ входят несколько изделий фактической себестоимости каждого из них определяется делением суммы производственных затрат, на количество выпущенных изделий.

Недостаток этого метода заключается в том, что при изготовлении сложных неповторяющихся или редко повторяющихся заказов трудно организовывать нормирование материальных и трудовых затрат, и осуществление предварительного контроля, а также контроля за издержками входе производства.

3. Попередельный метод учета затрат применяется на предприятии с массовым производством продукции, где из исходного сырья путем последовательной обработки входе технологического процесса вырабатывают готовую продукцию. Переделом называется комплекс технологических операций, завершенный выходом полуфабриката или готовой продукции. Затраты на производство учитывают по отдельным стадиям передела. Выделяют два варианта попередельного метода:

1. Полуфабрикатный – отчетные калькуляции составляют по каждому переделу. При этом методе полуфабрикаты собственного производства после каждого передела поступают на склад предприятия и могут быть реализованы на сторону как готовая продукция и могут быть отпущены для дальнейшей обработки к следующему переделу.

передел – склад – передел

Полуфабрикат

передел – склад – продано на сторону

2. Бесполуфабрикатный- калькулируют только себестоимость готовой продукции, которая образуется из материальных, трудовых и других затрат на обработку, возникающих на последующих переделах. При этом методе полуфабрикаты передаются к последующему до получения готовой продукции.

Полуфабрикат- передел- передел- передел- готовая продукция

4. Нормативный метод учета затрат. В основном применяются на предприятиях с массовым производством. Организацию работ по нормативному методу начинают составлением технических и нормативных карт, в которых определяют расход материалов заработной платы и других затрат связанных с извлечением дохода. На основе нормативных карт, составляют нормативные калькуляции в которых указана нормативная калькуляция себестоимости единицы продукции. При нормативном методе ведут раздельный учет затрат, по действующим нормам и отклонениями от них. Такое разграничение необходимо для оперативного устранения недостатков и организации производства, предупреждения предприятия о не- рациональном использовании ресурсов.

Тема 14. Учет готовой продукции и товаров.

Готовая продукция – это изделие, прошедшие все стадии технической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, технологическим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре.

Организация изготавливает продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству, качеству, на основе заключенных с покупателями договоров. Основными задачами учета готовой продукции является:

1. Контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам:

2. Контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременных расчетов с покупателями и заказчиками.

3. Контроль за сохранностью готовой продукции , соблюдение установленных лимитов;

4. Контроль за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;

5. Своевременное и достоверное определение результатов, связанных с отгрузкой готовой продукции ее и реализацией ;

Готовая продукция в зависимости от принятой учетной политики оценивается и отражается в бухгалтерском учете и в балансе предприятия по фактической или нормативной себестоимости. При этом в стоимость готовой продукции включают либо все затраты, входящие в производственную себестоимость, либо только прямые расходы, когда косвенные расходы списываются на 900 счет. Оценка готовой продукции по фактической производственной себестоимости на практике используется сравнительно редко, в основном на мелких предприятиях и предприятиях индивидуального производства с ограниченной номенклатурой, выпускаемой продукции.

Для большинства видов производств такой метод оценки слишком сложен (трудоемок), так как фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только на конец отчетного периода или отчетного месяца; в течении месяца постоянно происходит движение продукции, отгрузка и реализация в этих условиях в текущем учете применяется условная оценка продукции: плановая себестоимость и отпускная цена.

Готовую продукцию на складе приходует по приемосдаточным накладным. Она выписывается в цехе в двух экземплярах после сдачи готовой продукции на склад: первый экземпляр остается на складе, второй остается в цехе. Во всех отраслях промышленности для оперативного наблюдения за ходом производственных заданий и учета стоимости выпущенной готовой продукции применяют «сводку выпуска продукции» по которой может осуществляться оприходование продукции за месяц. На складах учет готовой продукции ведут в специальных карточках, в конце месяца остатки выведенные в карточках заведующий складом переносит в книгу остатков готовой продукции.

Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, т.к его ритмичность обеспечивается своевременным выполнением договорных обязательств, по отгрузке П,Р,У покупателям, а также своевременность получения всех расчетов и выплат. Документы по приходу и расходу готовой продукции поступают в бухгалтерию, данные которых по мере их поступления записывают в накопительную ведомость учета по учетным группам.

