Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  867  868  869   ..

 

 

Организация и ведение бух учета денежных средств в кассе

Организация и ведение бух учета денежных средств в кассе

2 Учет и аудит денежных средств в кассе и на расчетном счете в ТОО «Курылыс АЕА»

2.1 Общая характеристика ТОО «Курылыс АЕА»

2.2 Организация и ведение бухгалтерского учета денежных средств в кассе

Технико-экономическая характеристика ТОО «Курылыс АЕА»

№ п/п Наименование

2008

год

2009 год 2010 год Отклонения 2009-2010гг.
сумма %
1 2 3 4 5 6 7
1. Доход от реализации
2. Себестоимость
3. Общая прибыль (доход)
4. Фонд заработной платы
5. Средняя численность работников
6. Средняя заработная плата
7. Основные средства
8.

Краткосрочные активы:

- денежные средства

- дебиторская задолженность

- запасы

9. Общие расходы
10. Прибыль (убыток до налогообложения)
11. Затраты по КПН
12. Чистая прибыль
13. Рентабельность
Примечание – составлено автором по данным

Таблица 2 – Тест для оценки системы бухучета и внутреннего контроля движения денежных средств

№ п/п Содержание вопроса Варианты ответа Уровень оценки
да нет
1 Имеется ли в организации служба внутреннего контроля? + Низкий
2 Имеется ли отдельная должность кассира? + Низкий
3 Заключены ли договора о материальной ответственности с материально-ответственными лицами? + Средний
4 Имеется ли учетная политика? + Высокий
5 Организационная структура обеспечивает эффективность СВК + Высокий
6 Порядок подготовки бухгалтерской отчетности обеспечивает эффективность СВК + Средний
7 Порядок подготовки внутренней отчетности для целей управления обеспечивает эффективность СВК + Высокий
8 Проводится ли обязательная инвентаризация денежных средств? + Высокий
9 Проводится ли внезапная инвентаризация денежных средств? + Средний
10 Согласование с требованиями законодательства и внешних регулирующих органов обеспечивает эффективность СВК + Высокий
11 Стиль и основные принципы управления обеспечивают эффективность СВК + Средний
12 Распределение ответственности и полномочий обеспечивает эффективность СВК + Высокий
Всего: 9 3

Расчет уровня существенности и аудиторского риска

Приступая к проведению проверки аудитор должен рассчитать уровень существенности – предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные управленческие и экономические решения.

Определим уровень существенности за 2009 год на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за этот период. Показатели берутся на конец отчетного периода. Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных столбца 2 на показатель столбца 3, разделенный на 100%.

Таблица 4 – Расчет уровня существенности за 2009.

Базовый показатель Значение базового показателя, тыс. руб. Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
1 2 3 4
Балансовая прибыль 1389 10 138,9
Валовый объем реализации, без НДС 94570 2 1891,4
Валюта баланса 25909 2 518,2
Сумма собственного капитала 1430,5 5 71,5
Общие затраты организации 93181 2 1863,6

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(138,9+1891,4+518,2+71,5+1863,6):5=896,72 тыс. руб.;

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(896,72–71,5):896,72 100%=92,03%, т.е. почти вчетверо;

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(896,72–1891,4):896,72 100%=-110,92%, т.е. почти вдвое;

Поскольку значения 71,5 тыс. руб. и 1891,4 тыс. руб. отличается от среднего значительно, то принимаем решение отбросить их при дальнейших расчетах. Новое среднее арифметическое составит:

(138,9+518,2+1863,6):3=840,23 тыс. руб.;

Полученную величину допустимо округлить до 840 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве уровня существенности. Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет: (897–840):897 100%=6,35%, что близко к допустимым значениям 4–6%.

Уровень существенности конкретного объекта аудита определяется как произведение общего уровня существенности на долю выбранного объекта аудита в структуре баланса. В случае ОДО «Севский маслодел» доля денежных средств в структуре баланса составляет 2,35%, а следовательно уровень существенности при аудите товарных операций составит:

840*0,0235 = 19,74 тыс. руб.

