Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  841  842  843   ..

 

 

Контрольная работа по Международному стандарту аудита

Контрольная работа по Международному стандарту аудита


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Ульяновская сельскохозяйственная академия»

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

по дисциплине

" Международные стандарты аудита"

Выполнила:

студентка IIIкурса (2-е высшее)

по специальности «Бух. учет, анализ и аудит»

шифр 08020

Шайдуллова Г.Э.

Ульяновск – 2011

1. Основные принципы аудита финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности — это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами фи­нансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответст­вии с:

• Международными стандартами финансовой отчетности;

• национальными стандартами финансовой отчетности;

• другими нормативными актами, указанными в отчетности.

В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные дока­зательства, необходимые для формулирования выводов, служащих основой для выражения его мнения.

Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенности в том, что информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность — это выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной сто­роной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного для использования другой стороной (заинтересованными пользовате­лями). Абсолютная уверенность недостижима из-за присущих мето­дике проведения аудита ограничений и несовершенства систем бух­галтерского учета и внутреннего контроля клиента.

Мнение аудитора формулируется в аудиторском отчете в виде по­зитивной уверенности (например: «Отчетность дает достоверное и объективное представление об объектах аудита»). Таким образом, при выражении позитивной уверенности утверждается факт достовернос­ти отчетности.

В соответствии с МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» аудитор должен нести ответственность за выражение мнения о финансовой отчетности, а руководство субъ­екта — за ее подготовку и представление. Другими словами, ауди­тор должен заключить, дает ли отчетность достоверное и объектив­ное представление финансовых показателей субъекта. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой отчетности, но пользова­тели не должны принимать его как гарантию «жизнеспособности» субъекта в будущем или как подтверждение эффективности хозяй­ственной деятельности.

Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и усло­вий договоренности определяется объем аудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора — обеспечить достаточный уро­вень уверенности в том" что отчетность не содержит существенных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ограниче­ния, возникающие вследствие:

• использования тестирования, невозможности проведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера, сроков, объема аудиторских процедур (проверка проводится выбо­рочно, достоверность доказательств определяется результатами тестов и личным мнением аудитора);

• несовершенства систем бухгалтерского учет и внутреннего контроля субъекта (например, возможен сговор между кассиром и главным бухгалтером в целях присвоения денежных средств, что при­водит к неэффективности инвентаризаций и затрудняет обнаружение аудитором искажений, так как проверяемая кассовая документация формально будет отвечать предъявляемым требованиям);

• особых обстоятельств, в том числе наличия связанных сторон (операции со связанными сторонами могут быть направлены на ис­кажение действительного состояния дел. Так, безвозмездная пере­дача материальных ценностей или денежных средств зависимой стороной клиенту перед составлением отчетности может фиктивно улучшить имущественное состояние проверяемого субъекта, а после утверждения отчета полученные средства возвращаются зависимой стороне).

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изло­женными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», при­нятом МФБ. Этих принципов семь (в скобках приводится их тол­кование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).

1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независи­мости). Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения в независимости ауди- тора:

• финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;

• работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;

выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;

• личные и семейные отношения;

• получение от одного клиента гонорара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора;

• обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом вы­водами (мнением) аудитора;

• принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;

• преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике;

• работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации;

• действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;

• длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансо­вой отчетности одного и того же клиента.

2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).

3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллекту­ально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).

4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовест­ность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщатель­ностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профес­сиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).

5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставле­ния профессиональных услуг).

6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).

7. Следование техническим стандартам (предоставление профес­сиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, на­пример, МСА, внутренними стандартами профессиональных ауди­торских объединений и другими нормативными документами).

Помимо соблюдения этих принципов, аудитор должен планиро­вать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства ин­формацию как обязательно достоверную.

