Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  564  565  566   ..

 

 

Создание и функционирование нового предприятия

Создание и функционирование нового предприятия

Введение

Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность применяемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:

1. Понимания общего состояния дел на данный момент;

2. Представления того уровня, который вы собираетесь достичь;

3. Планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том , что вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта . Инвестор вложит свои средств лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться и определяя способы решения этих проблем.

1. Бизнес-план малого предприятия

Прежде чем зарегистрировать малое предприятие, необходимо составить хорошо продуманный бизнес-план с указанием вида товаров или услуг, планируемых к продвижению на рынке. Результат составления бизнес-плана поможет определить рентабельность будущего предприятия. Без составления бизнес-плана практически невозможно начинать предпринимательскую деятельность.

Бизнес-план представляет собой документ, описывающий основные направления и нюансы планируемой деятельности. С его помощью можно проанализировать положительные и отрицательные стороны будущего бизнеса и предусмотреть способы решения возможных проблем. Бизнес-план определяет размер необходимых финансовых вложений и примерный размер полученного дохода от осуществляемой деятельности. Бизнес-план состоит из двух частей: описательной и финансовой. Описательная часть содержит идею малого бизнеса, в ней определяются аналитические показатели состояния рынка в данном направлении, роль планируемого бизнеса на рынке, его основные цели и задачи. Финансовая часть включает детальное распределение затрат и планируемой прибыли от осуществляемой в будущем деятельности.

Для квалифицированного составления бизнес-плана необходим определенный опыт. К его написанию необходимо хорошо подготовиться. Бизнес-план бывает для внешнего использования и для внутреннего. Бизнес-план для внешнего пользования может быть полезен для предоставления партнерам, инвесторам и кредиторам. Для внутреннего пользования бизнес-план нужен в качестве средства управления малым предприятием.

К основным задачам малых предприятий, решаемым с помощью бизнес-плана относятся:

· изучение размеров и перспективности развития будущего рынка сбыта;

· оценка затрат, необходимых для производства определенного количества продукции, соизмерение их с ценами, по которым можно будет осуществлять продажу товаров, с целью определения размера будущей прибыли;

· выявление возможных «подводных» камней при осуществлении предпринимательской деятельности;

· определение критериев оценки состояния дел;

· проведение сегментации рынка.

Малые предприятия в основном направлены на удовлетворение спроса потребителей. Следует иметь четкое представление о том, кому можно будет продавать товары или предоставлять услуги, и какую цену они смогут за них платить.

Составляя бизнес-план необходимо учитывать сезонность, которая влияет на любой вид деятельности. Однако сезонность в предпринимательстве можно предугадать, поскольку изменение спроса населения происходит на протяжении определенных периодов. Некоторые предприниматели осуществляют диверсификацию производства за счет покупки предприятий другого профиля. К примеру, можно совместить турагентство, пик продаж которого приходится на лето с кофейней, пик продаж которой осенью или магазином сладостей (пик продаж - зимой). При этом результат получится вполне внушительный.

Необходимо со всей ответственностью подойти к составлению финансовой части бизнес-плана. С помощью финансовых расчетов можно определить размер ожидаемого дохода от ведения предпринимательской деятельности. Финансовый план составляется с разбивкой по месяцам на два года. При этом следует учитывать, что этот период будет самым трудным для осуществления предпринимательской деятельности. Однако в самом начале ведения деятельности нужно представлять, как будет складываться ситуация через больший промежуток времени и пересматривать ежегодно долгосрочный план.

В малом бизнесе цель бизнес-плана такая же - он позволяет найти ответы на многие вопросы, связанные с развитием бизнеса. Особенно актуален бизнес-план в начале работы, а также при начинании каких-либо новых проектов. Отличие бизнес-плана для малого бизнеса от выполненного по всем правилам документа состоит в его меньшей формальности, его доступности. К его достоинствам можно отнести низкий уровень затрат на его подготовку. Однако этими же причинами объясняются и его недостатки, главным из которых является его неполная информативность. Тем не менее, как правило, бизнес-план даже составленный в голове предпринимателя приносит существенную пользу при начале бизнеса, в отличие от варианта, когда бизнесом начинают заниматься наобум, не имея четких представлений, в какой последовательности и какие действия необходимо предпринять.

Главным звеном в любом бизнес-плане является маркетинг. Необходимо вычислить две основных величины: объем предполагаемых продаж вашей продукции и цены на каждый вид продукции. Далее составляется так называемый “организационный план”. Он включает в себя перечень необходимых мероприятий для того, чтобы начать бизнес. Он же, кстати, и позволяет вычислить требуемый объем капиталовложений.