Аудиторский риск – это риск выражения аудитором ошибочного мнения в случае, когда финансовая отчетность содержит существенные искажения. Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. При оценке рисков необходимо использовать не менее 3 градаций: высокий, средний и низкий.

Неотъемлемый риск (НОР) означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета искажений, которые могут быть существенными при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. Для проведения оценки НОР аудитор полагается на свое профессиональное суждение для того, чтобы учесть следующие факторы: специфические особенности деятельности предприятия; опыт и квалификацию бухгалтерского персонала; возможность контроля за деятельностью субъекта со стороны собственника. В случае ОДО «Севский маслодел» НОР увяжем с оценкой системы бухгалтерского учета «средний».

Риск средств контроля (РСК) означает риск того, что искажения, которые могут иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета, и быть существенными, не будут своевременно предотвращены или обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Чем эффективнее система бухгалтерского учета, тем ниже фактор его риска. Для оценки РСК аудитор применяет специальную аудиторскую процедуру – тестирование. Между риском средств контроля и информационной базой аудита существует прямая зависимость: если НОР принят аудитором эффективным, то объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.

Оценка средств контроля должна быть увязана с оценкой системы внутреннего контроля. Для ОДО «Севский маслодел», как видно из раздела 2.2 главы 2, оценка имеет значение «средний уровень».

Риск необнаружения (РН) означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств по остаткам бухгалтерского учета. Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента. РН – это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти ошибки и пропуски во внешней отчетности аудируемого лица. Между РН и информационной базой аудита существует обратная зависимость: уменьшение РН приходит к необходимости увеличения объемов данных для тестирования, т.е. если аудитор хочет быть уверен в своей работе, он устанавливает низкую величину РН и привлекает большие объемы разнообразной информации о клиенте для проверки. Существует обратная связь между РН и комбинацией НОР и РСК: высокие значения НОР и РСК обязывают аудитора снизить величину РН, чтобы свести аудиторский риск до приемлемого значения, низкие значения НОР и РСК позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий РН.

Допустимые значения РН для различных соотношений НОР и РСК приведены в таблице 5.

Как видно из таблицы РН в нашем примере для комбинации НОР «средний» и РСК «средний» тоже оценивается как «средний».

Таблица 5 – Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

Аудиторская оценка риска средств контроля
Аудиторская оценка неотъемлемого риска Высокая Средняя Низкая
Высокая Самая низкая Более низкая Средняя
Средняя Более низкая Средняя Более высокая
Низкая Средняя Более высокая Самая высокая

Формула аудиторского риска выглядит следующим образом:

АР = НОР + РСК+ РН

Поскольку для ОДО «Севский маслодел» все компоненты равняются значению «средний», то и значение аудиторского риска (АР) будет оцениваться как «средний».

После знакомства с порядком организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии в процессе подготовки общего плана и программы аудиторский риск оценен как «средний», а уровень существенности установлен в размере 19,74 тыс. рублей.

2.4 Программа аудита

План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана: предварительно определить объем и характер необходимых тестов; оценить затраты времени и труда по их проведению; достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

Для детальной проверки движения денежных средств в кассе предприятия разработан общий план аудита, который служит руководством при разработке программы аудита. Аудиторскую проверку таких операций целесообразно проводить в следующей последовательности:

– изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;

– оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении хозяйственных операций, для этого:

– провести обследование состояния помещения кассы;

– изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;

– проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета хозяйственных операций по учету движения денежных средств.

Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.

В программе аудиторской проверки указываются:

– Содержание процедуры;

– Используемые документы;

– Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);

– Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.

– Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

В соответствии с приведенным выше планом разработаем программу аудита движения денежных средств в кассе предприятия ОДО «Севский маслодел». Программа аудиторской проверки приведена в таблице 6.

Таблица 6 – Программа аудиторской проверки движения денежных средств в кассе предприятия ОДО «Севский маслодел»

Перечень аудиторских процедур Период Аудитор Используемые рабочие документы Характер проверки
Ознакомление с организационной структурой предприятия. Павликова О.С. Сплошной
Ознакомление с учетной политикой предприятия. Павликова О.С. Сплошной
Осмотр кассы, ознакомление с условиями хранения денег Павликова О.С. Сплошной
Проверка заключения договоров о материальной ответственности. Павликова О.С. Сплошной
Проверка соответствия данных инвентаризации за 2008 год данным бухгалтерского учета. Павликова О.С. РД 1 Выбороч-ный
Проверка документального оформления поступления денежных средств, правильность отражения в бухгалтерском учете. Павликова О.С.