Основные принципы аудита остаются в силе независимо от того, где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может от­личаться по:

• целям (принимается во внимание соответствие отчетности тре­бованиям положений, постановлений и предписаний министерств);

• объему (проверяются дополнительные финансовые отчеты, ко­торые составляют субъекты госсектора);

• полномочиям аудитора (они могут носит более специфичес­кий характер, учитывать вопросы национальной безопасности, тре­бования разных положений при установлении уровня существен­ности);

• подходу и стилю аудита;

• форме аудиторского заключения.

Регулированием аудиторской и бухгалтерской практики в госсек­торе занимается Комитет государственного сектора. К государствен­ному сектору относятся органы власти и учреждения:

• национальные,

• региональные (государственные, областные, территориальные),

• местные (городские, районные),

• иные правительственные учреждения (агентства, комитеты, уп­равления, предприятия).

Пользователями отчетности субъектов госсектора являются:

• законодательные органы,

• правительственные учреждения,

• внешние инвесторы,

• работники,

• заемщики,

• население и пр.

МСА применимы к аудиту финансовой отчетности предприятий и учреждений госсектора. Случаи, требующие пояснений или допол­нений, приводятся в разделе «Основы аудита государственного секто­ра» (ОАГС) в конце каждого МСА. Пояснения, приведенные в ОАГС, не применяются, если аудиторы должны предоставить отчеты, касающиеся:

• отдельных коммерческих аспектов деятельности субъектов гос­сектора;

• соблюдения требований законодательства;

• адекватности систем бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля;

• результативности отдельных программ.

2. Особенности получения аудиторских доказательств в отношении отдельных статей отчетности (МСА 501)

В МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рас­смотрение особых статей» приводится более подробное описание по­рядка получения аудиторских доказательств для некоторых статей финансовой отчетности.

Присутствие при инвентаризации товарно-материальных запасов: если величина запасов существенна для финансовой отчетности, ау­дитор должен по возможности присутствовать при их инвентариза­ции. Если это невозможно, аудитор должен провести инвентарный подсчет и при необходимости проверить промежуточные операции.

Если характер и местонахождение товарно-материальных запасов не позволяют аудитору присутствовать при вышеописанных процеду­рах, то он должен получить доказательства альтернативными спосо­бами (например, по объему расхода материалов или суммам расчетов с поставщиками подсчитать возможное количество поступивших к клиенту запасов). В зависимости от результатов проведенных процедур аудитор принимает решение о необходимости (или отсутствии таковой) приведения оговорки об ограничении объема аудита. Пла­нируя процедуры, аудитор определяет по отношению к товарно-ма­териальным запасам следующее:

- особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля;

- риски и уровень существенности;

- адекватность утвержденного порядка и инструкции по прове­дению инвентаризации;

- сроки проведения инвентарного подсчета;

- необходимость привлечения экспертов.

Аудитор должен ознакомиться с политикой руководства клиента относительно:

- процедур контроля;

- порядка определения объема незавершенного производства:

- изделий, подлежащих списанию или реализации;

- запасов, принадлежащих третьей стороне;

- наличия указаний, регламентирующих внутреннее и внешнее движение запасов до и после даты окончания отчетного периода.

Если риск системы контроля ниже высокого, то аудитор может воспользоваться результатами инвентаризации, проведенной ранее даты окончания отчетного периода, и проверить правильность отра­жения в учете изменений запасов, произошедших между датой под­счета и датой окончания отчетного периода.

Если запасы находятся на хранении у третьей стороны, то аудитор должен получить от нее подтверждение относительно утверждений, касающихся этих запасов. При этом необходимо учитывать степень независимости третьей стороны и целесообразность:

• личного наблюдения или назначения другого аудитора для этой цели;

• получения заключения аудитора относительно адекватности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля третьей сто­роны;

• проверки документации, находящейся на хранении у третьих сторон.

Подтверждение дебиторской задолженности: получение прямого подтверждения планируется, если величина дебиторской задолжен­ности существенна и есть основания рассчитывать на получение от­вета от дебиторов.