В ведомостях указывают остаток продукции на начало месяца, приход, расход и выводят остаток готовой продукции на конец месяца по учетным группам. Данные накопительной ведомости сверяют с книгой остатков готовой продукции, что обеспечивает тождественность складского и синтетического учетов. В конце месяца после составления учетной калькуляции определяется фактическая себестоимость всей продукции.

Учет готовой продукции на предприятиях также ведут по видам, сортам, и местам хранения, в натуральных, условнонатуральных и стоимостных показателях. При этом по учету готовой продукции составляют номенклатуру- ценник, кроме того разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и необлагаемой различными видами налогов продукции; о плательщиках, грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости.

Синтетический учет готовой продукции ведутся на 221 счете, на котором учитываются операции, связанные с наличием и движением готовой продукции. По дебету отражается фактическая производственная себестоимость и поступления готовой продукции, по кредиту списания фактической себестоимости готовой продукции при ее реализации и прочие убытки. Документальное оформление операций по движению готовой продукции. Выпущенные готовые изделия сдаются на склад производственного предприятия и оформляются приемосдаточными накладными, маршрутными листами, заборными ведомостями. Они выписываются в двух экземплярах. В них указывается цех- сдатчик, склад- получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, и количество сданной продукции. Первый экземпляр на склад, второй в производственный цех. Отгрузка и отпуск готовых изделий покупателя осуществляется на основании заключенных с ними договоров или непосредственно в процессе свободной торговли.

Аналитический учет готовой продукции ведут в бухгалтерии. Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, т.к его ритмичность обеспечивается своевременным выполнением договорных обязательств, по отгрузке П,Р,У покупателям; а также своевременность реализации всех расчетов и выплат. Документы по приходу готовой продукции и расходу готовой продукции поступают в бухгалтерию, данные которых по мере их поступления записывают в накопительную ведомость учета по учетным группам. Документы по приходу и расходу готовой продукции вместе с реестрами сдачи документов поступают в бухгалтерию, которые затем по мере их поступления записывают в накопительную ведомость готовой продукции по учетным группам. Данные накопительной ведомости сверяют с книгой остатков готовой продукции, что обеспечивает тождественность складского и бухгалтерского учета.

Документальное оформление операции по движению готовой продукции.

Выпущенные готовые изделия сдаются на склад производственного предприятия, и оформляется приемосдаточными накладными, маршрутными листами заборными ведомостями. Они выписываются в 2х экземплярах. В них указываются цех - сдатчик, склад - получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, количество сданной продукции.

Один экземпляр на склад, второй в производственный цех.

Отгрузка и отпуск готовых изделий покупателем осуществляется на основании заключенных с ними договоров или непосредственно в процессе свободной торговли. Фактически отпуск продукции со склада оформляют счет - фактурой, представители могут осуществить продажу продукции на складах по предъявлению доверенности и расписки приказа накладной. Иногородним покупателем продукция отгружается железнодорожным, автомобильным, водным транспортом, при этом оформляется товарно-транспортная накладная в 2х экземплярах одна остается у нас, другая отгрузчикам. При выявлении расхождении между фактическими документами, составляется акт, который служит основанием для предъявления претензий поставщику.

В товарных документах применяются упаковочные ведомости, в которых приводится подробный перечень отгрузочной продукции, дается ее характеристика, сертификаты качества продукции и другие документы, обусловленные договором поставки на основании товарных документов. Производственные предприятия выписывают на имя покупателя расчетные документы, платежное требование, платежное требование поручения, счет- фактуру, в них указывают наименование и место нахождения поставщика и покупателя, номера договора поставщика, вид отправки, суммы платежей по договору, стоимости дополнительно - оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы подлежащие возмещению покупателями, если это предусмотрено договорами.

Тема 16. Учет расчетов и текущих обязательств.

Поставщиками и подрядчиками торговой организации являются организации и предприятия, поставляющие ТМЗ (промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия) или оказывающие различные услуги (транспортные, коммунальные услуги, услуги связи и другие)

Для бесперебойного удовлетворения потребности покупателя в товарах народного потребления торговые организации заключают договоры с поставщиками и подрядчиками на поставку ТМЗ и оказания услуг, в которых предусматривается порядок расчетов между ними. Расчеты между торговыми организациями и поставщиками осуществляется, в основном, безналичным путем через учреждения банка в виде перечесления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные ТМЗ, потребление транспортные и коммунальные услуги и услуги связи предназначен 671 счет «счета к оплате». На этом счете торговые организации также учитывают расчеты с органами транспорта за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переработкам тарифа, а также расчеты за все виды услуги связи.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные ТМЗ и потребленные услуги, находят отражение на указанном счете независимо от того, одновременно или предварительно производилась оплата предъявленного счета.

