Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  506  507  508   ..

 

 

Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов и порядок их распределения в ООО ИО

Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов и порядок их распределения в ООО ИО

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

2.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ИОН»

2.1 Общие положения

Корпорация «Ион» - динамично развивающаяся Кузбасская компания, достойно представляющая свою продукцию на Российском и международном рынках. Юридический адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Кузбасская , 10.

Основной вид деятельности - разработка и производство промышленных железнодорожных контейнеров и весоизмерительных систем.

Стратегией развития предприятия становится создание нового поколения систем электронного взвешивания и дозирования, не уступающих лучшим зарубежным образцам и удовлетворяющих требованиям российского рынка. За 7 лет существования ООО «Ион» достиг значительных успехов в своей деятельности. Из организации, состоящей из нескольких человек, компания выросла в Корпорацию «Ион», объединяющая под единым руководством несколько предприятий. Разработаны и запущены в производство уже на собственной производственной базе десятки новых видов промышленных электронных весов: вагонных, автомобильных, конвейерных, бункерных и т.д. Накопленный опыт и высокая квалификация кадров, жесткий технологический контроль на всех этапах производства позволяют выпускать продукцию высокого качества. Взвешенный и сбалансированный подход, сочетание преемственности с внедрением новых технологий управления, разработок и производства позволили предприятию стать устойчивым лидером отечественного весостроения в области создания новейших весоизмерительных технологий, производства и реализации электронных промышленных систем в интересах Министерства Путей Сообщения РФ и крупных промышленных предприятий. Кроме того, с 2000г. Корпорация «Ион» является основным поставщиком вагонных весов для Украинской, Казахской и Монгольской железных дорог. Подтверждением высокого качества продукции Корпорации является тот факт, что четыре года компания является основным поставщиком вагонных весов для Министерства путей сообщения России, которые устанавливаются на узловых железнодорожных станциях страны в рамках пятилетней Программы обеспечения безопасности движения.

Особое внимание уделяется потребностям Кузбасских предприятий, где успешно эксплуатируются сотни промышленных контейнеров и весоизмерительных систем. Для удовлетворения специфических потребностей угольщиков, металлургов, химиков создаются десятки специализированных устройств и систем. Например, для угледобывающих предприятий большое значение при обретает учет и планирование материальных ресурсов используемых при вскрышных работах. Специально для этого Корпорацией разработаны и внедрены в производство такие системы, как весовой рельс и весы для взвешивания большегрузных карьерных самосвалов, предназначенные для учета количества породы перевозимой технологическим транспортом.

На основе различных комплексов создаются информационные системы оперативно-диспетчерского управления и учета материальных ресурсов, позволяющие получать значительный экономический эффект и обеспечивающие производственную безопасность предприятий. Важнейшим направлением работы является многолетнее сотрудничество с крупнейшими предприятиями угольной и металлургической промышленности по разработке и внедрению комплексных систем, обеспечивающих повышение экономической эффективности, безопасности движения, выявление и предотвращение хищений.

Развитие российской промышленности требует все более современных и надежных средств контроля и учета продукции. Высокий профессионализм сотрудников компании является залогом лидерства Корпорации - у нас работают лучшие специалисты отрасли. Специалисты готовы решать поставленные задачи и с уверенностью смотрят в будущее.

2.2 Основные технико –экономические показатели

Экономические показатели деятельности предприятия, по материалам которого выполняется работа за период 2006-2008 гг. взяты из годовой бухгалтерской отчетности за 2008г. (приложение 1,2,3,4) и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технико-экономические показатели ООО «Ион»

Показатели

Ед.

Изм.

Годы

Абс. отк."+","-"

Темп роста, %

2006

2007

2008

07/06

08/07

07/06

08/07

1. Величина валовой продукции

тыс. руб.

274 150

341 990

364 306

67 840

22 316

124,75

106,53

2. Себестоимость

тыс. руб.

190 806

198357

261 597

7 551

63 240

103,96

131,88

3. Чистая прибыль

тыс. руб.

28 439

49 661

23 177

21 222

-26 484

174,62

46,67

4. Рентабельность продаж

%

15,45

23,24

13,47

8

-10

150,42

57,96

5.Среднесписочная численность раб.

чел

150

152

153

2

1

101,33

100,66

6.Среднегодовая стоимость ОПФ

тыс. руб.

14113

15 893

25 141

1 781

9 248

112,62

158,19

7.Внеоборотные активы

тыс. руб.

