Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  167  168  169   ..

 

 

Анализ в системе управления производственно-ассортиментной программой

Анализ в системе управления производственно-ассортиментной программой

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3

1. Оценка выполнения задания и динамика показателей объема

продукции и его структура……………………..…………………………………….4

2. Анализ ассортимента продукции и ритмичность ее производства…..……........12

Практическая часть …………………………………………………………………..19

Заключение …………………………………………………………………………...24

Библиография ……………………………………………………………………..….26

Введение

Развитие рыночных отношений требует от предприятия эффективных форм хозяйствования и управления производством, конкурентоспособности продукции и услуг, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроэкономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью профессиональной подготовки. Знание и умение применять анализ хозяйственной деятельности – залог плодотворной работы и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

В современных условиях для каждого предприятия важным является контроль за выполнением производственно-ассортиментной программы. Важность его в том, что это обеспечивает своевременное выполнение договорных обязательств перед покупателями. В условиях рыночной экономики потеря клиента является негативным последствием для предприятия и несет риск снижения прибыли и в конечном счете банкротства предприятия.

Ассортимент выпускаемой продукции, прежде всего, зависит от производственного потенциала предприятия, т.е. какими ресурсами обладает предприятие, как распоряжается этими ресурсами. А также зависит и от спроса покупателей на эту продукцию, а это зависит от качества производимой продукции, ритмичности ее производства, конкурентоспособности и т.д.

1.Оценка выполнения задания и динамики показателей объема продукции и его структура

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производ­ства и темпов его роста. Основная задача предприятия — наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией.

Основные показатели объема производства - товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведённой продукции и выпол­ненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Она зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включаются ос­татки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Она характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

- стоимость готовых изделий (готовая продукция – ГП);

- полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия (ПФс);

- стоимость переработки сырья и материалов заказчика (Сп.с.м.з.);

- стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды предприятия (продукция вспомогательных цехов) (Пв.ц.);

- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону (Рп.хар.).

ТП = ГП + ПФс + Сп.с.м.з. + Пв.ц. + Рп.хар. (1)

По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов, спецналогов.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анализа используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу

Таблица 1.

Динамика и выполнение плана по объему производства продукции

Показатели

Предш.год

Отчетный год Отклонение от прошлого года Отклонение от плана
План Факт Сумма % Сумма %
1.Объем продукции в действ.опт.ценах предпр.,тыс.руб. 8 908 8 940 10 900 1 992 22,4 1 960 21,9
2. Объем продукции в сопоставимых ценах предприятия, тыс.руб. 10 800 10 836 10 900 100 0,9 64 0,6

В качестве сопоставимых цен приняты цены отчетного года.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что объем продукции (работ, услуг) увеличился против прошлого года на 1 992 тыс.руб., или 22,4 %, а против плана – на 1 960 тыс.руб., или 21,9 %, что является в основном результатом роста цен, а не увеличения объема продукции.

Реально физический объем продукции в отчетном году увеличился против прошлого года на 100 тыс.руб., или 0,9 % , а против плана – на 64 тыс.руб., или 0,6 %.

За счет повышения цен объем продукции в стоимостном выражении увеличился против прошлого года на 1 892 тыс.руб. или на 21,5 %, а против плана – на 1 896 тыс.руб., или 21,3 %.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.

Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показа­телей эффективности производства применяются показатели чистой (условно чис­той) и нормативно-чистой продукции. Величина норматива чистой продукции оп­ределяется исключением из отпускной цены материальных затрат, включая аморти­зационные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элемен­тов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показате­лей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обуслов­лено снижением или повышением материало-емкости фактически выпущенной про­дукции.

Объем производства продукции зависит и от того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке. Реализация продукции – связующее звено между производством и потребителем. Она выражается в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральныепоказатели объёмов производства продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объёмов производства продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обоб­щенной характеристики объёмов производства, например, используется такой пока­затель, как тысячи условных банок.

Нормативныетрудозатраты используются также для обобщенной оценки объё­мов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного про­изводства не представляется возможным использовать натуральные или услов­ные измерители.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а так же производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи.

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции по плану, отчету и за предыдущий год умножить на норму времени изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана.

Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объемы производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.

Таблица 2.

