Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  775  776  777   ..

 

 

Правила составления и значение отчета о движении денежных средств

Правила составления и значение отчета о движении денежных средств

МЕЖДУНАРОНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ»

Тема: Правила составления и значение отчета о движении денежных средств.

СТУДЕНТА 4 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ГРУППЫ ЭИ БУАиА 2008г.н.

СТРАШНОВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Руководитель-консультант:

Фролова М.П.

«Допустить к защите»

Руководитель-консультант:

________________________ Оценка_______________

(ФИО, подпись)

«_____» _________________200__г. «_____» _________________200__г.

Содержание

Введение ………….............................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика отчета о движении денежных средств, как формы финансовой отчетности……………………………….….......5

1.1. Назначение отчета о движении денежных средств………………….…5

1.2. Нормативно-законодательное регулирование…………….....................7

1.3. Структура и содержание отчета о движении денежных средств...........8

1.4. Порядок и сроки представления………………………………………..10

Глава 2. Методика составления отчета о движении денежных средств…...........................................................................................................13

2.1. Требования предъявляемые при заполнении отчета………………….13

2.2. Модели построения отчета…………………………………………….16

2.2. Порядок заполнения ……………………………………………………20

Глава 3. Порядок заполнения формы № 4 на примере ООО «Компэл».. 27

Заключение ………………..…………………………………………….......33

Список литературы ……………………………………… ……………….35

Введение

Отчет о движении денежных средств - одна из основных форм финансо­вой отчетности, в которой суммируется информация о по­ступлении и выбытии де­нежных средств компании. Отчет о движе­нии денежных средств дополняет ба­лансовый отчет и отчет о прибы­лях и убытках. Балансовый отчет отражает фи­нансовое положение компании на определенный момент времени (конец учетного пе­риода), а отчет о движении денежных средств поясняет изменения, произо­шедшие с одним из компонентов финансовой отчетности – денежными средст­вами - от одной даты балансового отчета до дру­гой. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности компании за период; и эта деятельность явля­ется основным факто­ром, который изменяет состояние денежных средств, отра­жаемых в отчете о движении денежных средств. Информация о движении де­неж­ных средств предприятия полезна тем, что она предоставляет пользователям фи­нансовой отчетности базу для оценки способности предприятия привлекать и ис­пользовать денежные средства и их эк­виваленты.

Отчет о движении денежных средств, кроме того, содержит ин­формацию, ко­торая бывает полезна при оценке финансовой гибкости фирмы. Финансовая гиб­кость - это способность фирмы генерировать значительные суммы денежных средств с тем, чтобы своевременно реагировать на неожиданно возникающие по­требности и возможно­сти. Информация о движении денежных средств за про­шлые пе­риоды, особенно о движении денежных средств от основной дея­тельно­сти, помогает оценить финансовую гибкость. Оценка способ­ности фирмы пере­жить, например, неожиданное падение спроса мо­жет включать в себя анализ дви­жения денежных средств от основной деятельности за прошлые периоды. Чем значительнее потоки денеж­ных средств, тем выше окажется способность фирмы выдержать не­благоприятные изменения экономических условий.

Целью данной курсовой работы является – на основе подбора, систематизации и обобщения данных разных источников дать понятие об отчете о движении денежных средств, его назначении и целевой направленности, а также содержании и правилах формирования.

Цель работы определяет ряд конкретных задач:

· ознакомиться с нормативно-правовой документацией необходимой для составления отчета о движении денежных средств;

· изучить его структуру и состав;

· ознакомиться с порядком и сроками его представления;

· ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к его содержанию;

· рассмотреть модели построения отчета;

· на примере ООО «Компэл» заполнить отчет о движении денежных средств.

При выполнении курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

- изучение теоретических основ бухгалтерской отчетности, а именно отчета о движении денежных средств;

- выяснение цели и важности составления отчета о движении денежных средств;

порядок заполнения отчета о движении денежных средств в соответствии с нормативными документами, принцип построения формы

Методы - поиск, подбор, анализ источников по теме, анализ нормативно-правовых документов, классификация, сравнительно-сопоставительный анализ.

Глава 1. Общая характеристика отчета о движении денежных средств, как формы финансовой отчетности

1.1. Назначение отчета о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств является сравнительно «молодой» формой отчетности не только в России, но и на Западе. В составе отчетности западных компаний он стал появляться в середине 70-х годов. Информацию же о денежных потоках в разрезе финансовой и инвестиционной деятельности можно представлять только прямым методом. Международный стандарт финансовой отчетности 7 «Отчет об изменении финансового положения», утвержденный в 1977 г., стал предшественником ныне действующего международного стандарта финансовой отчетности 7 «Отчет о движении денежных средств», введенного с 1 января 1994 г.