28 720

32199

41109

3 479

8 910

112,11

108,41

8.Оборотные активы

тыс. руб.

86 504

151586

202 421

65 082

50 835

175,24

107,09

9.Дебиторская задолженность

тыс. руб.

23 859

77 810

50 191

53951

-27 619

326,12

64,5

10.Кредиторская задолженность

тыс. руб.

29 972

49 016

82 510

19 044

33 494

163,54

168,33

11.Собственный капитал

тыс. руб.

84 570

134231

157 408

49 661

23 177

158,72

117,27

12.Заемный капитал

В т. ч.: краткосрочные обязательства

тыс. руб.

30 276

49 176

85 701

18 900

36 525

162,43

174,27

тыс. руб.

30 082

49081

82510

18 999

33 429

163,16

168,11

13.Чистый оборотный капитал

тыс. руб.

56 422

102 505

119 911

46 083

17 406

181,68

116,98

14.Фондоотдача

руб./

руб.

19,43

21,52

14,49

2

-7

110,77

67,34

15. Фондоемкость

руб./

руб.

0,1

0

0,1

0

0

90,28

148,5

16.Фондовооруженность

тыс. руб./

чел.

94,08

104,56

164,32

10

60

111,13

157,15

17.Рентабельность оборотных активов, %

%

32,88

32,76

11,45

-0,11

-21,31

99,65

34,95

Подводя итоги данных таблицы 1, можно сделать следующие выводы:

-выручка от продажи в 2007г по сравнению с 2006 годом на 22 316 тыс. руб., темп роста составил 124,75% , а в 2008 году возросла по сравнению с 2007 годом на 22316 тыс. руб., это связано с увеличением объема заказов;

-себестоимость проданной продукции в 2007г по сравнению с 2006 годом себестоимость продукции увеличилась в абсолютном выражении на 7 551 тыс. руб., (в относительном – 103,96%) а в 2008 году относительно 2007 года увеличилась на 63 240 тыс. руб. за счет увеличения трудоемкости произведенных услуг, темп роста составил 31,88%;

-в 2008 году чистая прибыль увеличилась в 2007г на 21 222 тыс. руб. или на 74,62% по сравнению с 2006 годом, за счет увеличения объема продаж, а в 2008г. уменьшилась на 26 484 тыс. руб. или на 53,33% по сравнению с 2007 годом за счет увеличения себестоимости;

-в 2007г среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась относительно 2006 года на 1 781 тыс. руб. или на 12,62% и в 2008г. еще на 9 248 тыс. руб. за счет введения более современного оборудования и выбытие старого;

-дебиторская задолженность в 2007г увеличилась на 53 951 тыс. руб., что составило 226,12% и в 2008г. уменьшилась в 2008г на 27 619 тыс. руб., что составило 35,5% за счет расчетов покупателей за свою продукцию;

-кредиторская задолженность в 2007г увеличена на 19 044 тыс. руб., а в 2008 г еще на 33 494 тыс. руб. за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками;

-фондоотдача увеличилась на 2 тыс. руб. относительно 2007 года за счет увеличения выручки, что составила 10,7% и снижена на 7 тыс. руб. в 2008г за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств и небольшого увеличения выручки;

- рентабельность оборотных активов на протяжении анализируемого периода снижается и к концу 2008г. она снизилась более чем в 3 раза.

2.3 Организация бухгалтерского учета на предприятии

У бухгалтерского учета есть свой всеобъемлющий предмет – факты хозяйственной деятельности и свои цели – формирование достоверной информации об имущественном состоянии налогоплательщика.

Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии в строгом соответствии с действующим законодательством. Бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций ведется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на предприятии проводится инвентаризация имущества и обязательств с целью подтверждения их наличия, состояния и оценки. Одним из основных разделов бухгалтерского учета является учет затрат. На основании учетной политики, затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. Затраты на оплату труда;

3. Отчисления на социальные нужды;

4. Амортизация;

5. Прочие расходы (содержание аппарата управления, командировки, консультации, транспортные расходы), налоги.

Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции работ и услуг того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени их оплаты – предварительной или последующей.