Если аудитор полагает, что на ответ от дебиторов рассчитывать нельзя, то нужно выполнить альтернативные процедуры (например, изучить последующие поступления денежных средств, отраженных взаписях по счетам). Запросы о подтверждении направляются дебито­рам от имени аудитора вместе с разрешением руководства субъекта на раскрытие дебиторами необходимой информации.

Форма запроса может быть положительной (требуется подтвер­дить или выразить несогласие с сальдо счета) либо отрицательной (ответ требуется только в случае несогласия с сальдо). Первая форма позволяет получить более надежные аудиторские доказательства. Можно использовать комбинации этих форм. Если ответы не получе­ны, следует выполнить альтернативные процедуры или рассматри­вать статью как искажение отчетности.

Если руководство обращается к аудитору с просьбой не направ­лять запросов дебиторам, необходимо проанализировать причины этой просьбы и, если они веские (например, напряженные отноше­ния с дебитором), выполнить альтернативные процедуры.

Запрос о судебных делах и претензиях: процедуры, позволяющие выявить сведения о судебных и претензионных делах, следующие:

- направление запросов руководству;

- ознакомление с протоколами заседаний совета директоров и перепиской с юристами субъекта;

- проверка счетов судебных издержек;

- использование другой информации (например, беседы с юри­дической службой субъекта).

Если потенциально существенные судебные или претензионные дела выявлены, аудитор должен письменно обратиться к юристам субъекта, с тем чтобы определить степень осведомленности руковод­ства субъекта об этих делах, а также оценить надежность проведен­ной им оценки финансовых последствий.

Личные встречи аудитора с юристом, если это требуется, должны происходить с разрешения руководства, желательно в присутствии представителя клиента.

Если руководство не дает разрешения аудитору на обращение к юристам субъекта, то такой отказ интерпретируется как ограничение объема аудита с возможными последствиями в виде выражения ус­ловно-положительного мнения или отказа от выражения мнения. Если юрист не отвечает надлежащим образом аудитору, то последний должен определить, не ограничивается ли тем самым объем аудита, что может привести к аналогичным последствиям.

Стоимостная оценка и раскрытие информации о долгосрочных ин­вестициях: если величина долгосрочных инвестиций существенна, аудитор должен:

- рассмотреть доказательства способности субъекта в дальней­шем учитывать эти инвестиции в составе долгосрочных активов;

- обсудить с клиентом его намерения по данному вопросу и по­лучить от руководства письменные заявления;

- рассмотреть отчетность и другую информацию (биржевые ко­тировки, стоимость в последующие за отчетные периоды);

- обсудить вопрос о необходимости корректировки стоимости инвестиций и ее отражении в учете.

Информация по сегментам: это информация, относящаяся к раз­личным подразделениям, отраслевым или географическим аспектам деятельности субъекта. Если она существенна, то аудитор должен по­лучить доказательства относительно ее раскрытия в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Аудитору надо обсудить с руководством методы, используемые для составления этой информации, и определить, обеспечивают ли они ее необходимое раскрытие. Аудитор должен также проанализи­ровать операции между сегментами для установления соответствия данным предшествующих периодов и определения адекватности рас­крытия информации о несоответствиях.

3. Выявление и оценка влияния последующих событий на финансовую отчетность проверяемого субъекта (МСА 560)

Последующие события это события, происходящие с момента окончания отчетного периода до и после даты подписания аудитор­ского заключения.

МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты» рассматривает отражение в финансовой отчетности благоприятных и неблагоприятных событий, происходящих после окончания периода. МСФО 10 определяет два типа событий:

- предоставляющие дополнительные доказательства относитель­но условий, существующих на конец периода;

- указывающие на условия, возникшие после окончания пе­риода.

Например, к первому типу относится такое событие, как получе­ние подтверждения от дебитора относительно суммы, имеющейся на конец периода задолженности, ко второму — поступление после даты составления отчетности просроченной дебиторской задолженности, списанной на убытки в течение отчетного периода.