После этого, нужно прикинуть текущие расходы: во-первых, на производство продукта (услуги тоже требуют иногда расходов на их производство), во-вторых, на содержание вашего бизнеса, в том числе и на его продвижение.

Также нужно посмотреть, за счет чего будет происходить финансирование бизнеса. Обычно, источников финансирования бизнес-проектов в малом бизнесе не так уж и много - их всего два: собственные средства (то, что предприниматель готов вложить, чем готов рискнуть) и заемные средства (банковские кредиты, ссуды, одолженные у знакомых и т.д.).

После этого можно посчитать примерные результаты вашего бизнеса и дать ему оценку. Естественно, эти подсчеты будут носить примерный характер, но вы сможете почувствовать, каким образом цена, издержки и другие факторы влияют на ваш финансовый результат, сможете оптимизировать сроки подготовки вашего бизнеса, выбрать наиболее оптимальную схему финансирования проекта и принять еще множество важных решений для вашего бизнеса. Как правило, люди, проделавшие такие процедуры, приобретают устойчивое видение своего бизнеса

2. Значение бизнес-плана.

Бизнес-план - визитная карточка вашей компании. Он позволяет увидеть и оценить ваш бизнес глазами инвестора. Бизнес-план - это схема вашего бизнеса, информационный инструмент продажи и операции.

Каждый раз, когда вы встречаетесь с управляющим имуществом, чтобы поговорить с ним об аренде помещения для вашего бизнеса или у вас встреча с потенциальным кредитором/инвестором, прежде всего будет иметь значение ваш бизнес-план.

Используйте бизнес-план для представления ваших деловых идей так, чтобы другие смогли понять. Вы должны сосредоточиться на том, чего именно вы хотите добиться, чего должен достичь ваш бизнес, и как вы планируете этого добиться. Прогноз продаж и ежемесячные расходы также включаются в ваш план. Вся эта информация будет влиять на ваш выбор, в том числе и выбор места нахождения предприятия. Ваш бизнес-план будет следить за тем, смогли ли вы достигнуть своих целей или нет.

Бизнес-план является ключом длительного успеха как для новых, так и для старых предприятий. Ваш бизнес должен иметь основу, с которой можно начать, и вы должны дать время вашему бизнесу, так как достичь успеха за короткое время трудно.

Ваш бизнес-план:

· Поможет прояснить/сосредоточиться и изучить развитие вашего бизнеса и перспективы роста.

· Предоставляет продуманную и логическую основу, в которой предприятие может разрабатывать и проводить стратегии бизнеса не только на ближайшее будущее, но и на протяжении всей жизни бизнеса.

· Служит в качестве основы для обсуждения с третьими сторонами, такими, как: акционеры, учреждения, банки, инвестора и т.д.

· Предоставляет базу, с которой будут сравниваться фактические результаты.

Ваш бизнес-план - это структура, внутри которой должен действовать ваш бизнес. Что, в конечном счете, определит, имеет ли ваш бизнес успех или провал. Для управления и предпринимателей, добивающихся внешней поддержки, план является самым важным документом. Он действует как ключ к привлечению финансирования. Подготовка комплексного плана не гарантирует успеха в привлечении средств и поддержки, но не иметь план вовсе, приведет к провалу.

Некоторые вещи, о которых стоит подумать, прежде чем приступать к написанию бизнес-плана:

· Четко определить целевую аудиторию.

· Определить требования вашего бизнеса относительно содержания и уровня детализации.

· Спланируйте структуру плана.

· Выберите подходящий объем вашего плана.

· Определите основные вопросы, на которые надо обратить особое внимание.

Для многих людей сам процесс планирования, размышления, обсуждения, изучения и исследования часто может быть полезнее, чем фактический результат.

3. Состав и структура бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все про­блемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения. Основные показатели первого года рекомен­дуется делать в помесячной разбивке, второго - в поквартальной и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми по­казателями.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последова­тельностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зави­сит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития.

Название разделов бизнес-плана условно, используется для концен­трации внимания на его структуре и последовательности составления.

Время, которое занимает составление бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на со­ставление бизнес плана затрачивается не менее 200 часов.

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

· - потенциальным инвесторам (банкирам);

· - сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче пони­мать свои задачи;

· - владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно про­анализировать свои цели и возможности.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.

Состав и структура бизнес-плана также зависят от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия, поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем больше количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует изучения структуры бизнес-план. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть внесены в особый раздел плана для более пристального изучения.

В зависимости от цели составления бизнес-плана разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.

Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой деятельности, размером малого предприятия и целью составления. В зависимости от цели составления бизнес-плана (обоснование инвестиций, привлечение партнеров к совместной деятельности, заключение контрактов и пр.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Бизнес-план малого торгового предприятия должен включать следующие основные разделы:

· определение цели и задач на ближайшие годы (три-пять лет).

· анализ финансово-экономического состояния предприятия, выявление позитивных и негативных сторон его деятельности

· характеристика основных поставщиков товаров (ритмичность поставок, формы оплаты за товар, участие в разработке производственной программы)

· сведения об организации продажи товаров

· планируемая организационная структура предприятия

· прогноз основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и условий достижения высокой прибыльности (рентабельности).

4. Разделы бизнес-плана.

4.1. Резюме.

Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?» Т.е. схема (см. рис. 1.) того, что должно показать резюме бизнес-плана, выглядит следующим образом:


Для ответа на эти вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым стремиться фирма. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновения на рынки и вытеснение старых товаров.

Каждая цель должна иметь стратегию своего достижения, а на основе стратегии разрабатывается перечень определенных мероприятий с их сроком выполнения и конкретными исполнителями, ответственными за проведение этих мероприятий.

Часто в резюме включают основные данные о фирме: дата создания и регистрации, форма собственности, контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание сферы, в которой уже действует фирма, или в которую она собирается войти.

Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются от проекта в будущем. Надо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана.

4.2. Анализ состояния отрасли.

В этом разделе описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося на определенный момент состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание соответствия состояний предприятия или фирмы и той отрасли, в которой оно предположительно будет функционировать.

Кроме этого в этом разделе рекомендуется дать справку по новым продуктам и достижениям в этой отрасли, описать новые рынки и покупателей, новые потребности этих рынков, новые компании и социально-политические тенденции и факторы, которые смогут оказать позитивное или негативное влияние на реализацию проекта.

4.3. Виды товаров (услуг).

С этого раздела начинается основная часть бизнес-плана. В нем описываются те товары (услуги), которые собирается предложить фирма будущим покупателям и ради производства которых задумывался весь проект. При спаде производства разумно поступает тот, кто для своего бизнеса выбирает те товары (услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирмы не могут полагаться на существующие товары, т.к. потребитель ждет новых усовершенствованных товаров.

4.4 План маркетинга.

Этот раздел плана должен убедить потенциального партнера в том, что вы понимаете, как рынок делится на сегменты, и что вы способны довести свой продукт до потребителя. План маркетинга описывает, как будет достигнут намечаемый уровень продаж. Необходимо, чтобы этот план детально описывал общую рыночную стратегию, которая будет использовать конкурентные преимущества. Включить также описание политики по реализации продукта, подход к ценообразованию, каналов распределения, стратегии рекламы. Подробный состав раздела, описывающий план маркетинга, включает:

· Общая стратегия маркетинга. Описывается рыночная философия и стратегия компании, исходя из особенностей продукта и каналов реализации в определенной нише рынка. Включить, например, описание потребителей, которые уже являются клиентами фирмы или на которых будут направлены первоначальные усилия по продажам, а также тех, на ком внимание будет сконцентрировано несколько позднее. Указать, как потенциальные потребители в этих группах будут выяснены и как на них следует выйти; какие особенности продуктов и услуг будут использованы для стимулирования продаж; будут ли применены новаторские маркетинговые концепции, которые будут способствовать реализации продукта (аренда, возможность бесплатно использовать продукт ограниченный период времени и т.п.).

Указать, как будут реализовываться продукты или услуги на начальном этапе и объяснить почему; привести планы для расширения продаж в будущем. Выявить сезонные колебания в продажах, наметить, что может быть сделано для продаж продукта вне сезона. Если возможно, описать планы получения правительственных контрактов, как способа покрытия накладных расходов на развитие продукта;

· Ценообразование. Описать стратегию в области цен и сравнить ее с ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат потребителей. Дать оценку валовой прибыли и показать, будет ли она достаточна, чтобы позволить себе затраты на реализацию продукции, гарантию потребителям, если необходимо, подготовку его персонала, ценовую конкуренцию и т.д. Пояснить, в какой степени цены помогут: проникнуть на рынок, сохранять и увеличивать долю рынка в условиях конкуренции, получать достаточную прибыль.

Показать правильность ценовой стратегии и различий между вашими ценами и ценами конкурирующих или замещающих продуктов или услуг с точки зрения приобретения потребителями некоторых дополнительных ценностей в виде новизны, качества, гарантий, вспомогательного обслуживания, снижения себестоимости и т.п. Описать ценовую политику с точки зрения взаимосвязи цены, доли рынка и прибыли. Например, более высокая цена может уменьшать объемы продаж, но давать в результате более высокую прибыль.