В Плане счетов, раздел III «Затраты на производство», предназначен для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности предприятия, к которым в соответствии с ПБУ 10/99 относятся затраты предприятия, приходящиеся на проданные в отчетном периоде товар, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Так же в ПБУ 10/99 сказано, что для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

На данном предприятии номенклатура статей затрат выглядит следующим образом – материальные затраты, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие расходы. В соответствии с имеющейся номенклатурой статей затрат и задачами бухгалтерского учета и организованна работа в бухгалтерии организации. Работа по ведению бухгалтерского учета разбита на несколько участков:

- учет наличных, безналичных расчетов;

- учет основных средств;

- учет заработной платы и ЕСН;

- учет материалов;

- учет с поставщиками и заказчиками;

- учет затрат на производство;

- учет прочих расходов и доход;

- учет финансовых результатов.

Учет затрат ведется на счете 20 «Основное производство». На каждый договор (заказ) открывается свой субсчет. Затраты собираются на этих субсчетах и образуют себестоимость (договора) по прямым затратам.

К прямым относятся: заработная плата, ЕСН на эту заработную плату, материалы. Затраты на счете 26 «Общехозяйственные расходы» включают заработная плата администрации, ЕСН на нее, амортизация транспортных средств, амортизация основных средств, командировочные расходы, аренда, коммунальные услуги. А расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства на счете 25 «Общепроизводственные затраты».

3. Учет расходов по обслуживанию производства и управлению и методы их распределения по видам продукции (работ, услуг) в ООО «Ион»

3.1 Производственные затраты

Затраты на производство продукции в бухгалтерском учете собираются на счетах: 20 “Основное производство” 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, счет 28 “Брак в производстве” и 29 “Обслуживающие производства и хозяйства“.

На малых коммерческих предприятиях нет необходимости использовать все многообразие производственных счетов. Чаще всего они ограничиваются счетам 20.

Например, если в себестоимости производимой продукции большая доля сумм на счете 26, надо пересмотреть общехозяйственные расходы и постараться и уменьшить. Ведь эти расходы не являются определяющими в производственном цикле [7, стр.166].

Суммы затрат со вспомогательных счетов 23, 25, 26, 29 в конце месяца должны списываться на счет основного производства (счет 20), на котором и определяется производственная себестоимость продукции.

Распределение общехозяйственных расходов (в которые входят расходы на заработную плату административного аппарата) по отдельным заказам может привести тому, что эти расходы замораживаются на складе в составе партий нереализованной готовой продукции [8, стр. 166].

Поэтому принято все общехозяйственные расходы списывать непосредственно на реализацию без соответствующего перераспределения их.

Затраты при производстве могут группироваться по стадиям производственного процесса, по подразделениям (цехам) предприятия, по статьям калькуляции, по видам выпускаемой продукции, по статьям затрат. Главное, чтобы установленный предприятием порядок отвечал требованиям законодательства.

Для исчисления себестоимости каждого вида продукции расходы организации учитываются и группируются по статьям калькуляции. Калькуляция себестоимости осуществляется различными методами.

Метод калькуляции - это совокупность способов и приемов исчисления себестоимости единицы отдельных видов продукции. Технологический процесс и объекты калькулирования на каждом предприятии определяются заранее технологической документацией или сметой в зависимости от отраслевых особенностей.

При всех вариантах калькуляции необходимо разделение затрат по периодам, за которые они подсчитываются, по видам, местам формирования и объектам калькулирования. Кроме того, при исчислении себестоимости продукции необходимо учитывать остатки незавершенного производства и готовой продукции.

Выбор метода калькулирования зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры продукции.

Выделяют следующие методы калькулирования себестоимости продукции:

· позаказный - объектом калькулирования является продукция (изделие);

· попередельный (попроцессный) - объектом калькулирования является процесс производства (участок, отрезок технологии);

· нормативный - объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ;

· котловой - объект калькулирования отсутствует.

Таким образом, в зависимости от целей калькулирования метода калькулирования объектом может выступать как готовое изделие (продукция), так и не завершенное производством изделие или отдельная операция.

Иначе говоря, отличие методов между собой заключается в том, что затраты распределяются либо по продуктам (изделиям), либо по процессам (переделам), либо не распределяются вообще.

3.2 Порядок распределения общепроизводственных

и общехозяйственных затрат по видам продукции

Группировать затраты можно по разным признакам: по видам расходов, по месту возникновения, по экономической роли в процессе производства и т.д.

Рассмотрим классификацию затрат по способу их включения в себестоимость продукции (работ, услуг). По этому признаку расходы подразделяются на прямые и косвенные [16, стр. 32].