РД 2,

РД 3

Выбороч-ный
Проверка документального оформления расходования денежных средств, правильность отражения в бухгалтерском учете. Павликова О.С. РД 4 Выбороч-ный
Инвентаризация денежных средств в кассе предприятия Павликова О.С. Выбороч-ный
Письменная информация аудитора руководству Павликова О.С. РД 5

2.4 Аудит движения денег и их эквивалентов

Целью аудиторской проверки кассовых операций, а также операций на расчетном, и других счетах является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и в соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Республике Казахстан нормативным документам.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета.

До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

- сколько касс в организации;

- имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п.

Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:

- денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения;

- денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;

- денежные средства перевозятся уполномоченными лицами.

В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.

Инкассация – перевоз денежных средств специальными организациями:

- ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений.

- какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

- сколько расчетных счетов у организации;

- осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации;

- после проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

- инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств; - проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);

- проверка правильности документального оформления операций;

- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

- аудиторская проверка правильности списания денег;

- проверка соблюдения кассовой дисциплины;

- проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; - оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

- отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

- наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);

- отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

- отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;

- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

- предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности. Исходя из этого следует проверить происходила ли замена кассира другим лицом в течение проверяемого периода и заключен ли договор с заменяющим кассира лицом договор о полной материальной ответственности. Если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия и при обязательном заключении с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Прибыв на место проверки, аудитор, в случае аудита текущего отчетного периода, может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации.

При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или несписанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, составленным по унифицированной форме, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:

- обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

- имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

- застрахована ли касса организации;

- соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа).

Так, в порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;

- соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Перед проведением проверки составляется примерный перечень процедур для определения качества внутреннего контроля в организации.

Для проведения проверки расчетных счетов:

- получить полный список используемых расчетных и валютных счетов во всех банках;

- получить список размещенных депозитов с указанием сумм начисляемых процентов, сроков размещения и начисленных процентов на дату составления баланса;

- выверить остатки по счетам в банках на дату составления баланса и провести анализ выявленных расхождений;

- разослать в банки клиента письма с просьбой о подтверждении размера остатков на счетах, а также о предоставлении информации о наличии и величине выданных банками клиенту кредитов, сумме начисленных процентов, обязательствах по залогам;

- проверить соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах (выборка);

- проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными;

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Таблица 1.5 – Тесты СВК для проведения контроля кассовых операций

№ п/п Направления и вопросы тестирования Ответы Приме-чание
Нет ответа Да Нет
1 2 3 4 5 6
1 Условия
Передоверяет ли кассир самостоятельно кому-либо выполнение порученной ему работы?
х
2 Имеются ли случаи доступа посторонних лиц в кассу? х
3 Оборудовано ли помещение кассы охранной сигнализацией? х
4 Работает ли кассир только на данной должности? х
5 Хранятся ли деньги в несгораемом шкафу? х
6 Подтверждение
Снимаются ли остатки денежных средств ежеквартально?
х
7 Проводятся ли внезапные проверки в кассе? х
8 Проверяет ли отчеты кассира главный бухгалтер? х выборочно
9 Реальность
Нумеруются ли приходные и расходные документы?
х
10 Регистрируются ли кассовые ордера в журнале регистрации? х
11 Составляет ли кассир самостоятельно при-ходные и расходные кассовые документы? х