Наименование изделия

Количество вып.продукции, тыс.шт. Оптовая цена в руб. за единицу З/п на единицу, руб. Выпуск продукции в опт.ценах, тыс.руб. Объем производства в норм.з/п, тыс.руб.
План Факт План Факт План Факт
А 8,545 8,625 400 30 3 418 3 450 256,4 258,8
Б 20 20 100 40 2 000 2 000 800 800
Итого: 5 418 5 450 1 056,4 1 958,8
В % 100,59 100,23

На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что темпы роста объема продукции в стоимостном выражении опережают темпы роста объема производства в нормативной зарплате на 0,36 пункта. Это произошло вследствие изменения структуры выпуска продукции, а именно, повысился удельный вес выпуска изделия А, являющегося более дорогостоящим и менее трудоемким по сравнению с изделием Б, удельный вес которого снизился по сравнению с планом.

Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.

Основные задачи выполнения задания и динамики показателей объема продукции:

— оценка динамики основных показателей, при этом сравниваются показатели за отчетный и предыдущий периоды. Если сравниваем показатели за ряд лет, то анализ называется трендовый;

— изучение напряженности планового задания при этом сравниваются показатели по бизнес-плану за фактический и предыдущий период. Если разность между ними больше нуля, то это значит, что плановое задание было принято напряженно с учетом имеющихся на предприятии неиспользованных возможностей (резервов), если разность между ними меньше нуля, то это свидетельствует о снижении производственного потенциала предприятия;

— оценка выполнения бизнес-плана, при этом сравниваются фактические показатели за отчетный период с заданием по бизнес-плану. Положительное значение показателей означает сверхплановый выпуск, отрицательное значение – недовыполнение бизнес-плана;

— изучение ассортимента выпускаемой продукции в натуральном выражении;

— оценка структуры объема выпуска продукции.

Структура продукции – это удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме. В экономическом анализе этот показатель играет большую роль, так как в условиях рыночной экономики менеджеры предприятия должны постоянно изучать ассортимент продукции, ее долю в общем объеме для того, чтобы оптимизировать не только показатели объема продукции, но и затраты и финансовые результаты.

Расчет влияния структуры производства и уровень объема выпуска и прибыли можно определить, используя способ цепных подстановок. Для этого необходимо определить плановый и фактический объем выпуска (при изменении структуры), найти отклонение по объему выпуска. Затем рассчитать коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию ((фактический объем/плановый объем)*100 %) (по выпуску в натуральном выражении).

Затем пересчитать плановый выпуск продукции по каждому виду на коэффициент выполнения по товарной продукции (Квп) и в целом по предприятию, что позволит определить товарный выпуск продукции при фактическом объеме выпуска по плановой структуре:

VТПvф.стр.пл. = Vтп.пл * Квп (2)

Чтобы определит влияние структуры, необходимо из фактического выпуска товарной продукции (исчисленного при всех фактических показателях) вычесть товарный выпуск продукции при фактическом объеме, но плановой структуре. Если при фактической структуре объем товарной продукции вырастает, то это свидетельствует о том, что увеличилась доля более дорогостоящей продукции в общем ее выпуске. Определить влияние изменения структуры на изменение выпуска продукции можно и способом процентных разностей, по формуле:

+ Vвп.стр. = (Квп.ст. – Квп.н) * Vвп.пл, (3)

где + Vвп.стр. – изменение объема выпуска продукции за счет изменения структуры;

Квп.ст., Квп.н – соответственно, коэффициенты выполнения плана по производству прдукции, рассчитанные на основании стоимостных и условно-натуральных показателей;

Vвп.пл – запланированный выпуск в стоимостном выражении.

Изучая динамику и давая оценку бизнес-плану, определяются показатели темп роста и темп прироста. Темпы роста и прироста измеряются как в стоимостном выражении, так и в % отношении.

Изменение структуры производимой продукции можно рассмотреть в следующей таблице.

Таблица 3.