Прямые расходы - это затраты, связанные с производством отдельного вида продукции (выполнением определенных работ, оказанием отдельных услуг), которые могут быть непосредственно включены в себестоимость этой продукции (работ, услуг). К ним, в частности, относятся затраты:

- на сырье и основные материалы;

- покупные изделия и полуфабрикаты;

- топливо и электроэнергию;

- оплату труда основных производственных рабочих (с отчислениями);

- амортизацию производственного оборудования.

Косвенные расходы - это затраты, которые связаны с производством нескольких видов продукции (работ, услуг). Напрямую они не могут быть отнесены на конкретный вид продукции. Поэтому они распределяются по видам продукции косвенно (условно) согласно предусмотренным в учетной политике организации показателям, с помощью заранее рассчитанных коэффициентов. К косвенным относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

На первый взгляд может показаться, что распределить прямые расходы по видам продукции совсем несложно. Главное - установить соответствие между произведенной продукцией и понесенными прямыми расходами. Однако если в одном цехе на одном оборудовании с использованием одинаковых материалов выпускается несколько видов продукции, распределить прямые расходы не так-то просто. В этом случае прямые расходы распределяются пропорционально нормам, разработанным сотрудниками технологического и планового отделов.

Процесс распределения косвенных расходов на производстве может происходить в два этапа. На первом этапе косвенные расходы распределяются по месту их возникновения, в частности между цехами, подразделениями или отделами. На втором этапе они перераспределяются по видам продукции. Важным моментом в этом процессе является определение базы (показателя) распределения. Например, для распределения зарплаты администрации в качестве такой базы можно использовать число работников, для отопления и электроэнергии - площадь помещения, для водоснабжения - площадь помещения или число работников, для затрат на сбыт и маркетинг - прямые расходы. В любом случае распределение косвенных расходов не должно требовать больших усилий и расчетов.

Способ распределения косвенных расходов между видами продукции, работ и услуг должен быть закреплен в учетной политике организации.

Выбор способа распределения косвенных затрат определяет достоверность расчета затрат единицы продукции. Многочисленные разнонаправленные по характеру действия факторы не позволяют рекомендовать стабильные, приемлемые для многих предприятий способы распределения косвенных затрат. Абсолютной адекватности их распределения, как известно, очень сложно добиться. Способов распределения много, все они не являются абсолютно бесспорными и точными.

Факторы, влияющие на выбор базы распределения косвенных расходов, целесообразно подразделить на технологические и организационные.

Технологические факторы определяют участие средств производства в формировании продукта, структуру себестоимости, величину и соотношение отдельных ее элементов, взаимосвязь составных частей затрат. Организационные факторы обусловливают порядок учета косвенных расходов в местах возникновения и центрах затрат, выбор показателя распределения и последовательность проведения расчетов. Организация прямого учета косвенных расходов в местах их возникновения, позволяющая приблизить объекты расчета к соответствующим группировкам косвенных затрат, дает более точные результаты [17, стр. 21].

Косвенное распределение части производственных затрат вытекает из их объективной характеристики по отношению к технологическому процессу. Затраты на управление и обслуживание производства относятся ко всей производимой продукции. Исходя из этого, существенно затрудняется их прямой учет по продуктам.

Таким образом, часть затрат, относящаяся к накладным расходам, объективно требует косвенного распределения между производимыми продуктами. Не только накладные, но и часть основных затрат во многих случаях не может быть учтена прямым путем по объектам расчета удельных затрат (например, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования).

Рассмотрим, как разные способы распределения косвенных расходов могут повлиять на финансовый результат и отражение его в бухгалтерской отчетности.

Предприятие ООО «Ион» за сентябрь 2008 г. изготовило 300 бытовых весов и 250 промышленных. Прямые расходы на производство бытовых весов составили 225 000 руб., а на производство промышленных весов - 425 000 руб. Сумма косвенных расходов - 120 000 руб. В том же месяце ООО «Ион» реализовало 200 бытовых и 100 промышленных весов.

Распределим косвенные расходы двумя способами. В первом случае за базу распределения примем прямые расходы. И именно таким способом в ООО «Ион» распределяются косвенные расходы. Во втором случае косвенные расходы распределяют равномерно на единицу продукции.