Если цена продукта ниже цены конкурентов, объяснить, как при этом будет сохранена прибыльность производства (с помощью большего объема продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысоким накладным расходам и т.п.). Указать любые скидки с цен, позволяющие стимулировать реализацию продукта или услуги;

· Тактика по реализации продукции. Описать методы реализации (собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), которые могли бы быть использованы в ближайшее время, и в долгосрочной перспективе. Включить описание любых специальных требований для реализации продукции (необходимость рефрижераторов и т.п.). Проанализировать сравнительную эффективность различных методов реализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительных прав на распределение и др., в сравнении с тактикой конкурентов в этой области. Описать, как посредники и торговые представители, если они будут использованы, будут выбраны, когда они начнут свою деятельность, регионы, где они будут действовать, рост их числа помесячно и ожидаемый объем продаж каждого из них. Если используется собственная торговая сеть, покажите ее структуру, указать, заменит ли она торговых представителей и если да, то когда и как это произойдет. Показать какой объем продаж будет приходиться на одного продавца вы год и какие комиссионные или зарплату он будет получать: сравнить эти цифры со средним по отрасли.

Подготовить график работы сбытового подразделения, составить смету затрат на реализацию продукции;

· Политика по послепродажному и предоставлению гарантий. Если предприятие будет предлагать продукт, который требует послепродажного обслуживания, предоставления гарантий или обучения персонала покупателя, оценивается степень их важности для покупателя и предлагаются пути решения этих проблем.

Предлагается описание предлагаемых гарантий - будет ли обслуживание проводиться работниками предприятия на месте или ремонтными мастерскими, или продукция будет возвращаться на завод. Приводятся предполагаемые цены за послепродажное обслуживание и определяется его прибыльность. Для иллюстрации можно сравнить предлагаемые услуги с услугами основных конкурентов;

· Реклама и продвижение продукта на рынок. Нужно показать, как будет привлечено внимание потенциальных покупателей, для чего рассказывается о методах ведения рекламных кампаний предлагаемого товара. Производители промышленного оборудования должны рассказать о планах участия в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок. Производители товаров народного потребления должны указать, какой тип рекламной кампании им больше подходит, в каких ярмарках и выставках они собираются участвовать и где будут размещать рекламные объявления и щиты. Следует составить расписание рекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок;

· Реализация продукта. Описание методов и каналов реализации, которые будут использованы. Наглядность добавит вычисление транспортных расходов, как процента от цены.

4.5. Производственный план .

В план производства необходимо включить такие сведения, как местоположение предприятия, вид требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе. Для проекта в обрабатывающей промышленности необходимо включить в план политику управления запасами, снабжением, производством, определить перечень комплектующих, которые будут произведены самостоятельно, а какие закуплены на стороне. Бизнес в сервисе требует особого внимания к месторасположению. Состав вопросов, рассматриваемых в разделе:

· Производственный цикл. Дать графическую характеристику производственного цикла нашего бизнеса. Указать, методы реагирования на сезонные колебания загрузки производственных мощностей (за счет создания запасов и их использования в пиковые периоды);

· Географическое положение. Описать и проанализировать положительные и отрицательные стороны планируемого размещения предприятия. Анализ провести с точки зрения таких факторов, как трудовые ресурсы (включая их доступность, квалификацию, процент объединения в профсоюзы, а также местные стандарты уровня жизни и связанного с ним уровня зарплаты), близость к клиентам и/или поставщикам, транспортные расходы, государственные и местные налоги и законы (включая региональное регулирование), доступность и развитость энергетических ресурсов, промышленной и социальной инфраструктуры и т.п;

4.6. Организационный план.

После ответа на вопрос, как будут изготавливаться товары, важно решить проблему набора сотрудников и планирования их работы, если фирма только создается или меняет направление работы, для чего необходимо набрать новый штат. Поэтому следующий раздел бизнес-плана – «Организационный план». Команда управления является ключом к внедрению хороших идей в успешный бизнес. Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей, сочетающей технические, управленческие, коммерческие и деловые навыки.

В первую очередь, в этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления фирмой. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические данные о всех членах директоров (возраст, образование), анализируются знания и квалификация всей команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, производственный процесс). Также в этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя.

Не менее важным является разработка системы подбора кадров. Фирмой оговариваются принципы отбора сотрудников, принципы найма, создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.

По сути дела этими вопросами занимается менеджмент, и желательно, чтобы этот раздел составлял человек, хорошо разбирающийся в этой дисциплине.

Таким образом, ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства на практике, какова система расстановки кадров и какова кадровая политика фирмы.

