Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  600  601  602   ..

 

 

Расчеты с персоналом

Расчеты с персоналом

СОДЕРЖАНИЕ

Форма оплаты труда

Основная характеристика

Документы, используемые при начислении заработной платы

1. Повременная

Форма оплаты труда, при которой заработная плата работника рассчитывается исходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время.

1.Тарифная ставка.

Простая повременная

Часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов.

1.Личная карточка работника (для определения тарифной ставки).

Повременно- премиальная

Условия коллективного договора (контракта) устанавливают процентную надбавку (месячную или квартальную премию) к месячной или квартальной заработной плате.

1.Личная карточка работника (для определения тарифной ставки).

2. Сдельная

Форма оплаты труда, при которой заработная плата работника рассчитывается исходя из заранее установленного размера оплаты за каждую единицу качественно выполненной работы или изготовленной продукции.

1.Сдельные расценки.

Прямая сдельная

Заработок работнику устанавливается по заранее установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции соответствующего качества.

1.Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и фактически выполненная работа)

Сдельно- прогрессивная

Выработка рабочего в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивается по основным (неизменным) расценкам, а вся выработка сверх исходной нормы – по повышенным сдельным расценкам.

1.Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и фактически выполненная работа)

Сдельно- премиальная

Заработная плата рабочего складывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленного за фактическую выработку, и премии за выполнение условий и установленных показателей премирования.

1.Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и фактически выполненная работа)

Аккордная

Размер оплаты выполненных работ устанавливается не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ (аккордное задание)

1.Аккордное задание.

Продолжение таблицы 1

Косвенно - сдельная

Размер заработка работников (обычно вспомогательных рабочих) ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых ими рабочих.

1.Цеховой наряд на выполнение цехом задания (нормы).

Месяц расчетного периода

Заработная плата, руб.

Ноябрь

15000

Декабрь

15000

Январь

25000

Февраль

15000

Март

15000

Апрель

25000

Май

15000

Июнь

15000

Июль

20000

Август

15000

Сентябрь

20000

Октябрь

20000

Всего

220000

Период, на который установлен размер пособия

Максимальный размер пособия за полный календарный месяц

Основание

На 2010 год

17250 рублей

пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

На 2009 год

17250 рублей

пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

На 2008 год

17250 рублей

пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

На 2007 год

16125 рублей

п. 1 ст.13 Федерального закона от 19.12.2006 N 202-ФЗ

На 2006 год

15000 рублей

п. 1 ст.3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ

На 2005 год

12480 рублей

п. 2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ

На 2004 год

11700 рублей

ст.7 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ, ст.15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ

На 2003 год

11700 рублей

ст.8 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ, ст.15 Федерального закона от Продолжение таблицы 3

11.02.2002 N 17-ФЗ

На 2002 год

11700 рублей

ст.15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ


Ставки Единого социального налога

Таблица 5

Период, на который установлен размер пособия

Максимальный размер пособия за полный календарный месяц

Основание

На 2010 год

23400 рублей

пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

На 2009 год

23400 рублей

пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

На 2008 год

23400 рублей

пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

На 2007 год

23400 рублей ( по правоотношением возникшим с 1 сентября 2007 г. )

п. 1 ст.13 Федерального закона от 19.12.2006 N 202-ФЗ

На 2006 год

15000 рублей

п. 1 ст.3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ

На 2005 год

12480 рублей

п. 2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ

На 2004 год

11700 рублей

ст.7 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ, ст.15 Федерального закона от Продолжение таблицы 4

11.02.2002 N 17-ФЗ

На 2003 год

11700 рублей

ст.8 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ, ст.15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ

На 2002 год

11700 рублей

ст.15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Основание

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

20,00%

2,90%

1,10%

2,00%

26,00%

ст.1 Федерального закона от 06.12.2005

N 158-ФЗ; п. 1 ст. 241 ч. II НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280000 рублей

8120 рублей + 1,0% с суммы, превышающей 280000 рублей

3080 рублей + 0,6% с суммы, превышающей 280000 рублей

5600 рублей +

0,5% с суммы, превышающей 280000 рублей

72800 рублей +

10,0% с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

81280 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей

11320 рублей

5000 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей

Согласно статье 243 НК РФ, сумма ЕСН, которая подлежит перечислению в федеральный бюджет, уменьшается на начисленные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Другими словами, страховые взносы являются налоговыми вычетами по ЕСН.

