Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  226  227  228   ..

 

 

Шпаргалка для экзамена по Бухгалтерскому учету 14

Шпаргалка для экзамена по Бухгалтерскому учету 14

1.

Если товары учитываются по стоимости приобретения, порядок уценки товаров зависит от величины снижения цен на товары.

Возможны два варианта - когда новая цена больше либо равна стоимости приобретения товара и когда меньше. В первом варианте процедура переоценки заключается в замене ценников на товарах. При этом в бухгалтерском учете никакие записи не делаются. Точно также поступают и во втором варианте, если переоцененные товары будут проданы до конца отчетного года.

Если переоцененные товары к концу отчетного года проданы не будут, то необходимо поступать согласно пункту 25 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".

В бухгалтерском балансе на конец отчетного года остаток товаров показывается как разность сальдо счетов 41 и 14.

В дальнейшем по мере выбытия товаров (продажа, порча, недостача и т. п.), по которым был образован резерв, он списывается проводкой: дт 14 кт 91.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» рекомендуется вести по видам товаров.

Процедура дооценки товаров при учете их по стоимости приобретения заключается в замене ценников на товарах.

Если товары учитываются по продажным ценам, каждый факт переоценки товаров оформляется соответствующим документом. В альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций формы этого документа нет, поэтому торговые организации имеют право самостоятельно разработать форму такого документа. Количество переоцененных товаров определяется по-разному в зависимости от применяемой схемы учета: а) при натурально-стоимостной схеме - по данным аналитического учета счета 41; б) при стоимостной схеме учета - по данным инвентаризации.

На сумму уценки товаров делается запись: дт 42 кт 41.

При варианте, когда новая цена меньше стоимости приобретения, составляются две проводки: дт 42 кт 41 - на сумму торговой наценки по данному товару. Дт 91 кт 41 - на разницу между стоимостью приобретения товаров и их новой ценой.

При учете товаров по продажным ценам сальдо счета 41 всегда должно соответствовать стоимости остатка товаров по продажным ценам, а это соответствие может быть только при наличии вышеуказанной записи.

Данная методика отражения в учете уценки товаров должна быть закреплена в учетной политике.

Процедура дооценки товаров при учете их по продажным ценам также заключается в замене ценников на товарах. Но сумма дооценки отражается в бухгалтерском учете записью: дт 41 кт 42.

24. Учет тары и тарных материалов.

Продажа товаров подразумевает необходимость их упаковки. Оптовые фирмы часто занимаются доставкой товаров, а поэтому должны упаковать его таким образом, чтобы он не был поврежден при перевозке, а розничные фирмы часто занимаются расфасовкой, причем производиться она может как в ходе предпродажной подготовки товаров, так и непосредственно при его реализации.

Для упаковки и расфасовки товаров необходимо закупать соответствующую тару. Наличие и движение всех видов тары, а также тарных материалов должно учитываться на субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя» счета 41 «Товары». Фактическая себестоимость приобретаемой тары (кроме тары, поступившей с поставленной продукцией) складывается из всех расходов по ее покупке и доставке в организацию. А сумму НДС по приобретаемой таре организации, являющиеся плательщиками НДС, могут предъявить к вычету.

Порядок списания израсходованных упаковочных материалов и тары зависит от условий их использования. Стоимость упаковочных материалов, израсходованных в ходе предпродажной подготовки товаров, должна быть включена в стоимость реализуемых товаров и отнесена на дебет счета 41 (ПБУ 5/01). Если организация не расфасовывает весь товар до его реализации или использует счет 42 «Торговая наценка», можно рассматривать расходы на фасовку товара как расходы, связанные с его реализацией (ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Их следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности, то есть учитывать так же, как расходы по фасовке товара при его продаже непосредственно в торговом зале. Рекомендуется внести соответствующий пункт о порядке учета расходов на фасовку товаров в учетную политику организации.

Расходы на фасовку товаров в торговом зале учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Стоимость израсходованных упаковочных материалов нужно списать с кредита счета 41.3 в дебет счета 44.

Если стоимость тары считается отдельно (продаются покупателям наряду с товарами), их продажу нужно отражать также как и продажу любого другого вида товаров. Если тара приобретается исключительно для перепродажи, учитывать ее следует не как тару, а как товар. Кроме того, упаковочные материалы могут использоваться одновременно и для расфасовки товаров до их отпуска покупателям, и для их продажи. В этом случае для контроля при передаче упаковочных материалов в торговый зал осуществляется их перевод из тары в товары внутренней записью: дт 41.2 «Товары в розничной торговле» кт 41.3 «Тара под товаром и порожняя».

25. Учет расходов на упаковку товаров.

Продажа товаров подразумевает необходимость их упаковки. Оптовые фирмы часто занимаются доставкой товаров, а поэтому должны упаковать его таким образом, чтобы он не был поврежден при перевозке, а розничные фирмы часто занимаются расфасовкой, причем производиться она может как в ходе предпродажной подготовки товаров, так и непосредственно при его реализации.

Для упаковки и расфасовки товаров необходимо закупать соответствующую тару. Наличие и движение всех видов тары, а также тарных материалов должно учитываться на субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя» счета 41 «Товары». Фактическая себестоимость приобретаемой тары (кроме тары, поступившей с поставленной продукцией) складывается из всех расходов по ее покупке и доставке в организацию или затрат по ее изготовлению. А сумму НДС по приобретаемой таре организации, являющиеся плательщиками НДС, могут предъявить к вычету.

Порядок списания израсходованных упаковочных материалов и тары зависит от условий их использования. Стоимость упаковочных материалов, израсходованных в ходе предпродажной подготовки товаров, должна быть включена в стоимость реализуемых товаров и отнесена на дебет счета 41 (ПБУ 5/01). Если организация не расфасовывает весь товар до его реализации или использует счет 42 «Торговая наценка», можно рассматривать расходы на фасовку товара как расходы, связанные с его реализацией (ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Их следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности, то есть учитывать так же, как расходы по фасовке товара при его продаже непосредственно в торговом зале. Рекомендуется внести соответствующий пункт о порядке учета расходов на фасовку товаров в учетную политику организации.