12

Производит ли кассир записи и выводит ли остаток денежных средств в кассовой книге в конце каждого рабочего дня? х
13 Представляет ли кассир отчет в бухгалтерию ежедневно? х
14 Полнота
Заполняются ли в кассовых документах все обязательные реквизиты?
х
15 Все ли поступившие денежные средства приходуются полностью? х
16 Точность
Проверяют ли внутренние аудиторы ариф-метическую точность кассовых операций?
х
17 Разрешение
Подписывает ли расходные кассовые документы руководитель организации?
х
18 Классификация
Имеется ли проект отражения кассовых операций на счетах?
х
19 Учет, периодизация
Сверяются ли данные кассовой книги с данными регистров бухгалтерского учета?
х
20 Датируются ли кассовые ордера в журнале регистрации? х

В целом проведенный аудит учета денежных средств на анализируемом предприятии показывает, что на предприятии не в полной мере проработан порядок организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля денежных средств, в результате чего могут быть допущены ошибки в отражении операций по организации учета денежных средств.

1. 3 Аудит денежных средств

Целью аудиторской проверки операций с денежными средствами является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Республики Казахстан нормативным документам.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета. До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

1. cколько касс в организации;

2. имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п.;

3. ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

4. какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

5. сколько расчетных счетов у организации;

6. осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации.

После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

Аудит кассовых операций

Цель аудита кассовых операций:

Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах.

Проверка обоснованности хозяйственных операций.

Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета.

Проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.

Источники информации для аудита кассовых операций:

Приходный кассовый ордер (правильность заполнения, отражение хозяйственных операций, подписи, регистрация в журнале приходных/расходных ордеров).

Расходный кассовый ордер (целевое использование наличных денег, есть ли две подписи – руководителя и главного бухгалтера, фактическое получения денег – соответствует ли дата получения, отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет).

Журнал регистрации приходных и расходных документов (прошнурован, пронумерован и указано количество листов, подпись руководителя, регистрация в момент выписки ордера).

Кассовая книга (прошнурована, пронумерована, подписи, печать, есть ли исправления).

Журнал ордер №1 и ведомость №1 (правильность отражения хозяйственных операций).

Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе. Проведение инвентаризации обязательно в случаях: при смене кассира; при выявлении недостач и хищений; перед составлением годовой отчетности. В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита). Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира. По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки: Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира.

Возможны следующие нарушения при ведении операций по кассе:

Прямое хищение денежных средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата.

Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности). Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета. Присвоение денежных средств в этом случае вскрывается взаимной проверкой операций кассы и банка. Необходимо сверить в первую очередь корешки выданных чеков с приходными документами по кассе.

Излишнее списание денег по кассе (повторное использование одних и тех же документов, неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, списание сумм без оснований или по подложным документам, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний).

Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям; присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом неоприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся лиц, погашающих при расчете свою задолженность.

Расчеты суммами наличных денежных средств, которые превышают предельную величину (с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица; поступающими в кассу проверяемого предприятия). Борьба с присвоением денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях.

Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.

Нарушение лимита остатка кассы организации.

Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

Аудит операций на расчетном счете

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:

Правильность оформления расчетных документов в банке.

Целесообразность совершенных операций.

Соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договора.

Соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия.

Правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и в Главной книге.

Для проверки безналичных расчетов необходимы документы:

1. Журнал-ордер № 2,3 и др., ведомость № 2.

2. Выписки банка.

3. Платежки, чеки и другие платежные документы.

4. Объявление на взнос наличных.

5. Договор об РКО с банком.