Для того чтобы перечислить ЕСН и страховые взносы, необходимо оформить шесть платежных поручений: две в Пенсионный фонд - на страховую и накопительную части пенсии, по одной в Федеральный бюджет и Фонд социального страхования, и две в медицинские фонды.

Для уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН установлен единый срок – до 15-го числа следующего месяца.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 24 Закона № 167-ФЗ должна производится не позднее дня, установленного для получения денег в банке на оплату труда, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Отчетными периодами и по ЕСН, и по страховым взносам признается квартал, полугодие и девять месяцев.

По итогам каждого отчетного периода не позднее 20-го числа следующего месяца налогоплательщики обязаны представить в налоговую инспекцию расчет об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по ЕСН, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период.

Также ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, предприятия должны предоставить в региональное отделение Фонда социального страхования РФ сведения о суммах:

- начисленного налога в данный фонд,

- использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.,

- расходов, подлежащих зачету,

- уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

По итогам года не позднее 30 марта следующего года налогоплательщики представляют в налоговую инспекцию декларацию по страховым взносам по ЕСН. Копию декларации по ЕСН с отметкой налогового органа предприятия не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, должны представить в Пенсионный фонд.

ГЛАВА 3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

3.1. Цели и задачи аудиторской деятельности

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (с изм. от 14.12.01., 30.12.01 г.), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом.

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, а также правильности ведения бухгалтерского учета расчетов.

Целью аудита при проверке расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудиторской проверки расчетов по оплате труда:

- оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

- соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

- оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;

- оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

- проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

- проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

К источникам информации, используемой в процессе аудиторской проверки, относят первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы являются основным источником информации и включают в себя:

1. кассовую книгу;

2. расходные кассовые ордера;

3. приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1); приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5); приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. №Т-6); приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8); личную карточку работника (ф. №Т-2); табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. №Т-12); табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13); расчетно-платежная ведомость (ф. №Т-49); расчетная ведомость (ф. №Т-51); платежная ведомость (ф. №Т-53); лицевой счет (ф. №Т-54, Т-54а);

4. листок нетрудоспособности;

5. расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (ф. № 4-ФСС РФ); расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ; расчетная ведомость по взносам в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования и т.д.

Регистры синтетического и аналитического учета зависят от формы бухгалтерского учета, применяемой на заводе. При журнально-ордерной форме регистрами учета являются:

1. главная книга;

2. журналы-ордера №1 (учет кассовых операций), №2 (учет операций по расчетному счету), № 7 (учет расчетов с подотчетными лицами), № 8 (учет расчетов с дебиторами и кредиторами, депонентами и др.), №10 и 10/1;

3. разработочная таблица РТ-5 «Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими»;

4. разработочная таблица РТ-2 «Распределение заработной платы».

Отчетность включает:

1. бухгалтерский баланс (ф. № 1);

2. отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

3. приложение к бухгалтерскому балансу (справка № 8 «Социальные показатели»);

4. статистическая отчетность по форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Также источниками информации являются аналитические и синтетические данные по счетам: № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», № 68 «Расчеты по налогам и сборам», № 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», № 84 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»), 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»).

Начальным этапом проведения аудита является планирование аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.

Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. В настоящее время считается, что отклонение показателя отчетности до 5 процентов является незначительным, а более 10 процентов – материальным (существенным).

Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Различают два основных метода оценки аудиторского риска: интуитивный и расчетный.

Интуитивный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания деятельности клиента, определяют риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций и используют эту оценку в планировании аудита. Интуитивная оценка риска проводится также по данным устного опроса (тестирования) администрации, специалистов и бухгалтерского персонала экономического субъекта.

Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путем составления и решения специальной факторной модели относительных величин.

В соответствии с российскими стандартами аудитору следует дать оценку состояния бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Четко отлаженная система внутреннего контроля существенно снижает аудиторский риск при проведении как внешнего, так и внутреннего аудита. Если в результате проверки системы внутреннего контроля аудитор установит ее эффективность, то может в достаточной степени доверять информации и, следовательно, сократить объем собственной работы.

В процессе проверки аудитор должен составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой им работы. Рабочие документы составляются в произвольной форме. В них должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте, краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать:

- метод проведения проверки (сплошной или выборочный) либо объем проверенной документации;

- замечания по результатам проверки;

- перечень первичных и других документов, не представленных к проверке;

- иные выявленные несоответствия действующему законодательству;

- мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков;

- другие рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности клиента.