Первый способ

Сумма косвенных расходов:

- для весов бытовых весов - 41 538 руб. (120 000 руб. х 225 000 руб. : (225 000 руб. + 425 000 руб.));

- для промышленных весов - 78 462 руб. (120 000 руб. х 425 000 руб. : (225 000 руб. + 425 000 руб.)).

Себестоимость единицы произведенной продукции:

- бытовые весы - 888 руб. ((225 000 руб. + 41 538 руб.): 300 шт.));

- промышленные весы - 2014 руб. ((425 000 руб. + 78 462 руб.): 250 шт.)).

Себестоимость продаж:

- бытовые весы- 177 600 руб. (888 руб. х 200 шт.);

- промышленные весы - 201 400 руб. (2014 руб. х 100 шт.).

Итого себестоимость продаж - 379 000 руб.

Рассмотрим второй способ. Если бы предприятие ООО «Ион» использовало именно его, то сумма косвенных расходов:

- бытовых весов - 65 455 руб. (120 000 руб. х 300 шт. : (300 шт. + 250 шт.));

- промышленных весов - 54 545 руб. (120 000 руб. х 250 шт. : (300 шт. + 250 шт.)).

Себестоимость единицы произведенной продукции:

- бытовых весов - 968 руб. ((225 000 руб. + 65 455 руб.) : 300 шт.);

- промышленных весов - 1998 руб. ((445 000 руб. + 54 545 руб.) : 250 шт.).

Себестоимость продаж:

- бытовых весов - 193 600 руб. (968 руб. х 200 шт.);

- промышленных весов - 199 800 руб. (1998 руб. х 100 шт.).

Итого себестоимость продаж - 393 400 руб.

Таким образом, себестоимость продаж в первом и во втором случаях отличается на 14 400 руб. (393 400 руб. - 379 000 руб.). Следовательно, разным будет и финансовый результат, отраженный в бухгалтерской отчетности. В данном примере при распределении косвенных расходов пропорционально прямым расходам выручка (прибыль) от продаж будет больше, чем при распределении косвенных расходов равномерно на единицу продукции.

3.3 Отражение косвенных затрат в бухучете

Для отражения косвенных расходов в организациях используются счета 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу".

Общепроизводственные расходы . По дебету счета 25 накапливаются такие косвенные расходы, как:

- расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

- амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

- расходы на отопление, освещение и содержание помещений;

- арендная плата за помещения, а также за машины и оборудование, используемые в производстве;

- оплата труда работников, занятых обслуживанием производства.

В бухгалтерском учете это отражается так:

Дебет 25 Кредит 02, 04, 05, 10, 60, 69, 70

- начислены расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств.

В конце месяца при распределении общепроизводственные расходы списываются:

- в дебет счета 20 - в части затрат, включаемых в себестоимость продукции основного производства;

- в дебет счета 23 - в части затрат, относящихся на себестоимость продукции вспомогательных производств.

Базой для распределения таких расходов (закрепленной в учетной политике) могут быть: зарплата производственных рабочих, выпускающих продукцию конкретного вида; стоимость сырья, отпущенного для производства продукции этого вида; сумма прямых расходов, относящаяся к продукции данного вида.

Общехозяйственные расходы . На счете 26 собираются следующие косвенные расходы:

- административно-управленческие расходы;

- расходы на содержание общехозяйственного персонала;

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг.

Это отражается следующим образом:

Дебет 26 Кредит 02, 04, 05, 10, 60, 68, 69, 70, 76

- начислены общехозяйственные расходы.

Порядок списания общехозяйственных расходов организация также устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Существует два способа списания таких расходов.

В первом случае они списываются на основное производство. То есть они распределяются по видам выпускаемой продукции (работ, услуг) и включаются в их себестоимость как и общепроизводственные расходы. В результате по дебету счета 20 отражается полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг).

Во втором случае организация может отнести всю сумму общехозяйственных расходов, произведенных за отчетный период, на реализованную продукцию (на счет 90). Об этом говорится в п. 9 ПБУ 10/99. Тогда на счете 20 отражается сокращенная себестоимость произведенной продукции. Полная производственная себестоимость состоит из неполной производственной себестоимости и общехозяйственных расходов.

Способ списания общехозяйственных расходов влияет на финансовый результат деятельности организации. Если общехозяйственные расходы распределяются между реализованной и нереализованной продукцией, то списываются не все произведенные общехозяйственные расходы, а только те, которые учтены в себестоимости реализованной продукции. При использовании второго способа общехозяйственные расходы списываются полностью на реализованную продукцию.