Расходы на фасовку товаров в торговом зале учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Стоимость израсходованных упаковочных материалов нужно списать с кредита счета 41.3 в дебет счета 44.

Как правило, упаковка товаров для покупателей входит в обязанности продавца, поэтому начисление з/п и обязательных отчислений осуществляется в общеустановленном порядке: дт 41.2 кт 70 – начислена з/п за упаковку товаров, дт 41.2 кт 69 – начислены взносы от з/п работника, занятого в упаковке товаров.

Если стоимость тары считается отдельно (продаются покупателям наряду с товарами), их продажу нужно отражать также как и продажу любого другого вида товаров. Если тара приобретается исключительно для перепродажи, учитывать ее следует не как тару, а как товар. Кроме того, упаковочные материалы могут использоваться одновременно и для расфасовки товаров до их отпуска покупателям, и для их продажи. В этом случае для контроля при передаче упаковочных материалов в торговый зал осуществляется их перевод из тары в товары внутренней записью: дт 41.2 кт 41.3.

26. Налогообложение торговых организаций.

Основным документом, регулирующим налогообложение в РФ является НК РФ в соответствии с которым существует три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, госпошлина), региональные налоги и местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц). Кроме того существуют специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей – единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В случае если деятельность (или ее часть) фирмы не попадает под ЕНВД и она не перешла на упрощенную систему налогообложения, то фирма находится на общем режиме налогообложения и ей придется уплачивать налоги в общеустановленном порядке.

Основным объектом обложения НДС является реализация товаров. В отношении большинства товаров, реализуемых на территории России, применяется ставка 18%. Ставка 0% применяется только в случае экспорта товаров. Для ряда товаров (некоторые виды продуктов питания, образовательной книжной продукции и ряда лекарственных средств) установлена ставка 10%.

Если фирма продает товары, облагаемые НДС, при их отгрузке помимо товарной накладной она обязана выписать счет-фактуру (в течение 5 дней со дня отгрузки). При этом составляются проводки:

Дт 90.2 «Себестоимость продаж» кт 41 «Товары» - отражена стоимость проданных товаров.

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кт 90.1 «Выручка» - отражена задолженность покупателей (вместе с НДС).

Дт 90.3 «НДС» кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражена сумма НДС, подлежащего взысканию с покупателя на основании счета-фактуры и перечислению в бюджет.

Для учета сумм НДС, подлежащих вычету, используется счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям».

Дт 41 «Товары» кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - оприходованы товары (без НДС).

Дт 19 кт 60 – выделена сума входного НДС по приобретенным товарам (на основании счета-фактуры поставщика).

Дт 68 кт19 – предъявлен к вычету НДС по приобретенным товарам.

Еще одним крупным налогом, который уплачивают торговые организации, находящиеся на общем режиме налогообложения, является налог на прибыль . Налоговым периодом является календарный год, а отчетными по выбору организации могут быть квартал, полугодие и девять месяцев, месяц, два месяца и т.д. нарастающим итогом до конца года. В первом случае организация подает налоговые декларации ежеквартально, но уплачивает ежемесячные авансовые платежи в размере 1/3 величины авансового платежа за предшествующий квартал. А во втором случае авансовые платежи уплачиваются ежемесячно, но исходя из фактически полученной налогооблагаемой прибыли.

Единый социальный налог уплачивается как в бюджет, так и во внебюджетные фонды (ФСС, ФОМС). Объектом налогообложения по данному налогу считаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. То есть, если организация производит выплаты за работы и услуги частным лицам, она обязана уплатить ЕСН. ЕСН не начисляется на суммы выплаченных работникам государственных пособий, компенсационных выплат или материальной помощи. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом – квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Уплачивать авансовые платежи необходимо по итогам каждого месяца их расчета величины выплат с начала налогового периода и ставки налога. Причем если годовой доход работника превышает 280 тыс. руб. ставка ЕСН понижается. Всего ставка ЕСН составляет: при базе (нарастающим итогом) до 280 т.р. – 26%; от 280 до 600 т.р. – 72.800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 т.р.; свыше 600 т.р. – 104.800 руб. + 2% с сумы, превышающей 600 т.р.

Сумма ЕСН, подлежащая уплате в бюджет, подлежит уменьшению на сумму производимых фирмой расходов на цели государственного социального страхования (государственные пособии) и страховых взносов, начисленных за тот же период.

Объектом налогообложения налога на имущество является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС. При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости. Среднегодовая стоимость имущества определяется делением суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1 число каждого месяца и 1 число следующего месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным – один квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Срок уплаты налога устанавливают региональные власти.

Кроме того, все организации (и применяющие упрощенную систему налогообложения, и ЕНВД) уплачивают налог на доходы физических лиц . В данном случае, фирма выполняет функции налогового агента. Начисляя з/п, премии, отпускные и прочие сумы в пользу своих работников, организация должна удержать с них сумму НДФЛ и выдать работнику сумму, оставшуюся после уплаты налога. Не взимается НДФЛ с алиментов и компенсационных выплат, установленных законодательством (например, выходные пособия и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) и пр. Основная ставка налога составляет 13%. При этом суму полученных работником доходов можно уменьшать на налоговые вычеты: стандартные (на самого работника и детей), имущественные (на приобретение жилья) и профессиональные (в торговых организациях, как правило, не производятся).

Уплатить удержанную с работника сумму НДФЛ в бюджет необходимо не позднее дня фактического получения в банке наличных на выплату или перечисления на счета работников заработной платы.

27. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Учет расчетов по начисленным и уплаченным налогам осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Начисленные налоги, сборы и пошлины отражаются по кредиту счета 68 и дебету различных счетов в зависимости от источников их возмещения. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

Все налоги можно разделить на пять категорий: налоги, относимые на счет реализации - 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы (НДС, акцизы); налоги, включаемые в состав расходов фирмы, то есть отражаемые на счете 44 «Расходы на продажу» (ресурсные налоги, транспортный налог, ЕСН (начисление ЕСН производится по кредит 69 счета)); налоги, относимые на счет 91 (налог на прибыль организаций, ЕНВД); налоги, удерживаемые с других лиц при исполнении организацией функций налогового агента (НДФЛ).