Кроме того, в рабочих документах должна быть описана система внутрихозяйственного контроля клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.

В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение о достоверности этой отчетности. Различают четыре варианта аудиторского заключения: безоговорочно положительное мнение, мнение с оговоркой, отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и отрицательное мнение.

Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

3.2. План и программа аудита труда и заработной платы

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля и более времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку (при повторном аудите - 5-10%)[8]. Цель планирования аудита - определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность. Так, комплексность подразумевает взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией. Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1.) предварительное планирование,

2.) подготовка и составление общего плана,

3.) подготовка и составление программы.

Аудит бухгалтерского учета расчетов по заработной плате на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева должен начаться с планирования аудиторской проверки. На этапе планирования аудиторы составляют общий план аудита, а также разрабатывают аудиторскую программу.

В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет и аудиторское заключение.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущем расчетом;

в) уровень существенности;

г) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно.

Общий план инициативного аудита расчетов по заработной плате на

ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева

Таблица 6

Проверяемая организация

ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева

Период проведения аудита

03.01.2007 г.-15.01.2007 г.

Руководитель аудиторской группы

Пономарева Е.В.

Состав аудиторской группы

Пономарева Е.В., Буров А.Н.

Планируемый аудиторский риск

3%

Планируемый уровень существенности

90 тыс.руб.

Планируемые виды работ

Период

Исполнитель

Прим.

1

Общая оценка организации, достоверности расчетов и учета по заработной плате

03.01.

Пономарева Е.В.

2

Разработка методики корректировки организации учета заработной платы

06.01.-08.01.

Буров А.Н.

3

Формирование таблиц пересчета показателей расчетов по заработной плате и разработка корректирующих проводок

09.01.-10.01.

Буров А.Н.

4

Определение количественного влияния выявленных отклонений на показатели отчетности

13.01.-14.01.

Буров А.Н.

5

Оформление результатов проверки

15.01.

Пономарева Е.В.

Буров А.Н.

Программа проведения аудиторской проверки расчетов по заработной плате на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева

Таблица 7

Проверяемая организация

ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева

Период проведения аудита

03.01.2007 г.-15.01.2007 г.

Руководитель аудиторской группы

Пономарева Е.В.

Состав аудиторской группы

Пономарева Е.В., Буров А.Н.

Планируемый аудиторский риск

3%

Планируемый уровень существенности

90 тыс.руб.

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита, рабочая документация

Период проведения

Исполнитель

Рабочая документация

1

Анализ организации хозяйственной деятельности предприятия и методика расчета и учета з/пл

03.01.

Пономарева Е.В.

Аналитический обзор

2

Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной з/пл

06.01.-08.01.

Буров А.Н.

Аналитические таблицы

3

Проверка состава ФОТ, его распределения и достоверности отражения на счетах бухгалтерского учета

09.01.-10.01.

Буров А.Н.

Аналитические таблицы

4

Обобщение пересчета за проверяемый период

13.01.-14.01.

Буров А.Н.

Аналитические таблицы

5

Подготовка и печать отчета

15.01.

Пономарева Е.В.

Буров А.Н.

Отчет

Рабочие документы по аудиторской проверке завода формировались с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для завода были учтены следующие факторы:

1. предприятие является большим по своему статусу и экономическим параметрам;

2. объект проверки широконаправленный;

3. завод использует компьютерный учет».

План и программа проверки были разработаны на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:

1. составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;

2. составленный в расширенной форме перечень ответов аудитора по тематике проведения проверки;

3. использованы учредительные документы завода, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности пользоваться первичными документами использовались ксерокопии.

В ходе проверки аудиторы в соответствии с программой проведения аудита изучают первичные документы ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева, касающиеся расчетов по оплате труда. В силу значительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов.

Источниками проверки расчетов по оплате труда являются:

- документы о приеме на работу сотрудников ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева(приказы, заявления о приеме на работу; трудовые договоры) - на предмет соответствия их действующему законодательству, в том числе устанавливается, все ли реквизиты соблюдены при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников по сравнению с положениями Трудового кодекса РФ.;

- документы, регламентирующие непосредственно трудовую деятельность (должностные инструкции, штатное расписание (Приложение 7), приказы директора по кадровым вопросам);

- договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), заключаемые заводом. Устанавливается правильность оформления договоров, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных по ним результатов и выгод для предприятия, правильность расчетов по договорам, налогообложения и отражения в учете.