4.7. Оценка риска и страхование.

Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, которые угрожают ее существованию. Для любого предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться фирма.

Открытие возникших негативных факторов перед потенциальными инвесторами может подорвать кредит доверия к проекту и лишить его финансирования. С другой стороны, определение и обсуждение риска в проекте демонстрируют квалификацию разработчиков и поднимают доверие инвесторов. Поэтому определение и обсуждение главных проблем и рискованных моментов служат развитию проекта. Оно включает описание опасных ситуаций в отрасли, на рынке сбыта, в сроках и финансировании начального этапа проекта.

Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибки в подборе руководящих кадров, кроме этого к рискам относятся пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты. Чем глубже предприниматель проработает эту проблему, тем проще и спокойнее ему будет исполнять бизнес-план.

При написании данного раздела предприниматель должен привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от них; указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для фирмы не представляет, в бизнес-плане необходимо на них остановится и обосновать, почему не стоит беспокоится на этот счет.

4.8. Финансовый план.

Цель финансового плана - показать потенциал фирмы и представить временный график достижения финансовой жизнеспособности. В последующем он также может использоваться для определения оперативного управления финансами компании.

Что касается кредитоспособности, то весьма желательно, чтобы был представлен отчет о прибылях и убытках, а также балансовый отчет фирмы за текущий год (прогноз) и за 2-3 предшествующих года, если фирма уже функционирует. Финансовый план включает:

· Издержки по подготовке к началу операции фирмы. Кредитор будет требовать детального перечня издержек, связанных с подготовкой и началом операций, вместе с полными эксплуатационными расходами на 1-3 месяца. В эти издержки, как правило, включаются как единовременные расходы (оборудование, машины, движимое имущество, стоимость установки оборудования, благоустройство территории и реконструкция производственных помещений, начальные запасы сырья и материалов. различного рода залоги и единовременные выплаты, плата за лицензии и допуски, регистрация и презентация и наличность для неожиданных расходов), так и текущие (повторяющиеся) расходы за три месяца (вся зарплата и вознаграждения, аренда, реклама, транспортные расходы, эксплуатационные расходы, страхование всех типов),налоги (государственные и местные), выплата процентов по займам и кредитам, ремонт и профилактика, расходы по подготовке персонала, а также неожиданные расходы;

· Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость нового предприятия. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В раздел 10 бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж в 20% от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам.

В наиболее общем виде Стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки;

· Финансовые показатели деятельности фирмы. В заключение данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы:

· Чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением вашей прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год;

· Текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы деленные на текущие обязательства. Большинство фирм рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен или выше 2;

· Рентабельность - это чистая прибыль, деленная на инвестиционный капитал).

5. Разработка бизнес-плана малого предприятия

Пример бизнес-плана парикмахерской «Жаннетта»

Полное наименование проекта: бизнес-план по созданию частного предприятия салон-парикмахерская «Жаннетта »

Суть проекта: бизнес-план создания парикмахерской «Жаннетта» в городе Уфа по улице Мушникова, 10

Источники получения средств: Салон-парикмахерская планирует получить кредит в банке «ИнвестКапиталБанк» под 12% годовых с обязательной выплатой раз в месяц по 20 857 рублей . Привлечь в качестве компаньона одного-двух предпринимателей, способных вложить в уставный капитал предприятия необходимую сумму для участия в организации бизнеса. Окупаемость вложенных средств, предположительно – 1 год.

Совокупная стоимость проекта: 1 000 000 рублей

2. РЕЗЮМЕ

Салон-парикмахерская «Жаннетта», во владении индивидуального предпринимателя, основан в 2010 году.

Владелец будущего салона-парикмахерской, приобрел в собственность помещение в виде жилой двухкомнатной квартиры на 1 этаже по адресу: г. Уфа, ул. Мушникова, 10 в дальнейшем переоформив ее в нежилое помещение для оказания соответствующих услуг, получив на это разрешение администрации города после проведения всех необходимых процедур. К ним относятся разрешение на открытие парикмахерской жильцов дома, разрешение на перепланировку квартиры для более удобного расположения рабочих комнат.

Здание сооружено из кирпича, имеет бетонный пол, покрытый линолеумом, есть система кондиционирования и отопления.

Имеются пути для подъезда к зданию грузового и легкового транспорта и места для парковки автомобилей клиентов. Здание удобно расположено по отношению к автобусным остановкам.

Анализ реального и потенциального рынка услуг показывает наличие неудовлетворенного спроса на подобные услуги в этом районе города.