Аналитический учет по счету 671 «счета к оплате» ведется в журнале ордере № 6, в котором записи по кредиту данного счета производятся на основании предъявленных поставщиками и подрядчиками и принятых к оплате счет – фактур (расчетно-платежных документов), а по неотфактурованным поставщикам согласно сопроводительным документам на ТМЗ. На основании счетов – фактур, принятых к оплате, в журнале – ордере в разрезе поставщиков и подрядчиков производятся следующие записи: суммы оставшихся на начало месяца неоплаченных или частично оплаченных счетов – фактур или других расчетно – платежных документов стоимость поступивших ТМЗ в корреспонденции со счетами учета ТМЗ по фактической себестоимости и итоговая их сумма по каждому поставщику; суммы по расчетным документам на ТМЗ, отгруженные или переданные поставщикам, но не прибывшие в течении месяца на склад (магазин) торговой организации; суммы оплаты по каждой поставке на основании денежных документов (выписок банка, расходных кассовых ордеров и др.).

В конце месяца суммы, оставшиеся неоплаченными, а также суммы по неотфактурованным поставщикам, подсчитываются отдельно по каждому счету – фактуре или другому заменяющему его документу и заносятся в графу «Сальдо на конец месяца»

Итоговые суммы кредитовых и дебетовых оборотов и остатков на конец месяца переносятся в главную книгу.

1. Акцептован счет поставщика за поступившие ТМЦ

· На покупную стоимость Дт 201-206 Кт 671

· На сумму НДС Дт 331 Кт 671

2. Предъявлен счет подрядчиков за выполненные работы

· На стоимость работ Дт 126 Кт 671

· На сумму НДС Дт 331 Кт 671

3. Транспортной организацией предъявлен счет за услуги по сбыту

· На стоимость услуг Дт 811 Кт 671

· На сумму НДС Дт 331 Кт 671

4. Предъявлены поставщикам претензии за недостачу товаров

Дт 334/ расчеты по претензиям Кт 671

5. Оплачены счета поставщикам Дт 671 Кт Д/С

6. Зачтен предварительно выданный аванс поставщикам и подрядчикам

Дт 671 Кт 351-352

7. Погашена задолженность поставщикам за счет кредита в банке

Дт 671 Кт 601

Учет расчетов с покупателями и заказчиками

В процессе расчетных взаимоотношений торговой организации с другими организациями возникает дебиторская задолженность, которая представляет собой выраженное в денежной форме долговое обязательство других организации перед торговой организацией. Основным видом дебиторской задолженности торговой организации является долговое обязательство покупателей и заказчиков за отгруженные или поставленные на месте им ТМЗ.

Для учета задолженности покупателей предназначены активные счета подраздела 30 «задолженность покупателей и заказчиков», которые предназначены для обобщения информации о задолженности покупателей и заказчиков различным организациям. В данный подраздел входят счета: 301 «счета к получению», 302 «векселя полученные», 303 «другая задолженность покупателей и заказчиков».

Важным условием организации учета задолженностей покупателей является правильное оформление соответствующими службами торговой организации товаросопроводительных документов на отгруженные или отпущенные на местах покупателям ТМЗ и своевременное представление этих документов в бухгалтерию для предъявления покупателям счетов.

Отгрузка (отпуск) ТМЗ осуществляется, как правило, на основании заключенных договоров между торговой организацией и покупателем, в которых предусматриваются виды и способы платежей и порядок расчетов.

Документами, используемыми для получения от покупателя платежей, является платежные требования – поручения, платежные поручения, чеки, векселя, которые являются финансовыми документами, и оплачиваются ими , выставляемые поставщиками покупателю.

На счете 301 «счета к получению» учитывается информация о расчетах по предъявляемым покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженные или отпущенные товары.

По дебету счета 301 «счета к получению» отражаются суммы предъявленных покупателям счетов к оплате за отгруженные или отпущенные им товары с выделением суммы налога на добавленную стоимость по этим товарам.

По кредиту счета 301 «счета к получению» отражаются суммы от покупателей за отгруженные или опущенные им ТМЗ. Здесь же учитываются уменьшение задолженность покупателей за счет ранее полученных от них сумм авансов под поставку ТМЗ, а также суммы зачетов взаимных требований и обязательств, если это предусмотрено условиям заключенных договоров между поставщиком и покупателем.