Структура продукции

Наименование продкуции Структура продукции, %
Предыд.период Бизнес-план Факт
А 45 56 59
В 15 16 15,9
С 40 28 25,1
100 100 100

1. Определяем динамику:

59 – 45 = 14 % по продукции А

15,9 – 15 = 0,9 % по продукции В

25,1 – 40 = - 14,9 % по продукции С

2. Оценка выполнения бизнес-плана:

59 – 56 = 3 % по продукции А

15,9 – 16 = - 0,1 % по продукции В

25,1 – 28 = - 2,9 % по продукции С

3. Определяем напряженность выпуска продукции:

56 – 45 = 11 % по продукции А

16 – 15 = 1 % по продукции В

28 – 40 = - 12 % по продукции С

Судя по данным таблицы 3. можно сделать вывод, что структура продукции в отчетном периоде несколько отличается от бизнес-плана и предыдущего периода, то есть доля продукции А по сравнению с предыдущим периодом возросла на 14 %, В – на 0,9 %, С – сократилась на 14,9 %. Если сравнить эти изменения с предусмотренными по бизнес-плану по сравнению с предыдущим периодом, тенденция сохранилась, сократилась доля продукции С. Такие изменения в структуре в экономическом анализе называются структурные сдвиги. Структурные сдвиги оказывают большое влияние на все показатели, характеризующие деятельность предприятия, а именно на объем продукции. Объем продукции влияет на себестоимость и прежде всего на прибыль и рентабельность предприятия. При увеличении доли продукции более рентабельной относительно других видов продукции приводит и к росту прибыли предприятия.

2. Анализ ассортимента продукции и ритмичность ее производства

В современных условиях для каждого предприятия важным является контроль за выполнением задания по ассортименту продукции. Важность его в том, что это обеспечивает своевременное выполнение договорных обязательств перед покупателями. В условиях рыночной экономики потеря клиента является негативным последствием.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необ­ходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклату­ре.

Номенклатура - перечень наименований изделий с указанием кодов, установ­ленных для соответствующих видов продукции в действующем Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденном постановлением Гос­стандарта от 30.12.1993 г. № 301.

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприя­тие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с дру­гой, - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, тех­нологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Сис­тема формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по вне­дрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассор­тименте продукции.

Основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продук­ции делятся на внутренние и внешние. К внутренним причинам относят:

- недостатки в организации производства;

- плохое техническое состояние оборудования;

- простои;

- аварии;

- недостаток средств;

- недостатки в системе управления и материального стимулирования.

К внешним причинам относятся:

- конъюктура рынка;

- изменение спроса на отдельные виды продукции;

- состояние материально-технического обеспечения;

- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей пред­приятия по независящим от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по методу наименьшего числа, либо по методу среднего числа. Среднее число рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции, зачтён­ного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Задание по ассортименту считается выполненным, если по всем видам продукции имеет место увеличение выпуска. В этом случае выполнение задания по ассортименту считается выполненным и составляет 100 %.

Если имеет место недовыполнения выпуска продукции хотя бы по одному из виду, то в этом случае план не выполнен. Здесь следует рассчитать уровень выполнения задания по ассортименту в процентах. Используем способ наименьшего числа.

Таблица 4.

Выполнение плана по ассортименту продукции

Наименование продукции Выпуск продукции, тыс.шт. Цена Выпуск в стоимостном выражении, тыс.руб. Засчитано в выполнение плана по ассортименту
бизнес-план факт бизнес-план факт
А 36 43 80 2 880 3 440 2 880
В 105 115 8,0 840 920 840
С 63 60 23,49 1 480 1 409 1 409
5 200 5 769 5 129

В счет выполнения плана принимается фактический выпуск в пределах планового задания [9, ст.48].

% выполнения плана = Объем выпущенной продукции, засчитанной в счет выполнения плана/ объем продукции по бизнес-плану

% выполнения плана = 5 129/5 200* 100 = 98,6 %

Таким образом расчеты показали, что анализируемое предприятие не выполнило задание по ассортименту за счет продукции С, уровень составил 98,6 %. Если предположить, что на весь объем продукции С имели место договора, то в этом случае предприятие будет иметь штрафные санкции, что отрицательно скажется на прибыли.

Основным условием выполнения задания по выпуску продукции и ассортименту является обеспечение ритмичности работы выпуска продукции. Важным показателем эффективности производства является ритмичность производства. Под ритмичностью понимают равномерность выпуска продукции в равные отрезки времени в течении отчетного периода.

Ритмичная работа — основное условие своевременного выпуска продукции.

Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного выпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели:

— снижается качество продукции;

— увеличивается объём незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;

— не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

— несвоевременно поступает выручка;

— перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы.

Всё это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели:

— коэффициент ритмичности;

— коэффициент аритмичности;

— удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску;

— удельный вес произведённой продукции за каждый месяц к квартальному выпуску;

— удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объ­ёму производства;

— удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности:

— наличие доплат за сверхурочные работы;

— оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта;

— потери от брака;

— уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции;

— наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и го­товой продукции на складах.

Обобщающим показателем равномерности выпуска продукции является коэффициент ритмичности, который показывает удельный вес продукции, сданной без нарушения графика [9, ст.56-57].

Коэффициент ритмичности можно определить несколькими способами:

1. Коэффициент ритмичности (Крит) равен отношению суммы фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме планового выпуска продукции за этот же период:

Крит = ∑(ВП пл i – ВП н i ) , (4)

ВПплi

где ВПплi– плановый выпуск продукции за i- периоды;

ВПнi– недовыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.

2. Коэффициент ритмичности можно определить путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Чем ближе коэффициент ритмичности производства к единице, тем равномернее выполнение задания.

Данные для характеристики работы хозяйствующего субъекта и исчисление коэффициента ритмичности можно получить из оперативно-технической отчетности.

Таблица 5.

Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декады месяца

Выпуск продукции по декадам , тыс. руб.

Удельный вес,

%

Засчитывается в счет выполнения плана
План Факт План Факт Факт к плану Тыс.руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8
Первая 3 060 2 032 30,9 18,6 20,5 2 032 20,5
Вторая 3 474 2 894 35,1 26,6 29,2 2 894 29,2
Третья 3 366 5 974 34,0 54,8 60,4 3 366 34,0
Итого 9 900 10 900 100,0 100,0 110,1 8 292 83,7

1 способ – Крит = 4 146/4 950 = 0,837 или 83,7 %.

2 способ – Крит = 20,5 + 29,2 + 34,0 = 83,7 %.

Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом- графиком.

Для оценки ритмичности производства определяется коэффициент аритмичности как сумма как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от планового задания за каждый день (неделю, декаду):

К арит = (( 2 032 – 3 060) + (2 894 – 3 474)) / 9 900 = 0,163

Коэффициент аритмичности (Карит) можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и 1:

К арит = 0,837 – 1 = 0,163.

Затем необходимо выявить причины неритмичной работы, которые могут быть разными. Необходимо выявить как внешние (несвоевременная поставка сырья, материалов поставщикам, отключение электроэнергии, забастовки предприятий-смежников и т.д.), так и внутренние (низкий уровень организации производства и труда, низкий уровень применяемой технологии, недостаточное финансовое состояние и т.д.) причины. Выявление причин и их классификация позволяют определить мероприятия по повышению ритмичности.

В заключении необходимо определить стоимость недоданной продукции в установленные планом-графиком сроки в результате неритмичной работы предприятия.

Стоимость недовыпущенной продукции (-∑V) определяется путем умножения планового объема выпуска (Vпл) на коэффициент аритмичности:

-∑V = Vпл * Карит = 9 900 * 0,163 = 1 613,7 тыс.руб.

Упущенные возможности хозяйствующего субъекта в связи с неритмичностью работы определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного, среднемесячного) объема производства за сутки (декады, месяцы).*

-∑V = ∑Vф – Vmaxсутки(декада) = 10 900 – ( 5 974 * 3) = - 7 022 рублей.

_________

* Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2005.

Практическая часть

Таблица 6.

Анализ выполнения производственной программы

В тыс.руб.

Показатели

Предыдущ. период Отчетный период Отклонение
План Факт в тыс.руб. в %
1.Объем продукции в сопоставим.ценах 19 743 20 654 21 197 543 102,63
- на экспорт 2 250 2 490 2 720 230 109,24
2.Уд.вес продукции на экспорт 0,1140 0,1206 0,1283 0,0077 106,38
3.Объем продукции в действ.ценах 19 599 21 720 22 173 453 102,09
4.Ср.списочная численность рабочих (чел.) 200 192 183 -9 95,31
5.Производит.труда рабочих 98,715 107,573 115,830 8,257 107,68
6.Прибыль 6 559 7 014 455 106,94

Вывод: Как показывает таблица 6, за отчетный период объем продукции вырос на 543 тыс.руб. или на 2,63 % по сравнению с планом. Объем продукции на экспорт также возрос на 230 тыс.руб. или на 9,24 % благодаря росту качества производимой продукции. Также вырос объем продукции в действующих ценах на 453 тыс.руб. или на 2,09 %, также за счет повышения качества продукции.