По дебету 68 счета отражается перечисление платежей в бюджет: дт 68 кт 51, а также предъявление налоговых вычетов: дт 68 кт 19. Кредитуется счет на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям к взносу в бюджет. Уплата авансовых платежей формирует дебетовое сальдо до момента начисления налога на основании налоговой декларации.

Расчеты по ЕСН, социальному страхованию и пенсионному обеспечению отражаются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывают субсчета: 69.1 «Расчеты по социальному страхованию», 69.1 «Расчеты по пенсионному обеспечению» и 69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Как правило, при начислении взносов счет 69 в торговых организациях корреспондирует с дебетом счета 44 «Расходы на продажу».

Дт 68 Кт 19 – принят к зачету НДС,

Дт 90 Кт 68 – суммы НДС, выделенные из состава выручки от продажи,

Дт 69 Кт 70 – начисление работникам сумм, выплачиваемых за счет фондов,

Дт 44 Кт 69 – начисление взносов в фонды от сумм ОТ работников,

Дт 91 Кт 69 – пени, штрафы и другие санкции за нарушение порядка начисления и уплаты взносов

Дт 96 Кт 69 – начисление взносов от сумм оплаты труда работников, полученных за счет средств резервного фонда

Дт 97 Кт 69 – начисление взносов от сумм оплаты труда работников за работы, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к расходам будущих периодов

Дт 68, 69 Кт 50,51 – погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

28. Особенности учета в оптовой торговле.

29. Синтетический и аналитический учет движения товаров в оптовой торговле: приемка, хранение и отпуск товаров.

Учет приобретенных товаров оптовой торговой фирмы ведется на счете 41 «Товары» субсчет 1 «Товары на складах». В дебет счета относятся все расходы, связанные с приобретением товара.

Оптовая торговля не попадает под ЕНВД, фирма оптовой торговли может находиться либо на общей системе налогообложения, либо на упрощенной. В первом случае она является плательщиком НДС, и суммы входного НДС, предъявленного поставщиками товаров (и выделенного в сч-ф), относятся в дебет счет 19. Если фирма получила освобождение от обязанности налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ), суммы входного НДС включаются в стоимость приобретенного товара, то есть относятся в дебет счета 41. При упрощенке НДС признается в составе расходов отдельно от покупной стоимости товаров как самостоятельный вид расходов.

Так как один вид товаров может закупаться по разным ценам, в торговых фирмах может применяться оценка поступающих товаров по учетным ценам. Товары приходуются проводкой: дт 41.1 кт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» по учетной цене, а фактические расходы на приобретение товаров собираются по дебету счета 15 проводками: дт 15 кт 60 (76) – по покупным ценам согласно счету поставщика и на сумму транспортных расходов, связанных с приобретением товаров. В конце месяца обороты счета 15 сопоставляются и остаток списывается на счет 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей». Сальдо на счете 15 могут остаться, только если на конец месяца имеются товары в пути. По мере продажи товаров с кредита счета 41.1 списывается их учетная стоимость, а с кредита счета 16 – обычной или сторнировочной записью в зависимости от характера отклонений списывается сумма отклонений, приходящаяся на проданные товары.

Для учета операций по продаже товаров и формирования финансового результата от продаж за каждый месяц предусмотрен счет 90 «продажи». В начале каждого года к данному счету в соответствии с Планом счетов открываются субсчета: 90.1 «выручка», 90.2 «себестоимость продаж», 90.3 «НДС», 90.9 «прибыль/убыток от продаж».

Кроме того, в плане счетов предусмотрен субсчет 90.4 «акцизы», однако плательщиками акцизов являются фирмы – производители подакцизных товаров, поэтому торговым фирмам данный субсчет не нужен.

Однако помимо указанных субсчетов, рекомендованных Планом счетов, торговой фирме следует открыть еще один субсчет – для учета расходов на продажу (коммерческих расходов).

Выручка отражается по кредиту субсчета 90.1 в момент перехода права собственности на товар к покупателю. Чаще всего этим моментом является отгрузка товара, поэтому в день отгрузки товара покупателю на основании товарной накладной и счета, выставленного покупателю в соответствии с условиями договора, сумму, подлежащую получению с покупателя, отражают в оптовых торговых предприятиях записью:

Дт 62 Кт 90.1 – отражена выручка от продажи товаров (и сформирована задолженность покупателей)

Одновременно бухгалтер должен списать проданные товары со счета 41.1 «товары на складах». Поскольку они учитываются на данном счете по стоимости приобретения, сумма предыдущей проводки не совпадает с суммой, списываемой со счета 41.1 (за счет этой разницы фирма и получает прибыль). Списание отгруженных покупателю товаров отражается проводкой:

Дт 90.2 Кт 41.1 – списана фактическая (покупная) стоимость проданных товаров.

Если торговая фирма является плательщиком НДС, одновременно с признанием выручки и списанием товара нужно также начислить сумму НДС, предъявленную покупателю и подлежащую уплате в бюджет:

Дт 90.3 Кт 68 – начислен НДС с операции по продаже товаров.

В конце месяца нужно также списать расходы на продажу. После этого на счете 90 выявляется финансовый результат. Для этого нужно сопоставить кредитовый оборот по субсчету 90.1 и сумму дебетовых оборотов по остальным субсчетам. Если кредитовый оборот окажется больше, фирма получила прибыль:

Дт 90.9 Кт 99 – выявлена и списана прибыль от продажи товаров за месяц.

Если же окажется, что расходы за месяц превысила выручку, то фирма получила убыток:

Дт 99 Кт 90.9 – списан убыток от продажи товаров за месяц.

Данные записи закрываются, как правило, после окончания месяца, но датой последнего дня месяца.