- табели учета рабочего времени - проверяется количество отработанных рабочих дней каждым работником, в случае если за какие-то дни рабочее время для работника не проставлено, устанавливается какими документами подтвержден либо оформлен невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные и др.);

- расчетные ведомости по заработной плате - соответствуют ли данные ведомости размерам заработной платы, предусмотренным трудовым договором, правильно ли произведен расчет в случаях, когда отчетный период отработан работником не полностью;

- платежные ведомости по заработной плате - проверяется оформление ведомости, наличие расходных кассовых ордеров на получение кассиром наличных денег для выплаты работникам, росписи в получении денежных средств;

- кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) - по суммам, выданным в подотчет;

- авансовые отчеты, первичные документы к ним - командировочные удостоверения, задания на командировку, проездные документы и др.;

- лицевые счета, налоговые карточки, индивидуальные карточки учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН - на каждого работника на предмет правильности начисления выплат.

Далее проверяются регистры бухгалтерского учета:

- журнал-ордер ведется по каждому счету;

- карточка счета, в которой отражены все бухгалтерские проводки по конкретному счету;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету, в которой отражается все движения по конкретному счету;

- оборотно-сальдовая ведомость, в которой отражается все движения финансов в комплексе;

- главная книга, на основании её формируется бухгалтерский баланс.

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор оценивает полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончании аудиторской проверки ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме. Проверка проводилась сплошным методом с использованием следующих документов: Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платы своды по заработной плате, договора на оказанные услуги, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50,51,69,70,71,76,84 и т.д., машинограммы), «Баланс»(ф.№1)(Приложение 8), «Отчет о прибылях и убытках» (ф.№2)(Приложение 9) и др.

Результаты проверки можно представить следующим образом:

1. Бухгалтерский учет на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева организован в соответствии с приказом об учетной политике предприятия, Законом РФ «О бухгалтерском учете», Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкцией по его применению, Положениями по бухгалтерскому учету и др. Первичные документы оформлены в соответствии с установленными образцами, систематизированы по регистрам бухгалтерского учета и отчетным периодам. Внутренние документы, регламентирующие деятельность организации (приказы по ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева, должностные инструкции, трудовые договоры и т.д.), имеются в полном объеме.

2. Предоставлялся налоговый вычет на ребенка сотруднику Власову Е.К. без предоставления соответствующих документов (заявления, копии свидетельства о рождении);

3. В мае 2002 года на работу был принят сотрудник Садовский В.В., справка с предыдущего места работы отсутствует, следовательно, неправильно был произведен расчет налога на доходы физических лиц за 2007 год, т.к. не известен совокупный годовой доход.

4. Налоговые платежи перечислялись в установленные законодательством сроки в полном объеме. По налоговой отчетности замечаний нет, она заполнялась правильно и своевременно.

5. В ходе проверки был фактически подтвержден высокий риск системы внутреннего контроля, выставленный на подготовительном этапе (100 %). Так, установлено, что главный бухгалтер отчитывается о финансовых результатах перед руководством завода лишь по мере выявления существенных отклонений либо в период сдачи налоговой отчетности, т.е. практически не чаще одного раза в месяц.

По результатам проведенного исследования завода бухгалтерского учета расчетов по заработной плате на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева были сделаны следующие выводы и предложения.

Существенных отклонений в организации бухгалтерского учета и учетных регистров от требований нормативных документов не выявлено.

Учет, начисление и расчеты по заработной плате на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева ведутся в целом правильно.

Выявленные при проверке бухгалтерской отчетности ошибки на выводы о достоверности отчетности во всех существенных аспектах не влияют. Организация внутреннего контроля на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева осуществляется на достаточно низком уровне (низкая надежность).

В качестве рекомендаций руководству организации на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации, отслеживать изменения законодательства регулирующего налогообложение.

Сделанные выводы и рекомендации были заслушаны руководством ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева и приняты к исполнению.

3.3. Выводы о состояние в организации ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева и совершенствование учета труда и заработной платы

Для расчетов с персоналом по оплате труда применяется счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Процесс учета оплаты труда осуществляется с применением средств автоматизации.

В ходе выборочной проверки правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности расчетов по оплате труда отклонений, способствующих повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности , а также выплат заработной платы сверхустановленных штатным расписанием окладов и тарифов не установлено.