Сальдо по счету 301 «счета к получению» на конец месяца может быть только дебетовое, которое показывает задолженность покупателей за отгруженные им ТМЗ.

1. Отражается стоимость отпущенные готовой продукции

Дт 301 Кт 701-702

2. НДС начислен в связи с отгруженной готовой продукцией

Дт 301 Кт 633

3. Зачитывается ранее полученный аванс от покупателей и заказчиков

Дт 661-662 Кт 301

4. Поступили на расчетный счет денежные средства в погашение задолженности Дт 441 Кт 301

5. Получен вексель под реализацию ПРУ Дт 302 Кт 301

6. Стоимость возвращенных товаров ПРУ

· если она пока не оплачена Дт 711 Кт 301-302

· если она уже оплачена Дт 711 Кт 687

7. Предназначены скидки с продаж в соответствии с условиями контракта Дт 712 Кт 301-303

На счете 302 «Векселя полученные» учитывают задолженность покупателей и заказчиков, обеспеченную полученными от них векселями.

В настоящее время в условиях нестабильности денежного обращения, когда риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов возрастает, широкое применение в торговле получает вексель как платежный инструмент и средство заимствования торговых организаций. Предприятие, выписавшее вексель, становится заемщиком, а получившее вексель в уплату за отгруженные (опущенные) товары становится взаимодателям. Предоставляется возможность получать покупателям коммерческий займ в виде отсрочки платежа за отгруженные (опущенные) товары.

При расчетах простым векселем торговая организация (поставщик) поставляет товары на условиях коммерческого займа и передает покупателю через банк товаросопроводительные документы взамен полученного от него векселя. По истечении срока простого векселя (займа) торговая организация (поставщик) предъявляет его покупателю и получает указанную в нем сумму за поставленный на условиях коммерческого займа товар.

При расчетах переводным векселем (тратта) торговая организация в соответствии с условиями договора (контракты) поставки отгружает товары в адрес покупателя и выписывает переводной вексель (тратту), который вместе со всеми товаросопроводительными документами передается в банк поставщика. Банк поставщика переправляет переводной вексель со всеми товаросопроводительными документами банку покупателя. Покупатель акцептирует вексель и получает от своего банка указанные документы на получение товара. При наступлении срока платежа покупатель выкупает акцептованную им тратту, а полученная сумма переводится банком на счет торговой организации.

Вексельная сумма включает в себя стоимость отгруженных товаров сумму налога на добавленную стоимость, вознаграждения за пользования коммерческим займам (доход по векселю).

1. На сумму дохода от реализации ПРУ без предоплаты т.е в кредит

Дт 301 кт 70 под.

2. На полученный вексель от покупателей в обеспечение образования дебиторской задолженности Дт 302 Кт 301

3. На сумму начисленных процентов включенных в вексель

Дт 332 Кт 724

4. На сумму полученных денежных средств по векселю

Дт ДС Кт 302

5. На сумму вексельного процента Дт ДС Кт 332

На счете 303 «Другая задолженность покупателей и заказчиков» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, проводимые в порядке плановых платежей при равномерных постоянных поставках товаров, оказания услуг, включая услуги транспорта, при котором расчеты осуществляются не по каждой отгрузке отпуска товаров, оказаний услуг, а путем периодического перечисления средств в сроки и размерах заранее согласованных договорами поставки между поставщиком и покупателем. На этом счете торговые организации учитывают расчеты по авансам на подписанные издания взимаемые с подписчиков за абоненты, проданные предприятиями общественного питания, отдельным лицам и др.

Например:

1. 12 сентября отгружена готовая продукция на сумму 80000

Дт 301 Кт 701

2. 13 сентября отгружен покупателю товар на сумму 2000000

Дт 301 Кт 702

3. 14 сентября оказаны услуги по перевозке товаров на сумму 50000

Дт 301 Кт 704

4. 17 сентября на расчетный счет поступили денежные средства от покупателей, погашение дебиторской задолженности по первой и третьей операции сумма 130000

Дт 441 Кт 301

5. 17 сентября получен вексель от покупателя, погашение задолженности дебиторской от второй операции сумма 130000

Дт 302 Кт 301

· с указанными 10%, которые покупатель обязуется оплатить вместе с суммой основного долга сумма 200000

Дт 332 Кт 724

6. По истечении 6 месяцев

· поступили денежные средства векселю сумма 200000

Дт 441 Кт 302

· поступили денежные средства по процентам сумма 200000

Дт 441 Кт 332

Аналитический учет по счету 301, 302, 303 ведется в журнале – ордере № 11 и ведомости к нему по учету расчетов с покупателями и заказчиками. Журнал – ордер № 11 предназначен для учета операций по кредиту, указанных счетов. Корреспонденции соответствующих счетов и записи производят на основании каждой выписки банка из расчетного счета с указанием зачисленных сумм по оплаченным расчетно-платежным документам.