При проверке безналичного расчета проверяется главная книга по счету 51 «Расчетный счет», проверяется арифметически и на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам. Главная книга сверяется с данными журнала-ордера №2 и ведомости №2 (последние проверяются арифметически, а также на направленность оформления и заполнения). Данные журнала-ордеров и ведомостей сверяются с выписками банка. "Итого" по строке журнала-ордера должно совпадать с "Итого" расход по выписке из банка за ту же дату. "Итого" по троке ведомости № 2 должно совпадать с "итого" приход по выписке изанка за туже дату. Выписка банка сверяется с данными первичных документов: проверяются арифметически на правильность расставления проводок возле каждой суммы. Первичные документы проверяются на правильность и своевременность составления, а так же на наличие основания для их составления. При проверке безнала расчетов, проверяющему необходимо удостовериться в наличии и правильности оформления различных договоров с партнерами. При проведении проверки специальных счетов в банке сч. 55, проверяющему необходимо помнить, что к счету 55 кроме субсчетов 55.1 аккредитивы, 55.2- чековые книжки, могут быть открыты субсчета для учета средств условного финансирования. Проверяется правильность использования этих средств, т.е. те цели, на которые они получены. Расчеты аккредитивами проверяются сверкой сумм оборотов по выпискам банка с записями в реестрах бухгалтерского учета. Проверяются полнота и своевременность использования и возврата неиспользованных аккредитивов. Проверяется оприходование материальных средств, поступивших от поставщиков при аккредитивной оплате. Операции с чековыми книжками также анализируются с точки зрения их правильности и полноты оплаты. Особо проверяются совпадения остатков последнего использованного чека и остатки по счету 55.2 с чековой книжки. Отдельно проверяется счет 56 на котором ведется учет денежных документов, осуществляемые по номинальной стоимости. Таки же образом проверяются счета 57- перевода в пути, который предназначен для учета ДС, внесенных в кассы банка или почтовых отделений для зачисления на расчетный счет. Подтверждением принятия этих сумм служит квитанция или сопроводительная ведомость. Для проверки счетов 56, 57 используется журнал-ордер № 3 и ведомость № 3 Приобретенные ценные бумаги учитываются предприятием на счете 58. Наличие ценных бумаг и денежных документов проверяются методом инвентаризации и сличается их количество, номера и серии с описью или книгой регистрации. Сравниваются полученные данные с показателями бухгалтерского учета по счетам.

Аудиторская проверка кассовых операций

Цель аудита кассовых операций:

- проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах;

- проверка обоснованности хозяйственных операций;

- правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета;

- проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.

Источники информации для аудита кассовых операций:

- приходный кассовый ордер (правильность заполнения, отражение хозяйственных операций, подписи, регистрация в журнале приходных/расходных ордеров);

- расходный кассовый ордер (целевое использование наличных денег, есть ли две подписи – руководителя и главного бухгалтера, фактическое получения денег – соответствует ли дата получения, отражен ли документ, удостоверяющий личность получателя, – паспорт, военный билет);

- журнал регистрации приходных и расходных документов (прошнурован, пронумерован и указано количество листов, подпись руководителя, регистрация в момент выписки ордера);

- кассовая книга (прошнурована, пронумерована, подписи, печать, есть ли исправления);

- правильность отражения хозяйственных операций (1С - "Бухгалтерия").

Аудит кассовых операций проводится на предприятии ООО «Престиж» для проверки своевременного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами, правильного документального оформления этих операций, контроля за сохранностью денежных средств. Проверка проводилась в три этапа: ознакомительный, основной, заключительный. На ознакомительном этапе изучались открытые расчетные счета. На основном этапе проводился анализ операций отчетного периода, сверка суммы остатка денежных средств с данными в журнале-ордере. При аудите кассовых операций проверялось правильность документального оформления; сохранность наличных денежных средств, правильность применения контрольно-кассовой техники, полнота и своевременность оприходования денежных средств, правильность списания денег в расход, соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе, организация хранения свободных денежных средств в кассах. На основном этапе проводилась проверка сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор устанавливал, проводилась ли инвентаризация кассы перед составлением годовой отчетности, при смене материально-ответственного лица, при выявлении фактов хищения и т.д. при проверке установленного лимита остатка денежных средств запрашивался расчет на установление лимита и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки. При проверке кассовых операций проводилась проверка полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений. Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обращал внимание на юридическую обоснованность выдачи денег. Результаты проверки полноты и своевременности оприходования налично-денежной выручки в кассу оформлялись в таблице. Проверка организации хранения свободных денежных средств в кассах организации устанавливает соответствие Порядку ведения кассовых операций в РК. На заключительном этапе аудиторской проверки формировался пакет рабочих документов аудитора и составлялся аудиторский отчет, который вместе с рабочей документацией представлялся руководителю проверки.

Вся информация о наличии и движении денежных средств предприятия ООО «Престиж» в кассе собирается на счете 50 "Касса". К этому счету открыты следующие субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы".