Если учет приобретения товаров осуществлялся с использованием счетов 15 «заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей», бухгалтеру необходимо также рассчитать и списать в дебет счета 90.2 отклонения между фактической и учетной стоимостью товаров, возникшие при их приобретении,- чтобы правильно сформировать реальную стоимость проданных товаров и финансовый результат. При этом превышение фактической стоимости над учетной списывается обычно записью, а превышение учетной над фактической – методом «красного сторно». Сумма записывается красными чернилами и при подсчете итогов не прибавляется, а вычитается.

30. Учет операций по экспорту товаров в оптовой торговле.

Государственное регулирование экспорта товаров осуществляется путем количественного ограничения экспорта; лицензирования экспортных товаров и услуг; регистрации контрактов на вывоз товаров; обложения экспорта товаров, работ и услуг экспортными пошлинами. Экспортные пошлины взимаются с организаций, поставляющих товары на экспорт с территории РФ, независимо от форм собственности и места регистрации.

Наряду с этим, основными условиями, от которых зависит порядок ведения бухгалтерского учета экспортных операций, являются порядок определения организацией выручки от экспорта, формы расчета за экспортируемые товары, работы и услуги, а также участие в данном процессе посреднических организаций.

1. Порядок ведения бухучета при экспорте товаров осуществляемом непосредственно организацией, при определении выручки от продажи по отгрузке следующий:

Дт 90 Кт 20, 41, 43 - списана себестоимость отгруженной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

Дт 62 Кт 90 - предъявлены к оплате расчетные документы через уполномоченный банк на контрактную стоимость экспортных ценностей с пересчетом иностранной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ на эту дату;

Дт 44 Кт 51, 52 - оплачены накладные расходы по экспорту (перевозка, перевалка, хранение, страхование и т.п.);

Дт 44 Кт 68 - отражена задолженность бюджету (таможне) по таможенным платежам на дату представления для оформления грузовой таможенной декларации;

Дт 68 Кт 51, 52 - уплачена задолженность бюджету (если в инвалюте, то с пересчетом ее в рубли на дату перечисления);

Дт 91 (68) Кт 68 (91) - отражена курсовая разница по расчетам с бюджетом.

В случае авансирования таможенных органов на сумму таможенных платежей в организации вместо двух последних записей делаются следующие:

Дт 68 Кт 51, 52 - перечислен аванс таможенным органам с пересчетом инвалюты в рубли по курсу ЦБ РФ на эту дату;

Дт 68 Кт 68 - зачтен аванс в погашение задолженности по таможенным платежам с пересчетом инвалюты в рубли по курсу ЦБ РФ на дату образования задолженности бюджету;

Дт 68 (91) Кт 91 (68) - отражена курсовая разница по расчетам;

Дт 90 Кт 44 - списаны накладные расходы и таможенные платежи;

Дт 90 Кт 99 - отражена прибыль от экспорта;

Дт 52, субсчет "Транзитный валютный счет" Кт 62 - поступила валютная выручка с пересчетом ее в рубли по курсу ЦБ РФ на эту дату;

Дт 62 (91) Кт 91 (62) - отражена положительная курсовая разница по расчетам;

Дт 57, субсчет "Средства в инвалюте для обязательной выручки для обязательной продажи на валютном рынке" Кт 52, субсчет "Транзитный валютный счет" - депонируется часть валютной выручки для обязательной продажи с пересчетом в рубли.

При осуществлении организацией экспорта товаров с использованием услуг посреднических организаций бухгалтерский учет экспортных операций у нее ведется в общем порядке, причем выручка от реализации отражается на счете 90 "Продажи" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" не на момент отгрузки товара, а на момент получения сведений от комиссионера об отгрузке товара покупателю.

Порядок бухгалтерского учета экспорта товаров у посредника зависит от формы получения товара на реализацию и участия в расчетах за него.

Посредник, участвующий в расчетах, делает следующие записи:

Дт 004 - получены счета от экспортера по экспортируемым ценностям в оценке согласно договору;

Дт 44 Кт 52 - оплачены накладные расходы;

Дт 44 Кт 68 - отражена задолженность бюджету по таможенным платежам с пересчетом в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оформления таможенной декларации;

Дт 68 Кт 52 - оплачены таможенные платежи с пересчетом в рубли по курсу ЦБ РФ на эту дату;

Дт 91 (68) Кт 68 (91) - отражена курсовая разница по расчетам с бюджетом;

Дт 62 Кт 76 - направлены платежные документы покупателю с пересчетом в рубли по курсу ЦБ РФ на эту дату;

Дт 76 Кт 44 - отражены накладные расходы и таможенные платежи;

Дт 76 Кт 90 - отражена сумма комиссии посредника;

Дт 90 Кт 68 - отражена задолженность бюджету по НДС от суммы комиссии;

Дт 68 Кт 51 - перечислена задолженность бюджету;

Дт 52, 55 Кт 62 - получены валютные средства с пересчетом их в рубли по курсу ЦБ РФ;

Дт 76 Кт 52, 55 - перечислена выручка от продажи товаров организации - экспортеру.

Учет операций по обязательной продаже валютной выручки отражается в общем порядке.

Если посредник не участвует в расчетах, делаются записи:

Дт 52, субсчет "Транзитный валютный счет" Кт 90 - отражен валовой доход в размере комиссии с пересчетом в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения валюты;

Дт 90 Кт 68 - отражена задолженность по НДС с пересчетом в рубли по курсу ЦБ РФ;

Дт 68 Кт 52 - оплачена задолженность бюджету с пересчетом в рубли по курсу на эту дату;

Дт 91 (68) Кт 68 (91) - отражена курсовая разница по расчетам;

Дт 90 Кт 99 - отражен финансовый результат.

31. Особенности учета в розничной торговле.

32. Товарооборот в розничной торговле, формы расчетов за товар.

Расчет за товар может производиться как в наличной (путем внесения денежных средств в кассу организации), так и в безналичной форме (путем перечисления денежных средств на расчетный или иной счет организации в банке).