Рассмотрим пример. ООО «Ион» производит несколько видов весов. В сентябре 2008 г. общая сумма общехозяйственных расходов организации составила 600 000 руб. ООО «Ион» формирует полную себестоимость продукции. Согласно учетной политике общества базой для распределения таких расходов является зарплата рабочих, занятых производством каждого вида продукции. В сентябре 2008 г. зарплата рабочих, занятых в производстве весов, составила соответственно 400 000 и 160 000 руб.

В конце месяца бухгалтер ООО «Ион» распределил общехозяйственные расходы следующим образом.

На долю производства весов приходится сумма общехозяйственных расходов, которая равна 428 571 руб. (600 000 руб. х 400 000 руб. : (400 000 руб. + 160 000 руб.)). На долю производства стульев приходится сумма общехозяйственных расходов в размере 171 429 руб. (600 000 руб. х 160 000 руб. : (400 000 руб. + 160 000 руб.)).

30 сентября 2008 г в бухучете эти операции отражаются так:

Дебет 20-1 Кредит 26

- 428 571 руб. - списаны общехозяйственные расходы, относящиеся к производству весов;

Дебет 20-2 Кредит 26

- 171 429 руб. - списаны общехозяйственные расходы, относящиеся к производству весов.

Если ООО «Ион» вел подсчет сокращенной себестоимости, то бухгалтер 30 сентября 2008 г. должен списать всю сумму общехозяйственных расходов на счет 90:

Дебет 90-2 Кредит 26

- 600 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продаж.

Расходы на продажу . Промышленные предприятия используют счет 44 для отражения на нем косвенных расходов, связанных с реализацией продукции, работ, услуг:

Дебет 44 Кредит 10, 68, 69, 70, 76- начислены коммерческие расходы.

В конце месяца эти расходы списываются в части, приходящейся на реализованную продукцию, в дебет счета 90 (себестоимость продаж). Отдельные виды расходов на продажу (например, расходы на упаковку и транспортировку) распределяются между отдельными видами отгруженной продукции исходя из их веса, объема, производственной себестоимости.

4. Решение ситуационной задачи.

Задание для решения ситуационной задачи

I. Заполнить журнал хозяйственных операций.

II. Просчитать остатки незавершенного производства

III. Составить:

1. ведомость распределения расхода материалов;

2. ведомость распределения ТЗР и возвратных отходов по видам продукции;

3. отчет об использовании материалов в производстве;

4. ведомость распределения заработный платы и отчислений на социальное страхование по видам продукции;

5. сводную ведомость по заработной плате в целом по предприятию;

6. ведомость учета цеховых расходов;

7. ведомость учета общехозяйственных расходов;

8. ведомость учета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

9. ведомость распределения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

10. ведомость распределения цеховых и общехозяйственных расходов по видам продукции;

11. ведомость учета затрат по автотранспортному цеху;

12. ведомость распределения услуг транспортного цеха;

13. сводную ведомость издержек производства;

14. расчет себестоимости товарной продукции;

15. нормативную и отчетную калькуляцию по изделиям.

Данные для выполнения курсовой работы:

Остатки на начало месяца по синтетическим счетам

Показатели

V в.

Вспомогательные материалы, кг, по цене 12 руб. за 1 кг

3025

Запасные части, руб.

3010

ГСМ, руб.

1950

Хозяйственные операции за месяц

п/п

Содержание операции

Vвариант

1

2

3

1

Приобретена сталь листовая по учётным ценам - 8000руб. за 1кг. кг

35000

2

Приобретена сталь угловая по учётным ценам - 7000руб. за 1кг, кг

25000

3

Оплатили счета транспортной конторе за

доставку стали листовой, руб.

980

стали угловой, руб.

800

4

Начислена заработная плата грузчикам за доставку ТМЦ на склад, руб

1050

5

Сделаны отчисления от ФОТ грузчиков в фонды социального страхования и обеспечения

6

Изготовлены детали

для изделия А, шт.

2500

для изделия Б, шт.

1300

Остаток стали листовой на конец месяца, кг:

Остаток стали угловой, кг:

6.1

Поступила в цех сталь листовая по учетной цене - 8000руб. за 1 кг, кг

10800

Поступила в цех сталь угловая по учетной цене - 7000руб. за 1 кг, кг

10700

Расход стали листовой по норме на детали

для изделия А, кг

2,50

изделия Б, кг

3,4

Норма стали угловой на одно изделие, кг:

изделие А

2,70

изделие Б

2,9

6.2

Возвратные отходы сданы на склад и

составили - кг

220

по цене - руб.

290

Возвратные отходы распределены

пропорционально израсходованным

материалам по: изделию A

изделию Б

Распределена и списана сумма ТЗР

6.3

пропорционально израсходованным

материалам по: изделию А

изделию Б

Начислена основная заработная плата

6.4

основным производственным рабочим

по сдельным расценкам:

по изделию А, руб.

24000

по изделию Б, руб.

18900

6.5

Оплачены льготные часы подростков, изготавливающих:

изделие А, руб.

160

изделие Б, руб.

160

Начислен резерв на оплату отпусков

6.6

(между изделиями распределить пропорционально основной заработной плате), руб.:

изделие А

изделие Б

6.7

Произведены отчисления от ФОТ рабочих:

по изделию А, руб.

по изделию Б, руб.

6.8

Списана потребленная энергия

на технологические цели

согласно предъявленных счетов

поставщиками, руб.

2100

Отработано машино-часов

фактически:

по изделию А

320

по изделию Б

328

по норме: стоимость электроэнергии за 1

машино-час:

по изделию А, руб

3,15

по изделию Б, руб

3,28

Распределить топливо и энергию по изделиям:

изделие А

изделие Б

Механический цех

1

2

3

Из заготовительного цеха переданы в

7

механический цех для дальнейшей обработки:

детали для изделия А, шт

2500

детали для изделия Б, шт.

1300

7.1

Израсходованы вспомогательные материалы по по цене 12 руб. за 1 кг, кг

норма на изделие, кг:

изделие A

0,4

изделие Б

0,30

7.2

Обработано и сдано на склад готовой

продукции

деталей А, шт.

2450

деталей Б, шт.

1050

7.3

Заработная плата за полную обработку детали,

руб.:

детали А

2,8

детали Б

3,8

за 8 операций, руб.:

по изделию А

2,2

по изделию Б

2,5

7.4

Произведены отчисления от ФОТ рабочих механического цеха, руб.;

по изделию А

по изделию Б

8

Отпущены запчасти для обслуживания оборудования, руб.

660

9

Начислена заработная плата рабочим, обслуживающим оборудование, py6.

1000

10

Произведены отчисления от ФОТ рабочих, обслуживающих оборудование, руб.

11

Начислен износ основных средств:

общепроизводственного назначения, руб.

общехозяйственного назначения, руб.

1600

900

12

Начислена заработная плата работникам: общепр -го назначения, руб.

общехозяйственного назначения, руб

4100

4720

13

Произведены отчисления от ФОТ работников: общепроизводственного назначения, руб.

общехозяйственного назначения, руб.

14

Акцептованы счета поставщиков за потребленную электроэнергию:

на нужды цехов, руб.

на хозяйственные нужды, руб.

980

950

15

Оплачены из кассы почтово-телеграфные расходы, руб.

115

16

Утвержден авансовый отчет по команди­ровке начальника механического цеха, руб.

915

Вспомогательное производство

1

2

3

17

Отпущены запчасти в транспортный цех, руб.

665

18

Отпущены ГСМ в транспортный цех, руб.

1340

19

Начислена заработная плата водителям, руб.

2700

20

Произведены отчисления от ФОТ води­телей в фонды соцстрахования и обеспечения, руб.

21

Начислен износ автомобильного транспорта, руб.

690

22

Списаны и распределены услуги транспортного цеха:

грузовой автотранспорт отработал в заготовительном цехе, ч. в механическом цехе

148

190

23

Списаны и распределены общепроизводственные расходы по:

изделию А, руб.

изделию Б, руб.

24

Списаны и распределены общехозяйственные расходы по изделиям:

изделию А, руб.

изделию Б, руб.

25

Выпущена из производства готовая продукция по плановой себестоимости с учётом незавершенного производства

26

Выпущена готовая продукция по фактической себестоимости с учётом незавершенного производства

Журнал хозяйственных операций за месяц

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  506  507  508   ..

 

п/п

Содержание операции

Коррепонденция счетов

Сумма, руб.

Д-т

К-т

частная

общая

1

2

3

4

5

6

1

Приобретена сталь листовая по учётным ценам, руб.

10.1.

60

280000000

280000000

2

Приобретена сталь угловая по учётным ценам, руб.