Для равномерного списания представительских расходов учетной политикой предусмотрено начисление следующих резервов для целей бухгалтерского и налогового учета:

- на оплату очередных отпусков;

- на выплату вознаграждения за выслугу лет;

- на выплату вознаграждения по результатам работы за год.

Начисление указанных резервов производилось в размерах определенных соответствующими расчетами. Для получения информации о состоянии и движении резервов используется счет 96 «Целевое финансирование». Замечаний по начислению резервов не имееться.

В целом ошибок не установлено, замечаний нет.

Одним из важнейших участков учета является расчет заработной платы. С этой стороны деятельности бухгалтерии сталкивается не только руководство, но и весь персонал предприятия. Разумеется, всем бы хотелось, чтобы он происходил своевременно и безошибочно. Препятствием в этом служит высокая трудоемкость начисления заработной платы на предприятиях со значительным количеством работающих. Естественно, что многим бухгалтерам, рассчитывающим заработную плату, хотелось бы облегчить свой труд, возложив на компьютер рутинную работу. Для решения этой проблемы созданы как специализированные программы, так и модули, входящие в состав больших программных комплексов.

На рынке бухгалтерских программ встречаются довольно известные автономные программы расчета заработной платы, такие как «Зарплата» фирмы «Инфософт» 1С: «Зарплата + кадры», эти продукты недорого стоят и продаются большими тиражами.

Функциональный комплекс программ по учету труда и расчету заработной платы должен включать решения следующих основных задач:

- ведение справочников подразделений, сотрудников, начислений и удержаний, бухгалтерских счетов, шифров производственных заказов и пр.;

- ведение табелей рабочего времени, расчет начислений, связанных с повременной и сдельной формами оплаты труда, в том числе по КТУ;

- расчет отпусков, больничных листов и других отклонений от нормального режима работы;

- автоматическое начисление различных надбавок, пособий, доплат, регулярных премий и автоматическое удержание алиментов, кредитов, сумм по исполнительным листам судов;

- разовые премии, работа с произвольными начислениями и удержаниями;

- расчет налогов для штатных и внештатных сотрудников;

- печать платежных ведомостей, расчетных листков, лицевых счетов, межрасчетных ведомостей, платежных поручений, налоговой карточки и пр.;

- контроль выдачи денежных сумм, ведение депонентов;

- распределение заработной платы по бухгалтерским счетам и объектам затрат;

- составление отчетов в ПФ и МНС в электронной форме.

Чрезвычайно важно также при рассмотрении всех этих вопросов обратить внимание на возможности настраивать программу, ведь, с одной стороны, методики расчета заработной платы на предприятиях разных отраслей и форм собственности сильно отличаются, с другой стороны - происходят постоянные изменения в законодательстве.

К настройке следует отнести: задания и изменение ставок налогов, минимального размера оплаты труда, методик расчета начислений, нерабочих дней, реквизитов предприятия и прочее.

Организация бухгалтерского учета на ФГУП «ЧПО им. В.И.Чапаева» налажена хорошо. Но из-за низкого уровня автоматизации первичные документы и учетные регистры заполняются вручную. Из-за чего на предприятии большая численность работников аппарата бухгалтерии (примерно 55 человек).

В настоящее время организация оснащается компьютерами. Применение ЭВМ позволит повысить точность и оперативность учетных данных, а также повысить производительность труда бухгалтеров. На предприятие имеется программа «Гарант +», что позволяет немного облегчить труд работников. Сейчас завод находиться в поиске подходящий для него программы. На ФГУП «ЧПО им. В.И.Чапаева» работает более 3,5 тысяч работников, поэтому они не могут использовать систему «1:С Предприятие». Эта программа подходит только для малых и средних предприятий. В настоящее время они внедряют программу «АБ-СОФТ».

Программа предназначена для работы как на небольших, так и на достаточно крупных предприятиях. Полный автоматический расчет всех начислений, удержаний и отчислений для 3000 работников выполняется менее двух минут на сервере Pentium 1Y. Программа содержит инструменты для экономического анализа, формирования новых и редактирования существующих форм отчетов. Формируется информация на электронных и бумажных носителях для представления в ГНИ, ПФ.

Особенностью программы являются режимы:
1) табель (для предприятий, на которых разделены функции табельщиков и бухгалтеров по зарплате)- для ввода данных по отработанному времени;
2) менеджер распределений – для распределения сдельной зарплаты при ее расчете по бригадам, подразделения и т.п.;
3) менеджер расчетов – инструмент, позволяющий упростить и сделать наглядной процедуру расчета отпускных, больничных и др. начислений, использующих данные предыдущих отчетных периодов.
Высокая скорость обработки данных в программе обеспечивается специальным механизмом встроенных процедур.