Путем проведения сплошной проверки проверялся, соответствует ли принятый на предприятии порядок учета денежных средств порядку, установленному соответствующими нормативными документами.

При проверке проверялось, соблюдает ли предприятие ООО «Престиж» установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности и премий.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итог операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям.

По желанию аудитора или директора предприятия ООО «Престиж» проводилась инвентаризация. Инвентаризация проходила в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир составляет кассовый отчет. При инвентаризации кассы проверили: имеется ли приказ о назначении кассира; заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы; соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами пожарно-охранной сигнализации.

После инвентаризации кассы аудитору проверял:

созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк;

полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам;

правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

· имеются ли подписи в получении денег, для чего ужно выборочно проверить подписи в расходных ордерах и ведомостях на соответствие;

· правильность ведения кассовой книги и остатков денег по ней;

· наличие или отсутствие штампов на кассовых документах (получено, оплачено);

· соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах;

· соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе;

· правильность выдачи денег по доверенностям;

· соблюден ли порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.

Во время аудиторской проверки в ООО «Престиж» была проведена инвентаризация кассы. По результатам был составлен акт и подписан аудитором, главным бухгалтером и кассиром. Касса на предприятии оборудована несгораемым шкафом, охранно-пожарной сигнализацией, металлической дверью, отдельным входом. Договор о материальной ответственности имеется в наличии. Приходные и расходные документы оформлены правильно. Лимит кассы, установленный в размере 5000 рублей соблюдается. Подписи соответствуют действительным. Регистрация приходных, расходных документов ведется в книге регистрации. Кассовая книги прошнурована, пронумерована и скреплена печатью, ведется правильно. Штампа "Погашено" и "Оплачено" на предприятии нет. Ведомости на выдачу заработной платы подсчитывается на компьютере. Фамилии в платежных ведомостях соответствуют приказом о приеме на работу. Проводки составляются правильно, согласно плану счетов. Записи кассовой книги соответствуют записям журнала-ордера и ведомости по счету 50 «Касса» и главной книги.

В кассе хранятся денежные документы. К ним относятся проездные билеты. Как уже было сказано, учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 "Денежные документы". Аудитор проверял:

  • правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру);
  • правильность составления бухгалтерских проводок по счету 50-3 "Денежные документы" и записей в книге по учету и движению денежных документов.