Частное предприятие «Жаннетта», будет оказывать своим клиентам не только парикмахерские услуги, но а также услуги маникюра и педикюра.

За счет рекламы салон предполагает привлечь как можно больше клиентов.

Клиентами салона-парикмахерской являются жители района. Цены салона ориентированы на клиентов со средним достатком, т.е. со среднемесячной заработной платой. Тем более, что мы предполагаем сохранить цены стабильными, при условии если это же будет гарантировано нашими поставщиками расходного инвентаря, с которым нас связывает соглашение, предусматривающее возможность повышения отпускных цен.

Салон оказывает услуги на высоком уровне, но особо не дорогие, актуальные, престижные, пользующиеся большим спросом.

Прибыль формируется как разность между объемом реализации услуг и затратами на покупку товаров с учетом собственных издержек.

Салон работает с 8-00 до 19-00, в выходные с 9-00 до 16-00.

Помимо затрат на покупку, предполагается вложить средства в ремонт помещения, его реконструкцию, рекламу, благоустройство вокруг здания.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА,

Рынок оказываемых услуг является локальным. Услугами пользуются в основном женщины, проживающие в домах, находящихся на расстоянии 10-15 минут ходьбы или те кто может за это же время достигнуть парикмахерской на общественном транспорте. Работниц фирмы многих своих клиенток знают в лицо, с некоторыми из них уже сложились доверительные отношения, периодичность посещения парикмахерской постоянными клиентками (таких уже насчитывается свыше 80 человек) составляет один раз в 1-1,5 месяца, иногда это бывает чаще (это бывает по случаю каких-либо праздников, памятных дней). В этом случае клиентки просят сделать им что-нибудь «особенное». Другие клиентки, не перешедшие в разряд постоянных, посещают парикмахерскую один в два-четыре месяца. По-видимому, они посещают и другие салоны. Среди населения сформировался свой круг клиентов. Есть большая уверенность, что женщины-клиенты «Жаннетта» приведут сюда своих мужей, детей, порекомендуют эту парикмахерскую своим родственникам и знакомым. Беседы на эту тему с постоянными клиентами уже проводились.

3.ВИДЫ УСЛУГ

Салон-парикмахерская будет оказывать услуги: стрижка мужская, женская, детская; окраска, химические завивка; мелирование, тонирование; прически свадебные, вечерние; маникюр, педикюр, наращивание ногтей; уход за ногтями; прокалывание ушей и т.д.

1. Услуги по уходу за волосами:

- стрижка волос;

- окрашивание волос;

- мелирование, коларирование волос;

- химическая завивка волос;

- укладка волос;

- мойка головы;

- сушка феном;

- создание вечерней, свадебной прически;

2. Услуги по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног:

- маникюр;

- педикюр;

- наращивание ногтей;

3. Постижерные работы;

4. Некоторые косметические услуги;

5. Дополнительные услуги:

- оказание консультационных услуг;

- возможность предварительной записи на обслуживание.

Услуги будут предоставляться с применением профессиональной косметики «Londa», «Akzent», «Kinetics».

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.

Производить ремонт и модернизацию помещения салон будет со средств, взятых в банке. Для этого планируется нанять квалифицированных рабочих. Предполагаемая сумма, выделенная на это, составляет 50 000 рублей. Для закупки необходимого для работы оборудования, мебели, а также мелкого инструмента и инвентаря, предприятие собирается использовать средства, взятые в кредит в банке.

Производить подбор персонала салон будет исключительно при рассмотрении резюме и по рекомендательным письмам.

На поставку сырья и расходного материала салон-парикмахерская заключит договоры с торговыми фирмами, предварительно воспользовавшись услугами юридических лиц.

За счет рекламы салон предполагает привлечь как можно больше клиентов.

5.ПЛАН МАРКЕТИНГА

В какой-то мере проблема сбыта может рассматриваться как функция месторасположения предприятия. Салон-парикмахерская «Жаннетта» расположен в спальном районе, где конкуренция практически отсутствует, т.к. все салоны с подобными услугами находятся в центре города.

Другая сторона проблемы сбыта – насколько хорошо известны клиентам характеристики предоставляемых услуг. Поэтому салон предполагает сделать обширную рекламу своих услуг в средствах массовой информации (газеты, радио и т.п.), для привлечения большего количества клиентов. Планируется сделать заказ визитных карточек салона-парикмахерской «Жаннетта».

Еще один способ стимулирования сбыта – это прием заказов по телефону, т.е. по записи, а также оказание услуг по специальным каталогам, по которым клиент может выбрать себе стрижку или прическу.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН.

Наш салон работает с 8-00 до 19-00 (без обеда), в выходные воскресенье и субботу с 9-00 до 16-00.