Оборот (выручку) от реализации товаров называют товарооборотом. Товарооборот делится на оптовый и розничный.

Розничный товарооборотом является продажа товаров (за наличный или безналичный расчет) населению для конечного потребления, а также организациям на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью – от оптовиков до конечного покупателя. Дт 50,57 кт 90.1. Размер товарооборота определяется по Кредитовому обороту сч.90.1 «Выручка».

33. Синтетический и аналитический учет движения товаров в розничной торговле: приемка, хранение и отпуск товаров.

Учет приобретенных товаров в розничной торговле ведется на счете 41 «Товары» на субсчете 41.2 «Товары в розничной торговле». В соответствии с ПБУ 5/01 организациям, осуществляющим розничную торговлю, предоставляется выбор метода оценки и учета приобретаемых товаров. Они могут оценивать приобретенные товары по покупным ценам, включая или не включая в них транспортные расходы, или по продажным ценам с отдельным учетом наценок и скидок.

Если фирма производит оценку приобретаемых товаров по продажным ценам, кроме субсчета 2 «Товары в розничной торговле» к счету 41, будет использоваться счет 42 «Торговая наценка». Тогда сумма списанных при продаже товаров будет определяться по продажной цене и совпадать с суммой полученной выручки, что удобно для контроля.

Так как один вид товаров может закупаться по разным ценам, в торговых фирмах может применяться оценка поступающих товаров по учетным ценам. Товары приходуются проводкой: дт 41.2 кт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» по учетной цене, а фактические расходы на приобретение товаров собираются по дебету счета 15 проводками: дт 15 кт 60 (76) – по покупным ценам согласно счету поставщика и на сумму транспортных расходов, связанных с приобретением товаров. В конце месяца обороты счета 15 сопоставляются и остаток списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Сальдо на счете 15 могут остаться, только если на конец месяца имеются товары в пути. По мере продажи товаров с кредита счета 41.2 списывается их учетная стоимость, а с кредита счета 16 – обычной или сторнировочной записью в зависимости от характера отклонений списывается сумма отклонений, приходящаяся на проданные товары.

34. Особенности учета продаж товаров в розничной торговле.

Учет продажи товаров в розничной торговле осуществляется на счет 90 «продажи».

Розничные фирмы могут учитывать товары по покупным или по продажным ценам. В первом случае порядок учета операций, как по приобретению, так и по продаже товаров идентичен порядку для оптовых предприятий. Но есть два нюанса. В случае если розничная торговля переведена на ЕНВД, не нужно составлять проводки по начислению НДС. И существует принципиальное отличие розничной торговли от оптовой.

В отличие от оптовых фирм, отгружающих товары в рамках заключенного договора и выписывающих документы на конкретного покупателя (с применением счет 62 «расчеты с покупателями и заказчиками»), розничные фирмы продают товар большому количеству частных лиц. Само заключение договора розничной купли-продажи происходит путем передачи покупателю кассового чека. Полученные от покупателя деньги сразу признаются выручкой: Дт 50 Кт 90.1 – отражена розничная выручка от продажи товаров. В остальном же бухгалтерские записи по оформлению выручки и списанию проданных товаров выглядят аналогично записям у оптовых фирм.

Если розничная фирма ведет учет товаров по продажным ценам, используется счет 42 «торговая наценка». Сумма полученной от покупателя выручки при данном методе учета совпадает с суммой, которую надо списать с кредита счета 41, а прибыль формируется путем списания части торговой наценки, относящейся к проданным товарам (реализованной торговой наценки).

Для этого необходимо рассчитать средний процент торговой наценки по формуле:

Ср.%ТН = ((ТНо + ТНп – ТНв) / (Рм + От)) * 100, где

ТНо – торговая наценка на остаток товаров на начало месяца (начальное сальдо по кредиту счета 42), ТНп – наценка по поступившим за месяц товарам (оборот по кредиту счета 42 за месяц), ТНв – наценка по выбывшим за месяц товарам, кроме реализованных, Рм – товарооборот за месяц (оборот по кредиту счета 90.1), От – остаток товаров на конец месяца (сальдо конечное по дебету счета 41).

Затем нужно умножить стоимость списанных сч счета 41.2 за месяц товаров (совпадающую с суммой полученной выручки) на полученный средний процент торговой наценки.

Полученную сумму отражают по дб счета 90.2 и кредиту счета 42 сторнировочной записью и при подсчете итогов вычитают.

35. Валовой доход в розничной торговле, порядок учета.

Бухгалтерский учет операций по продаже товаров ведется с использованием счета 90 "Продажи", где отражаются доходы (выручка), расходы, а также финансовый результат по обычным видам деятельности организации.

В организациях розничной торговли, которые ведут учет полученных товаров по продажным ценам и используют для учета торговой наценки счет 42 "Торговая наценка", учет продажи товаров ведется в следующем порядке:

Дт 62 и др. Кт сч. 90 - отражена продажная стоимость отгруженных товаров;

Дт 90 Кт 41 - отражена учетная стоимость отгруженных товаров;

Дт 90 Кт 42 - одновременно сторнируется сумма скидок (накидок), относящихся к проданным товарам.

Бухгалтерский учет операций по продажам товаров, продукции, работ и услуг на счете 90 ведется в порядке, позволяющем организациям, с одной стороны, определять ежемесячно финансовый результат (прибыль или убыток), с другой - для целей бухгалтерской отчетности накапливать в течение отчетного года информацию о данных, формирующих структуру показателей счета 90, которые участвуют при определении финансового результата. Для этого организации открывают на счете 90 субсчета: 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" и 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж".

Валовой доход в розничной торговле определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (включая НДС и акцизы). Выручка слагается из сумм, поступивших за оплату продукции на счета предприятия в банках или непосредственно в кассу организации. Предприятия, определяющие выручку от реализации и финансовый результат по методу начисления, определяют ее в размере стоимости реализованной продукции по ее отгрузке и предъявлению покупателям расчетных документов.

36. Порядок применения контрольно-кассовых машин. Расчеты с населением без применения ККМ.