Карточка начисления (удержания) представляет собой описание процедуры на языке PSQL Firebird. Таблица внутренних переменных содержит список всех внутренних переменных, используемых в расчетах. В расчете можно использовать любую информацию, хранящуюся на сервере.

Например, простейший расчет повременной зарплаты будет выглядеть так: REZULT= CHAS_ * TARIF_ / CARC_
(отработано часов умножить на тариф и разделить на количество часов по тарифу)

Рис.2 Карточка начисления удержаний

Нажав на кнопку, «Записать все программы», мы занесем процедуру на сервер. Тем самым мы сделаем возможным расчет всей зарплаты в пределах одной трансакции. Именно этим объясняется высокая скорость работы программы. Подобные механизмы позволяют избежать использование специальных процедур накопления данных в конце каждого периода для дальнейших расчетов.

Во всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. На уровне отдельного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» чаще используют термин «кадры» или «персонал». Кадры, в широком понимании, есть главная производительная сила общества. От кадровой политики зависит очень многое, в первую очередь насколько рационально используется рабочая сила и эффективность работы предприятия.
Кадры на предприятии классифицируются на рабочих, специалистов, руководителей, служащих, учеников, младший обслуживающий персонал и работников пожарно-сторожевой охраны. Приоритет следует отдавать руководителям. Исследованиями и практикой установлено, что эффективность работы предприятия на 70-80% зависит от руководителя предприятия. С переходом на рыночные отношения они получили большую самостоятельность в области оплаты труда. Предприятия в этот период стали чаще применять повременно-премиальную и бестарифную систему оплаты труда, а также оплату труда по контракту. Кадры, и заработная плата – эти понятия тесно связаны между собой. На каждом предприятии должен разрабатываться план по труду и заработной плате. Цель которого заключается в изыскании резервов по улучшению рабочей силы и на этой основе повышение производительности труда. При этом план должен быть разработан так, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста заработной платы Можно предложить ряд организационно-технических и социально-экономических мероприятий по улучшению использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы.

Кратко опишу основные направления действий. Основной упор на использование опыта по единой тарификации рабочих и инженерного персонала. Введение единой тарифной сетки позволит стандартизировать систему рабочих и должностных окладов, приведя их в соответствие с квалификацией, сложностью выполняемых функций и опытом работы.
Курс на повсеместное внедрение на рабочих местах системы сдельной оплаты труда, с целью заинтересовать исполнителей в росте объемов производства. Следует отметить также повсеместное внедрение контрактной системы оплаты труда (в основном руководящих работников).
Учет труда и заработной платы должен быть организован так, чтобы способствовать повышению производительности труда, улучшению организации труда, повышению заработной платы, нормированию труда, полному использованию рабочего времени, укреплению дисциплины труда, повышению качества продукции. Основываясь на результатах технико-экономического анализа деятельности предприятия также можно предложить следующее:
Во-первых, комплекс усилий, направленный на снижение длительности простоев оборудования должен основываться не только на обновлении парка оборудования, но и на повышение квалификации и оптимизация труда ремонтников, с целью улучшить качество ремонта оборудования. И дополнительно введение материальной заинтересованности в уменьшении длительности простоев оборудования у всех, от которых это зависит.

Во-вторых, изменение ситуации характеризующейся увеличением количеством фактически отработанных смен у промышленно-производственного персонала. А именно, внедрение более современных времясберегающих технологий с целью увеличения производительности труда. Введение строго контроля за учетом рабочего времени.
Дальнейшее продвижение системы сдельной оплаты труда, с целью компенсации рабочим потерь от уменьшения количества фактически отработанного времени, вызванного претворением в жизнь вышеупомянутых мероприятий.

В-третьих, необходима стабилизация кадрового состава предприятия. Для этого необходимо провести в жизнь ряд мероприятий в социальной сфере.

В целом, резюмируя вышесказанное, можно заключить, что работа предприятия заслуживает положительной оценки в наше тяжелое время. Коллектив предприятия тоже неплохо трудится, не взирая на трудности. Предприятие имеет солидный производственный потенциал и резервы для роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд и его оплата являются важной стороной взаимоотношений работодателя и работника. Практика жесткого государственного регулирования заработной платы посредством установления нормативов прироста заработной платы и регламентации ставок, окладов, доплат и премий показала свою низкую эффективность в условиях формирования рыночных отношений. Предпочтение отдано государственному воздействию через налоговую систему при одновременной реформе оплаты труда. В настоящее время действующая система оплаты труда основана на трех основных принципах.