В России в связи с переходом к международным стандартам впервые составляется отчет о движении денежных средств (форма N 4) со II полугодия 1996 г. За последнее десятилетие в мировой практике отчет о движении денежных средств стал одним из основных документов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Его данные дополняют информацию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

В данной форме собирают информацию о том, откуда организация брала деньги и как именно она их расходовала. Причем отдельно рассматривают каждую деятельность - текущую, инвестицион­ную и финансовую Данный отчет вместе с остальными, входящими в состав финансовой отчетности, обеспечивает представление информации, позволяющей оценить показатели денежного оборота, а также понять произошедшие изменения в чистых активах компании, ее финансовую структуру (в том числе ликвидность и платежеспособность), способность регулировать время и плотность денежных потоков в условиях постоянно изменяющихся внешних и внутренних факторов. Включение отчета о движении денежных средств в финансовую отчетность позволяет моделировать текущую стоимость будущих денежных потоков для сравнительной оценки компаний. При этом сравнительный анализ денежных потоков не имеет ограничений, связанных с зависимостью от показателей прочей отчетности и от выбранной компанией учетной политики.

Традиционно публикуемые отчеты компаний состоят из отчета о прибылях и убытках, показывающего, в частности, величину прибыли, произведенной в компании в течение года, и баланса, показывающего размеры и классификацию активов и то, как они финансировались. Для более полного понимания состояния дел компании также необходимо определить изменения, произошедшие в активах, обязательствах и капитале в течение года, и их общее воздействие на чистые ликвидные средства.

Другими словами, компания может получать большую прибыль, но не генерировать значительных денежных средств. Типичный случай - прибыльная компания, осуществляющая крупные инвестиции в основные средства, но не обладающая достаточным объемом собственных или долгосрочных заемных источников. Другой пример - крупное вложение средств в материально-производственные запасы и дебиторскую задолженность, как правило, требующее оттока денежных средств. Отчет о движении денежных средств, показывающий динамику денежных потоков между последовательно составляемыми балансами, раскрывает причины несоответствия финансовых результатов - чистой прибыли (рассчитанной методом начисления) и чистого денежного потока (в целом и по видам деятельности), являющегося результатом кассовых оборотов.

Цель отчетов о движении денежных средств состоит в том, чтобы одновременно показать способ финансирования деятельности компании и использование финансовых ресурсов. Содержание отчета должно четко отражать денежные средства, сформированные или израсходованные в результате деятельности компании, а также использование любого наращения ликвидных активов или финансирование любого дефицита таких активов.

1.2. Нормативно-законодательное регулирование

Федеральным законом "О бухгалтерском учете" установлены состав бухгалтерской отчетности, обязательные адреса представления (учредители, участники и территориальные органы государственной статистики), сроки представления, публичность отчетности. НК РФ, КоАП РФ, УК РФ предусматривают налоговую, административную и уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц за достоверность бухгалтерской отчетности.

Государство в лице Минфина России устанавливает инструментарий для составления бухгалтерской отчетности:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 34н, с последующими дополнениями и изменениями);

положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н);

положения по бухгалтерскому учету с разделами по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности;

приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» и указания о порядке ее составления и представления.

Составление отчетов о движении денежных средств в соответствии с МСФО регламентируется отдельным стандартом МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств". Правила составления отчета о движении денежных средств установлены МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств", согласно которому отчет должен содержать информацию о денежных потоках компании в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Для составления отчета в части операционной деятельности МСФО 7 допускает использование двух методов: прямого и косвенного. Информацию же о денежных потоках в разрезе финансовой и инвестиционной деятельности можно представлять только прямым методом.

Указанные положения по регулированию индивидуальной годовой бухгалтерской отчетности с целью их введения в действие с отчета за 2006 г. будут доводиться до требований международных стандартов финансовой отчетности. При этом особое внимание будет учитываться на соответствие содержания данных нормативных правовых актов российскому законодательству, экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации, отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов и требованию практической реализуемости.

1.3. Структура и содержание отчета о движении денежных средств

Форма N 4 "Отчет о движении денежных средств" (далее - отчет, форма N 4) утверждена Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н . Как и другие формы бухгалтерской отчетности, она является рекомендуемой. Это значит, что организации на основе типового образца разрабатывают собственную форму и утверждают ее при формировании учетной политики либо используют образец, рекомендованный Минфином, и при необходимости удаляют из него ненужные строки. Решение об использовании формы Минфина должно быть зафиксировано в учетной политике.

В форме N 4 (приложение 1) показатели отражаются за отчетный (графа 3) и предыдущий (графа 4) год. Движение денежных средств отражается по строкам. Каждая группа строк, посвященных отдельному виду деятельности (текущей, инвестиционной или финансовой), заканчивается показателем чистых денежных средств по виду деятельности, который рассчитывается как разность между доходами от вида деятельности и суммой средств, направленных на реализацию данного вида деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная:

с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также с их продажей;

с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки;

с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.).

МСФО 7 требует, чтобы денежные потоки были классифицированы по трем видам деятельности:

1)Операционной называется основная (уставная) дея­тельность организации: производство продукции, выполнение ра­бот, оказание услуг.

2)Инвестиционная деятельность - это капитальные вложения в недвижимость, оборудование, нематериальные активы и т. п. Кроме того, к инвестиционной деятельности относят долгосроч­ные финансовые вложения (приобретение ценных бумаг, вложе­ние средств в уставные капиталы других организаций).

3)К финансовой относят деятельность, связанную с краткосроч­ными вложениями, а также с выпуском ценных бумаг, срок пога­шения которых не превышает 12 месяцев.