МСА 560 «Последующие события» требует от аудитора получения доказательств того, что все последующие события, которые требуют внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, были выявлены. Процедуры, которые для этого не­обходимы, выполняются как можно ближе к дате подписания ауди­торского заключения. Это могут быть:

- запросы руководству (о текущем состоянии статей, учтенных на основе предварительных или неокончательных данных; о приня­тых новых обязательствах, полученных займах, заключенных догово­рах поручительства, продаже активов, выпуске новых акций или дол­говых обязательств, слиянии и ликвидации; конфискации активов или их гибели, реализации условных событий, нетипичных бухгал­терских корректировках, соблюдении допущения непрерывности де­ятельности и др.);

- ознакомление с протоколами собраний акционеров и испол­нительных органов;

- рассмотрение промежуточной финансовой отчетности, смет, прогнозов;

- запросы юристам относительно судебных разбирательств и претензий.

Если такие события выявлены, то аудитор должен проанализиро­вать правильность их учета и адекватность раскрытия информации о них в отчетности.

После подписания аудиторского заключения аудитор не несет от­ветственности за исследования последующих событий. Тем не менее, если аудитору становится известно о событиях, которые могут ока­зать существенное влияние на финансовую отчетность, произошед­ших после подписания аудиторского заключения, он должен обсу­дить вопрос о внесении изменений в отчетность с руководством клиента. Возможно следующее развитие событий (табл. 1).

Таблица 1. Действия аудитора при выявлении последующих событий

Состояние отчетности Поведение руководства Действия аудитора

Финансовая от­четность не опубликована

Руководство вносит требуе­мые изменения в отчетность Подготовить новое заключение по измененной финансовой отчетности, которое будет датиро­вано не ранее даты ее утверждения; при этом пронести процедуры по выявлению последую­щих событий вплоть до новой даты заключения
Руководство не вносит требуе­мых аудитором изменений в от­четность

1. Если заключение еще не представлено, следу­ет выразить условно-положительное или отри­цательное мнение

2. Если заключение выдано субъекту, то уведо­мить руководство о том, что оно не должно предоставлять отчетность и заключение третьим лицам, а если эти документы все-таки будут представлеы, то предупредить пользова­телей отчетности о том, что им не следует пола­гаться на аудиторское заключение; при необхо­димости получить рекомендации юристов

Финансовая от­четность опуб­ликована Руководство пе­ресматривает от­четность и ин­формирует об этом пользова­телей Подготовить новое заключение по пересмотрен­ной отчетности с поясняющим параграфом, указывающим на примечания к отчетности, в которых подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленных отчетности и заключения
Руководство не пересматривает отчетность и не информирует пользователей о сложившейся ситуации Уведомить руководство субъекта о том, что ау­дитор предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Эти меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекоменда­ций юристов

4. Взаимодействие внешних аудиторов с инспекторами по банковскому надзору (ПМАП 1004)

В 1989 г. Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) и Базельским комитетом инспекторов, включающим пред­ставителей центральных банков и надзорных органов из стран Евро­пы и США, было утверждено ПМАП 1004 «Взаимодействие инспек­торов по банковскому надзору и внешних аудиторов». Принятие данного положения было направлено на укрепление взаимовыгодных отношений банковских аудиторов и инспекторов, разъяснение харак­тера их функций, повышение эффективности банковского аудита и надзора. МФБ признает, что в некоторых странах взаимодействие упомянутых проверяющих сторон является более тесным, поэтому меры ПМАП 1004 призваны не заменять уже существующие отноше­ния, а дополнять их. В 2001 г. КМАП и Базельский комитет предло­жили принять Положение по международной аудиторской практике 1004 в качестве стандарта аудита.

Обязанности руководства банка, помимо непосредственно касаю­щихся ведения бизнеса, заключаются в:

- организации надлежащих систем контроля;

- осмотрительности при проведении операций;

- соблюдении законодательных и нормативных актов;

- обеспечении защиты интересов акционеров, вкладчиков, кре­диторов.