2.5 Анализ использования денежных средств

Анализденежныхсредств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежныхсредств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежныхсредств, составление бюджетов денежныхсредств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:
• рутинность — денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;
• предосторожность -- деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;
• спекулятивность — денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.
Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежныхсредств связано с определенными потерями — с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежныхсредств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Денежные средства и ценные бумаги - наиболее ликвидная часть текущих активов - являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. Ценные бумаги, составляющие краткосрочные финансовые вложения, включают: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти .
Охарактеризуем состав денежныхсредств предприятия по их составу, степени ликвидности и оптимальному сочетанию.
Касса предприятия. Наличные денежные средства как в основной, так и инстранной валюте, ценные бумаги и денежные документы, хранящиеся непосредсственно на предприятии составляют кассу предприятия. В мировой практике принято, что касса должна обеспечивать текущие потребности предприятия в наличности (выдача зарплаты, средств на командировочные расходы и т.д.), а основная масса денежныхсредств и приравненных к ним активов принято хранить в банке на расчетном счете, депозите. Хранение больших средств в кассе предприятия считается рисковым по сравнению с банком, поэтому от финансового менеджера требуется выработки такой финансовой политики, при которой в кассе находилась бы минимально необходимая сумма для нужд предприятия на текущий день.
Размер этой суммы часто различен для различных предприятий. Нельзя выработать определенного критерия, который помог бы сделать заключение о достаточности или недостаточности средств в кассе предприятия. Для приближенного исчисления потребностей предприятия в практике предприятий принято по итогам предыдущих периодов расчитывать средний оборот по кассе предприятия и на основе него составлять прогноз потребности предприятия в наличных средствах. такой метод был достаточно эффективен во времена плановой экономики. Однако, учитывая текущее состояние экономики России, данный метод не оправдывает себя. В большинстве случаев предприятия не в состояний спланировать эффективную тактику своих действий. В лучшем случае у финансового менеджера есть возможность в общих чертах прогнозировать денежные потоки предприятий, но уж никак не наличие денежныхсредств в кассе. Это в частности обуславливается и другими причинами о которых мы скажем ниже.
Исходя из этого в кассе предприятия нередко находятся суммы превышающие необходимый для предприятия размер среднедневного остатка денежныхсредств. Чсато предприятия идут на этот шаг, чтобы поддержать свою ликвидность на текущий момент, оплатить ряд обязательств. Это несмотря на то, что существует законодательно утвержденное положение о максимальной сумме наличного расчета. Итак, большая сумма наличности в кассе объясняется следующими факторами:
* в случае наступления непридвиденных событий, наступление которых при нынешнем состоянии экономики страны и политики государства в данной области вполне вероятно, значительной суммы денег;
* застраховаться от риска неплатежей банка обслуживающего расчетный счет предприятия из-за отсутствия наличных денежныхсредств у банка. Данное событие нередко в условиях российской глубинки, где все безналичные платежи проводят один-два банка, а наличнов\сть уходит в региональные центры. В итоге покрытые по картотеке платежи реально не производятся.
* не менее важным в деятельности предприятий, а в особенности торговых предприятий, является дифференциация цен на товары (сырье, материалы, комплектующие) и услуги в зависимости от вида платежей в наличной или безналичной форме. Это в свою очередь вынуждает предприятия применять менее эффективную, и менее затратную форму расчетов в наличной форме, причем нередко вобход законов. Кстати, один из факторов, заставляющих предприятия вести "черную бухгалтерию".
Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
Анализ движения денежныхсредств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для финансового менеджера; однако можно привести аргументы, в известной степени оправдывающие его проведение. Выше был приведен пример довольно пародоксальной ситуации, когда предприятие является прибыльным, но не имеет средств расплатиться со своими работниками и контрагентами.
Результаты анализа финансовых результатов предприятия должны быть согласованы с общей оценкой финансового состояния предприятия, которое в большей мере зависит не от размеров прибыли, а от способности предприятия своевременно погашать свои долги, т. е. от ликвидности активов. Последняя зависит от реального денежного оборота предприятия, сопровождающегося потоком денежных платежей и расчетов, проходящих через расчетный и др. счета предприятия. Поэтому желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле за движением прибыли, оборотного капитала и денежныхсредств.
Анализденежныхсредств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежныхсредств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежныхсредств, составление бюджетов денежныхсредств и т.п.
Определение состава денежныхсредств и его движение играет важную роль в финансовом менеджменте на предприятии. При определение состава денежныхсредств в идеале хотелось бы иметь наиболее возможный резерв в виде наличности в кассе. Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежныхсредств связано с определенными потерями — с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежныхсредств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Основными задачами анализа денежных средств являются:

оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств в кассе предприятия;

контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;

прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;

способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.

Главной проблемой, которая должна быть решена в результате анализа платежеспособности, является оценка способности предприятия генерировать денежные средства.

Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности главного бухгалтера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:

рутинность - денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.

Для приёма, хранения и расходования наличных денежных средств ТОО «Алтынтау Кокшетау» имеет кассу, оборудованную в соответствии с

действующим законодательством.

Основная сумма денежных средств ТОО «Алтынтау Кокшетау» хранится в банке. Определенную сумму наличных денег предприятие хранит в кассе для использования на текущие расходы. Это ограничение называется лимитом остатка в его кассу» (Приложение 4). Расчет оформлен в двух экземплярах, который был передан в банк для согласования кассиром. Выдача наличных денег из кассы организации оформляется расходным кассовым ордером (Приложение 6). Ордер выписывается в одном экземпляре и подписывается кассиром, главным бухгалтером и руководителем организации. Расходные кассовые ордера регистрируют в журнале регистрации расходных азом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, проверяется полнота

произведенных кассиром операций. Журнал ведется в течение года.