Порядок применения контрольно-кассовых машин регулируется ФЗ РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Контрольно-кассовые машины, используемые для расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятий и включению в Государственный реестр. Заявлению на регистрацию по установленной форме подается по месту нахождения ККМ. К заявлению прилагается паспорт ККМ, а также договор на техническое обслуживание и ремонт в техническом сервисном центре. Технические центры подлежат регистрации в органах исполнительной власти субъектов РФ и действуют на основании лицензии. Регистрация производится в течение пяти дней с момента подачи заявления в налоговые орган. В случае реорганизации, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККМ.

ККМ применяются в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продажи товаров. При этом организация обязана выдавать покупателям чек или вкладной документ на котором должны отражаться следующие реквизиты: наименование и ИНН организации, заводской номер ККМ, порядковый номер чека, дата и время покупки, ее стоимость и признак фискального режима. Кроме того, на чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ, с учетом особенностей сфер их применения. Счета, квитанции, товарные чеки и другие документы, выдаваемые покупателям, не освобождают организации от применения ККМ.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. Чеки ККМ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю. Кассир - операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только при наличии на чеке подписи директора.

К работе на кассовой машине допускаются материально ответственные лица, освоившие правила по эксплуатации в объеме технического минимума.

На кассовую машину администрация заводит Книгу кассира - операциониста по форме N24. В книгу вписываются отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня. Она должна быть прошнурована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера предприятия и печатью.

При установке кассовых машин на прилавках магазинов Книга кассира - операциониста ведется по сокращенной форме N24-а. В этом случае на продавца распространяются обязанности кассира - операциониста. Допускается ведение общей книги на все машины. В этом случае записи производятся в порядке нумерации всех касс с указанием в числителе заводского номера налоговой машины.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККМ. Это организации и ИП, осуществляющие следующих видов деятельности: продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ). Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; продажи ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли (за исключением находящихся в них магазинов, павильонов, киосков, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами и пр.); разной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин и лотков; продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; продажи в сельской местности лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома; реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ; продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

37. Варианты учета торговых наценок в розничной торговле.

В розничной торговле учет товаров, как правило, ведется по розничным ценам. Это означает, что учетной ценой товара яв­ляется цена, по которой товар продается.

Доход продавца – это наценка на реализуемые товары. Чтобы деятельность торговой организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги.

Розничная цена единицы товара составляет: цена плюс наценка (Р + N). При этом на счете 41 учета товаров поступившая партия товара бу­дет числиться по продажной стоимости: сумма цены с наценкой, умноженная на количество товара ((Р + N) х Q).

Для учета товаров по продажной стоимости Планом счетов предусмотрен балансовый счет 42 «Торговая наценка». При по­ступлении товара в розничную торговую сеть следует сделать проводки:

41 / 60 - отражена покупная стоимость поступившего товара (стои­мость товара в ценах поставщика) – Р х Q;

41 / 42 - отражена наценка торговой организации - N х Q.

В результате этих проводок на балансовом счете 41 будет от­ражена продажная стоимость товара, то есть стоимость товара по розничным ценам.

В соответствии с пунктом 12.1.3 методических рекомендаций Роскомторга определить наценку можно по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров.

Для целей бухгалтерского учета торговая наценка, относящаяся к стоимости реализованных товаров, называется валовым доходом (п.12.1.1 Методических рекомендаций Роскомторга). Торговая наценка на товар при его оприходовании отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Розничные организации, начиная с 1января 2002г. вправе выбрать, каким образом им учитывать товары в БУ. Выбор должен быть закреплен в учетной политике.

Если по покупным ценам, то организация использует только счет 41 «Товары» и при этом объединяя БУ с налоговым.

Д 41 "товары" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д 19 "НДС по приобретенным ценностям" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок.

Для этого используя дополнительно к счету 41 «Товары» еще и счет 42 «Торговая наценка». Смысл использования сч.42 заключается в том, что организация получает возможность учитывать товары по продажной (с НДС) цене – т.е. на сч.41 отражать розничную продажную цену товара. Это позволяет организациям розничной торговли не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 в дебет сч. 90 стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки.

При этом сч.42 выполняет роль регулирующего, т.к. одновременно со списанием продажной стоимости товаров с него списывается сумма относящейся к этим продажам торговой наценки. Соответственно на сч.42 отражается разница между покупной ценой товаров без НДС и их продажной ценой с учетом НДС.

Д 41 "товары" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д 19 "НДС по приобретенным ценностям" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д 41 "товары" К 42 "торговая наценка".

Сумму торговой наценки после продажи товаров нужно списать. Согласно Инструкции по применению Плана счетов, при реализации товаров, учитываемых по продажным ценам, делаются проводки:

Дт 50 Кт 90.1 – отражена выручка от продажи товаров;

Дт 90.2 Кт 41 – списана стоимость реализованных товаров.

Поскольку товары на счете 41 учитываются по продажным ценам, то получается, что эти обороты равны. Поэтому одновременно корректируется дебетовый оборот по счету 90.2 на сумму реализованной торговой наценки: Дт 90.2 Кт 42 – сторнирована реализованная торговая наценка.

38. Порядок расчета номенклатуры-ценника.

Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура материалов – систематизированный перечень наименьших материальных, профессиональных, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на этом предприятии. Номенклатура должна содержать следующие данные о каждом материале: 1) технически правильное наименование в соответствии с ГОСТом. 2) Полная характеристика, которая включает марку, сорт, размер, единицы измерения и пр. 3) Номенклатурный номер, то есть условное обозначение материальных ценностей.Если в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником. В настоящее время применяют следующие методы оценки:1) Свободные цены устанавливаются предприятием самостоятельно при заключении договоров-поставок и применяются в виде отпускных цен при расчетах между предприятиями-поставщиками и предприятиями-покупателями с указанием их в платежных документах поставщика.2) По государственным, то есть прейскурантным, оптовым ценам.3) По номенклатурным, учетным ценам. Или может быть плановая себестоимость приобретаемых материалов, среднепокупные цены и др. Во всех случаях в основе цен лежат договорные или прейскурантные цены с добавлением планируемой (расчетной) величины транспортно-заготовительных расходов. Номенклатурно-учетные цены применяют для текущего оперативного учета наличия и движения материалов. Себестоимость фактическая рассчитывается бухгалтерией предприятия помесячно на основе следующих данных: 1) Договорная или плановая цена материалов. 2) Фактически израсходованные средства на провозную плату, то есть железнодорожный тариф. 3) Фактически произведенные расходы по разгрузке и доставке материалов на склад предприятия. 4) Фактически произведенные расходы на содержание специализированных заготовительных контор в местах заготовки. 5) Суммы потерь от недостачи сырья и материалов в пути в пределах норм естественной убыли. 6) Фактически произведенные расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов. Себестоимость фактическую можно рассчитать только по окончании месяца, поэтому в текущем учете используются твердые, заранее установленные цены. Они называются учетными ценами. Или могут быть плановые или договорные цены. Если используются договорные цены, то по окончании месяца рассчитываются суммы и проценты транспортных, заготовительных расходов (ТЗР) для доведения их до факта. Если используются плановые цены, то ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений факта от плана.

39. Расчет величины торговых наценок по идентифицируемым товарам.

В каждой фирме, которая занимается продажами, существует разница между той суммой, что покупатель видит на ценнике, и той, по которой компания приобретала определенный товар. Директор ориентируется на рыночные цены и дает указание бухгалтеру сделать ту или иную торговую наценку. Роскомторг утвердил Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. В них комитет предложил несколько вариантов расчета реализованной торговой наценки. На сегодняшний день нет каких-либо других официальных документов, устанавливающих иные способы. Определить наценку можно по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров.Способ определения наценки по ассортименту товарооборота нужен тем, у кого на разные группы товаров наценка не одинаковая. Сложность в том, что каждая из групп включает продукцию с одной и той же надбавкой. В этом случае необходим обязательный учет товарооборота. Согласно пункту 12.1.5 методических рекомендаций, валовой доход (ВД) определяют по следующей формуле:ВД = (Т1 x РН + Т2 x РН + ... + Тn x РН) : 100 (Т – товарооборот и РН – расчетная торговая надбавка по группам товаров).Для подсчета валового дохода по ассортименту остатка нужны данные о сумме торговой наценки на тот товар, который выявлен на конец отчетного периода. Чтобы получить эти сведения, необходимо вести учет начисленной и реализованной надбавки по каждому наименованию или по группам с одинаковыми способами расчета торговой наценки. Как правило, для определения этой суммы проводят инвентаризацию на конец каждого месяца. Данный способ наиболее трудоемкий. Его обычно используют фирмы с маленьким товарооборотом или если есть соответствующее программное обеспечение.Согласно пункту 12.1.7 методических рекомендаций, расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров проводят по формуле: ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк. Показатели означают следующее: ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка»); ТНп – торговая надбавка на продукцию, поступившую за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка»); ТНк – наценка на остаток в конце отчетного периода.

40. Расчет среднего процента торговых наценок.

В розничной торговле учет товаров, как правило, ведется по розничным ценам. Это означает, что учетной ценой товара яв­ляется цена, по которой товар продается.

Доход продавца – это наценка на реализуемые товары. Чтобы деятельность торговой организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги.

Розничная цена единицы товара составляет: цена плюс наценка (Р + N). При этом на счете 41 учета товаров поступившая партия товара бу­дет числиться по продажной стоимости: сумма цены с наценкой, умноженная на количество товара ((Р + N) х Q).

Для учета товаров по продажной стоимости Планом счетов предусмотрен балансовый счет 42 «Торговая наценка». При по­ступлении товара в розничную торговую сеть следует сделать проводки:

41 / 60 - отражена покупная стоимость поступившего товара (стои­мость товара в ценах поставщика) – Р х Q;

41 / 42 - отражена наценка торговой организации - N х Q.

В результате этих проводок на балансовом счете 41 будет от­ражена продажная стоимость товара, то есть стоимость товара по розничным ценам.

В соответствии с пунктом 12.1.3 методических рекомендаций Роскомторга определить наценку можно по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров.

Для целей бухгалтерского учета торговая наценка, относящаяся к стоимости реализованных товаров, называется валовым доходом (п.12.1.1 Методических рекомендаций Роскомторга). Торговая наценка на товар при его оприходовании отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Розничные организации, начиная с 1января 2002г. вправе выбрать, каким образом им учитывать товары в БУ. Выбор должен быть закреплен в учетной политике.

Если по покупным ценам, то организация использует только счет 41 «Товары» и при этом объединяя БУ с налоговым.

Д 41 "товары" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д 19 "НДС по приобретенным ценностям" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок.

Для этого используя дополнительно к счету 41 «Товары» еще и счет 42 «Торговая наценка». Смысл использования сч.42 заключается в том, что организация получает возможность учитывать товары по продажной (с НДС) цене – т.е. на сч.41 отражать розничную продажную цену товара. Это позволяет организациям розничной торговли не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 в дебет сч. 90 стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки.

При этом сч.42 выполняет роль регулирующего, т.к. одновременно со списанием продажной стоимости товаров с него списывается сумма относящейся к этим продажам торговой наценки. Соответственно на сч.42 отражается разница между покупной ценой товаров без НДС и их продажной ценой с учетом НДС.

Д 41 "товары" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д 19 "НДС по приобретенным ценностям" К 60 "расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д 41 "товары" К 42 "торговая наценка".

Сумму торговой наценки после продажи товаров нужно списать. Согласно Инструкции по применению Плана счетов, при реализации товаров, учитываемых по продажным ценам, делаются проводки:

Дт 50 Кт 90.1 – отражена выручка от продажи товаров;

Дт 90.2 Кт 41 – списана стоимость реализованных товаров.

Поскольку товары на счете 41 учитываются по продажным ценам, то получается, что эти обороты равны. Поэтому одновременно корректируется дебетовый оборот по счету 90.2 на сумму реализованной торговой наценки: Дт 90.2 Кт 42 – сторнирована реализованная торговая наценка.

Роскомторг утвердил Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. В них комитет предложил несколько вариантов расчета реализованной торговой наценки. На сегодняшний день нет каких-либо других официальных документов, устанавливающих иные способы. В соответствии с пунктом 12.1.3 методических рекомендаций Роскомторга определить наценку можно по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров. Рассмотрим способ по среднему проценту подробнее.Данный способ самый простой. Его может применять любая фирма, учитывающая товар по продажным ценам. Согласно пункту 12.1.6 рекомендаций, валовой доход по среднему проценту нужно рассчитать по формуле: ВД = (Т x П) : 100 (П – средний процент валового дохода, Т – товарооборот). Средний процент валового дохода будет равен:П = ((ТНн + ТНп – ТНв) : (Т + ОК)) x 100.Разберем показатели последней формулы:ТНн – торговая надбавка на остаток продукции на начало отчетного периода (сальдо счета 42);ТНп – наценка на поступившие за это время товары,ТНв – на выбывшие (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период). Под выбытием в данном случае понимают возврат товаров поставщикам, списание порчи и т. п. ОК – остаток на конец отчетного периода (сальдо счета 41).При способе нахождения наценки по среднему проценту покупная стоимость проданного товара в бухгалтерском учете может не совпадать с таким же показателем в налоговом учете. Это происходит из-за того, что на разные группы может быть разная надбавка. При расчете реализованной наценки в бухгалтерском учете все данные усредняются. В налоговом же, согласно статье 268 Налогового кодекса, выручку от продажи уменьшают на стоимость приобретенных товаров, которую определяют в соответствии с учетной политикой.

41. Варианты учета торговых издержек.

В организациях торговли учет торговых издержек рекомендуется вести в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов в организациях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом РФ по торговле с учетом норм, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций.

Торговые издержки – это расходы, связанные с реализацией товаров и услуг. Они учитываются по номенклатуре статей затрат: транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря, амортизация основных средств и расходы на их ремонт, расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, расходы на рекламу, затраты на оплату процентов за пользование займом, потери товаров и технологические расходы, расходы на тару и прочие расходы. Организации с учетом специфики своего производства могут использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей торговых издержек.

Организация в соответствии с учетной политикой может списывать торговые издержки на себестоимость проданных товаров в полном размере либо частично. При полном списании издержек обращения их сумма ежемесячно списывается с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 "Продажи".

При частичном списании торговых издержек их сумма распределяется в части расходов на транспортировку - между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца, в остальной части - ежемесячно списывается организацией на себестоимость проданных товаров в дебет счета 90 "Продажи". Организация ежемесячно определяет сумму торговых издержек, приходящуюся на проданные товары, как разницу между суммой издержек, числящихся на конец месяца и образованных за месяц, и их стоимостью, приходящейся на остаток непроданных товаров. Издержки, приходящиеся на остаток непроданных товаров, исчисляются по среднему проценту торговых издержек и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируют транспортные расходы, приходящиеся на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2) определяют стоимость товаров, проданных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3) отношением определенной в п.1 суммы издержек обращения и производства к сумме проданных и оставшихся товаров (п.2) находят средний процент издержек в общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов исчисляют их сумму, относящуюся к остатку непроданных товаров на конец месяца.

Сумму торговых издержек и производства, приходящуюся на проданные товары, списывают ежемесячно с кредита счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 "Продажи".

Торговые издержки, приходящиеся на остаток непроданных товаров, продолжают учитываться на счете 44 "Расходы на продажу".

Совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров принято называть расходами на продажу. Расходы на продажу (издержки обращения), это текущие расходы торговых, сбытовых, снабженческих организаций на осуществление их основной деятельности.

Не относятся к расходам на продажу (издержкам обращения) расходы капитального характера, расходы, непосредственно не связанные с торговой деятельностью организации.

В бухгалтерском учете выделяют три группы хозяйственных операций, связанных с издержками обращения торговых организаций:

1. включение издержек обращения непосредственно в затраты отчетного периода (текущие расходы на продажу)

Все расходы относятся на счет 44 «Расходы на продажу». Формирование издержек обращения ведется по местам их возникновения, а затем по их видам (статьям). Учет нормируемых расходов на сч.44 рекомендуется вести с выделением расходов в пределах норм и сверх норм.

В течение месяца расходы на продажу собираются по Д 44, а по окончании месяца списываются на сч.90 «Продажи», в той их части, которая приходится на реализованные за текущий месяц товары. Сч.44 имеет дебетовый остаток. Это та сумма издержек обращения, которая приходится на остаток товаров, не реализованных на конец отчетного периода.

2. отражения затрат в составе расходов будущих периодов

Расходы будущих периодов возникают в ситуациях, когда время выполнения работ, услуг может не совпадать со временем осуществления затрат. Учет расходов, произведенных (оплаченных) в отчетном периоде, но относящихся к последующим отчетным периодам, ведется на сч.97 «Расходы будущих периодов».

К ним относятся расходы по ремонту ОС, арендная плата за аренду ОС, расходы по подписке на периодические издания, расходы по оплате услуг связи и др.

Списание расходов со сч. 97 на издержки обращения производится равными долями в тех отчетных периодах, к которым они относятся: Д 44/ К 97

3. создание резерва предстоящих расходов и отнесение их на издержки разных отчетных периодов

Под предстоящие расходы и платежи торговая организация может создавать резервы путем предварительного равномерного отнесения сумм отчислений на издержки обращения отчетного периода (если это предусмотрено ее учетной политикой).

Учет таких резервов ведется на пассивном сч.96 «резервы предстоящих расходов и платежей»

Резервирование будущих затрат позволяет выравнивать финансовые результаты в течение года.

Основные виды резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, ремонтный фонд или резерв на ремонт ОС, резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  226  227  228   ..