Производительность труда возросла на 8,257 тыс.руб. или на 7,68 % не смотря на уменьшение численности рабочих на 9 чел., за счет сверхурочных работ или за счет более эффективного или модернизированного оборудования.

По сравнению с предыдущим периодом также наблюдается рост объема продукции как в сопоставимых так и в действующих ценах. Отсюда рост прибыли на 455 тыс.руб. или на 6,94 %, что говорит об увеличении эффективности деятельности предприятия.

Рассмотрим производство отдельных видов продукции на предприятии.

Таблица 7.

Виды продукции

План

(тыс.компл.)

Факт

(тыс.компл.)

Отклонение
В тыс.компл. В %
1. Боры зубные 228,0 228,6 0,6 100,26
2. Наконечники к бормашинам

612,0

611,9

- 0,1

99,98

3. Пульпоэктрак- торы

53,5

54,9

1,4

102,62

Вывод: Как видно из таблицы 7, план производства продукции боры зубные и пульпоэкстракторы был перевыполнен соответственно на 0,26 % и на 2,62 %. Но имело место недовыполнение плана по производству наконечников к бормашинам на 0,02 %. Таким образом предприятие может понести убытки в связи с недовыполнением плана по некоторым видам продукции, но также эти убытки может перекрыть перевыполнение плана по другим видам продукции.

Таблица 8.

Виды продукции

Плановые цены

(руб.)

Фактические цены

(руб.)

Плановый объем продукции

(тыс.руб)

Фактический объем продукции

(тыс.руб.)

Отклонение
В тыс.руб. В %
1 2 3 4 5 6 7
Боры зубные 45,23 46,73 10 312 10 683 371 103,6
Наконеч. к бормашинам

9,30

9,57

5 692

5 856

164

102,9

Пульпоэкс-тракторы

26,20

17,29

1 402

949

-453

67,7

1 2 3 4 5 6 7
Прочая продукция

3 204

3 685

481

115,01

Всего 20 610 21 173 563 102,73

Вывод: В целом объем производства продукции вырос на 563 тыс.руб. или на

2,73 %. Положительно повлияли на рост объема продукции боры зубные на 371 тыс.руб. или на 3,6 %, наконечники к бормашинам на 164 тыс.руб. или на 2,9 %, прочая продукция на 481 тыс.руб. или на 15,01 %. А так же имело место снижение объема продукции по пульпоэкстракторам на 453 тыс. руб. или на 32,3 % в следствии снижения цены на данную продукцию, что в целом не значительно сказалось на общем объеме производства.

Таблица 9.

Продукция принимаемая в зачет плана по ассортименту.

Виды продукции План Факт В зачет выполнения плана по ассортименту
Боры зубные 10 312 10 683 10 312
Наконечники к бор машинам 5 692 5 856 5 692
Пульпоэкстракторы 1 402 949 949
Прочая продукция 3 204 3 685 3 204
Всего: 20 610 21 173 20 157

В счет выполнения плана принимается фактический выпуск продукции в пределах планового задания.

% выполнения плана = 20 157/ 20 610 * 100 % = 97,8 %

таким образом расчет показал, что анализируемое предприятие не выполнило задание по ассортименту. Уровень выполнения составил 97,8 %, то есть недовыполнение на 2,2 % связано с продукцией пульпоэкстракторы.

Если предположить, что на весь объем продукции по пульпоэкстракторам имели место договора, то в этом случае наше предприятие ждут штрафные санкции по невыполнению договоров, что отрицательно скажется на прибыли.

Теперь рассчитаем коэффициент ритмичности выпуска продукции.

Таблица 10.