Руководство банка несет ответственность за:

- подготовку финансовой 'отчетности и обеспечение аудитора банка и органов надзора информацией, влияющей на содержание от­четности;

- организацию и эффективность работы подразделения внут­реннего аудита, его кадровое и технические обеспечение; принятие мер по исправлению недостатков, обнаруженных внутренними ау­диторами.

Ответственность руководства не может быть переложена на орга­ны внешнего надзора или на независимого аудитора банка.

Функции инспектора по банковскому надзору состоят в защите ин­тересов банковских вкладчиков путем проверки соблюдения предъ­являемых требований, таких, как:

- честность, высокая квалификация и опыт лиц, осуществляю­щих контроль и управление деятельностью банка;

- достаточность капитала для покрытия банковских рисков (рисков ликвидности, процентного, инвестиционного; риска по валютным и забалансовым статьям); создание резервов на покрытие возможных убытков по безнадежной и сомнительной задолженности;

- удовлетворительная ликвидность банка.

Методы, применяемые для выполнения этих функций инспекто­рами, могут быть следующими:

- проведение регулярных интервью с руководством банка;

- периодические выездные проверки;

- сравнение собственного капитала банка с общей суммой его активов и внебалансовых обязательств, взвешенных с учетом относ - применение специально разработанных систем оценки рисков;

- анализ оценки активов банка и классификации кредитов;

- изучение отчетов и статистических данных банка;

- оценка эффективности информационных систем, систем бух­галтерского учета и внутреннего контроля.

Инспектора могут воздействовать на банки с помощью следую­щих мер:

- выдача рекомендаций или издание официальных распоряже­ний относительно укрепления бизнеса банка и усиления его внутрен­него контроля;

- отзыв лицензий у банков, нарушающих установленные требо­вания.

Роль внешнего аудитора банка заключается в выражении мнения о достоверности отчетности. Пользователями аудиторского заключения помимо акционеров могут быть вкладчики, кредиторы и инспектора. Чтобы составить мнение о финансовой отчетности банка, аудитор должен оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, провести планирование аудита и определить характер, объем и сроки аудиторских процедур. Специфика проверки банков обуслов­лена следующими обстоятельствами:

- необходимостью разработки банками жестких систем внутрен­него контроля, так как отдельные активы банков наиболее уязвимы для злоупотреблений;

- большим объемом и сложностью операций, требующими сложных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также использования компьютерных информационных систем;

- децентрализацией руководства при наличии сети филиалов и подразделений;

- проведением операций, не отражающихся на балансовых сче­тах и поэтому сложных для обнаружения;

- государственным регулированием деятельности банков и сле­дующей из этого необходимостью проверки соблюдения требований законодательства.

Поскольку проверка не может быть сплошной, аудитор определя­ет области наибольшего риска. Это, как правило, вопросы, касаю­щиеся вероятности возврата кредитов, окупаемости инвестиций, на­личия существенных условных и безусловных обязательств. Аудитору рекомендуется оценить и по возможности использовать работу под­разделения внутреннего аудита банка.

В отношении планирования, определения уровня существенности и аудиторского риска, объема аудита, действий аудитора при обнару­жении ошибок и мошенничества, формулировки мнения аудитор должен придерживаться стандартов и рекомендаций, установленных соответствующими МСА.

В дополнение к обязательным требованиям по оформлению вы­водов аудитору банка рекомендуется составить для руководства письменный отчет, который будет содержать замечания о недостат­ках внутреннего контроля, других упущениях, не влекущих за собой модификацию аудиторского заключения.

Взаимоотношения инспектора и аудитора банка складываются на. основе аналогичных интересов и объектов исследования. Тем не менее имеются определенные различия в целях оценки и проверки различных аспектов, представленные в табл. 2.