10.1.

60

175000000

175000000

3

Оплатили счета транспортной конторе

Стали листовой, руб.

Стали угловой, руб.

10ТЗР

10ТЗР

60

60

980

800

1780

4

Начислена заработная плата грузчикам за доставку ТМЦ на склад, руб.

10ТЗР

70

1050

1050

5

Сделаны отчисления от ФОТ грузчиков в

10ТЗР

69

273

273

фонды социального страхования и обеспечения

Заготовительный цех

6

Использовано стали листовой по учетной цене, руб.

20

10.1.

85320000

85320000

Использовано стали угловой по учетной цене, руб.

20

10.1.

74305000

74305000

7

Возвратные отходы сданы на склад

10.1.

20А

39150

10.1.

20Б

24650

63800

8

Распределена и списана сумма ТЗР

20А

10ТЗР

684

20Б

10ТЗР

434

1118

9

Начислена основная заработная плата основным

производственным рабочим по сдельным расценкам, руб.

по сдельным расценкам:

по изделию А, руб.

20А

70

24000

по изделию Б, руб. ,

20Б

70

18900

42900

10

Начислены льготные часы подростков, изготавливающих изд-я

изделие А, руб.

20А

70

160

изделие Б, руб.

20Б

70

160

320

11

Начислен резерв на оплату отпусков 5% от начисленной заработной платы (между изделиями распределить пропорционально основной заработной плате), руб.:

изделие А

20А

96

1200

изделие Б

20Б

96

945

2145

12

Произведены отчисления от ФОТ рабочих:

по изделию А, руб.

20А

69

8601

по изделию Б, руб.

20Б

69

6785

15386

13

Списана потребленная энергия на технологические

цели согласно предъявленных счетов поставщиками, руб.

между изделиями А

20А

60

1037

Б

20Б

60

1063

2100

Механический цех

14

Израсходованы вспомогательные материалы по цене 12 руб. за 1 кг, кг

деталей А, шт.

20А

10

11184

деталей Б, шт.

20Б

10

4356

15540

15

Начислена заработная плата по механическому цеху по

сдельным расценкам, руб.

по изделию А

20А

70

6970

по изделию Б

20Б

70

4615

11585

16

Произведены отчисления от ФОТ рабочих механического цеха, руб.; по изделию А

20А

69

1812

по изделию Б

20Б

69

1200

3012

17

Отпущены запчасти для обслуживания оборудования, руб.

25,1

10.5

665

665

18

Начислена заработная плата рабочим, обслуживающим оборудование, py6.

25.1.

70

1000

1000

19

Произведены отчисления от ФОТ рабочих, обслуживающих оборудование, руб.

25.1.

69

260

260

20

Начислен износ основных средств:

общепроизводственного назначения, руб.

25.2.

02

1600

общехозяйственного назначения, руб.

26

02

900

2500

21

Начислена заработная плата работникам:

общепроизводственного назначения, руб.

25.2.

70

4100

общехозяйственного назначения, руб.

26

70

4720

8820

22

Произведены отчисления от ФОТ работников:

общепроизводственного назначения, руб.

25.2.

69

1066

общехозяйственного назначения, руб.

26

69

1227

2293

23

Акцептованы счета поставщиков за потребленную электроэнергию:

на нужды цехов, руб.

25.2.

60

980

на хозяйственные нужды, руб.

26

60

950

1930

24

Оплачены из кассы почтово-телеграфные расходы, руб.

26

50

115

115

25

Утвержден авансовый отчет по командировке начальника механического цеха, руб.

25.2.

71

915

915

Вспомогательное производство

26

Отпущены запчасти в транспортный цех, руб.

23

10.5.

665

665

27

Отпущены ГСМ в транспортный цех, руб.

23

10.3.

1340

1340

28

Начислена заработная плата водителям, руб.

23

70

2700

2700

29

Произведены отчисления от ФОТ водителей в фонды соцстрахования и обеспечения, руб.

23

69

702

702

30

Начислен износ автомобильного транспорта, руб.

23

02

690

690

31

Списаны и распределены услуги транспортного цеха между

заготовительным цехом

25.1.

23

2669

механическим цехом

25.1.

23

3428

6097

32

Списаны и распределены общепроизводственные расходы по:

изделию А, руб.

20А

25.2.

8388

изделию Б, руб.

20Б

25.2.

6370

14758