Бухгалтеру организации, у кото­рой есть средства в иностранной валюте необходимо соста­вить отдельные расчеты по каждому виду валюты. А затем дан­ные всех расчетов придется пересчитать в рубли. При этом нужно исходить из курса, установленного Центральным бан­ком РФ на дату составления бухгалтерской отчетности, то есть на 31 декабря текущего года.

1.4. Порядок и сроки представления

Отчет о движении денежных средств входит в состав годовой бухгалтерской отчетности (т.е. он не включается в промежуточную бухгалтерскую отчетность- за месяц, квартал).

Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать форму N 4 в состав бухгалтерской отчетности (п. п. 3 и 4 Приказа Минфина N 67н). Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не продавали товары (работы, услуги), за исключением собственного имущества.

Основные правила формирования отчета о движении денежных средств, как и другой бухгалтерской отчетности:

1. Не должно быть пустых строк. Статьи бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют в данном отчетном периоде числовые значения показателей, должны прочеркиваться при заполнении.

2. Организациям предоставлено право самостоятельного кодирования строк при разработке и принятии отчетных форм, тем самым реализуется возможность выбора разных подходов к раскрытию финансовой информации в формах бухгалтерской отчетности.

3. В формах бухгалтерской отчетности организаций должны приводиться данные по каждому числовому показателю как минимум за два года - предшествующий и отчетный.

4. Если показатель должен вычитаться из соответствующих данных при его исчислении или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель отражается в круглых скобках.

5. Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, а при существенных оборотах продаж и объемах обязательств - в миллионах рублей без десятичных знаков.

6. Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, в которой указываются:

· наименование отчета;

· отчетный период;

· наименование организации (полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами);

· ИНН, присвоенный налоговым органом;

· вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с ОКВ3Д;

· ОПФ согласно ОКОПФ;

· единица измерения;

· дата утверждения; годовая бухгалтерская отчетность утверждается в порядке, закрепленном учредительными документами организации;

· дата отправки/принятия (указывается конкретная дата отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

7. Бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации (в конце каждой формы). После подписей проставляется фактическая дата подписания этой отчетности.

8. Организация должна придерживаться принятых ею форм бухгалтерской отчетности последовательно - от одного отчетного периода к другому.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных (либо реорганизованных) первым отчетным годом считается период со дня их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для созданных после 1 октября (включая эту дату) - с даты ее государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а промежуточная - в течение 30 дней по окончании квартала.

Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями организации или общим собранием. При этом годовая отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается день ее фактической передачи по принадлежности, дата почтового отправления либо дата ее отправки по телекоммуника­ционным каналам связи. Если дата представления приходится на нерабочий день, то сроком представления отчетности считается первый за ним рабочий день.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность:

· учредителям (участникам или собственникам ее имущества),

· органам Госстатистики по месту их регистрации;

· налоговым органам по месту их регистрации.

Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия - органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Согласно ПБУ 4/99 (п. 42) бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, поставщиков, покупателей, кредиторов), которые могут знакомиться с ней и получать ее копии (с возмещением затрат на копирование).

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, обязаны опубликовать свою бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

В соответствии с Законом РФ .N2 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 16) публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям этой отчетности, либо распространении среди них брошюр и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам Госстатистики для предоставления заинте­ресованным пользователям.

Глава 2. Методика составления отчета о движении денежных средств

2.1. Требования предъявляемые при заполнении отчета

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Одной из составляющих бухгалтерской отчетности является форма №4 “Отчет о движении денежных средств”, в которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании.

Являясь одной из составляющих бухгалтерской отчетности, к форме №4 “Отчету о движении денежных средств”, предъявляются единые общие требования.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иными Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При формировании данной бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

. На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

- наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

- указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность ("на ______ 200__ г.", "за __________ 200__ г.");

- организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

- вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике);

- организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по классификатору форм собственности (ОКФС);

- единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн. руб. - код по ОКЕИ 385);

- дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

- дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" субъекты малого предпринимательства, имеют право не представлять форму №4 в составе бухгалтерской отчетности.

2.2. Модели построения отчета

Прямой метод составления отчета.

При использовании прямого метода раскрываются основные виды валовых денежных поступлений и валовых денежных платежей. Информация об основных видах денежных поступлений и платежей может быть получена из учетных записей компании путем корректировки продаж, себестоимости продаж (доходов в виде процентов, расходов на выплаты процентов и аналогичных расходов для финансовых учреждений) и других статей в отчете о прибылях и убытках с учетом изменений в запасах и операционной кредиторской и дебиторской задолженностях в течение периода, других не денежных статей, прочих статей, ведущих к возникновению инвестиционных или финансовых денежных потоков.

В случае получения информации об основных видах денежных поступлений из учетных записей специалисты, ответственные за формирование отчетности, анализируют учетные регистры по движению денежных средств и классифицируют денежные потоки по видам деятельности (операционной, финансовой или инвестиционной) и по статьям движения денежных средств.

Основная сложность при составлении отчета о движении денежных средств прямым методом связана с исключением внутренних оборотов. Нужно исключить обороты между расчетным счетом и кассой и между предприятиями холдинга, а это требует много времени.