Проверяемые итоговые данные журнала – ордера № 11 в конце месяца заносятся в главную книгу.

При компьютеризации учета товаросопроводительные документы на отгруженные товары покупателей (счет – фактура, товарно – транспортные накладные и др.) выписки банка и другие денежные документы обрабатываются на компьютере, который в конце месяца выдает машинограммы, построенные по форме журнала – ордера № 11 и ведомости по учету расчетов с покупателями и заказчиками.

Тема 17. Учет финансовых результатов.

Доход- это увеличение актов или уменьшение обязательств.

Деятельность любой организации направлена на достижение одной цели – на получение чистого дохода. Эта деятельность может включать в себя достаточно длинную цепь событий. Операционный цикл промышленной компании состоит из следующих моментов: приобретение материалов, превращение материалов в ГП, проверка продукции, хранение продукции на складе, получение заказов на продукцию от покупателя, погрузка продукции и отправка счета заказчика и получения денежной наличности.

В бухгалтерском учете доход признается только в одной точке, этого цикла. Признание дохода состоит в отражении соответствующей суммы в показателях финансовой отчетности. В соответствии с требованиями СБУ доход признается при соблюдении следующих условий:

1) Сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности

2) Существует вероятность, того, что экономические выгоды, связанные со сделкой будут получены организацией

Доход предприятия может быть получен от: реализации ТМЗ, оказание услуг, передачи в пользование активов принадлежащих организации и приносящих вознаграждение и дивидендов.

Для учета дохода используются счета 7-го раздела которые включают в себя 70 п/р «Доход от основной деятельности» на котором учитывают операции, связанные с получением доходов от основной деятельности.

Учет доходов будущих периодов.

Доходами будущих периодов называются доходы, полученные предприятием в отчетном месяце, но относящихся к будущим периодам. К ним относятся: арендная или квартирная плата, полученная в перед; абонентская плата за услуги связи; плата по месячным или квартальным билетам за перевозку грузов и пассажиров; подписка на газеты.

Учет расходов.

Расходы - это увеличение обязательств или уменьшение активов в отчетном периоде. Для того, чтобы получить доход предприятие осуществляет свою деятельность, может иметь расходы, которые связаны с управлением собственностью, производством и реализацией ТМЗ, выполнением работ и услуг. Учет расходов ведут на счетах 8-го раздела. Счета данного раздела предназначены для отражения себестоимости реализованной ГП, а также прочих расходов связанных с реализацией необоротных активов, инвестиции и т.д.

- расходы по реализации ПРУ (заработная плата работникам сбыта, реклама, погрузочно-разгрузочные работы, амортизация нематериальных активов и основных средств используемых в процессе реализации, социальный налог.)

– себестоимость реализованной ПРУ, предназначен для обобщения информации о сумме всех затрат для получения ГП.

– общие административные расходы – отражаются информации по учету управленческих и хозяйственных расходов не связанных с процессом производства (расходы по з/п, отчисления от з/п, расходы на содержание административного аппарата управления работников, расходы по командировкам АУП, расходы на охрану труда работников, начисленные суммы штрафов, пени, неустоек, подлежащих к уплате, расходы по созданию резерва по исполнению обязательств).

- расходы в виде вознаграждения – отражаются операции связанные с расходами на выплату вознаграждения по полученным заимам, ценным бумагам, векселям и т.д.

Получены вознаграждения по полученным займам Дт 851 Кт 684

- расходы по неосновной деятельности – счета предназначенные для обобщения информации по списаниям стоимости реализованных активов: ценных бумаг, а также расходов возникших по курсовой разнице

Учет расходов будущих периодов.

Предприятие в процессе хозяйственной деятельности могут осуществлять расходы относящиеся к будущему периоду. Такие расходы называются расходами будущих периодов. К ним относят:

- расходы по подготовительным работам;

- страховые премии выплаченные страховыми организациями, арендная плата уплаченная за последующие отчетные периоды, горно-подготовительные работы.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  895  896  897   ..

 

Характеристика источников формирования имущества организа-ции (собственный капитал и пассивы) Собственный капитал Заемный капитал

Первоначально инвестиро-ванный:

Долгосрочные обязательст-ва: