Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  630  631  632   ..

 

 

Организация бухгалтерского учета оплаты труда в здравоохранении

Организация бухгалтерского учета оплаты труда в здравоохранении

Министерство образования и науки Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Общая характеристика отдела здравоохранения

1.2 Организационная структура отдела здравоохранения

1.3 Цели функционирования отдела здравоохранения

2.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

2.1 Организация и регулирование расчетов с персоналом по оплате труда

2.2 Порядок оплаты труда работников здравоохранения

2.3 Особенности организации бухгалтерского учета оплаты труда в здравоохранении

2.4 Схема документооборота по оплате труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночным отношениям определение понятия заработной платы приобретает принципиальное значение, ибо она может рассматриваться как стоимостная оценка рабочей силы, как форма распределения фонда индивидуального потребления работников по количеству и качеству труда, как отношения между обществом, работодателем и работником по поводу распределения части национального дохода. В силу указанных причин в теории и на практике используются различные понятия, что и определяет особенность политики заработной платы на отдельных предприятиях.

Для организаций бюджетной сферы, где государством осуществляется прямое регулирование оплаты труда, под заработной платой следует понимать выраженную в денежной форме долю работников этой сферы в фонде индивидуального потребления в национальном доходе и распределяемую в соответствии с количеством и качеством труда через единую тарифную сетку (ЕТС).

В развитой рыночной экономике заработная плата – это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда, величина, которой определяется рынком труда, то есть спросом на рабочую силу и ее предложением. Чем больше спрос на конкретную рабочую силу и чем меньше ее предложение, тем выше заработная плата, и, наоборот, чем выше ее предложение, тем ниже заработная плата.

Следует различать номинальную (то есть начисленную), располагаемую (за вычетом налогов и обязательных отчислений) и реальную заработную плату (показывает возможность заработной платы на приобретение определенных материальных благ), денежную и неденежные формы зарплаты. Денежная форма является основной, что обусловлено ролью денег как всеобщего эквивалента в товарно-денежных отношениях (в рыночной экономике). Но имеет место и натурально-вещественная форма. При отсутствии наличных денежных средств, предприятие может рассчитываться с работниками выпускаемой продукцией (товарами), которая может лично потребляться работником и его семьей или продаваться (либо обмениваться на другие товары). Такая форма оплаты труда нередко встречается на предприятиях нашей страны. Используется также и такая форма, как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска (для учебы, повышения квалификации, отдыха, получения дополнительных заработков). В дополнение к зарплате используется система социальных выплат, льгот и т.п.

Все вышесказанное подтверждает важность и актуальность темы курсового проекта, целью которого является изучение особенностей бухгалтерского учета оплаты труда в отделе здравоохранения г. Белорецка.


1 . КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Общая характеристика отдела здравоохранения

Отдел здравоохранения Белорецкого района и г. Белорецка является структурным подразделением администрации г. Белорецка и Белорецкого района Республики Башкортостан, осуществляющим управление системой здравоохранения г. Белорецка и Белорецкого района Республики Башкортостан. Отдел здравоохранения является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать, угловой штамп и др. необходимые реквизиты. Отдел здравоохранения является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета на основе сметы.

Место нахождения Отдел здравоохранения Белорецкого района и г. Белорецка: 453500, Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Точисского, 14.

1.2 Организационная структура отдела здравоохранения

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Отдел здравоохранения Белорецкого района и г. Белорецка имеет в своем составе обособленные подразделения:

1. Централизованная бухгалтерия

2. Психоневрологический диспансер

3. Станция скорой медицинской помощи

4. Дом ребенка

5. Патологоанатомическое отделение

6. Отделение переливания крови

7. Кожно-венерологический диспансер (венерологические койки)

Муниципальная система здравоохранения города, возглавляемая Отделом здравоохранения, состоит также из муниципальных учреждений здравоохранения, функционирующих на принципах обязательного медицинского страхования, и, финансируемых через Белорецкий филиал Республиканского фонда обязательного медицинского страхования:

1. Центральная больница Белорецкого района и г. Белорецка

2. Стоматологическая поликлиника

3. Детская городская больница

4. Инфекционная больница

5. Перинатальный центр

6. Кожно-венерологический диспансер (дерматологические койки)

В указанные учреждения здравоохранения частично входит бюджетное финансирование и включает в себя такие статьи затрат, как частичное финансирование капитальных ремонтов, приобретение оборудования, специализация и оплата труда некоторого персонала.

Все перечисленные лечебно-профилактические учреждения Отдела здравоохранения, а также сельские участковые больницы, сельские врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты осуществляют свою деятельность на основании лицензии на конкретный вид деятельности, полученной в установленной законодательном порядке.

Отдел здравоохранения Белорецкого района и г. Белорецка не имеет лицензии на выполнение медицинской деятельности, и является органом управления лечебно-профилактическими учреждениями Белорецкого района и г. Белорецка, имеющими лицензию на медицинскую деятельность.

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда . В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет часто горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей.

Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

В Отделе здравоохранения Белорецкого района и г.Белорецка вертикальная структура (см. рисунок 1).

Начальник
Бюджет ФОМС
ПНД Главный бухгалтер Центральная больница
ССМП финансовый отдел Инфекционная больница
Дом ребенка материальный отдел Детская больница
ПАО расчетный отдел Перинатальный центр
ОПК планово-экономический отдел Стоматологическая поликлиника
КВД (венерол.) КВД (дермат.)

Рисунок 1 – Организационная структура отдела здравоохранения

Предприятие возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города Белорецка и Белорецкого района по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Башкортостан. Он организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Планово-экономический отдел разрабатывает штатные расписания, составляет годовые, квартальные и месячные планы, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, а также нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на новые услуги, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.

Финансовый отдел – производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с приобретением необходимого сырья, топлива, материалов и т.д. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Материальный отдел – ведет учет основных средств, расхода материалов, а также осуществляет контроль за их использованием.

Расчетный отдел – занимается расчетами с персоналом по оплате труда.

1.3 Цели функционирования отдела здравоохранения

Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

Целями функционирования Отдел здравоохранения Белорецкого района и г. Белорецка являются:

- Обеспечение выполнения законов Республики Башкортостан и Российской Федерации «О медицинском страховании граждан» и Кодекса «Об охране здоровья граждан».

- Контроль и координация оказания амбулаторно-профилактической стационарной и экстренной медицинской помощи населению города и района.

- Координация деятельности по организации и проведению профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения.

- Контроль качества медицинской лекарственной помощи в муниципальной и частной системе здравоохранения.

- Подбор, расстановка кадров муниципальной системы здравоохранения.

- Оказания содействия всем медицинским учреждениям в выполнении своих функций и развитии платных медицинских услуг, добровольного медицинского страхования, работе по договорам с предприятиями, организациями, учреждениями.

- Разработка и реализация городских целевых программ по развитию здравоохранения города, профилактика заболеваний, оказанию медицинской помощи населению. Обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения.

- Подготовка, переподготовка, повышение квалификации медицинских кадров.

Внесение предложений в администрацию города и района, городской совет депутатов Министерство здравоохранения Республики Башкортостан и Республиканский фонд обязательного медицинского страхования по проблемным вопросам развития здравоохранения города и района.

- Принятие мер по развитию материально-технической базы муниципальной системы здравоохранения, оснащение ее медицинской аппаратурой и оборудование, проведение капитального ремонта.

- Организация лечебной помощи пострадавшим в авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.

- Проведение противоэпидемических мероприятий по борьбе с инфекционными, онкологическими, кожно-венерологическими заболеваниями и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

2.1 Организация и регулирование расчетов с персоналом по оплате труда

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает:

- определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;

- разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;

- разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;

- обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально – экономической политике государства. Практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на следующих экономических законах:

- законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы;

- законе стоимости.

Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплата труда, включающая:

- принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве была нацелена на распределение по затратам труда, которая не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;

- принцип повышения уровня оплаты трудана основе роста эффективности производства, который обусловлен, в свою очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства;

- принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

- принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости.

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Регулирование заработной платы на любом предприятии предполагает решение следующих задач:

- обеспечить безусловную реализацию размера заработной платы не ниже минимальной оплаты труда, т.е. гарантируемую государством нижнюю границу стоимости рабочей силы наипростейшего труда в нормальных условиях производства;

- создать условия равной оплаты труда за равный труд (т.е. труд, одинаковый по продолжительности, количеству, качеству, должен оплачиваться одинаково)

- обеспечить всестороннюю дифференциацию заработной платы (т.е. различий в оплате труда в зависимости от его сложности, интенсивности, условий, результатов труда);

- обеспечить вознаграждение работников в размерах, объективно отражающих результаты работы трудовых коллективов в целом;

- в максимальной степени использовать предоставленное предприятиям право в области оплаты труда с тем, чтобы ее уровень обеспечивал нормальное воспроизводство рабочей силы;

- обеспечить, чтобы система оплаты труда способствовала объединению, а не порабощению работников в рамках фирмы, стимулировала сотрудничество, а не конфликты;

- использовать систему материальных и моральных стимулов для улучшения показателей эффективности труда.

Решение отдельных задач и всего комплекса их регулируется рынком труда, т.е. фактическим спросом и предложением рабочей силы, что находит отражение в уровне заработной платы, ее дифференциации. В РКС признается право работника участвовать в определении цены рабочей силы через профсоюзы. Коллективное определение уровня зарплаты и других условий найма осуществляется в двусторонних (работодатель – профсоюз) или трехсторонних (работодатель – профсоюз – государство) тарифных переговорах. В настоящее время такой порядок применяется и в России.

В Российской Федерации в соответствии с законодательством заключение отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров на предприятиях происходит при соблюдении следующих ограничений и параметров:

- прожиточный минимум согласно Указу Президента РФ должен использоваться для обоснования минимальных доходов и повышения доходов (индексации их в целях приспособления к росту стоимости жизни из-за роста цен);

- единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетных отраслей (обязательная для бюджетников и рекомендательная – для коммерческих структур) устанавливает фиксирование соотношений по квалификации;

- районные коэффициенты, установленные государством, должны использоваться для увеличения размеров тарифной оплаты работающих в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями;

- повышенная оплата труда во вредных и тяжелых условиях труда, в ночное время, за сверхурочную работу и т.д. согласно действующему трудовому законодательству;

- обязательные платежи по социальному страхованию, медицинскому обслуживанию, в пенсионный фонд и фонд занятости (примерно 40 % фонда оплаты труда).

Но главным инструментом регулирования оплаты труда на уровне предприятия являются коллективные договоры, в которых должны быть отражены следующие условия: периодический рост минимальной зарплаты и средней оплаты труда (на основе реализации конкретных мероприятий по повышению эффективности производства); система конкретных тарифных ставок и должностных окладов; тарифных сеток; используемые формы и системы зарплаты; порядок применения надбавок, доплат, премий; оценки труда работников, индексации зарплаты).

2.2 Порядок оплаты труда работников здравоохранения

Оплата труда работников здравоохранения производится в соответствии с приказом МЗ РФ от 15.10.99г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» и другими нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников здравоохранения.

Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки определяется федеральным законом. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки определяются Правительством Российской Федерации, исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Должностные оклады (тарифные ставки) руководителей (главных врачей) ЛПУ определяются в соответствии с группой по оплате труда руководителей. Группа по оплате труда руководителей учреждений здравоохранения устанавливается органом управления, в непосредственном подчинении которых они находятся по следующим показателям:

- больничные учреждения и диспансеры, имеющие стационары (таблица 1)

Таблица 1 – Показатели групп по оплате труда руководителей

Группы по оплате труда руководителей Число сметных коек
I 1210 и более
II от 810 до 1200
III от 510 до 800
IV от 260 до 500
V свыше 50 до 250

- психиатрические, психоневрологические, наркологические учреждения (таблица 2)


Таблица 2 – Показатели групп по оплате труда руководителей

Группы по оплате труда руководителей Число сметных коек
I 2010 и более
II от 1510 до 2000
III от 1010 до 1500
IV от 510 до 1000
V свыше 50 до 500

- дома ребенка, перинатальные центры (таблица 3)

Таблица 3 – Показатели групп по оплате труда руководителей

Группы по оплате труда руководителей Число сметных коек
II 251 и более
III от 101 до 250
IV До 100

При определении величины показателя «число сметных коек» учитывается среднегодовое плановое число коек стационара, а также среднегодовое плановое число коек в дневных стационарах.

Амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой медицинской помощи и Патологоанатомическое бюро (таблица 4)

Таблица 4 – Показатели групп по оплате труда руководителей

Группы по оплате труда руководителей Число врачеб. должностей
I 301 и более
II от 221 до 300
III от 151 до 220
IV от 66 до 150
V от 8 до 65

- амбулаторно-поликлинические учреждения, в составе которых созданы диагностические центры, относятся на одну группу выше.

При определении величины показателя «число врачебных должностей» учитываются должности самих руководителей, их заместителей-врачей, врачей-руководителей структурных подразделений, врачей (включая врачебные должности, которые содержатся за счет внебюджетных средств), врачей-интернов, зубных врачей, медицинских психологов. Должности учитываются только в целых числах, дробная часть не учитывается.

- стации переливания крови, заготавливающие плазму методом плазмафереза (таблица 5)

Таблица 5 – Показатели групп по оплате труда руководителей

Группы по оплате труда руководителей Количество заготовленной плазмы (тыс.литров в год)
I 11 и более
II от 6 до 11
III от 2 до 6
IV от 0,5 до 2

В соответствии с группами по оплате труда руководителей устанавливаются тарификационные разряды ЕТС. (таблица 6)

Таблица 6 – Определение разрядов оплаты труда главных врачей по лечебно-профилактическим учреждениям г.Белорецка

Наименование ЛПУ Диапазон разрядов по группам учреждения
V IV III II I
Центральная больница 18
Детская больница 16
Инфекционная больница 14
Перинатальный центр 16
Психоневрологический диспансер 14
Кожновенерологический диспансер Ниже V гр.- 13
Дом ребенка 15
Скорая медицинская помощь 14
Стоматологическая поликлиника 14

Руководители отделений, лабораторий, кабинетов и других структурных подразделений из числа врачебного персонала тарифицируются выше по отношению к разряду, определенному с профилем данного подразделения на 1 разряд – при наличии в подразделении до 6 и на 2 разряда – при наличии в подразделении 7 и более врачебных должностей.

Оклады по должностям заместителей руководителей из числа медицинских работников, устанавливаются на 1-2 разряда ниже окладов соответствующих руководителей с учетом квалификационных признаков данного заместителя (наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания).

В связи с присвоением квалификационной категории, ученой степени и почетных званий разряды оплаты труда, установленные Положением, увеличиваются:

на один разряд:

- врачам – руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям, главным медицинским сестрам, которым в результате аттестации присвоена первая квалификационная категория:

- врачам, имеющим почетное звание «Заслуженный врач».

на два разряда:

- врачам – руководителям учреждений здравоохраненияи их заместителям, главным медицинским сестрам,которым в результате аттестации присвоена высшаяквалификационная категория

Все эти пункты распространяются на:

- оперирующих врачей-хирургов всех наименований нижеперечисленных хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах: акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), гинекологическое, гнойной хирургии, кардиохирургическое, колопроктологическое, микрохирургическое, нейрохирургическое, ожоговое, онкологическое, оперблок, ортопедическое отоларингологическое, офтальмологическое, рентгенохирургических методов диагностики и лечения (в том числе кабинет), родильное, травматологическое, урологическое, хирургическое, хирургическое торакальное, челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое), эндоскопическое;

- врачей-анестезиологов-реаниматологов;

- врачей-хирургов, врачей-урологов и врачей-рентгенолог, врачей-эндоскопистов, врачей-патологоанатомов и т.д.

Средние медицинские работники – руководители учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, тарифицируются выше по отношению к разрядам на 1 разряд при наличии в учреждении до 6 и на 2 разряда -–7 и более должностей.

В указанном порядке производится оплата труда старших медицинских сестер и старших акушерок, вводимых вместо должностей главных медицинских сестер в штат учреждений здравоохранения.

Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25% оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

Доплаты

Доплаты служат средством компенсации дополнительных трудовых затрат или работы в условиях, отличающихся от нормальных. Доплаты начисляются:

- работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, доплата за работу в ночное время производится в размере 50 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время:

- рабочим – из расчета часовой тарифной ставки (оклада) с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда;

- медицинским работникам, специалистам и служащим – из расчета должностного оклада по занимаемой должности;

- медицинскому персоналу, занятому оказанием скорой медицинской помощи, выездному персоналу доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада). Перечень этих подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.

Работникам учреждений здравоохранения, которым с их согласия вводится рабочий день с разделением смены на части (с перерывом в работе свыше 2-х часов), за отработанное время в эти дни производится доплата из расчета должностного оклада по занимаемой должности. Время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается. Перечень должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты и размеры доплат, определяются руководителям учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Врачам-руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 % должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.

Работникам учреждений здравоохранения могут устанавливаться доплаты к должностным окладам (тарифным ставкам) за совмещение должностей (профессий), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду со своей работой обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат и условия их выплаты устанавливаются учреждениями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

Во всех случаях, когда в соответствии с указанным разделом Положения и действующим законодательством доплаты к должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в процентах, абсолютный размер каждой доплаты исчисляются из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.

Надбавки

Основное целевое назначение надбавок – стимулирование работников к повышению квалификации, к работе на постоянном месте, а также компенсация более высокой интенсивности труда в связи с выполнением особо важных работ и т.д. К основным видам надбавок относятся:

- надбавки за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения – устанавливаются в процентах к окладу (ставкам);

- надбавки стимулирующего характера (за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ, напряженность в труде).

Надбавки за выполнение особо важных или срочных работ связаны обычно с выполнением дополнительных работ, как правило, не входящих в обязанности как самого работника, так и других, отсутствующих лиц (т.е. в тех случаях, когда выполнение дополнительного объема работ нельзя оформить как совмещение должностей, профессий, расширение зон).

Надбавки за напряженность в труде (иногда их еще именуют надбавками за интенсивность труда) устанавливаются обычно при особом режиме работы, например, связанном с необходимостью быстрого решения каких-либо новых задач. Надбавки стимулирующего характера предельными размерами не ограничиваются. Надбавки стимулирующего характера устанавливаются на определенный срок, но не более одного года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании представления коллектива структурного подразделения. Надбавки отменяются при ухудшении показателей работы или окончания особо важных или срочных работ.

Руководителям учреждений надбавки стимулирующего характера устанавливаются решением вышестоящего органа управления здравоохранения за работу, направленную на развитие учреждения, применение в практике учреждения передовых методов диагностики и лечения больных, новых лекарственных средств и медицинского оборудования.

Кроме того, к надбавкам относятся надбавки за условия труда. Этот вид надбавок не следует путать с повышениями окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Хотя, строго говоря, эти виды выплат все же находятся ближе к повышениям, чем к надбавкам.

Повышения

Повышения устанавливаются в процентном отношении к окладу (ставке) и призваны учитывать в оплате неблагоприятные условия труда, выполняя в основном компенсаторную роль. Тем самым повышения не связаны с выполнением работниками дополнительных функций или увеличением объема работ. Размеры окладов (ставок) работников учреждений (структурных подразделений) психически больных и др. учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются на 60, 40, 30, 25 и 15 процентов по Перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.

Оплата работы в праздничные дни

Оплата работы в праздничные дни производится не менее чем в двойном размере:

- сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

- работникам, труд которых оплачивается по часовым и дневным ставкам, - в размере не менее чем двойной часовой или дневной ставки ;

- работникам, получающим должностной оклад,- в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. С согласия работника денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха.

Если рабочий работает в смену, которая частично переходит в праздничный день или в ночное время, в двойном размере оплачиваются только те часы фактической работы, которые совпали с праздничным днем. Оплата за работу в ночное время производится по существующим нормам, без удвоения доплат. Часы сверхурочной работы в праздничный день оплачиваются в двойном размере.

Дежурства в учреждениях здравоохранения

Учреждения здравоохранения, имеющие стационары, по своему статусу относятся к учреждениям с непрерывным режимом работы. Медицинская помощь в них должна оказываться в любое время суток и в любой день недели (т.е. круглосуточно). Учитывая такую специфику, в обязанности работы врача стационара входит оказание медицинской помощи больным как в дневное, так и в вечернее время, в воскресенье и праздничные дни, в соответствии с утвержденным графиком работы, т.е. осуществление дежурств.

Дежурства врача стационара в вечернее и ночное время, в воскресенье и праздничные дни, как правило, должны осуществляться в пределах месячной нормы рабочего времени или с согласия врача сверх нее. При привлечении к дополнительным (сверх месячной нормы рабочего времени) дежурствам врачей, вызванным замещением временно отсутствующего другого врача (из-за болезни, отпуска и по другим причинам), т.е. вызванным производственной необходимостью, согласие врача в этом случае не требуется, если эти дополнительные дежурства не превышают месячной нормы рабочего времени. Для обеспечения круглосуточной помощи в учреждениях здравоохранения должен быть выделен специальный фонд и утверждены по штатному расписанию должности врачей-специалистов в необходимом количестве.

Совместительство

Согласно указанным нормативным актам, совместительство есть выполнение работником помимо своей основной другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора (контракта) в свободное от основной работы время. Продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников. Младшему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения разрешается работать по совместительству в пределах месячной нормы рабочего времени, а не половины, как врачебному или среднему медицинскому персоналу.

Не допускается одновременное занятие двух руководящих должностей. Работа главного врача или его заместителя – врача по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача-специалиста – не является совместительством.

Оплата труда совместителей производится за фактически выполненную работу, исходя из окладов (ставок), предусмотренных Единой тарифной ставкой (с учетом наименования должности, профессии рабочего), а для медицинских работников еще с учетом квалификационной категории по той специальности, по которой работает совместитель.

Тарификация лиц, работающих по совместительству (внутреннему и внешнему), проводится отдельными строками по каждой должности (профессий). Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится по желанию работника по месту основной работы.

Премирование совместителей, выплата им надбавок (за высокое качество и интенсивность труда), доплат (за совмещение профессий, увеличение объема работ) производятся в порядке, установленном для работников учреждений здравоохранения действующими условиями оплаты труда. Отпуск по совместительству предоставляется одновременно с отпуском по основной должности, если у совместителя наступило право на отпуск.

Заработная плата по совместительству включается в средний заработок при назначении пенсий, пособия по временной нетрудоспособности, сумм в возмещении ущерба при трудовом увечье. Время работы по совместительству в учреждениях здравоохранения включается в стаж, дающий право на получение надбавок за продолжительность непрерывной работы, а медицинские работники (врачи, средний и младший медицинский персонал) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.96 г. № 213 получили право на надбавку за продолжительность непрерывной работы и по совместительству как внутреннему, так и внешнему, и на условиях, предусмотренных для соответствующих должностей.

От совместительства следует отличать дополнительную работу медицинского персонал в пределах одного учреждения по идентичной специальности (должности), которая выполняется по желанию работника без оформления второго трудового договора и оплачивается за фактически отработанное время в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Совмещение профессий (должностей)

Совмещение профессий (должностей) – выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) допускается в одном и том же учреждении, как в пределах одной категории работников, к которой относится данный работник, так и по должностям и профессиям, относящимся к разным категориям работников, без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей).

Перечень профессий (должностей) работников, по которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), утверждается руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом и подлежит ежегодному переутверждению. Доплаты за совмещение профессии (должности), увеличение объема работ или расширение зоны обслуживания, вернее, их размеры, зависят от объема совмещаемой профессии (должности), расширенной зоны обслуживания. При совмещении профессии (должности) на выплату доплаты используется фонд заработной платы этой совмещаемой профессии (должности); при увеличении объема работ или расширении зоны обслуживания используется экономия фонда заработной платы по учреждению в целом.

Доплаты за совмещение профессий (должностей) не устанавливаются в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, либо в функциональных обязанностях работника, либо поручается работнику в связи с недостаточной загруженностью и с внесенным изменением в должностную инструкцию.

Руководитель учреждения, организации и его заместители, а также руководители структурных подразделений права на доплату за совмещение профессии (должности) не имеют. Если у руководителя увеличивается объем работы, так же как и у заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения, такое увеличение может компенсироваться установлением надбавки за интенсивность и высокое качество труда, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном действующими условиями оплаты труда работников здравоохранения.

Совмещение профессий (должностей) не следует смешивать с совместительством, поскольку последнее является дополнительной работой по второму трудовому договору и требует отработки часов по совмещаемой должности.

Компенсационные выплаты

Размеры компенсационных выплат установлены Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 апреля 1999 г. № 104 «Вопросы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (с изменениями от 5.02.2001 г.).

2.3 Особенности организации бухгалтерского учета оплаты труда в здравоохранении

Для учета расчетов с рабочими и служащими по заработной плате, пособиям по временной нетрудоспособности в бюджетных учреждениях служит субсчет 180 «Расчеты с рабочими и служащими», предназначенный для учета расчетов с работниками учреждений, состоящими и не состоящими в списочном составе, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям по временной нетрудоспособности и другим пособиям.

Начисление заработной платы и пособий производится один раз в месяц и отражается в учете в последний день месяца. Документами для начисления заработной платы являются приказы по учреждению о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табели учета использования рабочего времени и другие документы.

Табели ведутся ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению. Табели ведутся по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений. В конце месяца по табелю определяются общее количество отработанных дней и часы переработок. Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Плановый аванс за первую половину месяца устанавливается в размере 50% месячной заработной платы за минусом сумм налогов, подлежащих удержанию в установленном порядке. В тех случаях, когда имеются неявки на работу в первой половине месяца, в бухгалтерию представляется справка на изменение планового аванса по ф.420. Выплата планового аванса производится по платежной ведомости ф.389.

Начисление заработной платы за месяц и выплата за вторую половину месяца производятся, как правило, по расчетно-платежной ведомости ф.49. В расчетно-платежной ведомости записываются табельные номера, фамилии и инициалы работников, суммы начисленной заработной платы и пособий, выданного аванса, удержанных налогов и другие суммы. Расчетно-платежные ведомости подписываются работниками, их составившими и проверившими. Разрешение на выплату заработной платы подписывает руководитель и главный бухгалтер.

По истечении срока выплаты в платежной и расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которые не получили заработную плату, кассир обязан поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано» и составить реестр депонированных сумм. В конце ведомости кассир должен сделать надпись о фактически выплаченной и неполученной суммах заработной платы, сверить эти суммы с общим итогом и скрепить подписью.

После тщательной проверки отметок, сделанной кассиром в платежных и расчетно-платежных ведомостях, и подсчета выданных и депонированных сумм на выданные суммы заработной платы составляется расходный кассовый ордер, который оформляется в установленном порядке и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. На платежных и расчетно-платежных ведомостях проставляются дата и номер расходного кассового ордера, по которому произведено списание денег по кассе.

Депонированные суммы на следующий день после выдачи заработной платы сдаются в банк на текущий бюджетный, текущий внебюджетный, расчетный счета и на сданные суммы составляется один расходный кассовый ордер.

Для получения сведений о заработной плате работающего за прошлые периоды ведется карточка-справка по ф.417, в которой помимо общих сведений о работнике ежемесячно отражаются суммы начисленной заработной платы по видам.

На суммы начисленной заработной платы и суммы пособий списочному и несписочному составу производится запись в кредит субсчета 180 и в дебет соответствующих субсчетов 08, 20, 21, 17.

Суммы выплаченной заработной платы и пособий, удержания, произведенные в установленном порядке, записываются в дебет субсчета 180 и в кредит субсчетов 120, 160 и соответствующих субсчетов счетов 17 и 18.

На основании расчетно-платежных ведомостей составляется мемориальный ордер 5. Данные по ордеру записываются в книгу «Журнал-главная» по соответствующим корреспондирующим счетам.

Больничные листки (листки нетрудоспособности) подшиваются в отдельную папку и нумеруются в хронологическом порядке с начала года. На каждом листке проставляется номер расчетно-платежной ведомости, в которую он включен для начисления.


2.4 Схема документооборота по оплате труда

Рисунок 2 – Схема документооборота по оплате труда

К схеме документооборота прилагаются две таблицы спецификаций: список документов (таблица 7) и список основных реквизитов (таблица 8)

Таблица 7 – Список документов

Шифр

документа

Краткоеназвание Полноеназвание Краткаяхарактеристика документа
1 Д001 Приказ о приеме на работу Приказ о приеме на работу (форма Т-1) Первичный документ, подтверждающий факт приема на работу работника
2 Д002 Приказ об отпуске Приказ об отпуске (форма Т-6) Первичный документ, подтверждающий уход рабочего в отпуск
3 Д003 Больничный лист Больничный лист Подтверждает факт отсутствия на работе по причине болезни
4 Д004 Приказ об увольнении Приказ об увольнении (форма Т-61) Первичный документ, подтверждающий прекращение действия трудового договора
5 Д005 Табель учета использования рабочего времени Табель учета использования рабочего времени Используется для учета использования рабочего времени
6 Д006 Расчетно-платежная ведомость Расчетно-платежная ведомость (ф. 49) Используется для ведения расчетов с персоналом по оплате труда
7 Д007 Расходный кассовый ордер Расходный кассовый ордер Используется в кассе для подтверждения факта выдачи заработной платы
8 Д008

Журнал-

ордер № 5

Журнал-ордер № 5 Используется для составления книги «Журнал-главная»
9 Д009 Книга «Журнал-главная» Книга «Журнал-главная» Является завершающим звеном документооборота по оплате труда

Таблица 8 – Список реквизитов

Шифр

реквизита

Краткое

название

Полное

название

Характеристика

реквизита

1 Р001 № док-та Номер документа Используется для нумерации документов
2 Р002 ФИО работника Фамилия Имя Отчество работника Фамилия Имя Отчество работника согласно его удостоверительных документов
3 Р003 Наим.учреждения Наименование учреждения Наименование учреждения, в котором числится работник
4 Р004 должность Должность Должность работника, на которой он работает
5 Р005 таб. номер Табельный номер Табельный номер присваивается каждому работнику
6 Р006 Дата Дата поступления на работу, выдачи денежных средств Используется для определения даты, когда данное событие произошло
7 Р007 Сумма Сумма оплаты Сумма денежных средств оплаченных работнику за определенный период времени

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отдел здравоохранения г. Белорецка и Белорецкого района РБ является структурным подразделением администрации г.Белорецка и Белорецкого района РБ, осуществляющим управление системой здравоохранения. Отдел является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета на основе сметы, который контролирует и координирует оказание амбулаторно-поликлинической, стационарной и экстренной медицинской помощи населению города и района; анализирует состояние здоровья населения и т.д.

В первой части курсового проекта были рассмотрены понятие, функции заработной платы, организация и регулирование расчетов с персоналом по оплате труда.

Во второй части курсового проекта были исследованы особенности бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда работников здравоохранения; единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании на основе единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; состав и структура фонда оплаты труда; порядок расчетов и оплаты отпусков пособий по временной нетрудоспособности.

Оплата труда в здравоохранении регламентируется приказом МЗ РФ от 15.10.99г. №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения».

Структура заработной платы медицинских работников представляет собой соотношение элементов, формирующих заработную плату.

Она состоит из:

- тарифной части, определяющейся на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы;

- надтарифной части, которая состоит из дополнительной оплаты (надбавки, доплаты и повышения) и стимулирующие выплаты (премии и оплаты за интенсивность и напряженность труда)

Задачи учета и контроля за мерой труда и его оплатой заключаются в том, чтобы создавать экономически обоснованную и достоверную информацию о труде и его оплате, производить точную и своевременную оплату труда работников учреждений здравоохранения, следить за законностью операций, связанных с начислением и выплатой причитающегося заработка, за устранением непроизводительных выплат, скрытых и явных потерь рабочего времени, эффективностью применяемых форм организации и стимулирования труда. На основании этой информации осуществляется контроль за использованием рабочего времени, соблюдением соотношений между ростом производительности труда и оплатой труда.

Оценка сложившейся системы бухгалтерского учета и анализ расчетов по оплате труда позволили выявить следующие недостатки:

- отсутствие единой компьютерной системы, автоматизации работ по учету оплаты труда. Большой объем документооборота, выписка документов в ручную, разноска их в соответствующие бухгалтерские регистры, сложность в ведении оборотных ведомостей, невозможность быстрой обработки первичных документов, получения информации, систематизации ее и принятия оперативных мер негативно воздействуют на работу предприятия.

В курсовой работе представлены следующие предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и расчетов по оплате труда:

- Внедрение единой компьютерной системы, которая позволит осуществить возможность мгновенного получения результатов по любому бухгалтерскому счету, получение справочной информации на любом из компьютеров, использование высвободившихся штатных единиц бухгалтеров на других участках работы (усиление ревизионной группы). Бухгалтерские проводки, сделанные на основании первичных документов будут отражаться на всех компьютерах, каждый бухгалтер может получить отчет в разрезе счетов на своем компьютере.

- Необходимость применения новых, наиболее прогрессивных систем оплаты труда.

Изменения нормативно-правового характера в настоящее время позволяют руководителям ЛПУ разрабатывать и внедрять различные методы экономического управления. Одним из таких методов является материальное стимулирование медицинских работников путем внедрения системы дифференцированной оплаты труда в зависимости от объема и качества медицинской помощи.

Проводимые в здравоохранении реформы, формирование рынка медицинских услуг, появление конкурентных отношений среди медицинских учреждений ставят перед их руководителями задачи рационального использования всех видов ресурсов. Необходимость эффективного использования имеющегося в распоряжении учреждений здравоохранения потенциала предполагает разработку и использование дифференцированных систем оплаты труда как одного из методов экономического управления.

Основными задачами введения системы дифференцированной оплаты труда на уровне учреждения являются:

- стабильное функционирование учреждения в современных условиях за счет оказания востребованного объема медицинских услуг максимально возможного качества;

- повышение уровня социальной защищенности членов коллектива, поддержание благоприятного психологического климата путем достижения объективности и справедливости в вопросах оплаты труда;

- повышение удовлетворенности пациентов и экономической эффективности деятельности учреждения здравоохранения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002

2 Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. М.: Проспект, 2005

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  630  631  632   ..