Состав статей разделов отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО 7 определяется компанией самостоятельно, а примеры, приведенные в тексте стандарта, носят рекомендательный характер. Детализация разделов отчета о движении денежных средств полностью зависит от информационных потребностей компании. Теоретически отчет о движении денежных средств может содержать только итоговые потоки по каждому виду деятельности (и этого будет достаточно).

При корректировке статей отчета большинство предприятий ежедневно осуществляют огромное количество денежных операций, поэтому их довольно трудно анализировать и классифицировать. Проще принять за основу данные, уже отраженные в учете по методу начисления, которые использовались при составлении отчета о прибылях и убытках и баланса. При составлении отчета о движении денежных средств нужно исключить влияние не денежных статей ("Амортизация", "Резервы") и учесть изменение активов, капитала и обязательств компании.

Отчет о движении денежных средств, составленный прямым методом на основе информации, полученной путем корректировок статей доходов и расходов, по сути, представляет собой отчет о прибылях и убытках, составленный кассовым методом. На определенном этапе развития компании может оказаться, что менеджерам и собственникам важно видеть реально полученные доходы и реально понесенные расходы, а не только финансовый результат, рассчитанный методом начислений. Поэтому косвенный метод им не подходит, а прямой метод на основе учетных данных зачастую оказывается слишком трудоемким. В этой ситуации логично составлять отчет о движении денежных средств прямым методом путем корректировок данных отчета о прибылях и убытках.

Для того чтобы правильно трансформировать статьи отчета о прибылях и убытках во входящие и исходящие потоки денежных средств, нужно для каждого вида расходов и доходов найти соответствующие активы и обязательства (то есть балансовые счета, по которым ведется их учет) и на основании данных анализа счетов рассчитать величину полученных денежных средств.

Косвенный метод составления отчета.

Согласно МСФО 7 при использовании косвенного метода чистая прибыль или убыток корректируются с учетом результатов операций неденежного характера, любых отсрочек или начислений прошлых периодов или будущих операционных денежных поступлений платежей и статей доходов или расходов, связанных с инвестиционными или финансовыми потоками денежных средств. Косвенный метод раскрывает движение денежных средств от операционной деятельности (чистый приток или отток), а валовые поступления и выбытия денежных средств не анализируются и соответственно не классифицируются по статьям движения денежных средств.

Корректировки чистой прибыли во многом схожи с корректировками доходов и расходов на суммы, рассчитанные по кассовому методу при построении отчета о движении денежных средств прямым методом. Но поскольку в данном случае за основу берется чистая прибыль, необходимы дополнительные корректировки.

Подготовка отчета о движении денежных средств косвенным методом не вызывает особых проблем при условии, что существует понятная учетная политика компании. Некоторые трудности при составлении отчета могут возникать из-за того, что валюта учета может отличаться от валюты отчетности.

Для составления отчета о движении денежных средств МСФО 7 рекомендует компаниям использовать прямой метод, так как он в отличие от косвенного позволяет получить информацию, необходимую для оценки будущих потоков денежных средств. Однако на практике большинство компаний применяют косвенный метод. Выбор метода заполнения раздела "Операционная деятельность" отчета о движении денежных средств зависит от ряда факторов, например от целей формирования отчетности.

Основное отличие в отчетах о движении денежных средств, составленных прямым и косвенным методами, - это информативность для конечного пользователя. Внутреннему пользователю, который мыслит категорией "денежные потоки" и ориентируется на план денежных поступлений и выплат, необходим отчет, составленный прямым методом. Если речь идет о внешнем пользователе, то здесь могут быть различные варианты. Отчет о движении денежных средств косвенным методом проще построить. Он тоже достаточно информативен. Однако при его использовании не рассматриваются абсолютные значения выплат и поступлений, что может исказить истинную картину движения денежных средств.

2.3. Порядок заполнения

Статья «Остаток денежных средств на начало года»

По строке 010 в графе 3 показывают, сколько денег было у ор­ганизации к 1 января следующего года. Чтобы заполнить эту строку, нуж­но сложить дебетовые сальдо по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках».

Статья «Поступило денежных средств»

По строке 020 приводят общую сумму, которая посту­пила в кассу и на банковские счета предприятия в течение года. Чтобы заполнить эту строку, нужно сложить данные строк 030-110.

По строке 030 показывают поступившую выручку от реали­зации продукции (товаров, работ, услуг). Для этого бухгалтер организации должен взять кредитовые обороты по субсчету «Расче­ты за продукцию» счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчи­ками», которые корреспондируются со счетами 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютный счет». Эти данные приводят в графах 3 и 4. Графы 5 и 6 не заполняют.

По строке 040 отражают выручку, поступившую от продажи имущества. Эту сумму надо записать в графу 3 данной строки.

Далее в графе 4 показывают сумму, которую организация по­лучила, продав излишки материалов, сырья и других производст­венных запасов. В графе 5 дают информацию о выручке от реали­зации основных средств, нематериальных активов, а также ценных бумаг со сроком погашения свыше 12 месяцев. А в гра­фе 6 записывают выручку от продажи ценных бумаг со сроком по­гашения менее 12 месяцев.