Квартал

Выпуск продукции в %,

по декадам

Итого за квартал (%)
I II III

I

По плану 31,9 33,2 34,9 100
Факт 31,5 32,9 35,6 100
Отклонение 0,4 0,3 0,7

II

По плану 32,3 32,9 34,8 100
Факт 31,3 34,0 34,7 100
Отклонение 1,0 1,1 0,1

III

По плану 32,6 33,1 34,3 100
Факт 31,6 34,0 34,4 100
Отклонение 1,0 0,9 0,1

IV

По плану 32,0 33,5 34,5 100
Факт 31,2 33,5 35,3 100
Отклонение 0,8 0 0,8

Коэффициент аритмичности за I квартал = 0,4 + 0,3 + 0,7 = 1,4 %

Коэффициент ритмичности за I квартал = 100 – 1,4 = 98,6 %

Коэффициент аритмичности за II квартал = 1,0 + 1,1 + 0,1 = 2,2 %

Коэффициент ритмичности за II квартал = 100 – 2,2 = 97,8 %

Коэффициент аритмичности за IIIквартал = 1,0 + 0,9 + 0,1 = 2 %

Коэффициент ритмичности за III квартал = 100 – 2 = 98 %

Коэффициент аритмичности за IV квартал = 0,8 + 0 + 0,8 = 1,6 %

Коэффициент ритмичности за IV квартал = 100 – 1,6 = 98,4 %

Вывод: Расчеты показывают, что производство продукции было не ритмичное. Так по первому кварталу ритмичность составила 98,6 %, причина - сокращение выпуска продукции в первой и во второй декаде этого квартала на 0,4 и 0,3 % соответственно.

По второму кварталу ритмичность составила 97,8 %, причина – сокращение выпуска продукции в первой и третьей декаде на 1,0 и 0,1 % соответственно.

По третьему кварталу ритмичность составила 98 %, причина – сокращение выпуска продукции в первой декаде на 1 %.

По четвертому кварталу ритмичность составила 98,4 %, причина – также сокращение выпуска продукции в первой декаде на 0,8 %.

Это может привести к невыполнению плана выпуска продукции, уменьшению объема продаж отсюда уменьшение прибыли. Несвоевременное получение выручки приведет к росту долгов перед контрагентами и в конечном счете это приведет к снижению платежеспособности и даже к банкротству предприятия.

Заключение

Проработка данной темы позволяет определить темпы роста производства продукции, давать оценку выполнения планового задания, выявлять влияние отдельных факторов на изменение объемов производства, определить выполнение плана по структуре и ассортименту товарной продукции, анализировать ритмичность производства.

Рост объема продукции влияет на себестоимость и прежде всего на материальные затраты, а также оказывает влияние на прибыль и на рентабельность. При увеличении доли продукции более рентабельной относительно других видов продукции приводит и к росту прибыли.

Структура производства также влияет на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если имеет место недовыполнение выпуска продукции хотя бы по одному из виду, то в этом случае план считается не выполненным. И если имели место договора по этому виду продукции, то в этом случае предприятие ждут штрафные санкции, что снизит прибыль и рентабельность предприятия. Это все ведет к потери клиентов и заказчиков, а значит продукция будет не конкурентоспособной на рынке и предприятие ждут убытки.

На выпуск продукции также влияет ритмичность выпуска. Ритмичная работа – основное условие своевременного выпуска продукции. Ритмичность означает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом. Ритмичность улучшает все экономические показатели:

— повышается качество продукции;

— уменьшается объём незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, увеличивается оборачиваемость капитала;

— вовремя выполняются поставки по договорам, это ведет к росту клиентов ;

— своевременно поступает выручка;

Всё это снижает себестоимость продукции, увеличивает суммы прибыли, финансовое состояние предприятия заметно улучшается.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что при соблюдении всех перечисленных условий всеми предприятиями будет улучшаться экономическое состояние страны в целом, а это очень важно при развитии рыночной экономики.

Библиография

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 1998.

2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2003.

3. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. ЧИЭМСПбГТУ.Чебоксары, 1999.

4. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2005.

5. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2005

6. Максютов А.А. Экономический анализ. М.: Юнити-Дана, 2005.

7. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра – М, 2005.

9. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2005.

10. Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Дашков и К, 2005.

11. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. М.: Данилов и Ко, 2003.

12. Шадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2004.

13. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М, 2005.

14. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. М.: Дело и Сервис, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  167  168  169   ..