Таблица 2. Различия интересов инспектора и аудитора банка

Области иссле­дования

Аспекты, интересующие
инспектора аудитора

Стабильность

банка

Подтверждение жизнеспособ­ности банка (в целях защиты интересов вкладчиков) на осно­ве информации, содержащейся в финансовой отчетности Влияние соблюдения банком допущения о непрерывности де­ятельности на достоверность финансовой отчетности
Оценка эффек­тивности систе­мы внутреннего контроля Определение надлежащего уп­равления делами банка Планирование объема предстоя­щей работы

Оценка системы бухгалтерского

учета

Получение достоверной инфор­мации для оценки и контроля банковских рисков Подтверждение надлежащего ве­дения бухгалтерских записей для выражения мнения о досто­верности отчетности

Инспектор, используя проверенную аудитором отчетность, дол­жен учитывать цели работы аудитора и некоторую субъективность ау­диторских суждений. Тем не менее информация, предоставляемая аудитором в письмах и отчетах руководству банка, может эффективно использоваться инспектором для получения более широкого пред­ставления о различных сторонах деятельности банка. В то же время сведения, поступающие от органа надзора руководству банка, могут использоваться аудиторами в следующих целях:

- независимая оценка инспекторов подтверждает достаточность резервов для покрытия убытков по безнадежной и сомнительной за­долженности;

- установленные инспектором специальные нормативы могут быть использованы при проведении аналитических процедур;

- информация по вопросам, вызывающим беспокойство у ин­спекторов, должна быть принята во внимание аудитором. ПМАП 1004 рекомендует аудиторам и инспекторам отражать ре­зультаты контактов с руководством в письменном виде и включать эту информацию в документацию банка, чтобы обе проверяющие стороны имели к ней доступ.

Могут возникнуть обстоятельства, при которых аудитор или ин­спектор сочтут необходимым довести информацию до сведения дру­гой стороны (обнаруженные признаки мошенничества; факты, ста­вящие под угрозу существование банка, и др.). В этих случаях рекомендуется осуществлять контакты проверяющих сторон в при­сутствии руководства банка, чтобы не нарушить принцип конфиден­циальности. Прямые контакты разрешаются в исключительных си­туациях, например, когда присутствие руководства банка ставит под угрозу достижение целей обсуждения информации инспектором и аудитором.

В соответствии с законодательством ряда стран аудитор может со­ставлять специальные отчеты, призванные оказать помощь инспек­тору. В частности, аудитор может выразить мнение о соблюдении:

— условий лицензирования, установленных требований и норма­тивов, включенных в отчеты;

— требований законодательства при проведении банком опера­ций, проверенных аудитором;

— требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета и функционированию систем внутреннего контроля.

Инспектор банка может принимать непосредственное участие в назначении и отстранении аудиторов, чтобы обеспечить высокий уровень аудита банка.

Возможно расширение функций аудитора в сфере надзора на сле­дующих условиях:

- аудитор может оказывать содействие инспектору, но не дол­жен принимать на себя какие-либо обязанности последнего;

- контакты инспектора с аудитором в обычных случаях должны осуществляться через руководство клиента;

- перед заключением соглашения с инспектором аудитор дол­жен учесть возможный конфликт интересов и урегулировать данный вопрос с руководством банка;

- требования органов надзора в отношении информации, предо­ставляемой аудитором, должны быть конкретными и не выходить за рамки профессиональной компетенции аудитора, а также не увели­чивать объем его работы по сравнению с обычным;

- должны быть приняты меры по соблюдению конфиденциаль­ности информации, полученной аудитором и переданной органам надзора.

Возможности расширения функций аудитора зависят от характера надзора в конкретной стране. ПМАП подчеркивает необходимость постоянного диалога между надзорными органами и аудиторами в целях гармонизации стандартов финансовой отчетности на междуна­родном и национальном уровнях.

Список используемой литературы:

1. Свешникова И.В. Международные стандарты аудита: Учебно-методический комплекс. – Ульяновск, УГСХА, 2008. – 362с.

2. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 158с.

3. Подольский В.И., Савин А.А., Сотниковап Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 302с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  841  842  843   ..