Чтобы заполнить эту строку, надо взять кредитовый оборот по счетам 62 и 76, который приходится на реализацию имущества, в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

По строке 050 отражают суммы авансов, полученные от по­купателей и заказчиков. В данные суммы включают налог на до­бавленную стоимость.

Для того чтобы заполнить строку 050, надо взять кредитовые обороты по субсчету «Авансы полученные» счета 62 в корреспон­денции со счетами 50, 51 и 52. Причем здесь нужно заполнить только графы 3 и 4.

По строке 060 приводят суммы, которые поступили из бюд­жета. При этом общую сумму записывают в графе 3 данной стро­ки. А затем в графах 4, 5 и 6 ее расшифровывают, показывая, сколько бюджет выделил на финансирование текущей, инвести­ционной и финансовой деятельности.

Чтобы заполнить данную строку, нужно взять кредитовые обо­роты по счету 86 «Целевое финансирование», которые корреспон­дируют со счетами 50, 51 и 52.

По строке 070 отражают средства, которые организация по­лучила безвозмездно. Их общую сумму записывают в графе 3. Да­лее ее расшифровывают в графах 4, 5 и 6. Так, в графе 4 приводят суммы, истраченные в текущей деятельности (например, на за­купку сырья и материалов). В графе 5 - в инвестиционной дея­тельности (допустим, на приобретение оборудования или немате­риальных активов), в графе 6 - в финансовой деятельности.

Чтобы заполнить данную строку, бухгалтер должен взять кре­дитовый оборот по счету 98 «Доходы будущих периодов». Этот счет корреспондируется со счетами учета денежных средств.

По строке 080 указывают суммы кредитов, которые органи­зация получила в 2002 году. Кредиты, бравшиеся на закупку ма­териалов, сырья и других оборотных активов, отражают в графе 4 данной статьи. Те кредиты, которые получены на покупку основ­ных средств или нематериальных активов, приводят в графе 5. А средства, полученные на приобретение краткосрочных ценных бумаг, записывают в графе 6. Сложив графы 4, 5 и 6, вы получи­те общую сумму полученных кредитов, которую необходимо по­казать в графе 3 строки 080.

Чтобы заполнить эту строку, бухгалтеру надо взять кредито­вые обороты субсчета «Краткосрочные кредиты» счета 66 и суб­счета «Долгосрочные кредиты» счета 67 в корреспонденции со счетами 50, 51 и 52.

По строке 085 показывают суммы займов, которые организа­ция получила в течение отчетного года. Эти суммы также разби­вают по видам деятельности, на которые получены заемные сред­ства.

Заполняя эту строку, возьмите кредитовые обороты субсчета «Краткосрочные займы» счета 66 и субсчета «Долгосрочные зай­мы» счета 67 в корреспонденции со счетами 50, 51 и 52.

По строке 090 отражают суммы полученных в течение 2002 года дивидендов и процентов по векселям, выданным зай­мам и т. п.

Если деньги получены от долгосрочных финансовых вложе­ний, то эту сумму нужно отразить в графе 5. Если же эти доходы получены от краткосрочных вложений, то заполняют графу 6. Об­щую сумму полученных доходов указывают в графе 3 строки 090.

По строке 110 показывают все прочие денежные поступле­ния. Например, приводят средства, возвращенные подотчетными лицами, или займы, которые ранее были выданы сотрудникам. Кроме того, по этой строке отражают пени, штрафы и неустойки, полученные от покупателей и заказчиков.

Чтобы заполнить графу 3 строки 110, организация должна подсчитать кредитовые обороты по счетам 71, 73 и 76 субсчет «Ра­счеты по претензиям» в корреспонденции со счетами учета денеж­ных средств.

Полученный результат надо разбить по видам деятельности: те­кущая (графа 4), инвестиционная (графа 5) и финансовая (графа 6).

Статья «Направлено денежных средств»

По строке 120 отражают общую сумму денежных средств, пе­речисленных с банковских счетов организации и выданных из ее кассы. Здесь тоже нужно показать, сколько было направлено на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность. Чтобы заполнить эту строку, надо сложить данные строк 130-250.

По строке 130 в графе 3 указывают денежные средства, кото­рые в течение 2002 года были перечислены поставщикам и под­рядчикам. В графе 4 данной строки отражают, сколько было ист­рачено на сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, коммунальные услуги и т. д.

В графе 5 показывают стоимость капитальных работ. А в гра­фе 6 - вознаграждение посредников, приобретавших для органи­зации краткосрочные ценные бумаги.

Заполняя строку 130, организация должна сложить кредито­вые сальдо по счетам 50, 51, 52 и 55, которые корреспондируют со счетами 62 и 76 (за исключением субсчетов «Авансы выданные» и «Расчеты по оплате машин, оборудования и транспортных средств»).

По строке 140 показывают, сколько пошло на оплату труда. По данной строке заполняется только графа 3. Для этого надо сло­жить кредитовые обороты по счетам 50 и 51 в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

По строке 150 в графе 3 записывают общую сумму единого социального налога, а также страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, по этой же строке показывают и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Здесь отражают кредитовый оборот по счету 51, который кор­респондирует со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

По строке 160 отражают суммы, выданные из кассы подот­четным лицам. При этом в графе 4 надо показать, сколько выда­валось на хозяйственные нужды. В графе 5 - сколько пошлона покупку основных средств и нематериальных активов. А графа 6 предназначена для стоимости купленных краткосрочных ценных бумаг. Сумму показателей по графам 4, 5 и 6 необходимо вписать в графу 3 строки 160.

Чтобы заполнить данную строку, бухгалтер должен взять кре­дитовые обороты по счетам 50, 51 и 52 в корреспонденции со сче­том 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

По строке 170 показывают суммы авансовых платежей, вы­данных поставщикам и подрядчикам. В частности, в графе 3 за­писывают общую сумму выданных авансов. Затем в графе 4 отра­жают авансы поставщикам производственных запасов или подрядчикам, которые участвуют в основной деятельности орга­низации. А в графе 5 - авансы, перечисленные поставщикам обо­рудования и нематериальных активов. И наконец, в графе 6 при­водят авансы, выплаченные за ценные бумаги.

Заполняя эту строку, бухгалтер должен взять кредитовые обо­роты по счетам 50, 51, 52 и 55, которые корреспондируют с суб­счетом «Авансы выданные» счета 62.

По строке 180 отражают оплату долевого участия в строи­тельстве. Для этого надо сложить кредитовые обороты по сче­там 50, 51, 52 и 55 в корреспонденции с субсчетом «Долевое уча­стие в строительстве» счета 58 «Финансовые вложения». Эти данные записывают в графы 3 и 5 строки 180.

Суммы, уплаченные поставщикам оборудования и транспорт­ных средств, записывают в графы 3 и 5 строки 190 . Чтобы их за­полнить, необходимо взять дебетовый оборот по субсчету «Расче­ты по оплате машин, оборудования и транспортных средств» счетов 62 и 76. Эти обороты берутся в корреспонденции со счета­ми 50, 51, 52 и 55.

По строке 200 отражают средства, на которые приобретались ценные бумаги, доли в уставных капиталах других организаций и т. п. Чтобы заполнить данную строку, нужно сложить кредитовые обороты по счетам учета денежных средств в корреспонденции со сче­том 58 (за исключением субсчета «Долевое участие в строительстве»).

По строке 210 указывают дивиденды, которые выплачены учредителям организации. Кроме того, по данной строке приво­дят проценты по выпущенным облигациям и т. п. Заполняя эту строку, возьмите кредитовые обороты по счетам 50, 51, 52 и 55 в корреспонденции со счетом 75 или субсчетом «Проценты по вы­пущенным ценным бумагам» счета 76.

По строке 220 отражают суммы налогов и сборов, которые ор­ганизация перечислила в бюджет. Чтобы заполнить эту строку, нужно взять дебетовый оборот по счету 68 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Причем в графе 4 следует пока­зать платежи, относящиеся к текущей деятельности (НДС, налог на имущество, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на прибыль и т. д.). А в графе 6 приводят суммы налогов, уплаченных в ходе финансовой деятельности (налог на операции с ценными бу­магами). Сумму граф 4 и 6 следует записать в графе 3 строки 220.

По строке 230 показывают сумму процентов, уплаченных по полученным кредитам и займам. Кроме того, здесь же отражают сумму возвращенных кредитов и займов. Общую сумму, приве­денную в графе 3, также надо разбить по видам деятельности.

Чтобы заполнить эту строку, возьмите дебетовые обороты по счетам 66 и 67, которые корреспондируют со счетами учета де­нежных средств.

По строке 250 записывают выплаты, которые не были отра­жены в предыдущих строках Отчета о движении денежных средств. Например, здесь приводят суммы займов, выданных ра­ботникам.

Статья «Остаток денежных средств на конец отчетного периода»

По строке 260 в графе 3 отражают деньги, оставшиеся у орга­низации в кассе, а также на расчетных, валютных, специальных и иных счетах в банках. Показатель этой строки должен быть ра­вен сумме строк 010 и 020 за минусом строки 120.

Справочно

По строке 270 указывают сумму, которая поступила в кассу организации в 2002 году. Ее можно получить, сложив данные строк 280-295.

По строке 280 отражают наличные, полученные от юридиче­ских лиц.

По строке 290 записывают наличные, которые внесли в кассу физические лица. Сколько при этом «прошло» через контрольно-кассовые машины, нужно указать в строке 291. Те же суммы, ко­торые внесли физические лица при расчетах по бланкам строгой отчетности, следует вписать в строку 292.

По строке 295 показывают средства, поступившие в текущем го­ду из банка в кассу предприятия. То есть по этой строке отражает­ся годовой оборот по дебету счета 50 в корреспонденции со счета­ми 51 и 52.

По строке 296 отражают средства, которые организация сдала из кассы в банк. Чтобы заполнить данную строку, следует взять кре­дитовый оборот по счету 50 в корреспонденции со счетами 51 и 52.

Глава 3. Пример заполнения формы

Порядок заполнения формы N 4 за отчетный год продемонстрирую на примере ООО «Ника».

Примеры:

Пример 1 . 12 мая 2009 г. ООО "Компэл" получило от иностранного покупателя на валютный счет 4000 долл. США. Официальный курс рубля, установленный Банком России на эту дату, составил 27,08 руб/долл. США.