В салоне-парикмахерской «Жаннета» работают четыре мастера-универсала, два маникюриста, уборщица. Директор салона исполняет обязанности администратора и бухгалтера.

Мастера в салоне работают посменно: первая смена работает с 8-00 до

14-00, вторая смена – с 14-00 до 19-00, в выходные с 9-00 до 16-00 первая смена поочередно меняются.

Рабочий день уборщицы не нормирован, поэтому по соглашению она имеет право приходить проводить влажную уборку салона во время смены, т.е. в 14-00 и к концу рабочего дня, т.е. в 18-00. Раз в неделю в ее обязанности входит генеральная уборка.

Рабочий день директора также не нормирован.

Несомненно, предприятие сильно своим персоналом. Грамотные руководители и квалифицированные исполнители могут вывести из прорыва даже самое неэффективно работающее предприятие, а плохие кадры, наоборот, - разорить процветающее.

Поэтому предприятие планирует принять на работу квалифицированных мастеров. Каждые полгода салон будет предоставлять возможность своим работникам повышать квалификацию, отправлять на различные семинары. Сумма, которая будет выделяться на это, будет накапливаться в течение 6 месяцев.

В будущем салон планирует открыть мастер-класс, где будут обучаться профессионализму молодые мастера. Это принесет дополнительную прибыль предприятию.

Персонал салона-парикмахерской состоят из восьми человек: директора, замещающего обязанности администратора и бухгалтера, четырех мастеров-универсалов, двух маникюристов, и уборщицы.

Для получения прогрессивного результата от деятельности салона, мастера должны быть высококвалифицированными работниками, стаж работы должен быть не менее двух лет в данной отрасли.

Основные требования, предъявляемые директору в данной отрасли:

– директор должен бать грамотным, образованным, желательно знающий основы бухгалтерского учета и юриспруденции;

– человеком, знающим свою работу, готовым помочь сотруднику решить любую производственную проблему;

– быть понимающим, знающим, интересующимся модой;

быть вежливым и тактичным.

Основные требования, предъявляемые мастерам универсалам:

– быть высококвалифицированными рабочими;

– вежливыми;

– готовыми проконсультировать любого желающего клиента.

Основные требования, предъявляемые уборщице:

– вовремя приходить на работу;

– быстро и добросовестно выполнять свою работу.

Оплата труда мастеров – 40% от прибыли.

Оплата труда директора и уборщицы – прямая сдельная, т.е. заработная плата устанавливается по заранее установленной расценке.

7.ОЦЕНКА РИСКА.

Бизнес план парикмахерской основным фактором риска данного вида деятельности выделяет качество обслуживания клиентов. Для такого небольшого предприятия, находящегося в спальном районе города, потеря репутации среди местного населения будет равносильна катастрофе. Уменьшить риск можно путем найма парикмахеров, проживающих в данном районе или очень коммуникабельных и позитивных, как личности.

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.

Для организации деятельности салона необходимы средства в размере 1 000 000 рублей.

Предприятие намерено взять кредит в города Уфа на один год под 12% годовых.

Себестоимость и цены на оборудование

Таблица 1

п/п

ОБОРУДОВАНИЕ

КОЛ-ВО

ЦЕНА ЗА

ЕД.

СУММА

1

1

1

Контрольно-кассовый аппарат

Сушуар

Машинка для стрижки

Фен

Шкаф-тумбочка с зеркалом

Кресло с гидравликой

Мойка с креслом

Зеркало (1х2,5)

Компьютерный стол

Журнальный столик

Стол

Мягкая мебель (уголок)

Стул

Набор для гардероба

1

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

4

1

5 000 руб.

3 000 руб.

550 руб.

700 руб.

10 000 руб.

4 000 руб.

10 000 руб.

1 000 руб.

5 000 руб.

3 000 руб.

3 000 руб.

15 000 руб.

2 000 руб.

5 000 руб.

5 000 руб.

6 000 руб.

1 100 руб.

1 400 руб.

20 000 руб.

8 000 руб.

10 000 руб.

1 000 руб.

5 000 руб.

3 000 руб.

3 000 руб.

15 000 руб.

8 000 руб.

5 000 руб.

Итого

67 800 руб.

91 500 руб.

Оборотные фонды предприятия

Таблица 2

п/п

МАТЕРИАЛЫ И СЫРЬЁ

ЕД.

ИЗМЕ-

РЕНИЯ

КОЛ-ВО

ЦЕНА ЗА

ЕД., руб.