Во-первых, предоставление предприятиям и организациям, функционирующим на основе различных форм собственности и хозяйствования, максимальной самостоятельности в вопросах оплаты труда при условии, что проведение всех мер по повышению оплаты труда осуществляется предприятиями исключительно за счет их собственных средств без выделения на эти цели ассигнований из бюджета.

Во-вторых, в целях социальной защиты работающих в период перехода к рыночным отношениям осуществляется государственная регламентация минимальной оплаты труда посредством сохранения тарифной системы, обязательной для всех звеньев народного хозяйства. Она позволит обеспечить работникам даже самой низкой квалификации нормальное воспроизводство рабочей силы независимо от форм собственности, в рамках которой они трудятся. Социальная защита населения обеспечивается государством также через введение минимального потребительского бюджета и индексации доходов населения.

И, в-третьих, устранение уравнительности в оплате труда и снятие ограничений ее роста, зависимость оплаты труда работников от количества и качества затраченного ими труда и конечных результатов работы коллектива.

Учет расчетов по оплате труда - наиболее сложный и трудоемкий участок бухгалтерии, организация которого требует обеспечить правильное и своевременное начисление заработной платы и выдачу ее в установленные сроки; правильное и своевременное удержание налогов, связанных с начислением заработной платы (налога на доходы, единого социального налога), и перечисление их в бюджет; удержание различных сумм (например, по исполнительным листам, за причиненный ущерб и др.). Данная выпускная квалификационная работа написана согласно актуальности темы и цели поставленной перед ней. В процессе написания была сделана попытка, проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтер.

В данной работе была описана методика ведения бухгалтерского учета операций по заработной плате. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет, а так же была перечислена документация, используемая при учете. Был произведен учет конкретных операций, изучены существующие и действующие формы и системы оплаты труда на примере ФГУП ЧПО им. В. И.Чапаева. Рассмотрены действующие положения по оплате труда.

В результате выполнения выпускной квалификационной дипломной работы был изучен порядок проведения аудиторской проверки учета заработной платы на конкретном предприятии - ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева. С этой целью была изучена специфика организации бухгалтерского учета расчетов по заработной плате на данном предприятии. Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования, приобретен опыт работы с хозяйственной документацией. Проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике.

Рассмотрены общие положения о методике проведения аудиторской проверки экономического субъекта, продемонстрирован порядок проведения проверки с указанием конкретных аудиторских доказательств, источников и методов их получения. Изучены способы и порядок документирования проверки, оформления её результатов, полученная информация систематизирована и подвергнута анализу. Выработаны конкретные рекомендации для возможного применения в деятельности исследуемого предприятия ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева. Руководству предприятия было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации, отслеживать изменения законодательства регулирующего налогообложение.

В процессе аудита было проверенно соблюдение действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы и удержаний из нее, документальное оформление и отражение в учете всех видов расчетов между заводом и работниками. При этом выполняются следующие процедуры:

- оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;

- подтверждается достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

- устанавливается законность и полнота удержаний из заработной платы и других выплат сотрудникам в пользу организации, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

- проверяется организация аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;

- контролируется соблюдение заводом налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Существенных отклонений в организации бухгалтерского учета и учетных регистров от требований нормативных документов не выявлено. Учет, начисление и расчеты по заработной плате на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева ведутся в целом правильно. Выявленные при проверке бухгалтерской отчетности ошибки на выводы о достоверности отчетности во всех существенных аспектах не влияют. Организация внутреннего контроля на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева осуществляется на достаточно низком уровне (низкая надежность).

В качестве рекомендаций руководству организации на ФГУП ЧПО им. В. И. Чапаева было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации, отслеживать изменения законодательства регулирующего налогообложение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 30 декабря 2005 г. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 387 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - №1. Ч.1. – Ст.3.

3. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2005 г.) / нормативные документы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 720 с.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96. г. / нормативные документы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 720 с.

5. Федеральный закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.00 г. № 82-ФЗ (с изм. от 29.04.02 г.)

6. Федеральный закон от 15.12.01г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

7. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 г.» от 21.07.07 г. № 183-ФЗ.

8. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изменениями от 4 июля 2003 г., 7 октября 2005 г., 16 апреля 2006 г.

9. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696).

10. Указ Президиума ВС СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации».

11. Положение «О особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным Постановлением правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н с изм. от 30.12.99 г., 24.03.00 г.).

13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 18.09.2006 года). // Новая бухгалтерия. – 2003 г. - 7 мая. – С.10

14. Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2005 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // Главбух. – 2005 г. – 17 Бекон. – С. 5

15. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. «Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера». – «Бератор-Пресс», 2005. – 336 с.

16. Астахов В.П. «Бухгалтерский (финансовый) учет»: Учебное пособие. -Москва: ИКЦ «МарТ», 2003 г. - 928 с.

17. «Аудит: Учеб. Пособие» - Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов, Е. В. Старовойтова. -2-е изд. , перераб. и доп. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2006. – 578 с.

18. Барышников Н. П. Практикум внутреннего и внешнего аудита. - М.: Филинъ, 2005. – 245 с.

19. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет». Серия «Высшее образование».3-е изд.,перераб. и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 г. - 800с.

20. Бочкарева И.И., Быков В.А. «Бухгалтерский учет» - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2004 г. - 768 с.

21. Бычкова С. М. «Планирование в аудите» - С. М, Бычкова, А. В.Газарян. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.

22. Бороненкова С.А. «Аудит: Учебн. Пособие». М.: Финансы и статистика, 2005. – 289 с.

23. Глушков И.Е.. «Аудит». Новосибирск, ЭКОР, 2006. – 402 с.

24. Ковалева О.В. «Аудит: Учеб. Пособие» - О. В. Ковалева, Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра - М., 2006. – 316 с.

25. Козлова Е.П. «Бухгалтерский учет в организациях» - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003 г. - 752с.

26. Кондраков И.П. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие - 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003 г. - 592с.

27. Константинов Ю.П. «Аудит бухгалтерской отчетности». - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ПРИОР, 2005. – 564 с.

28. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. «Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на профессионального бухгалтера». - Информационное агентство «ИПБ-1» 2005. – 464 с.

29. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». – Мн.: Новое знание, 2006. – 686 с.

30. Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова «Общий аудит» - М. - Финансы и статистика, 2005. – 248 с.

31. Стандарты аудиторской деятельности. - М. : ПРИОР, 2006. – 428 с.

32. Шеремет А.Д. «Аудит: учебник для вузов» - А. Д. Шеремет, В. П.Суйц. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006. – 319 с.

33. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: утвержден Постановлением Госкомстата России от 05.01.2005 г. № 1. // Главбух. – 2005 г. – 9 янв. – С.2

34. Белова В.Н. «Пересчет отпускных и заработной платы». // Главбух .-2007.-№2-с.74-77.

35. Воронцова Т.Е. Расчеты с работником при увольнении // Главбух 13, 2007. с. 22-28.

36. Гатауллина Е.И. Оплата труда временных работников // Главбух 14, 2006. с. 32-38.

37. Казанцев М.В. «Как трудовые документы теперь влияют на налоги и бухгалтерию». // Главбух .-2007.-№4 - с.63-68.

38. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Отражение в отчетности оплаты труда и связанных с ней налогов// Бухгалтерский учет 24, 2002. с.22-28.

39. Ракитина М.Ю. Выплата заработной платы // Российский налоговый курьер 17, 2002. с. 23-25

40. Римов А.В., Сухов М.В. Комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ// Журнал Главбух. август 2007 г. № 16.

41. Ройбу А.В. Учет и расчеты пособия по временной нетрудоспособности // Бухгалтерский учет 17, 2007. с. 22-25.

42. Рябова Р.И. Журнал «Налоги», Библиотека журнала «Бухгалтерский буллетень» //М., 2007.

43. Сальникова О.В. Новый порядок уплаты единого социального налога// Журнал Расчет. (Комментарий к Федеральным законам от 15.12.01 г. № 167-ФЗ и от 31.12.01 г. № 198-ФЗ) февраль 2002 г. с.94.

44. Семенова Л.Л. Материальная помощь сотрудникам // Главбух 17, 2002. с. 34-39.

45. Фомичева Л.П. «Лицевой счет работника». // Учет. Налоги. Право. - № 21/2006.

46. Чижов Б.А. «Что должен знать бухгалтер об увольнении сотрудников». // Главбух .-2006.-№8 – с.71-74.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  600  601  602   ..