13 июля 2009г. ООО "Компэл" перечислило иностранному поставщику 3000 долл. США с валютного счета. Официальный курс рубля, установленный Банком России на эту дату, - 26,87 руб/долл. США.

На отчетную дату (31 декабря 2009г.) курс Банка России составил 26,33 руб/долл. США.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности бухгалтер отразил в форме N 4 движение валютных средств по курсу, установленному на 31 декабря 2009 г.:

(4000 долл. США - 3000 долл. США) х 26,33 руб/долл. США = 26330 руб.

В бухгалтерском учете движение этих сумм было отражено по курсу на день совершения операций:

(4000 долл. США х 27,08 руб/долл. США) - (3000 долл. США х 26,87 руб/долл. США) = 27 710 руб.

Чтобы рассчитать показатель строки "Величина влияния изменений курса валюты по отношению к рублю", бухгалтер ООО "Компэл" определил разницу между суммами иностранной валюты, пересчитанными для формы N 4, и суммами, отраженными в бухгалтерском учете:

26 330 руб. - 27 710 руб. = -1380 руб.

Получился отрицательный показатель, поэтому в форме N 4 бухгалтер указал его в круглых скобках. Этот показатель отражает итоговую величину курсовых разниц за отчетный год.

Пример 2 . ООО "Компэл" занимается производством хлеба и мучных кондитерских изделий.

Остаток денежных средств на начало 2009 г. - 67 930 руб.

В 2009 г. в бухгалтерском учете организации были отражены следующие операции, связанные с поступлением денежных средств:

- поступила выручка от реализации продукции - 2 189 000 руб.;

- получены авансы от покупателей - 860 000 руб.;

- получен кредит в банке - 450 000 руб.;

- получена оплата от иностранного покупателя - 4000 долл. США (официальный курс Банка России на дату оплаты – 27,08 руб/долл. США).

За 2009 г. бухгалтер организации отразил следующие расходные операции:

- выдана зарплата из кассы - 689 000 руб.;

- уплачены налоги - 544 320 руб.;

- приобретено оборудование - 287 000 руб.;

- уплачены проценты по кредиту - 24 000 руб.;

- перечислено поставщикам за сырье и материалы - 915 750 руб.;

- перечислено иностранному поставщику за сырье - 3000 долл. США (официальный курс Банка России на дату оплаты – 26,87 руб/долл. США).

Бухгалтер ООО "Компэл" заполнит форму N 4 "Отчет о движении денежных средств" за 2009 г. следующим образом.

В графу 4 "За аналогичный период предыдущего года" необходимо перенести показатели из графы 3 "За отчетный год" формы N 4 за 2008 г.

По состоянию на 1 января 2009 г. остатка денежных средств в иностранной валюте у организации не было. Поэтому по строке "Остаток денежных средств на начало отчетного года" (графа 3) указывается сумма, отраженная по строке "Остаток денежных средств на конец отчетного периода" графы 3 формы N 4 за 2008 г., - 67 930 руб.

Денежные средства в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на отчетную дату. На 31 декабря 2009 г. он составлял 26,33 руб/долл. США.

Поступление денежных средств по текущей деятельности отражается по строке "Средства, полученные от покупателей, заказчиков".

Этот показатель равен:

2 189 000 руб. + 860 000 руб. + 4000 долл. США х 26,33 руб/долл. США = 3 154 320 руб.

Использование денежных средств по текущей деятельности отражается в круглых скобках по следующим строкам:

- по строке "На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов" - 994 740 руб. (915 750 руб. + 3000 долл. США х 26,33 руб/долл. США);

- по строке "На оплату труда" - 689 000 руб.;

- по строке "На выплату дивидендов, процентов" - 24 000 руб.;

- по строке "На расчеты по налогам и сборам" - 544 320 руб.

Далее заполняется строка "Чистые денежные средства от текущей деятельности". Ее показатель определяется как разница между суммами денежных средств, поступившими по текущей деятельности, и суммами, израсходованными по ней:

3 154 320 руб. – 994 740 руб. - 689 000 руб. - 24 000 руб. - 544 320 руб. = 902 260 руб.

Поступлений по инвестиционной деятельности не было. Средства, использованные по такой деятельности, в сумме 287 000 руб. отражаются в строке "Приобретено объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов". Эта же сумма показывается по строке "Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности". Оба показателя записываются в круглых скобках.

Средства по финансовой деятельности в сумме 450 000 руб. нужно отразить по строке "Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями". Такая же сумма указывается в строке "Чистые денежные средства от финансовой деятельности".

Показатель строки "Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов" рассчитывается как сумма итоговых показателей по каждому виду деятельности. При этом отрицательные показатели вычитаются. Значение этой строки - 1 065 260 руб. (902 260 руб. - 287 000 руб. + 450 000 руб.).

Значение строки "Остаток денежных средств на конец отчетного периода" исчисляется как сумма строк "Остаток денежных средств на начало отчетного года" и "Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов". Показатель этой строки равен 1 133 190 руб. (67 930 руб. + 1 065 260 руб.).