СУММА,

руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Расчески разные

Расческа массажная

Ножницы разные

Краска для волос, разная

Шампунь

Сред-ва для химической завивки

Бигуди:

– крупные

– средние

– мелкие

Сред-ва для укладки волос:

– лак

– гель

– воск

– пенка

Полотенце

Покрывало

Мелкий инструмент и инвентарь

Спец. принадлежности для маникюра

шт.

шт.

шт.

Коробка

Флакон

Набор

Набор

Набор

Набор

Флакон

Флакон

Флакон

Флакон

шт.

шт.

30

4

16

50

4

10

2

2

2

8

8

4

8

50

4

50

40

300

80

62

30

60

40

25

50

40

95

80

50

35

1 500

160

4 800

4 000

248

300

120

80

50

400

320

380

640

2 500

140

300

5 000

Итого:

1 037

20 938

Годовая сумма амортизации основных фондов

Таблица 3

п/п

ОБОРУДОВАНИЕ

СУММА В МЕСЯЦ, в руб.

СУММА В ГОД, в руб.

1.

Контрольно-кассовый аппарат

138, 89

1 666, 67

2.

Сушуар

166, 67

2 000

3.

Машинка для стрижки

30, 56

366, 67

4.

Фен

38, 89

466, 67

5.

Шкаф-тумбочка

555, 56

6 666, 67

6.

Кресло с гидравликой

222, 23

2 666, 67

7.

Мойка с креслом

277, 78

3 333, 34

8.

Зеркало (1х2,5)

27, 78

333, 34

9.

Компьютерный стол

138, 89

1 666, 67

10.

Журнальный столик

83, 34

1 000

11.

Стол

83, 34

1 000

12.

Мягкая мебель

416, 67

5 000

13.

Стул

222, 23

2 666, 67

14.

Набор для гардероба

138, 89

1 666, 67

ИТОГО

2 541, 67

30 500, 04

* В среднем срок службы каждого вида оборудования 3 года.

Заключение

Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса. Основными целями бизнес-плана являются:

1) определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;

2) конкретизация перспектив бизнеса;

3) привлечение внимания и интереса потенциальных инвесторов фирмы, а также потребителей и поставщиков;

4) приобретение опыта планирования, показ предприятия в перспективе.

Бизнес-план необходим, прежде всего, для привлечения внимания будущих инвесторов (например, банков), как отправная точка при ведении переговоров с будущими партнерами.

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

· конкретный проект производства определенного товара (услуг ) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

· всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

· изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.

Основной центр бизнес-план — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н.П. Грибалев, И.Г. Игнатьев «Бизнес-план: практическое руководство по составлению». С.-П., 2007.

2. Э. Блеквелл «Как составить бизнес-план». М.,2003.

3. Попов В.М. «Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями». М., 2008.

4. Муравьёв А.И., Игнатьев A.M., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы; Учебное пособие для вузов. - СПБ: «ИД «Бизнес-пресса». 2009

5. Кислов Д.В. Малые предприятия: регистрация, учет, налоги. Справочник для бухгалтера - М.: ГроссМедиа, 2005

6 . Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1997

7. Г. Франке, Р. Старке, К. Унзинн «Искусство парикмахера». М., 2002.

8 . Автор: И.Б. Кучин. Сайт: modern.mbrk.ru

9 . Кредитный портал Кредит Бизнес.ru http://www.kreditbusiness.ru/

10 . Источник: http://www.fooder.ru/page/business_plan.html

http://plans-b.ru/kafe.html

Решение задач: Вариант № 2.

1. Кто на предприятии несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации?

1) руководитель

2) главный бухгалтер

3) учредители

4) налоговая инспекция

Ответ: Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

1) Руководитель.

2. В каком документе устанавливается наименование поставляемого товара, его показатели качества, комплектности, ассортимента, оговаривается цена, условия поставки?

1) в накладной

2) в счет-фактуре

3) в договоре

Ответ: Наименование, количество, комплектность, ассортимент и сроки поставки продукции должны быть указаны в договоре в соответствии с планами поставок.

4) В договоре.

3. Отразить операцию на счетах бухгалтерского учета:

оптовое предприятие по счет-фактуре № 189 от 04.03.2002 продало покупателю товар - 84000 руб, в том числе НДС 20%, покупная стоимость товаров составляет 60000 руб. Определить финансовый результат, если расходы на продажу составили 7000 руб.

Решение: Покупка товара Дб41 - Кт60 60000/1,2=50000

НДС Дб19-Кд60 = 10000

Проданный товар Дб 62 - Кт 90/1=84000/1,2=70000

НДС Дб 62 - Кт90/3=14000

Расходы Дб 90/2 - Кт 26 =7000

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  564  565  566   ..