В некоторых случаях при выдаче денег из кассы оформляют расчетно – платежную

ведомость. Ведомость оформляется при выдаче заработной платы работникам ОГУП

«Сараевская типография» На общую сумму денег, которая выдается из кассы по

ведомости, бухгалтер оформляет один расходный кассовый ордер. Его реквизиты

(номер и дату составления) указывают в ведомости.

Сумму денежных средств, поступившую или выданную из кассы, в ОГУП «Сараевская

типография» отражают в кассовой книге (Приложение 8). В книге указывают сумму

наличных денег, выданных или принятых в кассу организации, а также реквизиты

приходных (расходных) кассовых ордеров, по балансовом счете 50 «Касса».

В связи с тем, что в исследуемой организации в соответствии с Инструкцией по

применению единой журнально-ордерной формы счетоводства (утв. Минфином СССР 7

марта 1960 г.) применяется журнально–ордерная форма ведения учета, то

бухгалтерией ОГУП «Сараевская типография» производится заполнение журнала-

ордера №1 с отражением в нём операций по выдаче наличных денег по счёту 50

«Касса» вместе с ведомостью к нему №1, с отражением в ней операций по

поступлению наличных денег в кассу. Основанием для заполнения учётных

регистров служит отчёт кассира (кассовая книга), в котором бухгалтер

проставляет корреспонденцию счетов.

Записи в Журнал-ордер и ведомость производятся итогами за день. Итоги за день

в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путём подсчёта сумм

однородных операций, отражённых в кассовом отчёте или приложенных к нему

документах. Каждому отчёту кассира в учётных регистрах отводится одна строка

независимо от периода, за который составлен отчёт.

Рассмотрим ряд примеров по поступлению и выбытию денежных средств в ОГУП

«Сараевская типография»

В кассу ОГУП «Сараевская типография» 27 октября 2005 года по чеку получены

денежные средства с расчетного счета в банке для выдачи заработной платы в

сумме 44 568 рублей.

Бухгалтером ОГУП «Сараевская типография» на этом основании был выписан

приходный кассовый ордер (Приложение 9) и сделаны бухгалтерские проводки:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 51 «Расчетный счет» - 44 568 рублей

В дальнейшем при выдаче заработной платы по расчетно – платежной ведомости

(Приложение 10), к которой был выписан расходный кассовый ордер (Приложение

11), бухгалтер сделал записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кредит 50 «Касса» - 44 568 рублей.

командировке Иванов приобрел расходные материалы, необходимые для нужд

организации, стоимостью 720 руб. За время командировки Иванову полагаются

суточные в сумме 300 руб.

К авансовому отчету Иванов приложил следующие документы, подтверждающие его

расходы:

– железнодорожный билет Москва - Санкт-Петербург стоимостью 300

руб.;

– железнодорожный билет Санкт-Петербург - Москва стоимостью 300

руб.;

счет-фактуру за проживание в гостинице и квитанцию к приходному представлен в

Приложении 12.

Состояние внутрихозяйственного контроля в ОГУП «Сараевская типография»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  867  868  869   ..

 

№ п/п Вопрос Ответ Информация или документ, который следует запросить
1 2 3 4
1 Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера Только главному бухгалтеру Образец подписи главного бухгалтера
2
3
4 Имеются ли письменные распоряжения руководителя предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подписи на расходных кассовых ордерах и оправдательных документах в качестве руководителя предприятия Нет

Письменные распоряжения руководителя. Сроки действия полномочий.

Образцы подписей уполномоченных лиц.

5 Ведется ли на предприятии журнал регистрации приходных кассовых ордеров Да Журнал регистрации приходных кассовых ордеров
6 Ведется ли на предприятии журнал регистрации расходных кассовых ордеров Да Журнал регистрации расходных кассовых ордеров
7
8
9
11
13
14 Производит ли предприятие реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличные Да ,
15 Карточки регистрации ККТ и платежные документы
16 Карточки регистрации ККТ в налоговых органах
18 Кассовая книга
19 Получают ли сотрудники предприятия деньги от сторонних организаций по доверенности Нет ККТ
20
21
22
23
24
25
26 На кого возложена обязанность ведения книги регистрации депонентов, картотеки депонентов