По строке "Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю" бухгалтер ООО "Компэл" укажет 1380 руб. в круглых скобках (порядок расчета этого показателя см. в примере 1).

Форма N 4 заполняется в тысячах рублей. Незаполненные строки из нее исключаются.


┌────────────┐

ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ │ КОДЫ │

├────────────┤

Форма N 4 по ОКУД │ 0710004 │

├────┬───┬───┤

за 2006 г. │2005│03 │29 │

ООО "Компэл" ├────┴───┴───┤

Организация ------------------------------- по ОКПО │ 733615 │

├────────────┤

Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ 7824553341 │

производство хлеба и ├────────────┤

Вид деятельности ------------------------- по ОКВЭД │ 1581 │

мучных кондитерских изделий │ │

------------------------------------------ ├─────┬──────┤

Организационно-правовая форма/ общество с │ │ │

ограниченной ответственностью -------------------- │ │ │

форма собственности /частная │ │ │

----------------------------------- по ОКОПФ/ОКФС │ 65 │ 16 │

├─────┴──────┤

Единица измерения: тыс. руб./млн.руб. по ОКЕИ │ 384/385 │

(ненужное зачеркнуть) └────────────┘

Показатель За отчетный
год
За аналогичный период предыдущего года
наименование код
1 2 3 4
Остаток денежных средств на
начало отчетного года
Движение денежных средств по текущей деятельности
Средства, полученные о тпокупателей, заказчиков
... ... ... ...
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов
на оплату труда 160 (689) (539)
на выплату дивидендов,процентов 170 ( 24) ( 10)
на расчеты по налогам и сборам 180 (544) (380)
... ... ... ...
Чистые денежные средства от текущей деятельности
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности
Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
... ... ... ...
Чистые денежные средства от
инвестиционной деятельности
Движение денежных средств по финансовой деятельности
Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями
... ... ... ...
Чистые денежные средства от
финансовой деятельности
Чистое увеличение (уменьшение)
денежных средств и их эквивалентов
Остаток денежных средств на конец отчетного периода
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю

Руководитель --------- ------------ Главный бухгалтер --------- ------------

(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка

подписи) подписи)

"29" марта 2010 г.

Заключение

В процессе написания данной курсовой работы были рассмотрены поставленные задачи :

- изучены теоретические основы бухгалтерской отчетности, а именно отчета о движении денежных средств;

- выяснены цели и важность составления отчета о движении денежных средств;

- порядок заполнения отчета о движении денежных средств в соответствии с нормативными документами, принцип построения формы.

Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности, а именно в отчете о движении денежных средств, необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций - кредиторов, акционеров и др. Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным вПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов она должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

- осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

- правильная оценка статей баланса.

Баланс показывает какие ресурсы вложила компания в деятельность и каковы источники их финансирования на определенную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает расчет чистой прибыли, которая была получена по результатам отчетного периода. Отчет об акционерном капитале фиксирует изменения в капитале акционеров компании в течение отчетного периода.

Каждый из перечисленных отчетов имеет свое предназначение. Но ни один из указанных выше отчетов не могут ответить на такие вопросы как: "Имеется ли у компании достаточно свободных денежных средств для выплаты дивидендов? В состоянии компания погасить текущую кредиторскую задолженность? Если кредиторская задолженность уменьшалась или увеличивалась, то за счет чего это происходило? За счет каких источников происходило финансирование основных средств?"

Чтобы ответить на эти поставленные вопросы и необходим отчет о движении денежных средств. Цель отчетов о движении денежных средств состоит в том, чтобы одновременно показать способ финансирования деятельности компании и как используются фи­нансовые ресурсы. Выбранная форма должна обеспечивать достижение этой цели. Она должна четко показывать средства, сформированные или израсходованные в результате деятельности компании, и то, как использовано любое превышение ликвидных активов или как финансировался любой де­фицит таких активов.

Как свидетельствует мировая практика, представление прозрачной и полезной информации в отчете о движении денежных средств является необходимым условием функционирования организованного и эффективного рынка. В случае отсутствия полезности информации могут не знать истинного финансового положения предприятия даже его руководители, а другие участники рынка тем более могут быть введены в заблуждение, что негативно сказывается на работе рынка.

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г.

2. Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

3. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»

4. Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г. «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».

5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Приложение к приказу Минфина РФ от 6.07.99 №43н.

6. Заббарова О.А. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: Учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2005.-265с.

7. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 128с.

8. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. - М.:ФБК- ПРЕСС, 2002. - 512с.

9.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2003.

10. Новодворский В.Д., Пономарева В.П., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. - М: Бухгалтерский учет, 2001. 11. Титаева А.В. Отчет о движении денежных средств: Статья, режим доступа: http://books.titaeva.ru/ebook.html

12. Экономика и управление на предприятиях: Научно-образовательный портал, режим доступа: http://EUP.RU/

1. Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организаций (Годовой отчет – 2005) // Бухгалтерский учет. – 2005.

2. Сборник документов «22 положения по бухгалтерскому учету», М.: Омега-Л, 2005.

3. Электронная версия бератора "Практическая энциклопедия бухгалтера"
Том 6 "Бухгалтерская отчетность».

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  775  776  777   ..